Едина краина просм. 16189 Едина краина
Лайфхак 23-04-2024 Лайфхак

Ученые РФ первыми доказали, что кристаллы могут сохранять структуру при экстремальных температурах

Российские ученые впервые в мире экспериментально доказали, что свойства и структура кристалла органического вещества может сохраняться при экстремально низких температурах. Открытие может стать толчком для появления нового класса материалов для использования как на Земле, так и в космосе, сообщила в четверг пресс-служба Новосибирского государственного университета (НГУ).

"Ученые лаборатории физико-химических основ фармацевтических материалов Факультета естественных наук НГУ, Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН и Института химии твердого тела и механохимии СО РАН экспериментально предсказали и показали пластичность кристаллов кислого малеата L-лейциния, сохранявшуюся при температуре минус 196 градусов Цельсия. Этот опыт является первым в мире доказательством возможности сохранения свойств и структуры кристалла органического вещества при экстремально низких температурах", - говорится в сообщении.

Как правило, кристаллам органических веществ не свойственна пластичность - они хрупкие. Несколько лет назад ученые обратили внимание, что при механическом воздействии некоторые кристаллы могут сгибаться - всего было обнаружено несколько десятков таких систем. Одну из них обнаружили российские исследователи - кислый малеат L-лейциния, который представляет собой соль малеиновой кислоты (производной от яблочной кислоты) и аминокислоты L-лейцина, который входит в состав природных белков.

"При исследовании свойств этого кристалла мы охладили его до температуры в 100 К (минус 173 градуса Цельсия), наблюдая за структурой на дифрактометре, и поняли, что в ней не произошло принципиальных изменений от воздействия низкой температурой. Тогда мы предположили, что свойства кристалла тоже могут оставаться неизменными", - сказал заведующий лабораторией физико-химических основ фармацевтических материалов НГУ Денис Рычков, слова которого приводятся в сообщении.

Он пояснил, что для подтверждения теории кристалл погрузили в жидкий азот и согнули - так при помощи экспериментального метода были обнаружены новые свойства органического вещества.

Работа ученых, как отмечают в НГУ, не только позволяет улучшить понимание феномена высокой пластичности изученного вещества при низких температурах, но и предполагает, что другие системы могут проявлять аналогичные свойства в экстремальных условиях.

Такая разработка может стать толчком для появления нового класса материалов, которые можно будет использовать при крайне низких температурах как на Земле, так и в космосе.

Статья с результатами исследования опубликована в журнале Acta Crystallographica Section B: Structural Science, Crystal Engineering and Materials.
№1 Kapanyz 27 февраля 2020 21:24
Ща набегут наши "партнёры" и быстренько изобретение прихватизируют монетизируют.
Вы не ошибётесь , если поступите правильно .
№2 ZERG73 27 февраля 2020 21:45
Что нет российского журнала что ли? вот достижение что напечатались в забугорном журнале
№3 Старичок_Боровичок 28 февраля 2020 08:18
Есть и российские журналы. Тут фокус в том, что для признания изобретения, открытия и пр. требуется публикация в международных изданиях. Иначе, как я понимаю, международный патент никто автору не даст. А вот если напечатать только в нашем, российском журнале (или англичанину - только в Англии, шведу - только в Швеции и пр.) быстренько набегут "инвесторы" и запатентуют изобретение у себя. Что и произошло со многими изобретениями в нашей истории. Типа, почему Стефенсон, а не Черепанов?
№4 Berloga 27 февраля 2020 21:50
№5 Прохожий из Крыма 27 февраля 2020 22:24
Если постить подобное то тут и времени на прочтение не хватит.
Каждый день что то находят, изобретают, придумывают... и прочее прочее...
Короче минусую.
№6 саеноб 27 февраля 2020 22:35
Интересно - материал, не меняющий свойств пластичности при низких температурах!
№7 Dr.Watson 27 февраля 2020 22:43
Ага. Очередные британские ученые российского разлива. Только они забыли, что температура жидкого азота выше абсолютного нуля на 100 градусов (0 градусов Кельвина = -273 градуса Цельсия), так что жидкому азоту до абсолютного нуля еще переть и переть.
Так что боюсь, что выводы британских ученых из НГУ несколько преждевременны. И естественно, при низких температурах , когда прекращается тепловое движение, кристаллическая решетка любого вещества останется незыблемой. Так что - физика 8 класса, господа, где изучают термодинамику - делается открытием ученых из НГУ. Браво!
№8 Русская Ракета 28 февраля 2020 06:09
Во первых, в статье я не нашла ничего про абсолютный ноль. А во вторых, проблема поведения материалов при низких температурах есть. Хотя бы вспоминается история освоения Антарктиды.
№9 Старичок_Боровичок 28 февраля 2020 08:27
охладили его до температуры в 100 К (минус 173 градуса Цельсия),
Читать надо, а не по заголовкам прыгать! И к чему
британских ученых из НГУ
Когда это НГУ стал британским? И если о термодинамике сверхнизких температур ничего не знаете выше уровня 8 класса - то лучше помолчите, умнее будете выглядеть!
№10 ДОБРЫЙ ТАНКИСТ 27 февраля 2020 22:59
Цитата: Dr.Watson

Хорошо, что на сайте всегда найдется академик, который всем насует.
№11 Сбодуновский_(фамилие_такое) 28 февраля 2020 09:33
А мне от выражения "экспериментально предсказали" хочется из окошка луну обоссать.
№12 passant 28 февраля 2020 12:43
Может быть, где то в космосе существует жизнь, основанная на органических кристаллах кислого малеата L-лейциния. ninja
№13 саеноб 28 февраля 2020 13:43
Цитата: passant

... и множество планет обитаемы?
№14 passant 28 февраля 2020 17:33
Почему бы и нет, какие-нибудь микробы, а, может, что и покрупнее.
№15 кирил 28 февраля 2020 19:58