Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Ольга Ямщикова первая в мире женщина-пилот, сбившая вражеский самолёт

Ольга Ямщикова первая в мире женщина-пилот, сбившая вражеский самолёт

24 сентября 1942 года под Сталинградом советская летчица Ольга Ямщикова стала первой в мире женщиной-пилотом, сбившим вражеский самолет.

Ольга Николаевна Ямщикова родилась 6 июня 1914 года. Её часто называют "бабушкой русской авиации". Она летала на самолётах с двигателями от ротативного до реактивного. В ней много удивительного... И то, что она стала первой женщиной - слушателем Военно - Воздушной инженерной академии. И то, что первой из женщин полетела на реактивном самолёте, войдя в десятку первых испытателей - реактивщиков. И то, что первой из женщин в стране стала лётчиком - инструктором парашютного спорта.

Необычно началась у неё лётная биография... Даже первую петлю она сделала не на самолёте, а на тракторе, работая трактористкой на аэродроме...

14-летняя Оля Ямщикова начала трудовой путь на аэродроме аэроклуба под Ленинградом. Работала она на тракторе и развозила бочки с горючим. Однажды, придя на аэродром, Оля увидела, что заднее колесо трактора вмёрзло в грязь. Никакими способами не удавалось его вытащить. Тогда она запустила мотор, переключила скорость, выжала сцепление... и передняя часть трактора приподнялась, лёгкое переднее колесо повисло в воздухе, и трактор "пошёл на петлю"...

А уж знакомство с полётами у неё началось в крайней степени неожиданно. В 1930 году, в первом полёте с лётчиком Муреевым она не привязалась ремнями в кабине, при выполнении мёртвой петли выпала из самолёта и... чудом удержалась на расчалки крыла. Неподготовленность к первому полёту сильно обожгла её душу, и на всю жизнь Ольга запомнила простую истину, что тщательная готовность к полёту - гарантия его безопасности...

Тоненькой 16-летней девчушкой пришла когда - то Оля Ямщикова по путёвке горкома комсомола в Ленинградскую школу авиационных мотористов. Мыла самолёты, чистила, ремонтировала моторы, вникая в самую суть, влезая во все подробности и совершенно не обращая внимания на то, что порой было очень трудно. Появившийся в ту пору интрес к технике остался на всю жизнь. Но была и ещё одна страсть. Научиться летать ! Горячее желание и настойчивость помогли осуществить эту мечту. Ещё будучи курсантом школы авиамотористов, Оля впервые вылетела самостоятельно на учебном самолёте У-1 - "аврушке", как любовно называли его курсанты. Случилось это 4 Июня 1932 года, в пятом часу утра.

После школы авиамотористов она училась в Центральной лётной школе инструкторов, затем - Центральной высшей парашютной школе.

После её окончания в 1933 году, Оля стала командиром звена в Ленинградском аэроклубе. Свыше 50 лётчиков и 100 парашютистов обязаны ей своим становлением. В аэроклубе Ольга увлеклась планеризмом. В 1935 году, вместе со своими подругами Людмилой Чистяковой и Еленой Каратаевой, в составе женского планерного поезда, буксируемого самолётом Р-5, участвовала в перелёте из Ленинграда в Коктебель и обратно. Расстояние в 1950 км было преодолено за 13 часов 40 минут, что явилось мировым рекордом дальнего полёта на планере.

В 1938 году Ленинградский обком комсомола направил Ямщикову на учёбу в Военно - Воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Осваивая сложный теоретический курс, Ольга продолжала летать. Это и сыграло свою роль при назначении на должность после окончания академии. В Мае 1942 года с дипломом инженера она получила направление на один из авиационных заводов. Здесь ей пришлось облётывать самолёты, предназначенные для фронта, и как военному представителю самой же принимать их.

Но мятежная натура девушки требовала активных действий. И Ольга не раз обращалась с просьбой отправить её в действующую армию. Однако командование каждый раз отвечало отказом. И только после получения извещения о гибели её мужа ( тоже лётчика ), просьба была удовлетворена. Так она стала командиром эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка, в котором и провоевала почти до самого конца войны.

...В праздничный день 1 Мая 1943 года личный состав 586-го авиаполка на фронтовом аэродроме собрался на митинг. Командир полка зачитал праздничный Первомайский приказ Верховного Главнокомандующего. Слово попросила командир эскадрильи Старший лейтенант Ольга Ямщикова.

- Каждый день совершенствовать боевую выучку - вот одна из главных задач, которая поставлена перед нами на сегодняшний день. Кто перестанет учиться, несомненно, отстанет. А отстающих, как известно, бьют, - заканчивая своё выступление, убеждённо заявила она. - Нельзя допускать, чтобы били нас. Это мы обязаны выстоять и победить врага !

Командир эскадрильи Ямщикова не только сама постоянно совершенствовала своё лётное мастерство, но и настойчиво учила подчинённых искусству высшего пилотажа, приёмам ведения воздушного боя.

В Ноябре 1943 года полк перебазировался на Киевский аэродром и получил задачу прикрывать город и переправу через Днепр от налётов вражеской авиации. Утром 19 Декабря на КП поступило сообщение, что к переправе на высоте 4000 метров идёт большая группа немецких бомбардировщиков под прикрытием истребителей. В небо взвилась зелёная ракета. В тот день дежурство несла Ольга Ямщикова в паре с Александрой Акимовой. Лётчицы запустили моторы и пошли на взлёт. К переправе подошли вовремя: с юго - запада показалась первая группа вражеских самолётов.

- Атакуем ведущего, - передала в эфир Ямщикова и устремилась в атаку.

От меткого залпа нашей пары флагманский бомбардировщик вспыхнул. Строй противника нарушился. Но к смельчакам уже приближалось звено Ме-109. Обстановка накалялась.

- Держитесь, девчата ! - услышали они по радио бодрый мужской голос.

Это на выручку спешили истребители с соседнего аэродрома. В воздухе становилось тесно. Подошли ещё несколько групп наших истребителей из 586-го и других авиаполков. Разгорелся ожесточённый воздушный бой. Немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы в Днепр и поворачивали назад. В этом бою противник потерял 17 самолётов. 7 из них - пришлось на долю отважной восьмёрки 586-го авиаполка. Ни одна бомба не упала на переправу. Наши истребители потерь не имели.

От Сталинграда до Вены прошёл с боями женский истребительный авиационный полк, в котором сражалась Ольга Ямщикова. Она дралась в небе Сталинграда и Воронежа, Курска и Киева. Была тяжело ранена. Совершила 217 успешных боевых вылетов, провела 93 воздушных боя, сбила 3 вражеских самолёта. За мужество и отвагу награждена орденами Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( трижды ), медалями.

В начале 1945 года Капитан О. Н. Ямщикова была откомандирована на испытательную работу в НИИ ВВС. Нелёгким оказался путь Ольги Николаевны в испытатели. Эта профессия считалась сугубо мужской, и до неё почти никто из женщин не отваживался на такое рискованное дело. Приходилось трудом утверждать своё право на эту тяжёлую, но романтическую профессию.

Несколько лет отдала Ольга Николаевна испытаниям новых истребителей. Всего она освоила около 40 типов самолётов, совершила на них свыше 8000 полётов. Около 3000 часов налетала Полковник О. Н. Ямщикова, не допустив ни одной аварии или поломки техники, а это более 4 месяцев непрерывного полёта. 7 Июня 1947 года, первая из советских женщин, она совершила полёт на реактивном самолёте МиГ-9. Позже в роли ведущего инженера возглавила бригаду по испытанию самолёта Як-17 с установленным на нём турбореактивным двигателем ВК-1. Затем работала с Як-18П, Як-27 и Л-29. 25 лет отдала она лётному делу. За вклад, внесённый в развитие нашей авиации, к её фронтовым наградам прибавился орден Трудового Красного Знамени.

Напряжённый труд медленно, но неуклонно подтачивал здоровье. И наступил тот неуловимый момент, когда стало невозможно продолжать любимое дело. Медицинская комиссия произнесла свой суровый приговор. Можно было уйти и на отдых - Ольга Николаевна давно заслужила его. Но она осталась в строю, в течение 15 лет она работала инженером, затем ведущими инженером - испытателем, руководителем испытательных бригад. Вела большую общественную работу, воспитала двух дочерей. Умерла в 1983 году.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
9 мнений. Оставьте своё
№1 SVVIT 24 сентября 2015 17:00
+16
Честь и почет!
№2 Запорожский_Алексей 24 сентября 2015 17:23
+11
вот это РУССКАЯ ЖЕНЩИНА! applodisment
№3 tyha1959 24 сентября 2015 17:23
+2
Поддерживаю.
№4 петр вотинов 24 сентября 2015 17:26
+7
Она тоже хотела наверное быть просто женщиной, но в ту пору и кони скакали и избы горели, Слава всем женщинам!
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№5 Читатель 24 сентября 2015 18:00
+3
Только она не пилот, а летчик.
----------
Сталин - патриот, говорят патриоты.
Сталин – русский националист, говорят русские националисты.
Сталин – коммунист, говорят коммунисты.
Сталин – мразь и негодяй, говорят мрази и негодяи.
№6 alexvoin 24 сентября 2015 21:18
+1
великая труженица и воин- уважение и почет!
№7 alexvoin 24 сентября 2015 21:18
-1
великая труженица и воин- уважение и почет!
№8 АннаИ 24 сентября 2015 22:28
+1
Да,какой же у нас народ,просто гордость берет.Таких женщин на Руси всегда было не мало,а сейчас - не известно(пока о таких нигде не читала,не слышала).Надо почаще рассказывать по ТВ,в прессе о таких людях,как это было при СССР.
№9 Иосиф Виссарионович 25 сентября 2015 00:17
+1
Хоть у войны и не женское лицо (Светлана Алексиевич), женщины фронтовички шли бок о бок с мужчинами по дорогам воистину Великой, действительно Отечественной войны, деля её тяжести наравне с сильным полом. Прачки, кухарки, санитарки, медсёстры, врачи, разведчицы, радистки, связистки, лётчицы,..
И вся жизнь этого поколения была предана подонками от компартии...