Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

Морские маневры в степях Украины

Морские маневры в степях Украины

Фото: oadtz / pixabay

В Бердянске планируется создание украинской военно-морской базы. Сюда уже переброшены малые бронированные артиллерийские катера «Кременчуг» и «Лубны».

В курортном Бердянске на улице Горького, в нескольких метрах от Азовского моря застыл на постаменте торпедный катер проекта 123К («Комсомолец»). Он установлен здесь в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне при активном содействии главкома ВМФ СCCP Сергея Георгиевича Горшкова в память о подвигах моряков Азовской военной флотилии. Восемь лет назад мы, участники международного автопробега ветеранов Военно-морского флота СССР, в торжественной обстановке укрепили на постаменте мемориальную табличку в честь адмирала Горшкова. В 2015 году городские власти отреставрировали памятник. В конце сентября меня, отправлявшегося в Бердянск, друзья-ветераны просили узнать, осталась ли на постаменте наша табличка. Спешу успокоить: и старая 1975 года, и наша на месте. Новые украинские власти лишь нарисовали на корме советского боевого катера украинский флаг. Нонсенс, конечно, но таковы реалии.

Кузница сомнительных проектов

Неподалеку от места, где установлен катер-памятник, находились учебные классы Бердянской морской школы, которую я с отличием окончил в 1970 году. Преподаватели, рассказывая нам о действиях моряков Азовской флотилии в годы Великой Отечественной, упоминали об основных характеристиках этого торпедного катера с дюралюминиевым корпусом. «Комсомолец» (полное водоизмещение – 20,5 тонны) был создан для внезапного маневра, молниеносного боевого удара и быстрого отхода из зоны поражения. Основное вооружение – два 533-мм торпедных аппарата трубного типа. Серийные «Комсомольцы» вооружались четырьмя 12,7-мм пулеметами ДШК в двух спаренных установках УК-2. Из элементов пассивной защиты можно отметить семимиллиметровую противопульную броню на рубке и дымовую аппаратуру.

Зачем вспоминаю характеристики этого катера, построенного почти 80 лет назад? Дело в том, что накануне моего приезда в Бердянский морской порт, расположенный в двухстах метрах от памятника, доставили на трейлерах и спустили на воду два малых бронированных артиллерийских катера проекта 58155 – МБАК Р177 «Кременчуг» и Р-178 «Лубны». Отправлять их своим ходом в акваторию Азовского моря военно-морские силы Украины не решились в первую очередь из-за показателей по дальности плавания. Основные характеристики катеров: длина – 20,7 метра, ширина – 4,85 метра, осадка – 0,88 метра. Экипаж – пять человек. Катера оснащены 30-мм пушками и пулеметами калибра 7,62 миллиметра. Также на вооружении гранатометы КБА-117.

Как известно, обстановка в Азовском море осложнилась в конце марта, когда пограничники незалежной задержали наш сейнер «Норд». После этого Россия усилила меры безопасности, в частности ужесточила досмотр судов, следующих в украинские порты через Керченский пролив. Теперь Киев постоянно жалуется на эти проверки, обвиняет Москву в препятствовании судоходству в Азовском море. Мы со своей стороны напоминаем, что осмотры проводятся в соответствии с международным морским правом. Судовладельцы претензий по этому поводу не высказывают.

Но киевские власти использовали факты досмотра как повод усилить военное присутствие в курортном регионе. О базе на Азовском море в ВМСУ грезят еще с 2016 года. Тогда командующий военно-морскими силами Украины вице-адмирал Игорь Воронченко заявил в администрации Бердянска: пора прекратить безнаказанность Черноморского флота России на Азове. Вице-адмирал описал, как именно собирается это делать. По его словам, Бердянск требуется как можно скорее превратить в полноценную украинскую военно-морскую базу. Воронченко выразил надежду, что вскоре город «станет местом постоянной дислокации для многих подразделений береговой артиллерии и одного-двух дивизионов артиллерийских катеров». Чтобы эту сказку хотя бы попытаться сделать былью, в Киеве с 2016 года собираются сформировать отдельные Черноморский и Азовский военно-морские районы. Штаб второго предполагается расположить именно в Бердянске.

Однако реально созданием здесь ВМБ Украина занялась лишь 16 сентября текущего года. В Бердянске уже базируется 501-й отдельный батальон морской пехоты, сюда были переброшены «Кременчуг» и «Лубны», которые составят основу бронекатерного дивизиона. По словам секретаря комитета Верховной рады по нацбезопасности и обороне Ивана Винника, первоначально база будет использовать инфраструктуру торговых портов, а в дальнейшем возможно строительство дополнительных причалов военного применения. Береговую линию украинского Приазовья планируется укрепить ракетными бункерами и артиллерийскими системами. Наконец, командование ВСУ собирается регулярно проводить в районе Азовского моря общевойсковые учения, задействуя в маневрах как сухопутные, так и военно-воздушные силы для отработки «вероятного вторжения российского десанта с моря». Ожидается, что до конца нынешнего года в Бердянск перебросят остатки Южной военно-морской базы из Николаева, которая находилась до 2014 года в Донузлаве.

Морские маневры в степях Украины

На данный момент реальность такова, что кроме как парой бронекатеров военное присутствие в акватории Азовского моря усилить нечем. Строительство малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») постоянно затягивается. Закладка двух первых, предназначенных для ВМСУ, была произведена на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве 25 октября 2012 года. Согласно первоначальным планам Министерства обороны Украины до 2017-го намечалось построить для ВМС Украины девять катеров типа «Гюрза-М». Первые два должны были поступить заказчику к концу 2013-го, однако из-за недостаточного финансирования и низкого качества работы «Ленинской кузницы» работы значительно затянулись, а в декабре того же года МОУ вообще расторгло контракт с заводом, планируя передать контракт на другое предприятие.

Строительство бронекатеров возобновилось осенью 2014-го уже в качестве «чрезвычайного военного заказа», дополнительным фактором в пользу их достройки стала принадлежность завода «Ленинская кузница» коммерческим структурам, контролируемым нынешним президентом Украины Петром Порошенко. Спуск на воду БК-01 (заводской номер 01023, получил название U 174 «Аккерман») и БК-02 (01024, U 175 «Бердянск») состоялся в Киеве в ноябре 2015 года, после чего оба катера были переправлены для доукомплектования и проведения испытаний в Одессу на ОСП «Судоверфь «Украина» (бывший СРЗ имени 50-летия советской Украины), входящее в состав ГП «Одесский морской торговый порт».

7 апреля 2016 года на ПАО «Завод «Ленинская кузница» в Киеве состоялась церемония закладки для ВМСУ еще четырех малых бронированных артиллерийских катеров проекта 58155 с заводскими номерами с 01028 по 01031. Бронекатер «Гюрза-М» разработан украинским предприятием «Казенный исследовательско-проектный центр кораблестроения» (Николаев) и является дальнейшим развитием проекта 58150. Две единицы по нему были построены «Ленинской кузницей» в 2004 году для пограничной службы Узбекистана на американские средства (5,6 млн долл.). Катер проекта 58155 крупнее своего прототипа, имеет полное водоизмещение 50,7 тонны, длина – 23, ширина – 4,8 и осадка – один метр. Максимальная скорость «Гюрзы-М» – до 25 узлов, дальность плавания экономическим ходом – 700 миль, автономность – пять суток. Экипаж – пять человек.

Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 «Катран-М» производства ГП «Николаевский ремонтно-механический завод», представляющих собой вариант БМ-3 «Штурм» для бронетехники. Каждый «Катран-М» включает 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТУР «Барьер» с лазерной системой наведения. Катер оснащен оптико-электронной системой управления огнем и наблюдения «Сова», располагает комплектом переносного ЗРК. Но когда эта техника поступит на вооружение ВМСУ и появится ли в Бердянске – сказать никто не может.

Тактика «волчьей стаи»

С декабря 2016-го в Киеве строятся первые два быстроходных бронированных десантно-штурмовых катера типа «Кентавр» (проект 58181). Каждый, как планируется, будет способен со скоростью 35 узлов доставлять к побережью взвод спецназа численностью 28–32 бойца. И прикрывать высадку реактивной системой залпового огня, а также крупнокалиберными пулеметами или 30-мм (40-мм по стандартам НАТО) автоматическими артустановками. Исходя из этих ТТХ будущие «Кентавры» тоже скорее всего начнут службу не в Черном, а в Азовском море.

Предполагается, что малые катера ВМСУ, приписанные к Бердянску, будут использовать тактику «волчьей стаи», разработанную подводниками кригсмарине в годы Второй мировой. Украинские моряки подогнали ее под современные условия и свои возможности и рассчитывают одновременно атаковать несколькими легкими бронекатерами один крупный корабль противника. По их задумке, фрегат или ракетный крейсер не сможет сопровождать сразу несколько целей и не успеет нанести огневое поражение всем боевым единицам так называемого москитного флота, стремительно направляющимся к цели.

27 сентября наблюдал по украинскому телевидению состоявшуюся в Балтиморе (США) церемонию передачи Украине двух катеров проекта Island, в которой принимали участие президент Петр Порошенко и вице-адмирал береговой охраны США Майкл Макалистер. Построенные в 1988 году, они почти 30 лет прослужили в береговой охране на Атлантике, после чего их списали и отправили на консервацию. Характеристики катера Island: длина – 34 метра, максимальная скорость – 56 километров в час, автономность – пять-шесть суток, экипаж – 16 человек. На вооружении 25-мм автоматическая пушка M242 Bushmaster и два пулемета калибра 12,7 миллиметра М2. Из навигационного оборудования – радиолокационная станция общего обнаружения AN/SPS-73.

Однако неизвестно, останутся ли пушки и средства связи на катерах. Грузия, которая раньше также получила от США катера Island, приняла их уже без оборудования. Заместитель начальника штаба командования ВМС ВСУ Андрей Рыженко заявил, что техническое состояние позволит использовать эти корабли еще как минимум 15 лет и они смогут «выполнять задачи в составе сил НАТО и ЕС, как того требует военная доктрина Украины».

Американские катера прибудут в Одессу в конце 2019-го. С января по июнь запланированы восстановительные работы и дооборудование катеров в присутствии представителей ВМСУ. Летом 2019-го украинские экипажи пройдут обучение в Балтиморе, а в ноябре-декабре Island должны транспортировать в порт Одессы и привести в рабочее состояние с помощью экспертов береговой охраны США. Когда эти катера появятся в Бердянске, сегодня никто не знает.

Процесс передачи катеров демонстрировался по всем украинским каналам, ведущие захлебывались от восторга. Им невдомек, что это еще одно наглядное подтверждение деиндустриализации страны. Ведь на момент обретения независимости Украина была способна строить авианосцы, а сегодня получает из США два сторожевых катера, бывших в употреблении.

В Бердянске будут базироваться и прошедшая 11 сентября через Керченский пролив построенная на Щецинской судоверфи в Польше в 1969 году плавмастерская «ПМ-9» (теперь это судно управления ВМСУ «Донбасс») и морской буксир «МБ-30» (ныне «Корец») проекта 745, спущенный на воду в Ярославле 45 лет назад. Как рассказали местные жители, обе боевые единицы проследовали в Мариуполь. В Бердянске я этого по выражению опытных моряков «металлолома» не обнаружил.

Но какая шумиха поднята в украинских СМИ! Капитан первого ранга Дмитрий Коваленко, руководивший переходом кораблей, заявил агентству «Укринформ», что обстановка была «нервной», они готовы были вступить в бой с российскими пограничниками. «Все заряжено было. Два человека в полной экипировке стояли на видном месте, чтобы россияне видели. Все остальные, тоже полностью экипированные, были готовы в любую минуту выбежать… Пожарные рукава разложили, чтобы их смывать, если бы полезли», – приводит агентство слова Коваленко. Мне, прослужившему в ВМФ около 40 лет, даже стыдно комментировать этот бред. С точки зрения современного морского боя подобное утверждение – просто дремучая некомпетентность. Кого они собрались пугать пулеметами и пожарным шлангом? Российские корабли?

Подобные перлы украинские СМИ тиражируют вполне серьезно. А еще регулярно твердят о якобы готовящихся актах «российской агрессии» в Азовском море. Там, как сказал в конце мая бывший замминистра обороны Украины адмирал запаса Игорь Кабаненко, возникла «гибридная угроза вторжения» – ВМФ России якобы проводит военные учения на море «крайне близко» к украинским берегам.

Ранее вице-адмирал Сергей Гайдук неоднократно предлагал использовать радикальные методы для «сдерживания российской агрессии». В конце июля экс-командующий ВМСУ предложил обезопасить побережье страны, заминировав Азовское море.

Но нервы у российских военных крепкие, считает член Совета Федерации Франц Клинцевич: «Провокации Украины в Азовском море будут продолжаться. Но ничего из этого не получится».

Бывший начальник штаба Черноморского флота РФ вице-адмирал Петр Святашов убежден, что Бердянск не подходит для создания ВМБ, которая должна обладать свободным выходом в открытое море. Киеву же придется всякий раз запрашивать разрешение у России. По словам адмирала, в Азовском море украинский флот способен только «рыбу глушить». Он назвал чушью и глупостью создание базы в таком месте.

Строительство Украиной ВМБ в Бердянске с целью «дать отпор агрессивным действиям РФ» вызывает недоумение даже за океаном. В случае конфликта Россия затопит корабли, что есть у ВМСУ на Азове и уничтожит ВМБ в считаные минуты, считает журнал The American Conservative, как в свое время была разгромлена в течение 48 часов Грузия. При этом издание со скепсисом ставит риторический вопрос: будут ли в таком случае США перебрасывать туда свой флот, чтобы защитить права Украины? В журнале подчеркнули, что Азовское море является исторически российским, как Чесапикский залив – американским.

И последнее. В течение десятилетий Украина и Россия спорили о разграничении Азовского моря, однако окончательного раздела так и не произошло. Фактически сейчас граница между двумя странами есть лишь по дну моря, а не по воде. В 2003 году президенты Леонид Кучма и Владимир Путин подписали соглашение, согласно которому Азовское море стало внутренним для обеих стран. Но в последнее время из Киева все чаще звучат угрозы разорвать соглашение о совместном пользовании Азовским морем. Но если украинская сторона решится на это, то Керченский пролив станет недоступен для ее судов. А ВМБ в Бердянске прекратит свое существование в зародыше.

Валерий Громак
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
19 мнений. Оставьте своё
№1 izlatvii 5 ноября 2018 10:10
+3
Зря смеётесь. Бердянск - это круто. Не то что ваш какой -то там овеянный славой Севастополь. putin
№2 трастовый 5 ноября 2018 11:10
+11
ценю вашу иронию...хи-хи!!
№3 S-E-R-G 5 ноября 2018 11:45
+5
Смешно...Но ведь твари, кровушки попьют.
№4 izlatvii 5 ноября 2018 16:32
+5
Не все заценили. Вон скока минусов понаставили. Хотелось жэ ж в скобках написать - чёрный юмор. Но потом подумалось: люди тут не тупые - сами вьедут. Не въехали. Даже уважаемый мной как писатель ZMAI отметился.
№5 трастовый 5 ноября 2018 18:47
+6
барышня..вы смайлики пихайте..А то у меня,давеча,случай был...и смайликов понаставил..все равно--не помогло))))))ПРИВЕТ из Одессы)))
№6 Сантехник 5 ноября 2018 10:33
+20
Одной заправки Гюрзы-М как раз хватит со скоростью 25 узлов смотаться от Бердянска к Крымскому мосту, посмотреть, поскрежетать зубами и вернуться обратно. Всего-то 7 часов и 4 тонны дизтоплива. Потом опять придётся у проклятых небратьев топливо закупать.
№7 lancet 5 ноября 2018 10:46
+6
Такая база, такая база... Уже Кац в сильном испуге предлагает сдаться...
№8 алекс-волга 5 ноября 2018 11:00
+8
«Все заряжено было. Два человека в полной экипировке стояли на видном месте, чтобы россияне видели. Все остальные, тоже полностью экипированные, были готовы в любую минуту выбежать… Пожарные рукава разложили, чтобы их смывать, если бы полезли»

Кого смывать? Тех, кто был готов выбежать? shok
Не, ну я конечно понимаю... правосеки там, гомосеки, или прости господи "западленцы", Галиция ... bad
Вонючие, тупые, "цивилизационный мусор", т.с. ... crazy
Но за борт, струей из пожарного шланга? shok
Жестко... spiteful
----------
Когда нас жизни учит кто то, я весь немею.
Житейский опыт идиота я сам имею.
№9 Валерич 5 ноября 2018 11:04
+7
УкроЫксперды на российских ТВ постоянно твердят о том, что Россия "гибридно" воюет с Украиной, поэтому на Донбассе нет применения авиации (хотя на это иногда с издевкой пытаются сказать, мол, у нас ПВО хорошее, Россия "боится"... - без комментариев dumaet ); например, поставляет танки и вооружение "местным бандитам" (в которые записаны все жители ДНР и ЛНР). Ну предположим, что так называемые "сепаратисты" не в шахтах нашли свои танки. Так а что мешает точно так же не в шахтах найти пару современных ракетных или торпедных катеров, да потопить пару-тройку "боевых кораблей" укронедофлота?

И вот тут закавыка. Мы говорим: ВСН танки и прочее вооружение добыли в бою или из еще советской консервации. А у укров нет флота и нормальных кораблей - добывать нечего! Поэтому у ВСН нет флота и они не воюют на воде. И крымский хлам, так и не забранный Киевом, тоже к войне не приспособлен - Киев потому и не забирает, ибо денег нет и хлам (они сами это признают, правда с традиционной оговоркой про Россию и про "три подсигара, три магнитофона...").

Таким образом, получается логическая ловушка: либо у Украины нет никакого флота (и поэтому его нет у ДНР), либо флот у Украины есть, но тогда нет гибридной войны России с Украиной, ведь тогда бы "шахтеры" ДНР нашли бы в шахтах пару катеров и раздолбали бы будущую бердянскую флотилию еще на выходе откуда-нибудь из Одессы.

P.S. Тут недавно поинтересовался термином "Гибридная война". Как оказалось, доктринального толкования, выработанного военной наукой, до сих пор нет. Термин впервые появился в 2015 (!) году. В сентябре 2016 он был упомянут Обамой на Генассамблее ООН. Следовательно, заочный вопрос укроэкспертам и прочим поклонникам запада и либеральных "ценностей": почему якобы войну якобы России с Украиной якобы с 2014 года "задним числом" обозвали "гибридной"? Термин некуда было деть? facepalm Или вновь не знаете, что там на самом деле происходит?
P.P.S. В 2014 и частично в 2015 году запад тоже никак не мог договориться внутри себя, "оккупирован" Крым или "аннексирован". Это подтверждало, что они не знали, как прицепить действительность к негативной юридической конструкции. В итоге только в конце 2015 года договорились, что Крым - "аннексирован", а Донбасс - "оккупирован". Фарисейство и лицемерие - вот и вся суть западной политики.
----------
Мы - не Запад и не Восток. Мы - СЕВЕР! (с) М. Задорнов
Мы русские - какой восторг! (с) А. Суворов
№10 трастовый 5 ноября 2018 11:26
+10
Автору--спасибо за подробную и содержательную статью!...уточнение..--по катерам,которые пеця радостно обмывал в Балтиморе..Катера "айленд"..--не боевые,а предназначены для береговой охраны и спасения на море..на них отсутствует вооружение,демонтированы дизельные двигатели,рлс,средства связи и навигационные приборы....корпусы имеют возраст--40!!!! лет...информация--канал"ИНТЕР"..... кому нужен этот хлам?..а их еще нужно "допереть" из сша в укрейн!!это сколько ж бабла отмоет пеця на своей "ленинской кузне"???................пояснение--наличие катеров--это не означает "БАЗА"..т.к. база-сложнейшее и ДОРОГУЩЕЕ инженерное и инфраструктурное сооружение--начиная от причальных стенок и лоцманских станций и заканчивая общежитиями и детскими садиками,не говоря уж о госпиталях и железнодорожных путях для подвоза боеприпасов!!..базы создаются десятилетиями..а не бумажными распоряжениями!!!Россия более 200 лет строила базу в КРЫМУ!!!....)))..это--УНИКАЛЬНОЕ сооружение..и цены --НЕ СЛОЖИТЬ!!!..сотни тысяч жизней--цена!!
№11 дядя Толя 5 ноября 2018 12:52
+2
Вы просто не в теме. Никто не ставит цель создать подобие флота и базы на Украине. Поэтому напрасно считаете переданные катера береговой охраны хламом. Этот хлам нужно будет оборудовать и подремонтировать. А это огромное поле для пиления бабла. Чем больше корабль и чем больше кораблей в ремонте, тем лучше. Не думайте, что там идиоты одни, которые ничего не понимают. Все понимают и все знают. Сколько десятилетий смеялись над ПЛ "Запорожье". Дураки смеялись, а командование ВМС Украины строило дома, покупало квартиры, машины, получало очередные звания и сопутствующие привилегии. Не считая обналички и вывода бабла. И все это благодаря старой лодке. Так и с этими катерами. Украина еще ждет каких-то фрегатов на шару. И я их понимаю. Чем больше хлама, тем больше денег. Пока дурачки посмеиваются, люди деньги делают. Дурачки останутся при своих, а там миллионы мутяться.
№12 трастовый 5 ноября 2018 18:51
+5
ДЯДЯ ТОЛЯ...дарагой..я ж так и накропал..."это ж сколько бабла отмоет пеця на своей "ленинской кузне"?..читайте внимате...тщательнее!!!
№13 Хищник 5 ноября 2018 12:54
+5
Шланги разложили - это правильно. Вдруг бы на борт полезли подводные эскадроны бронекопытных бурятов.
№14 SPEKTOR GLADIUS 5 ноября 2018 16:10
+1
Готовится использование "Бронекораблей" по аналогу "Бронепоездов".
№15 трастовый 5 ноября 2018 18:52
+5
шикарный катер...ну и шо???
№16 Kostin 5 ноября 2018 18:00
0
На фото передовой украинский авианосец имени Мазепы. Специально из дерева, чтобы радары не видели, украинская стелс технология. И авиакрыло на палубе уже готово к взлету, ждут команду.
№17 кирил 5 ноября 2018 20:05
0
Ну база в Пердянске-это слишком мелко для Великой Шумерии-надо создавать Пердянский флот. biggrin
№18 вездеход 5 ноября 2018 22:09
0
Сильна Украина своими шлюпками. (((
№19 69tKDkATQ1cDSSA 6 ноября 2018 17:08
-1
gfhgjbhgfy