Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео
Смогла 29-03-2024 Смогла

«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы

«Нож в спину» ценой в 82 млн евро: Латвия требует от Литвы компенсацию за разобранные рельсы

Фото: Momentmal / pixabay

Эпопея с разобранными десять лет назад Литовской республикой рельсами на участке Мажейкяй (Литва) — Реньге (Латвия) обрастает новыми скандалами. На Вильнюс уже наложила штраф Еврокомиссия, а теперь ее примеру последовала латвийская сторона. В Литве же назвали требование соседней республики неправомерным. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался в запутанных бизнес-схемах, которые привели к конфликту между Литвой и Латвией, а также попытался понять, на чьей стороне правда.

В 2008 году государственная литовская компания «Lietuvos gelezinkeliai» («Литовские железные дороги») разобрала под предлогом экстренного ремонта железную дорогу на участке Мажейкяй (Литва) – Реньге (Латвия), в результате чего польской нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen пришлось использовать для транспортировки литовский порт в Клайпеде, что потребовало дополнительных затрат.

Участок Мажейкяй – Реньге – это всего лишь 19 км железнодорожных путей, к тому же, по словам представителей «Литовских железных дорог», он находился «в аварийном состоянии». Поэтому, под предлогом ремонта, рельсы были демонтированы. Однако и десяти лет не хватило на то, чтобы заменить их новым железнодорожным полотном. И вот теперь – скандал. Аудиторская компания Ernst&Young Baltic по заказу латвийских властей подсчитала, что за прошедший период времени железной дорогой были недополучены средства от перевозок в размере 82,4 млн евро.

С чего всё началось?

Польская нефтеперерабатывающая компания PKN Orlen является крупнейшей в Восточной Европе и занимается в основном переработкой нефти и производством бензина. Среди многочисленных активов компании – единственный в Прибалтике нефтеперерабатывающий завод Orlen Lietuva в городе Мажейкяе.

Продукты переработки завода необходимо дальше перевозить до конечного потребителя, и дешевле всего это делать по морю, не говоря уже о том, что до некоторых заказчиков на соседних континентах по-другому добраться никак нельзя. Но до порта нефтепродукты еще необходимо довезти, и тут на помощь приходит железная дорога. Открываем карту и смотрим, что с точки зрения дальнейшей логистики заводу в Мажейкяе удобнее всего работать с портом в Риге.

Однако внезапно сообщение между Мажейкяем и латвийской столицей прерывается под предлогом ремонта. Orlen Lietuva приходится транспортировать свою продукцию через порт в городе Клайпеда, путь в который, ни много ни мало – на 100 км длиннее. Зато тарифы за перевозку поступают в литовский, а не латвийский бюджет.

Всё дело в железной дороге – сообщение «по прямой» между Мажейкяем и Клайпедой отсутствует, необходимо делать крюк на восток через Шяуляй, то есть в условиях честной конкуренции завод предпочел более выгодный «короткий» вариант в Ригу, но прямая ветка на Ригу разобрана.

Вот и получается, что грузам уже десять лет необходимо преодолевать 250 вместо 150 км. На этом фоне затянувшийся ремонт, мягко говоря, выглядит крайне подозрительно.

Символическая рельса не исправила положения

14 августа руководство Orlen подписало с «Литовскими железными дорогами» договор о поставках продукции завода в Польшу, а также заложило символическую рельсу на разобранном участке в знак начала восстановления маршрута.

Министр транспорта Литвы Рокас Масюлис сказал тогда, что подписание договора – результат устранения недопонимания между компаниями в прошлом.

А недопонимая были следующими – в 2011 году Orlen подала иск на «Литовские железные дороги» в Еврокомисиию. Спустя 4 года разбирательств ЕК пригрозила расформировать монополиста литовских железных дорог, если он не заплатит штраф 42 млн евро. А еще через 2 года в 2017 году наложила дополнительный штраф в размере 27,8 млн евро с формулировкой «за нечестную конкуренцию», а также обязала «Литовские железные дороги» восстановить разобранный участок.

Стоимость работ тогда была оценена от 10 до 20 млн евро.

«Провокации» и «нож в спине» литовских железнодорожников

Но символическая рельса была заложена слишком поздно – слишком велики были убытки латвийских железнодорожников. Только содержание оставшегося обрывка неиспользуемой железной дороги за эти 10 лет на территории Латвии стоило республике 6 млн евро.

Латвия, не дожидаясь окончательного решения Еврокомиссии, которое спустя десять лет так и не было исполнено,

начала собственными силами перестраивать железнодорожные пути и дополнительно к штрафу от ЕС выставила собственный иск – 56,92 млн евро.

Вместе с ней претензии к «Литовским железным дорогам» предъявила SIA LDz Cargo – компания, занимавшаяся логистикой и транспортировкой продукции заводов Orlen через латвийские порты.

Корень данных «провокаций» министр транспорта Литвы Рокас Масюлис окрестил «ударом ножа в спину». С его точки зрения, причиной всему стали выборы в латвийский Сейм в октябре этого года. Таким образом, мол, власти пытаются нарастить свои рейтинги, выступив в амплуа защитников экономических интересов республики.

Переживать латвийским властям и правда есть над чем – коалиции из «Национального объединения», «Единства» и «Союза "зеленых" и крестьян» придется на этих выборах очень не легко. «Национальное объединение» потеряло в поддержке своих избирателей почти 30%, «Союз "зеленых" и крестьян» – почти 50%, а «Единство» не проходит и 5% барьер.

Но какими бы ни были истинные причины активизации конфликта именно сегодня, само по себе разбирательство – это серьезный звоночек для ЕС, который недавно выделил транш на реализацию проекта Rail Baltic. Стоит отметить, что большая часть европейского финансирования пришлась на долю Вильнюса.

Ведь если Литва с Латвией не смогли мирно и самостоятельно разрешить спор о транспортировке грузов с одного-единственного завода, то как они смогут совместно работать над проектом, стоимость которого лишь по приблизительным оценкам составляет от 6 до 8 млрд евро?

Леонид Азадовский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
23 мнения. Оставьте своё
№1 Shaduro 6 сентября 2018 09:28
+11
Пауки в банке. Скоро начнут уже грызть друг друга. А туда им и дорога. Захотелось прибалтам лучшей жизни - получите.
№2 Вован-с 6 сентября 2018 11:17
+4
Цитата: Shaduro
Пауки в банке. Скоро начнут уже грызть друг друга. А туда им и дорога. Захотелось прибалтам лучшей жизни - получите.


Тузики начали грызню из-за "последних косточек".
Толи еще будет !!!
Запасаемся попкорном..

Пустить в Калининград паромное сообщение, а рельсы идущие из России разобрать и подождать пока местная фауна покинет данные территории.
№3 gumiho02 6 сентября 2018 11:47
+6
Цитата: Shaduro
Пауки в банке. Скоро начнут уже грызть друг друга. А туда им и дорога. Захотелось прибалтам лучшей жизни - получите.

----------------------------------------------------------------------------------------------
У самих латышей есть пословица.
ЛУЧШЕЕ БЛЮДО ДЛЯ ЛАТЫША, ДРУГОЙ ЛАТЫШЬ.( народная лотыССкая пословица )
----------
"Блажен, кто в заботах о чреве всю жизнь положил ради хлеба.
Но небо светлее над теми, кто изредка смотрит на звёзды"
№4 VSZ 6 сентября 2018 18:07
0
Самое смешное в этой истории это то, что это не единственная разобранная ветка! Тогда все рельсы идущие во вне Литвы срочно демонтировались, с воплями мы независимы! Эти рельсы благополучно исчезли в неизвестном направлении и , ВНИМАНИЕ, рельс нет , что бы восстановить этот участок, а ПРИДЕТСЯ lols. Вообще то Литва это черная дыра, типа Саргассово моря - исчез млрд евро на закрытие атомной станции, найти не удалось, заменили вдруг, по неизвестным причинам брусчатку на центральном проспекте Вильнюса на новую, судя по всему китайскую, потому что она Советская, а это несколько км. и она вдруг испарилась, а сегодняшняя разрушилась, есть в Вильнюсе гора с башней на ней, как бы Гедемина, росли на ней деревья, но они росли еще при Советах, и умники решили нефиг, сейчас есть в бывшем Вильно Лысая гора, типа ведьмино пристанище, склоны поплыли и есть реальная возможность исчезновения. Но самое вкусненькое - есть знаменитый памятник независимости, "труба" называется, возле Лысой горы, найдите в сети - поржете, причем за не малые деньги lols. Разрушают все, до чего достает рука...
№5 comandаnte 6 сентября 2018 09:58
+5
Говорят, если хочешь извести крыс, посади с десяток в бочку, без жратвы. через недельку оставшуюся в живых выпусти на свободу. А еще через неделю убей последнюю, ту что из бочки.
-------------------------
все "перемены" в современном мире - только на пользу России. Кончится тем, что пожрут они друг друга. И останется последняя крыса, Ну поедить нас невозможно. Делаем выводы...
----------
Alejandro Castro Ruz
№6 Lexx Bereza 6 сентября 2018 10:03
+3
Капитализм однако..
----------
Что нашим врагам нравится, то нам вредно.
№7 Kristina.Iv 6 сентября 2018 10:18
0
Вот вам и добрые друзья-соседи))) История очень похожа на анекдот.
№8 Вован Петров 6 сентября 2018 10:22
+2
Правильным путём идёте, тварисчи.
№9 Ёжкина кошка 6 сентября 2018 10:45
0
Дааа, дружба дружбой, а табачок врозь.... fellow
№10 DrRusuas 6 сентября 2018 11:09
+4
Прибалтам поменьше надо по европам скакать, России зубки показывать, да на грешную землю приземлиться!
Это как раз тот самый капиталиЗЬм в который вы так упорно вошли-вписались! saakashvili
№11 litam7476 6 сентября 2018 11:42
+1
Это ответ тем,кто не понимает что такое общая народная собственность и частная!
№12 himera 6 сентября 2018 12:06
0
не зря их немцы в города не пускали.только коровникс со свинарникусомс!и хватит с них!
№14 Поручик 6 сентября 2018 14:24
+3
Чухонцы, что с них взять?!
№15 Sandman 6 сентября 2018 15:12
+4
Витрина СССР превратилась в ж*пу Европы.
№16 Облик Аморале 6 сентября 2018 15:19
+6
Открою страшную тайну - Мажейкяйский НПЗ всё сырьё для переработки (сырая нефть) получает из Мордора, А нам это надо?
Предлагаю помирить литовцев и латышей, Как? Прикрыть производство на этом НПЗ посредством прекращения поставок нефти. Повод - покушение на убийство Президента. Далее показать по ТВ фото каких-то двух чуваков, назвав их Петровичус и Боширскас, плюс фото дверной ручки на колокольне Спасской башни, вымазанной польским чистящим средством.
№17 Avvakum_Petrov 6 сентября 2018 20:13
0
Во бля дураки, свободная Украина уже Великий шёлковый путь надыбала до Китая, до нового года первый пробный состав оттуда обещали что возвратится, а эти не могут сраные 19 км.
№18 maestro39 6 сентября 2018 22:30
0
Кстати вот эти рельсы. Снято в Вайноде.
https://vk.com/albums205544822?z=photo205544822_309186275%2Fphotos205544822
№19 abyrvalg 7 сентября 2018 13:09
0
Литва и Латвия - "дружба" на век! Нормальные добрососедские отношения эти две прибалтийских страны уже давно потеряли. Каждый сам за себя теперь, грызутся как собаки. Еще удивительно, что в этом конфликте не обвиняют Россию. А ведь запросто могли сказать, что железнодорожную ветку на участке Мажейкяй - Реньге ночью, пока никто не видит разобрала волосатая рука Кремля.
№20 SashaYakin 7 сентября 2018 14:52
0
Так как Латвию "зажимает" Евросоюз, заставляя снижать расходы на медицину, образование, социальную сферу, латышам приходится "собирать долги". А у Литвы своих проблем куча, основная - отток жителей из страны, а тут еще Латвия со своими претензиями не вовремя. Зреет огромный соседский конфликт, что, зачастую, свойственно европейским членам в последние годы. Мне одному кажется, что развал ЕС уже близок? Или все закончится местечковыми разборками в Прибалтике?
№21 shanti 7 сентября 2018 14:59
0
ЕС им срезал финансирование, требует погашение долгов. НАТО говорит, мы вас не защитим, вы падёте за пару часов. Всё хреново у прибалтов. А тут еще соседи начинают между собой тёрки. Выпилите себя уже в конец с политической карты мира.
№22 shanti 7 сентября 2018 15:00
0
ЕС требует от Латвии погашения долгов. Латвии отдавать нечего, она прессует Литву, мол, компенсируй хулиганство. Ну, а Литве то откуда взять деньги. Та, по всем законам пищевой цепочки, должна требовать с Украины, которая ради Европы готова обречь свое население на нищету, но удовлетворить потребности.
№23 normal 8 сентября 2018 06:13
0
К эстам хоть обратились бы! У них там больше полутора лет нельзя вынашивать ребёнка! А тут железо. biggrin