Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Ульяновская авионика

Ульяновская авионика

В советское время была шутка, что «Советские микросхемы самые большие в мире», а производство электроники никогда не было сильной стороной. Но СССР уже нет 25 лет, производство элементной базы развалили в 90-е года и сейчас с трудом восстанавливаем его для оборонных заказов, а вот с производством электронной продукции на удивление оказалось все нормально.

В Ульяновске я посетил конструкторское бюро приборостроения (УКБП), которое входит в «Концерн Радиоэлектронные технологии». Конструкторское бюро было основано 24 мая 1954 года и является одним их ведущих предприятий авиаприборостроительной отрасли России. Деятельность предприятия основана на разработках, изготовлении и послепродажном сопровождении комплексов, систем авионики для самолётов и вертолётов, систем автоматического управления для наземной техники, гидроэнергетики и медицины.

Сегодня во всех без исключения российских самолетах и вертолетах установлено оборудование, разработанное Ульяновским КБ приборостроения и изготовленное заводом Утес. Предприятие прошло путь от создания датчиков и электромеханических приборов до разработчика и поставщика интегрированных пилотажно-навигационных комплексов и высокоточных измерительных систем для самолетов и вертолетов, систем управления для наземной военной техники, гидроэнергетики и медицины.

В сам концерн входит около двух десятков предприятий и в одной материале просто физически невозможно рассказать обо всем. Да и за один день невозможно посетить все предприятия концерна, разбросанные по многим часовым поясам нашей Родины. Поэтому посмотрим на небольшой фрагмент современного производства приборов под авиационные и наземные комплексы. Историю самого предприятия вы можете прочитать самостоятельно на официальном сайте — я же вам покажу (как всегда у меня в жж) то, что обычно никому не показывают.

Друзья, предприятие работает на оборонку, и я прошу с пониманием отнестись на большое количество зафотошопленного материала на фотографиях.

1. Комплекс предприятий позволяет делать всю технологическую цепочку от печатной платы до готового изделия «под ключ». Производство плат почти полностью автоматизировано — сначала робот наносит на нее специальную пасту.

Ульяновская авионика


2. Далее в станке происходит монтаж компонентов на плату.

Ульяновская авионика


3. По сути компоненты «приклеиваются» к плате. После термообработки мы получаем нормальное электропроводящее соединение.

Ульяновская авионика


4. В отдельном помещении, специальной чистоты, идет сборка дисплеев.

Ульяновская авионика


5. Как бы не автоматизировался процесс, все равно остается небольшая часть ручной работы.

Ульяновская авионика


6. Каждая плата проходит визуальный контроль.

Ульяновская авионика


7. И технический — на фотографии дефектоскопия пайки.

Ульяновская авионика


8. Собранные дисплеи проходят тестирование в холодильных камерах. В экранах встроены подогреватели, которые включаются автоматически. Их и проверяют при температуре заданной ТТХ. Сейчас дисплей прекрасно работает при температуре -40 по Цельсию. Есть дисплеи которые в спецификации имеют аж все минус 60.

Ульяновская авионика


9. На отдельном участке что-то бурно обсуждают по проектам. А мужчина, вооружившись справочником, тестером и какой-то подопытной платой, пытается понять особенности работы некоторого хитрого компонента, который повел себя не так, как было задумано в этом новом проекте.

Ульяновская авионика


10. Сейчас предприятие выпускает не только авионику — конструкторское бюро осуществляет адаптацию своих разработок для модернизируемых и вновь создаваемых объектов наземной военной и специальной техники. Одной из первых работ для данного сегмента рынка явилась разработка, при взаимодействии с ОАО «НКБВС» (г.Таганрог), многофункциональных панелей ПМФ-1-1 и ВММФ-1 (на фото). Эти изделия осуществляют прием и отображение цветной и черно-белой видеоинформации от внешних устройств, синтезированной видеоинформации, обмен информацией с внешними устройствами, а также ввод и передачу информации на внешние устройства с помощью встроенного кнопочного обрамления. Наличие цветной ЖК-панели высокого разрешения с размером рабочего поля 99х132 мм обеспечило высокую достоверность воспроизведения картографической информации.

Ульяновская авионика


11. Стенд для производства жгутов.

Ульяновская авионика


12. Очень ответственная и монотонная работа. По традиции ее выполняют только женщины.

Ульяновская авионика


13. В настоящее время на базе изделий первых серий разрабатывается линейка многофункциональных панелей серии «5». На фото панели от изделия ПМФ-5.1.

Ульяновская авионика


14. Изделия ПМФ-5.0, ПМФ-5.1, ПМФ-5.2 имеют расширенный набор интерфейсов, в том числе сенсорную панель с функцией мультитач, CAN, Gigabit Ethernet для приёма потокового видео, XGA, RS232 и др.

Ульяновская авионика


15. По сравнению с прошлой элементарной базой, когда каждый прибор требовал регулировки и настройки.

Ульяновская авионика


16. Сейчас, если все компоненты исправны (а это гарантирует ОТК предыдущих участков), то прибор обязан завестись с ходу. Собственно, так и происходит.

Ульяновская авионика


17. Готовое изделие ПМФ-5.1. Оно ставится на наземную бронетехнику.

Ульяновская авионика


18. Индикатор ИНП-1А из комплект оборудования для измерения и отображения составляющих вектора путевой скорости и угла сноса для вертолетного комплекса.

Ульяновская авионика


19. ПУИ-148 — пульт управления индикацией для Ан-148.

Ульяновская авионика


20. Но это все были компоненты систем. А сейчас полноценная разработка — БРЭО для самолёта ТУ-204СМ с экипажем из 2-х пилотов.

Ульяновская авионика


21. Стенд для тестирования и отработки комплекса.

Ульяновская авионика


22. Проект полностью выполнен Ульяновским конструкторским бюро приборостроения.

Ульяновская авионика


23. Не вина КБ, что проект Ту-204СМ снова заморожен и его перспективы весьма туманны. Сейчас летает только два борта, принадлежащие КБ Туполева. Остальные четыре (по реестру) так и находятся на заводе «Авиастар-СП» в разной степени готовности (хотя я видел там только два).

Ульяновская авионика


24. Пульт генерации отказов и различных ситуаций. Все данные на БРЭО идут от электронных имитаторов. Данный пульт позволяет вносить в сигнал разные интересные вещи и смотреть, как комплекс это все отрабатывает.

Ульяновская авионика


25. Главное отличие комплекса Ту-204СМ от предыдущих моделей — «электронный» бортинженер. На фотографии директор НТЦР АО «УКБП» Мануйлов Иван Юрьевич показывает стенд для отработки инженерной части БРЭО.

Ульяновская авионика


26. И гордость компании — комплекс бортового оборудования (КБО-17) для вертолета Ми-171А2.

Ульяновская авионика


27. Это глубокая модернизация всем известного семейства вертолетов Ми-8.

Ульяновская авионика


28. Этот комплекс, наконец-то, позволил избавится на Ми-8 от бортинженера.

Ульяновская авионика


29. По просьбам вертолетчиков на экранах сохранена стрелочная индикация.

Ульяновская авионика


Комплекс уже проходит сертификацию, которая должна завершиться в этом году. Дальше начнется модернизация летающих бортов под новое оборудование. Я вот сколько ни пытался вспомнить, но, кажется, в нашей стране это первый случай такой глубокой модернизации бортового оборудования вертолета.

Огромное спасибо всем сотрудникам конструкторского бюро за терпение, понимание и интереснейший рассказ о производстве.


Автор Александр "Russos" Попов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
40 мнений. Оставьте своё
№1 Лена.А 6 мая 2016 13:33
+24
есть все же в мире постоянство, например разъёмы ШР и тумблеры МП
№2 neukrop 6 мая 2016 13:41
+5
Лет 25 назад на Коммунаре и на ХЭМЗЕ жгуты так же собирали. Тоже кусочек ручной работы.
№3 Лена.А 6 мая 2016 13:50
+9
у меня тоже опыт имеется, даже специнструмент всякий делали,для зачистки, протяжки,паяльники с хитрым жалом, не продавалось ничего, сами в основном выдумывали.
№4 Сидорыч 6 мая 2016 13:48
+8
Лена, вы подозрительно много знаете... biggrin
----------
Тихие минусеры - есть мелкие пакостники, сродни тем, что гадят в лифтах. Имеешь, что возразить, возрази прямо и минусуй тогда, а нет, а иди своей дорогой мимо.
№5 Лена.А 6 мая 2016 13:55
+11
)))) много где поработать пришлось, про некоторые места до сих пор рассказывать нельзя.
№6 bob53 6 мая 2016 15:07
0
А вот переключатель П2К напрочь ушел. Сегодня облазил радиорынки, не нашел.
№7 Лена.А 6 мая 2016 17:05
0
ну так он дрянь редкостная, причина многих бед
№8 bvrus 6 мая 2016 13:34
+10
Ну как так??? Весь цивилизованный мир знает, что мы - бензоколонка, на худой конец - Бангладеш с ракетами. Я уже практически поверил... feel
№9 Tarkin 6 мая 2016 13:38
+4
Хм, даже зависть берет feel Приборчики мы не хуже их делаем, но вот с технологической точки зрения в нашей организации полная задница...Монтаж ведется вручную-линии для автоматизированного монтажа простаивают-не выгодно-число комплектов примерно равно числу самолетов и вертолетов+ЗиП а это десятки в год. Что касается кабельного хозяйства вообще каменный век (потому, как проще посадить человечка "прозванивать", чем настраивать систему автоматического контроля, хотя она есть). С контролем пайки и микромонтажа все еще более отвратительно-оптические микроскопы или на соседнем предприятии...Грустно.
№10 Лена.А 6 мая 2016 13:54
+5
да,себестоимость изделий повышается в разы, но это штучный товар, оно в общем и не надо быстро и дешево.Прозвонки для жгутов с разъёмами как раз на стендах, а все остальное лишний раз вручную проверить не помешает,все же не кухонный комбайн или телевизор.
№11 Tarkin 6 мая 2016 14:05
+4
:) Да Ваши мысли здравы...Но как всегда есть но...Очень часто контракт заключается на основе тендера. И я малость был шокирован, когда в итоге заказ выполняется "в минус"...Как например с недавно упоминавшимися МИ-28УБ. Что касается жгутов, когда число связей переваливает за пару-тройку сотен (а то и тысяч) человек начинает допускать ошибки. Кроме того, система автоматического контроля например измеряет емкость проводников. Она небольшая, но начинает влиять на больших скоростях и позволяет оптимизировать монтаж. Из опыта-как-то пришел блок в ремонт. Блок размером 20 на 15 на 20 сантиметров-оказалось монтажник уложил в него 4 метра провода(! Четыре, Карл!!!!) Наводки и искажения сигналов были жуткие (другое дело, что все равно работало-я параноик-и был запас-но 4 метра!!!!). На вопрос-какого ху...дожника-монтажник ответил просто-мне не хотелось обрезать провод...При системе автоматического контроля эта "шляпа"вычисляется на раз. И много таких нюансов...
Вы правы:система автоконтроля "исполняет" "много нюансов"...и не только "ёмкость проводников"
Цитата: Лена.А
лишний раз вручную проверить не помешает,все же не кухонный комбайн или телевизор.

Объясните мне,чтобы я понял: что вы можете "в ручную" проверить в жгуте проводов такое(!),что не может "выполнить" специализированный кабельный тестер ?За проводки подёргать?
№14 Лена.А 6 мая 2016 17:11
0
читайте внимательнее, жгуты с разъёмами проверяются на стендах,что в стенд не втыкается,проверяется тестером(то есть надо руками брать каждый провод "в ручную") ....ну можете конечно для разнообразия узелки пересчитать,но я не это имела ввиду))))
№15 vam-m 6 мая 2016 18:09
+2
За проводки то же при испытаниях приходится "дёргать" динамометром - проверка качества пайки. winked
№16 teleset 6 мая 2016 13:39
+1
applodisment good
----------
ДОЛОЙ ЦАРЯ!!!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
№17 ygmeh 6 мая 2016 13:46
+3
А мне приятно было посмотреть. Понятно, что технологии ещё с наших времён. Главное - всё работает, а приборы востребованы. Сколько предприятий просто исчезли...
№18 Vfhecz 6 мая 2016 16:01
+3
"Сколько предприятий просто исчезли..." в Риге и в Киеве, например
...на Украине и в Латвии основная масса советских приборостроительных предприятий и предприятий вычислительной и электронной техники, остались
...которые аборигены благополучно развалили, поскольку раньше там работали, в основном, этнические русские
...слов нет от досады, сколько этим "небратьям" самого лучшего и передового, по тем временам, просто так было отдано
...что бы теперь они с нас ещё и "доплату" требовали и грязью поливали на каждом углу isterika
№19 Николай) 6 мая 2016 13:54
+6
горжусь земляками! rus
в Ульяновске конечно тоже много чего разбомбили - забанкротили и попилили "эффективные манагеры" и тем более отрадно видеть, что устоявшие не просто выжили, а развиваются на пользу городу и России.
это завод "Утес". практически центр города - на Крымова.
еще "центрее" был "Контактор" на К. Маркса - так его раздербанили еще лет 10 назад если не больше.
ладно хоть монстры остались - УАЗ - чей он сейчас даже не знаю, Авиастар кое как возродили - он настолько огромный, что за 20 лет тупо не успели все своровать, Механический завод - этот правда никому из местных не по зубам - это ЗРК, сейчас дочка Алмаз-Антей.
№20 abonert 6 мая 2016 14:09
+4
Ничего толком не поняла, но жуть, как красиво и современно. Гордость распирает: и здесь не отстаём. popcorm
№21 vasilisa mikullishna 6 мая 2016 14:25
+2
Гордость распирает точно. Я 28 лет проработала в цехе КИП, этих плат в своё время порисовала всласть, сначала в ручную рисовали, потом компы поставили в спецпрограмме рисовали, знаете это как кроссворд решаешь, очень нравилось, а потом все перевели на контроллеры, а их начинка уже была сделана наверно так, как на фото.
----------
Все что ни делается, все к лучшему
№22 Kapanyz 6 мая 2016 14:34
+2
SMT - машина поверхностной установки элементов на плату . Увеличила производительность производства радиоэлектроники в разы . Своего рода робот .
----------
Вы не ошибётесь , если поступите правильно .
№23 vam-m 6 мая 2016 18:16
0
Основная проблема загрузить этот девайс работой - производительность огромная. Немного спасает относительно быстрая смена программы. Но всё равно насколько знаю очень большие простои, а аппарат не дешёвый.
№24 bob53 6 мая 2016 15:10
+1
Зато хохлы не парятся. Зафуговали в свой "новейший" танк систему видеонаблюдения типа домофон с Алиэкспресса стоимостью 80 долларов и...ждут вал покупателей на этот шедевр.
№25 Fender 7 мая 2016 10:15
-2
Зачем цены завышаете ? За 20 баксов можно отличную систему купить и присобачить на украинскую бронетехнику. И взятку дать проверяющему .
№26 digestlj 6 мая 2016 15:15
0
Ненавижу кнопки!!! Реакция современных детей на советскую приставку «Ну, погоди!»
Подробности здесь: digestlj.livejournal.com/424502.html
№27 digestlj 6 мая 2016 15:15
0
Ненавижу кнопки!!! Реакция современных детей на советскую приставку «Ну, погоди!»
Подробности здесь: digestlj.livejournal.com/424502.html
№28 digestlj 6 мая 2016 15:15
0
Ненавижу кнопки!!! Реакция современных детей на советскую приставку «Ну, погоди!»
Подробности здесь: digestlj.livejournal.com/424502.html
№29 Fender 6 мая 2016 15:18
+2
Блин, какая интересная публикация. applodisment
Большое спасибо !

Автор, давай еще !!! rus
№30 konkar 6 мая 2016 15:54
+8
Как-то мы не умели пиариться ни тогда ни сейчас (хотя ситуация постепенно выправляется). В 70-е мы поставляли механизмы для часов в Швейцарию (Карл, стойку!), но никто об этом не знал. Наши объективы для Зенитов были весьма популярны у профессионалов (Карл, еще стойку!). В 90-е американцы на одной из выставок впали в ступор, увидев, что наш аналог фотошопа работает на компьютере, характеристики которого не превышают возможностей детской игровой приставки (Карл, ну сделай что-нибудь!). Все это достигалось за счет мощной базовой подготовки в школе и ВУЗах и считалось само собой разумеющимся. А теперь страна, которая разучилась делать что-либо, кроме печатания зеленых фантиков, называет нас "Бангладеш с ракетами" или "большой бензоколонкой", хотя сама не в состоянии сделать ракетный двигатель, который у нас производится серийно более 30 лет!
Это эмоции, а теперь сухой остаток. При советской власти мы отставали в электронике исключительно из-за того, что "верхние ребята" требовали от промышленности и науки копировать западные образцы. Теперь, когда эти путы сняты, выясняется, что мы можем!
(Карл, учи русский, пригодится!).
№31 Vfhecz 6 мая 2016 16:33
+3
applodisment
№32 Николай) 6 мая 2016 19:22
+2

Майкл Джексон с фотоаппаратом Зенит–ЕМ, 1972 год, США
подпись к фото именно такая.
сам в этом - как в балете.
Граждане, кто в теме, это действительно наш фотоаппарат "Зенит"?
№33 алекс-волга 6 мая 2016 21:35
+3
Да, это Зенит-ЕМ. У меня до сих пор такой есть. Правда уже не рабочий feel
----------
Когда нас жизни учит кто то, я весь немею.
Житейский опыт идиота я сам имею.
№34 yanicharrr 6 мая 2016 17:04
+2
applodisment
№35 AntuanuS 6 мая 2016 19:55
+2
А челябинский нпо Сигнал развалили на торговые комплексы... враги России...
№36 AntuanuS 6 мая 2016 19:58
+1
Цитата: konkar
Как-то мы не умели пиариться ни тогда ни сейчас (хотя ситуация постепенно выправляется). В 70-е мы поставляли механизмы для часов в Швейцарию (Карл, стойку!), но никто об этом не знал. Наши объективы для Зенитов были весьма популярны у профессионалов (Карл, еще стойку!). В 90-е американцы на одной из выставок впали в ступор, увидев, что наш аналог фотошопа работает на компьютере, характеристики которого не превышают возможностей детской игровой приставки (Карл, ну сделай что-нибудь!). Все это достигалось за счет мощной базовой подготовки в школе и ВУЗах и считалось само собой разумеющимся. А теперь страна, которая разучилась делать что-либо, кроме печатания зеленых фантиков, называет нас "Бангладеш с ракетами" или "большой бензоколонкой", хотя сама не в состоянии сделать ракетный двигатель, который у нас производится серийно более 30 лет!
Это эмоции, а теперь сухой остаток. При советской власти мы отставали в электронике исключительно из-за того, что "верхние ребята" требовали от промышленности и науки копировать западные образцы. Теперь, когда эти путы сняты, выясняется, что мы можем!
(Карл, учи русский, пригодится!).

Нет уже того завода, что механизмы яасовые швецарцам изготавливал... увы, теже враги России в томже сурлвом Челябинске развалили на торговые комплексы...
№37 ridik9329 6 мая 2016 21:34
+3
Хорошо когда у нас в Российских регионах еще есть и остаются конструкторское бюро приборостроения (УКБП)я за это рад
№38 папакарло 10 мая 2016 22:28
0
Испугало количество женщин на таком серьёзном заводе. Помню, в городе моего детства был завод электроприборов, где работали почти одни женщины и инженеры и технологи и рабочие, не помню уже настоящее его название, но в городе его в шутку называли завод"Женская логика". Когда мужчины брались за ремонт изделий этого предприятия, то разбирались в приборах с трудом.
№39 Карнаухов.А 11 мая 2016 08:25
+1
Не вина КБ, что проект Ту-204СМ снова заморожен и его перспективы весьма туманны.

Источник: https://politikus.ru/industry/75629-ulyanovskaya-avionika.html
Politikus.ru sad печально!!!!! вот вам и импорто замещение
№40 dynamik1980 31 мая 2016 20:57
0
Надо всё-таки понимать,что импорто-замещение,это не появление у нас своих аналогов через 3 недели после прекращения импортных поставок.Нужно время!!!А вот то,что мы способны сами сделать ВСЁ,сомнений нет.Только надо ли?