Почему российская клубника намного дороже южноамериканской?

Почему российская клубника намного дороже южноамериканской?

Фото: pasja1000 / pixabay

Госдума РФ 26 июля единогласно приняла уже во втором чтении правительственный законопроект о снижении НДС для фруктов и ягод, включая виноград, с 18% до 10%. Данную норму запланировано ввести в действие с 1 октября с.г. Но поможет ли она хотя бы замедлить рекордный рост цен на эти продукты с начала весны текущего года? По крайней мере, до октября удорожание фруктов и ягод точно продолжится...

По данным профильных экономических агентств («Ромир», KPMG, «АгроРос», AgRosNG и др.), реальный рост цен на фрукты, ягоды и овощи отечественного производства, включая переработанную продукцию, в рознице за март-июнь составил минимум 13-15%; июль, по предварительным данным, добавил еще 5-6% по этому ассортименту. Российские свежие смородина, вишня, клубника, малина, клюква, крыжовник, брусника, земляника, груша, слива стали к началу августа дороже в рознице на 20-35% в сравнении с тем же периодом-2018; продукты их переработки и замороженные аналоги поднялись в цене в том же временном сопоставлении примерно на 15%.

Причем упомянутые свежие фрукты и ягоды российского производства всё чаще оказываются дороже аналогов из дальнего зарубежья: к настоящему времени эта разница превышает 25%, а то и 30% по большинству товаров означенного ассортимента.

К слову, продолжает дорожать и импорт из ближнего зарубежья, хотя и в несколько меньших пропорциях в сравнении с отечественными плодами. При этом по росту цен на продукты Россия существенно обгоняет ЕС. По данным Росстата от 23 июля с.г., в сравнении с декабрем 2018 г. в июне 2019-го больше всего подорожали овощи — на 12,7%. А в ЕС они стали дороже только на 3,1%. В РФ фрукты повысились в цене на 11,2%, в ЕС - на 3,5%, хлебобулочные изделия и крупы — соответственно, на 4,7% и только на 1,3%.

Казалось бы, лето — самое подходящее время для роста производства и спроса на фрукты и ягоды, и столь высокие планки их удорожания в РФ, по крайней мере, нелогичны. Но рыночная экономика в ее современной российской интерпретации диктует свои правила, порой — едва ли не парадоксальные.

Во-первых, по оценке AgRosNG, «АгроРос» и ряда других профильных агентств (июль с.г.), реальное совокупное (т. е. государственное и коммерческое) финансирование российских агропроектов, включая перерабатывающий сектор, за время введения в РФ антизападного продэмбарго (с августа 2014 г.), составило не более 60%. Прежде всего, из-за ускоренного с осени 2014-го валютно-курсового обесценивания рубля, понижающего, естественно, реальное финансовое наполнение таких (да и других) экономических проектов. Как следствие — государство и бизнес предпочитают экономить на капиталовложениях и субсидиях во избежание эффекта «шагреневой кожи» с обесценивающимися рублями...

Вдобавок максимально затруднен доступ российского государства и бизнеса к зарубежными финансовым рынкам ввиду небезызвестных западных санкций, фактически распространяющихся на все производственные проекты в РФ. Из-за чего максимально сужены возможности внешних заимствований для реализации российских проектов, в том числе агропромышленных.

Смежная причина столь резкого удорожания отечественных плодов и ягод — сохраняющаяся зависимость от импортного оборудования в сфере пищепрома и в целом в АПК.

Уровень износа в этом сегменте, по имеющимся данным, ко второму полугодию 2019 г. превысил 50%. Но технологическое обновление здесь по линии импорта тоже затруднено из-за санкций, а производство отечественного оборудования опять-таки финансируется максимум наполовину ввиду, главным образом, того же обесценивания рубля и очевидных последствий этого.

Плюс к тому сказывается растущее отставание инфраструктуры АПК от реальных потребностей. Это — возрастающая нехватка профильных перевозочных средств, технологически эффективных хранилищ, перегрузочной, складской техники для продукции. Дефицит инфраструктурного обеспечения в АПК, по оценкам экспертов Минсельхоза РФ и упомянутых профильных агентств (июль с.г.), уже превышает треть. И пока нет оснований полагать, что такой тренд радикально изменится в обозримой перспективе. А в результате уровень потерь/порчи при транспортировке сельхозпродукции от мест производства до розницы — не ниже трети.

Сказывается и то обстоятельство, что перевозочные компании, включая РЖД, тоже страхуются от дальнейшего обесценивания рубля. Нехватку специализированных перевозочных, перегрузочных и т. п. средств они стремятся компенсировать ростом перевозочных тарифов. По оценкам многих агропредприятий ЮФО и СкФО (июнь с.г.), реальный уровень этих тарифов к концу первого полугодия 2019 г. повысился минимум на 11-13% в сравнении с тем же периодом прошлого года. В результате перевозимая продукция автоматически дорожает при ее сбыте.

Поскольку минимальное расстояние перевозок продовольственных грузов в РФ составляет 350 км, то определенное число производителей/грузоотправителей отказывается от перевозок ввиду их дороговизны, что, естественно, увеличивает объемы порчи/потерь продукции. Либо увеличивает отгрузочные расценки на неё, чтобы как-то возместить удорожание перевозок. Понятно, что повышение этих цен тоже ведёт к подорожанию продовольственных товаров в рознице.

Естественно, что удорожание стоимости сухопутных перевозок в РФ распространяется и на плодово-ягодный импорт. Но практически во всех странах-поставщиках государством куда в больших объемах, чем в РФ, компенсируются издержки сельхозпроизводителей/поставщиков.

Ситуация с железнодорожными перевозками продовольствия обсуждалась на конференции в Госдуме 15 июля с.г. по теме «Итоги тарифного регулирования перевозок скоропортящихся грузов». В ходе дискуссии выяснилось, что не выполняются поручения руководства страны по стабилизации перевозочных расценок на эти грузы. В итоговой резолюции форума отмечено: «Изменения в тарифной политике (в РЖД. — И.П.), введенные в действие с 2012 года, обусловили рост тарифной стоимости перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах (основное средство для перевозки сельхозсырья. — И.П.). Что является одним из основных факторов, ограничивающих развитие рынка перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом».

Уточняется, что в соответствии с поручением президента РФ В. Путина от 19 октября 2015 г. ФАС России, Минэкономразвития, Минтрансу РФ совместно с ОАО «РЖД» дали поручение подготовить предложения по сдерживанию роста этих тарифов. Но «уже четвертый год поручение президента не выполняется. Владельцы рефрижераторных контейнеров несут колоссальные убытки. В результате, падает и общий объем грузоперевозок железнодорожным транспортом». Вот и получается едва ли не замкнутый круг первопричин как плодово-ягодной, так и вообще продовольственной дороговизны.

Потому, например, отечественные клубника или крыжовник со смородиной и малиной в российской рознице дороже, чем те же продукты из Турции, Египта, Израиля, Китая, Ирана, Пакистана и даже из Чили, Аргентины, ЮАР. Скажем, в расчете на условную единицу плодоовощной продукции совокупные, т.е. прямые и косвенные госдотации в упомянутых странах дальнего зарубежья не первый год минимум втрое выше, чем в РФ (в евро или долларах). Выше эти дотации и в странах ближнего зарубежья.

Как считает руководитель Центра компетенции KPMG Виталий Шеремет, «самую большую цену за обеспечение импортозамещения заплатил потребитель, так как подорожали не только продукты, запрещенные к ввозу с Запада, но и производимые в России. Цены на продовольствие растут, в основном, из-за низкой платежеспособности рубля и потому, что российские производители сельхозпродуктов до сих пор во многом зависят от иностранных поставщиков дорогостоящих оборудования, кормов, посадочно-семенного материала».

Похожее мнение у члена генсовета «Деловой России» Алексея Савина: «Цены у нас зависят, прежде всего, от курса рубля к доллару, по прогнозам в августе-сентябре доллар будет дорожать до 66-67 рублей. Потому снова вырастут в цене импортные и российские товары, в том числе все овощи и фрукты».

Словом, реальное продовольственное импортозамещение напрямую связано именно с системной государственной политикой в АПК и смежных отраслях. Очевидно, что она не может ограничиваться только снижением «фруктового» НДС.

Речь идет, не в последнюю очередь, и о поддержке государством платежно-покупательской способности национальных денег, включая сдерживание дальнейшего падения рубля к инвалютам; о дееспособном госрегулировании цен и тарифов; о надлежащем уровне господдержки отечественных товаропроизводителей. Представляется также целесообразным введение ограничений (квот) на объемы импорта тех сельхозпродуктов, производство которых в стране способно с лихвой обеспечить ее внутренние потребности.

Игорь Плянко
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
24 комментария. Оставьте свой
№1 Азаат Пользователя нет 11 августа 2019 12:30
+3
А что у нас об этом скажет начальник транспортного цеха...
№2 vk_9831740 Пользователя нет 11 августа 2019 12:57
+8
"Начальник транспортного цеха" скажет спасибо ЕР и лично товарищу Медведеву за СУМАСШЕДШИЙ, НИ ЧЕМ НЕ ОПРАВДАННЫЙ, РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО!!!
№3 alexkras Пользователя нет 11 августа 2019 13:37
+4
Цитата: vk_9831740
Начальник транспортного цеха" скажет спасибо ЕР и лично товарищу Медведеву за СУМАСШЕДШИЙ, НИ ЧЕМ НЕ ОПРАВДАННЫЙ, РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО!!!

Так у нас правительство антинародное, вся остальная часть управления России белая и пушистая? Теперь буду знать.
№4 baribas50rus Пользователя нет 11 августа 2019 17:07
+4
Рыба гниёт с головы!
№5 Dimmer Пользователя нет 11 августа 2019 18:41
0
Они власть законодательная, поэтому да они виновны.
№6 lehomor Пользователя нет 11 августа 2019 14:14
+11
Цитата: vk_9831740
"Начальник транспортного цеха" скажет спасибо ЕР и лично товарищу Медведеву за СУМАСШЕДШИЙ, НИ ЧЕМ НЕ ОПРАВДАННЫЙ, РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО!!!

Вот проснутся *лавины" и они вам обьяснят,что вы потпиндосник и смените методичку biggrin И вообще всё вы врёте.
№7 sasha3513 Пользователя нет 11 августа 2019 14:20
+5
applodisment biggrin
№8 lehomor Пользователя нет 11 августа 2019 17:11
+2
Цитата: sasha3513
applodisment biggrin

В соседней ветке уже резвиться.Лепит минусы даже тем кто против Навального. biggrin
№9 Кот Базилио Пользователь на сайте 11 августа 2019 18:55
-1
lols lols lols
№10 VSZ Пользователя нет 11 августа 2019 12:43
+8
"Словом, реальное продовольственное импортозамещение напрямую связано именно с системной государственной политикой в АПК и смежных отраслях. Очевидно, что она не может ограничиваться только снижением «фруктового» НДС."

Да неужели dumaet . Помнится об этом говорят уже ...надцать лет, не считая ххх количества "майских" указов!
Зато зерна собрали больше всех и благополучно продали любимым друзьям, оставив себе категорию "для скота", а то и хуже. Правда закупив некоторое количество нужного зерна (для нужных людей???). Позакрывав всех производителей с/х техники и взамен устроив "отвертку", свои сорто.станции и животноводство заменив импортом и т.д. , и т.п. А кредиты с/х производителям? facepalm Один раз стихия и неурожай и до свидания фермер...
№11 сми Пользователя нет 11 августа 2019 12:57
+6
В октябре снизить НДС!!!! Как этих, с позволения сказать, людей назвать?
№12 vk_9831740 Пользователя нет 11 августа 2019 15:14
+5
Как "этих людей назвать"? Да таких слов ещё не придумали!
№13 sasha3513 Пользователя нет 11 августа 2019 13:21
+8
НДС у нас с 1 января 20%.
Снижение НДС на фрукты и ягоды ничего не изменит. У нас других налоговых и не налоговых платежей море. Цены на электричество, тепло, воду и т.д растут по 2 раза в год. Так что самые дешевые фрукты, ягоды и овощи могут быть только выращенными в собственном саду(огороде, на даче) своими руками.
№14 Dimmer Пользователя нет 11 августа 2019 18:42
0
оно не на всё 20 процентов.
№15 Solramos Пользователя нет 11 августа 2019 13:33
+8
Наши фрукты и овощи дороже забугорных? Ну чтож. Политика импортащамещения даёт свои плоды.
№16 sasha3513 Пользователя нет 11 августа 2019 13:47
+3
Особенно телевизионное импортозамещение.
№17 Guliver69 Пользователя нет 11 августа 2019 14:13
+6
Потому что гладиолус. Потому что барыги. Потому что они прежде всего думают о своих карманах. Вообщем не задавайте дурацких, риторических вопросов. На все вопросы один ответ: капитализм! Сволочная система, при которой всегда будут лишними и интересы родины и люди.
№18 lehomor Пользователя нет 11 августа 2019 14:20
+4
Цитата: sasha3513
Позакрывав всех производителей с/х техники и взамен устроив "отвертку", свои сорто.станции и животноводство заменив импортом и т.д. , и т.п. А кредиты с/х производителям?

Во всех странах ЕС государство субсидируют своих производителей.Иначе финская клубника не могла бы быть дешевле краснодарской и даже подмосковной
№19 Timych Пользователя нет 11 августа 2019 14:44
+4
Хрен с ним фрукты. В пятерочке, моя любимая килька в томате 89-97 руб. Год назад стоила 35 руб. Вот где жесть то.
№20 Кот Базилио Пользователь на сайте 11 августа 2019 19:02
-1

Зайдите на сайт украинской торг.сети"СIЛЬПО".Только в обморок не падайте fellow biggrin
№21 kosintsevv Пользователя нет 11 августа 2019 15:02
+8
В итоге: Реальное импортозамещение располагается на дачной грядке и на садовом участке. Недорого! С рыбой и мясом - сложнее, хотя сосед по участку каждую весну покупает цыплят, лето выращивает их и на зиму мясом обеспечен. Вот рыбного водоема пока ни у кого не видел, но все озера в округе приватизированы, везде рыбалка платная или запрещена, якобы рыбу выращивают, но рыбы на прилавках, тем более - дешевой, не видно.
№22 кирил Пользователя нет 11 августа 2019 21:17
+1
Видимо потому, что в Ю.Америке меньше нахлебников на шее крестьянина сидят чем у нас.
№23 Бийчанин Пользователя нет 11 августа 2019 21:25
+2
Цитата: alexkras
Цитата: vk_9831740
Начальник транспортного цеха" скажет спасибо ЕР и лично товарищу Медведеву за СУМАСШЕДШИЙ, НИ ЧЕМ НЕ ОПРАВДАННЫЙ, РОСТ ЦЕН НА БЕНЗИН И ДИЗЕЛЬНОЕ ТОПЛИВО!!!

Так у нас правительство антинародное, вся остальная часть управления России белая и пушистая? Теперь буду знать.

Вы можете назвать хоть один пронародный закон от нашего правительства?
№24 Бийчанин Пользователя нет 11 августа 2019 21:30
+3
По мне автор бредит или заведомо искажает факты.
"В России большие транспортные издержки, поэтому выше цены"
Интересно когда с ЕС везут эту клубнику расстояния сокращаются?
В России на цены влияет запредельно дорогие энергоносители при местной их добыче..
А самый основной момент это то что наши "любимые" торговые сети предпочитают работать с зарубежным крупным поставщиком, откилывая нашего на мелко розничный рынок на котором он не способен повысить объем, а часто и реализовать весь выращенный урожай..
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.