Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историческое наследие и межкультурное партнёрство

Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историческое наследие и межкультурное партнёрство

Текущие интеграционные и геополитические процессы на постсоветском пространстве, как и их социально-политическое содержание, связаны с глубинными трансформационными процессами обществ, политической культуры и национальных политических систем. При этом точкой преломления конкурентных сил зачастую выступает общее прошлое и государственная историография. Однако культура, история и тесно связанное с ними образование, включая социализацию и ее политическое содержание, формируют гуманитарное измерение любой интеграции, кооперации, одновременно выступая сферами государственной безопасности.

Исключением в данном случае не стали и страны Центральной Азии, где вопросы развития историографии дополняются развитыми традиционными социальными институтами, межкультурным и межнациональным партнерством. Однако именно общее историческое развитие зачастую выносится за «скобками» интеграционной политики, так и оставаясь предметом дискуссий, а внутриполитическая сфера заполняется различными социально-политическими объединениями и неправительственными организациями, поляризующими общество через дочерние проекты.

В частности, уже заметны последствия подобных партнёрств косвенно затрагивающих саму основу культур и общего исторического пути в области медицины – продвигающих политическую самоидентификацию различных меньшинств, развития информированности – обеспечивающих как национализацию, так и продвигающих «радикальные свободы». При этом все эти «многопрофильные» организации также активно лоббируют пересмотр общего для региона исторического пути. Примером тому стала практика последних циклов реформ в Узбекистане, Киргизии и Туркменистане.

Сегодня как никогда ранее важно сохранить и защитить общие историческое и культурное население региона. Благодаря сотрудничеству в образовательной сфере ученых из Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Узбекистан создан формат, призванный отстаивать общую историю.

29-30 октября на базе Научно-образовательного центра «Большой Алтай» и Алтайского государственного университета пройдут сразу два мероприятия, посвящённых сохранению и развитию общего исторического наследия – международная научная конференция «Индустриальное строительство в Центральной Азии: историческое значение для региона (к 90-летию со дня открытия Туркестано-Сибирской железной дороги)» и молодежный форум «Россия и тюркский мир: взгляд молодежи стран Большого Алтая».

Для участия в международных конференциях приглашаются ученые-историки, обществоведы, политологи, экономисты и юристы. Работа конференций объединит научные интересы более 100 специалистов. На мероприятиях, посвящённых интеграции молодежных научных сообществ, также получила представительство Турецкая Республика – Стамбульский университет и его профессор, д-р филол. наук О.С. Сапашев.

Развитие Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали тесно взаимосвязано с историей Центральной Азии и пространства Алтая. Турксиб определял и продолжает оказывать мощное воздействие на динамику социально-экономического развития региона, включая текущий этап сращений интеграционных проектов Евразийского экономического союза и Шанхайской организации сотрудничества.

В 1878 году в Министерство Путей Сообщения был представлен проект сооружения железной дороги от Тюмени через Акмолинск до Ташкента, который так и остался на стадии технико-экономического обоснования. В 1906 году кабинет министров Российской империи принял решение о начале строительства южной ветки Транссибирской магистрали по линии Новониколаевск – Барнаул – Семипалатинск. Алтайская железная дорога была введена в постоянную эксплуатацию в 1917 году. В 1918 году в Омске адмиралом Колчаком, в целях обеспечения войск «Белого движения» провизией, была поставлена задача постройки линии Семипалатинск – Сергиополь. В 1919 году под руководством американского инженера Д.Ф. Стивенса было проложено по облегченным нормам 140 км пути, однако после освобождения Сибири и Средней Азии частями Рабоче-крестьянской Красной армии пути были разобраны и переброшены на обеспечение инженерных нужд.

Туркестано-Сибирская железная дорога стала одним из центральных экономических проектов Советского Союза 20-х гг. ХХ в., наряду с Днепростроем и Волго-Донским каналом. Решение о ее строительстве было принято 3 декабря 1926 года Советом труда и обороны СССР. Главной целью строительства новой железнодорожной магистрали было обеспечение более короткой транспортной связи Сибири со Средней Азией как для динамического развития межрегиональных экономических контактов, так и прикрытия оперативных районов войсками в борьбе с бандитизмом, басмачеством и подрывной детальностью. После ввода в эксплуатацию всех участков магистрали в апреле 1930 г. она способствовала значительному росту экономики и социальной сферы Казахстана и Среднеазиатских республик. С ней напрямую связано развитие хлопководства в СССР, как в интересах легкой промышленности, так и наукоемких направлений, материаловедения и военно-промышленного комплекса. Кроме того, именно Турсиб стал отправной точкой в разработке полезных ископаемых Среднеазиатских Республик и отечественной науки по всем стратегическим направлениям от продовольствия до Космоса и передовых технологий. Турксиб также известен как школа российского железнодорожного строительства. Дорога сооружалась по проекту и под руководством советских инженеров, трудом рабочих, представляющих многие национальности страны и региона. Здесь прошли хорошую профессиональную выучку и выросли замечательные инженерные кадры и специалисты из всех отраслей промышленности.

Данное направление осталось стратегическим и по сей день, как с точки зрения гуманитарных составляющих, так и в рамках обеспечения безопасности и военно-политического статуса в Центрально-Азиатском регионе, оспариваемого многими силами на современном этапе развития геополитики и международных отношений. И именно поэтому так важен формат, раскрывающий все аспекты исторического развития Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали и Средней Азии, сквозь вызовы, с которыми сталкивались народы всего региона.

Мероприятия, посвящённые Турксибу ориентированы на всесторонний анализ источниковых ресурсов изучения индустриализации в центральноазиатских республиках и истории Туркестано-Сибирской железной дороги, доиндустриального развития региона, динамикам экономических и социально-политических процессов во время индустриализации и ввода в эксплуатацию железной дороги. Внимание заострено также на ее роли в становлении органов власти и управлении в автономных республиках, вопросах подготовки обеспечивающих кадров, региональной логистики. Кроме того, отдельный секционный формат посвящён роли Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали в реализации национальных целей и стратегических задач развития республик постсоветской Центральной Азии.

Целями мероприятия выступает всестороннее обсуждение вопросов, связанных с изучением различных аспектов развития региона, строительства Туркестано-Сибирской железной дороги, ее роли для экономического развития Центрально-Азиатского региона и России, а также интеграция молодежного научного сообщества, способствующего развитию общего исторического наследия.

Итогами молодежного крыла мероприятий выступят: принятие Резолюции по итогам Форума; принятие Положения о Международной школе молодых ученых – тюркологов, алтаистов и монголоведов; создание на базе Научно-образовательного центра алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» постоянно действующей научной площадки для передачи опыта, обучения, воспитания молодого научного сообщества, интеграции научных исследований молодых ученых – тюркологов и специалистов исследующих регион, утверждение плана работы Международной школы молодых ученых – тюркологов, алтаистов и монголоведов в 2021 г., связанной с конгрессом «Тюрко-монгольский мир Большого Алтая: историко-культурное наследие и современность».

Таким образом, сформированные на базе Научно-образовательного центра «Большой Алтай» и Алтайского государственного университета форматы формируют прочную основу для межкультурного диалога, развития гуманитарной сферы в контексте сохранения и развития общего исторического наследия. Полученные наработки, наряду с расширением имеющихся контактов, показывают потребность в подобном сотрудничестве со всеми странами региона, вовлеченными в общественный диалог и сталкивающимися с своевременными геополитическими вызовами.

Максим Александров
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
6 комментариев. Оставьте свой
№1 Irina-kyge Пользователя нет 29 октября 2020 16:46
0
В Карабахе/Арцахе - обмен террористическими (т.е. имеющими целью запугивание мирного населения противника) ударами. Турецкая коалиция нанесла мощный бомбовый авиа-удар (обычной авиацией, возможно - турецкими Ф-16) по Степанакерту, армяне - тяжелыми РСЗО ударили по недалекому городку Барда. О жертвах среди армян пока не сообщается (население, видимо, уже в значительной степени эвакуировалось) ,а вот среди гражданского населения Азербайджана - многочисленные жертвы и раненые.

Мне вполне ясна военно-политическая логика турок - они собираются полностью зачистить Карабах/Арцах от армян и для этого превентивные удары по тыловым городам очень даже (естественно, в глазах турецких военных циников) "полезны" - армянское население не должно сомневаться в печальной участи ,которая его ожидает при "освобождении" и мотивировано к поголовному бегству. - Туркам не придется устраивать некрасивые (в глазах иностранных корреспондентов) "этнические чистки"...
А вот логика армянского командования, наносящего удары "по площадям" азербайджанских населенных пунктов - не может быть объяснена ничем, кроме самой обычной (и совершенно "непродуктивной", с точки зрения результатов) мести. "Ах вы так?! - А мы так!" При этом армяне:
а) только дополнительно мотивируют азербайджанских солдат на выполнение возложенных на них турками и Алиевым обязанностей;
б) расходуют сокращающийся ударный ресурс своей ракетной артиллерии (каждый выезд на позиции и залп в условиях господства противника в воздухе - огромный риск новых потерь техники и личного состава);
в) теряют возможность нанести потери живой силе и технике противника ради жестокой и безсмысленной мести гражданским людям по этническому признаку. (Если армяне вообрражают, что "азербайджанцы поднимутся и свергнут тирана Алиева, чтобы предотвратить войну" - то они получают строго обратный результат).
г) дают прекрасный повод прекратить рост сочувствия к ним ,как стороне, подвергшейся агрессии.
№2 Хазарин Пользователя нет 29 октября 2020 17:26
0
Что можно сказать,здесь,на этом сайте дохе(хрена)ра умных дипломатов,которые не стесняясь своей профанации хаят Лаврова и мнят себя великими дипломатам, не говоря о Захаровой,так пусть "великие дипломаты" форума подскажут-как разрешить данную ситуацию saakashvili
№3 stepnoy Пользователя нет 29 октября 2020 19:01
0
Для меня понятие "тюркизм" имеет связующим территорию и лошадей. Пытаются связку сделать саудовцы через имеющий только подобие арабскому ислам, и Анкара которую ср.азиаты имели в прошлом и в хвост и гриву но Эрдоган навязывает обратную историю.
Культура? - создали конные игры, писменность? - половину тянут на словарь созданный римским посланником в Орде. Быт? - вроде одни исторические шатры с виду а абсолютно противоположны начиная от дверей. Гены - абсолютно разные.
№4 Хазарин Пользователя нет 29 октября 2020 20:02
+1
Степной,я тебя понял,скачьки ,лошади,хвост,грива,обратная история,культура,двери,гены-а по теме, что хотел сказать то?
№5 Михаил Лукин Пользователя нет 29 октября 2020 21:21
+1
Я, как потомок Чингис Хана, говорю вам:
На колени, шакалы!!!

Шутка. biggrin
№6 Хазарин Пользователя нет 30 октября 2020 11:57
+1
Я,как потомок князей Сигона,говорю тебе-пошли за стол,а ползать на коленках будем потом lols
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.