Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16105 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Лайфхак 23-04-2024 Лайфхак

29 марта 1611 года поднято восстание против польского гарнизона, стоявшего в столице

29 марта 1611 года поднято восстание против польского гарнизона, стоявшего в столице
Василий Нестеренко «Избавление от Смуты» (фрагмент)

В Москву поляки и литовцы вошли после заключения «Семибоярщины» предательского договора с гетманом Станиславом Жолкевским, согласно которому на русский престол должен был взойти царевич Владислав, сын польского короля Сигизмунда III.

В конце 1610 года в Москве находилось около семи тысяч поляков, литовцев и европейских наемников. При военном гарнизоне присутствовали и гражданские лица – прислуга и женщины «с пониженной социальной ответственностью».

Гарнизоном командовал Александр Гонсевский. Интервенты вели себя бесцеремонно по отношению к горожанам и московским святыням, известен случай, когда пьяный польский часовой стрелял в икону Никольских ворот Кремля. Для москвичей ввели комендантский час, запретили ночью перемещаться по городу и запретили носить оружие.

Сложившееся положение было совершенно неприемлемо, духовный лидер нации патриарх Гермоген с декабря 1610 года активно рассылал воззвания к сынам России, в которых призывал встать на защиту Отечества и Православия.

Призыв Патриарха был услышан, под Рязанью воевода Прокопий Ляпунов стал собирать ополчение.

В ряды Первого ополчения входили представители всех сословий: бояре и дворяне, стрельцы и казаки, горожане и крепостные крестьяне. Собирая все силы для освобождения занятой врагом русской столицы, Ляпунов стремился подготовить антипольское восстание в самой Москве, успех которого, в случае поддержки земскими полками, привел бы к очищению столицы от врага.

В дневниковых записях поляка Мартына Стадницкого сохранились наблюдения о событиях того времени:

«В столицу сходились из деревень и местечек люди, под предлогом искания защиты, тайно принося с собой оружие; приходили и солдаты Ляпунова, тайно переодевшись в городское платье; их никто не узнавал, так как они смешивались с городской чернью».

По свидетельству того же очевидца, узнав о планах Ляпунова, москвичи «стали искать поводов к ссоре с польским гарнизоном». И повод вскоре был найден. Вот как об этих событиях пишет историк Сергей Соловьев:

«…Вторник начался тихо, москвичи ничего не предпринимали, купцы спокойно отперли лавки в Китае-городе и торговали. В это время Николай Казаковский на рынке начал принуждать извозчиков, чтобы шли помогать полякам тащить пушки на башню. Извозчики не согласились и начали спор, крик; тогда осьмитысячный отряд немецкий, пришедший при Клушине к полякам и находившийся теперь в Кремле, думая, что началось народное восстание, ринулся на толпу и стал бить русских; поляки последовали примеру немцев, и началась страшная резня безоружного народа…»

Жестокость интервентов не знала предела. Предатели бояре помогали врагу советом и делом.

Михаил Салтыков руководил боем с повстанцами в том месте, где располагалось его подворье. Когда москвичи стали одолевать, боярин велел холопам сжечь дом, чтобы нажитое им богатство не досталось никому. Вслед за Салтыковым Гонсевский велел поджечь весь город.

В течение трех дней Москва полностью выгорела, множество людей погибло в огне, оставшиеся в живых оказались без крова, на морозе, что также стало причиной гибели тысяч людей. Общее количество погибших москвичей составило 6-7 тысяч человек.

Восстание в столице было преждевременным. Передовые силы Земского ополчения уже прибыли в окрестности столицы. Им пришлось вступить в бой до подхода главных сил, и они были разбиты поляками.

Поход Первого ополчения во главе с Прокопием Ляпуновым не имел желаемого результата, но создал условия для дальнейших мер, которые через малое время последовали за событиями 1611 года. В Новгороде уже собиралось Второе Народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским, которое впоследствии закончит дело освобождения России.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
34 мнения. Оставьте своё
№1 mishakolotygin 30 марта 2017 03:05
+6
Вернуться бы в то время и задушить этих бояр руками. Хорошо написано, я прямо представил как иноземцы принуждают наших ехать с подводами тащить их пушки на башни.
----------
Не хотите обогащать корпорации, а пить - курить охота? Посадите табак и настаивайте бражку!
№2 alexkras 30 марта 2017 06:49
+20
Цитата: mishakolotygin
Вернуться бы в то время и задушить этих бояр руками

Может лучше нынешних кудриныхгрефовдворковиейсилуановыхфридманых?
№3 S3H 30 марта 2017 08:41
+2
В 1917 тоже думали, что все бояре одинаковы.
Результат:
Сикорский бежал в Америку, Зворыкин бежал в Америку, Северский бежал в Америку, Картвели бежал в Америку, Корвин-Круковский бежал в Америку, Юркевич бежал в Америку.

Задайтесь вопросом почему у американцев были самые лучшие самолеты и почему они первыми освоили телевидение, а потом эти технологии продавали нам же?

Может все же не всех?

ПыСы.
Насчет кудриныхгрефовдворковиейсилуановыхфридманых согласен. Ибо время показать гениальность у них было, но кроме раздувания щек ничего выдать не смогли.
№4 ledygavrosh 30 марта 2017 09:50
+3
Бояре, как и остальные - люди, одинаковыми быть не могут. "Ярые" бывают разные. Опознаются они по делам их. Торгаш - продаст по сходной цене, затем за своё "добро" удавится. Государевы люди - за родную землю радеть будут: "Я мзду - не беру, мне за Державу обидно"
Американцы с "их" технологии. facepalm Воруют или приманивают к себе тех, кто "несёт" "золотые яйца".
Символику вспомните.
Орлы летают высоко. Разные "орлы" и "полёт" у них разный.
Сокол и гриф.
Благородство и падальщик.
№5 karatek 30 марта 2017 12:46
0
почему они первыми освоили телевидение, а потом эти технологии продавали нам же?

Источник: https://politikus.ru/articles/92588-29-marta-1611-goda-podnyato-vosstanie-protiv-polskogo-garnizona-stoyavshego-v-stolice.html
Politikus.ru

Дело не в данных дворянах, а в управлении процесса разработки.
Чего не отнять у американцев, так это умение развить проект до стадии продаж.

вот например (не моё):

Первым человеком, поднявшимся в воздух на вертолёте, был французский производитель велосипедов Поль Корню (Paul Cornu). 13 ноября 1907 он построил вертолёт, поднявший его вертикально в воздух на высоту 50 см и провисевший в воздухе 20 секунд. Но и этот вертолёт был плохо управляемым.

Могу еще пример кинуть из современных:
Игра СТАЛКЕР
Разработчики с Украины. Идея прекрасная, программисты есть. Однако до коммерческого проекта никак не получалось довести. Наняли менеджера из США. В результате мы поиграли в эту прекрасную игру, и что самое важное, эта игра дала точек целой серии книг (я прочитал наверное все из них)
№6 Дементий 30 марта 2017 09:38
0
Может лучше нынешних кудриныхгрефовдворковиейсилуановыхфридманых?
__________
Точно!!! avtomat avtomat к едрене-фене и, конфисковать ВСЁ имущество! winked
№7 Oldi 30 марта 2017 09:47
+4
Эти бояре ассоциируются с ЕБНовщиной, разными Чубайсами,Гайдарами,Бурбулисами и.т.д.
№8 Dimmer 30 марта 2017 14:05
0
У нас сейчас этих бояр, по всей стране душить не передушить, элиты мать его пере мать.
№9 Викторук Николай 30 марта 2017 05:16
+7
Продажность элит , всегда помогало нашим "партнерам". Сколько раз они используют один и тот же способ. Может пора закрыть эту возможность?
№10 Прохожий 30 марта 2017 06:28
+2
Позвольте уточнить ваше высказывание, уважаемый Викторук Николай.
Продажны не все наши элиты, а олигархат, который по своей природе не может быть патриотичным.
"Закрыть возможность" олигархату продавать невозможно - это их основной и единственный способ существования.
Разве что только уничтожить возможность их возникновения.
№11 Викторук Николай 30 марта 2017 07:17
+5
в моем Коментарии нет утверждения что все продажны, а есть утверждение что всю нашу историю находятся группа элит имеющих властные полномочия ,при этом они всегда прозападники ,и наносят удар в самый тяжёлый момент для страны
№12 ledygavrosh 30 марта 2017 10:33
+2
Общественная собственность на средства производства с общинным способом ведения хозяйства и раздела общего добра на части: от каждого по способности, каждому - по труду.
№13 vadim 100 30 марта 2017 05:54
+4
Ополчение собиралось в НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ, а не в Новгороде, не плохо бы автору историю почитать
№14 Прохожий 30 марта 2017 06:10
+2
Соглашусь с Вами, уважаемый vadim 100.
Подобная небрежность и путаница в русских городах, где происходили исторически важные события нашей страны, просто недопустимы.
№15 TILZ 30 марта 2017 06:21
+5
Бояре... всегда хватало предателей! А Ляхи просто так здесь были??? Запомнить всем!!! Они нас ненавидели всегда! И Катынь тут нипричем.
№16 Прохожий 30 марта 2017 06:42
+4
Ну, уж не все ляхи и не всегда ненавидели нас.
Классический пример, польский поэт Адам Мицкевич был в очень тёплых дружеских отношениях с Александром Пушкиным. Таких исторических примеров можно набрать много. А на бытовом уровне - и подавно.

В Польше проходит бессрочная акция польско-российской дружбы «Боремся с русофобией!». Правда, это инициатива идёт снизу, из народа, и не пользующаяся поддержкой официальных СМИ.
Группы и коллективы в Польше, поддерживающие акцию, вынуждены действовать, преимущественно, в соцсетях. В «Фейсбуке» действует группа «Польско-российская дружба», «Бессмертный полк в Польше», «Польско-российское братство» и др.

Так что лучше воздержаться от огульных фраз, типа "ляхи нас ненавидят и ненавидели всегда".
№17 SerVal-2 30 марта 2017 07:37
+1
Цитата: Прохожий
польский поэт Адам Мицкевич был в очень тёплых дружеских отношениях с Александром Пушкиным

Я бы их отношения дружескими не назвал. А уж после личной встречи, Мицкевич перестал разговаривать с Пушкиным вообще.

К тому же, Мицкевичу была известна фраза Пушкина:"Здорово мы задали этим полячишкам..". Это после подавления А.Суворовым польского восстания.
Суворов, как известно, не только Измаил брал.
.
А чтобы поляки больше саблями не махали, пленным польским офицерам Суворов приказал отрубить правые руки.
№18 S3H 30 марта 2017 09:09
+2
Не несите чушь. Суворов всегда отличался мягкостью к поверженным врагам.
Эта байка была придумана для раздувания национальной ненависти.
даже либералистическая вики пишет:
Петрушевский приводит один из таких слухов, согласно которому будто бы по взятии Варшавы Суворов приказал отрубить кисти рук у 6000 польских шляхтичей.


Однако, относительно ненависти польских элит к России я с вами согласен, поскольку именно Россия не дала Польше быть "великой" "от моря до моря".
Что касается бытового уровня, то поляки к русским относятся ровно. Проверено личным опытом.
№19 Прохожий 30 марта 2017 11:19
0
Цитата: SerVal-2
Я бы их отношения дружескими не назвал. А уж после личной встречи, Мицкевич перестал разговаривать с Пушкиным вообще.


А я разве говорил, что они были друзьями по гроб своей жизни?
Что же их дружеских отношений предложу вам почитать их переписку (в любом ПСС А.С.Пушкина), а потом делать выводы о теплоте их отношений.
№20 Прохожий 30 марта 2017 11:21
0
Цитата: SerVal-2
Я бы их отношения дружескими не назвал. А уж после личной встречи, Мицкевич перестал разговаривать с Пушкиным вообще.


А я разве говорил, что они были друзьями по гроб своей жизни?
Что же их дружеских отношений предложу вам почитать их переписку (в любом ПСС А.С.Пушкина), а потом делать выводы о теплоте их отношений.
№21 dvu 30 марта 2017 08:08
+5
Адам Бар Мицкевич друг русских? Ой! Что-то сумлительность меня берет. Его характеристика из его парижских лекций:
Великороссы отличаются от других племён славянского рода. Высокие ростом, сильные, плечистые, быстрые разумом, может быть, в этом смысле первейшие в Европе; но сердцем бесчувственные и душой холодные: они не любят музыки и пения так, как южные славяне; в глазах своих имеют выражение особливое. Глядя в эти глаза, подобные оледеневшим каплям, видишь нечто ужасное, нечто вроде глубины без дна – свет отражается от них, но не пылает в хрусталике. Это взгляд ясный, пронзительный, взгляд не человека и не зверя, но скорее насекомого. Чтобы иметь представление о нём, надо взять под увеличительное стекло какое-нибудь насекомое и всматриваться в его глаза, неподвижные, прозрачные, пронзительные и холодные.
Племя это говорило на диалекте богатом, как все славянские наречия, но не музыкальном и не поэтичном, сначала не писали на нём. Только в Петербурге, где кроме армии почти не было жителей, стал он языком повсеместным, письменным и административным. Пётр Великий придумал и объявил указом алфавит для него. Таким образом, великоросский диалект стал языком правительственным и законодательным всего государства, во многих провинциях существуя лишь официально.

Слова так прямо теплом и пышут. biggrin
№22 Прохожий 30 марта 2017 11:25
0
Где вы прочли утверждение, что "Мицкевич друг русских"?
Или это вы так, "тихо, сам с собою..." fellow
№23 ledygavrosh 30 марта 2017 11:35
+1
Благодарю за выдержку слов Мицкевича. Можно проанализировать им сказанное:
Пронзительный взгляд - смотрит сквозь "личину".
Если в глазах - холод, то ищи причину, по которой на тебя смотрят таким взглядом.
Не любят музыки и пения? Описание: "высокие ростом, сильные, плечистые, быстрые разумом, в этом первейшие в Европе" - соответствует воинам. Они плясать в гостях, под "чужую дудку" никогда не будут.
"Диалект богатый" - развитая речь. "Но, не музыкальном и не поэтичном" - пустословие у воинов, не в чести.
"Сначала не писали на нём". А это уже интересно: язык письменный и администативный.
Внимание: "Пётр Великий, придумал и объявил указом алфавит для него". Реформа языка - это сигнал внесения чуждого в народный язык. Реформа навязана сверху. Азбука у нас была, а не алфавит. Разница: Аз буки ведаю. Алфавит - из названия первых двух греческих букв, ? и ?. "великий" реформатор Пётр - внёс изменении образа мыслывыражения на письме.
Две буквы - это показатель "ума" недюжего, в противо вес недюженному. Дюжина - 12, если что.
Мицкевич получил образование в доминиканской школе. Чему его там научили, то нам не ведомо, но предположить можно.

Выбор факта - дело хорошее. "Оборванные" причинно-следственные связи, восстановить можно. Знания необходимы из разных сфер знаний.

"Слова так прямо теплом и пышут". dumaet
Народный фольклор, он такой образный. Ответим Мицкевичу на его: "Великороссы - сердцем бесчувственные и душой холодные".
"Тепло ли тебе "девица", тепло красавица? Ой, тепло Морозушко".
№24 ledygavrosh 30 марта 2017 10:47
+1
Обобщения по "месту жительства" - от недалёкого ума.
Ляхи и поляки - суть разная. Ляхи - это дерьмоверхушка и их прислуга, а поляки - народ живущий на своей земле. Славяне, друг дружку, ненавидеть не будут.
Раздор сеют те, кому выгода с того есть.
№25 dvu 30 марта 2017 11:25
0
А ляхи ведают, что они только дерьмоверхушка? Лех(Лях) - мифический предок народа. Язык -лехитский. Это в русском слово имеет вполне отчетливую отрицательную коннотацию. И не случайно. Как в 1018 в первый раз польские войска захватили столицу Руси - Киев, так с той поры уже тысячу лет между ляхами и русскими либо холодный мир, либо открытая вражда. С первых королей - Мешко (тот был правда только князем) и Болеслава Польша позиционировалась как бастион Европы, призванный нести "свет" восточным варварам. Были силы, сама несла, кончились силы - вступала в союз с любым врагом России. Наполеон - давай, с Гитлером договариваться пытались, теперь американцы. Сказки о "славянском братстве" (увы) с реальной историей никак не соотносятся.
№26 ledygavrosh 30 марта 2017 18:25
+1
Ведать - значит знать. Когда вместо знания, надпись "знать" - порядка нет. Сказки о "славянском" братстве, действительно не связаны с реальной историей. Перечисленные Вами факты, это показатель беды, которая приходит туда, где забывают о братстве народов.
№27 Прохожий 30 марта 2017 12:03
+1
Цитата: ledygavrosh
Ляхи и поляки - суть разная...


"ляхи - не все поляки", "хохлы - не все украинцы", жиды - не все евреи"...
Всё больше народу имеет на столько склонность понаделать в своём личном разумении свои собственные понятия этих слов с общепринятыми в русском языке значениями, что уже чёрт ногу сломит. Скоро от такого индивидуального творчества вообще перестанем понимать друг друга, кто что и под чем понимает...
№28 ledygavrosh 30 марта 2017 16:08
0
Полярность, Прохожий. Она проходит по две стороны от черты, границы.
Шаблон речи: "чёрт ногу сломит". Нога - целое, "черта ногу сломит" - перелом. Личное разумение общепринятого в русском языке значении.
Чем больше "черт"(границ), тем труднее общение.
Разделение "Человека" на "Мужчину" и "Женщину" - первое падение Человека с высоты Человечества.
№29 AEF 31 марта 2017 01:23
0
" №16 Прохожий..... В Польше проходит бессрочная акция польско-российской дружбы «Боремся с русофобией!». Правда, это инициатива идёт снизу, из народа, и не пользующаяся поддержкой официальных СМИ. Группы и коллективы в Польше, поддерживающие акцию, вынуждены действовать, преимущественно, в соцсетях. В «Фейсбуке» действует группа «Польско-российская дружба», «Бессмертный полк в Польше», «Польско-российское братство» и др. Так что лучше воздержаться от огульных фраз, типа "ляхи нас ненавидят и ненавидели всегда".



Вы правы, нельзя всех одним цветом мазать. Не нужно путать "ляхов и жидов" с нормальными "поляками и евреями".
Так-же как нельзя смешивать "либерастов-дерьмократов ЕБНовского разлива" с патриотами "Сталинского СССР и Путинской России".
№30 SPEKTOR GLADIUS 30 марта 2017 06:42
+1
ЧАРА ВОССИЯЕТ – СЛАВА СБУДЕТЬСЯ. (СТАРИННАЯ РУССКАЯ ПОГОВОРКА)
№31 Г.Ричардович 30 марта 2017 07:15
+2
Удивление вызывает один факт. После изгнания ополчением поляков и литовцев власть членов семибоярщины осталась. Они все (кто там был кажется, Шуйский, Мстиславский, Романов (потом от них пошли цари), Трубецкой, Голицын....) Они как были в Политбюро боярами так и остались в Правительстве или на высших должностях боярами, до самой старости и смерти. Только двое из них умерли по каким-то там причинам. Вопрос у меня один - самый важный - ПОЧЕМУ они эти князья Семибоярщины издали УКАЗ который потом только коммунисты поменяли ? Указ о том,чтобы русским никогда не избирали царем русского ??? (т.е. в принципе поляков литовцев и немцев можно было, а русских почему нет)
P.S. чтоб быть откровенным до конца, надо вспомнить, что у Александра-2 были дети от русской любовницы Долгоруковой были, как он сам говорил почти чистокровные русские
----------
Если я не соглашаюсь с Вашим мнение, это не значит, что я против Вас....
№32 омич55 30 марта 2017 07:24
+5
А почему в статейке не говорится о том , как погиб Прокопий Ляпунов? А это и было одной из главных причин поражения ополчения. А погиб он в результате заговора против него его же "сподвижником" предводителем донских казаков Иваном Заруцким. Предательство и борьба за власть в этом первом ополчении были не на последнем месте. В результате убийства Ляпунова ополчение и развалилось. Донские казаки и "ляпуновцы" стали врагами. Вот и весь сказ.
№33 омич55 30 марта 2017 07:45
+11
А вот второе ополчение организованное Мининым и Пожарским этой болезнью не страдало. Это была действительно борьба против поляков, а не борьба за власть. Ведь даже после победы в 1612году князь Пожарский не выставил свою кандидатуру на власть в Земском соборе (тогда избрали Михаила Романова), хотя имел все права. Вот это я понимаю - настоящий гражданин России. Раньше думай о Родине , потом о себе- это как раз о Дмитрии Пожарском
№34 С Марса 30 марта 2017 09:47
+3
Цитата: омич55
А погиб он в результате заговора против него его же "сподвижником" предводителем донских казаков Иваном Заруцким.


Казаки потом и при Пожарском себя по скотски вели, получая деньги за службу в отличии от ополченцев, они не особо тем даже по началу помогали.

А в итоге закончилось воцарением прозападных Романовых и пресечением Рюриковичей. Благодаря тоже казакам, "воровским".

Так что в той смуте еще предстоит разобраться не хуже чем в февральской и октябрьской 1917. Как и с тоннами дерьма, вылитыми на Грозного.

Только Вычистив лживый гной из исторических ран страны можно вновь срастить исторический хребет России.