Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Как советские зенитчики перехватили самолёт Пауэрса в небе над Свердловском

Как советские зенитчики перехватили самолёт Пауэрса в небе над Свердловском

60 лет назад в небе над Свердловском советские зенитчики осуществили первый успешный перехват иностранного воздушного судна с помощью зенитного ракетного комплекса (ЗРК). Мишенью наших военнослужащих стал самолёт-разведчик США Lockheed U-2, который пилотировал Фрэнсис Гэри Пауэрс. Эта история давно превратилась в легенду, хотя достоверных данных о событиях 1 мая 1960 года по-прежнему не так много.

От Свердловска до Карибского кризиса

Удар по U-2 имел колоссальный политический резонанс. Над задержанным, а потом арестованным Пауэрсом советские власти устроили открытый процесс, привлекая к нему как можно больше внимания западных журналистов. В середине августа 1960 года военная коллегия Верховного суда СССР приговорила лётчика к 10 годам тюрьмы.

Крайне негативно инцидент повлиял не только на советско-американские отношения, но и на глобальную безопасность. Отголосками перехвата американского самолёта были строительство Берлинской стены (1961), размещение баллистических ракет на Кубе и Карибский кризис (1962), который поставил обе державы на грань ядерного противостояния

Москва явно пыталась получить определённые выгоды из статуса жертвы шпионажа. Советский Союз пошёл обострение отношений с США, хотя ещё сильно отставал по военным возможностям от своего оппонента. Курс Хрущёва, несмотря на некоторые перегибы и существенные риски, принёс свои плоды. В Вашингтоне произошло отрезвление: разведка начала работать более тонко, а СССР стал восприниматься как практически равный соперник.

10 февраля 1962 года на мосту Глиникер-Брюкке, соединяющим Берлин и Потсдам, американцы обменяли Пауэрса на советского разведчика Рудольфа Абеля. Лётчик после разбирательств с ЦРУ продолжил работать по профессии, правда, уже не в военной авиации. 1 августа 1977 года Пауэрс погиб при пилотировании вертолёта агентства радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе.

Американский «Оверфлайт»

Прерванный советскими зенитчиками полёт Пауэрса был частью масштабной разведывательной деятельности ЦРУ в отношении СССР. Центральное разведуправление США интересовали прежде всего советские объекты ракетно-ядерной инфраструктуры. К их изучению регулярно привлекалась авиация, проводившая фотосъёмку в рамках операции «Оверфлайт».

Американцам помогала превосходная на тот момент оптическая аппаратура. Она позволяла проводить детализированную съёмку на высотах свыше 20 километров. В зависимости от погодных условий самолёт-разведчик мог даже сфотографировать серийный номер воздушного судна.

Lockheed U-2, который пилотировал Пауэрс, был уникальной по своим возможностям разведывательной машиной. Самолёт мог совершать многочасовой беспосадочный полёт в стратосфере. Например, Пауэрс поднял машину с авиабазы в пакистанском Пешаваре и должен был приземлиться на аэродроме Будё в Норвегии. По пути он собирался сфотографировать секретные объекты в Казахстане, Свердловской и Архангельской областях.

В случае преследования истребителями противника U-2 мог подняться на абсолютно безопасную для него высоту в 23-24 километра. Модернизированные версии этих машин до сих пор стоят на вооружении США.

С 1956 года и до 1 мая 1960 года в интересах ЦРУ американские самолёты более 20 раз пролетели над территорией СССР, причём в некоторых случаях «миссии» американских разведчиков оставались незамеченными для советских военных


Такая ситуация была недопустимой. В конце концов вместо самолёта-разведчика воздушную границу страны могли пересечь дальние бомбардировщики. Чтобы предотвратить потенциальную агрессию ВВС США, советские инженеры создали систему С-25 «Беркут», которая прикрыла Москву. В регионах было решено развернуть ЗРК С-75, способные перехватывать авиацию противника на дальности свыше 30 км. Именно это средство ПВО нанесло удар по U-2 1 мая 1960 года.

Триумф и трагедия

В момент перехвата самолёта Пауэрса советская система ПВО находилась в стадии становления. Объективным и естественным её недостатком была нехватка опыта эксплуатации новой техники и отсутствие навыков управления боем. Эти факторы сыграли роковую роль в небе над Свердловском.

Зенитчики открыли огонь по трём советским самолётам, которые вылетели ранее на перехват U-2. Два пилота смогли уйти от удара, а в третий истребитель, который пилотировал старший лейтенант Сергей Сафронов, попали три ракеты. Указом президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1960 года офицер посмертно был награжден орденом Красного Знамени. Однако обстоятельства его гибели Минобороны скрывало вплоть до конца 1980-х годов.

Из официальной версии следует, что в самолёт Пауэрса попали две ракеты. Разрыв первого боеприпаса произошёл рядом с хвостом U-2. Самолёт начал снижаться и разваливаться на части. Лётчик оказался в сложной ситуации. По инструкции он должен был, по сути, совершить самоубийство, уничтожив самолёт и бортовое оборудование. Для этого ему нужно было воспользоваться катапультой, которая привела бы к детонации взрывчатки

Пауэрс нарушил правила, чтобы сохранить себе жизнь. Он дождался пока самолёт снизиться на высоту, где можно дышать без кислородной маски. Затем он покинул разваливающуюся на части машину, выпрыгнув из неё с парашютом.

До сих пор непонятно, какое количество ракет было выпущено 1 мая 1960 года. Известно, что первыми стрельбу по U-2 открыл дивизион 37-й зенитной ракетной бригады. Согласно существовавшим тогда предписаниям, расчёт должен был выпустить две-три ракеты, однако в версии, изложенной на сайте Минобороны РФ, говорится об одной.

По данным военного ведомства, U-2 был сбит 2-м дивизионом 57-й зенитной ракетной бригады под командованием майора Воронова. Вторая ракета попала уже в обломок американского самолёта. В общей сложности было выпущено восемь ракет, хотя часть экспертов настаивает, что это заниженная цифра.

Напомним, что на один самолёт-нарушитель отводилось не более трёх ракет. Зачем же расчёты 57-й бригады выпустили как минимум семь ракет? Наиболее вероятная причина — это полная неразбериха, творившаяся утром 1 мая 1960 года. Зенитчики не понимали откуда в небе взялись ещё самолёты и открыли огонь по обломкам и своим истребителям, чтобы отчитаться о гарантированном уничтожении нарушителей госграницы.

Ещё один фактор, которым объясняется нервозность зенитчиков, это огромное морально-психологическое давление. 9 апреля 1960 года U-2, также вылетевший из Пешавара, совершил сверхудачную миссию. С высоты 20 километров самолёт заснял Семипалатинский ядерный полигон, авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту-95, площадку для пуска ракет Сары-Шаган и будущий Байконур.

Учитывая импульсивность Хрущёва, можно предположить, что советское военное руководство получило чрезвычайно жёсткий выговор. Перед войсками была поставлена задача любой ценой предотвращать полёты американских машин. По некоторым данным, истребителям даже предписывалось тарантить самолёты в случае невозможности уничтожить противника другими способами


По итогам инцидента с U-2 Минобороны СССР провело серьёзную работу над ошибками. Прежде всего, были устранены провалы во взаимодействии наземных комплексов с истребительной авиацией, на вооружение начали поступать автоматизированные системы управления, а самолёты ВВС получили опознавательную аппаратуру.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
15 мнений. Оставьте своё
№1 Duremar2222 2 мая 2020 17:57
+5
Про Пауэрса-"долетался ,голубчик".
№2 Alex7381 2 мая 2020 19:20
+1
А побоялся катапультироваться, шпиён.
№3 bagira 2 мая 2020 20:06
+2
ТАК он-же и катапультировался
№4 Alex7381 2 мая 2020 20:25
+3
Сын Пауэрса потом вспоминал рассказы отца:
«Он решает катапультироваться — ведь именно к этому готовят всех пилотов. Но тут он понимает, что при этом ему отрежет ноги, потому что в кабине U-2 очень тесно и летчик сидит в очень неудобной позе. Для катапультирования надо занять строго определенное положение».
В панике Пауэрс попытался принять необходимую позу, но это оказалось невозможным. Тогда Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.
---------------------------------
А вот из публикации АиФ https://chel.aif.ru/society/169171
вопреки слухам, Пауэрс вовсе не катапультировался. Он был опытный разведчик и знал, что катапульту использовать нельзя.
- Почему? Слишком опасно на такой высоте?
- Не в этом дело. Он знал, что его хозяева не захотят, чтобы столь ценный свидетель попал в руки врагов. Катапульта просто бы самоуничтожилась вместе с ним! Поэтому Пауэрс откинул фонарь кабины и просто вывалился за борт, а уже в воздухе использовал парашют.
№5 Серая Волчица 2 мая 2020 23:05
+3
Он самоубиться побоялся. Ну это нармально доя любого человека....
№6 Бизон 2 мая 2020 20:05
+1
ЗРК С-75 "Двина", подробности, разработчики, производители...
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1-75
№7 Duremar2222 2 мая 2020 20:21
+2
Нет он не катапультировался-в том то и дело.Пауэрс догадался,что в катапультном кресле заложена взрывчатка.Дождался,пока подбитый самолёт снизится,и только тогда в ручном режиме выпрыгнул с парашютом.
№8 кирил 2 мая 2020 20:31
-4
Крайне примитивно изложено-и что значит "достоверных данных о событиях 1 мая 1960 года по-прежнему не так много"?-ну разве что цвет трусов Пауэрса не назвали russian
№9 stepnoy 2 мая 2020 22:43
+1
Более не раскрытой остаётся история создания позднее разведчика "Чёрный дрозд" который ракетам не достать, хотя толку от него в связи со спутниками не ожидалось. У амеров же не было титана - крали его или тайно покупали? МИГ-25 сделали из стали а амер.аналог из титана
№10 Бизон 3 мая 2020 07:01
+2
Да-да. Зато сегодня янки вынуждены закупать титан, в виде готовых изделий, в Верхней Салде, потому что лучшие технологии его производства и обработки - у нас.
№11 hvost46 2 мая 2020 23:29
0
Цитата: Alex7381
А побоялся катапультироваться, шпиён.

Он побоялся жизнь самоубийством покончить, а должен был!
№12 Vova 3 мая 2020 03:55
+1
Отец служил в ракетных войсках под Москвой через 2-3 года после этого. Им рассказывали, как было на самом деле. Ракет, летевших в сторону U2, было несколько. Не одна, как утверждала официальная версия.
№13 Бизон 3 мая 2020 07:28
+3
После этого случая, в 1964 г., в нашем городе построили большой завод, выпускавший элементы системы ПВО страны(станции, средства автоматизации). На этом заводе работали мои родственники и я, до армии. Завод благополучно работает и сегодня... Позднее построили второй завод, изготавливающий локаторы. Наше небо сегодня надёжно защищено, от посягательств супостатов.
№14 Валерич 3 мая 2020 10:14
+1
Характерен фильм "Шпионский мост", если обращать внимание на детали:
1) На Абеля так и не нашли прямых веских доказательств; Пауэрса взяли, что называется, с поличным.
2) Абеля судили чуть ли не в закрытом судебном заседании, Пауэрса - в открытом, с приглашением иностранных журналистов, с переводчиком.
3) Американцы для переговоров послали адвоката, в частном порядке, причем ЦРУ ему постоянно мешало и давило; СССР "работал" чуть ли не официально через дипломатов в ГДР.
4) Штази играет в совершенно какую-то свою игру, совершенно наплевав на указания Москвы - это в вопросу "об оккупации Восточной Европы и марионеточных режимах Кремля"; тогда как "на стороне" Запада играет только США, остальная Европа вообще как бы не причем.
5) Наша разведка выясняла, не проболтался ли Абель, чтобы понять, стоит ли его обменивать; США изначально продекларировали, что Пауэрс нужен мертвым.
----------
Мы - не Запад и не Восток. Мы - СЕВЕР! (с) М. Задорнов
Мы русские - какой восторг! (с) А. Суворов
№15 Бизон 3 мая 2020 11:02
+1
6. В огороде - бузина, а в Киеве - дядька. Вы - не Запад и не Восток, вы - поганая Окраина. Да, посетит вас COVID-19, на дому!