Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16395 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

СССР и западные санкции

СССР и западные санкции

Экономические санкции как явление, зародившееся в XX в., представляют собой распространённый инструмент, применяемый в геополитике странами или блоками стран с целью повлиять на оппонентов, проводящих самостоятельный политический курс. Исходя из принципа взаимоувязанности национальных рынков и господства международного разделении труда, санкции позволяют в определённых случаях внести дисбалансы в экономическое развитие тех или иных стран, заставляя их правительства идти на политические уступки. Кроме того, санкции дают возможность странам добиться реализации своих целей без затратного примирения вооружённых сил.

Экономические санкции, введённые странами Запада в 2014–2015 гг. против России, не являются для нашей истории чем-то новым и неизведанным. Ранее Европа и Америка неоднократно пытались повлиять на политику СССР через применения различного рода экономических и политических ограничений. Фактически, капиталистические страны вели против Советского Союза перманентную экономическую войну.

Впрочем, стоит отметить, что в силу большей устойчивости и самодостаточности экономики СССР в виду её меньшей зависимости от внешней конъюнктуры, риски, связанные с санкциями, для нашей страны были невысоки.

Экономическую агрессию в отношении Советской России страны Запада стали проявлять сразу после событий 1917 г. К наиболее масштабным примерам применения санкций против СССР можно отнести следующее.

1) Сразу после Октябрьской революции странами Антанты в ответ на отказ советской власти от выплат по долгам Российской Империи и национализаций предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, были введены торговая и морская блокада. Блокада была снята в 1920 г. в связи с изменившейся в пользу РСФСР ситуации на фронтах Гражданской войны.

Последствия: Объём внешней торговли РСФСР сильно упал почти до нуля. В 1919 г. оборот составил 14,4 млн. руб. Для сравнения, в 1913 г. этот показатель равнялся 12,6 млрд. руб.

2) «Золотая блокада» относится уже к послевоенному времени. Она была введена Европой и США в ответ на решение РСФСР о монополизации внешней торговли. С 1925 г. эти страны перестали принимать у СССР золото в качестве оплаты импортного оборудования и технологий, требуя у советской власти расплачиваться нефтью, зерном и лесом. В 1930 г. в качестве «валюты» внешнеторговые партнёры стали принимать только зерно. Вплоть до 1934 г. Советский Союз не мог расплачиваться золотом. Исключения составляли лишь золотые монеты, произведённые в Российской Империи.

Приблизительно в те же годы Запад объявил Советскому Союзу кредитную блокаду. Такая форма воздействия заключалась в отказе от кредитования советской экономики или предоставлении кредита на невыгодных условиях. Поводом для их введения стал всё тот же отказ советской власти от наследования долгов и обязательств царского правительства. Кредитная блокада применялась неоднократно, в том числе и после Второй мировой войны. Однако уже в 1960-е годы кредитные связи СССР и стран соцлагеря с капиталистическим миром стали стремительно развиваться.

Санкции против «советского демпинга» были введены 1930-е годы Правительство США обвинило СССР в умышленном занижении цены на некоторые товары, а также в использовании труда заключённых в производстве. Специальные пошлины и ограничения были введены в отношении таких товаров, ввозимых из СССР, как спички, асбест, марганец, пиломатериалы. К санкциям присоединились Франция и Великобритания.

Последствия: В 1930 г. объёмы внешнеторгового борота достигли максимума в 9,1 млрд. руб., после чего начался спад, как по импорту, так и по экспорту. Причиной тому стала эффективная реализация программы социалистической индустриализации. И реального импортозамещения. В предвоенные годы доля импорта в удовлетворении внутренних потребностей СССР как по средствам производства, так и по потребительским товарам, упала до уровня около 2%.

3) В послевоенные годы США ограничили экспорт оборудования и вооружений в страны соцлагеря, приняв акт об экспортном контроле. Несмотря на давление США, европейские страны не присоединились к санкциям. Ограничения был фактически сняты в 1970-е годы.

В 1949 году США, Великобритания, Канада, Франция, ФРГ, Австралия, Япония и др., объединились в Координационный комитет по экспортному контролю (КОКОМ), который на протяжении десятилетий составлял перечни «стратегических» товаров и технологий, не подлежащих экспорту в страны соцлагеря. Организация была упразднена лишь в 1994 г.

Последствия: Влияние данных ограничений на экономику СССР были весьма ограниченными. Советский Союз сумел обходить ряд ограничений и запретов на торговлю со странами Запада. Кроме того, общая зависимость от экспорта и импорта страны в послевоенные годы оставалась низкой, а значительно расширившийся лагерь дружественных стран давал возможность компенсировать некоторые важные поставки, недоступные из-за санкций.

4) В 1974 г. в США была принята Поправка Джексона-Вэника. Эта дискриминационная мера означала отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение государственных кредитов и кредитных гарантий. Поправка была направлена против стран, которые, по мнению США, ограничивали свободу эмиграции своих граждан. С 1989 г. на действие поправки в отношении СССР был наложен мораторий. Полностью мера была отменена лишь в 2012 г.

В первой половине 1980-х годов американские власти издали приказ об использовании экономических мер воздействия на экономику СССР в ответ на введения советских войск в Афганистан. Кроме того, правительство Рейгана попыталось воспрепятствовать строительству газопровода Уренгой–Помары–Ужгород, оказывая давление на участвовавшие в проекте европейские банки и компании. Европа в лице Франции и ФРГ продолжила сотрудничество с Советским Союзом, и проект был успешно завершён в 1982 г.

Последствия: В связи с четырёхкратным ростом цен на нефть в середине 1970-х СССР стал наращивать экспорт энергоресурсов. В результате возросла зависимость страны от экспорта и, как следствие, от мировой конъюнктуры сырьевых рынков. В этих условиях внешние санкции стали более чувствительными для советской экономики. В частности, страны Запада ограничили поставки СССР труб большого диаметра, которые не производились в стране, но были необходимы для строительства газо- и нефтепроводов.

В дальнейшем резкое снижение мировых цен на нефть привело к стремительно сокращению валютной выручки СССР, что стало причиной появления дисбалансов в бюджете страны.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
31 мнение. Оставьте своё
№1 Тесленко_Андрей 27 июля 2017 03:33
+20
То что против СССР не раз вводились санкции знают все, но в СССР у элит не было активов и имущества на западе, поэтому сравнивать санкции против СССР и против России не корректно
№2 Servik 27 июля 2017 05:23
+12
Вообще, сравнивать великую страну - СССР с современной Россией очень не корректно. Как и с Российской империей, где почти вся элита говорила хоть и не на русском языке, но патриотами были настоящими, не современными со счетами и детями за границей, а не на Родине и по большей части воспринимающих Россию только, как средство для обогащения.
№3 Bizones 27 июля 2017 06:43
+16
Про Российскую Империю доставило... Такая же продажная "элита" была и в Российской Империи, не питайте иллюзий! Нельзя быть патриотом и ненавидеть собственный язык и собственный народ! И деньги тоже держали за границей и детишек точно также вывозили в Ландоны и Парыжы на учёбу или нанимали гувернёров и учителей французов, немцев, англичан. А потом, когда народ поднимался, быстренько бежали из России или призывали на помощь всякие Антанты...
№4 Servik 27 июля 2017 06:56
+1
Гнилость товара определяется количеством этой гнили на весь объём, а не по отдельным кускам от всего целого.
Вы, я как понимаю, больше склонны видеть во всём только плохое. Если бы в Российской империи вся элита была такой, как вам хочется видеть, мы бы с вами вряд ли сейчас разговаривали и тем более на русском языке.
А если моё высказывание доставило вам (не знаю правда чего), я не жадный, кушайте, не обляпайтесь.
№5 Герасимова 27 июля 2017 07:54
+4
Пусть длятся санкции как можно дольше, чтобы меньше ворованного "элиты" переправили за бугор.
№6 absinth 27 июля 2017 10:09
0
Думаю, тут непрямая зависимость. Например выводится вполне легально средства, идущие на закупку американской макулатуры миллиардами долларов. И санкции этому не помеха.
№7 mastodont 27 июля 2017 09:02
+3
Вы совершенно необоснованно идеализируете элиту поздней Российской Империи. Уже с конца царствования Александра III-го, с приходом в Министерство С.Ю. Витте, власть в России стала становиться всё более олигархической. Слабый царь Николай ничего с этим поделать не мог, да даже, видимо, это его и не смущало. И что ему, прикажете, было делать, если в числе оных фигурировали Великие князья? ("Какой не есть, а всё ж родня"). Олигархическая форма правления привела Россию к катастрофе. Сейчас, после того, как либерастические демагоги,свергнув Советскую власть, они вновь привели к власти олигархат. И вновь поставили Россию на край гибели. Сумеет ли Путин не повторить ошибок Николая, - большой вопрос.
№8 Servik 27 июля 2017 09:19
+3
Я совершенно не идеализирую царскую элиту, историю хорошо знаю и иллюзий не питаю.
Но писал про неё для сравнения с современной нашей "элитой", потому как, по моему глубокому убеждению, большая часть, если не почти все готовы смотаться за бугор при малейшем шуме и к этому у них всё готово. Вот в этом и есть разница между современной и той (если так можно выразиться) верхушкой общества. Повторюсь, наши "аристократы" рассматривают Россию только, как средство для обогащения.
№9 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:28
+1
наши "аристократы" рассматривают Россию только, как средство для обогащения.
Этимологический аристократия - это часть общества ведущая её к высшим идеалам. А то что вы имеете ввиду это - бомонд или часть общества которую Толстой называл "высшее общество", которые жили в страшно отрыве от реальности и в котором персонажи вроде Бетси Тверская были в уважении.
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№10 realman 27 июля 2017 11:27
+1
Цитата: Г.Ричардович
Этимологический аристократия - это часть общества ведущая её к высшим идеалам.

Ну, как бе, вы лукавите, как всегда. Этимологически, аристократия - господство лучших. Так называла себя некая привилегированная группа господ, передававших власть по родовому признаку при рабовладельческом и феодальном строе, с переходом в капиталистический.
№11 Герасимова 27 июля 2017 19:50
0
Все российские цари брали себе в жёны немок, австричек и прочих. Так откуда взяться волнению за страну, если вся родня забугорники? А как говорят: муж и жена - одна сатана, или голова - муж, а жена шея, как шея повернёт так и будет. так командовала горбачёвская Райка....
№12 mastodont 27 июля 2017 09:30
+2
У олигарха также, как у пролетария, нет отечества. Будь он подданный Российской Империи или постсоветский гражданин. В этом они, тогдашние и нынешние олигархи, одинаковы.
№13 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:34
0
Сумеет ли Путин не повторить ошибок Николая, - большой вопрос
тоже об этом думал... Но он совмещает в себе мягкость Николая-2 и жесткость Николая-1, который для достижения интересов России вешал всех и мужчин и женщин... т.е. жалости не знал не к кому. Хорошо показали момент страха перед ним в фильме: "Монах и бес" когда все разом упали ниц перед ним...
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№14 Бусинка 27 июля 2017 09:07
0
да прав он в чё то ,именно те элиты и просрали Царскую Россию ,и те же в 90х ,..
№15 С Марса 27 июля 2017 12:37
0
Цитата: Servik
Если бы в Российской империи вся элита была такой, как вам хочется видеть, мы бы с вами вряд ли сейчас разговаривали и тем более на русском языке.


Если бы не СССР, Вас бы сейчас не было ни на каком языке.

И не большевики и даже не временное правительство ПРОСРАЛО свою ИМПЕРИЮ.

Свою империю может просрать только император, с его аристократией.
№16 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:31
+1
Такая же продажная "элита" была и в Российской Империи, не питайте иллюзий!
Согласен с вами. Николай-2 лично приходилось вмешиваться, когда его родственники пользуясь велико-княжеским происхождением лоббировали те или иные гос.проекты чтобы качать из бюджета деньги... т.е. коррупция на лицо. (коррупция это не только когда "берут на лапу" коррупция это так же личная трагедия человека потеря высших ценностей и разложение общества, когда народ теряет единство ради наживы и выгоды, в принципе почему и пали все великие империи)
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№17 realman 27 июля 2017 11:43
+1
Цитата: Г.Ричардович
коррупция это так же личная трагедия человека потеря высших ценностей

С вашего позволения, сохранил себе в закладки. Долго плакал над этой трагедией. Как представил страдания госпожи Васильевой, перечтя её избранную поэзию, сразу в слезы.
№18 С Марса 27 июля 2017 12:38
0
Цитата: Г.Ричардович
коррупция это так же личная трагедия человека потеря высших ценностей и разложение общества, когда народ теряет единство ради наживы и выгоды


Это не теряют, от этого отказываются по идеологическим соображениям.

Когда собираются в капитализм и не важно откуда из феодализма или из социализма.

№19 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:23
0
В России были и западники и славянофилы.
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№20 фрейфе 27 июля 2017 06:42
0
И добавить к коментам нечего. Россия сейчас играет в лохотрон с пиндосией. Как скоро она (они, он) это поймут, тем быстрее будет прогресс в экономике. Отделение финансов Россиии от пиндосии - вот первая задачи на ближайшую пятилетку.
----------
РОДИНА. Пусть кричат уродина, а она мне нравится. Для меня она красавица!!!
№21 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:56
0
Отделение финансов Россиии от пиндосии - вот первая задачи на ближайшую пятилетку.
На мой взгляд США живы благодаря гос.долгу перед Китаем, да и Россия держит свои финансы там же.. Хотя если рухнет США рухнет мировая экономика и тогда точно начнется страшная мировая война..., которая никому не нужна
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№22 Бывший оптимист 27 июля 2017 06:43
+1
В правительстве график бы повесить.
№23 Китайский пионэр 27 июля 2017 08:18
+5
Да, полностью согласен почти со всеми комментирующими! Нашей огромной и богатой стране страшны не санкции, просто нет в природе таких санкций, которые могли бы реально убить нашу экономику не повредив сильно экономики стран введших эти санкции. А вот внутренняя, зажравшаяся элитка, родом из смутных 90-х, со своими наворованными деньгами и пытающаяся вылезти по выше административная номенклатура, сильно портят жизнь России! Я не шариков и не предлагаю "всё отнять и поделить"(с), но пора бы уже и совесть иметь, всё ни как не нажрутся дармоеды!!! И самое страшное, что большенство выращивают из своих отпрысков себе подобных, способных только в потреблядству, воровству и взяткам!!! Да и правительство либерастов уже начинает утомлять!!! Деньги в стране есть, за I полугодие полугодие положительный баланс бюджета, излишки почти пол триллиона рублей!!! И эти делопуты радостно отнесли денюжки "партнерам"!!! Я не призываю к революции, но уже пора что то менять, после кризиса прошло 10 лет, а Россия даже не приблизилась к до кризисному уровню!!!
----------
"Создадим себе трудности, что бы потом их героически преодолеть!!!"
№24 ZBst 27 июля 2017 09:08
+1
Цитата: Servik
Вообще, сравнивать великую страну - СССР с современной Россией очень не корректно. Как и с Российской империей, где почти вся элита говорила хоть и не на русском языке, но патриотами были настоящими, не современными со счетами и детями за границей, а не на Родине и по большей части воспринимающих Россию только, как средство для обогащения.

Ага. Вся элита патриоты. Князь Константин, брат Николая, командующий армией 10 месяцев в году жил во Франции. То то они все патриотично в Париж ломанулись в 1917.
№25 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:59
0
ломанулись в конце гражданской войны... а в России продолжалась уничтожение людей например в 1921 году Тамбовское восстание... их некому было защитить... В принципе революция нужна была или гос.переворот нужен был только на верхах... народ особенно деревни нельзя было трогать и вот тогда страна бы процветала без голода и всего такого...
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№26 Бусинка 27 июля 2017 09:19
+3
снижение внутренних цен на бензин солярку газ ,..и тарифов на электро энергию ,.разве не стимул для бизнеса ?тем более в таких условиях , или я не понимаю как и большинство че го то ,что нам говорит правительство? ну ведь абсурдным выглядит то что ,нефть газ качаем продаём а цены внутри ни чуть не меньше если бы мы покупали ,.
№27 Г.Ричардович 27 июля 2017 10:07
+3
снижение внутренних цен на бензин солярку газ


Тоже думал об этом. На ютюб есть видео где ВВП говорит о "ценах на бензин" в частности сказал:
Можно об этом говорить. В США как и у нас цены - правда там доходы высокие. Государство в США не получает налог с бензина.
В Европе - цены ровно в два раза дороже чем у нас. ???
На Б.Востоке цены бросовые... но зато у них недостаточно ресурсов для их освоения...

У меня остался неприятный холодный осадок - что сравнивать с Европой где - доходы не в 2 раза больше, а наверное в 10 раз !!! Если брать Германию где безработные наверное получают
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№28 absinth 27 июля 2017 10:15
0
В той же Греции средня зп в три раза больше чем у нас. При этом живут припеваючи, еще и сиесту себе устраивают с 2 до 5 спят. Про остальную Европу я вообще молчу.
№29 Г.Ричардович 27 июля 2017 09:41
+1
Как известно в обществе 6% бизнесменов способных организовать людей возле себя и приносить прибыль. Именно на этом основан любой бизнес. Т.е. организация - прибыль и достаток работающих. (эксплуатация это понятие чисто моральное, т.к. до революции было 150 выходных дней в России 52 воскрес. и 96 ц.празднечных а при СССР 52 воскр. и 13 праздничных т.е. эксплуатация на лицо.. но щас не об этом)
На капитал закупают оборудование и обучают специалистов и т.д.
Хорошо показан пример бизнесмена в "Вишневый сад" Лопахин говорит Раевской: "Ваш брат называет меня кулаком, ... но я решительно на него не обижаюсь" Ошибка Ленина была в том, что он думал уничтожив генетических т.е. имеющих призвание - на назначенцев решить в государстве в свою пользу. Но увы - если человек не в 6% это невозможным оказалось. Поэтому уже в следующие годы - КГБ искало в обществе этих 6% и выдвигало их. Как в принципе и в 90-е годы их выдвинули в олигархи, чтобы поднять экономику (они имели дар или талант организовать вокруг себя людей) И чтобы в наше время РФ способна была (за какие-то 20 лет) защищать на дальних рубежах свои интересы например, в Сирии....

P.S. В результате коллективизации наиболее работоспособная масса здоровых и молодых крестьян бежала в города. Кроме того, около 2 млн крестьян, попавших под раскулачивание, были выселены в отдаленные районы страны. Поэтому к началу весенней посевной 1932 года деревня подошла с серьезным недостатком тягловой силы и резко ухудшившимся качеством трудовых ресурсов. В итоге поля, засеянные хлебами в 1932 году на Украине, на Северном Кавказе и в других районах, зарастали сорняками. Согласно исследованиям доктора исторических наук В. Кашина, в ряде регионов РСФСР и, в частности, в Поволжье массовый голод был создан искусственно и возник «не из-за сплошной коллективизации, а в результате принудительных сталинских хлебозаготовок». Данное мнение подтверждают очевидцы событий, говоря о причинах трагедии: «Голод был потому, что хлеб сдали», «весь, до зерна, под метелку государству вывезли», «хлебозаготовками нас мучили», «продразвёрстка была, весь хлеб отняли». Сёла были ослаблены раскулачиванием и массовой коллективизацией, лишившись тысяч репрессированных хлеборобов-единоличников. В Поволжье комиссия ЦК ВКП(б) по вопросам хлебозаготовок во главе с секретарем ЦК партии П. П. Постышевым постановила изъять запасы хлеба у единоличников и хлеб, заработанный работниками колхоза. Под угрозой репрессий председатели колхозов и руководители сельских администраций были вынуждены сдать практически весь произведенный и имеющийся в запасах хлеб. Это лишило регион запасов продовольствия и привело к массовому голоду. Аналогичные меры были приняты В. М. Молотовым и Л. М. Кагановичем на Украине и Северном Кавказе, что вызвало соответствующие последствия — голод и массовую смертность среди населения
P.P.S. И еще это наша история - а свою историю надо любить... Просто делать правильные выводы и не повторять ошибок и не наступать на грабли как в Киеве каждый раз очередной Майдан... уже 25 лет подряд не история, а Майдан какой-то
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№30 С Марса 27 июля 2017 12:49
0
Цитата: Г.Ричардович
Как известно в обществе 6% бизнесменов способных организовать людей возле себя и приносить прибыль. Именно на этом основан любой бизнес. Т.е. организация - прибыль и достаток работающих. (эксплуатация это понятие чисто моральное, т.к. до революции было 150 выходных дней в России 52 воскрес. и 96 ц.празднечных а при СССР 52 воскр. и 13 праздничных т.е. эксплуатация на лицо.. но щас не об этом)


Врет как солженицын и не краснеет.

Прибыль к работающему отношения не имеет вообще. Зарплата работающего вычитается из прибыли. Это даже понятия разные.
Прибыль имеет хозяин. Даже не директор.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ
использование, извлечение выгод из к.-н. предприятия, из чужого труда.


И что тут морального????? Голая экономика.

Т.е. Вы подыхаете в 30 лет на моем руднике, на праздник. А я извлекаю и из этого тоже прибыль, себе. И даже переживать по этому поводу не буду. А чего. Лишь бы не сдох после аванса.

Ах да к слову.

ф
№31 С Марса 27 июля 2017 12:55
+1
Цитата: Г.Ричардович
На капитал закупают оборудование и обучают специалистов и т.д.
Хорошо показан пример бизнесмена в "Вишневый сад" Лопахин говорит Раевской: "Ваш брат называет меня кулаком, ... но я решительно на него не обижаюсь"


Ваш комментарий не только лжив, он еще и бессвязен.

Кулаки ездили по деревням и всё скупали по дешёвке для перепродажи. Они также занимались ростовщичеством, чем держали крестьян в кабале. Кулаки личную наживу ставили превыше других ценностей жизни.

Вместе с этим появлялись "хозяйственные мужики", у которых за счет интенсивного труда появлялись лишние деньги. На эти деньги стало возможным нанимать для работы односельчан, развивать производство. Видя прибыльность "кулацких операций" (ростовщичество), они тоже прибегали к таким операциям.


Кулак - это ростовщик и(или) посредник, а не зажиточный трудяга.

"Кулацкие элементы", грабившие односельчан, противопоставлялись в аграрной литературе зажиточным крестьянам, которые «трудятся на земле, занимаются сами землей». Земельный зажиточный крестьянин "строит свое благополучие не на нужде других, а строит его на собственном труде..., расширяет свое хозяйство не с целью наживы только, работает до устали, недосыпает, недоедает. У такого земельного мужика никогда не бывает такого брюха, как у настоящего кулака


А Вы вот не пойму право, то ли врун, то ли неуч.