Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16246 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Персидские напевы

Персидские напевы

Писатель Александр Проханов — о том, почему Россия и Иран обречены на создание нового справедливого мира

Недавно вместе с моими коллегами по Изборскому клубу я побывал в Иране. Это страна древних огнепоклонников — огромных поселений, в которых стоят дымные туманные колонны, каменные львы, вековые изваяния. И одновременно — страна баллистических ракет, ультрасовременных индустриальных центров. Cтрана ослепительно красивых, украшенных зеркалами мечетей, где солнечная вспышка разносит тебя и твое отражение по всем концам вселенной. А также — страна ядерных физиков и высоколобых величавых мусульманских мыслителей.

Иран переживает очень интересный — драматический и пафосный — период своей истории. Десятки лет Иран, занимаясь ядерной программой, находился в жесточайшей блокаде со стороны Запада, Америки. Ирану не позволяли выходить на рынки с его главным богатством — нефтью и газом, заморозили счета в западных банках.

Иран то и дело ждал нападения. Израиль грозил бомбардировками ядерных объектов, а сухопутные контингенты вот-вот готовы были пересечь иранскую границу. Иранское общество жило в состоянии мобилизации, затягивало кушаки, берегло каждую копейку. И вдруг победа. В результате переговоров по ядерной программе, где благую роль сыграла и Россия, американцы отступили. Сняли целый ряд санкций. В ближайшее время разморозят или уже разморозили $50 млрд иранских средств, что хранятся в западных банках. Эти деньги скоро хлынут в Иран. Тот быстро перекачает их в собственные банки и намерен отдать их местным предпринимателям под невысокий процент, что обеспечит иранское экономическое чудо.

Иранское общество в результате таких послаблений качнулось в сторону либеральных ценностей. Мы спрашивали у наших партнеров, не является ли стратегический компромисс с Америкой, либерализация иранской жизни своеобразным протестным восстанием против теократических принципов, на которых устроена иранская жизнь? Нет, объясняли нам, противоречия с Америкой у Ирана стратегические и метафизические. По-прежнему Америка для Ирана — это большой шайтан. И в Сирии, где происходит сегодня военная драма, интересы Ирана и Америки кардинальным образом не совпадают. Иран участвует в сирийском процессе политически, дипломатически, присутствует и на поле боя. Иранские контингенты — стражи исламской революции — воюют на сирийских полях сражений. И по некоторым источникам, иранцы несут там немалые потери: они уже приближаются к тысяче погибших.

Россия и Иран на поле боя взаимодействуют как партнеры, как союзники. Концепция Ирана относительно Ближнего Востока такова — не позволить Западу перекроить Ближний Восток в своих интересах. Территориальная целостность ближневосточных государств должна быть соблюдена любой ценой. Правительство Башара Асада должно остаться. И Асад является той красной чертой, за которую Иран в своих компромиссах никогда не переступит.

В результате последнего визита президента Путина в Тегеран, где он встречался с иранским духовным лидером аятоллой Хаменеи, были развеяны накопившиеся за десятилетия сомнения и противоречия. Пробиты и раскупорены каналы, через которые наше взаимодействие должно быть усилено. Прежде всего это оружейные контракты. Некоторое время мы воздерживались от поставки в Иран стратегических вооружений, в частности, систем противовоздушной обороны С-300. Теперь эти препятствия сняты, и первые элементы противосамолетных, противоракетных систем уже поступают в Иран. Начинается поставка других видов вооружения, различных товаров и оборудования. Министры обеих стран встречаются, заключается масса торговых соотношений.

Главным объектом нашего взаимодействия остается Бушерская АЭС, драматическая станция, которая была заложена более 30 лет назад. Но когда произошла Иранская революция, проект был приостановлен. Во время ирако-иранской войны на станцию налетали самолеты, бомбили, разрушали корпуса. Среди строителей станции были жертвы. И вот строительство этой станции решили передать русским. Мы взяли незавершенный объект - этот огрызок, обломок, в который были вмонтированы элементы чужой индустрии, чужой техносферы, и надрывно, мучительно, встраивая свои машины и реакторы в ту схему, достроили станцию. Теперь она работает в полную мощь. В ближайшее время будет заключен контракт на второй, на третий и, может быть, на четвертый блоки. Эти грандиозные проекты разрабатывается совместно — русскими и иранцами, и осуществляются по совершенно новым, современным русским технологиям.

Иран — это страна нефтеполей и газовых месторождений. Колоссальное месторождение Южный Парс на берегу Персидского залива. Там мы спрашивали, что будет теперь, когда Иран со своим топливом выйдет на мировые рынки? Не собьет ли это окончательно цены на нефть? И не испытает ли от этого Россия неудобство в кризисный период? Нам объясняли, что выброс иранской нефти на мировые рынки абсолютно незначительно колыхнет его, потому что в первые годы этот объем будет нечувствительным по отношению к производству нефти во всем мире. К тому же при возможности России и Ирана устанавливать сложные экономические, финансовые отношения в газонефтяной сфере, быть может, возникнет разговор и о создании нового ОПЕК. Эти возможности искупают те тревоги и опасения, что связаны с выходом Ирана с его нефтью на мировые рынки.

Нам очень важно было встречаться не только с технократами, с военными, с представителями дипломатии и научных кругов, но и с духовенством. В священном городе Кум, что в 100 км от Тегерана, сосредоточены десятки исламских университетов. Там работают самые блистательные, изысканные умы, изучающие ислам, шиитскую версию. Они исследуют вопросы, которые, казалось бы, у нас в России являются юрисдикцией гражданских учреждений. Например, возможно ли с точки зрения ислама использовать оружие массового уничтожения. Или устанавливают, каким образом, согласно исламскому мироучению, дети еще во чреве матери обладают правами. И нарушение этих прав, убийство детей во чреве матери, является антизаконным, антибожественным актом.

И в беседах, в напряженных духовных исканиях, когда мы посещали то грандиозные индустриальные центры, то подходили к великолепным с золотыми куполами мечетям и гробницам, мы понимали, что мы — два соседних великих народа — обречены не просто на добрососедство, а на дружбу, на создание нового справедливого мира. А разве не этим живут остальные народы? Разве не этого чает все остальное человечество?
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
35 мнений. Оставьте своё
№1 Ходжа Насретдин 27 февраля 2016 06:44
-7
Нет ничего более противоестественнее, чем союз России и исламской теократической республики, которой является Иран. У иранского духовенства свои цели. В настоящее время для Ирана, возглавляемого теократией, главные враги Израиль и США, которые он призывает уничтожить. Но в любой момент может произойти замена или дополнение этого списка. Так что восторги Проханова о союзе с Ираном безосновательны.
№2 aleksey.sazonov.56 27 февраля 2016 07:13
+3
Согласен. А разве естественен союз США и Саудовской Аравии? Закрываем глаза на внутреннюю ради внешней политики. "Свой своему - по неволе друг!"
№3 Картман 27 февраля 2016 11:00
+8
К чему этот гомон, что мы не можем быть союзниками? Вопрос надо ставить по-другому. Формула определена давно: у России нет союзников кроме армии и флота, у нас могут быть попутчики пока нам это выгодно, а бредовые мысли об очередных братушках надо оставить прошлому - не раз уже те кого мы спасали втыкали нам нож в спину, потому настала пора стать взрослее и просто пользоваться попутчиками , а потом без эмоций заключать новые союзы когда это станет выгодно...
----------
Caedite eos. Novit enim Dominus qui sunt eius.
№4 Дикий Прапор 27 февраля 2016 11:43
+4
Ухххх, какая на фотке!!!!!
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№5 alexkey80 27 февраля 2016 15:07
+1
Да. да... Я то же облизнулся. Весна что ли...
№6 ghfj444 28 февраля 2016 05:28
0
Я тоже заметил :)
№7 Игорь_Беляев 27 февраля 2016 08:06
+14
Иран - страна с тысячелетней историей, когда-то основанная пришедшими с севера ариями. Неслучайно высшая каста иранцев часто светлокожие светлоглазые люди. Поэтому на генетическом уровне арийские законы мироустройства сохранились.Здесь во многом светское общество, с подобающим отношением к женщине, к своим корням, к культуре, которая чрезвычайно богата. Ислам в Иране совсем другого толка, чем в Турции и Саудовской Аравии. Это не Афганистан, растерявший все свои культурные накопления. Это не саудиты, готовые предать ради выгоды любого партнера, внутренне ориентирующиеся на Асмерику. С такой осью миропорядка на Ближнем Востоке можно и нужно считаться и сотрудничать, раз у нас есть интересы в этом регионе. И пусть она будет именно такой - твердо стоящей на духовных принципах, но в то же время достаточно светской, отторгающей Америку, развивающей экономку в интересах народа.
№8 Ходжа Насретдин 27 февраля 2016 09:01
+5
Как все задрали с ариями. Каждый норовит проследить свою родословную от ариев (арийцев): немцы в первой половине 20 века, украинцы - сейчас. Оставьте их в покое.
Насчет ислама другого толка, да иранцы - шииты, отличающиеся от суннитов. И кровавая вражда между шиитами и суннитами существует практически с самого возникновения ислама. Отличия суннитов от шиитов, культивировались столетиями. И наверное будут сохраняться вечно пока существует ислам. И нравы в иранском исламе отнюдь не такие благостные, как вы представляете. И отношения к женщинам ничем не отличаются от отношений к ним суннитов. Обращение же ваше к каким-то мифическим корням, культуре, воззрениям древних ариев тщетно, так как ислам полностью вытравил все без возвратно!
Я конечно прекрасно понимаю, что Россия должна искать союзников, но делать это следует осторожно. Пример Турции нагляден!
№9 follaut 27 февраля 2016 11:42
+3
вы правы, но давайте рассуждать логически, заявление министра обороны ирана, о желании создания военного союза, и создания единых вооруженных сил, ни это ли является желанием дружить? желание улучшения отношении между 2мя странами?
№10 startche 27 февраля 2016 11:43
+9
Повторю свой январский комментарий об Иране:

"За Ираном наблюдать имеет смысл. Вот только один факт к размышлению.

Исторически так сложилось, что исламский мир не разглядел в своё время важность создания "трансформаторов" или "ретрансляторов" научных знаний, коими в Европе стали ИНЖЕНЕРЫ. Да,в некоторых областях познания Природы и её законов исламский мир явно опережал остальные цивилизации. Мало кто знает, что в дикой и варварской Европе 11-12 веков теософия, богословие, да и философия родились в результате знакомства европейцев с трудами Аль-Газали. Культура европейская складывалась во многом под влиянием таких величин, как Ибн Сина (Авиценна), Аль-Хорезми, Ар-Рази, Аль-Фараби, Аль-Бируни, Аль-Ашари, Омар Хайям и многих-многих других. Были они разных национальностей, но стали частью исламской культуры. Например, в 13-м веке под влиянием идей перса Абу Аль-Ашари (жил в 10-м веке) была создана атомистическая (!) теория (!!), согласно которой материальный мир состоит из ПРОТЯЖЁННЫХ (то есть, имеющих определённые размеры?!) атомов, отделённых друг от друга пустотой!

Исламский мир так и не смог создать своё ИНЖЕНЕРНОЕ СОСЛОВИЕ, без которого говорить о развитии, к примеру, промышленности просто не приходится. Всё может существовать только на уровне искусного ремесленничества, секреты которого передаются по наследству. Но о массовом обучении чему-то производственному уже говорить не приходится. Европа потому так и рванула в своём цивилизованном развитии, что слишком много внимания уделяла именно ИНЖЕНЕРАМ и ИНЖЕНЕРНЫМ НАУКАМ.

Вот с этой точки зрения - отсутствие в исламском мире подготовки собственного ИНЖЕНЕРНОГО СОСЛОВИЯ, - Иран резко выделяется. Если учесть почти 30-летние формы всяческих санкций со стороны Запада, то остаётся восхищаться тем, что Иран сам научился создавать собственных инженеров. Например, можно по пальцам двух рук пересчитать число стран, владеющих ТУРБИННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, в основном, - страны Запада. Но Иран,как ни странно,тоже обладает турбинным производством. Где-то даже мелькала цифра о том, что Иран только за один год ввёл 5000 (!) МВт энергомощностей, что уже потрясает само по себе.

Так что, саудитам не позавидуешь, коль они реально захотят помериться военными пиписьками с персами. Во всяком случае, я ставлю на Иран..."

______________________

Поэтому я разделяю восторг Александра ПРОХАНОВА - русского писателя. Настолько русского, что был в очередной раз удивлён новым словосочетанием "от Проханова" - "изысканные умы". Браво!
№11 achiffa 27 февраля 2016 18:18
0
Цитата: startche
Поэтому я разделяю восторг Александра ПРОХАНОВА

разделять восторги писателя и делать реальную политику - две абсолютно разные штуки.
как по мне так гитлеровская Германия 30хх - была просто чудом столь высоко любомой Вами инженерной мысли и торжеством точных наук.
А вот во что это вылилось при прямом военном столкновении с СССР?
В Великую Отечественную войну - 28 млн человеческих жизней, миллион инвалидов, разорённые и сровненые с землёй города и сёла почти всей европейской части СССР и генетически-этническую катастрофу для русского народа.
И слава Богу, что Турция, Иран и Китай в то время были в глубокой технологической жопе.
№12 startche 27 февраля 2016 20:40
0
Больная какая-то у вас логика. Если исходить из неё, то китайцы должны быть прокляты всей земной цивилизацией на веки вечные за то, что изобрели ПОРОХ! Это же сотни миллионов убитых людей за последнюю тысячу лет! Это огромные территории разрушений и запустения. Это - цитирую вас, - "...разорённые и сровненые с землёй города и сёла" во всех концах нашего мира.

Заодно - должны быть прокляты те, кто задавался вопросами типа - "Из чего состоит окружающий мир и вещи этого мира?" От древнего грека Демокрита, придумавшего само слово "атом", с персом Абу Аль-Ашари до Менделеева Д.И. и до многих других мировых учёных, разбиравшихся с "устройством" окружающего мира на атомарно-ядерном уровне познания. Ведь именно они со своими исследованиями и познаниями довели мир до бомбардировок Хиросимы и Нагасаки.

Продолжать гнуть линию вашей больной логики? или вместе подумаем над ошибочностью подобной "логики"?...
№13 achiffa 28 февраля 2016 11:19
0
у России есть только два союзника, - армия и флот.
а друзей у Империй не бывает, есть только интересы, и не важно как та империя называется, Британская, Римская, Цин, Порта, Рейх или Иран.
по поводу пороха. то, что изобрели китайцы порохом называется условно, порох для огнестрельного оружия изобрели не они и даже не Бертольд Шварц, а Константин Анклитцен.
ПС хоть фиолетовым для эпичности выделяйте свои беллетризмы, смысла в них - ноль.
адьё.
№14 startche 28 февраля 2016 12:07
0
Какая у вас каша в голове.
С одной стороны, патриотичное - "У России есть только два союзника, - армия и флот". А с другой - "Константин Анклитцен) — немецкий францисканский монах, живший в XIV веке и считающийся европейским изобретателем пороха" - сведения из Википедии. Вообще-то, стыдно пользоваться "эропеизированной" Википедией. Этот "поисковичок" рулит очень сильно, навязывая исключительно "эропеизированное" знание и подачу информации. Выделяю слово "считающийся" - оно-то как раз является ключевым. Вот кто-то решил, что некто Шварц изобрёл порох, и пошла писать и "считать" губерния!

Хотя даже с таким видом топлива, как уголь, "эропейцы" познакомятся лишь в XVI-ом веке. Вам не худо будет почитать книжку Гумилевского Л.И. "Русские инженеры". Её редактировал лично Сталин И.В. в 1947 году. Настоятельно рекомендую...
№15 Игорь_Беляев 27 февраля 2016 11:51
+2
Иран абсолютно не похож на Турцию, никогда не предавал своих союзников, не отличался политикой втыкания ножа в спину. На территории Ирана, не захваченной, как Турцией, у Византии и Греции, расположено огромное количество древнейших памятников ушедших цивилизаций. Психология иранцев, если вы знакомы с ними, очень отличается от турок, поднявших свою экономику благодаря распаду СССР, и саудитов.И кстати, по отношению к женщинам и светскому обществу - очень показательно - посмотрите сопоставительную статистику по количеству женщин, получивших высшее образование в арабских странах. Иран лидирует.
№16 startche 27 февраля 2016 12:23
+1
Кстати. Сегодня в Иране проходят выборы в законодательные органы страны. Был удивлён новостью "от Бирюлёва" о том, что среди 5000 кандидатов едва ли не четверть приходится на женщин! Сравните с Саудовской Аравией, где только полгода назад женщинам разрешили (!) водить (!!) автомобиль (!!!), не говоря уж о выборах куда-либо...
№17 Ba33y33a 27 февраля 2016 16:22
0
Ходжа-джан. Тыне прав. Ни в оыенка, ни в суждении.
----------
Умение быстро бегать спасло несравнимо больше жизней, чем умение боксировать.
№18 achiffa 27 февраля 2016 18:08
0
всё ещё верите бородатым дяденькам в чалмах? нюню biggrin
№19 achiffa 27 февраля 2016 18:02
+1
Цитата: Ходжа Насретдин
Нет ничего более противоестественнее, чем союз России и исламской теократической республики, которой является Иран

Поддержу Вас.
На самом деле, товарищ Проханов как пассионарный "стороннег романтическага естремизьму" явно придумывает сказки, и не то, чтобы верит в них сам, но навязывает аудитории.
Союза России и Ирана не может быть априори, т.к. между нашими странами и великими народами (а персы безусловно великий народ) тысячелетний рубеж противоборства и военного и идеологического, от которого никто в Иране отказываться не собирается.
Кстати подавляющее большинство российские мусульман - это сунниты и, стало быть, идеологические оппоненты одиозным шиитским моллам Тегерана, ну я уж не говорю про православных христиан.
Иран, (впрочем как и Китай) - не более чем временные партнёры, ни о каких стратегическиъ альянсах с ними речь идти не может, т.к. мы соседи и территории нас разделяющие являются зонами противостояния, пирог один, а ртов много.
ну и из личного опыта... персам верить - самого себя не уважать, для них кинуть - как поссать сходить.
"вот такой вот народ, свинину нельзя, а Воландеморта можно" (с) biggrin
№20 Дочь Бориса 27 февраля 2016 07:28
+18
В Иран приехав вешнею порою,
Трёх женщин я повсюду встретить мог.
Одна тысячелетнею чадрою
Окутана была до самых ног.
Красивых женщин пели не случайно
Поэты здесь в былые времена.
– Кто вы, ханум, чей лик сокрыт, как тайна?
– Я – Персия, – ответила она.

Чадра другой была под стать вуали,
Приметить позволяя неспроста
Жемчужины, которые сверкали
В полуоткрытой киновари рта.
Казалось, проплывавшая в зените,
Слегка прикрылась облаком луна.
– Кто вы, ханум? Как вас зовут, скажите?
– Я – Персия, – ответила она.

Точёные, как будто из самшита,
У третьей были ножки. И, смугла,
Мне улыбалась женщина открыто,
И я подумал: "Боже, как мила!"
Прекрасный лик. Точёная осанка,
И дерзко грудь почти обнажена.
– А вы, мадам, наверно, парижанка?
– Я – Персия, – ответила она.

Расул Гамзатов.
№21 дкб 27 февраля 2016 08:13
0
Хорошее произведение! Старик Гамзатов,оказывается,тот ещё эротоман!А вот этот знак пальчиками,который показывает девочка,и все,кому не лень,почему-то бесит...Не знаю,почему.Может,его америкосы придумали?
№22 d13031967s 27 февраля 2016 07:54
+5
На картинке симпатичная девочка. good
№23 Птеридактель 27 февраля 2016 08:49
+3
Не хочу уводить дискуссию в пустое направление...Но девочка, это что то...Мечта..Какие глазищи и взгляд..Аж мороз по коже...
Статью плюсую только за фото...
----------
Летание было бы полностью безопасным при отсутствии земли...
№24 Matelot 27 февраля 2016 10:12
+1
На Наталью Варлей очень похожа.
----------
Минусующих без комментирования дегенератами полагаю.
№25 Виктор_Попович 27 февраля 2016 08:44
+2
Иран - интереснейшее место для туристов!
Рекомендую посетить эту страну!
№26 Птеридактель 27 февраля 2016 08:51
+2
Посетююю.Вы меня убедили...
Автор,кто сие прекрасное создание??
----------
Летание было бы полностью безопасным при отсутствии земли...
№27 sekutor 27 февраля 2016 08:59
+1
С Китаем "справедливый мир" уже построили? Китайцы может и хотели вместе с Россией менять мир, рассчитывали на более близкий союз, но они считают, что в этом союзе должен главенствовать Китай, нам это не подходит, ведь попади мы в полною зависимость от китая, он сможет диктовать нам. Очень близко сближаться нельзя ни с кем, как там: "не класть яйца в одну корзину". Предположим, что заключили мы военный союз с китайцами, а ведь их потенциальные противники не только амеры, а еще индусы, вьетнамцы, японцы, а вот нам нужно сотрудничество с этими странами. С ираном такая-же байда, персы самые ярые враги израиля, а Россия с ним в хороших отношениях, в противостоянии ирана и саудитов вставать на чью-то сторону тоже нельзя, в России 20 миллионов мусульман, а Мекка известно где находится. Все очень сложно устроено в этом мире, нельзя совершать необдуманных действий, иначе все....
№28 KremlinGremlin 27 февраля 2016 09:20
-2
Иран, как союзник?! Ну-ну. Даже не смешно. Временный партнер - это да, но не более. Но написано, безусловно, очень красиво.
№29 Игорь_Беляев 27 февраля 2016 12:03
0
Почему нет? Иран - несомненно лидер, у нас далеко идущие планы на него , а у него на нас. При этом никто не говорит после Украины о иллюзорно-идеалистичных представлениях о дружбе и партнерстве. Прагматизм, но при этом уважение - вот как нужно строить отношения в многополярном мире. У каждого государства есть свои геополитические интересы. Как взаимодействовать, не сея войну и разрушение, признавая за каждым народом право жить по внутренним закона, которые этот народ устривают - такие правила несет с собой Россия , и они же очень в контексте внешней политики Ирана.
№30 мартин рейхстагович 27 февраля 2016 10:08
+1
С царских времен с шахами персидскими дружили.
----------
А что скажет по этому поводу Кальтенбруннер?
№31 Серго 27 февраля 2016 10:18
+3
По-моему, главным принципом во внешней политике должно быть "живи сам, и дай жить другим". По этому принципу можно и должно строить отношения с любым вменяемым режимом, в т.ч. и теократическим, если он придерживается такого же принципа. А вот с "демократиями", агрессивно прогрессорствующими по всему земному шару - не кажется вероятным.
----------
Если я буду более актуален, то вам всем будет неспроста.
№32 VasenevVladimir 27 февраля 2016 10:54
+1
Не далее как в полгода тому статья называлась бы "Писатель Александр Проханов — о том, почему Россия и Китай обречены на создание нового справедливого мира" Задолбали коньюктурщики!
№33 d13031967s 27 февраля 2016 10:55
+1
Цитата: Matelot
На Наталью Варлей очень похожа.


так от этого не менее симпатична. tongue
№34 lenger 27 февраля 2016 12:49
0
За политическими деятелями за их мыслями проследить трудно но возможно , Но простые люди Иранцы с ними дружить можно , Иранцы своё слово всегда держат , если с Иранцом договарился то это железно , я русский иван братался и с иранцами и курдами , многие считают что я брат, и это правда .
№35 Sinbad 27 февраля 2016 16:51
0
Так-с ..
Срочно в Иран.
----------
ʁɔvʎнdǝʚǝdǝu dиW