Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

Письмо Хмельницкого, изменившее историю

Письмо Хмельницкого, изменившее историю

Одержав блистательные победы над польским войском под Жёлтыми Водами 5, 7 и 8 мая, а затем 16 мая – у Корсуня*, гетман Богдан Хмельницкий вернулся с войском своим в Черкассы, и 8 июня (по нынешнему календарю – 18-го) 1648 года отправил русскому царю Алексею Михайловичу послание с просьбой о принятии Гетманщины в подданство. Письмо это замечательно во многих отношениях – если, конечно, понимать суть времени, когда оно было написано.

Письмо Хмельницкого, изменившее историю

Письмо Богдана Хмельницкого русскому царю от 8(18) июня 1648 г. Лицевая и оборотная часть.

Понимать следует прежде всего то, что гетман Богдан-Зиновий Михайлович Хмельницкий предлагал воссоединить не Украину с Россией, как о том десятилетиями говорили присяжные историки, и что было закреплено на государственном уровне во времена СССР, а Русь с Русью – ибо ничего «украинского» на этих территориях никогда не было: даже много позже известный предатель Филипп Орлик называл пресловутого Мазепу Алкидом Российским, а отец этого «Геракла» Адам-Степан Мазепа, один из соратников Богдана Хмельницкого, носился с идеей создания не «Украины», а Великого княжества Русского (в составе Речи Посполитой). Даже Лютый Ярема – Иеремия Вишневецкий, прямой противник Хмельницкого, – носил титул «князя Русского», а самого гетмана Хмеля, на второй день нового 1649 года триумфально въехавшего через Золотые Ворота в Киев, называли «Моисеем веры русской», «защитником свободы русского народа», «новым Маккавеем».

Историк Сергей Соловьёв предлагает смотреть на Хмельницкого прежде всего как на казака – представителя природы «девственной ещё, детской, если угодно грубой». Добавим сюда для полноты картины также шляхетское происхождение и образование – чуть ли не лучшее по тем временам: иезуитский коллегиум во Львове либо Ярославе (сейчас Польша). И твёрдость в вере, которой он не изменил, обучаясь у католиков. Вероятно, именно такой и должна была быть сумма качеств руководителя народного восстания, переросшего в Освободительную войну, принесшую вожделенное воссоединение разорванных монголо-татарским нашествием частей Руси, прежде единой.

Человек просвещённый, он знал, сколь печальные последствия имел опыт предыдущих восстаний против польского гнёта: под предводительством Марка Жмайло-Кульчицкого в 1625 году, Тараса Федоровича в 1630-м, Ивана Сулимы в 1635-м, Павлюка (Павла Бута) в 1637−1638-х, Якова Острянина и Дмитрия Гуни в том же 1638-м: за исключением первых двух случаев, когда судьба мятежных гетманов осталась туманной, во всех других руководители восстаний и присоединившаяся к ним казачья верхушка были свезены в Варшаву и там казнены самыми лютыми способами: колесованием, посажением на кол, разрубанием на части, вытягиванием жил, «прибитием гвоздями стоячими к доскам, облитым смолою, и сожжением медленным огнём», «растерзанием железными когтями, похожими на железную лапу» и т.д.

Осознавал ли Богдан Хмельницкий перспективу в случае поражения, пополнить своим именем этот длинный синодик жертв панской жестокости и шляхетского произвола? Несомненно. Но он знал совершенно точно и о тех многочисленных жертвах, которые терпел здесь и сейчас его народ от буквально озверевших в своей лютости поляков, огнём и мечом укрощавших его бунт, топивших его в крови. Прекрасно поставленная разведка доносила ему сведения о польских расправах. В частности, Ярема Вишневецкий, «недавний отступник от православия, с ненавистью ренегата к старой вере, вере хлопской», кричал палачам на повсеместно творившихся расправах: «Мучьте их так, чтобы они чувствовали, что умирают!» Лисянский полковник Максим Кривонос свидетельствовал: «и головы отсекали, и на кол сажали, в каждом городе среди рынка виселица… а попам нашим [князь Иеремия] буравом просверливал глаза». Девчатам поляки дарили красные ленты: лоскуты кожи, сорванные с их плеч и шеи. Можно было спокойно читать такие известия?

Да, это была и война за веру. Богдан Хмельницкий требовал, чтобы униаты и католики убрались с Гетманщины, а православный епископ заседал в Сейме Речи Посполитой на почётном месте, сразу после примаса Польши. Никогда поляки с этим не соглашались. В откровенно горячую фазу религиозное противостояние перешло в 1651 году, когда папа римский Иннокентий Х послал к полякам своё благословение и отпущение грехов, а короля Яна Казимира провозгласил защитником веры, передав ему через своего легата мантию и освящённый меч. Коринфский митрополит Иоасаф, в свою очередь, опоясал Хмельницкого мечом, освящённым на Гробе Господнем, окропил войско святою водою и сам шёл на поляков при войске. Своё благословение Богдану Хмельницкому передал и константинопольский патриарх Иоанникий II (Линдиос).

Здесь мы говорим о событиях 1651 года, в котором Берестецкая битва, состоявшаяся 18 июня, открыла ряд неудач казацкого войска того лета, имевших достаточно тяжёлые последствия – поляками был опустошён взятый литовским гетманом Радзивилом Киев, а «соборную церковь Богородицы каменную на посаде ляхи разграбили всю, образа пожгли, церковь вся выгорела, одни стены остались». Отчего такую ненависть питали поляки к Православию, поясняет тот факт, что именно киевские иерархи церкви первыми осознали необходимость воссоединения разделённого народа: ещё за четверть века до письма Богдана Хмельницкого о том же, о принятии православного населения Малой Руси в подданство русского государя, обращался (в 1622 году) православный митрополит Киевский и всея Руси Исаия Копинский-Борисович. Двумя годами позже о том же писал в Москву митрополит Иов (Борецкий). Он создал трактат «Протестация и благочестивая юстификация», в котором было прямо заявлено: «с Москвой у нас одна вера и богослужение, одно происхождение, язык и обычай».

В том, что это было не частное мнение князей церкви, убеждают книжные источники, в том числе изданные Киево-Печерской (в лавре) типографией, основанной в конце 1616-го или начале 1617 года её тогдашним архимандритом Елисеем Плетенецким. Уже первая изданная здесь книга пестрит «российской» лексикой: «Православному роду российскому, сыном Церкве Восточныа взлюбленнейшим, душеспасителнаго здравиа», - напечатано в её предисловии от его имени.

Другая вступительная часть, от архидиакона Захарии Копыстенского, начинается пояснением: «Се, правоверный христианине и всяк благоговейный читателю, от нарочитых мест в России кииовских, сиречь от лаври Печерскиа кииовскиа, благодатию Божиею, тщанием же и попечением преподобнейшаго во отцех кир Елисеа Плетенецкого печерского кииовского архимандрита, происходит напечатаннаа книга молебная Орологион, яже сказуется словенски Часослов».

Далее так: «Еже в роде нашем российском, во времена самодержца Владимера …» В конце «Часослова» помещены «Тропари и кондаки росским святым». В тропаре преподобный Феодосий Печерский величается так: «...в молитвах яко бесплотен пребывая в Росской земли яко светлое светило просия отче Феодосие…» и «Звезду росскую днесь почтем». Тропарь и кондак святой княгине Ольге озаглавлены: «Преподобныа Олги, в святом крещении Елены, княгини роской». В кондаке святой княгине Ольге-Елене призывается: «Вспоем днесь благодателя всех Бога, прославльшаго в Росии Елену богомудрую, молитвами ея, Христе, подаждь душам нашым грехом оставление».

В разряде полемической литературы, изданной лаврской «друкарней», наиболее значимой считается вышедшая в 1621 году «Книга о вере единой», автором которой является, вероятно, Захария Копыстенский. В последующих во времени изданиях – «Книга о правдивом единстве православных христиан», «Палинодия, или книга обороны» – этот автор демонстрировал открытую симпатию московским князьям, рассматривал Москву как оплот православной Руси, высказывал идеи единой прародины трёх восточнославянских народов, неразрывности их исторических судеб, близости разговорных языков, единства церковнославянского языка и вероисповедания.

Поляки прекрасно понимали силу основы этого объединения. «Многоучёный и красноглаголивый» Адам Кисель, в то время воевода киевский, главный переговорщик с Хмельницким, уверяя последнего, что «нет в целом свете другого государства, подобно нашему отечеству, правами и свободою», тем не менее честно отписывал в Варшаву ещё в 1648 году: «…Кто может поручиться за них? Одна кровь, одна религия!»

Широким ручьём польской крови, пролитой в возмездие за творимый в Малороссии-Гетманщине разбой, Богдан Хмельницкий навеки отгородился от Польши после битвы под Батогом. Ничего, кроме презрения, он к чванливой польской шляхте не испытывал. Перина, Латина и Дитина - такие глумливые клички он дал трём полководцам, стоявшим против него в битве под Пилявцами: князь Доминик Заславський известен был богатством и изнеженностью, коронный хорунжий Александр Конецпольський - молодостью, а региментарь Миколай Остроруг кичился учёностью.

Все они потерпели от него сокрушительное поражение. Стиль Хмельницкого переняли и окружавшие его полковники. «Уже прошли те времена, когда ляхи были нам страшны; мы под Пилявцами испытали, что это уже не те ляхи, что прежде бывали. Это уже не Жолкевские, не Ходкевичи, это какие-то Тхоржесвкие, да Заенчковские (Хорьковские – от хорька и Заечковские – от зайца), дети, нарядившиеся в железо! Померли от страху, как только нас увидели».

…Осенью 1653 года, через два месяца после Битвы под Батогом, Богдан Хмельницкий снова, третий раз за время Освободительной войны обратился к Русскому царству за протекторатом. 1 октября 1653 года в Москве специально по этому поводу был собран Земский собор, оказавшийся последним в истории России, на котором было решено: «гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями [в подданство] принять…». Так завершилась через пять лет и три с половиной месяца эпопея одного из самых замечательных писем в мировой истории.

* Все даты в статье приведены по тогда существовавшему календарю; для перевода их на ныне действующий к ним нужно добавить 10 дней.

Тихомир Павлов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
18 мнений. Оставьте своё
№1 Папандопуло 20 июня 2019 00:38
0
Любимый герой украинских евреев. Рабинович и памятники Хмельницкому призывает снести.
№2 Foros 20 июня 2019 00:54
+15
Поучительно, спасибо за статью
№3 Slava56 20 июня 2019 02:27
+9
Евреи носящие русские имена, создали Украинское государство, называют себя украинцами, а их современники возраждают идеи нацизма. Занимательная и очень динамичная такая историю. Мне кажется это больше похоже на историю болезни душевнобольного.
№4 Нечаев Е.Е. 20 июня 2019 03:58
+7
Цитата: Slava56
Евреи, носящие русские имена, создали Украинское государство, называют себя украинцами, а их современники возрождают идеи нацизма. ... больше похоже на историю болезни душевнобольного.

Рекомендую почитать раздел Антона Благина на c o n t.ws - он много чего интересного о них пишет, например, это от 14 июня 17:45: "Вот так при 100% еврейском правительстве славяне на Украине умываются кровью"!" - (здесь не позволяется вставлять ссылку, поэтому даю просто название статьи и автора. Проверил: поиск результат даёт).
№5 inanna.vinogradova 20 июня 2019 05:18
+8
Цитата: Slava56
Евреи носящие русские имена, создали Украинское государство, называют себя украинцами,

Интересный синтез, скажу я вам... и в нём, на мой взгляд, есть что-то правдоподобное.... в менталитете сельского "українства" действительно не так уж и мало от местечкового еврейства... вообще нередко браки славян с евреями порождают нечто новое в этническом и ментальном плане... далеко не всегда плохое, но всё же природно отличное от славянина... Люди с частью еврейской крови достаточно чутко понимают чаяния и ментальность своей "нееврейской" половины и часто становятся публичными выразителями их настроений и запросов... а нередко просто возглавляют их... но это удобнее делать с соответствующей национальной или не явно еврейской фамилией и именем...
№6 dbrnjh25 20 июня 2019 09:09
+2
иуды создали ВСЕ государства на базе римской империи, и продолжают это делать по сей день, систематически откусывая куски православной земли... lols а мы к сожалению только выражаем озабоченность т.е. по сей день удивляемся:
Отчего такую ненависть питали поляки к Православию,
как будто не понимаем ... что не ПОЛЯКИ, а иуды питаЮТ ненависть к Православию! а поляков просто используют как тупорылое стадо! lols
№7 Ходжа Насретдин 20 июня 2019 05:13
+14
Интересно.
Но в связи с событиями на Украине возникли у меня некоторые ассоциации. Дело в том, что живу в центре Ташкента в квартале Ц-7, построенном Украиной после разрушительного землетрясения 1966 года. Тогда вся страна отстраивала Ташкент, по всему городу стоят кварталы и дома, которые в народе называют московскими, украинскими, российскими, ленинградскими, по имени городов и республик, воздвигших их.
На первом этаже нового киевского четырёхэтажного восьмиподъездного дома по улице Тараса Шевченко, ведущей к ташкентскому вокзалу, был открыт гастроном, получивший название «Украина». Красивая неоновая вывеска светилась по вечерам. Магазин был одним из лучших в Ташкенте, с большим ассортиментом товаров, в котором всегда было полно народу, приезжавшим за покупками с разных концов города.
Но, почти сразу после развала страны, всё изменилось. Магазин приватизировали. Поначалу резко иссякло изобилие товаров. Потом часть магазина была отделена и в ней открыли какой-то офис. На следующий год в следующей части открыли магазин по продаже мебели. А дальше пошло-поехало: офис, аптека, авиакасса и т.д. По прошествии последних лет шести своего существования магазин Украина занимал лишь помещения одного подъезда, посетители иссякли, неоновая вывеска была демонтирована. В таком состоянии магазин просуществовал лет семь и, наконец, он прекратил своё существование. А в помещениях бывшего магазина с калейдоскопической скоростью меняются офисы разных фирм, то одной, то другой.
Про желающих собрать всё и открыть вновь магазин "Украина" не слышно.
№8 dil 20 июня 2019 09:37
+1
Пророчествуете?!
№9 змеелов 20 июня 2019 07:25
+6
Жители Прикарпатской Руси, называющие себя русинами, тогда еще и слыхом не слыхивали об украинцах, любили "москалей" и мечтали о полном всеобщем единении, за что были прозваны москвофилами и, в попытках вытравить из них эту русскость, подвергались, по прямому приказу Ватикана, немыслимому геноциду в концлагерях, созданных задолго их фашистского возрождения.


Подробнее
№10 Гунн 20 июня 2019 08:12
+10
"...переросшего в Освободительную войну, принесшую вожделенное воссоединение разорванных монголо-татарским нашествием частей Руси, прежде единой."
Ересь и бред! Галицкая русь и Волынская Русь под руководством князя Андрея (брата Александра Невского) и князя Даниила - в ходе вероотступничества этих двух деятелей были обращены в католичество. С ними воевал Александр Невский, апологет православия и собиратель земель русских, в ходе этих войн князь Андрей сбежал в Стокгольм, остатки княжеств достались князю Даниилу (Галицко-Волынская Русь) и после его смерти все эти земли естественно вместе с людьми,ушли полякам аж на почти 5 веков!
В ходе католического ига на этих землях все православные храмы католиками были уничтожены, как говорится камня на камне не оставили от десятков храмов, и сейчас там не найти храмов и церквей ранее 15 века постройки. Вот кто уничтожал города и храмы, абсолютно веро-нетерпимыми католиками, сжигавшими и людей десятками тысяч в кострах инквизиций. Пресловутые монголо-татары - ни одного православного храма не уничтожали, перечень древних храмов 9-15 веков постройки может занять несколько страниц, их можно потрогать, можно сфотографироваться на их фоне, так как ордынцы не страдали веронетерпимостью. Но люди зомбированные про-католическими историками, до сих пор уверены что именно ордынцы все сжигали и уничтожали. Так учат западные светочи и носители культуры и цивилизации нас с детства. Однако древние города стоят, храмы, церкви, соборы и даже лавры - существуют и поныне.
№11 Гунн 20 июня 2019 08:15
+8
Это именно тот "кусок" истории, который никто из русских и современных украинцев в упор не хотят видеть, и именно это темнейшее историческое невежество дает нам спустя 8 веков жестокие уроки - кто активизировал Майдан в 2013 году в Киеве - выходцы с западных областей Украины, с мозгами, переформатированными польским русофобским католичеством. А остальные - в те годы даже и ухом не повели. Ибо находятся в таком же примитивном темнейшем невежестве.
№12 Гунн 20 июня 2019 08:21
+8
Это именно та великая роль Александра Невского, который объединил десятки разрозненных русских княжеств в единое государство русское, для противостояния против крестовых походов Ватикана, защитил Православие и призвал на помощь в борьбе с католическими захватчиками-крестоносцами мощную военную подмогу - Неврюевскую рать или войско Хана Батыя, и ордынцы почти 3 века нагоняли жути на крестоносцев и защищали новообразованное Русское государство от захватчиков. То что лже-историки называют данью "монголо-татарам" - было налогом, введенным Александром Невским на все русские княжества, добровольно попросившие защиты и спасения от Ватиканских прихвостней-крестоносцев у мощного военно-политического союза Александра Невского и Хана Батыя.
Самым последним княжеством, решившим присоединиться добровольно к будущему Русскому Царству - была Смоленская Русь, наблюдавшая великую разницу между католическими иезуитскими варварами и справедливым государством Александра Невского, державшимся на мощи ордынского войска
№13 Ходжа Насретдин 20 июня 2019 10:57
0
Да, слабовато знаете матчасть.
Образ Александра Невского сильно мифологизирован. Александр Невский был князем маленького, третьестепенного удела в Переяславле Залесском. Был приглашенным воеводой в Новгороде, где и прославился битвами с шведами и немцами. Численность дружины Невского, читай Новгородской, исчислялась несколькими сотнями хорошо обученных и вооруженных ратников, остальное это ополчение. Да и численность шведов и немцами тоже была не велика. Монголы же на стороне Невского в его битвах участие не принимали.
Никакого объединения десятков русских княжеств в единое государство Александр свести в единое ну никак не мог - сил не было, ни военных, ни финансовых. Независимо от него существовали княжества Тверское, Рязанское мощь которых не соизмеримо выше удела Александра Невского.
Получив от Орды ярлык на великокняжеский Владимирский престол собирал дань, в первую очередь, для Орды, понятное дело что-то перепадало и ему. Ордынские войска при Невском, да и при последующих великих князьях, выполняли в основном функции полицейские - наказывали строптивых князей.
№14 дедмазай 20 июня 2019 11:04
0
Не совсем так как пишет автор. Хмельницкий написал письмо только после своих блестящих поражений, виновником которых были его блестящие победы над поляками. И вот после побед он слезно просит у Варшавы вернуться(хотя победитель) к Андрусовскому миру в части положения украинцев и православной церкви. Естественно видя такую интеллектуальную немощь Варшава без труда свела все его победы на нет и стал вопрос о самом существовании Гетьмановщины.
Во вторых, это все равно как там наши предки себя называли - русскими или поляками или евреями. Существовали отдельные государства и каждое из них блюло свои интересы. Да и противопоставление католичества(классика христианства) и православия это для попов и тех которые ради моды делают вид что они верующие. Тогда протестантизм и есть самое настоящее христианство так как именно первоначальное христианство и есть протестантизм- прямое без посредников общение с богом. Существуют 6 англоязычных стран(включая Индию) но они не собираются строить единый английский мир - их и так все устраивает, хотя они фактически, кроме индусов, одна нация. Поэтому стенания о единой русской нации
вызывает смех у наших врагов. Другое дело поддержка своей нации. К примеру, по Петровскому району Донецка было выпущено более 150 тяжелых снарядов- повреждены 4 здания и детская больница. А сегодня с трех утра было выпущено(временами продолжается) по горловскому поселку Гольма(многоэтажки) несчитанное количество тяжелых снарядов-
десятки раненых, всю ночь героические машины скорой помощи возили раненых(десятки) людей в хирургию второй больницы(не уступает лучшим донецким). Вот здесь поддержка должна быть.
Хмельницкого называли украинским Талейраном позднейшие историки, поэтому представлять его как московского деятеля может только полный неуч. Не говоря уже о том, что Украина стала Россией только при Екатерине 2 после ликвидации гетманства. А так почти два столетия Россия подавляла восстания на Украине- хотели выйти оттуда куда вошли.
№15 Lexx Bereza 20 июня 2019 13:15
+1
Цитата: змеелов
Жители Прикарпатской Руси, называющие себя русинами, тогда еще и слыхом не слыхивали об украинцах, любили "москалей" и мечтали о полном всеобщем единении, за что были прозваны москвофилами и, в попытках вытравить из них эту русскость, подвергались, по прямому приказу Ватикана, немыслимому геноциду в концлагерях, созданных задолго их фашистского возрождения.


Подробнее

Концлагеря Талергоф и Терезин - страшная история геноцида русского народа.
----------
Что нашим врагам нравится, то нам вредно.
№16 змеелов 20 июня 2019 18:58
+1
Много есть что добавить, но пока просто соглашусь.
№17 кирил 20 июня 2019 19:48
0
Даже изменилась история?-круто-чего там присоединилось то? shok
№18 Гунн 21 июня 2019 11:37
0
Цитата: Ходжа Насретдин
Тараса Шевченко, ведущей к ташкентскому вокзалу, был открыт гастроном, получивший название «Украина». Красивая неоновая вывеска светилась по вечерам. Магазин был одним из лучших в Ташкенте, с большим ассортиментом товаров, в котором всегда было полно народу, приезжавшим за по

Короче это монголо-татары заставили часть русских княжеств принять католичество? В чем суть то?
Я то хоть слабовато знаю, а Вы даже читать поданный текст не можете. На момент начала правления Александра Ярославовича "Русей" было несколько десятков, как минимум, это дело не одного дня. Я описываю слона целиком, а вы описываете только его хвост.
То что я пишу - есть в летописях, и в них так же говорится про взятие Александром Невским Великого Новгорода и жестокая казнь смутьянов, призывавших к восстанию против "басурман, ордынцев"
Еще напишите что никакого узбекского Хорезмшаха Мухаммада не было, который своим недальновидным проступком и привел к тому что что Чингисхан уничтожил и его войско и часть узбекских городов.