Глобальная борьба за литий: США против Китая

В течение нескольких лет, прошедших с момента глобального толчка к разработке массовых электромобилей, элемент литий вошел в фокус внимания как стратегический металл. Спрос в Китае, ЕС и США в настоящее время огромен, и контроль над поставками лития уже развивает свою собственную геополитику, не отличающуюся от контроля над нефтью.



Китай переходит к безопасным источникам

Для Китая, который поставил себе цель - стать крупнейшим в мире производителем электромобилей, разработка литиевых аккумуляторных материалов является приоритетной задачей на период 13-й Пятилетки (2016-20). Хотя КНР имеет свои собственные месторождения лития, запасы его в стране ограничены. Соответственно, Пекин предпринял попытки по обеспечению собственного права на добычу этого металла за рубежом.

В Австралии китайская компания Tianqi Lithium добывает и владеет крупнейшими и самыми высокосортными в мире запасами сподумена в Гринбушах недалеко от Перта.

Talison Lithium Inc. - это крупнейший в мире производитель первичного лития. Их производство в австралийском Greenbushes обеспечивает сегодня около 75% потребностей Китая в этом металле и около 40% мирового спроса. Понятно, что делает китайско-австралийское партнерство стратегически важными для Поднебесной. Кроме того, Пекин стал крупнейшим торговым партнером Канберры.

Однако растущее экономическое влияние Китая в Тихом океане привело к тому, что премьер-министр Скотт Моррисон направил китайским властям предупреждение о необходимости учитывать и австралийские интересы в АТР. Помимо этого, для дополнительного сдерживания Поднебесной в конце 2017 года Австралия возобновила неформальное сотрудничество в формате региональной «четверки», т.е. с США, Индией и Японией.

Вдобавок недавно Камберра также усилила процесс кредитование тихоокеанских островных государств из числа своих стратегических партнеров. Понятно, что Австралия пытается таким образом противостоять финансовым вливаниям в экономику этих государств со стороны китайских финансовых структур. Австралийская обеспокоенность и её противостояние усилению влияния Китая в АТР явно делает необходимым для Пекина выйти на другие сырьевые рынки для дополнительной подстраховки выполнения своих планов на 13-ую пятилетку.

Поскольку развитие электрических транспортных средств (далее ЭТС) стало приоритетным, Пекин в поисках безопасного лития обратился к Чили, еще одному крупному источнику этого востребованного металла. Там китайская компания Tianqiis ведет переговоры о приобретении контрольного пакета акций чилийского концерна SociedadQuimica Y Minera (SQM), одного из крупнейших мировых производителей лития.

Если Тяньци преуспеет с SQM, то это окончательно изменит геополитику мирового контроля над литием в пользу КНР. Так как глобальные запасы этого стратегического компонента литий-ионных батарей, используемых для питания электромобилей и прочих ЭТС, сосредоточены в очень немногих странах.

Чтобы дать представление о потенциальном спросе на литий обратимсе к электрокарам Илона Маска. Так, батарея для модели Tesla Model S требует 63 килограмма карбоната лития, что также хватило бы для питания примерно 10 тысяч батарей сотовых телефонов. В недавнем отчете Goldman Sachs bank назвал карбонат лития новым бензином: всего лишь однопроцентное увеличение производства электромобилей может увеличить литиевый спрос более чем на 40%. С учетом того, что многие государства требуют снижения выбросов CO2, мировая автомобильная промышленность значительно расширяет планы по ЭТС в течение предстоящего десятилетия, что сделает литий потенциально таким же стратегически важным в ближайшем будущем, как нефть сегодня.

Боливия - литиевый Клондайк

Помимо Чили и Австралии крупные литиевые месторождения есть в Боливия. Неудивительно, что последняя в последние годы также стала объектом ресурсного интереса Пекина. По некоторым геологическим оценкам, запасы лития в Боливии являются крупнейшими в мире: только в солончаках Салар-де-Уюни, по некоторым экспертным оценкам, содержится девять миллионов тонн металла. А это 50% - 70% всех мировых запасов.

С 2015 года китайская горнодобывающая компания CAMC Engineering Company управляет крупным заводом в Боливии по производству удобрений из хлористого калия. Но CAMC не акцентирует внимания на том факте, что под слоем хлорида калия находится самое большое в мире месторождение лития в солончаке Уюни, в одном из 22 подобных в Боливии. Китайская компания Linyi Dake Trade в 2014 году построила завод, производящий литиевые батареи в тойц же локации.

В феврале этого года правительство Моралеса подписало еще одну литиевую сделку, на этот раз с китайской Xinjiang TBEA Group Co Ltd. Последняя будет владеть 49-процентной долей в планируемом совместном предприятии с боливийской государственной фирмой YLB. Этот контракт подразумевает добычу литиевой руды в солончакох Коипаса и Пастос-Гранд и оценивается примерно в 2,3 миллиарда долларов.

С точки зрения лития, Поднебесная до сих пор доминирует в этом секторе горнодобычи. Китайские предприятия в настоящее время контролируют почти половину мирового производства лития и 60% производственных мощностей электрических батарей. В течение следующих десяти лет, по прогнозам Goldman Sachs, Китай сможет поставлять до 60% ЭТС в мире.

Литиевое соперничество: США против Китая

Другим глобальным игроком в сфере добычи лития на сегодня являются Соединенные Штаты. Компания Albemarle из Северной Каролины владеет крупным производством этого металла в Австралии и Чили. Практически точно так же, как и у КНР. В 2015 году Albemarle стала доминирующей компанией в мировой добыче лития после того, как она купила американскую компанию Rockwood Holdings. Примечательно, что Rockwood Lithium добывала руду в чилийском месторождении Salar de Atacama и в той же австралийской шахте Greenbushes, где китайская промышленная группа Tianqi владеет 51% акций. Это дало Albemarle 49% доли огромного австралийского литиевого проекта в непосредственном партнерстве с Китаем.

Становиться ясно, что напряженность между Соединенными Штатами и Поднебесной в отношении китайских экономических планов также включает и американское противодействие влиянию Китая в контроле над стратегическими запасами лития. За недавним военным переворот в Боливии, вынудившим Эво Моралеса отправиться в мексиканскую ссылку, судя по разным свидетельствам, тоже стоит Вашингтон. Вступление в должность временно исполняющего обязанности президента Жанина Аньеса, а впоследствии и правого христианина-миллионера Луиса Фернандо Камачо, сигнализирует о крутом повороте «направо» в геополитическом будущем страны. А такое развитие боливийского сценария открыто поддерживается Белым домом. Решающее значение среди других вопросов будет иметь вопрос о том, будет ли будущее проамериканское правительство Боливии аннулировать соглашения о добыче лития с китайскими компаниями или нет.

Да и отмена встречи стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, намеченной на 16 ноября в Чили, имеет для США примерно то же антикитайское значение. На этой встрече АТЭС должны были состояться торговые переговоры Дональдом Трампом и Си Цзиньпина. Вдобавок она же должна была стать местом проведения крупных торговых сделок между Китаем и Чили, как сообщается в South China Morning Post. Запланированная делегация Си включала бы порядка 150 руководителей корпораций с планами на подписание крупных экономических соглашений с целью дальнейшего укрепления экономических связей между Пекином и Сантьяго. Об это естественно знали и в Вашингтоне.

Всплеск массовых протестов по всему Чили против повышения правительством тарифов на проезд в общественном транспорте имеет все признаки «цветной революции», аналогичной тем, что Вашингтон устраивал в других странах Латинской Америки и Ближнего Востока. Протесты были краткосрочными, но именно из-за них отменили саммита АТЭС в Сантьяго. Активная роль финансируемых США НКО в чилийских протестах не подтвердилась, но растущие экономические отношения между Чили и Китаем явно не воспринимаются в Белом доме как позитивные.

На данном этапе стало совершенно очевидно, что идет глобальная битва за доминирование на рынке батарей для электромобилей будущего, и контроль над литием находится в его эпицентре.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
30 комментариев. Оставьте свой
№1 Экзорцист Пользователя нет 22 ноября 2019 17:58
0
Про ковёр поржал biggrin
Хотя..., техника безопасности околонулевая! Было бы приятнее видеть опыты такой степени опасности, в условиях, когда человек понимает чего делает, а тут балбес, но зашло)

Касаемо статьи, литиевые батареи, это скорее промежуточное звено. Действительно энергоёмкие элементы будут построены на 4-ом состоянии вещества. ИМХО(наши обещали, значит сделают)
№2 Пров Фомич Пользователя нет 22 ноября 2019 19:33
+3
неее.. я думаю наши создадут элементы построенные на пятом агрегатном состоянии. и в недалёком будущем можно будет на обочине прикупить за бутылку у местного тракториста пару вёдер стыжденного электричества и залить в свой бак. как в прежние годы ...
№3 Экзорцист Пользователя нет 22 ноября 2019 20:00
0
Сразу видно кто по чём тоскует. Халява приди biggrin
№4 Пров Фомич Пользователя нет 22 ноября 2019 20:41
+6
"халява" это уже шестое агрегатное состояние вещества.
№5 Kapanyz Пользователя нет 23 ноября 2019 03:38
+8
№6 Бизон Пользователя нет 22 ноября 2019 21:08
+8
Сейчас в России и в США пошли генераторы на свободной энергии, первыми выпустили США, и тут же наши, с Урала предложили образец с улучшенными характеристиками. Если это дело пойдёт успешно, литий станет менее востребованным.
Также заманчивой идеей становится энергетика на основе гелия-3, но для этого надо освоить регулярные межпланетные полёты.
Хорошая обзорная статья. Теперь понятно, почему месторождение лития в Африке прихватила Россия, за долги.
№7 Экзорцист Пользователя нет 23 ноября 2019 10:10
+1
Где говоришь работаешь? Своему начальству дай почитать этот пост, особенно про свободную энергию, думаю тебя уговорят уволиться по-собственному...
№8 Русская Ракета Пользователя нет 22 ноября 2019 23:32
+1
Ну не знаю... это термоядерные авто будут ездить? А ДТП если...
Хотя если на плазме, то можно и сапоги скороходы делать, двигатель то невесомый.
№9 кирил Пользователя нет 22 ноября 2019 18:50
+2
Да кому нахрен нужны эти электромобили-вместе с литием.
№10 Экзорцист Пользователя нет 22 ноября 2019 19:15
+3
Это будущее, далёкое, но будущее. Углеводороды, все больше будут использоваться человечеством для синтеза других материалов и всё меньше сжигаться, по мере, как мы, таки запустим термоядерный синтез, а его надо запускать, ибо выхода у человечества нет в ближайшей перспективе(лет 100-150)

PS если конечно не уничтожим себя до того как...
№11 mab3162 Пользователя нет 22 ноября 2019 19:26
+1
Не надо забывать про огромные запасы гелия -3 на Луне и про водородную энергетику (запасы метаногидратов могут стать бесконечным практически источником водорода, если мы научимся их добывать с приемлемой себестоимостью). Плюс биотопливо из рапсового масла и автомобили на спирту, который получается из любой растительной органики. Плюс метан, который уже давно успешно используется для грузовиков (громоздкие и тяжелые баллоны легковушке не под силу).
№12 Экзорцист Пользователя нет 22 ноября 2019 20:05
0
...и это тоже.
№13 Русская Ракета Пользователя нет 22 ноября 2019 23:19
+4
Биотопливо из растений - это банальная солнечная энергия, запасённая растением. По сути дрова.
№14 mab3162 Пользователя нет 26 ноября 2019 19:23
0
Только в жидком виде и подходит для применения в современных ДВС + чистый выхлоп, т.е. отсутствие вреда для экологии.
№15 Guliver69 Пользователя нет 22 ноября 2019 20:22
+9
Все эти аккумуляторы-батареи, в которых используется литий для ноутбуков и мобильников, они же потом выбрасываются. Горы мусора,горы аккумуляторов которые загрязняют землю и отравляют природу.Какое будущие, о чем вы.Мусорные горы вот будущие человечества а не термоядерный синтез.Который не нужен
разным энергетическим компаниям.Какие электромобили?! Да у нас дети практически все больными рождаются.Уже с полным букетом хронических заболеваний.А тут какое то будущие.У человечества один выход:послать капитализм на хрен! И перейти на социализм. Если оно хочет выжить.Ну а так нет будущего.Только мусорные горы.Отравленная вода, отравленная земля.И больное, во всех смыслах человечество.Аминь!
№16 Бизон Пользователя нет 22 ноября 2019 21:12
+2
Глупый вы. От социального строя не зависит энергетика.
№17 димка вьюгин Пользователя нет 22 ноября 2019 19:27
+3
Вот теперь убедите меня что сырьё это фуфло, а фантики пусть и в виде долляра это всё!!!!!!!!!!!! Люди! Земля! Сырьё-ресурсы это ВСЁ!!!!!!!
№18 Бред Пользователя нет 23 ноября 2019 20:44
0
Так фантики - это и есть сырьё, поди получи без них.
№19 тшу Пользователя нет 22 ноября 2019 19:28
+5
Интересно, сколько СО2 выбрасывается в атмосферу в процессе производства и утилизации этих литиевых батарей. Почему молчат экологи? Неужели на эти исследования денег не нашлось? Или не нашлось заинтересованных дать денег на эти исследования?

P.s. Кстати, есть мнение, что вклад СО2 в парниковый эффект - 20-30%.
Оставшиеся 70-80% вклада в эту несуразицу привносит пар водяной обнакновенный.
Почему никто не борется с паром?
P.p.s. Водородная энергетика и водородные двигатели: основной продукт их деятельности - водяной пар в чудовищных количествах.
№20 Экзорцист Пользователя нет 22 ноября 2019 20:02
+2
Осталось Байкал прикрыть чем нить, а то только он один около 7 кубокилометров в атмосферу испаряет, про океаны вообще молчу, я таких цифер не знаю lols
№21 тшу Пользователя нет 22 ноября 2019 20:13
+3
Начинаю Компанию за осушение Мирового Океана.
Ищу Спонсора!

P.s. Осушать нельзя вывозить.
P.p.s. Организую СП с Маском. Вид уставной деятельности: вывоз Мирового океана.
№22 Русская Ракета Пользователя нет 22 ноября 2019 23:16
+1
Я вам бесплатно скажу как прекратиь испарение - нефть разлейте по поверхности. Правда потом надо будет переезжать на др планету.
№23 дикий кайтер Пользователя нет 23 ноября 2019 08:19
0
Электромобили-бред, интересно, там печка дровяная будет? А кондиционер белки будут крутить?
№24 SerVal-2 Пользователя нет 23 ноября 2019 13:24
0
Цитата: дикий кайтер
там печка дровяная будет?

Про электро-обогреватели что-нибудь слышали?
Цитата: дикий кайтер
А кондиционер белки будут крутить?

Так кондиционеры по всему миру работают на электроэнергии.
И у Вас дома холодильник от электричества работает. Или ваш компрессор белки крутят?
smile
№25 Шубин Пользователя нет 23 ноября 2019 09:48
0
Электромобили будут востребованы в крупных городах с достаточной сетью зарядных станций, да на главных автотрассах. А остальное население будет по старинке ездить на ДВС.
№26 SerVal-2 Пользователя нет 23 ноября 2019 13:14
0
Шубин, прогноз у Вас какой-то странный.
Сейчас, электромобили на одной зарядке проезжают от 200 до 400 км (в зависимости от модели).
А что Вы скажете, если на одной зарядке электромобили будут проезжать ~1000 км?
*Тесла на одной зарядке проезжает 600 км уже сейчас.
№27 Экзорцист Пользователя нет 23 ноября 2019 16:22
-1
Не в нашем климате это возможно. У нас смело надо делить на 2, при температуре ниже -8 уже падает заряд на 50%
№28 SerVal-2 Пользователя нет 23 ноября 2019 22:52
+2
Цитата: Экзорцист
при температуре ниже -8 уже падает заряд на 50%

Это правда. Но проблема-то всего одна! - плохие аккумуляторы.
1. маленькая ёмкость
2. большой вес аккумуляторов
3. низкая скорость зарядки
4. маленький срок службы аккумуляторов
Всё остальное - упрощено до предела, надёжно и дёшево в эксплуатации.

*желающие узнать проблемы бензиновых двигателей могут заехать в автосервис. Там им насчитают сумму, от которой глаза на лоб вылезут. Поршни, коленвалы, шкивы, подшипники, клапана, глушители, фильтры, масла, регулировки, ... итд.
У меня такое впечатление, что пол-страны работают в автосервисах.
№29 Деда Витя Пользователя нет 24 ноября 2019 02:09
0
Интересно, при -45* сколько протянет аккумулятор? Движение + отопитель.
№30 osminozhka Пользователя нет 25 ноября 2019 11:49
0
В общем, литий стал очередным поводом для нападок со стороны США на Китай и весь мир. Где что новенькое увидят ,сразу "дай-дай" кричат. А если не получают, психовать начинают. Как дети, честное слово
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.