Россия станет главным поставщиком СПГ для Прибалтики и Европы

Россия станет главным поставщиком СПГ для Прибалтики и Европы

Фото: hpgruesen / pixabay

Литовский СПГ-терминал в Клайпеде снова примет российский сжиженный газ (СПГ) производства компании «Новатэк». Метаморфоза СПГ-терминала Independence, приобретенного Литвой для «энергетической независимости» от России и перешедшего в итоге на поставки российского СПГ, — проявление общей тенденции. Россия по объективным причинам превращается в лидера СПГ-рынка в Европе, и та инфраструктура по приему сжиженного природного газа, которая строилась в пику России, будет принимать российский СПГ.

В последние несколько лет в Балтийском регионе разворачивались два параллельных процесса, которые были связаны с СПГ-энергетикой.

С одной стороны, Россия строила на северо-западе и в других частях страны мощности по производству сжиженного природного газа.

С другой — страны Прибалтики, Скандинавии, Германия, Польша создавали инфраструктуру по приему сжиженного природного газа в регионе Балтийского моря.

В рамках первого процесса Россией построены или строятся проекты по добыче сжиженного газа «Арктик СПГ», «Ямал СПГ», «Высоцк-криогаз», «Сахалин-2», «Балтийский СПГ», «СПГ-Горская».

В рамках второго процесса введены или будут введены в эксплуатацию несколько десятков СПГ-терминалов по всей Европе. Среди них регазификационные установки в литовской Клайпеде и польском Свиноуйсьце, планируемые СПГ-терминал на севере Германии и совместная регазификационная установка Германии и Финляндии.

Семимильное развитие рынка СПГ не воспринималось как единое целое, потому что строительство инфраструктуры по приему СПГ в Европе имело четкий антироссийский подтекст.

Это строительство было ключевой частью стратегии по выдавливанию «Газпрома» с европейского газового рынка. Российскую трубу планировалось заменить СПГ-энергетикой, в основе которой — поставки «демократического» сжиженного газа из США.

Российское производство СПГ-мощностей воспринималось в этой связи как работа на внутреннее потребление и на экспорт куда-нибудь в Индию или Китай, но уж во всяком случае не в Европу.

Тем примечательнее история с литовским СПГ-терминалом, который затевался как альтернатива российскому газу, а теперь перешел на российский газ. В случае с Independence имел место не просто антироссийский подтекст, а оголтелая пропагандистская кампания против Москвы, в которой СПГ-терминал провозглашался чуть ли не окончательной победой над «советской оккупацией».

За последующие пять лет было экспериментально доказано, что самый выгодный СПГ для литовского терминала — российский сжиженный газ.

Литва перепробовала и норвежскую, и катарскую, и американскую альтернативы — все запредельно дорого и неудобно. Independence на уровне премьер-министра признали «ношей для литовских налогоплательщиков», соседние страны продукцию СПГ-терминала покупать отказались из-за крайней дороговизны, принуждаемые правительством покупать из-под палки внутренние потребители бунтовали и плакались, что расценки проклятого терминала их разорят.

Перед Вильнюсом встала перспектива банкротства потребителей продукции Independence, а за ним и самого Independence, который остался бы без клиентов.

Выход из этой тупиковой ситуации был найден, по меркам Литвы, фантастический: вынужденные клиенты СПГ-терминала стали закупать через него российский сжиженный газ. Выкрутились буквой «зю»: раз в покупке трубопроводного газа с Востока власти их ограничивают и заставляют покупать сжиженный газ, мы будем закупать российский же газ в сжиженном виде.

Литовская ситуация — модельная. Если уж Литва с антироссийской истерикой ее руководства насчет «энергетической независимости» пришла к поставкам российского СПГ, то для остальной Европы переход на российский сжиженный газ — вопрос времени.

Россия уже стала в этом году крупнейшим поставщиком сжиженного природного газа в Европу, а рыночная конъюнктура окончательно превращает ее в лидера европейского СПГ-рынка.

Все альтернативы российской продукции — хуже. Для американцев, ради ублажения которых европейцы и строят свои терминалы, Европа не приоритетное направление. Американский сжиженный газ идет прежде всего на тихоокеанские рынки, где за него дают кратно больше европейцев.

Американцы не станут демпинговать на европейском рынке: снижать цены на свою продукцию для победы в конкуренции с «Газпромом» и «Новатэком». Цена для американских продавцов и так слишком низкая. Они лучше продадут больше газа в Юго-Восточную Азию.

Так что европейцы если и будут покупать американский сжиженный газ, то не из рыночных соображений, а из-под политической дубинки президента США Дональда Трампа, который думает таким способом заставить их рассчитаться за десятилетия бесплатной военной защиты Европы Соединенными Штатами.

Та же история с невыгодными для производителей ценами у этих экзотических экспортеров СПГ, таких как Катар или Австралия. Им также выгоднее поставлять свою продукцию Тихоокеанскому региону, а не Европе.

Австралийский или арабский СПГ для Польши, Германии или Литвы будет заведомо дороже российского: бороться за рынок и снижать цены конкурентам «Газпрома» и «Новатэка» невыгодно, плюс расходы на транспортировку в Европу катарского и австралийского газа, несомненно, будут включаться в его конечную стоимость.

Остается ресурс собственного производства сжиженного природного газа.

Однако этот ресурс не безграничен и уже подходит к концу. Собственные месторождения газа в Европе почти исчерпаны.

Власти Нидерландов год от года сокращают добычу в Гронингене — крупнейшем газовом месторождении Европы. К 2030 году месторождение планируется вовсе закрыть. Голландия превращается из экспортера в покупателя энергоносителей. Такая же участь ожидает Норвегию, газовые запасы которой в Северном море почти истощились.

Между тем газовые ресурсы России колоссальны. Одна компания «Новатэк», которая сейчас осваивает балтийское направление, обладает ресурсной базой, превышающей возможности всех американских производителей СПГ. Доказанные запасы «Новатэка» составляют 2 177 млрд кубометров газа и 181 млн тонн жидких углеводородов.

Россия по объективным основаниям превращается в лидера СПГ-рынка в Европе вообще и на Балтике в частности, и та инфраструктура по приему сжиженного природного газа, которая создавалась в последние годы в пику России, со временем сосредоточится на обслуживании российской продукции.

Европейские СПГ-терминалы и российские СПГ-производства, как выясняется, просто созданы друг для друга. Они друг с другом как ниточка с иголочкой.

Такой исход даже в страшном сне не мог присниться профессиональным русофобам, когда те строили свои «энергетические независимости», думая с помощью СПГ вытеснить Россию с газового рынка Европы. Их вечная ошибка — расчет на то, что «отсталая Россия» неспособна перенимать новейшие технологии.

Теперь в том числе их усилиями России в европейской энергетике станет не меньше, а больше.

Александр Носович
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
24 комментария. Оставьте свой
№1 Полковник Иванов Пользователя нет 9 июня 2019 23:32
+14
Всё это расчудесненько..

Хотелось бы видеть Россию как основного поставщика компьютеров,телефонов,автомобилей,параходов,станков,самолётов гражданского сектора,холодильников,стиральных машин всего высокотехнологического..

Бурить и гнать по трубам нефть,газ (сжижжать) большого ума не надо ,как и рубить древесину и экспортировать. Среднее дерево "растёт"20-50 лет,до достижении "возраста вырубки"..Его ещё и вырастить нужно.)))

Об изменении ЭКОСИСТЕМЫ за счет вырубки леса и выкачивание нефти и газа я уж умолчу. Всё в Матушки Природы сбалансировано..
№2 Truth seeker Пользователь на сайте 10 июня 2019 00:28
+8
Категорически не согласен. Сжижать и транспортировать газ требует высочайшего технологического уровня. Поэтому в мире лишь США и Катар этим занимаются. Канада который год обкусывается и не может построить завод по сжижению. Про древесину согласен.
№3 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 10:50
+6
"Хотелось бы видеть Россию как основного поставщика компьютеров,телефонов,автомобилей,параходов,станков,самолётов гражданского сектора,холодильников,стиральных машин всего высокотехнологического.."

Сейчас есть только одна страна, которая способна производить буквально всё, – это Россия. Все остальные давно встроены в мировой автопром, мировое самолетостроение, судостроение, электронное производство и т. д. Они практически ничего не могут делать сами. Впрочем, и наша страна использует возможности общего рынка и межгосударственного разделения труда.
На мой взгляд, всякий примитивный ширпотреб (типа трусов, автомобилей, компьютеров со смартфонами и т. д.), производимый для сопливых первоклассников, седых пенсионеров и прочих обывателей, торчащих в интернете, надо производить в Китае или во Вьетнаме (всё равно дешевле НИКТО не сделает!). А вот ценные вещи, которые на голову превосходят мировые образцы и жизненно необходимы для страны, надо делать у себя. Однако именно так всё и происходит… Поэтому не дадо особо переживать.

Представьте, сидит сейчас какая-нибудь американская (европейская или китайская) «Ярославна» и плачет, причитая:
«Ой, ну почему Америка не может самостоятельно делать, как Россия, атомные ледоколы и атомные станции (в том числе плавучие) – уже 40% мирового рынка (а-а-а, горе какое!)…
Ой, ну почему Америка не может делать космические корабли (какое позорище, платим русским за полет на МКС по 80 миллионов!). И даже МКС – это их высокие технологии, а у американцев – всего лишь пустые бочки с солнечными батареями, купленными у китайцев…
Ой, ну почему мы не можем делать двигатели Рд-180 (ужас, не только НАСА, но даже Пентагон от них зависит!), не можем делать изотопные источники энергии для спутников и межпланетных станций, которые мы запускаем с помощью Рд-180…
Ой, почему наши компьютеры и программисты такие дерьмовые, что Америка не может сделать аналог С-300 (не говоря уж про С-400 или С-500!), и 50 лет не могла осуществить автоматическую стыковку кораблей, тогда как в России это делают уже больше полувека? Кошмар!
Ой, ну почему мы не можем делать свои самолеты сами? Боинги проектируют в Петербурге, и титановые шасси для них – тоже из России. Боже, какое несчастье! Убогий Боинг – это чучело без ног!
Ой, почему Россия возрождает производство тяжелых экранопланов, а мы, тупые, даже игрушечные не научились делать?
Ой, почему мы производим наши автомобили, холодильники, стиральные машины, электронику и прочее в Китае, а российские компании делают ее не только там, но и у себя со 100% локализацией? Например, завод «Океан», расположенный в г. Уссурийске, под торговой маркой «Океан» выпускает холодильники, стиральные машины, телевизоры…
Ой, почему на Дакаре побеждают КАМАЗы, произведенные в России, а наших, собранных где-нибудь в Китае или Европе, среди победителей не видать? Гробы, видимо... Ох, стыдно-то как!
Ой, почему мы не можем делать вертолеты, как российский тяжелый Ми-26? Бедные мы, бедные папуасы!» tongue

Кстати. Вот некоторые цитаты:

1. «С 1991 г. компания НИКС стала одной из первых в России компаний, производящих отечественные компьютеры (инженерные, для офиса и учебы, микрокомпьютеры, моноблоки, сервера и мощные игровые компьютеры для самых искушенных пользователей).
НИКС предлагает не только лучшие российские компьютеры, но и подлинное отечественное ПО – операционную систему PTS-DOS.
Рабочие станции НИКС представлена мощными, высококлассными компьютерами, созданными для профессионального применения.
Серверы НИКС - лучший выбор профессионалов – для хостинга, баз данных и других специальных применений. Более выгодные по сравнению с зарубежными аналогами.
Идеальное соотношение цены и быстродействия.
Профессиональный уровень компьютеров НИКС гарантирует беспроблемное их использование во всех сферах бизнеса, науки и производства России.
https://www.nix.ru/computer_hardware_news/hardware_news_viewer.html?id=188572

2. Отечественные производители создают российские телефоны, которые порой даже лучше по качеству, нежели дорогие раскрученные бренды...
Зачастую многие граждане просто не знают, что наша страна имеет большое количество компаний, которые занимаются разработками новых сотовых телефонов. Эти новшества оказываются даже намного интереснее, нежели у всемирно известных брендов.
https://www.syl.ru/article/309839/mobilnyie-rossiyskie-telefonyi-obzor-modeley-i-foto

3. Все «Айфоны» собираются в Китае. И львиная доля «Самсунгов», и «Сони»… А ещё есть производства во Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, на Тайване. В общем, в Европе и США давно уже почти нет сборочных производств.
Поэтому мы в тренде. Главное, что у нас — бизнес и головы. А в Китае — просто руки. Итак, 10 русских смартфонов:
https://www.popmech.ru/gadgets/269182-10-rossiyskikh-smartfonov-my-tozhe-mozhem/

Но всё самое продвинутое целиком производят у нас:

4. Армейским командирам, допущенным к документам «особой важности, продолжают выдавать отечественные защищенные мобильные телефоны М-663С «Атлас». И аппаратная часть, и операционная система этих устройств — полностью российские.
Изделие выполнено в металлопластиковом корпусе; оснащено сапфировым противоударным стеклом и прорезиненной накладкой. Помимо цветного дисплея, в устройство встроен MP3-плеер. Мобильник работает при температурах от -20 до +50 гр. и выдерживает пребывание под водой как минимум полчаса. Вес аппарата — 130 г.
Ключевой характеристикой устройства является аппаратная криптографическая защита информации — блок, шифрующий речевые сигналы. Устройство работает в обычных сетях.
http://www.tadviser.ru/index.php/Проект:Сотовый_телефон_М-633С_"Шмель"_в_Минобороны_России

5. В группу компаний «Микрон» входят АО «МИКРОН» (выполняет полный цикл изготовления интегральных схем, включающий проектирование, производство чипов на пластинах, сборку в корпус и тестирование), «ВЗПП-Микрон» (производит кристаллы для дискретных компонентов силовой электроники, а также различных типов биполярных цифровых и аналоговых интегральных схем для заказчиков в России и за рубежом), АО «СВЕТЛАНА-ПОЛУПРОВОДНИКИ» (разработка и производство интегральных микросхем и полупроводниковых приборов), а на СБОРОЧНОМ ЗАВОДЕ В ШЕНЬЧЖЕНЕ осуществляют только корпусирование некоторых чипов ( http://www.mikron.ru/company/ ).

6. Почти все автомобильные предприятия России собирают автомобили по полному циклу CKD. Уровень локализации моделей составляет 63,8%, то есть в России производятся штампованные детали, стекла, дверные панели, наружные зеркала, замки, бамперы, педали, комбинации приборов, колеса, фары, сиденья, топливные баки, двигатели и многое другое. Все автомобили, собранные в Москве, поставляются на экспорт.
https://ria.ru/20170927/1505613324.html

7. Судостроительные заводы России:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_судостроительных_заводов_России

8. Станкостроительные заводы:
http://www.wiki-prom.ru/43/stankostroitelnye-zavody.html
В России недавно создан огромный холдинг «Станкопром», объединяющий 100 заводов, 7 НИИ, 45 КБ, который уже разрабатывает и выпускает десятки тысяч станков, в том числе с ЧПУ ( http://stankoprom.ru/about/structure/ )

9. Китай купил 20 российских вертолетов "Ансат"
https://tass.ru/ekonomika/5769609
В 2013 году Азия стала крупнейшим экспортным регионом по объёму продаж «Вертолётов России», на неё пришлось 45,4 млрд рублей выручки. Здесь крупнейшими заказчиками выступили Индия (22,6 млрд рублей) и Китай (почти 14 млрд рублей). Объём экспорта в Европу составил 2,7 млрд рублей, в Африку — 695 млн рублей
http://newsruss.ru/doc/index.php/Экспорт_вертолётов_из_России
Россия наращивает экспорт вертолетов гражданского назначения.
https://rg.ru/2018/11/08/rossiia-narashchivaet-eksport-vertoletov-grazhdanskogo-naznacheniia.html
№4 alexkras Пользователя нет 10 июня 2019 11:39
+4
Цитата: Владимир Иванов
Сейчас есть только одна страна, которая способна производить буквально всё, – это Россия.

Даже комментировать не стоит, просто автор мог бы назвать, что мы ВСЁ можем делать сами.
Цитата: Владимир Иванов
Китай купил 20 российских вертолетов "Ансат"

Уважаемый автор не поинтересовался, что за двигатели на "Ансате"? Вот незадача - Пратт Уитни, про авионику автор сам посмотрит?
К сожалению пост отражает лишь ура оптимизм, автор не понимает, что Россия, в результате правдами и неправдами вползания в западный мир не только утратила целые пласты компетенций в самых разных областях, она во многом утратила не только прикладную науку, но и фундаментальную. Если рассматривать жизнь по автору поста, то всё хорошо, но ведь не в этом дело, надо не просто развивать отдельные направления, но и восстанавливать утраченное. Хочет этого правящее сословие? Нет не хочет. Поэтому Суперджет на 80% иностранный и МС-21 на 60, вот тормознулись поставки композитов и сроки ввода лайнера в эксплуатацию сдвинулись на пару лет и так далее.
Да и ещё. А не здумывались ли комментаторы на сколько мы зависим от западных технологий и оборудовании в бурении, транспортировке и всех прочих атрибутов продажи энергоносителей от западных технологий? А следует.
Вы уже забыли, как с экранов телевизоров птенцы Гайдара и Саттаров вещали, что зачем нам что-то производить, всё купим, вы забыли, как Маргарет Тетчер говорила, что в России должны остаться 20-30 миллионов человек, которые газ-нефть для неё качать будут (ксати , Гитлер тоже собирался в России оставить 15 миллионов человек для выполнения подсобных работ). Это не только была государственная политика, она во многих аспектах таковой и остаётся и ЕГЭ из этой же серии. Политика была направлена на уничтожение научного, конструкторского и технологического потенциалов и "УСПЕХОВ" от такой политики масса.
А Вы говорите, что Россия единственная страна, которая может производить всё. Сможет когда нибудь и то если получится с олигархами разобраться.
№5 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 12:30
+2
"А Вы говорите, что Россия единственная страна, которая может производить всё".

Повторю это еще раз, а вы назовите, какую технику Россия не способна произвести самостоятельно. И напомню, что после своих слов я особо подчеркнул: "Впрочем, и наша страна использует возможности общего рынка и межгосударственного разделения труда".
Восстановление производства идет по всем направлениям. Так что, не надо вспоминать Гайдара со товарищи и 90-е годы! При чем здесь это? Именно из той глубокой пропасти Россия сейчас поднимается!
Насчет "Ансата" и самолетов. Похоже, вы не понимаете, что мировые рынки давно поделены, и прорваться туда просто так не получится. Сопротивление АДСКОЕ, вплоть до выкручивания рук. Приходится, для осуществления ЭКСПОРТА, ставить какие-то детали импортного производства, а для внутреннего потребления упор делается, прежде всего, на наши компоненты, включая двигатели и авионику. Кстати, наши боевые вертолеты теперь производятся не с украинскими, а с отечественными движками, и электроника у них такая, что вертолеты способны без участия пилотов вернуться на аэродром!
№6 Гаврила Пользователя нет 10 июня 2019 23:32
0
Все правильно: "не сразу Москва строилась!"
№7 acho Пользователя нет 10 июня 2019 00:00
+14
Насчёт "гнать по трубам нефть, газ ... большого ума не надо" не соглашусь.
Как-то в недавнее время послушал я научный семинар, посвященный разработке передовых детекторов элементарных частиц для Большого Адронного Коллайдера. Эти детекторы основаны на тонких лёгких трубках, в которые закачивается газ. Важно, чтобы трубки не деформировались и поток газа через них был бы под оптимальным давлением. Чтобы оптимизировать конструкцию трубок, учёным пришлось подключить нетривиальную математику.
Учёные-ядерщики, конечно, справились с задачей. Но с удивлением отметили, что учёные-нефтяники и газовики из Газпрома тоже справились с этой же задачей ещё тридцать, а то и пятьдесят лет назад.
Это я к тому, что не надо думать, что разведка, добыча и транспортировка нефти и газа являются тривиальными задачами.
№8 VSZ Пользователя нет 10 июня 2019 08:59
+1
№2 ? Truth seeker Пользователя нет Сегодня, 00:28 - "Сжижать и транспортировать газ требует высочайшего технологического уровня".
№3 acho Пользователя нет Сегодня, 00:00 - "Это я к тому, что не надо думать, что разведка, добыча и транспортировка нефти и газа являются тривиальными задачами".
№1 Полковник Иванов Пользователя нет Вчера, 23:32
"Всё это расчудесненько.. Хотелось бы видеть Россию как основного поставщика компьютеров, телефонов, автомобилей, параходов, станков, самолётов гражданского сектора, холодильников, стиральных машин всего высокотехнологического.. Бурить и гнать по трубам нефть,газ (сжижжать) большого ума не надо... applodisment
Извините "Truth seeker и №3 acho " , но вы не поняли о чем говорит "Полковник Иванов " - а суть заключается в нескольких словах: "А зачем РФ старается гнать свои ресурсы на запад, что в РФ всего уже выше головы, что бы быть спонсорами запада???"
Может нужно заняться своими проблемами !!!
№9 Atilla Пользователя нет 10 июня 2019 09:37
-3
Зачем Россия гонит нефть, газ и другое сырье на запад да и азиатам тоже. Ответ один для меня по крайней мере -барыгам путинским где еще бабло брать на дворцы яхты и шлюх?
№10 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 12:03
0
см. ниже.
№11 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 12:02
0
"А зачем РФ старается гнать свои ресурсы на запад, что в РФ всего уже выше головы, что бы быть спонсорами запада???"

Дело в том, что надо ловить момент. В ближайшие десятилетия будет укрощен термоядерный синтез, и газ, нефть, уголь потеряют значение как источник энергии. Останется только потребность в химическом производстве, но для этого нам хватит ресурсов на 1000 лет.
Вот, кстати, у нас начали строительство новой термоядерной установки:
http://integral-russia.ru/2018/08/14/v-rossii-sozdayut-gibridnyj-termoyadernyj-reaktor-t-15md/
№12 Nikolo56 Пользователя нет 10 июня 2019 00:05
+8
Однако это качели называется. Освобождаясь от российского трубопроводного газа, тут же попадают в зависимость от сжиженного газа того же производителя. Туда, сюда, обратно, тебе и мне приятно. Помните детскую загадку с эротическим подтекстом? Смешно!
№13 kiwi777 Пользователя нет 10 июня 2019 02:34
+9
Надеюсь застать время...когда за антироссийскую пропаганду и выставления счетов за "оккупацию" (прибалтике) будет соответствующая наценка... по цене заплаченных в свое время за них ефимок)...
А что б впредь неповадно было ...задницы лизать...
№14 Iron Felix Пользователя нет 10 июня 2019 06:21
+2
Россия станет главным поставщиком СПГ для Литвы, Латвии и Эстонии ??? Россия станет главным поставщиком Их Величеств ???
Ну, наконец-то !!! Это же и есть прорыв! Так держать, супердержава !!!
№15 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 11:46
+2
"Россия станет главным поставщиком СПГ для Литвы, Латвии и Эстонии ??? Россия станет главным поставщиком Их Величеств ???
Ну, наконец-то !!! Это же и есть прорыв! Так держать, супердержава !!!"


Не забывайте, что эти "величества" кровавыми слезами умываются, покупая наш газ. Ведь они мечтали совсем о другом... Как говорится, мыши кололись, пищали, но продолжали грызть колючий кактус...
Ну, а супердержаве без разницы, кто заплатит за поставку кактусов.
Или вы хотели бы, чтобы к этим "величествам" "прорыв" сделала другая супердержава, и денежки утекали за океан? tongue
№16 Гаврила Пользователя нет 10 июня 2019 23:41
0
Зачем стране инфраструктура,
Когда страною правит дура?
Россию наказать хотела,
Да с терминалом пролетела!
№17 Alex7381 Пользователь на сайте 10 июня 2019 07:16
+5
Российское производство СПГ-мощностей

Вопрос дилетанта.
Производство называется "российским" по месту нахождения этих СПГ-мощностей или по принадлежности собственности?
№18 Master80 Пользователя нет 10 июня 2019 08:41
+1
Браво! Вопрос правильный.
№19 Владимир Иванов Пользователя нет 10 июня 2019 11:26
+1
"Вопрос дилетанта.
Производство называется "российским" по месту нахождения этих СПГ-мощностей или по принадлежности собственности?"


Конечно, по месту нахождения. Допустим, какой-нибудь американский олигарх купил за 100 миллиардов долларов оборудование для СПГ и за 5 лет построил гигантский завод в России, обеспечив работой 10 000 человек и выплачивая зарплату каждому по 75 000 рублей. Затем эти рабочие обзавелись машинами, квартирами, и в отпуск ездят на Канары. Впрочем, олигарху тоже кое-что перепадет, ведь у него есть право ходить по заводу, целовать стены и трубы с газом, приговаривая: "Теперь это всё моё!" Недовольной будет только жена олигарха, которая однажды попросит у него новые кружевные трусики, но он скажет: "Увы, дорогая, до последнего цента я всё вложил в Россию. Так что, придется потерпеть пару лет". tongue
№20 Alex7381 Пользователь на сайте 10 июня 2019 11:59
+1
Чубайс балдеет, хоть один человек его понимает. Советский призыв "Всё во имя человека, всё для блага человека" либералами преобразован в "Приватизация во имя человека, приватизация для блага человека". А народ должен быть благодарен этому человеку за квартиру, машину и отпуск на Канарах.
З.Ы. Сарказм понят.
№21 Яна Игнатова Пользователя нет 10 июня 2019 10:21
0
Вот же незадача. Старалась Прибалтика, старалась от России дистанцироваться, а воз и ныне там.
№22 Prinzessin Пользователя нет 10 июня 2019 14:06
+1
Кажется, что Европа смогла обмануть США: усыпила бдительность американцев, начав строить терминалы по приему СПГ, а сама потом заключила контракты на поставки с Россией. Даже Литва. Это очень весомый показатель того, что российский газ просто жизненно необходим Европе.
№23 Честный77 Пользователя нет 10 июня 2019 16:19
0
Как не пыжилась Прибалтика стать энергетически независимой от России, так в конечном счете пришла к разумному мнению, что это невозможно. Только потеряли время и испортили отношения с Москвой. Так же и Европе нужна помощь России. Поэтому приходится отменять выдуманные санкции и налаживать контакты с Кремлем.
№24 кирил Пользователя нет 10 июня 2019 20:33
0
И чему радуемся?-пусть мелкобалты демократический штатовский газ берут и радуются.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.