Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Введение



Сегодня поговорим о метрополитенах в городах мира, Politikus.ru. Не секрет, что метро - распространённое явление, кажется, что оно с нами было всегда, поэтому рассмотрим также историю появления первого метрополитена.

Метро - это привычный и даже каждодневный вид транспорта для жителей Российских мегаполисов таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург и с 2005 года Казань. Ежедневно сотни людей пользуются его услугами, чтобы успеть на работу или быстро, без пробок добраться в нужную часть города.

Казалось бы - ничего особенного, такое же маршрутное такси только под землёй и намного удобнее. Но задумывался ли кто-нибудь об истории этого удобства? Когда оно появилось, с какими трудностями пришлось столкнуться "первопроходцам" и кто они были? Как вообще прокладываются подземные дороги?

История создания в мире



Метро впервые появилось на Европейском континенте. Как бы не казалось его строительство очень сложным и затратным, но уже в то время были возможности его построить. Рассмотрим историческую хронику подробнее.

Лондон



Свою историю метрополитен начал в Англии XIX века. Именно с начала тридцатых годов позапрошлого столетия в Лондоне возникает проблема дорог и передвижения жителей, стремительно разрастающегося города.

Удивительный факт! Первое метро появилось в далёком XIX веке, в Англии. Именно тогда, в Лондоне уже появились пробки и движение стало затруднительным.


Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Первый в мире подземный тоннель, прорытый с большими трудами под Темзой, был открыт в 1843 году. Главным инженером его был француз Марк Брюнель. Именно ему принадлежит идея изобретения проходческого щита - главного устройства для прокладки подземных коммуникаций.

Другие интересные статьи на многие темы можно найти в этой категории. Добро пожаловать и приятного чтения.

Наблюдая за тем, как крошечный моллюск-древоточец Teredo navalis прогрызает ходы в древесине, Брюнель вдохновился на использование этой простейшей технологии в пользу человечества. Он построил уникальную конструкцию из дерева и железа, состоящую из 36 отсеков, где трудились землекопы, выгребая кирками и лопатами землю и гравий.

Сразу за ними каменщики укрепляли получившийся тоннель и выкладывали его стены кирпичом. Сложная конструкция медленно продвигалась вперёд при помощи винтового подъёмника.

К сведению! Строительство тоннеля всегда было опасным делом. Нередки имели место обвалы и другие несчастные случаи.


Подземный тоннель был невиданным достижением человеческой инженерной мысли, но из-за недостатка средств для его дальнейшего развития, был продан владельцем железнодорожной компании. После этого в подземном тоннеле была проложена рельсовая дорога. Но не столько важен был для развития метро сам тоннель, сколько способ его строительства, изобретённый Марком Брюнелем.

Благодаря простой, но эффективной конструкции проходческого щита под конец XIX века стало возможно прокладывать тоннели на большой глубине. В разрезе подземные дороги имели круглую форму и были прозваны жителями Лондона Tube - труба.

Сейчас лондонское метро охватывает не только сам мегаполис, но выходит далеко за его приделы, достигая соседних графств; насчитывает оно 270 станций на одиннадцати линиях.

Нью-Йорк



Итак, первое в мире метро – Лондонское, было открыто 10 января 1863 года. Метод строительства и его несомненная польза были не сразу, но оправданы и признаны в мире. Поэтому спустя пять лет запущено второе метро, в Нью-Йорке. Правда, первоначально оно было сугубо надземным, возвышающимся на металлических эстакадах. Называлось оно "эстакадная линия Девятой авеню". Правда до наших дней она не сохранилась, так как была снесена в 1940 году.

Кстати! Первое метро на американском континенте появилось в Нью-Йорке, по истечении 5 лет его появления в Лондоне. Однако, нью-йоркское метро было полностью надземным.


Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Первая же подземная линия было открыта 27 октября 1904 года. Торжественное открытие состоялось на станции Сити-холл, именно здесь в новенькие вагоны садились первые пассажиры. Тогдашний городской мэр Джордж Макклеллан в качестве рекламы собственноручно управлял поездом. Сейчас станция закрыта и используется только для разворота поездов маршрута.

Кстати, в Нью-Йорке и большинстве других городов США метрополитен называют cабвей (англ. subway - подземка, прим. ред. Politikus.ru), невзирая на то, что 40% путей проходят по земле или над ней. Так, похоже, звучит солиднее и проще.

Чикаго



В конце XIX века город Чикаго становится крупнейшим железнодорожным узлом: здесь сходились более двадцати транспортных линий. Оживлённый порт на озере Мичиган, работавший бесперебойно, ещё больше усложнял проблему грузоперевозок. Тогда решение насущной проблемы взяли на себя... владельцы винных складов. Создав собственное акционерное общество и изучив пока немногочисленный мировой опыт в строительстве метрополитенов, они приступили к делу.

Развитие метро в США: постепенно метро появлялось и в других городах, например, Чикаго, который на тот момент был крупнейшим транспортным узлом.


Как неизбежно тогда случалось - владельцы домов выступили против такой затеи. Но акционеры преодолели эти трудности, убедив людей в необходимости прокладки тоннелей для телеграфной и телефонной связи. И вскоре под городом начал работу первый товарный метрополитен.

Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

А в 1892 году была запущена эстакадная линия для пассажиров. Но из-за возникших трудностей с пробками под эстакадами, шумом поездов и падению цен на жильё близ железных дорог, было принято решение перенести метро под землю. Но реализованы эти проекты были довольно поздно, в 1943 и 1951 гг.

Будапешт



А как обстояло дело с распространением общественного транспорта на нашем континенте? Одним из первых и старейших в Европе метро можно назвать метрополитен в Будапеште, столице Венгрии.

Метро шагает по Европе! Дальнейшее своё развитие метро получает на территии Австро-Венгрии - строятся маршрутные ветки по Будапешту.


В те времена Будапешт играл немаловажную роль в Австро-Венгерской империи. Это был один из важных центров культуры, промышленности и развития. Поэтому реализация городского транспорта постепенно приобретала насущную необходимость. И уже в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии принимает решение о прокладке метрополитена. Спустя 26 лет состоялось торжественное открытие первой подземной линии.

Другие города



Следующими городами-обладателями подземки стали Глазго (1896г.), Париж (1900г.), Берлин (1902г.), Гамбург (1912г.).

Появление в СССР



Чуть более восьмидесяти лет назад метрополитен появился и в нашей стране. Событие это произошло 15 мая 1935 года в Москве. Как известно, прокладка линий метро рентабельна лишь в городах с миллионным населением и избытком транспорта. Именно в этот период в Москве происходит транспортный подъём.

Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Известно, что самое первое предложение прокладки подземной железной дороги было выдвинуто в 1875 инженером Василием Титовым. Но предложение осталось предложением - против спуска под землю радикально выступила Православная церковь, да и экономического смысла правительство в этом не увидело. Тем не менее, это предложение было не единственным. В период с 1897 года до начала XX века правительству города поступало ещё несколько предложений.

Серьезный проект строительства подземных линий метро создали в 1924 году, в Управлении московских городских дорог и трамвайной сети. И уже в 1932 году были развёрнуты подготовительные работы строительства столичного метро. Существует два способа прокладки линий метро - открытый и закрытый. Первый предусматривает проведение работ в котлованах с последующим засыпанием коммуникаций землёй, при втором способе применяют проходческие щиты и прокладываются они на больших глубинах.

Метро появляется в СССР! После нелёгкого времени смуты и Гражданской войны в нашей стране, стройки метрополитена достигли и СССР. В 30-е года прошлого столетия предпринимаются большие стройки метро в Москве.


Московская стройка предполагалась проводиться открытым способом, на небольших глубинах. С первых же недель работ открылось множество проблем: отсутствие квалифицированных специалистов, нехватка рабочих рук, трудности с жильём для приезжих рабочих.

В феврале поступило предложение отказаться от стойки открытым методом и приступить к прокладке линий глубокого залегания от 20 до 35 м. И. В. Сталин поддержал это предложение, и строительство возобновилось на новом уровне. Но вместе с этим появились новые трудности. Во многих местах, глубже пятнадцати метров, вести подземные работы не позволяли грунтовые воды.

В конечном итоге летом 1932 года было решено привлечь на постоянную работу семь иностранных специалистов и прокладку дорог на больших глубинах производить только в центральных частях столицы. К концу стройки количество рабочих, задействованных Мосметростроем, достигло 19 тысяч!

Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Не менее масштабным и дорогостоящим был отделочный этап большой стройки. Специально для этих целей из Карелии, Кавказа, Урала и Крыма привозили тонны гранита и мрамора.

Торжественное открытие метрополитена было назначено на 7 ноября 1934 года, но оно не состоялось. Причиной задержки стало отсутствие эскалаторов. В то время подвижные лестницы эксплуатировались лишь в Лондоне. За огромные деньги - 200 000 рублей золотом Мосметростроем был куплен за границей один экземпляр эскалатора, разобран и скопирован в более длинном варианте российскими конструкторами.

В начале февраля 1935 года по новой железной дороге прошёл первый пилотный поезд, а над входами в метро появилась большая красная буква М, отныне ставшая символом Московского метрополитена.

Великая Отечественная война



С самого начала строительство Московского метрополитена стало одной из важнейших строек города, поэтому страшные годы Великой войны не могли обойти её стороной. Несмотря на все трудности, работы не были остановлены даже в это время.

Спасённые жизни! Метрополитены спасли миллионы жизней во время Великой Отечественной войны, т.к. они были специально спроектированы для переоборудования их в надёжные бомбоубежища.


В апреле 1941-го было отдано распоряжение об оборудовании подземных частей линий метро в убежища от авианалётов. Эти меры оправдали себя - удалось спасти тысячи человеческих жизней. За это время в период бомбёжек в подземке родилось 217 детей.

Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

В октябре, когда ожесточённые бои шли совсем близко от столицы, было сформировано Постановление об уничтожении подземных коммуникаций и эвакуации оборудования в случае появления фашистских войск в городе. Судьба титанических стараний тысяч советских людей могла быть трагичной. Фашистам ни что не должно было достаться! Утро 16 октября 1941 года вошло в историю Московского метро, как единственный день, когда оно не работало. Но уже вечером приказ был отменён.

Рекорды



В таком большом и сложном деле не обходится и без своих рекордов. Рассмотрим это как с эстетической точки зрения, так и технической.

Самые красивые станции в мире



Невозможно не восхититься потрясающим убранством Московского метрополитена, дорогой Politikus.ru. Каждая станция поражает эстетической продуманностью и великолепием. Изобилие мрамора, витражей, фресок, позолоты и восхитительных мраморных панно и мозаик не могут оставить равнодушным человека, наделённого чувством прекрасного. Ни в одном городе мира не найти равных по красоте станций общественного транспорта. Сравниться с ними могут только Петербургские станции метро.

Красота! Не секрет, что самые красивые станции метро находятся в Москве и Ленинграде. Мало какие города мира могу соперничать с российским метрополитеном.


Кстати, у Московского метрополитена есть свой святой небесный покровитель. 1 марта 2014 года патриарх Кирилл торжественно благословил работников столичного метро иконой митрополита Алексия, после этого святой считается покровителем этого вида транспорта.

Скачать план московского метро: moskva-metro.zip [1,26 Mb] (cкачиваний: 71)
Скачать план метро Санкт-Петербурга: piter-metro.zip [466,46 Kb] (cкачиваний: 53)


Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли

Крупнейшие метрополитены



Самые крупные метрополитены в мире расположены в городах:

  1. Нью-Йорк, имеющий 473 станций и 36 маршрутов.
  2. Шанхай. Протяжённость его линий составляет 660 км.
  3. Пекин. Длина его подземных линий равна 608 км.


Крошечные



Самыми маленькими городами, обладателями собственного метро, являются три красивых города:

  1. Лозанна (137 тыс. жителей), расположенный в Швейцарии на берегу озера Леман, кстати, именно здесь находится штаб-квартира Международного олимпийского комитета с Олимпийским парком и музеем.
  2. Брешиа (196 тыс. жителей) на севере Италии в Ломбардии, у подошвы горы Маддалена. Это потрясающее по красоте местечко, сохранившее древнее величие Римской империи. Метро здесь действует с 2013 года.
  3. Ренн (215 тыс. жителей) на западе Франции, на месте слияния двух рек Илль и Вилен. Собственный метрополитен здесь действует с 2002 года, причём шесть лет именно Ренн занимал первое место в категории маленьких городов обладателей метро, потом первенство перешло к Лозанне.


Самые-самые! Тройка самых крупных метрополитенов находятся в Нью-Йорке, Шанхае и Пекине.


В рейтинге самых "крошечных" метро стоит шесть городов по всему миру:

  1. Двухкилометровый "Кармелит" в израильском городе Хайфа, под горой Кармель. На его линии всего шесть станций и курсируют между ними по принципу фуникулёра только два двухвагонных состава.
  2. Тебрриз в Иране. Длина его линии составляет семь километров с шестью станциями. Пока это только наземная его часть.
  3. Третье маленькое метро находится в Венесуэльском городе Маракайбо. Строительство его ведётся с 2006 года и на сегодняшний день город имеет 6,5 км. подземных и эстакадных путей.
  4. Итальянский город Катания. Длина его метрополитена с 11-ю станциями составляет 8,8 км.
  5. Ещё один итальянский город - Генуя. Длина его подземных коммуникаций, состоящей из одной линии, составляет 7,1 км. Кстати открыта эта ветка была в 1990 специально к Чемпионату мира по футболу.
  6. Последним городом, обладателем маленького метро, является Днепропетровск. Единственная ветка протягивается на 7,1 км. и имеет шесть станций.


Города под землёй: Метро, как чудо инженерной мысли


Видео



Метро, «подземка», метрополитен – как только не называют подземный пассажирский транспорт. Его можно любить или нет, им можно пользоваться или избегать, но стоит признать, что для крупного мегаполиса это единственное спасение, которое экономит время и нервы. Метро – самый скоростной и стабильный транспорт городской пассажирской сети.

Стабильность! В крупных городах, как Москва, метрополитен – это целый подземный город, который должен работать без сбоев.


Один из самых главных в метро – машинист, именному ему мы доверяем свои жизни, чтобы добраться в пункт назначения, именно на нём лежит огромная ответственность, так как за его спиной, в вагонах, в час пик находится несколько тысяч человек.

Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
23 комментария. Оставьте свой
№1 Noisiness Пользователя нет 14 марта 2019 18:16
+13
Монархистам нужно ознакомиться. Лондонское и нью-йоркское метро почти в два раза старше московского, 140 лет против 85. Интересно, если бы не произошла большевистская революция и Сталин не пришел к власти, то к какому году метро появилось бы в России?
№2 Apolitikus Пользователя нет 14 марта 2019 18:23
+1
щас придут монархисты и заставят вас...
№3 Век учись Пользователя нет 14 марта 2019 18:50
0
Если бы не пришли к власти большевики, то какое метро у нас бы было.? А? А сколько людей бы было живо? А? А если бы большевики оказались коммунистами в 91 году?
№4 Apolitikus Пользователя нет 14 марта 2019 18:54
+7
"А? А?"
даже в теме про метро на Политикусе устраивается срач.
№5 Noisiness Пользователя нет 14 марта 2019 19:32
+17
Цитата: Век учись
Если бы не пришли к власти большевики, то какое метро у нас бы было.?

Никакого бы не было. К 1917 году лондонское уже более 50 лет работало, а царское правительство у нас даже не планировало строить.
№6 Маргоша Пользователя нет 14 марта 2019 19:00
+12
Классная статья) Мне очень понравилась girl_in_love
№7 Apolitikus Пользователя нет 14 марта 2019 19:50
+4
спасибо!
№8 Purple Пользователя нет 14 марта 2019 19:04
0
помнится, в юности, смотрели фильм про метро Нью Йорка. Название фильма - The Incident (1967). Эх, и длинные же там перегоны между станциями!!!.
№9 Alex7381 Пользователя нет 14 марта 2019 20:15
-3
Метро надо было строить. Однозначно. Но может быть не таким помпезным - столько денег потрачено на отделку и украшательство. А в это время умирали люди от голода в Казахстане, России, Украине...
Да, мы любуемся этими станциями, но может быть стоило тогда экономнее строить?
№10 mrglut Пользователя нет 14 марта 2019 21:52
+5
Гранит и мрамор использовали "на безрыбье" smile Просто-напросто промышленность тогда еще не могла выдать такое количество кафеля, в теперешнее время новые станции чаще открываются еще и потому, что проще с отделкой... В Лондоне с отделкой вообще не заморачивались, свидетельствую...
№11 Alex7381 Пользователя нет 16 марта 2019 12:52
0
Сталинский ампир. Стиль соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, ар-деко, а также неоготики (здание МИДа); он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.
В декоре мебели, используемой в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, — резьба, включающая в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.
Деталь сталинского ампира — люстры, освещающие помещение, имеющие парадный вид, часто изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений часто используются натуральные материалы — дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
------------------------------------
к вопросу об экономии
№12 mrglut Пользователя нет 16 марта 2019 17:18
0
Вопрос не в экономии, а в отсутствии необходимых материалов (или в достаточном их количестве) и вынужденной их замене. Кто ж отрицает монументальность? В чем Вы еще не согласны?
№13 шахтёр Пользователя нет 14 марта 2019 20:16
+1
Всё как бы правильно,но...! Для строительства метро нужны точные измерительные приборы: теодолиты,нивелиры и т.п.,а это уже сверхточная механика.Кроме того для проветривания тоннеля надо мощный вентилятор,а это уже точная электрика или паровая механика.Не говоря уже про откачку воды - для этого надо как бы насосы...,а они на чем интересно работали? на пару? в тоннеле?? гы-гы....Или воду выносили вёдрами??По моему не стыковок очень уж много для одного тоннеля....Говорят 1843 год??? гы-гы .Всего одно поколение назад вроде как с Наполеоном под Ватерлоо друг друга еще штыками кололи и дубинами били,а тут бах! и сразу метро... Ещё раз - гы-гы....
№14 All 1 Пользователя нет 14 марта 2019 20:37
-2
Первое метро прокладывали открытым способом, рыли траншеи по улицам, укладывали рельсы, опять закапывали и мостили улицу, и первыми локомотивами были паровозы что вызывало кучу нареканий, слыш шахтер из пятого-Б, хоть бы историю метростроя выучил, нивелир ходячий
№15 Noisiness Пользователя нет 14 марта 2019 23:33
+11
Цитата: шахтёр
Всего одно поколение назад вроде как с Наполеоном под Ватерлоо друг друга еще штыками кололи и дубинами били

При Наполеоне уже были паровозы, и это только кажется, что одно поколение - это мало времени прошло. Если изучать внимательнее, то окажется, что Пушкин и Маркс были современники и при желании могли пообщаться. Когда в Лондоне начали строить метро, уже вовсю проектировался самолет. Сейчас только умирают по возрасту долгоживущие люди, которые в детстве жили не зная, что такое телевизор, в деревнях без электричества, лампочек не видели, а к концу жизни успели по мобильному поговорить.
№16 шахтёр Пользователя нет 14 марта 2019 21:06
+1
Ты хоть шахту по ТВ видел,умник???Тебе завтра в "Вики" напишут что метро долбали кирками и ломами-ты уши сильнее развешивай и лови каждое слово.И сначала дай свой коммент почитать родителям ,что бы не так смешно было.А насчёт рытья траншей по улицам - это уже интересно с точки зрения психиатрии.По Темзе тоже траншею прорыли,а потом её закопали???А воду предварительно заморозили или нет???
№17 Pensor Пользователя нет 14 марта 2019 21:49
+5
Вы вряд ли сможете донести свою мысль и в чем-то убедить (переубедить) тех, кто понятия не имеет кто такие горняки и не родились (не жили) в семье горняка.
№18 Сантехник Пользователя нет 14 марта 2019 21:50
+17
Московское метро на самом деле чуть больше. Если официально метро вместе с МЦК и монорельсом имеет 261 станцию (Лондонское метро - 270 станций), то неофициально (но ни для кого уже не секрет) надо приплюсовать Метро-2 (около 150 км). Сколько станций неизвестно, и дорога однопутная.

Самое загруженное - токийское метро, в день перевозит 9 млн пассажиров. На станциях имеются специальные люди, которые заталкивают и впрессовывают народ в вагоны. Вот это настоящий сервис, не то, что у нас. У нас - извините, простите, осторожно, двери закрываются. А у них - по-простому, затолкали и поехали.

Бородатый анекдот.
Московский метрополитен, Кольцевая линия, станция Киевская. В кабину машинистов врываются двое с автоматами и в масках.
- Это угон. Едем в Копенгаген.
- Извините, это Московский метрополитен.
Налётчик наставляет автомат на машиниста:
- Живо в Копенгаген!
- Но это же Кольцевая линия!
Налётчик передёргивает затвор:
- Гони в Копенгаген или всех перестреляю!
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - Копенгаген.
№19 Noisiness Пользователя нет 14 марта 2019 23:18
+14
Московское метро тоже 9 млн пассажиров. Была еще такая шутка, когда Бельгия выступала насчет Крыма: "Как можно всерьез воспринимать критику от страны, население которой меньше дневного трафика московского метро?"
№20 mrglut Пользователя нет 15 марта 2019 00:25
+3
имеет 261 станцию (Лондонское метро - 270 станций
Лондонское и Московское нельзя напрямую сравнивать - категории разные, назначение тоже отличается. Если Московское метро "возит" в основном горожан ( "работает" "внутри себя" ), в Лондонском линии неизменно переходят в пригородные наземные поезда, т.е. сел в центре а уехал в другой город. Чтобы сравнивать, нужно к Московскому приплюсовать многие пригородные электрички, это было бы честно...
Принцип маршрутизации тоже другой, у нас с одной платформы идут поезда одного маршрута, в Лондонском - как у нас электрички, объявляют " с такой то платформы идет поезд туда-то". winked Если плохо знаешь язык, сел и уехал совершенно не туда, куда хотел...
За анекдот однозначно плюсую smile ...
№21 Arni Пользователя нет 15 марта 2019 01:43
-1


Самое красивое и стильное метро - таки в Стокгольме...
№22 Владимир Машков Пользователя нет 15 марта 2019 16:18
+5
Неплохая статья, позволившая кратко прикоснуться к теме. Конечно, в Рунете значительно подробнее, но ведь нам всегда не хватает времени на хорошее.
№23 папакарло Пользователя нет 20 марта 2019 19:48
+1
Хороший фильмец! Страшно то как! Пожалуй не поеду больше....
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.