Константин Маковский «Крестьянский мальчик» (1880)
В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причём, взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных подростков.
Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребёнка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.
Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чём-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребёнка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.
В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребёнка всегда хвалили и поощряли, всячески подчёркивая, что он принёс пользу всей семье.
Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребёнка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?
Иван Пелевин «Дети в санях» (1870)
«Отец сына не на худо учит»
Возрастные критерии для детей были очень чёткими, и, соответственно, так же чётко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дитё», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами.
Во вторые семь лет наступало отрочество: ребёнок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха.
Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.
Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.
Василий Максимов «Мальчик-механик» (1871)
В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, тёплыми, непромокаемыми.
Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперёк лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.
Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причём они приобретали чёткое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сёстрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжёлой работе девочек не привлекали.
Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.
Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряжённую в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведёт борозду».
Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вёл лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
Владимир Маковский «Пастушки» (1903)
Уход за скотиной. Ещё одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших.
Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».
Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надёжным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.
Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить её острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным её членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.
Алексей Корзухин «Птичьи враги» (1887)
Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и чёткие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры.
Было ещё два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причём не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.
ага и через 30 лет мы получим внуков, которые молятся на молнию и не понимают математических, физических, химических и биологических законов происходящих каждое мгновение на нашей планете?
Насчет "сидят, и сами не учатся, и другим не дают" - вся школьная программа построена по нарастающей схеме:: от одной темы к другой, более сложной, теме.
Если учитель не объяснил предыдущую тему и ученик не понял предыдущую тему, то на следующей ему будет просто скучно и не понятно.
Макаренко не зазря писал, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя.
разве письмо, начальная математика, литература, история, ОБЖ, Обществознание и Физкультуру
дадут понимание физических, химических и других процессов, с помощью которых появляется молния?
А Вы уже поставили не себе или на своих детях и внуках подобный образовательный эксперимент?
Как результаты? Или не рискнули и предпочли получить(дать) все знания, которые есть в школьной программе?
Вы мне пожалуйста в личку сообщите свои личные данные - очень хочется посмотреть на реальный результат - Вас или на Ваших детей-внуков, который ВЫ получили в своей семье.
1. противоречит Вашему постскриптуму - переведите своих детей на домашнее обучение и просто ничему не учите. Вот и будет Ваш "эксперимент". 2. Закон-то не позволяет, но закон и не препятствует сделать из своего ребенка элементарного неуча (см. п. 1) 3. Правда что ли? Опять же противоречит Вашему постскриптуму. 4. Сочувствую, но это не дает ВАМ право предлагать дикие и ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ эксперименты. Зато Вы же описываете свой ОГРАНИЧЕННЫЙ взгляд на будущую пригодность знаний полученных с помощью образования.
Могу только сделать выводы о Вас - у Вас в голове "каша", а еще у Вас нет детей, но зато есть не очень приятный опыт от обучения в школе и не очень пригодившиеся полученные знания. Вернее Вы не понимаете нужность полученных Вами в школе знаний.
Отсюда и такие дикие предложения по будущему всеобщему образованию.
Грустно читать подобные комментарии и страшно, потому что такие вот, как Вы в свое время делали революцию в духе "до основания разрушим" в рамках своего узкого взгляда на все происходящее на нашей планете и в нашем человеческом обществе.
Образовывайтесь и поймете о чем я Вам писала в комментариях.
Я же пишу - Вы не понимаете каким образом Вам в повседневной жизни пригодятся те или иные знания полученные в школе.
На примере повара - химия:: взаимодействие тех или иных химических составляющих в продуктах и в приправах - яркий пример соль, физика:: температура воды и давление пара при приготовлении пищи и т.д.
Вы неуч, который делает свои выводы.
Школа просто-напросто дает всем без исключения равные возможности получить общие знания, а уж кто и как их применит зависит только от человека.
Если ВЫ лично не применяете, то это не означает, что знания не надо давать всем.
как конченный технарь уверяю Вас, нет ничего страшнее уроков литературы, особенно когда стихи читать заставляют. То ли дело математика , особенно тригонометрия...
А что есть, начальная математика и письмо? И как выглядит этот Ваш абсолют? Я не стебаюсь. Мне действительно непонятно, что Вы определили как необходимый образовательный прожиточный минимум, для народных масс.
Я прошу прощения. Не хочу показаться грубым, или дерзким. Но ведь, Вы тоже, заявление написать не сможете. Вас после какого класса отправили работать? Может Вам лучше глянуть на себя критичнее и прийти к тому, что рассуждать об образовании, это не ваше. Давайте, мы с Вами, оставим это другим, более образованным людям?
Тратить эти деньги ребенок станет очень аккуратно и только на то, что соответствует затраченным усилиям.
Мой знакомый как-то рассказывал мне. В 70-е годы прошлого века его сын учился в Москве в институте. В то время в моду вошли и стали более-менее доступными джинсы. Сын просил моего знакомого также купить ему джинсы. В те времена мой знакомый брал летом тарифный отпуск, создавал команду, и они ездили по селам и занимались ремонтными работами. Мой знакомый сказал сыну: "Приедешь на каникулы, возьму тебя в свою бригаду, и ты будешь наравне со всеми получать зарплату. Что заработаешь - твое, можешь купить себе джинсы". Так и поступили. Мой знакомый отдал сыну заработанные деньги и был удивлен: проходит время, а сын джинсы не покупает. Он спросил сына, почему тот это не делает. Сын ответил, что с джинсами он подождет, что лучше он использует заработанные деньги как добавку к стипендии. Сам заработал и понял, что деньги - это труд, а не бумажки, которые отец может рисовать в неограниченном количестве.
Я конечно не специалист и могу ошибаться, но мне кажется, что главным сдерживающим фактором рождаемости является длительное образование, как в России так и в других цивилизованных странах. Мне кажется в России нужно отменить обязательное 10 летнее образования. Мне кажется в России нужно сделать обязательным образование только до периода полового созревания т.е до 12 лет. А дальше по желанию родителей ребёнка. Например: Хотят водить ребёнка в школу до 10 класса , а затем 5 лет в Университет - пускай водят. Не хотят, пускай водят в школу только до 12 лет, а потом отправляют ребёнка на работу. Мне кажется , что нам в России можно перенять опыт Вьетнама. Я слышал , что во Вьетнаме обязательное 11 летнее образование только в городах, а в деревнях можно вообще в школу не ходить. Зато в городе рождаемость низкая ( 1-2 ребёнка на семью), а в деревнях рождаемость высокая (5-10 детей на семью). Недавно в России вышел документальный фильм "Бремя циган". В этом фильме рассказывется о жизни циган в современной России. Так вот из этого фильма я узнал , что многие циганские дети, вообще в школу не ходят. Замуж циганские девочки выходят в 12-13 лет и начинают сразу рожать много детей. У циган нет брошеных детей и стариков , как у нас у русских т.е. семьи крепче. Так , что в России уже есть прициденты и большой опыт высокой рождаемости. Мне кажется , что есть смысл Российским чиновникам этот опыт изучить и попробовать его применить ради эксперимента в районах с малочисленным населением. Например на Севере и на Дальнем востоке России. В случае же удачного эксперимента, можно будет распространить этот опыт на всю территорию России и в первую очередь на возрождение заброшенных русских деревень в русском нечерноземье. Я конечно не специалист и могу ошибаться, поэтому свою точку зрения ни кому не навязываю. Я просто высказал своё личное мнение на прочитанную статью.
Я конечно не специалист и могу ошибаться, но на сколько я понимаю в Российском законодательстве об образовании...: Если родители откажутся водить(отпускать) ребёнка в школу , то приедет полиция и ребёнка у родителей отнимут, и отправят принудительно в детский дом. Что сейчас и делается среди малочисленных народов севера. Об этом был документальный фильм(к сожалению названия фильма не помню).Хочу подчеркнуть, что по "моей теории" школа в России не закрывается, просто в России отменяется обязательное 10 летнее образование, а остаётся обязательным только начальное образование, т.е. образование до начала полового созхревания ребёнка.Я конечно не специалист и могу ошибаться, поэтому свою точку зрения ни кому не навязываю.
Мои знакомые разводят лабораторных крыс. Одна из главных задач заводчиков - предотвращение подростковых беременностей. Помёт от крыс-подростков мелкий , больной, встречаются уродства. В стае начинают распространяться непонятные болезни. Молодые матери рано умирают (обычно до года, хотя крыса может и до 2-х лет прожить). Так что начало семейной жизни в 12-13 лет на мой взгляд слишком рано. Но агитировать вступать в брак в 18-19 лет вполне нормально. Но тут придётся отказаться от концепции романтической любви характерной для европейской цивилизации, а перейти к концепции , что брак - это нормальная форма существования взрослых людей, поэтому надо жить вдвоём.
Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы. www.kinoway.club/filmy/342-zakon-nochi2016.html Закон ночи, 1920-е годы, история рассказывает о Джо Коглине — блудном сыне капитана Бостонской полиции
Статья хороша как вызов ювенальной юстиции. Под оной часто представляют, как злые дяди(похожие на Познера) и тети(похожие на Яровую) волокут вас в каталажку, предварительно перед этим забрав вашего ребенка, поскольку ребенок сказал, что вы дали ему подзатыльник. Верите ли вы в нумерологию? Я нет, но цифры настораживают- в 08 году 22 глава было принято решение забирать детей из семей, которые признаны неблагополучными(например, общая зарплата мизер). В 11 году ст.156 УК было запрещено бить детей(подзатыльник?), до 3 лет. При чем нумерология, отвечаю при власти был Медведко(ведь известно, что пока Путин против ювеналки). Какая еще связь? Очевидно, что голосуя за единую у вас будет значительная вероятность увидеть как злые дяди...(см.выше).
Я конечно не специалист и могу ошибаться, но мне кажется, что главным сдерживающим фактором рождаемости является длительное образование,
Представьте себе, что образование, оно в принципе является сдерживающим фактором рождаемости. И урбанизация тоже. Какой из этих двух факторов главнее, я даже затрудняюсь сказать точно. В общем, или как принято сейчас писать, в нашем образованном обществе, "вообщем", если запретить образование и города, то скоро мы начнём вытеснять китайцев своей массой.
Старый добрый анекдот::: - Сколько у вас детей? - Семь. - Ух ты, а сколько им лет? - Двенадцать, одиннадцать, десять, девять, восемь, семь и шесть. А потом мы купили телевизор
Макс, 13 лет, немец. Кража со взломом из соседского погреба (не первая кража со взломом на его счету, но первая — в России)
Пришедший к нам участковый был очень вежлив. Это вообще общее место у русских — к иностранцам из Европы они относятся робко-вежливо-настороженно, очень много нужно времени, чтобы тебя признали "своим". Но вещи, которые он говорил, нас напугали. Оказывается, Макс совершил УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — КРАЖУ СО ВЗЛОМОМ! И нам повезло, что ему ещё нет 14 лет, иначе мог бы рассматриваться вопрос о сроке реального заключения до пяти лет! То есть, от преступления по полной ответственности его отделяли те три дня, которые оставались до его дня рождения! Мы не верили своим ушам. Оказывается, в России с 14 лет можно по-настоящему сесть в тюрьму! Мы пожалели, что приехали. На наши робкие расспросы — мол, как же так, почему ребёнок должен отвечать с такого возраста — участковый удивился, мы просто не поняли друг друга. Мы привыкли, что в Германии ребёнок находится в сверхприоритетном положении, максимум, что грозило бы Максу за такое на старой родине — профилактическая беседа. Впрочем, участковый сказал, что всё-таки едва ли суд назначил бы нашему сыну даже после 14 лет настоящий тюремный срок; это очень редко делают с первого раза за преступления, не связанные с покушением на безопасность личности. Ещё нам повезло, что соседи не написали заявления (в России это играет большую роль — без заявления пострадавшей стороны не рассматривают и более серьёзные преступления), и нам не придётся даже платить штраф. Нас это тоже удивило — сочетание такого жестокого закона и такой странной позиции людей, не желающих им пользоваться. Помявшись перед самым уходом, участковый спросил, склонен ли Макс вообще к асоциальному поведению. Пришлось признать, что склонен, более того — ему не нравится в России, но связано это, конечно с периодом взросления и должно пройти с возрастом. На что участковый заметил, что мальчишку надо было выдрать после первой же его выходки, и дело с концом, а не ждать, пока он вырастет в вора. И ушёл.
Нас это пожелание из уст стража порядка тоже поразило. Мы, честно говоря, и не думали в тот момент, как близки к исполнению пожеланий офицера.
Сразу после его ухода муж поговорил с Максом и потребовал от него пойти к соседям, извиниться и предложить отработать ущерб. Начался грандиозный скандал — Макс наотрез отказывался так поступать. Дальнейшее описывать я не буду — после очередного очень грубого выпада в наш адрес сына муж сделал именно так, как советовал участковый. Сейчас я осознаю, что это выглядело и было более смешно, чем на самом деле сурово, но тогда это поразило меня и потрясло Макса. Когда муж его отпустил — сам потрясённый тем, что сделал — наш сын убежал в комнату. Видимо, это был катарсис — до него вдруг дошло, что отец намного сильнее физически, что ему некуда и некому пожаловаться на "родительское насилие", что от него ТРЕБУЕТСЯ возместить ущерб самому, что он находился в шаге от настоящих суда и тюрьмы. В комнате он плакал, не напоказ, а по-настоящему. Мы сидели в гостиной, как две статуи, ощущая себя настоящими преступниками, более того — нарушителями табу. Мы ждали требовательного стука в дверь. В наших головах роились ужасные мысли — о том, что сын перестанет нам доверять, что он совершит самоубийство, что мы нанесли ему тяжкую психическую травму — в общем, множество тех слов и формул, которые мы заучили на психотренингах ещё до рождения Макса.
К ужину Макс не вышел и крикнул всё ещё со слезами, что будет есть в своей комнате. К моему удивлению и ужасу муж ответил, что в этом случае ужина Макс не получит, а если он не будет сидеть за столом через минуту, то не получит и завтрака.
Макс вышел через полминуты. Я таким его ещё никогда не видела. Впрочем, мужа я тоже не видела таким — он отправил Макса умываться и приказал, когда тот вернулся, попросить сперва прощенья, а потом разрешения сесть за стол. Я была поражена — Макс делал всё это, угрюмо, не поднимая на нас глаз. Перед тем, как начать есть, муж сказал: "Послушай, сынок. Русские воспитывают своих детей именно так, и я буду тебя воспитывать так. Глупости кончились. Я не хочу, чтобы ты попал за решётку, думаю — ты тоже этого не хочешь, и ты слышал, что сказал офицер. Но я не хочу ещё и того, чтобы ты вырос бесчувственным бездельником. И вот тут мне плевать на твоё мнение. Завтра ты пойдёшь к соседям с извинениями и будешь работать там и так, где и как они скажут. Пока не отработаешь сумму, которой ты их лишил. Ты понял меня?"
Макс несколько секунд молчал. Потом поднял глаза и ответил негромко, но отчётливо: "Да, пап."…
…Вы не поверите, но у нас не просто более не было нужды в таких диких сценах, как разыгравшаяся в гостиной после ухода участкового — нашего сына словно бы подменили. Первое время я даже боялась этой перемены. Мне казалось, что Макс затаил обиду. И только через месяц с лишним я поняла, что ничего подобного нет. И ещё я поняла гораздо более важную вещь. В нашем доме и за наш счёт много лет жил маленький (и уже не очень маленький) деспот и бездельник, который вовсе нам не доверял и не смотрел на нас, как на друзей, в чём нас убеждали те, по чьим методикам мы его "воспитывали" — он нас втайне презирал и нами умело пользовался. И виноваты в этом были именно мы — виноваты в том, что вели себя с ним так, как нам внушили "авторитетные специалисты". С другой стороны — был ли в Германии у нас выбор? Нет, не было, честно говорю я себе. Там на страже нашего страха и детского эгоизма Макса стоял нелепый закон. Здесь выбор — есть. Мы его сделали, и он оказался верным. Мы счастливы, а главное — на самом деле счастлив Макс. У него появились родители. А у меня и мужа — сын. А у нас — СЕМЬЯ. (с)
К сожалению теперь у нас будет так как в европе, ювенальный закон принят думой, одобрен СФ и подписан президентом. И... иудейский лидер еврейской хабадской общины берллазар поддержал это решение.
Советую посмотреть www.hddom.net/news/mezhdunarodnaja_pilorama_gost_mikhail_galustjan_01_04_2017/2017-04-01-8089 Один за всех, это просто жесть! Не знаю конечно где снимают толи Украина толи Белоруссия! Но это просто жесть!
Насчет "сидят, и сами не учатся, и другим не дают" - вся школьная программа построена по нарастающей схеме:: от одной темы к другой, более сложной, теме.
Если учитель не объяснил предыдущую тему и ученик не понял предыдущую тему, то на следующей ему будет просто скучно и не понятно.
Макаренко не зазря писал, что нет плохих учеников, а есть плохие учителя.