Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

Как уничтожали советскую военную авиацию на Украине

Как уничтожали советскую военную авиацию на Украине

В 1992 году по количественным показателям военная авиация Украины уступала только авиации США, России и Китая.

В январе-феврале 1992 года личный состав авиационных частей, которые находились на территории Украины, был приведен к присяге на верность народу Украины. 25 лет назад, 17 марта 1992 года, было начато создание ВВС.

Отдельным приказом Министра обороны Украины № 28 от 5 марта 1992 года все части, соединения и объединения ВВС СССР, дислоцировались на Украине, были введены в состав Вооруженных Сил Украины. На их основе были сформированы ВВС Украина.

Датой создания Военно-Воздушных Сил Украины считают 17 марта 1992 г. В этот день, согласно директиве начальника Главного штаба Вооруженных Сил Украины, на базе штаба 24-ой Воздушной армии в г. Виннице было начато формирование Командования ВВС. Первым командующим ВВС Украины был назначен генерал-лейтенанта Валерия Васильева (23.04.1992-18.02.1994), который 5 мая 1992 г. доложил Министру обороны Украины Константину Морозову о выполнении задачи по формированию Командования ВВС.

В дальнейшем ВВС Украины возглавляли генерал-полковник Владимир Антонец (18.02.1994- 19.05.1999), генерал-полковник Виктор Стрельников (19.05.1999-29.07.2002), генерал-лейтенант Ярослав Скалько (29.07.2002-13.12.2004).

Именно этим генералам-летчикам вместе с коллективом Командования и штаба ВВС Украины надлежало привести авиационную группировку, доставшуюся Украине от СССР, к состоянию, которое бы обеспечивало надежную защиту воздушных рубежей и отвечало финансовым возможностям молодого независимого государства.

На начало 1992 г. ВВС Украины получили 10 авиационных дивизий, 22 отдельных авиаполка, 9 отдельных эскадрилий. Всего - около 700 военных частей, 2800 летательных аппаратов (среди них почти 1700 боевых, с 42 новыми стратегическими бомбардировщиками включительно) и около 150 тыс. человек личного состава. Еще одна дивизия ракетоносцев (Ту-22М3 и Ту-16К), пять отдельных полков и пять эскадрилий были в морской авиации. По количественным показателям военная авиация Украину в 1992 году уступала только авиации США, России и Китая, а по качественным (учитывая наличие 19 Ту-160, 23 Ту-95МС, 43 Ту-22М3, 22 Ту-22М2 и 33 Ту-22КД с ядерными крылатыми ракетами Х-55 и Х-22) - только США. Для страны с 52-миллионным населением и территорией 603,6 тыс. кв. км, провозгласившей безъядерный статус и не имевшей глобальных амбиций, такая воздушная мощь была явно чрезмерной.

Начался процесс реорганизации и сокращения военной авиации в пределах оборонной достаточности. К концу 1993 года авиация уменьшилась на сотню воинских частей и 50 тыс. человек личного состава. Воздушных армий было оставлено только две (5-ая и 14-ая), переформирован ряд объединений и соединений, созданы авиационные группы дальней (АГр. ДА) и военно-транспортной авиации (АГр. ВТА). В Крыму создан Государственный авиационный научно-испытательный центр - ГАНИЦ, включавший в себя знаменитый комплекс «НИТКА». В состав ВВС передали также армейскую авиацию Сухопутных войск.

В мае-сентябре 1992 года, по приглашению украинской диаспоры, в турне по Канаде и США отправилась группа летчиков на истребителях МиГ-29. Их показательный пилотаж на авиашоу в 30 различных городах стал для граждан США и Канады своеобразным открытием молодого Украинского государства.

Первый опыт организации и осуществления миротворческих операций ВВС Украины (кроме вертолетов ВВС, в миссии принимали участие вертолетчики ВМС Украины) получили в октябре 1993 года, оказывая помощь народу Грузии в эвакуации и спасения мирного населения во время первого грузино-абхазского конфликта.

В 1993-1996 годах были сняты с вооружения все устаревшие типы самолетов. Парк фронтовой авиации составляли бомбардировщики Су-24М, истребители Су-27 и МиГ-29, штурмовики Су-25, разведчики Су-24МР. В дальней авиации сохранили только ракетоносцы Ту-22М3.

В оборонительную доктрину государства «не вписались» стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Без ядерных боеголовок для крылатых ракет Х-55СМ, которые в 1992-1995 годах были переданы России, они стали просто очень дорогими «военными игрушками». Поэтому управление АГр. ДА было ликвидировано, подразделения переданы в состав 13-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии (тбад), а самолеты поставлены на консервацию.

АГр. ВТА переформировали в 7-ую военно-транспортную авиадивизию (втад). Из состава войск ПВО и ВМС Военно-Воздушные Силы взяли части истребительной (МиГ-29, Су-27) и штурмовой (Су-25) авиации. Одновременно подразделения армейской авиации были переданы обратно в состав Сухопутных войск.

К середине 1990-х было завершено формирование ВВС и начат процесс их реорганизации: воздушные армии были переформированы в авиационные корпуса. Им, как и раньше, подчинялись авиационные дивизии, в состав которых входили авиаполки, базы и подразделения связи и обеспечения.

Летный состав для ВВС стали готовить в Харьковском институте летчиков, созданном на базе трех авиационных училищ, а инженерно-технический - в Киевском институте ВВС. В 1994 г. Центр боевой подготовки морской авиации в Николаеве было передан ВВС и преобразован в 33-й Центр боевой подготовки ВВС Украины.

Общее количество личного состава ВВС за пять лет сократилась до 60 тыс. человек.

В начале августа 1996 года на авиационном полигоне «Киево-Александровка» были проведены первые в истории ВВС Украины большие летно-тактические учения с участием всех родов авиации (96 боевых самолетов). На них отрабатывали удары обычным и высокоточным оружием, воздушные бои и поисково-спасательные операции.

С 1996 г. украинские пилоты уже регулярно участвовали в крупных авиационных праздниках в Европе. Полковник Николай Коваль получил переходный титул «Суперкинг воздуха» за пилотаж на истребителе Су-27 на Королевском международном авиашоу Air Tattoo'96 в Великобритании. На Air Tattoo'98 награду за пилотаж получил экипаж военно-транспортного Ан-72 летчика-испытателя полковника Алексея Ванеева. Неоднократными призерами различных шоу были также пилоты Су-27 Иван Черненко и Федор Тищук.

24 августа 1997 г. над аэродромом киевского аэроклуба «Чайка» состоялся первый воздушный парад, посвященный Дню независимости. Впервые перед зрителями выступила пилотажная группа ВВС «Украинские соколы» в составе шести истребителей МиГ-29, которые пилотировали летчики-испытатели. Группа покорила сердца миллионов зрителей во время выступлений в Великобритании, Чехии, Словакии, Румынии, Турции, и была удостоена многих наград.

В июне 1998 года в рамках программы «авиабаз-побратимов» украинский военный летчик подполковник Иван Черненко на истребителе Су-27 совершил трансатлантический перелет в США - из Миргорода на базу Сеймур-Джонсон 4-го истребительного авиакрыла ВВС США.

Летом 1999 г. пятерка МиГ-29 85-го иап во главе с генералом Виктором Стрельниковым осуществила посадку на участок автострады.

В 2000 г. два экипажа 831-го иап из Миргорода на самолетах Су-27 выполнили боевые пуски ракет класса «воздух - воздух» по воздушным мишеням на полигоне Ашулук в Астраханской области, а Ил-76 25-й втап десантировал украинских спортсменов на Северный полюс во время первой национальной экспедиции «Украина - Северный полюс-2000». Украинские «Бэкфайры» Ту-22М3 в 2000 г. выполнили боевые пуски крылатых ракет Х-22: два экипажа 185-го тбап из Полтавы преодолели более 4000 км и поразили учебные цели в Баренцевом море.

24 августа 2001 г. над Киевом в парадном строю ВВС Украины в честь десятилетия независимости Украинского государства прошли все типы боевых самолетов и вертолетов, авиация ВМС и самолеты ОКБ им. О. К. Антонова.

С 1993 г. продолжались переговоры о передаче России стратегических ракетоносцев. Несмотря на отсутствие результата, правительство Украины в 1997 г. обратилось к США с просьбой финансировать ликвидацию самолетов в рамках «Программы совместного уменьшения угрозы». Утилизация требовала огромных денег: на каждый Ту-160 - около 200 тыс. долл., на Ту-95МС - 167 тыс. долл. Лишь после того, как первые восемь самолетов пустили под нож, 8 октября 1999 года в Ялте было подписано межгосударственное соглашение с РФ о передаче ракетоносцев в счет погашения газовых долгов Украины. Восемь Ту-160, три Ту-95МС и 575 крылатых ракет Х-55СМ было за 285 млн. долл. передано России.

Как уничтожали советскую военную авиацию на Украине

К сожалению, большую часть мощных «стратегов» (11 Ту-160 и 23 Ту-95МС, а также 483 крылатые ракеты Х-55 к ним) пришлось утилизировать из-за нехватки средств на их содержание. Процесс был завершен в мае 2001 года. Один Ту-160 и один Ту-95МС были переданы в музей Дальней авиации в Полтаве.

Недостаточное финансирование Вооруженных Сил заставило в 1999-2003 годах осуществить очередное их сокращение. Дивизионные звенья ликвидировали, и с 2001 года система управления Военно-Воздушными Силами имела только три уровня: Командование ВВС - авиационный корпус - авиационные базы (авиационные полки).

Была сформирована 35-ая АГ (ОП) - авиагруппа (оперативного назначения) со штабом в Полтаве и Учебное авиационное командование (УАК) со штабом в Харькове. Создали единое военное учебное заведение - Харьковский институт ВВС. Киевский институт ВВС ликвидировали, и на его базе создали авиационный факультет Национальной академии обороны.

В течение 2002 года из боевого состава вывели 170 самолетов, а в 2003-м на базы хранения отправили еще 120. Было расформировано немало авиаполков и отдельных эскадрилий.

Однако очередное сокращения не привело к улучшению финансирования боевой подготовки войск, и военное руководство страны попыталось найти выход в создании Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР). В их состав вошли наиболее боеспособные части, которые должны были обеспечивать боевой подготовкой на уровне, близком к стандартам НАТО. Остальные подразделения обеспечивали горючим и запасными частями по остаточному принципу.

С 2003 года в состав ВВС Украины входило 10 авиаполков: четыре истребительные (на Су-27 и МиГ-29), два бомбардировочных (на Су-24М), два штурмовых (Су-25), транспортный (Ил -76МД) и разведывательный (Су-24МР), всего 392 боевых самолета, а также отдельный полк ДПЛА, оснащенный беспилотными разведчиками ВР-2 «Стриж».

Решение о постепенном выводе из боевого состава Ту-22М3 было принято в октябре 2000 года. К апрелю 2006 года были ликвидированы все 60 «Бекфайров» и утилизировано 423 ракеты Х-22 к ним. Работы проходили в рамках «Программы совместного сокращения угрозы» при помощи американской фирмы «Рейтеон» и при финансировании США.

В декабре 2004 года Вооруженные Силы Украины перешли на трехвидовую структуру, включающую в себя Сухопутные войска, ВМС и Воздушные Силы. Поэтому дальнейшая история военной авиации Украины продолжается в составе вновь созданного вида. Но это уже совсем другая история ...

Диана Михайлова
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
44 мнения. Оставьте своё
№1 Д.Вячеслав 19 марта 2017 18:57
+9
И очень даже хорошо, а главное во время.
№2 ivar46 19 марта 2017 20:13
+6
АФФФТОР!!!

"Первым командующим ВВС Украины был назначен генерал-лейтенанта Валерия Васильева (23.04.1992-18.02.1994), который 5 мая 1992 г. доложил Министру обороны" Он,генерал, баба?Или совсем радужный?
№3 nekto727 20 марта 2017 09:39
+1
Что Вы ведёте себя как учителя русской словесности. Ну видно, что опечатка.Статью в основном надо судить по сути, а она достаточно интересна и информативна.
№4 ivar46 20 марта 2017 10:59
+1
Таких оЧепяток на сайте как у сучки блох!Неужели открыть Word и проверить текст это великая сложность!Не нужно уродовать русский язык даже в виде опечаток!
№5 nekto727 20 марта 2017 11:35
+1
Так сайт из-за это не стал менее интересен? В чём истерика?
№6 ivar46 20 марта 2017 14:43
0
Сайт нет. Истерики то же нет. Нравится вам исковерканный русский-наслаждайтесь.
№7 nekto727 20 марта 2017 15:11
+1
Что у Вас за мания, раздувать из мухи слона, всего одна опечатка на достаточно крупный текст. Вот мне например не нравятся иностранные слова , которые заменяют и вытесняют русские слова. Вот тут точно есть проблема, а не в опечатках.
Вы сами как назвали автора?
АФФФТОР!!!

Источник: https://politikus.ru/articles/92129-kak-unichtozhali-sovetskuyu-voennuyu-aviaciyu-na-ukraine.html
Politikus.ru
Что это? Опечатка? Или Вы так пытаетесь быть в ногу с современными тенденциями?
№8 Михаил1962 20 марта 2017 15:46
0
На самом деле опечаток в тексте очень много. Не "вычитывая" текст, автор демонстрирует неуважение к читателям такого уважаемого сайта как "Политикус".
№9 nekto727 20 марта 2017 16:08
+1
Что за бред? Человек один предоставил для нас интересную информацию, а его за это ещё и "пинают". В любых СМИ перед подачей информации она проходит несколько степеней проверок, а человек (напоминаю) один. Имеет он право на маленькую опечатку.
И если на Политикусе убрать все тексты с опечатками, то читать Вам будет нечего.
№10 Михаил1962 20 марта 2017 16:18
0
Вообще-то, выставлять на всеобщее обозрение не отредактированный текст все равно, что в телеэфире выступать с расстегнутой ширинкой. Извините за резкость, но тотальная безграмотность (даже на центральных медиа-ресурсах) меня лично возмущает.
№11 nekto727 20 марта 2017 16:30
0
Останемся каждый при своём мнении.
Но неуважением было бы, предоставление заведомо ложной или не проверенной информации. Не надо усугублять. И сравнивать не сравнимое.
№12 Михаил1962 20 марта 2017 16:47
0
Согласен
№13 Рожденный в Союзе 19 марта 2017 23:01
+3
Я надеюсь, что меченый до суда доживет.
№14 Sin Drom 19 марта 2017 19:00
+4
Вот и славно. Только АН-2 всё таки неплохо иметь для сельхоз работ. А, впрочем, и без них не пропадут селюки.
№15 Сергей_Буздалин 19 марта 2017 19:01
+3
ну или деньги на содержание боевой авиации или в карман, выбрали второй вариант, он ближе
№16 Uralsib 19 марта 2017 19:11
+19
По склону вверх король повёл
Полки своих стрелков
По склону вниз король сошёл
Но, только, без полков
(С.Я. Маршак)

А, вообще, хорошо, что у хохлов не будет своих ВВС. Так спокойнее!
----------
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)

Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)
№17 Dasha Belousova 19 марта 2017 19:13
+9
У нас в России Сердюков тоже много чего порезал и сократил.
№18 User_1883 20 марта 2017 11:15
0
Что дозволено Юпитеру не дозволено быку (мир всё проглотил и глотает )
№19 поршень 19 марта 2017 19:19
+8
Слава Богу что авиацию не сохранили. Если бы осталось на прежнем уровне, Малороссии пришлось бы туже.
№20 Bizones 19 марта 2017 23:08
+3
Не пришлось бы. В рамках СССР было снабжение керосином, запчастями и т.д. А хохляндия просто не потянула расходы. Не думайте, что поставить или снять с консервации это такая себе пустышка, там затраты немалые. А во время тотального воровства и беспредела ничего удивительного нет. Сколько бывшего советского вооружения бездарно просранного Горбачёвым, ушло за доллары в страны "третьего" мира, и сколько всяких уродов озолотились на его продаже... Внаукраина получила самую большую армейскую группировку из всех республик бывшего СССР и где это всё? Большую часть продали, часть растащили, часть распилили на металлолом.
Как и не было!
№21 Макен 19 марта 2017 19:25
+10
На последней фотке "как серпом по ..."
----------
Никого не караю
№22 Роман_Печатников 19 марта 2017 19:38
+3
Это да, но, с другой стороны, представьте, что нас бы утюжили ещё и укропские Ту-22М3.
№23 Макен 19 марта 2017 19:41
+2
К нынешнему времени все стратеги и Ту-22 были бы уже в РФ за долги
----------
Никого не караю
№24 Роман_Печатников 19 марта 2017 21:55
+1
Возможно. Но история не знает сослагательного наклонения...
№25 антисемит 19 марта 2017 19:36
+7
и слава богу что вся эта армада не досталась рогулью
№26 KOPA_RA 19 марта 2017 19:57
+7
Сколько ресурсов было затрачено на создание техники и обучение и всё разгромили, разграбили.
Но нет худа без добра!
№27 марионетка мордора 19 марта 2017 20:28
+2
Дураку , слеклянный хер - ненадолго... facepalm
№28 nosorog 19 марта 2017 20:51
+4
А вот не надо. Мух от котлет отделяйте. При Сердюкове списывали только то, что уже много лет не летало. Не списали ни одного самолета и вертолета у которых был ресурс и состояние позволяющее выполнять поставленные задачи. Или вы жалеете, что списали Су-24 которым было по 30 лет, нулевой ресурс, а вместо них у нас теперь новые Су-34?
№29 dok123 19 марта 2017 21:08
+2
Как уничтожали?... Да точно так же, как и у нас, в 90-е. Только наши вовремя одумались!
----------
Не надо злить русских, тогда никто не пострадает...
№30 ledygavrosh 19 марта 2017 21:22
+3
Как унижтожали...Вместо точек подставляй, что хочешь: авиация, флот, промышленность, сельское хозяйство, образование, медицина, население... facepalm
№31 Galiley 19 марта 2017 21:26
+2
Жаль бронетехнику не успели распилить, артиллерию и ПВО. Донбассу бы легче дышалось
№32 Bizones 19 марта 2017 23:10
+1
Успели! Жалкие крохи остались! Всё что было способно воевать давно продали!
№33 hvost46 19 марта 2017 21:32
+1
Тяжело было смотреть как наши самолеты резали, а ведь некоторые и 50 часов не налетали(((((
№34 aviapensioner 19 марта 2017 21:39
+5
Цитата: KOPA_RA
№15 KOPA_RA Сегодня, 19:57 Жалоба
Сколько ресурсов было затрачено на создание техники и обучение и всё разгромили, разграбили.


К счастью не совсем всё! Во время формирования ВВС новой Украины большинство стратегов Ту-160 дислоцировались на Украине,в России было несколько штук. Однажды лётчики СОВЕТСКИХ ВВС, не пожелавшие служить Украине и участвовать в уничтожении современных новейших ракетоносцев, самовольно перегнали эскадрилью Ту-160 в Россию и, таким образом способствовали сохранению определённого количества "Белых лебедей" и увеличению боевой мощи российских ВВС. Остальное было безжалостно уничтожено, как на приведённом фото.
№35 Роман_Печатников 19 марта 2017 22:00
+1
Ту-160 не перегоняли самовольно. Такая история была с фронтовыми бомбардировщиками Су-24, но не со стратегами. До 1999 года в России со времён СССР оставались 6 "Белых лебедей", а навукраине их до начала распила было 19 штук, из которых 8 смогли возвратить в Россию.
№36 aviapensioner 19 марта 2017 23:20
-1
Я настаивать не буду, но мне казалось, что это были Ту-160. Кстати, подобным образом были "обменяны" старые Ту-95 (модификацию не помню) на новые Ту-95МС, кажется, у Казахстана.
№37 Партизан Иванович 21 марта 2017 22:16
+2
Не перегоняли Ту-160. Все правильно пишут, перегнали Су-24. В Полтаве из 185-го тбап тоже хотели в Россию на "двадцать двойках" уйти, но тогдашний комполка перекрыл взлетку и быстренько воспрепятствовал этому процессу. 30 августа 2004 года 185-й полк был расформирован. Даже знамя полка не дали сохранить - передали в штаб ВВС Украины в Виннице на утилизацию Предложение передать в музей отвергли - в музеях только боевые знамена. А 30 сентября 2003 года в Полтаве разрезали последнюю "двадцать двойку".
Всего Украина уничтожила 27 Ту-95, 11 Ту-160 и 32 Ту-22М3, 12 из которых - в Полтаве. Так что цифры в статье не соответствуют. Кстати, фото с отрезанием хвоста у "двадцать двойки" - это как раз из Полтавы, 2002 год. Фото, кстати, отретушированное, на оригинале через трезубец на хвосте очень хорошо была видна красная звезда ВВС СССР.
№38 aviapensioner 22 марта 2017 18:50
0
спасибо за подробную информацию
№39 stas0204 19 марта 2017 23:14
0
А эти СУ 24 так где то и сгнили или гниют.так как документация осталась на Украине.да и летчики оказались не у дел...
№40 stas0204 19 марта 2017 23:14
0
А эти СУ 24 так где то и сгнили или гниют.так как документация осталась на Украине.да и летчики оказались не у дел...
№41 Churban 19 марта 2017 23:56
-1
Как будто у нас по другому было((
№42 вездеход 20 марта 2017 01:42
0
Всё порезали.
№43 nekto727 20 марта 2017 15:13
0
Цитата: nekto727

Вы сами то как назвали автора? Это опечатка или намеренное деяние в угоду времени?
№44 nekto727 20 марта 2017 15:17
0
Цитата: nekto727
Что у Вас за мания, раздувать из мухи слона, всего одна опечатка на достаточно крупный текст. Вот мне например не нравятся иностранные слова , которые заменяют и вытесняют русские слова. Вот тут точно есть проблема, а не в опечатках.
Вы сами как назвали автора
АФФФТОР!!!
Что это? Опечатка? Или Вы так пытаетесь быть в ногу с современными тенденциями?