Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Украинский автопром докатился до финиша

Украинский автопром докатился до финиша

Автопром Украины мертв – страна окончательно прекратила производство легковых автомобилей. Власти предпочитают обвинять в этом Россию – не без некоторых оснований. Но основные причины – в целом ряде собственных просчетов Киева, допущенных, впрочем, еще задолго до Майдана. Отсталой аграрной стране собственная автомобильная промышленность действительно не нужна.

Полный ноль – это уже не оборот речи, а реальная картина состояния дел в автомобилестроении Украины. Там сегодня происходит то, чего удавалось избежать даже в 90-е годы. А именно – уничтожение отрасли, еще совсем недавно представлявшей собой весомую часть реального сектора экономики.

Пациент скорее мертв

«Украинский автопром УМЕР» – под таким заголовком опубликовал пост в своем блоге на одном из ведущих экономических порталов президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Поставить столь неутешительный диагноз его сподвигли данные Ассоциации автопроизводителей Украины, согласно которым в августе текущего года в стране не было произведено ни одного легкового автомобиля. Всего же за восемь месяцев с заводских конвейеров сошло почти в восемь раз меньше легковых авто, чем за аналогичный период прошлого года: 2911 единиц в 2015 году против 23 093 в 2014-м. Не менее печально выглядят цифры по выпуску грузовиков (921) и автобусов (383).

Как подсчитали специалисты Всемирной организации автопроизводителей (OICA), по итогам первого полугодия Украина оказалась на последнем месте в мировом рейтинге стран – производителей автомобильной техники. С падением в 90% она поставила абсолютный антирекорд за последние несколько десятилетий. Между тем даже в январе, когда работу прекратили сразу несколько производителей (в том числе крупнейший – Запорожский автозавод), а производство машин упало в 10 раз по сравнению с прошлогодним, аналитики прогнозировали падение производства по итогам года не более чем на 40%. И вот теперь такой конфуз.

«За всю историю Украины не было такого случая, чтобы вообще не производили легковых автомобилей. Было время, когда производили мало, но производили. А теперь – после того, как на Украине победил Майдан, и когда Украина подписала соглашение об ассоциации с ЕС – производство легковых автомобилей вообще остановилось», – констатировал Охрименко.

Немногим лучше по сравнению с производством выглядят дела и с продажами. Как сообщает ассоциация «Укравтопром», за первое полугодие на Украине было реализовано 26 011 легковых машин, что на 63% меньше прошлогодних показателей за тот же период. Что же касается экспорта, то данные по нему было бы лучше вообще не публиковать: за рубеж удалось продать всего 167 автомобилей, выручив за них 2,2 миллиона долларов (на 88% меньше, чем в 2014 году). При этом импортировано было продукции на 355,2 миллиона долларов (на 23% меньше). «Объемы внешней торговли легковыми автомобилями для Украины по итогам первого полугодия продемонстрировали худшие показатели за последние 15 лет», – говорится в сообщении.

Бей своих

Собственно говоря, «чистокровных» украинских легковушек на Украине не существует с 2011 года – после того, как в Запорожье из-за нерентабельности и сокращения спроса сняли с производства «Славуту» и «Таврию-пикап». Местные автопроизводители (ЗАЗ, «Богдан-Моторс», Кременчугский автосборочный завод и «Еврокар») долгие годы занимались «отверточной» сборкой российских, европейских и азиатских моделей, включая псевдоукраинские авто вроде «Богдана-2111» или ZAZ Forza, представлявшие собой «перелицовку» все тех же Lada-2111 и Chery А13. Впрочем, определенные отличия имели место. На Запорожском автозаводе за счет штамповки крупных узлов постепенно подняли использование украинских комплектующих до 50%. А «Еврокар», построенный в начале 2000-х в закарпатском селе Соломоново (в двух километрах от границы со Словакией и Венгрией), с самого начала был ориентирован на продукцию VW Group (преимущественно – выпуск «Шкод»).

Вообще первая пятилетка третьего тысячелетия оказалась очень удачной для украинского автопрома, выпускавшего тогда до 400 тысяч автомобилей ежегодно. Первый удар по его благополучию нанесло скоропалительное вступление Украины в ВТО в 2008 году. В той спешке (лишь бы опередить Россию) команда Ющенко не удосужилась отстоять льготы для отечественных автопроизводителей (что, к слову, не забыли сделать Российская Федерация, Китай, Бразилия и Южная Корея). В результате украинский авторынок в один миг оказался загружен импортом. Продажи украинских производителей упали в разы, а следом в той же прогрессии начали сокращаться объемы производства и численность работников.

При Януковиче власть сделала шаг навстречу владельцам украинских автозаводов, введя в апреле 2013 года сроком на три года пошлины на импорт новых легковых автомобилей. Это заметно оживило деятельность предприятий. Однако ответ со стороны обиженных импортеров не заставил себя ждать. После нескольких месяцев безуспешных переговоров и консультаций Япония обратилась в DSB (специальный орган по разрешению споров между членами организации).

По мнению японской стороны, количество ввозимых на Украину автомашин не было критичным и не представляло серьезной угрозы для местных производителей. Рассмотрение жалобы заняло менее полутора лет (хотя обычно на это уходит два–три года), и 26 июня 2015 года ВТО поддержала жалобу Японии, рекомендовав Украине отменить спецпошлины. Подача апелляции (наверняка безуспешной) позволила бы еще месяцев на семь–восемь сохранить завышенные цены на импортные автомобили. Чем, кстати, часто пользуются участники ВТО, выжимающие из введения заградительных пошлин максимум возможного. Но, поскольку жалобу Японии поддержал Евросоюз, было бы наивно предполагать, что украинское правительство пойдет таким путем.

Согласно недавнему решению Межведомственной комиссии по международной торговле, с 30 сентября Украина досрочно отменяет специальные пошлины на импорт автомобилей, введенные в 2013 году.

Главная шутка впереди

Таким образом, уже через неделю единственной защитной мерой от массового ввоза автомобилей иностранного производства на Украину останется стандартная импортная пошлина. Но даже если бы случилось чудо, и правительство Яценюка оправдало самочинно присвоенное звание «команды камикадзе», дерзко отвергнув рекомендации экспертов ВТО, все это помогло бы украинскому автомобилестроению не больше, чем мертвому припарки. «К сожалению, следует констатировать, что на Украине нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования автопроизводства, закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок – Российская Федерация», – заявил в интервью председатель наблюдательного совета ЧАО «Еврокар» Олег Боярин.

В свете таких проблем вообще удивительно, что ЗАЗ и «Еврокар» сумели дотянуть до начала зимы, тогда как «Богдан-Моторс» и КрАСЗ окончательно «легли» еще прошлым летом. И, судя по регулярным заявлениям и действиям официального Киева, обрубающего все торгово-экономические связи с РФ, ничего хорошего украинских автопроизводителей на этом участке фронта не ждет. Как ничего не светит им и от подписанного Порошенко год назад Соглашения об ассоциации с ЕС. Евросоюз не для того так настаивал на подписании этого документа, чтобы открывать свои рынки для украинской продукции. А вот движение в обратном направлении вполне ожидаемо – и отмена протекционистских пошлин, «продавленная» Японией через ВТО, здесь как раз кстати.

Примерно те же разочарования ожидают тех, кто возлагал надежды на военный заказ и девальвацию гривны, которая должна заставить покупателей из «среднего класса» отказаться от покупки импортных иномарок в пользу их аналогов, собранных на местных заводах. Западные кредиторы, выделяющие деньги на модернизацию украинской армии, требуют покупать устаревшую технику с натовских складов. А девальвированные гривны порядком поиздержавшийся за последние полтора года «средний класс» предпочитает тратить на автомобили б/у. Это подтверждают и в «Укравтопроме»: его специалисты предрекают продолжение обвала на авторынке Украины в последнем квартале 2015 года.

Впрочем, и в этом случае кошельки граждан без внимания не останутся. Представителями провластных фракций в Верховной раде оперативно зарегистрирован законопроект о внесении в Налоговый кодекс изменений, позволяющих легализовать продажи автомобильного «секонд-хенда» через официальных автодилеров. «Принимая во внимание текущие объемы продаж и потенциал их роста, средний уровень рыночных цен на бывшие в употреблении автомобили, а также уровень маржи операторов рынка от 3 до 10 процентов, можно прогнозировать дополнительные бюджетные поступления по НДС и налога на прибыль предприятий в размере от 500 млн до 1 млрд гривен ежегодно», – подсчитали предполагаемую прибыль депутаты.

«При таком производстве шутка, что на месте украинских машиностроительных предприятий скоро будут выращивать пшеницу, может оказаться не шуткой. Реформы на Украине действительно дали «положительный результат». Только явно не тот, на который рассчитывали», – предположил Александр Охрименко в своей «заупокойной» по украинскому автопрому. Но в этом уважаемый экономист, вполне возможно, оказался не прав, и рассчитывал Киев именно на это. Во-первых, глава минэкономразвития Айварас Абромавичус сразу после своего назначения честно заявил, что не считает необходимым оказывать автомобилестроительной отрасли государственную поддержку. А во-вторых, можно вспомнить годичной давности обещание премьера Яценюка превратить Украину в «аграрного гиганта», способного влиять на мировой рынок продовольствия.

Тут пазлы, как говорится, окончательно сложились. Судите сами: уже весной этого года киевские автомобилисты заметили, что на дорогах столицы практически исчезли пробки – за исключением часа пик. Да и то в пределах трех–пяти баллов, что раньше и пробками-то не считалось. Если учесть, что программа аграрной экспансии от Яценюка рассчитана на три года, то главная шутка про хлеба по пояс вместо бывших проспектов, надо полагать, еще впереди.

Текст: Сергей Кольцов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
32 мнения. Оставьте своё
№1 танкист68 21 сентября 2015 22:01
+13
померла так померла. а когда поминки? яйценюх произвел контрольный в ........
№2 Лорд.Русский 22 сентября 2015 06:47
+1
Анекдот за экономику-экономию:

Телеграмма - Изя всё.
Ответ - Ой.
№3 акара 22 сентября 2015 10:25
+2
Цитата: Лорд.Русский
Анекдот за экономику-экономию:

Телеграмма - Изя всё.
Ответ - Ой.

applodisment
Текст телеграммы говорит о количестве средств.
№4 cuclik 21 сентября 2015 22:01
+7
Аминь!!! biggrin
№5 Nick999 21 сентября 2015 22:08
+6
Песец какломобилям!!!!!!))))))) как говорится кто не скачет, тот едет на автомобиле))))))
№6 махнамбар 21 сентября 2015 22:08
+10
Пусть земля тебе будет стекловатой,страна-ушлепия!!!
№7 shax 21 сентября 2015 22:08
+2
Два вола,мажара и цоб-цобе.
№8 Tired Cat 21 сентября 2015 22:25
+2
А волов-то где взять? Украсть разве, так где и у кого? И кормить чем? Евроинтеграцией?
№9 separatist 22 сентября 2015 22:19
0
Вместо волов, могут и на 2-х хряках!!!!
----------
чёрный сепар
№10 gaze_aleks 21 сентября 2015 22:26
+7
№11 махнамбар 21 сентября 2015 22:10
+2
С этим вопросом к Ляшко,основному украинскому украинцу
№12 koshey 21 сентября 2015 22:11
+4
Угробили собственными руками автопром... А ведь отличные предприятия совместно с иностранцами созданы были, та же Таврия-Манна производила оснастку для литья изделий из пластмассы. Отличного качества причем.... Перемога! Ударим дубиной по автопрому! Шоб не мучался..
№13 Коловрат 21 сентября 2015 22:16
+3
Умерла "Таврия"...уйдёт Таврида...
№14 dvu 21 сентября 2015 22:18
+14
Ну и что?
№15 AndreHR-V 21 сентября 2015 22:53
+9
Тонировка бокового стекла - не поГОСТу, штраф 500р. lols
----------
«Сначала они вас игнорируют. Затем они смеются над вами. Потом они борются с вами. А потом вы побеждаете». Махатма Ганди
№16 ПепелКлааса 22 сентября 2015 01:46
-1
надо понимать, что кузов вместо зонтика? biggrin
----------
Не важно какой "изм" на данный момент в России ,но для Запада она будет всегда врагом
№17 Сергей Колесников 21 сентября 2015 22:21
0
ДВА ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ ВЫСТРЕЛА В ГОЛОВУ ХОХЛОСТАНСКОМУ АВТОПРОМУ...
№18 КЛЕСТ 21 сентября 2015 22:26
+7
Будут ездить на волах, как предки за солью. Нормально, всего две передачи, тпру и но. Задняя, по морде. smile
№19 Парафин Озокеритович 21 сентября 2015 22:42
0
Мнение пшеков по данному поводу. (особенно полезно для свидомитов) "Лех Валенса: Украина не должна производить машины ..."

https://timer-odessa.net/news/leh_valensa_ukraina_ne_doljna_proizvodit_mashini_910.html
№20 AndreHR-V 21 сентября 2015 22:55
+2
Я даже не удивляюсь уже, ничего не дёрнулось внутри, ни один мускул не дрогнул ...
Пациент просто уже давно мёртв! barak
----------
«Сначала они вас игнорируют. Затем они смеются над вами. Потом они борются с вами. А потом вы побеждаете». Махатма Ганди
№21 Сантехник 21 сентября 2015 22:58
+4
Украине автопром не нужен, как вообще не нужен пром. Это решили в ЕС и США, но зато Украина может экспортировать: мясо рептилий, лосось, мясо морских млекопитающих (киты, дельфины, морские львы, тюлени и моржи), страусов Эму и мясо и внутренности приматов, а также лесные орехи и мёд, но немного.

Собирайте лесные орехи!
№22 NEOS 21 сентября 2015 23:04
+2
Конец автостроению - это ещё не дно. Дно будет когда Украина полностью превратится в страну рабов. Все предпосылки существуют. Правительство иностранное.
№23 anko49 21 сентября 2015 23:28
+7
Статья-брехня!Ще не вмерла:



Ни у кого в мире нет таких страхолюдин моЧных машин.Сала хероям! biggrin
№24 Fialex 21 сентября 2015 23:37
0
А че то про АВТОВАЗ молчим. Там как бэ 15 тыщ народу сокращают. А мы все -че там у хохлов..
№25 Okrug51 22 сентября 2015 00:27
+5
Так у хохлов "ВЕСЬМИРСНИМИ", а у нас санкции...
Кризис и санкции влияние на нашу экономику оказывают, в том числе и на АвтоВАЗ.
№26 Ардоника 22 сентября 2015 00:04
+1
Аграрная страна про Украину гроко сказано. Агротехнологии предполагают технику. А в Укре скоро перейдут к собиранию корешков, вершков, того, что природа даст по милости своей, а не вследствие возделывания земли.
№27 Coldact 22 сентября 2015 00:59
-1
возвращаются к тачанкам с пулемётами... грустно...я не шучу...
№28 Владимир.Л 22 сентября 2015 06:35
0
Не получилось разработать легковую "Бандеру" и грузовик "Коновалец". Колорады помешали.
№29 moshkov_as 22 сентября 2015 06:53
0
Украина идет семимильными шагами в пропасть и деградирует
№30 ЗА СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ 22 сентября 2015 07:17
0
На финиш пришли первыми! )))
№31 Andrei 22 сентября 2015 08:59
+1
А я на ушастом столько наездил и летом и зимой и продал только в восемьдесят восьмом
№32 я из Донецка 22 сентября 2015 12:54
0
Жалко. Прикольные машинки были и недорогие. У меня Sens 8 лет, около 350000 и в двигло (Мелитопольское) кроме масла и топлива никто не заглядывал!