Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16129 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

«Матч смерти». Русские оккупантам не проигрывали никогда

«Матч смерти». Русские оккупантам не проигрывали никогда

Этому событию, которое произошло в Киеве 9 августа 1942 года, посвящены книги, фильмы, многочисленные публикации в прессе. Раньше, во времена СССР, все было ясно и понятно: в тот день советские футболисты встретились с командой немецких оккупантов и выиграли. Только вот ценой той победы стала жизнь…

Сегодня происшедшее тогда в столице Украины уже не выглядит столь однозначным. Попробуем разобраться, что же произошло на самом деле.

Лето 1942 года. Немцы уже без малого год господствуют в Киеве. Они уверены, что это – навсегда. Тем более, что события на фронте располагают к оптимизму – германские войска, как и в сорок первом, наступают. Гитлер и его окружение витают в облаках безудержной эйфории: большевистская твердыня вот-вот должна рухнуть.

Оккупационные власти решают, что пора налаживать мирную жизнь. Они открывают в Киеве оперный театр, кинотеатры, устраивают концерты. Дело дошло и до футбола, благо, на хлебозаводе №1 работают – кто грузчиками, кто разнорабочими - известные русские и украинские футболисты, которые осенью 1941 года не смогли выбраться из осажденного города.

Им выделили форму, разрешили тренироваться. Вскоре возникала идея матчей советских и немецких футболистов. Этому содействовал моравский чех Йожеф Кордик, живший в Киеве. Он был причислен к фольксдойче, то есть, к этническим немцам и назначен директором хлебозавода. Кордик, кстати, устроил на свое предприятие несколько футболистов. Они стали получать зарплату и продуктовый паек.

Киевляне играли в красных футболках и белых трусах – цветах сборной СССР. В прежние времена этот факт считался символическим – мол, футболисты проявили патриотизм. Однако причины были вполне прозаическими – такую форму киевлянам выделила оккупационная городская управа, похоже, без всякой задней мысли…

Самой известной командой Киева было «Динамо», участвовавшее в чемпионатах Советского Союза, в том числе и в первенстве 1941 года, прерванного началом Великой Отечественной.

В своем романе «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов утверждал, что именно динамовцы составили основу команды хлебозавода. Однако, позже выяснилось, что это было не так – кроме динамовцев были игроки и из других команд.

Помимо динамовцев Николая Трусевича, Алексея Клименко, Ивана Кузьменко и Павла Комарова, против немцев играли бывшие футболисты киевского «Локомотива» Лев Гундарев, Владимир Балакин, Михаил Мельник и представители других клубов. К примеру, экс-динамовец Макар Гончаренко перед войной выступал за одесский «Спартак».

Повесть «Тревожные облака», опубликованную в 1957 году, писатель Александр Борщаговский также посвятил событию в Киеве. Спустя пять лет по сценарию писателя вышел фильм «Третий тайм». И книга, и лента были очень популярны в Советском Союзе.

Борщаговский, как и Кузнецов, считал, что динамовцы были основой команды. Но свой сюжет он, в отличие от Кузнецова (тот писал о серии матчей), построил на одной встрече – «Динамо» с немцами из выдуманной команды «Легион Кондор». Именно ее Борщаговский назвал «матчем смерти». Впрочем, по другим данным, этот «термин» принадлежит другому писателю – Льву Кассилю. Его он использовал в очерке, опубликованном в «Известиях» вскоре после освобождения Киева от немцев.

В повести Борщаговского изменены имена главных героев. Писатель мотивировал это тем, что «мы не знаем многого из важных, существенных подробностей, без которых не создать строго документальную вещь».

Но даже если бы такие документы и оказались под рукой писателя, сюжет мог проломиться, потерять «правильность». В нем, возможно, не оказалось бы четкого деления на «своих» и «чужих», как требовала идеология того времени. Жители оккупированного Киева были вынуждены подчиниться суровым обстоятельствам, жестокому диктату завоевателей. Им пришлось не только принять чуждую им власть, но и работать на немцев, чтобы не умереть с голоду, обеспечить – хотя бы крохами - своих близких.

Короче говоря, Борщаговскому были необходимы персонажи без оттенков - «свои» и «чужие». Вот и пришлось ему вводить в сюжет выдуманные, приглаженные типажи, гримировать действительность. Это не вина писателя - таково было время, такими были его законы.

После войны многих из тех, кто очутился «под немцами», обвинили в пособничестве врагам. Можно вспомнить, что до развала СССР люди, поступающие на работу, заполняли анкету, где был такой вопрос: «Находились ли вы или ваши родственники на временно оккупированной территории?» Если да, то появлялись вопросы…

Кстати говоря, футболисты тоже были на оккупированной территории и выступали в матчах, организованных нацистами. Им тоже могли приписать «пособничество»…

Матчу в оккупированном Киеве была посвящена еще одна книга – «Последний поединок», написанная Петром Северовым и Наумом Халемским. И это произведение не было документальным – в повести изменены фамилии героев. Вероятно, по той же причине, что и у Борщаговского…

Киевляне провели с оккупантами – немецкими и венгерскими командами десять матчей. По другим сведениям их было меньше: восемь. И во всех вышли победителями!

Часть игр прошла на стадионе «Зенит». Во всех встречах уверенно, а часто с громадным перевесом, к великой радости многочисленных зрителей, одерживала победу команда хлебозавода.

Однако так она именовалась лишь во время дебютной игры 7 июня 1942 года с «Рухом» (2:0) – его игроки представляли украинское спортивное общество, созданное при содействии оккупантов. Затем «сборная СССР» выступала под названием «Старт».

Кузнецов в своем романе упоминает матч 12 июля, проведенный на арене, построенной перед самой войной, которой дали имя Никиты Хрущева, бывшего в то время первым секретарем ЦК ВКП(б) УССР. Во время оккупации стадион переименовали в Украинский. В тот день немцы устроили там спортивный праздник с участием гимнастов, боксеров, легкоатлетов. Гвоздем программы был футбол: «Старт» встречался с командой немецких военных железнодорожников. Киевляне одержали внушительную победу со счетом 6:0.

Это была уже пятая игра команды хлебозавода и, соответственно, пятая победа. Кузнецов писал, что «это немцам не понравилось, но никаких эксцессов не произошло».

Спустя неделю, 19 июля, «Старт» провел очередную встречу - с венгерской командой «Wal» и снова без труда победил - 5:1. После этого киевляне выиграли еще два матча.

Игроки «Старта» не имели проблем с соперниками, поскольку были явно сильнее. Но не знали, как отреагируют оккупанты на поражения, тем более, те шли чередой. Однако до поры, до времени немцы были настроены более или менее спокойно, чему во многом способствовали благоприятные военные сводки. Войска вермахта вышли к Волге и начали штурм города, носящего имя Сталина.

Пришло время очередного матча – 9 июля 1942 года, в котором «Старт» встречался с командой «Flakelf», представляющей зенитные части. В той игре киевляне снова победили, хотя и в упорной борьбе со счетом 5:3.

Перед матчем им намекали, что немцы уже проявляют недовольство и лучше, во избежание больших неприятностей, им проиграть. Но игроки «Старта» проявили себя, как настоящие спортсмены.

К тому же они знали, какие огромные моральные силы придает жителям города каждая их победа. На Подоле, Крещатике, Куреневке и в других уголках Киева только и гуторили, как «наши мылят шею фрицам».

Именно встреча «Старта» с «Flakelf» названа «матчем смерти». Но, вопреки легенде, соперники играли не то, что очень корректно, но друг друга не калечили. Немецкий судья по имени Эрвин был объективен и своим соотечественникам не подсуживал. И еще – никто киевлян не заставлял проигрывать, как в повести Борщаговского. И не было эпизода, как в романе Кузнецова: «Судья скомкал время, дал финальный свисток; жандармы, не дожидаясь, пока футболисты пройдут в раздевалку, схватили динамовцев тут же на поле, посадили в закрытую машину и отвезли в Бабий Яр…».

Игроки «Старта» спокойно разошлись по домам, предварительно сфотографировавшись с соперниками. Снимок дошел до наших дней, и поражает своим видом: и киевляне, и немцы улыбаются в объектив.

В тот день горожане, как обычно, горячо поддерживали свою команду. Осмелев, позволяли себе даже оскорбительные выкрики в адрес немцев. Те злобно поглядывали на киевлян, приказывали им замолчать, но никаких действий не предпринимали.

16 августа «Старт» сыграл еще одну, последнюю в своей короткой истории встречу – с «Рухом» и снова победил – 8:0. Но и на этот раз немцы не тронули футболистов.

И лишь 18 августа – через девять дней после «матча смерти» они арестовали Трусевича, Клименко, Комарова, Гончаренко, Кузьменко, Михаила Свиридовского, Михаила Путистина, Владимира Балакина, Федора Тютчева и бросили в Сырецкий лагерь, находившийся по соседству с печально знаменитым Бабьим Яром.

В начале сентябре схватили еще одного футболиста – Николая Коротких.

В заключении они находились почти полгода. За это время ситуация на фронте резко изменилась – войска вермахта несли большие потери, угодили в огромный «котел» под Сталинградом. Оккупанты уже не улыбались, они зверствовали. Немцы и раньше не славились милосердием, а теперь же кровь лилась рекой: одни массовые казни сменяли другие.

24 февраля 1943 года расстреляли трех игроков «Старта» – Трусевича, Клименко, Кузьменко. За что? Может, им припомнили футбол? Или в чем-то заподозрили – в краже ли, в попытке побега? Ответов на эти вопросы нет.

Еще одного футболиста – Коротких оккупанты убили позже. Они узнали, что он когда-то работал в НКВД…

Судьбы остальных игроков «Старта» сложились по-разному. Но все они остались живы. Некоторые из них делились воспоминаниями. Правда, во времена СССР говорили одно, после крушения Союза – другое. Например, Гончаренко утверждал, что немцы вели себя безобразно, устроив настоящую охоту на вратаря Трусевича, однажды ударили его ногой в лицо. Спустя несколько лет ветеран «поправился»: немцы не грубили. И на вратаря никто не нападал.

В 1971 году на киевском стадионе «Динамо», где прошло несколько матчей «сборной СССР» с немцами был установлен памятник – гранитная скала с горельефами четырех игроков. В то время подвиг футболистов был официально утвержден.

Через два десятилетия все изменилось. На Украине и в России стали появляться публикации, в которых матчи с нацистами подавались уже в ином свете. Были и те, кто вообще сомневались: а были ли такие встречи?

Конечно, те игры состоялись. Ведь в украинских музеях хранятся афиши матчей, есть свидетельства очевидцев. Возможно, некоторые из них здравствуют.

И подвиг был!

Футболисты жаждали победить немцев по многим причинам. Во-первых, они, спортсмены, были заряжены на борьбу, хотели доказать свое превосходство. Во-вторых, перед ними был необычный соперник – заносчивый и наглый, чувствовавший себя хозяином на их земле. Это прибавляло киевлянам куража, давало дополнительные силы. И они рвали и метали на поле! Не просто выигрывали у оккупантов – громили их!

Победы киевских футболистов были как бальзам на душу истерзанных жителей Киева в их беспросветной, полной горестей жизни под пятой гитлеровцев.

И последнее. Правильнее сказать, что команда «Старт» не играла с врагами, а воевала с ними. Это был маленький победный фрагмент большой Великой Отечественной войны…
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
44 мнения. Оставьте своё
№1 Stardust63 14 марта 2018 01:46
+30
ЧЕСТЬ и СЛАВА ГЕРОЯМ!!!
№2 Аршин 14 марта 2018 06:05
+6
"... не смогли выбраться из осажденного города."
А может и не собирались выбираться?
"... благо, на хлебозаводе №1 работают ..."
Немцам хлеб пекли значит.
"... команда «Старт» не играла с врагами, а воевала с ними."
Воевали люди на фронте и в тылу, а эти играли в футбол с фашистами. Доигрались ...

P.S. Я наверное в корне не прав, но не принимает моя душа такой героизм и всё тут.Смотрю на нынешнюю укропию и на этих футболистов, и различий не вижу. Интересно а кто посещал оперные театры, кинотеатры, концерты? Наверное те кто тоже "случайно" не смогли выбраться из Киева?
№3 Stardust63 14 марта 2018 08:45
+11
Я не буду утверждать ОСТАЛИСЬ ЛИ после ЗАХВАТА и БОМБЁЖКИ немцами Киева там"живые"ёперные театры,кинотеатры и кто там давал"концерты"помимо"дискотеки"Ганса в Бабьем Яру с крупнокалиберным пулемётом...может это и было.Фотографий такого я не видел.Но было и подполье.Причём работавшее.
А вот здесь же,на политикусе,в прошлом уже году была статья с фотографиями открытых летних кафешек в ПАРИЖЕ,СДАННОГО лягушатничками немцам,с хорошо одетой публикой и проходящими рядом немецкими офицерами.А ещё о быте ТОГО Парижа(мысленно откинув основную линию сюжета)и всей Франции под оккупацией можно увидеть в фильме"Большая прогулка"(1969 г.)с де Фюнесом и Бурвилем в котором французы сами того не хотя ПОКАЗАЛИ КАКАЯ была оккупация у НИХ.В ОТЛИЧИЕ ОТ НАС!
Так шо НЕ НАДО...ЛЯ-ЛЯ!
№4 Аршин 14 марта 2018 10:03
+5
1. Вообще то меня "герои"-лягушатники мало волнуют.
2. Я и без Вас знаю, что подполье было в каждом оккупированном населённом пункте СССР.
3. При чём здесь "Матч смерти"?
Киевляне провели с оккупантами – немецкими и венгерскими командами десять матчей. По другим сведениям их было меньше: восемь. И во всех вышли победителями!
Нет, ну я просто горжусь ими! Нафиг воевать то, мяч погонял, и стал героем!
№5 aviapensioner 14 марта 2018 12:55
+1
Цитата: Аршин

"2. Я и без Вас знаю, что подполье было в каждом оккупированном населённом пункте СССР.
3. При чём здесь "Матч смерти"?
Нет, ну я просто горжусь ими! Нафиг воевать то, мяч погонял, и стал героем!"


Во-превых, подполье было не "в каждом оккупированном населённом пункте".
Во-вторых, на тему этой футбольной команды на основе игроков киевского "Динамо" было достаточно много публикаций от разных источников. Общество "Динамо" организовывалось на базе НКВД и большинство динамовцев, так или иначе, были с этой организацией связаны, в т.ч. и футболисты. Часть игроков "Динамо" были оставлены для подпольной работы в оккупированном Киеве и они входили в состав команды "Старт". В итоге, подпольщики были вычислены и расстреляны. Игра в футбол для этих людей была не основным занятием. Они тоже воевали с оккупантами на отведённом им месте, как бы Вам в это ни не верилось.
№6 Аршин 14 марта 2018 13:20
+5
Да ради Бога, я ведь не Фома неверующий, я просто хочу знать ..., чем именно занимались в подполье те расстрелянные парни и на каких это "отведённом им месте" воевали другие? Ведь как Вы написали "было достаточно много публикаций от разных источников".
№7 aviapensioner 14 марта 2018 19:01
+1
Цитата: Аршин
Да ради Бога, я ведь не Фома неверующий, я просто хочу знать ..., чем именно занимались в подполье те расстрелянные парни и на каких это "отведённом им месте" воевали другие? Ведь как Вы написали "было достаточно много публикаций от разных источников".


А если Вы хотите знать "чем именно", то не надо стучать по клавишам, а ищите материалы по теме, тем более что Вы не Фома не верующий.
№8 1080 mxmx 14 марта 2018 12:12
+1
Своим аршином мерить людей не запретишь.Как автору, так и Вам.Но, говорят, что на каждый плевок в прошлое оно отвечает орудийным залпом.
№9 odnaka 14 марта 2018 01:50
+10
у мужиков явная дистрофия... и они выиграли!
№10 SedIgor 14 марта 2018 02:57
+14
Если бы современные российские футболисты за "еду" играли так от голоду бы померли, а не сморкались бы в 5000 руб. купюры
№11 Побратим Гошан 14 марта 2018 11:06
-1
За подвиг футболистам- память, они так сумели показать, что русские не сдаются!
А вот статья писалась явным общечеловеком: в ней только начало и конец прославляют подвиг, а в середине сплошьретуширование. Вот примеры:
Только вот ценой той победы стала жизнь… Звучит так как будто, жизнь выиграли как будто их в случае проигрыша расстреляли бы.
уже не выглядит столь однозначным. Ну после этих слов. сразу вспоминаю Дочь офицера, шахтера и т.д.
В тот день горожане, как обычно, горячо поддерживали свою команду. Осмелев, позволяли себе даже оскорбительные выкрики в адрес немцев. Те злобно поглядывали на киевлян, приказывали им замолчать, но никаких действий не предпринимали. Это нацисты то? Действий не предпринимали? По данным не полным от городской управы и полиции, после КАЖДОЙ игры с каждым проигрышем расстреляли сначала шестерых, потов тринадцать, следом 29- " Партизанен" особо интересен момент когда полицаи притащили двух мальчишек, которые не заметив предателей. обсуждали будущую победу в футболе " наши запинают фашистов"... Ну это ж никаких действий...
----------
Поживём- Увидим; Доживём- Узнаем; Упрёмся- Разберёмся; Выживу- УЧТУ!!
Кто понял жизнь- тот не спешит, он знает что будет день и будут и черт в ступе и лягушка в супе.
№12 LAP17 14 марта 2018 02:05
+29
Вот это были настоящие советские люди, ГЕРОИ! Стыдно за так называемых спортсменов из России, ползающих с белым полотенцем в серых труселях по олимпиадке и мысленно поющих гимн России - предали своих дедов-героев, позорники.
№13 Аршин 14 марта 2018 07:09
+1
А Вам не кажется, что настоящие советские ГЕРОИ (МУЖЧИНЫ) воевали на фронте или пахали в тылу,а не играли в футбол с фашистами. Настоящие советские ГЕРОИ (МУЖЧИНЫ) брали в руки оружие и шли воевать, а не оставались в осаждённых городах, видимо ждать "у моря погоды".
№14 LAP17 14 марта 2018 08:19
+11
№6 Аршин Се

Источник: https://politikus.ru/articles/105516-match-smerti-russkie-okkupantam-ne-proigryvali-nikogda.html#comment-id-4258881
Politikus.ru

А вам не кажется, что мнгие из тех, кто взял оружие в руки, потом выходил из окружения и попадал именно в Киев, т.к. немецкие войска их отрезали от остального фронта, а Киев еще не был взят. Вот именно это и случилось с футболистами, и с почти миллионной группировкой Сов. войск, которые попали в окружение на Западном и Юго-Западном фронтах в первыей месяцы войны (из-за изменника Родины, Ком. фронта Павлова и его подельников, троцкиста, состоявшего в связи с Гитлеровскими генералами, не выполнившего приказ Ставки Главнокомандующего; расстрелян через месяц после начала ВОВ).
Учите историю, и не будете задавать ... мудрые вопросы.
№15 Аршин 14 марта 2018 10:10
+4
Только вот миллионная группировка в Киеве не осталась мяч гонять, а вынужденно отступила дальше.
Я не могу утверждать, но я не уверен, что кто то из "Матча смерти" был из отступавших.
Вы по Резуну что ли Историю изучали?
№16 John23 14 марта 2018 08:00
+1
Первый раз поставил вам лайк!?
№17 LAP17 14 марта 2018 02:37
+37
Вдогонку. Не знаю, кто такой Валерий Бурт (автор), но если человек пишет о такой знаменитой команде, то надо, хотя бы, поинтересоваться, за что были схвачены и расстреляны ее четверо ведущих игроков. В свое время я читала статью, написанную кем-то из историков по имеющимся документальным материалам. Так вот, они были расстреляны за подпольную деятельность. Они организовали группу сопротивления и вели разведывательную деятельность (причем вся команда в этом участвовала). Данные о количестве и типе частей немцев, переброске жив. силы и техники и т.д. они передавали другим киевским подпольщикам, а те - партизанам и на Большую землю. Потом немцы заслали к киевским подпольщикам провокатора, и тот сдал всю группу киевских подпольщиков, и выдал ее связи с футболистами-подпольщиками. К счастью, он знал только о связях четырех игроков, об остальных он не знал. Их взяли и пытались выбить показания на остальных членов команды, но наши великие футболисты оказались не менее великими и мужественными людьми, и не выдали никого, даже под зверскими пытками. Их расстреляли, конечно. Они умерли, чтобы воскреснуть героями.

Автор как-то стыдливо пишет об аресте и расстреле героев, как будто их случайно арестовали и случайно расстреляли. Так вот, никаких случайностей не было - ребята были подпольщиками, героями, выдержавшими страшные пытки и не сдавшие своих товарищей, и так об этом и надо писать.

А "спортсмены из России" на олимпиадке сдали своих засуженных несправедливо товарищей за медальки, деньги и авто. Эти спортсмены остались живыми, чтобы умереть предателями.
№18 John23 14 марта 2018 08:02
+1
Ещё лайк!?...вы, меня сегодня удивляете...
№19 Ba33y33a 14 марта 2018 09:56
0
Не совсем понял..Посты Людмилы отличаются вменяемостью и взвешенностью.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№20 Tomrider 14 марта 2018 03:14
+7
Вот как по мне, (возможно я субъективен) так из статьи веет неприятным таким сквознячком из окна... нет, пожалуй из форточки Овертона.
№21 Dim 14 марта 2018 05:38
+2
Так же показалось.
"А был ли мальчик... или его не было, а может и девочка..."
№22 geor54-2 14 марта 2018 18:30
-9
Мальчик был.....
из Уренгоя....
наверное он автор статьи...
№23 Atilla 14 марта 2018 04:00
+5
А по мне так я считаю что эти спортсмены были патриотами и сильными личностями. И среди них был лидер за которым шли другие. Ведь так играть по сути под сильнейшим психологическом давлении могут только люди с сильной волей. Такой какая была у нашего генерала Карбышева например. И сегодня я уверен что есть у нас такие люди и их немало только они не пиарятся, не выставляют себя напоказ как например таже Собчак, а занимаются своим делом, но когда настанет день и час ...
№24 Shanovich1943 14 марта 2018 04:34
+2
Дай Бог, чтобы такой час не настал, чтобы ни комуне пришлось доказывать свой патриотизм, всё равно всё переврут, сколько людей, столько мнений, а стадион в Киеве переименовывался ещё как минимум раза четыре, он снова был им.Хрущёва, Динамо, Брежнева, потом снова Динамо, и наконец им.Валерия Лобановского, которое носит по сей день.
----------
Шанович
№25 Heliantus tuberosus 14 марта 2018 11:40
+2
Хрущева и Динамо - разные стадионы
№26 shurikgothic 14 марта 2018 05:09
+2
Кстати, даже гитлер в те то годы не запрещал государственную символику своих соперников!
№27 stass777 14 марта 2018 05:50
+3
Пока побеждал? :)
----------
Миру мир!
№28 ankle 14 марта 2018 09:23
0
http://www.aif.ru/sport/football/match_smerti_podvig_ili_mifhttp://www.aif.ru/sport/football/match_smerti_podvig_ili_mif вот статья аиф с аргументами и фактами как и кого растреляли и за что остались живые
№29 ivanovamariarus 14 марта 2018 09:36
+1
Цитата: Аршин
А Вам не кажется, что настоящие советские ГЕРОИ (МУЖЧИНЫ) воевали на фронте или пахали в тылу,а не играли в футбол с фашистами. Настоящие советские ГЕРОИ (МУЖЧИНЫ) брали в руки оружие и шли воевать, а не оставались в осаждённых городах, видимо ждать "у моря погоды".


На Вас бы посмотреть(. Диванные герои новейшей истории(.
№30 Аршин 14 марта 2018 10:17
+4
Нет, ну Вы реально считаете, воевать с фашистами и выиграть у фашистов в футбол 8-10 матчей это одно и тоже?
№31 Elenaxr911 14 марта 2018 09:43
0
АИФ какого года? В 90е это была такая помойка, что верить тому, что там писали, себя не уважать!!!
№32 Аристарх 14 марта 2018 09:44
0
-Не расстреливайте вратаря!
Постойте бешенные,
Футболистов вдоль стены не выстраивайте.
Пол-Европы на балконах перевешали,
Пол-команды под стеною расстреляете.

А над пустошью, пожарами и криками
Над распятьями, не ставшими иконами
Здесь, где вороны и тучи черноликие
Вы стоите убежденно непреклонные.
Желтизной колючей светят звезды адовы,
Европейские ветра к вам беспощадны.
...А голкиперы, расстрелянные падали,
и пустели все вратарские площадки.
Бесполезно, чтоб бензином обливали-
Эти души несгораемо бессстрашные.
Вспоминайте, как они вам забивали!
Вы зачем их расстреляли, проигравшие?
На полях футбольных-мертвые.
№33 stepnoy 14 марта 2018 10:17
-1
Настоящего расследования о матчах не могло быть никогда ни органами ни советской прессой, официальную версию закрепили фильмом 1962, представлен кадр.
Не могло потому что Бабий Яр появился от стихотворения и мерседеса за него. Пришлось бы выявить что в Б.Яру стояли зенитчики и легко охраняемый лагерь в который возвращали некоторых футболистов, то же на аэроснимках американских для маршрутов бомбардировки румынской нефти.
Война войной а люди только по представлению миллиона ташкенстких бойцов должны были поголовно за них лечь.
№34 Механик 1997 14 марта 2018 10:28
+2
Вот тут точно : Слава Героям!!!
№35 Ioan 14 марта 2018 10:30
+2
Даже в оккупированном фашистами Киеве никто не запрещал киевлянам говорить на их родном, русском языке!
№36 Athwart 14 марта 2018 10:34
+2
Событие неоднозначное - теперь можно крутить и катать, осмысливая его, и так, и этак. Но...
Ребята, причастные до войны к силовым ведомствам СССР, работали на хлебозаводе оккупантов. Факт.
Ребята громили на футбольных полях команды, составленные из представителей оккупантов и украинских коллаборационистов, - факт.
Большая и значимая часть "Старта" спустя короткое время была заключена в лагере. Четверо впоследствии расстреляны. Факт.
При этом жители оккупированного СОВЕТСКОГО Киева, большинство из которых суть невольники оккупантов, испытывали эмоциональный подъём от того, что "наши громили немчуру-фашиков".
Герои? Вольно или невольно. Так или иначе.
Вот и всё. Если очень просто.
№37 ivanovamariarus 14 марта 2018 13:04
0
Цитата: Аршин
Нет, ну Вы реально считаете, воевать с фашистами и выиграть у фашистов в футбол 8-10 матчей это одно и тоже?


Все люди разные по своим психоэмоциональным и физическим возможностям. Все люди разные по своему воспитанию и своим убеждениям. Не побывав в обстоятельствах этих людей,Вы не можете дать объективной оценки,т.к. сами,возможно,вели бы себя намного хуже,исходя из Ваших же критериев.
№38 Г.Ричардович 14 марта 2018 13:44
-1
Вызывают восхищение потомки САРМАТ - когда они глядя в лицо врагам НЕ СГИБАЮТСЯ !!!


Посмотрите на этого неизвестного бойца РОССИИ образца Отечественной войны !!!! Достойный потомок славян..., презрение на немцев... откровенный и большой героизм - возможно до минуты от смерти... applodisment


P.S. Самое обидное, что система Сталинистов была таков, что этого отважного ПРЕДСТАВИТЕЛЯ РОССИИ - если выжил - в СССР посадили бы... не взирая ни на что... даже на то, что в отличии от майданутой массы - он как истинный славянин не сгибался перед этими солдатами нагнувшими всю Европу раком. А представьте как бы вели себя Ягода, Ежов, Берия и другие "выдающиеся" люди в СССР перед этими фашистами... Если Ежов, сразу подписал все что ему предложили, даже содомию взял на себя - взял бы и русско-японскую войну если бы предложили. Вот разница между славянами и жидо-масонами организовашими переворот в Рсссии.
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№39 geor54-2 14 марта 2018 18:31
-5
это снимок перед его расстрелом..
№40 LAP17 15 марта 2018 05:42
0
№38 Г.Ричардович

Источник: https://politikus.ru/articles/105516-match-smerti-russkie-okkupantam-ne-proigryvali-nikogda.html#comment-id-4259061
Politikus.ru

Либерастня не имеет представления о логическом мышлении. Разве защищал бы этот парень строй и Главкома, который ему противен? Разве за ним комисар с пистолетом стоит и заставляет его презирать фашистов? Голову включайте, и почитайте документальные очерки о ВОВ.
№41 Cachalot 14 марта 2018 15:26
+1
Я горжусь нашими футболистами. Они настоящие герои. Но, четыре футболиста - Трусевич, Клименко, Кузьменко и Коротких были расстреляны только через год и совсем не за дела футбольные. Тут большую роль сыграла всплывшая информация о довоенной работе футболиста Коротких в НКВД. Он умер под пытками.
№42 Shanovich1943 14 марта 2018 16:39
0
LAP17
Павлова , командующего Западным фронтом оправдали, просто в то время на кого то нужно было переложить все провалы в обороне, а злопыхателей было в избытке, герой Испании, а ничтожества пресмыкались.
----------
Шанович
№43 LAP17 15 марта 2018 06:11
0
№41 Shanovich1943

Источник: https://politikus.ru/articles/105516-match-smerti-russkie-okkupantam-ne-proigryvali-nikogda.html#comment-id-4259061
Politikus.ru

Кто оправдал, Хрущ на 20-м съезде? Там и бандеровцев оправдали. Почитайте документы. Павлов 1) не выполник несколько приказов Ставки и не подготовил войска к возможной войне за 6 мес., 3 мес. и 1 месяц до начала войны, наоборот, отправил в тыл на ремонт технику, не завез бензин для самолетов и т.д., поэтому в 1-ый день войны наши самолеты просто не могли взлететь - не было горючки, и были уничтожены на аэродромах, 2) непосредственно 21 июня 1941 г вечером (не помню время) ставка отдала приказ всем не покидать расположение частей и привести все силы в состояние боеготовности, включая технику, заправить самолеты и танки горючим и т.д. Павлов не просто не выполнил приказ - он раздешил увольнения, технику не заправил даже тем горючим, что было, и т.д.
Сталин не зря сажал генералитет перед войной - в войсках был заговор против него, а Блюхер, например, находился в контакте с Германским Генштабом, пытаясь выторговать условия получше, если они (он со товарищи) луквидируют Сталина и сдадут СССР Гитлеру. Взяли тогда около 1200 высшего ком-состава, просеяли через решето, большинство выпустили, несколько десятков посадили, 18 расстреляли. Конечно, многие остались на свободе, включая Павлова - не удалось собрать улики. Если бы не Павлов, то наши удержали бы фронт в 41 г, т.к. армии, державшие Белорусский ТВД, не отступали до того момента, пока прорвавшиеся через Павлова армия Гудериана не зашла им в тыл, и не окружила 2 армии, которые потом с боями выходили к Киеву. Не было бы ужаса, который творился в Брестской крепости и т.д. Ни соколы Берии, ни Белорусские армии, ни Балтийская эскасра не были застигнуты врасплох 22 июня, а на некот. участках они даже перешли в наступление и перешли границу на территирию Польши. Соколы Берии (4 дивизии НКВД, одна была в Брестской крепости) - 3 дивизии - полегли все, но не пропустили немцев даже через линию границы (все войска НКВД отвечали за границу), дивизия в Брестской крепости держалась 3 месяца. А вот Павлов был разгромлен, и из-а открытого южного фланга должны были отступать армии, отразившие немцев в Белоруссии (не помню назв. фронтов и номера армий сейчас). Из-за этой мрази - Павлова и его подельников (там он не один был) мы потом отступали аж до Сталинграда и до Майкопа. Ведь он не просто подставил остальных - на его аэродромах было уничтожено 2/3 всех истребителей СССР, танки без горючего приходилось просто подрывать, орудия без боекомплекта - тоже. МЫ ВЫНУЖДЕНЫ БЫЛИ СДАТЬ 3 ЛИНИИ ОБОРОНЫ - ВСЕ! - сотни километров укрепрайонов с запасами всего вообще в них - их приходилось взрывать перед отступлением. Потери были страшные из-за этих мразей. В окружение попало около 1.2 млн советских воинов!

Какие провалы? Ставка готовила СССР к войне (почитайте документы), и если бы не ячейка Павловских изменников, оголившая огромный участок фронта около 600 км и фактически без сопротивления отступавшая и подставившая два других фронта, СССР бы воевал на чужой территории. Учите историю ВОВ по документам, а не по либерастным опусам, написанным такими же мразями, как и Павлов, сдавшими страну в 91 г.
№44 Shanovich1943 15 марта 2018 07:26
0
LAP17
Вы зря оскорбляете многих уважаемых людей, не охота сейчас копаться и искать, многое на даче, просто людям не давали инициативы делать ,что то, чтобы не обвинили в трусости и панике, что могло навлечь беду даже на штабы.
История девка изменчивая, а если её ещё пытаются скрыть.
----------
Шанович