Обсуждаемое
Опрос
Ваш возраст
меньше 20
20-29
30-39
40-49
50-59
60-69
70-79
больше 80
Популярное
«    Октябрь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Как «заваливают» вузы. Деятельность Минобрнауки способна понизить образовательный уровень страны

Как «заваливают» вузы. Деятельность Минобрнауки способна понизить образовательный уровень страны

Результаты нового мониторинга вузов Министерством образования и науки усилили тревожные ожидания от деятельности ведомства. В «группе риска» 240 вузов и 780 филиалов. Им не удалось набрать минимально необходимые результаты хотя бы по четырём показателям из семи.

Среди показателей, к слову, финансово-экономические успехи. Мало зарабатываешь, нечем платить за аренду в центре Москвы? Видимо, значит, «давай, до свиданья».

Так, в столице среди кандидатов на закрытие – 90 университетов из 225 действующих в городе, в том числе такие именитые, как МАМИ, РГГУ, РГСУ, МЭСИ, МАРХИ и Строгановка. Судьбу именитых и весьма необходимых экономике и инфраструктуре страны вузов станет решать в июне некая межведомственная комиссия.

Нужна ли нам Академия водного транспорта или кузница архитекторов МАРХИ? Следует учитывать, что в пограничном состоянии – выполнен самый минимальный «норматив» – такие знаменитые вузы, как Московский государственный юридический университет им. Кутафина, Российский государственный геологоразведочный университет им. Орджоникидзе, Московский государственный университет печати им. Фёдорова, Всероссийская академия внешней торговли.

Возмущённо выступая в Госдуме, депутат Александр Хинштейн заявил: «Это не какие-то, извините, за выражение, живопырки, это вузы, имеющие многолетнюю историю, вузы, пользующиеся серьёзным авторитетом, вузы, которые завоевали своё место под солнцем».

По словам депутата, в результате того, что не было услышано требование о выделении в отдельную группу вузов педагогической направленности, почти четверть из «неэффективных» — педвузы.

Нам готовят катастрофу педагогического образования? Кого впоследствии будут готовить наши школы, куда на место ветеранов не придут молодые профессионалы? Просто потому что им неоткуда будет взяться. И о какой инновационной, наукоёмкой экономике мы после этого говорим?

Необъяснимый характер зачисления вузов в «зону риска» и фактическая келейность при выставлении министерских оценок привели к скандалу. Было сорвано заседание рабочей группы Минобрнауки, где предполагалось обсудить, какие вузы выносить на межведомственную комиссию по эффективности. Однако депутаты Николай Булаев и Вячеслав Никонов, заммэра Москвы Леонид Печатников и руководитель столичного департамента образования Исаак Калина покинули заседание. Демарш они объясняют тем, что обсуждать с ними никто ничего не собирался, поскольку в министерстве всё решили заранее.

С коллегами солидарен депутат Госдумы Владимира Бурматов, который также считает, что у Минобрнауки ответы на вопрос о том, какие вузы являются неэффективными, заготовлены задолго до обсуждения.

«Зачем вообще сейчас проводить этот мониторинг, если министерство давно для себя всё решило и ответы для себя дало», – недоумевает Бурматов. По его мнению, «формальная процедура, не имеющая ничего общего с действительностью», имеет своей первоосновой имущественные интересы ряда чиновников Минобрнауки. Бурматов замечает: «Зачем мучить ректоров и коллективы вузов этой историей с мониторингом, если заранее всё решено: кого закрывать, у кого забирать здания. Поскольку, судя по всему, квадратные метры и гектары земли, принадлежащие вузам, являются единственным интересом министерства».

Это жёсткая оценка, но некоторые вещи заставляют задуматься. Когда депутат говорит, что вопреки решению избавиться от «шарашкиных контор» им «пачками выдают дипломы», с этим трудно не согласиться. При этом в неэффективные попадают знаменитые государственные вузы, которые принято считать ведущими в своих отраслях.

Занятно, что ситуация с тем же МАРХИ происходит не первый раз. Его уже пытались признать неэффективным, но отстояли как ведущий архитектурный университет страны. Потом в одной из программ центрального телевидения прозвучала информация, что у МАРХИ просто хотели отобрать здание. То, что происходит сегодня, слишком напоминает «второй заход» и отдаёт далёким от образовательной среды цинизмом.

Особенно странными выглядят эти приготовления Минобрнауки к войне со значимыми вузами сейчас, когда после событий на Украине стало ясно, что никакая «заграница» нам не поможет. Что нам нужны собственные научные школы и специалисты во всех ключевых отраслях технологической и социальной деятельности. Что только так мы сможем отстаивать возможность жить в соответствии со своими представлениями о добре и зле, по своим правилам и нормам.

Но где будет, к примеру, наш кадровый строительный резерв после того, как мы разделаемся с теми же архитектурным и строительным университетами? Побежим, как маленькая африканская страна, за специалистами из Лондона и Парижа? А коммерческие лавочки под «университетской» вывеской продолжат торговлю дипломами менеджеров и юристов?

Многим ещё из студенческой жизни известно, что бывают ситуации, когда вредный преподаватель или предвзятая администрация учебного учреждения «заваливают» на экзамене знающего студента. Сделать это не так просто, но возможно. В советское время активно пользовались «несдачей» марксизма-ленинизма, сейчас тоже существуют определённые приёмы. В результате толкового студента отчисляют, а в аудитории остаются менее одарённые, но обучившиеся подхалимажу или умеющие и имеющие чем откупиться сокурсники.

Похоже, теперь пытаются «заваливать» целые отраслевые государственные вузы. Не пришло ли время остановить подобную активность Минобрнауки?

Думается также, что мониторинг не помешал бы самому министерству, считающему себя эффективным априори. Только вот система критериев такой самооценки непрозрачна и неведома обществу.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
14 комментариев. Оставьте свой
№1 Гвардеец 26 мая 2014 15:16
0
Дввно пора проФурсе_ТОК_нко, и его прихлеьаев по закону военного времени в расход, "если враг не сдаётся то его уничтожают"
----------
Гвардия погибает, но не сдаётся !
_____________________________________
№2 Никола Васильев 26 мая 2014 15:30
0
Цитата: Гвардеец
"если враг не сдаётся то его уничтожают"


-----------
Гвардия погибает, но не сдаётся !


)))))))
№3 sergey.voronin.129 26 мая 2014 15:32
0
Министр образования уже давно марширует направляющим пятой колоны diablo .
№4 Мстислав 26 мая 2014 15:39
0
Согласен. То же самое ЕГЭ, из которого сделали не экзамен, а день ужаса и великой депрессии. Ну а вы представьте, как можно что-то делать, когда на тебя пялятся 2 камеры? Я уже не говорю про металлоискатели... Такое ощущение, что там, "сверху", сами шпаргалки не строчили.
№5 engineer 27 мая 2014 07:37
0
ЕГЭ это полная шляпа можно сдать и бес шпаргалок, сессию в вузе труднее сдать со шпаргалками. А вообще любой двоечник может за два месяца подготовится и поступить на бюджет
№6 fortuas 26 мая 2014 16:19
0
applodisment Хорошая, умная аналитическая статья!!! applodisment
Граждане!!! Минусуя или плюсуя, вы оцениваете сам материал статьи, а свое отношение - уже в своих комментариях!!! А то никто не станет публиковать статьи с проблемными вопросами, боясь снижения рейтинга!!! applodisment
№7 arjlight 26 мая 2014 17:49
+1
А по-моему чистить образование необходимо. 225 университетов в Москве? Платные шарашкины конторы по перегонке бабла и выдаче дипломов? Громкие слова про "завоевание места под солнцем" многие из них уже могут говорить, организовавшись в 90-х и выпуская продавцов для базара с "нелиповым" дипломом.
Дело как раз для неравнодушных - защищать действительно нужных - и гонять мокрыми тряпками вот таких вот "образователей". Были передачи в "Специальный корреспондент" на эту тему. Советую пересмотреть, прежде чем говорить.
№8 engineer 27 мая 2014 07:39
0
какой бы у тебя диплом не был, если ты дебил будешь в макдональдсе работать
№9 Сима 26 мая 2014 18:06
0
Вотуроды.
№10 Jack_BZ 26 мая 2014 20:11
0
А в Швеции тем временем изучают российские и советские учебники математики... facepalm
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№11 anko49 26 мая 2014 21:50
0
И в Израиле школьные учебники Перышкина,Кисилева,Ларичева очень уважают.А основу этих
столпов школьной науки заложили еще в царской России.При "проклятом тоталитаризме"
не было либералов,была наука.Теперь есть либералы-нет науки.
№12 Пушинка 26 мая 2014 21:43
0
Пока суд да дело, пятая колонна не дремлет.
Надоели уже "умники" от образования. Пора бы вернуться к нашей системе образования СССР.
Но Госдеп видно еще работает... diablo
----------
За отмену п.4 ст15 и п.2 ст13 Конституции! Даёшь Референдум!
№13 Satori 27 мая 2014 06:21
0
1. По поводу комментариев
Платить учителям нормально будут - придут спецы.

отчасти неверно.
Сейчас может быть ещё найдутся спецы, но им уже не менее 50. А в среднем преподавательский состав в возрасте 60 лет (много в возрасте 70 лет). С каждым годом всё меньше. Если будут платить, придут специалисты с производства, но, во-первых, на производстве и так нехватка специалистов (особенно технических специальностей). Во-вторых, специалист - это не преподаватель. Тупо отбубнить материал и потом под одну гребёнку спрашивать не получится. Не те времена и не та техническая база. Кроме того, желательно иметь начальные знания психологии и педагогики.
Время идёт и приемственность поколений теряется. Теряется учебная база.

2. Сначало создали систему, при которой "штампуют дипломы пачками"(например механизм подушевого финансирования - теряется основной рычаг воздействия на обучаемого и его мотивации к учебе через страх отчисления), потом говорят, что ВУЗы не эффективные.
№14 strannik67 27 мая 2014 09:54
0
Наше будущее при существующей системе образования (как школьного, так и среднего и, особенно, высшего) - это Обама-Керри-Псаки во главе стада баранов, в которое превратится народ! Лидеры страны, не рубите сук на котором восседаете!!!