Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16233 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Очередной удар по портовой экономике Латвии: вслед за «Акроном» уходит «Уралхим»

Очередной удар по портовой экономике Латвии: вслед за «Акроном» уходит «Уралхим»

Фото: boscorelli / Shutterstock.com

Российская компания «Уралхим» планирует к 2022 году перенести перевалку сухих грузов из стран Балтии в российский порт Усть-Луга, тем самым ломая прожекты Латвии в транзитной области. С учетом того, что другой российский производитель минудобрений «Акрон» с этого года уже начал переводить сухие грузы из прибалтийских в российские порты, лидерам стран Балтии стоит признать — в России не только услышали их призывы постоянно продлевать санкции, но и сделали соответствующие выводы.

Речь не просто об огромных деньгах, которые уплывут из рижского в ленинградский порт. Для такой небольшой страны, как Латвия, транзит является одним их столпов экономического развития. Перевалка российских грузов создает 12% латвийского внутреннего валового продукта, а государственная компания LDz Cargo зависит от транзита из Российской Федерации на 80%.

Уход из портов российских компаний — еще один гвоздь в крышку «ящика» двусторонних отношений, которые формирует именно Латвия. И сюрпризом такая реакция России является исключительно для латвийской политической элиты, которая, ратуя за любые санкционные инициативы против большого соседа, мгновенно и с гневом реагирует на ответные, совершенно понятные и предсказуемые шаги.

Когда на «Шелковый путь» никак не шагнуть

То, что Россия будет активно развивать собственные портовые мощности, стало ясно еще в 2014–2015 годах с введением первых санкций. О том, что в перспективе российские морские грузы могут просто исчезнуть из портов Балтии, уже тогда предупреждала президент общества «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» Инга Антане. Она призывала к разработке хоть какой-то внятной концепции по развитию собственных портов, причем ссылалась на экспертов Всемирного банка.

Другое дело, видя с какой скоростью начинает вращаться маховик русофобии, г-жа Антане вряд ли сама верила в «последнюю возможность для Латвии сесть за стол переговоров и подумать об общей стратегии в отношении развития портов и транзита».

Поэтому скорее как крик отчаяния можно рассматривать ее же тезисы о пересмотре тарифной системы и новых рынках. «На данный момент, — заявила она, — самый актуальный для нас рынок — Китай». Чем кончилась эта история, общеизвестно: поехав в коммунистический Китай, приняв у себя в прошлом году высших чинов ЦК Компартии, лидеры Прибалтийских стран вдруг узнали, что «Новый шелковый путь» проходит по территории России. Оказывается, ни одна из стран Балтии напрямую не граничит с Китаем!

Нет сомнений, что, приравняв коммунизм к нацизму и наказав таким образом Россию, в силу начавшейся экономической войны США и Китая лидеры Балтии вспомнят и о преступной тоталитарной китайской идеологии. Потому как внешнюю политику этих стран расписывают их лидерам под диктовку в посольствах США, что по определению делает невозможным участие Прибалтики в проекте «Нового шелкового пути».

Сегодня любые попытки «приклеиться» к китайским проектам косвенно блокирует Россия, а совсем скоро из посольств США придут новые «отгрузочные разнарядки» с резолюцией «не влезать!»

Для Америки Прибалтика интересна исключительно как территория для размещения на ней войск НАТО под боком России. «Новый шелковый путь» — подрыв геополитического влияния США в Восточном полушарии. И на этой грустной концепции кончаются все балтийские перспективы.

Есть эксперты Всемирного банка, есть свои эксперты, есть просто здравый смысл. Но есть и недальновидная политика прибалтийских властей. А еще было стоическое терпение Москвы, которое «вдруг» лопнуло. Русские медленно запрягают, но они устали от дешевых выпадов в свою сторону и впряглись.

Спрос прощается с предложением

Терпение Москвы было долгим, но оно кончилось, и в 2014 году было принято волевое решение отказаться от использования прибалтийского транзита и начать развивать собственную портовую инфраструктуру.

Можно, конечно, пробовать «переобуваться на ходу», пытаться удержать последнее, например, пересматривать тарифные системы (о чем говорилось выше), только бежать уже некуда.

У России был спрос, у Латвии было предложение. Сегодня спрос «убегает» от предложения! Ситуация теперь такова, что для России уход «Уралхима» из Латвии есть просто запланированный приятный эпизод. Для Латвии потеря Uralchem Trading, «дочки» «Уралхима», — это «удар по почкам».

SIA Uralchem Trading, предприятие по торговле агрохимикатами, специализирующееся на экспортных поставках, на протяжении многих лет входит в тройку крупнейших предприятий сельскохозяйственной отрасли Латвии. Оно обеспечивает погрузку товара в портах и фрахтование судов. В 2017 году его оборот составил 870 миллионов евро.

В настоящее время «Уралхим» (производящий четверть всей аммиачной селитры в России) переваливает сыпучие удобрения в Риге через терминал Riga fertilizer terminal, введенный в строй в 2013 году. Мощность первой очереди — 2 млн тонн в год, но проектом предусмотрено расширение до 3,5 млн тонн в год.

И что теперь? Точнее, что будет с SIA Uralchem Trading через четыре года? Понятно, бизнесмены выход найдут — Россия большая. Какие сухие грузы будет переваливать рижский порт? Что станет с рабочими местами с учетом того, что «Уралхиму» принадлежит 51% терминала, «Рижскому торговому порту» — 49%? «Уралхим» к тому же владеет контрольным пакетом терминала Ventamonjaks в Вентспилсе — крупнейшего на Балтийском море терминала по перевалке жидкого аммиака годовой мощностью 1 млн тонн.

Может, «добрая Россия» передумает — пусть строит свой терминал и Латвию не забывает? Добрых дураков больше нет.

«Мы рассчитываем, что когда мощности будут запущены, они полностью закроют наши потребности по перевалке сухих грузов. В настоящее время мы поставляем через Прибалтику не более 2 млн тонн сухих удобрений в год», — сообщил генеральный директор «Уралхима» Сергей Момцемлидзе.

Ввод терминала в Усть-Луге запланирован на 2022-й. Ровно столько — 2 миллиона тонн в год — этот терминал и будет переваливать. А в перспективе планируется создать многофункциональный терминал с потенциальным объемом перевалки до 12 млн тонн в год.

Почему эта новость так активно обсуждается в прессе Латвии? Причина проста: подобные сообщения стали приходить слишком часто. Ранее другой российский производитель минудобрений «Акрон» начал переводить сухие грузы из Балтии в российские порты. Компания в мае начала перевалку через терминал в Мурманске, а с 2019-го года также будет осуществлять поставки через «Европейский серный терминал» в Усть-Луге.

Статистика — вещь упрямая. По официальным данным, сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в основной капитал предприятий Латвии составляет сейчас 7,12 млрд евро, что на 123,46 млн евро меньше, чем годом ранее. В течение этого года предприятий с иностранными инвестициями стало на 7,16% меньше, и спад наблюдается уже второй год подряд. Среди десяти компаний с самыми большими прямыми иностранными инвестициями доминируют банки. А затем, все по той же статистике, успешнее всего привлекают рижские компании предприятия Вентспилсского и Лиепайского портов.

Кстати о банках. Интересно, что США потребовали от банковского сектора Латвии снизить до 5% долю нерезидентов среди своих клиентов. И тут же, что понятно, возникли проблемы у работающих в Латвии транзитных компаний с иностранным капиталом. Отдельным пунктом можно выделить следующий факт: возможности коммерческих банков кредитовать заметно уменьшились в этом году, что не в последнюю очередь связано с наличием теневой экономики в стране.

На обеде все соседи

Через несколько дней, 6 ноября, в Латвии приступит к работе новый Сейм. Экономист Райта Карните в разговоре с аналитическим порталом RuBaltic.Ru отметила, что кардинальных перемен ждать не стоит, и она надеется, что общий политический курс останется прежним.

«Мы как страна ЕС должны быть солидарны с общей политикой Европейского союза и отвечать за это. Латвия пытается смягчить негативные последствия этой политики там, где это возможно. Но, к сожалению, как «портовая» страна мы сильно зависим от России в экономическом плане, что несет очень высокие риски. Латвийское правительство, будь оно более прагматичным, должно было бы учитывать эти риски и искать новые рынки вместо того, чтобы ворчать о «дьявольской» России», — заметила Карните.

И ведь иногда эта самая прагматичность берет верх. Наглядный пример: включенная в санкционные списки ЕС и США за проектирование Крымского моста фирма «Гипростроймост» продолжает в Риге свою работу, несмотря на то, что за нарушение режима санкций возможна угроза уголовной ответственности.

Договор о сотрудничестве с компанией G.B.V, в которую входит «Гипростроймост», департамент сообщения Рижской думы заключил в 2016 году, то есть до включения предприятия в санкционные списки. Проектирование данного проекта практически завершилось: компании, согласно договору, осталось выполнить всего 3,8% работ.

Правда, Министерство иностранных дел Латвии думает по-другому, к делу уже подключена полиция безопасности.

Это как раз тот случай, когда уместна поговорка: «Пусть сдохнет у меня корова, только б сосед лишился двух!»

Роман Самарин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
41 мнение. Оставьте своё
№1 алекс-волга 3 ноября 2018 21:31
+11
Иногда карма настигает достаточно быстро... spiteful
Не надо умирать, что бы возмездие начало работать... yes
Огрести можно и при жизни... krut
- Доктор а я жить буду?
- Будете...
- Долго?
- Долго... но очень плохо...
- А ходить?
- Ну если только под себя...
- А плавать?
- Ну если будете много ходить под себя...
----------
Когда нас жизни учит кто то, я весь немею.
Житейский опыт идиота я сам имею.
№2 ТАВР 3 ноября 2018 21:40
0
Ещё 4(четыре) года кормить лабусов. Ах да они ведь тоже нам братья, как и укропы! При этом русский народ живёт в большинстве своём без газа в домах, со смехотворными зарплатами и пенсиями, в квартирах (если есть) построенные ещё в СССР.Воистину -"... Издеваясь над собственным народом, нельзя добиться уважения других государств..." (Александр Васильевич Суворов)
№3 ТАВР 4 ноября 2018 18:28
+1
МУЖИКИ - за такие как у вас вопросы -"...почему так долго строили...", "...25 лет финансируем русофобию в Прибалтике..." и так далее, мне тут столько минусов понаставили, за год столько не получал! Такое ощущение что лабусов набежало со всех просторов Прибалтики. У них спрашиваешь почему так долго, а мне о финансовых проблемах и о взаимовыгодных отношениях. Мост Крымский построили за четыре года, космодром Восточный за шесть лет и т.д. После войны через 16 лет уже человек в космос полетел. Вот и возмущает, почему кормили 25 лет лабусов?Получается в ущерб русского народа, помогали и продолжаем помогать врагам "братьям"! Лабусы и либералы сейчас опять налетят и минусов понаставят, как будто меня это расстроит!!
№4 Волли 4 ноября 2018 18:37
+2
Напишите про смехотворные зарплаты и пенсии. Очень интересно.
----------
Бронзовый солдат
№5 knut 3 ноября 2018 21:35
+11
Почему долго так решались уйти.Врагов кормите.
№6 ТАВР 3 ноября 2018 21:46
-14
Для knut, как вы не понимаете они ведь тоже братский нам народ. Братья как и укропы!"В ущерб русского народа,нужно помогать "братьям"....«Унижение русского народа — это естественная форма его существования в России..."(Карамзин Николай Михайлович. Русский историк)
№7 take5 3 ноября 2018 22:08
+19
Да не только в "братской народности" дело. В так проклинаемом прибалтами советском прошлом именно у них были построены основные портовые мощности для перевалки нефтепродуктов, удобрений и угля. Для переноса логистики требовалось осуществить громадные вложения, затратить много времени на развитие инфраструктуры в российских портах.

Что касается балтийских мечт о Шелковом Пути, то возрастающая конкуренция в логистике грузовых потоков Азия-Европа и обратно, не оставляет прибалтам никаких шансов.
№8 Историк 2.0 4 ноября 2018 00:00
+14
После того, как российские грузы полностью уйдут из портов Прибалтики, данные русофобские государственные образования можно будет именовать- "Убалтики", это как "У разбитого корыта". Были раньше ПРИ Балтике и с того кормились, а теперь будут У Балтики, и всё - сами, сами
№9 Morozco 3 ноября 2018 21:55
+16
Моментально всё не построишь. Нужно время.
№10 ТАВР 3 ноября 2018 22:16
-12
ДЛЯ take5, Morozco! 25 ЛЕТ СТРОИТЬ СВОЮ ИНФРАСТРУКТУРУ!ХА-ХА-ХА, НУ ЭТО НЕ ОЧЕНЬ БЫСТРО. И СКОЛЬКО ВЫ ЕЩЁ ВЫДЕЛЯЕТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РУССКОГО НАРОДА,ЕЩЁ ПОТЕРПЕТЬ?!
№11 take5 3 ноября 2018 23:08
+19
Кричать обязательно? 25 лет для масштабов такого строительства и при нынешних финансовых возможностях - вполне себе приемлемый срок. К тому же, спасибо либеральным реформаторам собчаковского помета, очень много крутилось вокруг этого коррупционных схем, рейдерских захватов и разборок "по понятиям" и "по беспределу". Быстро только кошки родятся (с) Кстати, а почему - 25 лет? А что - не 75? Уж, привирать, так от души.

Строительство Усть-Луги шло ни шатко, ни валко, и к 2007г. его объемы переработки грузов были более, чем скромные. Фактически, толчком к переносу логистики на российские берега послужило воинственное уничтожение всего русского в Прибалтике, апогеем которого стали трагические события в Таллине. По сути, мощное ежегодное увеличение грузопотока началось в 2012. Так что, если не кривить душой, именно 2007-2008гг надо считать реальной точкой отчета. И это уже - 10 лет, что является отличным показателем. Например, самый современный в СССР порт - Новоталлинский - строился чуть меньше по срокам и затрачено на его строительство было около 6 миллиардов тех еще советских рублей. Кстати, строительство Бронки было проведено намного быстрее. Причем и УЛ и Бронка продолжают развиваться. Также, как и упомянутые Приморск и Высоцк, если вести речь только о портах Северо-Запада.

Так что, не истерите.
№12 ТАВР 3 ноября 2018 23:47
+1
Для take5!! Это вы истерите, и пишите бред оправдывающий бездействия Российской власти в Прибалтике, Украине, Грузии, Казахстане, Молдавии, Азербайджане и т.д. Вы жили с паспортом "негра" у лабусов, ваших близких вышвыривали из квартиры в Тбилиси или Баку, вашего сына избивали за то что он русский. Не пережив того что пережили более 47 миллионов русских, легко писать о том что "ну так получилось". 25 лет Россия вкладывала деньги в страны которые открыто проводили антирусскую политику. "... Я убежден, самый бесправный, самый униженный, самый бедный и ограбленный народ это русские. Русский народ стремительно вымирает, увы это факт. Возможна ли гибель целого народа? Да возможна. Мировая история знает много таких примеров, приведу только один зафиксированный в русских летописях: «...погибоша аки обре; и не осталось от них ни племени, ни роду...» А русский народ не хочет умирать, этот народ не хочет чтобы память о нем осталась только в современных летописях которые напишут историки победителей...""... Трагедия русского народа - его правители во все времена...""... Издеваясь над собственным народом, нельзя добиться уважения других государств..." (Александр Васильевич Суворов)
№13 ТАВР 4 ноября 2018 00:06
-1
take5 "....25 лет для масштабов такого строительства и при нынешних финансовых возможностях - вполне себе приемлемый срок. К тому же, спасибо либеральным реформаторам собчаковского помета, очень много крутилось вокруг этого коррупционных схем, рейдерских захватов и разборок "по понятиям" и "по беспределу"...." - "...Увы денег на хорошее дело Всегда в России не хватает.Воруют больше, чем в дело вкладывают..."«Если нет в народе чувства господства, нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом… Мы в плену у рабских, недостойных, морально-ничтожных влияний, и именно отсюда наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».
(М.О.Меньшиков «Россия – прежде всего»//Новое время, 1907 год)
№14 take5 4 ноября 2018 00:19
+10
Вы все это пережили или так - потрындеть? Мне бы тоже хотелось, как в сказке, утром проснуться прекрасным принцем с портами. Но так не бывает. Кроме того, уйти с Прибалтики - такой задачи не стояло. Как минимум потому, что большая часть работающих в сфере логистики являются нашими соотечественниками, о которых вы так трогательно, но не искренне заботитесь. Вы пафосно заявляете, что русский народ - самый бедный и униженный, и тут же предлагаете своим соотечественникам, оказавшимся волей судеб за пределами России, перекрыть кислород. Где логика? И вообще, экономические связи тянут за собой культурные, укрепляют здоровый прагматизм в межгосударственных отношениях, который мы, со свойственной нам сентиментальностью, называем дружбой.

К сожалению, жесткие решения были предопределены воинствующей русофобией среди руководства прибалтийских стран и оправданием фашизма на этих территориях. Выстроить взаимовыгодные отношения в данных условиях оказалось невозможным.

И еще, по поводу вашего заявления: " 25 лет Россия вкладывала деньги в страны которые открыто проводили антирусскую политику. "... Я убежден, самый бесправный, самый униженный, самый бедный и ограбленный народ это русские." Я правильно понимаю, что вы уличаете в этом Путина, как ответственного за проводимую страной внешнюю политику?
№15 Sedoi Greek 4 ноября 2018 13:02
+1
Как минимум потому, что большая часть работающих в сфере логистики являются нашими соотечественниками, о которых вы так трогательно, но не искренне заботитесь......

Но, почему-то, эти соотечественники не слишком озаботились возвращением на историческую Родину.......
№16 ТАВР 4 ноября 2018 18:08
-1
А ВЫ пробовали законно получить российское гражданство? Вот и не спешат соотечественники возвращаться на историческую родину. Родина пока не очень сильно их жалует!
№17 Sedoi Greek 4 ноября 2018 20:00
+2
Я лично знаком со многими людьми, которые как ВЫ говорите "законно получили российское гражданство" - преподаватели, врачи, инженеры и РАБОЧИЕ!
№18 Бывший оптимист 4 ноября 2018 15:43
+1
Сколько же Вам годков?
№19 Ставр Годинович 3 ноября 2018 23:37
+5
строить начали меньше десяти лет назад.
Что за пи.добольство такое?

Мы не проебалты, нам нет смысла из каких-то абстрактных убеждений обязательно всё разрушить.

И это не наше терпение, это проебалты терпят, а мы просто работали...
№20 All 1 4 ноября 2018 09:34
+2
+, после войны через 20-ть лет полетели в космос и сделали атомную бомбу, а тут порт строят 25-30 лет
№21 Бывший оптимист 4 ноября 2018 15:59
+1
Атомную бомбу через 4 года, а в космос через 12.
№22 ТАВР 4 ноября 2018 18:16
-1
МУЖИКИ - за такие комментарии как у вас, мне тут столько минусов понаставили, за год столько не получал! Такое ощущение что лабусов набежало со всех просторов Прибалтики. У них спрашиваешь почему так долго, а мне о финансовых проблемах и о взаимовыгодных отношениях.
№23 All 1 5 ноября 2018 08:40
0
Я образно непедантично округлил в порыве страсти
№24 alexkras 4 ноября 2018 07:55
+6
Цитата: knut
Почему долго так решались уйти.

Понимаете, для капиталиста нет страны и её интересов, нет совести и нет чувства Родины, есть только деньги и эту психологию не поломать, она будет всегда.
Другой вопрос о власть придежащих, они то должны хотя бы для пиара демонстрировать патриотизм. К примеру ходят латыши в рядах последышей фашистских ублюдков, требуют реабилитации фашистов, всё - объявить действительные, а не бутафорские санкции, как по Украине, блокировать все перевозки осуществляемые по России и через неё, блокировать все поставки продуктов.
Но вот тут и начинается самое интересное. Капиталисты изобретательны и они, для продолжения соей деятельности и под давлением Запада, давят следующим: 1.там пострадает русскоязычное население, которое работает в порту и на Ж.Д.. 2.мы обострим отношения с Европой. 3.у нас якобы дороже, у нас якобы дольше, у нас якобы хуже и другое нытьё.
В правительстве большинство смотрит на Запад и на солнце всходящее в Вашингтоне и поэтому учитывают не интересы и гордость России, а обращаются к 1,2,3 и эту мотивацию используют для продолжения поддержки враждебных режимов.
№25 Alex7381 3 ноября 2018 21:49
+11
Не знаю как по-латышски, а по-русски - не плюй в колодец....
№26 алекс-волга 3 ноября 2018 22:00
+14
Цитата: knut
Почему долго так решались уйти.Врагов кормите.

Врага можно кормить только в одном случае... spiteful
Если он после этого быстро сдохнет... krut
----------
Когда нас жизни учит кто то, я весь немею.
Житейский опыт идиота я сам имею.
№27 скептик183 3 ноября 2018 22:08
+13
Вначале надо было сломить сопротивление буржуинов и развить свою инфраструктуру: порты, дороги к ним, ж/д дороги, энергетика и жильё... Порты на Балтике начали развивать с середины 2000-х. Приморск, Высоцк, Усть-Луга, питерский порт и рядом порт Бронка. И после готовности структуры у себя начался наезд на "экспортёров" типа, ты патриот или где? Рядом постоять не вышло. biggrin
№28 ivashovviktor 3 ноября 2018 22:13
+4
А чего ждать 2022 года, Усть-Луга огромная территория, места хватит и сыпучим, и жидким, и деревянным с железными грузами. krut
№29 Снежана 3 ноября 2018 23:36
+13
Никто не ждёт 2022 года. Идет интенсивное строительство нужного терминала. Василисе Премудрой за ночь никак одной с этим не справиться. И из её рукава новый терминал не вытряхивается, тут нужна помощь проектировщиков и строителей.
№30 sliva 3 ноября 2018 22:28
+10
Прибалтийцы должны вернутся в свое истинное положение на Земле- проходной двор между Россией и Европой. СССР делал из них окно в Европу но старвя роль как то привычнее.А то возомнилм о себе каких то тигров молодых. Лошадь поменять или подкову подбить да водкиинв постоялом дворе выпить вот и все что от вас нужно.
№31 acho 3 ноября 2018 23:23
-9
Нам пора перестать ехидничать по поводу "неразумных хазаров" прибалтов и надеяться, что они сами одумаются и перестанут кусать руку дающего. Не перестанут.

Нам пора озаботиться сохранением латышского и эстонского языков, как языков двух народов России. Литовцы, я думаю, пока и сами справятся.
№32 take5 3 ноября 2018 23:33
+6
Интересное предложение) В Российском этнографическом музее есть экспозиция "Народы Северо-Запада России и Прибалтики XVIII–XX вв." Так что, сохраним и еще будем обучать латышей и эстонцев их культуре, истории и языку. Не впервой))
№33 Лавина 4 ноября 2018 03:06
+5
А кому нужны эти языки, если они сами сбежали из своих
эстоний и латвий??? И продолжают убегать оттуда.
Сами они и начхали на свои языки.
№34 кирил 4 ноября 2018 00:11
+5
Проебалты 25 лет срали на Россию-а мы им транзит подарили, как будто у России выхода к Балтике нет, как при Иване Грозном.
№35 take5 4 ноября 2018 00:34
+10
Никто ничего не дарил. Вся инфраструктура была заложена еще в советское время, когда мы жили в одном государстве. И если говорить откровенно, в этом была экономическая целесообразность, т.к. порты Прибалтики находились ближе не только к портам Европы, но и к Европейской части СССР, в сравнении с портом в Ленинграде.
№36 кирил 4 ноября 2018 19:42
-1
Сказки не надо рассказывать-и Рижский и Таллинский порты переоборудывались и расширялись в 90-00 на российские деньги.
№37 Шубин 4 ноября 2018 06:30
-1
"Российская компания «Уралхим» планирует к 2022 году перенести перевалку сухих грузов из стран Балтии в российский порт Усть-Луга,"
И к 2045 году совсем прекратить транзит. А может к 2065 году?
№38 С.Глок 4 ноября 2018 09:44
+1
Я хороший человек, поэтому мне приятно смотреть когда плохим людям плохо :)
№39 дикий кайтер 4 ноября 2018 11:22
+3
После первой строки даже читать дальше неохота, врут на Россию, но проверять счёта радуются, ещё четыре года кормить будем, клева, что сказать, горжусь Уралхимом, здесь и живу...
№40 дикий кайтер 4 ноября 2018 11:23
+3
Не врут, а срут, долбанный планшетник...
№41 siberian-boots 5 ноября 2018 09:06
0
Уууу.. кляти Москали опять нагнули свободную проебалтию mosking
----------
Не плюй в собеседника, попробуй победить его в мыслях.