Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

Сирийский народный фронт: военно-политические аспекты

Сирийский народный фронт: военно-политические аспекты

Фото: kirill_makarov / shutterstock.com

За последнее время Сирийская Арабская Армия (САА) добилась значительных успехов в центральной части страны. Национальная гвардия, силы Пятого легиона при поддержке отрядов Хезболлы, сил Национальной обороны и др. подразделений взяли развязку Карьятейн, освободили треугольник Заза, объединились с группировкой наступающей в направлении границы с Иорданией и Ираком.

Сейчас основная часть этих сил ведет наступление в районе Аль-Бадия и «прощупывает» направление главного удара рядом с нефтяными полями Арак, а другая задействована в операции по окружению частей так называемой Южной бригады Сирийской Свободной Армии и союзных с ней «умеренных» группировок, поддерживаемых США, в районе населенных пунктов Тель Махуль, Джабель Сис, Абу Хашба.

Также значительные успехи достигнуты и на севере страны, где группировка САА, основу которой составляют подразделения спецназа «Силы Тигра», освободила Маскану, последний крупный населенный пункт в провинции Алеппо и развивают успех в направлении трассы Дамаск – Ракка.

На фоне успехов сирийских правительственных сил, приведших к развалу обороны боевиков на стратегических направлениях, поддерживаемые США Сирийские Демократические Силы (СДС) в состав которых входит подконтрольные Региональному правительству Курдистана (КРГ) часть курдского ополчения (YPG) и курдская часть Пешмерги расширили и объединили плацдармы на правом берегу Евфрата в рамках наступления на Ракку.

Тем не менее, проводимые здесь операции СДС, спецназа США (1s SFOD-D, SEAL) – взятие Мушайрифа и продвижение в направлении развязки Ресафа решали задачи не столько борьбы с террористическими группировками, сколько обеспечивали недопущение подразделений САА и ее союзников в данный район.

И все это на фоне информации о том, что в Ракке между командованием курдских отрядов из состава Сирийских Демократических Сил и лидерами действующих в этом районе группировок ИГИЛ достигнута договоренность об открытии южного коридора. «Террористам предоставлена возможность беспрепятственно покинуть город, при условии, что они направятся в район Пальмиры» - сообщил генерал-полковник С.Ф. Рудской во время очередного брифинга МО РФ.

Одновременно с этим осложнилась ситуация на Юге, где САА ведет наступление на КПП Ат-Танаф. В районе стоянки Аш - Шахми и развилки Аш – Шалигм предпринимались неоднократные попытки нанесения штурмовых ударов ВВС США по колоннам иракских добровольцев, воюющих на стороне сирийских правительственных сил.

После пресечения средствами ПВО одной из таких попыток 30 мая авиация коалиции сбросила листовки на позиции сирийской армии. В тексте подразделения САР предупреждались о том, что в случае их приближения к КПП Ат-Танаф на расстояние менее 18 – 20 км они подвергнуться массированным артиллерийским и авиационным ударам.

Также Южная бригада Сирийской Свободной Армии стала массово применять РЛС контрбатарейной борьбы и станции наведения артиллерийского огня.

Ранее 22 мая в район КПП Ат-Танаф были введены отряды спецназа коалиции, возглавляемой США, официальной целью которых стало недопущение восстановления контроля правительственными силами над границей Сирии с Иорданией и Ираком и их объединения с иракскими отрядами народной мобилизации.

Таким образом на фоне продвижения подразделений ВС САР вглубь страны, значительных успехов по «Курдскому вопросу» США приложили все усилия к тому, чтобы существенно снизить темпы проводимых сирийским командованием операций. И если на севере в районе Ракки американской стороной были усилены меры по координации и поддержке СДС, то на Юге фактически США вступили в прямое противостояние с ВС САР и их союзниками. Также в сирийской пустыне появились подразделения Специальной Бригады Арабской Свободы ССА, которые прошли подготовку в центрах Сил Специальных Операций на территории Иордании.

Сегодня Сирийский кризис приобретает динамику крупного регионального конфликта. В Сирии на ряду с борьбой правительственных сил с различными радикальными и террористическими организациями столкнулись интересы региональных и глобальных центров силы, а значит и их проектов, связанных с послевоенным устройством данного государства и всего региона.

Если региональные государства, такие как Катар, Саудовская Аравия стремятся взять под свой контроль основные нефтегазовые районы страны, то США стратегически стремятся контролировать транзит из данных районов до пунктов переработки и отгрузки в Турции, а также рынки сбыта товаров в регионе, путем установления зон фактического контроля и территориального дробления как самой Сирии, так и соседнего Ирака, входящего в иранскую зону влияния. РФ и Исламская Республика Иран противостоя данным проектам, развитие которых через создание зон напряжения окончательно дестабилизирует ближневосточный регион. При этом Иран вместе с властями САР активно развивает концепцию «Экономического коридора» проходящего через территорию Ирака и Сирии с выходом на Средиземное море, чему в свою очередь противостоят США и их близкие партнеры из Лиги Арабских государств. Все это является факторами для структурирования и инструментов формирования оппозиционных сил, а значит и для всего политического процесса в Сирии.

Еще одним немаловажным фактором является многоуровневая структура сирийского конфликта: Во-первых, уровень противостояний тех или иных государств и коалиций/блоков. Во-вторых, уровень противостояния с глобальными террористическими организациями и их региональными филиалами. В-третьих, территориально-племенной уровень, один из самых сложных и наиболее важных для дипломатического урегулирования, который следует рассмотреть подробнее.

Территориально-племенной уровень фактический определяет состояние вышеупомянутых составляющих, поскольку именно он формирует политический процесс в зонах контроля, а значит и сущность разветвленного дипломатического процесса. В него входят все территории, контролируемые племенами, кланами и их народными ополчениями, не входящими в структуру группировок или военно-политических организаций. Это именно те силы, которые остались вне дипломатического процесса в Женеве, не вошли с структуру оппозиционных сил, но сохраняют существенное влияние. Как правило это представители суннитских мазхабов объединенные принципом трайбализма.

Наибольшую опасность здесь вызвана потенциальными союзами между шейхами племен с радикальными салафитскими группировками, в частности с Ан-Нусрой, нынешней Джебхат Фатах аш-Шам, что существенно укрепит ее потенциал. При этом шейхи наиболее влиятельных племен неоднократно заявляли, что чтобы сохранить свою власть они готовы сотрудничать с любыми организациями.

Племенная иерархия состоит из кабила (национальные или транс-национальные племенные конгломераты) и ашира (индивидуальные племена). В структуру ашира входят фукуд (кланы), хумс или ибн амм (линии прямого наследования). Нижнюю ступень иерархии занимают ал-байят(большие семьи). Крупнейшие кабила Сирии – Угайдат, Баггара и Шаммер – являются довольно разветвлённый в каждой из которых насчитывается до 3,5 тысяч больших семей, около 400 из которых формируют линии прямого наследия.

Как правило, ввиду существующего разделения племенные вооруженные группы участвуют в боях в приделах свих территорий и зачастую являются «третьей стороной», охраняющей свои владения. При этом некоторые из племенных объединений формируют различные национальные советы, поддерживающие тех или иных полевых командиров из состава радикальных вооруженных формирований финансируя их и частично обеспечивая мобилизационными резервами, а те в свою очередь гарантирую неприкосновенной земли и собственности шейхов.

Ашира фактически играю главенствующую роль в различных регионах Сирии. Также именно индивидуальные племена в борьбе за власть как внутри иерархии, так и между собой, формируют значительный вооруженные формирования, которые сражаются в рядах различных группировок.

Так, ашира аль-Хаддадин особенно сильна в северо-западном Алеппо и Идлибе, аль-Мували – в Идлибе, ад-Дамахла – в Идлибе, Хаме, Алеппо и Ракке, Бани Халид в центральном и западном Хомсе и в Хаме, Аз-Зуби в Дераа и вдоль границы с Иорданией.

Формирования из членови Бани Халид и аль-Мували воюют в составе частей ССА. Еще одна группировка, Свободные Племена аш-Шам, сформированна не так давно в Дераа из дезертиров – членов племен, Алеппо, Ракке, Хасаке и Дейр эз-Зоре. Данное формирование входит в состав дивизии Ахфаад ар-Расул Аливия. И формировала недавно развалившейся Фронт Сирийских Племен.

Из кабила наибольшей организацией отличается Угайдат отличающийся значительными резервами в живой силе и высоким уровнем материально-технической обеспеченности. Его члены формируют Племенные Бригады Угайдат, участвующие в боях на стороне ИГИЛ в Хомсе и районе Дейр Эз-Зора. Тем не менее многие представители племенной иерархии разделены между противоборствующими сторонами из-за наличия различных внутреэлитных конфликтов. Так конфедерация племен Баггара, являющаяся сомой крупной из кабила. участвуют в боевых действиях и на стороне оппозиции, и на стороне режима.

При всем этом в ходе вооруженного конфликта на территории Сирийской Арабской Республики проявились существенные разногласия в рядах племенных формирований. Связанны они с развалом радикальных формирований в ходе наступления правительственных сил и уменьшению влияния боевиков в «прифронтовых» зонах. Часть племенные организации вошла в хмеймимских формат, другие подписали соглашение о режиме прекращения огня и вовлечены в процессы структурации оппозиционных сил в ходе переговоров в Астане.

Астана стала наиважнейшим дополнением политического урегулирования Сирийского кризиса, поскольку позволили структурировать оппозиционные силы и наладить прямой диалог между сторонами конфликта, а значит стабилизировать женевский переговорный процесс.

Важнейшим событием в преддверии нового цикла переговоров в столице Казахстана, стало создание Сирийского народного фронта (СНФ). Целью данной организации является установление в стране мира на основе широкого общественного диалога между различными этническими, религиозными и политическими группами. Фактический Сирийский народный фронт позволил объединить оппозиционные силы, которые отказались сложить оружие или находятся за линией фронта.

СНФ имеет трехуровневую структуру: Первый уровень, самый низший, включает в себя различные территориальные объединения, кланы, элитарный группы, и других непосредственных акторов. Второй уровень представлен координационными советами, которые занимаются выработкой точек соприкосновения, формируют единую повестку дня. И наконец третий уровень, наивысший – совет при главе СНФ, который принимает ключевые решения.

В СНФ вошли независимые подразделения «Джейш Аль-Ислам» и ССА, парламентская оппозиция, представители правящих кругов, Социально-демократическая и Молодежная партии Сирии, представители основных христианских и мусульманских общин, различные экспертные сообщества. Кроме того, Сирийский Народный Фронт поддержали вожди многих племен, в числе которых и бедуинские. На данный момент ассоциированы или начата процедура ассоциации около 60% кабила Баггар и до 43% Угайдат, множество кланов и родов вошли в новое объединение. Желание присоединиться к «Сирийскому народному фронту» проявил и президент Сирии Башар Асад.

Поддержка СНФ племенами привела к тому, что радикальные группировки потеряли около 23 тысяч человек, прекратили боевые действия 1 и 2 прибрежные бригады ССА. Правда сейчас они прошли период второго формирования, но их укомплектованность личным составом не превышает 54% от предыдущей численности в 8,5 тыс человек. Также сократилась и экономическая поддержка террористических формирований со стороны шейхов и эмиров «сирийской пустыни».

Сегодня под патронажем народного фронта в Сирийской Республике создается новая политическая партия. Об этом заявили представители вооруженных оппозиционных сил Сирии и генеральный директор Европейской платформы Гасан Ченгиз.

Александр
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
3 мнения. Оставьте своё
№1 Маузер 6 июня 2017 21:31
0
Минусанул за ошибки.
----------
"Россия не заканчивается нигде!"
№2 cadabra 6 июня 2017 22:11
0
Статья сыровата, но делается попытка проанализировать сирийский гордиев узел, в частности, появление Сирийского народного фронта, что вряд ли сильно порадует и Дамаск и Москву, если эта структура станет материализуется. Вряд ли Сирия останется единым государством, здесь и Москвой(фактически подарили курдов Штатам, что вряд ли есть достижением) и Дамаском(нет гибкости а только слово- нет, для желания курдов стать хотя бы федерацией в составе страны) сделаны промашки. Если появится объединенная оппозиция то в Сирии станет тесновато для всех- правительственных сирийцев, курдов, оппозиционных сирийцев. Правда курдов турки постараются нейтрализовать, хотя бы путем введения своих войск, наплевав на американцев,здесь турки будут вынуждены это сделать, поскольку курдское автономия, которую, похоже, не прочь заиметь американцы(вроде первоначального заигрывания с хорватскими боснийцами) для них станет катализатором проблем со своими курдами. Следующим шагом американцев, думаю, станет создание объединенного анклава курдов и оппозиционных сирийцев и Москва вряд ли что может противопоставить этому.
Это минимальный успех который, вероятно, уже обретает вещественность по американскому сценарию. Асада наклонить, все-таки, на этом этапе не удалось, но американское влияние в этой ключевой стране арабского востока они считай уже получили. Вероятно, пока можно предвидеть взаимное желание противостоящих группировок захватить земли по максимуму, желательно с нефтью и тот у кого будет больше нефти и будет считаться относительным победителей в первом тайме.
А ведь могло быть иначе, если бы Москва и Дамаск удержали курдов в своей обойме.
Но будет еще и второй тайм, где, вероятно, вступит в игру более активно Турция и может удастся кое-что наверстать.
№3 папакарло 6 июня 2017 22:51
0
Прошло сообщение что сегодня, в Сирии, коалиция во главе с США нанесла новый удар по САР.