Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16359 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Жажда вселенской власти: почему патриарх Варфоломей оказался врагом России

Жажда вселенской власти: почему патриарх Варфоломей оказался врагом России

Иллюстрация: geralt / pixabay

РПЦ обвинила патриарха Константинопольского Варфоломея в расколе мирового православия после решения предоставить церкви на Украине автокефалию. В ответ на назначение экзархов Синод РПЦ "разорвал с Константинополем дипотношения" - приостановил совместные службы и молитвенное поминовение Вселенского патриарха, назвав его действия грубым вмешательством. Владимир Тихомиров рассказывает о непростых отношениях России с Константинополем и объясняет, почему Варфоломей стал врагом РПЦ именно сейчас.

Ни одно государство мира не сделало и десятой доли того, что сделала Россия, чтобы сохранить Константинопольский патриархат. И ни к какому другому государству Константинопольские патриархи не были так несправедливы, как к России.

Обида из-за унии

Исторически отношения Москвы и Константинополя никогда не были простыми - из русских летописей известно, что в средневековой России, преклонявшейся перед величием Царьграда, довольно часто вспыхивали народные бунты против засилья греческого духовенства и ростовщиков.

Особенно же отношения обострились после подписания Флорентийской унии в июле 1439 года о признании Константинополем первенства Римской церкви. Уния произвела глубочайшее впечатление на русское духовенство. Митрополит Исидор, сильно ратовавший на соборе за унию, был изгнан из Москвы.

После свержения Исидора великий князь Василий II Темный послал в Грецию послов с просьбой о поставлении нового митрополита. Но, когда князь узнал, что император и патриарх и в самом деле приняли Флорентийскую унию, приказал вернуть посольство. И в 1448 году собором русских пастырей в Москве главой Русской церкви – уже без согласования с Константинопольским патриархатом - был избран епископ Рязанский и Муромский Иона, первый русский патриарх.

Спустя 10 лет Константинополь, решив отомстить Москве, назначил в Киев своего митрополита, словно не замечая того факта, что исторически Русская церковь выросла из единой митрополии с центром в Киеве, который был обращен в безлюдные руины после нашествия монголов. Именно после уничтожения города Киевский митрополит перенес свою кафедру сначала во Владимир, а затем и в Москву, сохраняя наименование "Киевской митрополии". В итоге на канонической территории Русской церкви по воле Константинопольского патриарха была образована еще одна Киевская митрополия, которая более двух веков существовала параллельно с Московской. Обе эти церкви слились воедино лишь в 1686 году – то есть уже после исчезновения Константинополя с политической карты мира.

С другой стороны, завоевание турками в 1453 году Константинополя было воспринято на Руси не только как Божье возмездие за кощунственную унию с католиками, но и как величайшая трагедия в мире. Неизвестный русский автор "Повести о взятии Царьграда турками" описывал вхождение султана Мехмеда II в храм Святой Софии как настоящее торжество Антихриста:

И вложит руце своя в святая жертвенна и святая потребит, и дасть сыновом погибели.

Потом, правда, в Москве появились и другие соображения – дескать, гибель Византии означает не только конец старого греховного мира, но и начало нового. Москва стала не только наследницей погибшего Константинополя, но и "Новым Израилем", богоизбранным государством, призванным собрать воедино всех православных.

Ярко и емко этот тезис изложил старец Филофей из псковского Спасо-Елеазаровского монастыря:

Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти!

Но в то же время Россия сделала все, чтобы дух православия не исчез из Стамбула, заставляя османов сохранять патриархат как церковный институт – в расчете на то, что когда-нибудь православному воинству удастся вернуть и Константинополь, и Византийскую империю.

Но все эти деяния давно минувших дней не имеют никакого отношения к нынешнему конфликту, ибо и нынешний т.н. "Константинопольский Вселенский патриархат" не имеет практически никакого отношения к церкви древней Византии.

Узурпация власти в Константинополе

История современного "Константинопольского патриархата" начинается с Первой мировой войны, когда в 1921 году в Стамбул вместе с войсками Британской империи прибыл некто Эммануил Николау Метаксакис - архиепископ Афинский и Греческой церкви, действовавшей в США среди греков-мигрантов.

К тому времени кафедра Константипольского патриарха три года уже пустовала – прежний патриарх Герман V под давлением властей Османской империи ушел в отставку еще в 1918 году, а на избрание нового османы из-за войны не давали согласия. И, воспользовавшись помощью англичан, Эммануил Метаксакис объявил себя новым патриархом Мелетием IV.

Метаксакис провел выборы – чтобы никто не смог обвинить его в узурпации престола. Но на выборах выиграл митрополит Герман Каравангелис – за него было отдано 16 голосов из 17. Позже митрополит Герман вспоминал:

Ночью после выборов меня посетила дома делегация общества "Национальной обороны" и стала горячо просить меня снять свою кандидатуру в пользу Мелетия Метаксакиса... Один мой друг предложил мне больше 10 тысяч лир компенсации...Испугавшись, митрополит Герман уступил.

И первым же указом новоиспеченный "патриарх" Мелетий IV подчинил себе все американские приходы и храмы Афинской митрополии. В самом деле, не может же "Вселенский патриархат" существовать только за счет нескольких церквушек в Стамбуле?!

Интересно, когда остальные греческие епископы узнали о таком самоуправстве новоиспеченного "патриарха", Метаксакис сначала был запрещен в служении, а потом и вовсе отлучен от церкви. Но "Вселенский патриарх" Мелетий IV взял и... отменил эти решения.

Следом он издал томос о праве Константинополя на "непосредственный надзор и управление всеми без исключения православными приходами, находящимися вне пределов поместных православных Церквей, в Европе, Америке и других местах". Этот акт писался с прицелом именно на раздробление Российской православной церкви, которую тогда уже греческие "братушки" считали погибшей. То есть все епархии на бывших осколках Российской империи автоматически переходили под юрисдикцию американского "патриарха".

В частности, одним из первых приобретений новоиспеченного патриарха стала бывшая Варшавская Митрополия – все православные приходы в Польше. Далее он принял в юрисдикцию и Ревельскую епархию Российской Церкви – новую Эстонскую митрополию. Был выдан томос и отколовшейся Украинской церкви.

Наконец, в 1923 году речь зашла о раздроблении церкви на территории самой Советской России. Речь шла о признании "обновленцев" - так называемой "Живой Церкви", созданной агентами ОГПУ по проекту Льва Троцкого для раскола и уничтожения традиционной православной церкви.

И нет сомнения, что и "обновленцам" был бы выдан томос об автокефалии. Вопрос активно лоббировали и большевики, мечтавшие заменить патриарха Тихона на послушных агентов Лубянки. Но тут в церковные дела вмешался Лондон – британское правительство, занимавшее жесткую антисоветскую позицию, потребовало от Мелетия IV прекратить заигрывать с агентами ОГПУ.

В ответ разгневанные большевики надавили на правительство Кемаля Ататюрка, и вскоре Мелетий IV был изгнан из Константинополя. Новым патриархом стал Григорий VII, который даже назначил в Москву своего представителя – для подготовки признания новой Русской автокефальной церкви. Газета "Известия" ликовала:

Константинопольский патриарший Синод под председательством Вселенского патриарха Григория VII вынес постановление об отстранении от управления церковью патриарха Тихона как виновного во всей церковной смуте...

Правда, обещания своего Григорий VII выполнить не успел – он скончался за несколько месяцев до назначенной даты "Вселенского собора", на котором он и собирался выдать томос.

Новый Константинопольский патриарх Василий подтвердил намерение признать "обновленцев", но запросил дополнительный "гонорар". В то время в Советской России после смерти Ленина разгорелась борьба за власть между различными партийными группировками, и проект "красного православия" потерял актуальность.

Так о признании "обновленцев" забыли и в Москве, и в Константинопольском патриархате.

Варфоломей против Русской православной церкви

Вторично Константинопольский патриархат пошел против РПЦ в начале 90-х, когда затрещал по швам уже сам Советский союз. В то время "Вселенским" патриархом под именем Варфоломей стал некий Димитриос Архондонис - бывший офицер турецкой армии, выпускник Папского восточного института в Риме, доктор богословия Папского Григорианского университета. Он был горячим поклонником идеологии Мелетия IV о возвышении Константинопольского патриархата за счет последовательного разрушения поместных церквей - прежде всего русской. Тогда, дескать, "Вселенский" патриарх станет подобием папы римского.

И первым патриарх Варфоломей I в 1996 году объявил о принятии под свою юрисдикцию Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ). Объяснил он это просто: мол, еще в 1923 году ЭАПЦ перешла под юрисдикцию Константинопольского патриархата. И эта юрисдикция сохранились, несмотря на то что в 1940 году, после вхождения Эстонской ССР в состав Советского Союза, ЭАПЦ была "добровольно-принудительно" возвращена в лоно Московской патриархии. Часть эстонских священников, успевших эмигрировать в Швецию, основала в Стокгольме "церковь в изгнании".

После восстановления независимости Эстонии возникла проблема двух православных церквей. Дело в том, что в конце апреля 1993 года синод Московского патриархата восстановил юридическую и экономическую самостоятельность православной церкви в Эстонии (сохранив при этом каноническое подчинение РПЦ). Но "стокгольмцев" поддержало националистическое руководство Эстонии, стремившееся разорвать все связи с Россией. И "стокгольмская церковь", не обратив никакого внимания на акт доброй воли патриарха Алексия II, выпустила Декларацию, в которой обвинила Москву в самых разных бедах и заявила о признании канонической связи только с Константинополем.

В таком же хамском тоне было выдержано и письмо патриарха Варфоломея I в адрес патриарха Алексия II, обвинившего распятую и уничтоженную в лагерях ГУЛАГа Русскую церковь в аннексии независимой Эстонии:

Церковь того времени занималась изгнанием православных эстонцев... Епископ Корнилий олицетворяет ликвидацию канонического порядка с помощью сталинской армии...

Оскорбительный и невежественный тон не оставил патриарху Алексию никакого иной возможности для ответа. Вскоре отношения между Московской и Константинопольской патриархиями были на несколько лет разорваны.

Дипломатический скандал несколько остудил пыл Варфоломея, который в том же 1996 году планировал выдать томос и украинским раскольникам из самозванного "Киевского патриархата" бывшего киевского архиерея Михаила Денисенко, более известного под именем Филарет.

Религиозные волнения на Украине

Вначале борьба развернулась на Галичине между греко-католиками и православными. Затем между собой схватились сами ортодоксы: автокефальная УАПЦ против униатов. После этого униаты объединились с автокефалами и объявили крестовый поход против "москалей" - православных Московского патриархата. Каждый из этих этапов борьбы сопровождался кровавыми захватами храмов и побоищами между "истинно верующими".

При поддержке Запада натиск на Русскую церковь стал настолько мощным, что некоторые православные священники просили патриаршего благословения на временный переход к автокефалам ради сохранения приходов от униатской агрессии.

Именно в этот момент РПЦ и предоставила Киеву самостоятельность в управлении при чисто формальной юрисдикции Московской патриархии, которая напоминает о себе только в названии церкви. Тем самым патриарх Алексий II переиграл патриарха Варфоломея I, лишив его оснований для признания Вселенским собором самостийной церкви Денисенко. И собранный в феврале 1997 года Архиерейский собор РПЦ отлучил Филарета от церкви и предал его анафеме.

"Постоянная конференция украинских епископов за пределами Украины", объединяющая украинскую православную диаспору США и Канады, выдвинула против Филарета обвинение по 16 пунктам, включая мошенничество и воровство. Возможно, что без поддержки властей секта самозваного "патриарха" попросту бы самоликвидировалась, но "оранжевая революция" 2004 года словно дала Денисенко второй шанс – в то время он не слезал с трибуны Майдана, требуя гнать "москальских попов".

Несмотря на десятилетнюю "промывку мозгов", раскольникам так и не удалось завоевать симпатий украинцев. Так, по данным украинских медиа, только 25% опрошенных православных в Киеве в той или иной степени идентифицировали себя с Киевским патриархатом. Все же остальные опрошенные, назвавшие себя православными, поддерживают каноническую Украинскую церковь Московского патриархата.

Соотношение сил канонической церкви и раскольников можно оценить во время крестных ходов в годовщину Крещения Руси. Широко разрекламированное шествие раскольников собрало 10-20 тысяч человек, тогда как в крестном ходе УПЦ МП приняло участие более 100 тысяч верующих. На этом во всех спорах можно было бы ставить точку, но только не в том случае, если в качестве аргументов выступают власть и деньги.

Предвыборный ход расколом

Религиозными спорами решил воспользоваться Петр Порошенко, который всего за четыре года власти сумел превратиться из народного героя в самого презираемого президента Украины. Рейтинг президента могло спасти чудо. И такое чудо Порошенко решил явить миру. Он вновь обратился к патриарху Варфоломею за томосом для "Киевского патриархата".

Как сообщали украинские СМИ, Порошенко собрал с украинского бизнеса 25 миллионов долларов наличными, чтобы "подмазать" Варфоломея и ускорить процесс предоставления автокефалии. Однако из собранных 25 миллионов Порошенко якобы 15 пропали – как говорится, ничего святого. Но Варфоломей каким-то образом узнал о недостаче и отказался участвовать в киевском празднике 1030-летия крещения Руси в июле.

Судя по всему, Порошенко деньги вернул. Более того, он подключил и административный ресурс своих заокеанских покровителей. В последних числах июля 2018 года госсекретарь США Майк Помпео провел встречу с главой американо-украинской епархии Константинопольского патриархата Димитрием Тракателлисом. И после этого патриарх Варфоломей "переобулся".

Не прошло и месяца, как Константинопольский патриархат направил двух спецпосланников для подготовки образования поместной церкви - архиепископа Даниила (Владимира Зелинского) и епископа Илариона (Романа Рудника). Оба посланника – уроженцы Западной Украины. Владимир Зелинский – выпускник Католического университета Америки, офицер армии США (Корпус капелланов) и горячий поклонник идей украинцев из "Правого сектора*". Рудник же окончил Киевскую духовную семинарию, после чего поступил на богословский факультет Университета Аристотеля, где и сразу же был примечен чиновниками Вселенского патриархата.

Их приезд уже вызвал волну небывалого воодушевления: ожидается, что сразу же после вручения вожделенного томоса Денисенко отдаст приказ о захвате всех приходов канонической церкви, включая и Киево-Печерскую лавру. Вернее, монахи лавры станут первыми в длинном перечне тех, кого украинские "правосеки", уже не стесняясь мировой общественности, призывают "поставить на ножи".

Действительно, чего и кого им стесняться?! Ведь даже патриарха Варфоломея перспектива спровоцировать кровавые разборки не пугает.

* экстремистская организация, запрещенная на территории России

Владимир Тихомиров
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
27 мнений. Оставьте своё
№1 Миролюбивый 22 сентября 2018 10:45
+5
А чего решение о расколе чиновником министерства культуры Республики Турция Димитриосом Архондонисом (он же Варфаламей), уже принято? Я чего-то пропустил?
----------
Хочешь мира, готовься к войне
№2 knar.ljudmila 22 сентября 2018 10:46
+8
Я думаю у этого старика просто маразм. О месте на кладбище пора думать, а не о власти.
№3 Миролюбивый 22 сентября 2018 10:52
+15
У старика нет маразма, у старика есть желание стать "православным папой".
Самое главное, что жителей муйдании, даже в церковной сфере используют, пардон, во все щели, посторонние дяди, а население или восторженно хрюкает, или помалкивает.
----------
Хочешь мира, готовься к войне
№4 woxa521 22 сентября 2018 12:51
+8
При этом первым "православным папой".
Гордыня и тщеславие самоё то для кукловодов.
№5 Вольдемар 22 сентября 2018 10:54
+4
Интересно, сколько бабла передаёт Варфоломею РПЦ МП и сколько это в процентном отношении к общему бюджету Константинопольского патриархата. А дальше простая арифметика, на одной идее православного папства не уедешь
№6 Stardust63 22 сентября 2018 11:54
+13
Да что хорошего вообще по определению можно ждать славянам от человека с менталитетом и мЫ fellow шлением западного человека пусть и числящегося Православным Патриархом???
Да НИ Х!!!
№7 Лавина 22 сентября 2018 13:09
-2
Запад пытается расколоть Русский Мир и
стравить славян между собой.
Как жил запад по принципу: "разделяй и властвуй",
так и живёт по этому же принципу.
№8 трастовый 22 сентября 2018 13:23
+5
1000500+
№9 alexkras 22 сентября 2018 13:30
+1
Рассуждая о расколе в православной церкви мы прежде всего должны сами себе откровенно ответить на простой вопрос: за что мы так сильно переживаем, за потерю инструмента управления, коим религия и является или за уже давно несуществующее славянское единство, которое мы подменяем единством в православии?
№10 Виктор_К 22 сентября 2018 12:54
+2
Если послушать, что говорят адекватные представители РПЦ, например Андрей Кураев, получается, что причина сложившейся ситуации - непомерные амбиции, гордыня и не профессионализм чиновников от РПЦ, в том числе главного чиновника (Патриарха).
Священнослужители озабоченны тем, что может прийти время анафем, раскола, отлучений и как следствие изоляции России уже религиозной.

№11 MIG35 22 сентября 2018 13:25
+12
Цитата: Виктор_К
Если послушать, что говорят адекватные представители РПЦ


Наоборот, Кураев - неадекват в РПЦ, самый настоящий либерал в той среде, продажный тип с гордыней и непомерными амбициями, выгораживающий тех, кто учиняет раскол на Украине. Кураев - волк в овечьей шкуре, как и т.н. Патриарх Константинопольский, только меньшего масштаба.
№12 сми 22 сентября 2018 18:57
+2
100% правда!!!!!!!! Чем по антарктидам к пингвинам ездить, лучше бы миссионеров отправлял туда где нам еще верят, умы людские собирал ( у католиков в любом канибальском племени есть свой миссионер). Церкви строят чуть ли на в каждом городском квартале, а толку - ноль.
№13 olgar1988 23 сентября 2018 10:58
+1
" говорят адекватные представители РПЦ" - а кто произвёл их в адекватных?
№14 Виктор_К 23 сентября 2018 13:17
0
Адекватный - в смысле не зажравшийся в конец, не до конца лицемерный, сохранивший хоть некоторую критичность к действительности.

К сожалению это очень не большой перечень характеристик публичных известных деятелей РПЦ, по которому их можно отнести к адекватным (ИМХО).
№15 мимопроходил 22 сентября 2018 14:20
+3
Церковь - это внутренний "храм" веры человека во Всевышнего, а не кучка вычурных архитектурных зданий, набитых жировыми мешками мракобесов и мздоимцев.
№16 kuzy 22 сентября 2018 14:26
+3
Вот чесно....как то плевать на то что попы не поделили.Бог должен быть в душе.Сила в вере,а не в поповских речах.
№17 Миролюбивый 22 сентября 2018 21:46
0
Батенька, это крамола, ежели бог в вашей душе, вы претендуете на то, что вы и есть Бог.
----------
Хочешь мира, готовься к войне
№18 Shaduro 23 сентября 2018 09:54
+1
Вы так пошутили?
№19 Серая Волчица 22 сентября 2018 14:56
+11
Ни одно государство мира не сделало и десятой доли того, что сделала Россия, чтобы сохранить Константинопольский патриархат. И ни к какому другому государству Константинопольские патриархи не были так несправедливы, как к России.

Это ключевой момент всего. Они просто не могут простить нам, что Россия их опять спасла, что они оказались слабы и тщедушны.
№20 Инсургент_Росс 22 сентября 2018 15:01
+10
"И в 1448 году собором русских пастырей в Москве главой Русской церкви – уже без согласования с Константинопольским патриархатом - был избран епископ Рязанский и Муромский Иона, первый русский патриарх".
..........................................................................................
Автор ошибается, В 1448 году Русская Церковь стала самостоятельной в управлении, но Иона не был патриархом, он был митрополитом Московским. Патриаршество в России было установлено только в 1589 году при царе Феодоре Иоанновиче и стараниями Бориса Годунова. Первым патриархом стал митрополит Московский Иов.
№21 pistimejamakarovna 22 сентября 2018 15:50
+10
Сегодня важно не заниматься популизмом, а реально разобраться с тем, чего, на самом деле, добивается патр. Варфоломей. В зависимости от задач и целей может быть, как минимум, 4 основные стратегии развития событий на Украине с учётом уже начавшейся активной деятельности экзархов.
№22 portnyy 22 сентября 2018 17:59
+4
Цитата: Лавина
Запад пытается расколоть Русский Мир и
стравить славян между собой.
Как жил запад по принципу: "разделяй и властвуй",
так и живёт по этому же принципу.



Запад содействует пиндосии,для того,что бы расколоть Россию,а это значит,все богатства России,и в первую очередь газ и нефть,а хохлы вместе с Варфлаломеем им в этом первые помощники,вот и весь расклад.
№23 Piter F 22 сентября 2018 22:02
+5
Жалко приходских священников и истинно верующих украинцев, которым не все равно к какой церкви принадлежит храм. Грядут кровопролитные столкновения при рейдерском захвате приходов московской патриархии. И то, что они будут захвачены - сомнений нет.
№24 Грица 23 сентября 2018 03:33
+1
А вот лично мне почему то не жалко. Куда они смотрели, когда майдан бушевал? Или не могли додумать, к чему это приведет? Еще небось и сами, одев кастрбльки, на майдане скакали, веря в счастливое будущее. И с радостью голосовали за Порошенко. Поделом.
№25 Iron Felix 22 сентября 2018 22:57
-2
С жиру бесятся дармоеды. Мало им злата-серебра, ВЛАСТИ им подавай, да побольше. Глотки друг другу готовы грызть, кровопийцы.
Гнать поганой метлой всех этих попов, муфтиев, раввинов и прочих паразитов!

К.Маркс:
"Религия - опиум для народа"
№26 сми 23 сентября 2018 07:36
+3
Гнать, таки не надо. Куда пойдут бабушки одинокие? На дискотеку? Или дома будут с ума сходить от одиночества? На первичном уровне в приходах, священники в основной своей массе - люди добросовестные, глубоко верующие и самодисциплинированные. Особенно те из них кто от монашества на приход назначен. У нас один приход с батюшкой от монашества есть, так я ни разу не видел, что бы он какие либо службы пропускал: день-ночь-день... Семижильный какой-то. А верха - там уже политика, борьба за власть и уход на другую тропинку. Это как в КПСС: внизу на уровне рота- батальон идет работа с людьми, собрания, воспитания, планы типа "повысить-понизить, укрепить-ослабить, поднять-опустить" и отчет об их выполнении, а на верху уже страну продают. А когда священнослужители уводят свою работу в фарисейство (ритуалы важнее чем вера) - так это вообще слов не подобрать.
№27 Shapoklak74 23 сентября 2018 08:15
+9
В церковь ходят не только старушки, довольно много молодых,истинно верующих.Для них настают тяжелые времена,стоять за Веру.В русской церкви всегда было много святых,есть они и сейчас,а чиновники...Ну как же без них,кто то должен и эту работу выполнять.Очевидно для России настают самые трудные времена.