Использование клипового мышления для манипуляции масс

Использование клипового мышления для манипуляции масс

Современная человеческая цивилизация меняется. Мы живём в цивилизации эмоций, ориентированной на восприятие зрительных и звуковых образов. Как ни странно, но этим мы обязаны научно-техническому прогрессу, в век информационного развития, который дополнил и усовершенствовал средства коммуникаций между людьми. Мы находимся лишь в самом начале информационной эпохи.

В будущем количество данных будет только увеличиваться. Мы получаем терабайты информации не находя ей применения, и она везде: в СМИ, рекламе, телевидении, мультимедиа, интернете, социальных сетях. В ультрасовременном мире повсюду разноплановые информационные, компьютерные, виртуальные потоки, и для них нет преград.

Поэтому восприятие получения информации человеческим мозгом изменилось. Человеческий мозг очень пластичен и он хорошо усваивает и обрабатывает информацию, даже если её очень много. Большинство людей стало мыслить мозаично, воспринимая окружающий мир фрагментарно. Наблюдение вместо рассуждения. Мозаичное мышление или клиповое - это обоснованная реакция организма от перегруза, на обработку огромного объёма информации. Это реалии и закономерность современного мира. Давайте обсудим это.

«Всем хорошим я обязан книге», - Максим Горький.

Раньше мы читали книги, сейчас мы смотрим телевизор или «сидим» в социальных сетях. Способ передачи информации определяет стиль мышления. Это я о книгах. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас, пробуждают фантазию и учат нас мыслить образами, благодаря чтению мы думаем и рассуждаем.

Люди, читающие книжный текст, способны держать в памяти большие объемы информации, отслеживать последовательность развития сюжета, видеть логическую и причинно-следственную связь на фоне высокого уровня концентрации внимания. Оперируя абстрактными понятиями, воссоздавать собственные образы на основе прочитанного материала. Они обладают понятийным мышлением или линейным, словесно-логическим. «Понятийное мышление свойственно в большей степени людям, которые привыкли во все вникать и разбираться в сути, формировать понятия, умозаключения, суждения и прочие мыслительные операции, опирается на хорошо развитую словесно-логическую память». - Горобец В.В., Ковалев В.В. «Клиповое мышление».

Наблюдение вместо рассуждения

Я помню, когда то в школе на одном уроке, вместо чтения учебника, нам показали коротенький фильм, мне это очень нравилось, потому что не было так сказать нудного чтения, и долгого обсуждения темы, а увлекательный просмотр быстро усвоился и запомнился. Достоинство клипового мышления, это высокая скорость «восприятия» информации через зрение и слух.

Нам нравится с лёгкостью получать информацию через яркие образы, короткие сообщения и видео, в мелькающих лентах социальных сетей, в интересных заголовках. Не надо заморачиваться, не надо думать, всё легко, конкретно, коротко и быстро. Вот, мы смотрим смешной видеоролик о милых котятах. Потом, сразу перебрасываем свое внимание на вдруг появившийся логотип, например «Кока-Колы», один клик и смотрим ее рекламный ролик, мгновение, и мы уже в мире политики, читаем коротенький и странноватый текст в Twitter от Дональда Трампа. Секунда, и мы смотрим телевидение, наблюдая очередное истеричное политическое ток-шоу, а затем время новостей. Узнаёте? Это наш мир.

Мы не задерживаем свое внимание на чем-то одном, мы не рассуждаем. Быстро переключаясь с сиюминутных событий, мы не можем сконцентрироваться, осмыслить данные, поэтому информация нами не анализируется должным образом и воспринимается поверхностно. Мы не утруждаем себя вопросами о сущности и смысле, не даём критическую оценку, на основании этого мы и формируем своё мнение и наше отношение к миру.

Влияние эмоциональности

При просмотре любого видео, каждый его кадр мгновенно схватывается и усваивается нашим мозгом. При этом подаваемая с высокой скоростью информация легко впитывается в подсознание, мгновенно преодолевая барьер осознанного восприятия. Созданные клиповым мышлением образы оцениваются не рационально и логически, а с эмоциональных и чувственных позиций, в терминах «нравится» или «не нравится».

Когда информация содержит любое эмоциональное наполнение, её запоминаемость значительно усиливается, у человека в коре головного мозга формируется доминанта, и следствие, возникают психологические установки в подсознании. Когда человек воспринимает информацию эмоциональную, с чувствами, то она беспрепятственно проходит через «цензуру психики», затем прочно усваивается в подсознании и остается в памяти на долгое время.

«Череда эмоционально насыщенных образов не дает возможности составить цельную картину мира. Таким образом, современная культура постмодерна формирует индивидов с расщепленным сознанием, не способным к системному мышлению». - А. Моль, в работе «Социодинамика культуры» 1967 г.

Клиповое мышление как инструмент манипуляции

Мы находимся в мире манипуляций. Например, мировое телевидение, СМИ, интернет, социальные сети, кинематограф меняют не только привычки, но и судьбы. Некоторые люди кардинально меняют свои жизненные ценности и принципы, но они даже не понимают, почему так произошло. Они думают, что это их выбор. Мы получаем всё новые установки, нормы, ценности, идеалы. Сознание масс зомбируется властями и капиталом через все доступные средства массовой коммуникации, при этом клиповое мышление задействовано как инструмент.

Телевидение

Самым манипулятивным действием из средств массовой коммуникации обладает телевидение. Мы просто любим смотреть новости, передачи, ток-шоу, сериалы и т.д. Не зря самой результативной считается реклама, показанная по телевизору. Люди не могут бросить смотреть телевизор, я не зря написала слово «бросить», потому что телевидение, особенно для городских жителей сродни наркотику. Попробуйте, отберите «голубой экран» у домохозяйки, с её ежедневным сериалом «Она написала убийство». Что будет? Ответ заложен в названии сериала.

Социальные сети

Социальные сети обладают сильнейшим манипулятивным эффектом на массовое сознание. Социальные сети и есть массовая коммуникация – то есть массовое общение в виртуальном пространстве, человек даже находясь один, обманчиво не чувствует себя одиноким. Именно здесь клиповое мышление задействовано в чистом виде.

При обмене фото и видеоинформацией, обсуждении личных, культурных и политических событий, в мелькающих лентах социальных сетей минимум текста, лаконичные сообщения и комментарии, зато скорость и реакция на события чрезвычайно высока. Зачастую первые новости мы узнаем из социальных сетей.

Реклама

Сочетание рекламы и средств массовой коммуникации еще одно средство массовых воздействий на общество. Реклама воздействует на подсознание человека, и он подчиняется навязываемым ему психологическим установкам.

Некоторые виды манипуляции для мозаичного, клипового типа культуры –
С.К. Кара-Мурза, 2007.

Утверждение и повторение

В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления мозаичного типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ.

С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание.

Упрощение, стереотипизация

Стереотипность клипового мышления подталкивает человека к тому, чтобы некритично повторять чужие мысли, выдавая их за свои. Данный вид манипуляции основан на том факте, что человек — продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений.

Оправданием для этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без усилий и внутреннего анализа.

Вывод

«В настоящее время продолжаются совершенствоваться психотехнологии для управления поведением человека. В результате человек находится под мощным воздействием техногенной информационной и информационно-психологической среды. Развитие технической цивилизации вызвало эффект отключения способности мозга человека сознательно контролировать воздействующие на него информационные потоки.

Поэтому информация воспринимается мозгом и психикой бессознательно, что изменяет состояние и поведение человека помимо его воли и желания. Искусственно изменяя эмоциональные структуры психики становится возможным управлять не только комплексом убеждений и представлений, но и соматическими процессами. На уровне сознания субъекта это обычно отражается как вера, убежденность, устойчивое представление, мнение и прочие, что образует «ядро» личности — образ «Я» со всей многомерностью его отношений с окружающими реалиями»
. - Е.В. Поликарпова, 2002 год.

Я всё чаще задумываюсь над тем, а можем ли мы самостоятельно мыслить и принимать решения? Мы сами конструируем свою реальность, делая выбор, или этот выбор уже давным-давно был сделан за нас, во время просмотра нами очередного отвратительного ток-шоу, или вирусного видеоролика в социальных сетях? Мы усваиваем поданными СМИ упрощенные готовые образы и суждения обо всём, не задумываясь, впитываем огромное количество информации, ведь нам некогда рассуждать, и думать, что правильно и справедливо.

Сознание человека открыто для манипулятивных техник, если он не обладают понятийным, словесно-логическим мышлением, где присутствует логика и анализ, а является носителем мозаичного, клипового мышления, где решающую роль играют эмоции и чувства, то манипулятивные технологии, применяемые в отношении носителей клипового мышления, оказываются гораздо более действенными.

Спасибо, что читаете меня.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
17 комментариев. Оставьте свой
№1 Война Пользователя нет 27 августа 2019 12:46
-5
Все это сильно сказано. В действительности процент населения на которое можно так влиять мизерно мал. Скорее это теория не имеющая отношения к практике.
№2 realman Пользователя нет 27 августа 2019 13:14
+11
Цитата: Война
В действительности процент населения на которое можно так влиять мизерно мал.

Большой процент. И становится все больше. Автор, конечно, потрудился и, во многом прав, только... Совершенно правильны выводы о значимости чтения книг, поскольку, читая, мы не столько усваиваем изложенную словами на бумаге информацию, сколько создаем в своем сознании картину, описанную текстом, а в случае литературы, еще и дополняем изложенное своим жизненным эмоциональным и поведенческим опытом, проецируем на прочитанное особенности своего "Я", проживая сюжет в ассоциации себя с протагонистом или антагонистом, вписывая себя в "мир" и "время" происходящего. Но, что касается
Я помню, когда то в школе на одном уроке, вместо чтения учебника, нам показали коротенький фильм, мне это очень нравилось, потому что не было так сказать нудного чтения, и долгого обсуждения темы, а увлекательный просмотр быстро усвоился и запомнился. Достоинство клипового мышления, это высокая скорость «восприятия» информации через зрение и слух.

Неправильная ассоциация. Точнее, неприменимая. Я работал несколько лет и учителем физики и преподавателем в ВУЗе. И, как специалист, скажу. Если вы показываете аудитории фильм, не создав предварительно понятийный аппарат, знание основных закономерностей, неискушенный мозг обучаемого запечатлит только наиболее яркие картинки, образы (те самые клиповые ), без понимания сути происходящего. И, впоследствии, будет ассоциироваться именно с яркой картинкой. А вот, если эти картинки, иллюстрирующие процесс, происходящий в соответствии с теоретически обоснованными объективными законами будут подтверждены физическим опытом и хорошим, умным фильмом, тогда это вызовет долговременные ассоциации и отложится в голове навсегда. Этим и отличалась советская система образования. Теория - математический аппарат жестко привязанный к естественнонаучным описаниям - практический материал на основе знаний о природных процессах - применение полученных знаний и навыков на практике (пусть и в самом простом их виде) - исследование связей с другими отраслями человеческих знаний и деятельности - формирование единой картины мира и мировоззрения в целом. А сейчас, надо понимать, что клиповое мышление сформировано именно для того, чтобы быть сигнальными точками для определенной реакции потребителя. Как у собаки Павлова. Загорелась лампочка - выделился желудочный сок.
№3 Кот Базилио Пользователя нет 27 августа 2019 21:46
+1
good good good good good good good
№4 ПАЛЫЧ Пользователя нет 13 сентября 2019 17:12
+1
+100500 коллега! Все именно так! В молодости был ярым сторонником внедрения технических средств обучения, надеясь что они в будущем не просто облегчат туд преподавателя , но и освободят. С опытом понял что все тсо и прочая...всего навсего замена деревянной указки на лазерную, без грамотного педагога специалиста хорошо обученного методике преподавания, образование фикция.
№5 Хищник Пользователя нет 27 августа 2019 12:55
+5
Плюсую.
Больше читать, не руководствоваться негативными эмоциональными реакциями, рассматривать разные точки зрения и их глубинные основания. Подавлять "черно-белый" взгляд на события.
№6 ЗриВКорень Пользователя нет 27 августа 2019 13:16
0
Клиповая статья на мой взгляд. Повторяет упрощенные стереотипы.
Вроде и верно, но до не верности поверхностно.

По-моему автор типичный представитель клипового мышления, а статья как попытка барона Мюнхаузена вытащить себя из болота за собственные волосы.

Но за попытку плюс.
№7 ПАЛЫЧ Пользователя нет 13 сентября 2019 17:14
0
А вы бы стали читать тут на Политикусе 3-х сот страничную монографию на эту тему?
№8 Berloga Пользователя нет 27 августа 2019 13:28
+3
... еще одно заболевание молодых поколений. Я его называю не очень благозвучно - "потреблятство". Мы приучили детей потреблять, забыв про то, что необходимо научить детей еще и созидать. А это привело к тотальному оболваниванию, обезличиванию вкусов и интересов. Общая поп-культура (чаще - безо всякой культуры), общая одежда (пресловутый унисекс), общая..., общий..., общие..., и так практически во всем. А все что становится общим, в принципе не может принести ни счастья, ни удовлетворения, ни ... удовлетворенности. Человек по своей натуре - индивидуалист. Перефразируя классика скажу: все несчастны одинаково, но каждый счастлив по своему.
№9 ЗриВКорень Пользователя нет 27 августа 2019 16:33
+1
Только Вы в этом зря молодёжь обвиняете, это грех поколения 60х, они сейчас на пике этого.
№10 ПАЛЫЧ Пользователя нет 13 сентября 2019 17:21
0
Кто это мы? Я ни когда ни детей ни внуков не приучал к "потреб...у", и даже когда государство сменило парадигму образования на "предоставление услуги" в меру своих сил и возможностей противостоял этому. Так что не будем обобщать уважаемый. Но сам факт что молодое поколение намеренно уродуется в этом направлении не отрицаю. И это печальнее всего. Уйдём мы и Запад, без труда возьмет государство наших внуков без боя, тепленьким.
№11 Oldi Пользователя нет 27 августа 2019 16:19
+4
А я с автором согласен! smile Во всяком случае в том, что касается телепередач. Невероятное мыло, низкосорт и агрессия на 50% перемешанные с рекламой! shok В отсутствии критического мышления человеку сложно не попасть под однополярное зомбирование и втемяшивание одной точки зрения, одного лишь необходимого взгляда на события и окружающую среду! Страшная вещь winked Не даром бесконечные обзвоны на предмет - какие каналы смотрите, смотрите ли тв вообще и т.д. С удовлетворением отвечаю, что НЕ СМОТРЮ этот кал! Смарт телевизоры висят лишь для просмотра избранного контента по Ютубу и того же точечного интересующего контента по интернету. Никакой рекламы и никакого кала с экрана! russian
№12 ledygavrosh Пользователя нет 27 августа 2019 17:50
+3
Автор, словесно-логическое мышление - мозаично. Клиповое мышления - калейдоскопично.
№13 Исида Пользователя нет 27 августа 2019 20:08
+3
Автор явно перепутал калейдоскопичность мышления с мозаичным. Принцип калейдоскопа , когда нет логической цепочки в мышлении, информация фрагментарна и не связана, мозаичность -это когда отслеживаются причинно-следственные связи, мысли имеют цепочку логики.
№14 Anti-Nod Пользователя нет 27 августа 2019 20:17
+4
Что-то всё перепутано у автора.
№15 кирил Пользователя нет 27 августа 2019 20:32
+1
Если не хочешь, чтобы тобой манипулировали не будь массой biggrin
№16 Одиссей Пользователя нет 27 августа 2019 23:50
+4
Кстати, очень меня удручает у этого новостного сайта маниакальная тяга к видео, вместо нормального текстового изложения материала с анализом и выводами от автора статьи.
Процентный состав пустопорожних роликов, зачастую даже без комментариев от выкладывающего, просто зашкаливает. Вот тебе и клиповое мышление во всей красе.
№17 schuktja Пользователя нет 28 августа 2019 17:04
+1
Цитата: Одиссей
Кстати, очень меня удручает у этого новостного сайта маниакальная тяга к видео, вместо нормального текстового изложения материала с анализом и выводами от автора статьи.
Процентный состав пустопорожних роликов, зачастую даже без комментариев от выкладывающего, просто зашкаливает. Вот тебе и клиповое мышление во всей красе.

Ох как с вами согласен. Да и на просмотр видео нужно много времени. Это несколько раздражает.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.