Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16084 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Литва к 2024 году готовится победить «российскую трубу»

Литва к 2024 году готовится победить «российскую трубу»

Фото: Robzor / pixabay

Правительственная комиссия Литвы по развитию экономической инфраструктуры 20 августа приняла решение о выкупе регазификационного суда Independence, с 2014 украшающего собой рейд Клайпедского порта. При этом право выкупа у Литвы возникнет только в 2024 году, когда закончится срок десятилетнего договора аренды, подписанного с норвежской компанией Hoegh LNG. Премьер-министр Саулюса Сквернялиса сопроводил это решение соответствующей порцией риторики, призванной показать его значимость — «максимилизировать энергетическую независимость, снизить расходы на природный газ для населения» и так далее.

За этими словами, призванными успокоить литовского избирателя, скрывается суровая реальность. Давайте припомним сметы двух проектов, связанных с поставками сжиженного природного газа (СПГ) и строительством регазификационных терминалов: литовского Independence и польского терминала в Свиноуйсьце. Благо они и географически не очень далеко друг от друга находятся — на берегу Балтийского моря.

Годовая арендная плата за Independence составляет 60 млн евро, за 10 лет литовский бюджет расстанется с 600 млн евро, сюда же нужно добавить расходы на строительство газопровода Клайпеда — Куршенай, которые составили 60 млн евро. Обустройство причала в порту (судно-регазификатор во время приема СПГ не должны беспокоить морские шторма, полученный газ нужно передавать на берег, где все должно быть готово к приему, где нужны компрессорные станции) обошлось еще в 200 млн евро.

860 млн евро из государственного бюджета — вот цена литовской СПГ-авантюры. Вместо того, чтобы тщательно взвесить все нюансы проекта, согласовать их с Латвией и Эстонией, литовские власти решили все сделать в одиночку.

Расходы Польши на терминал Свиноуйсьце официально не озвучивались, но эксперты оценивают их приблизительно в 1,1–1,2 млрд, но не евро, а долларов. Сметы этих двух проектов фактически идентичны, вот только Польша изначально строила наземный терминал, причем именно как государственную собственность.

Проект Свиноуйсьце экономически более оправдан. Польша и через 10 лет будет собственником регазификационного терминала, а Литва, если раскошелится, может получить это право в 2024 году, либо помашет Independence платочком с пристани.

Сумма, в которую обойдется выкуп Independence, — коммерческая тайна, но литовские СМИ оценивают ее в 120–160 млн евро. Сопоставить есть с чем. Например, в последние годы почти все заказы на новые суда-газовозы уходят в Южную Корею — корабелы этой страны значительно превосходят своих конкурентов по цене-качеству. Средняя стоимость нового судна — порядка 190 млн долларов, но это просто плавающие «криогенные хранилища СПГ», на их борту нет аппаратуры для регазификации, нет компрессоров, позволяющих перекачивать газ в береговую инфраструктуру.

Сколько может стоить эта дополнительная оснастка, можно понять, опять же, не покидая Балтики — в Калининградской области российский «Газпром» реализует проект регазификационного терминала именно в варианте специализированного судна.

В отличие от Литвы, которая свою Independence у норвежцев «добыла» в результате каких-то закулисных переговоров, «Газпром» разработал техническое задание конкретно под свой проект и провел международный тендер.

Победителями, впрочем, стали все те же южнокорейцы, но тут уж ничего не поделать — рынок есть рынок, Россия не одна такая, сейчас все мировые трейдинговые компании, занимающиеся СПГ, бегают между корейскими стапелями.

Так вот, с нуля, по индивидуальному проекту, регазификационное судно для «Газпрома» будет стоить 560 миллионов долларов. Минимум в два раза меньше, чем потратила Литва на свой проект, по итогам которого ее собственностью станет судно, построенное 15 лет тому назад.

Перессорившись с соседями — Латвией и Эстонией, Литва с огромным трудом, напрягая бюджет, доводя едва ли не до банкротства крупнейшего в республике потребителя газа — производителя азотных и других химических удобрений Achema, — тащит и тащит неподъемный груз с символическим названием Independence. Вместо реальной энергетической безопасности литовцы получили постоянно растущие цены на электроэнергию, которые зависят от состояния АЭС в Швеции, ГЭС в Латвии, работоспособности морского кабеля.

Даже выкуп Independence в 2024 году не даст мгновенной прибыли, Литве еще предстоит найти персонал, который сможет обеспечить функционирование регазификационного оборудования. Впрочем, литовское руководство имеет право принимать любые решения, диктовать условия может только литовский избиратель.

Решение правительственной комиссии — это попытка отрезвления после нескольких лет разудалой антироссийской политики Литвы, которая обходится налогоплательщикам в немалые суммы.

В унисон с комментарием премьер-министра идут комментарии Министерства энергетики: «Очень важно, чтобы сохранялось ценовое давление на монополиста, ведь если мы откажемся от терминала и он уплывет, то цены могут подняться и на 20%». Это тоже попытка упредить реакцию избирателя, но, как и слова премьера, этот текст не имеет никакого обоснования. По какой такой причине «Газпром» будет поднимать цены, почему именно на 20%, а не, допустим, на 24% или на 16%? Просто первое число, которое пришло в голову министру энергетики, видимо.

Тем не менее, в новом решении литовского правительства можно увидеть намек на то, что политики нащупывают, как можно видоизменить проект, чтобы появилась хотя бы какая-то надежда на то, что потраченные деньги вернутся в бюджет страны. Возможно, в этот раз литовские политики прислушались к советам своих южных соседей — это можно услышать в следующем комментарии министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса: «Литва сохранит выход на международные рынки СПГ и одновременно получит огромную гибкость и возможности быстро реагировать в будущем на изменения рыночной ситуации».

Впервые в комментарии литовского чиновника не звучат слова о том, что Indenpendence можно и нужно использовать исключительно для того, чтобы поставлять газ потребителям Литвы, впервые речь идет только о международных рынках СПГ. Это хороший признак — нельзя исключать, что руководители Литвы решили вспомнить о том, что они могут подходить к экономике прагматично, а не руководствуясь политическими и идеологическими установками.

Вот только для того, чтобы «расшифровать» намек, содержащийся в словах Вайчюнаса, нужно потратить время, чтобы немного присмотреться к тому, что же такое международные рынки СПГ, какие там царят нравы, какие установлены правила игры. Нет, для этого не потребуется вникать в биржевые котировки, нисходящие и восходящие тренды на них — это для профессионалов, погруженных в тематику «с головой». Достаточно будет разобраться с тем, по каким причинам Вайчюнас использует множественное число. Посмотрите внимательно — он говорит не об одном международном рынке, а о нескольких.

Природный газ, даже если он стал сжиженным, — ресурс, удивительный тем, что он упорно «отказывается» стать классическим биржевым товаром.

В разных регионах планеты его цена определяется по разным правилам, разные производители СПГ по-разному его продают — контракты, которые предлагает клиентам норвежский Statoil, вовсе не идентичны контрактам Qatargas, а СПГ, произведенный на территории США, продается и вовсе по «третьим» правилам. Природный газ — очень необычный товар, и тем интереснее литовским властям будет знакомиться с его международными рынками.

Борис Марцинкевич
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
18 мнений. Оставьте своё
№1 Харьковчанка-одесситка 22 августа 2018 10:10
+10
«Литва сохранит выход на международные рынки СПГ и одновременно получит огромную гибкость и возможности быстро реагировать в будущем на изменения рыночной ситуации».- Сплошная утопия!
№2 Галина Хохлова 22 августа 2018 10:46
+9
Цитата: Харьковчанка-одесситка
Сплошная утопия!

Ну вот, сразу мордой об стол biggrin , и помечтать не дали литовскому правительству...
№3 трастовый 22 августа 2018 10:54
+9
ну почему же? утопия....--.литва получит огромную гибкость!!!...как та обезьянка которая сама себе минь..т сделала!!очееень гибкая макака ,литва!!!
№4 Stardust63 22 августа 2018 11:56
+4
lols Для макаки-великовата будя.
А вот для обезьянки-игрунка-самое то. fellow
№5 Лавина 22 августа 2018 17:05
-3
Я правильно понимаю, что кушать шпроты на завтрак,
обед и ужин очень вредно для мозговой деятельности???
№6 Grigav 22 августа 2018 10:15
+12
"Природный газ — очень необычный товар"

Но мед газ, это очень уж хитрый предмет,
Всякая вещь - или есть, или нет,
А мед газ, - я никак не пойму в чем секрет, -
Мед Газ если есть, то его сразу нет!

(с) м/ф Винни-Пух и все-все-все, адаптировано
№7 Sloven 22 августа 2018 10:29
+4
Вероятно Литва будет кукарекать до тех пор пока будет получать дотации от ЕС.
А что представляет из себя Литва без этих дотаций?
№8 Николай Петрович 22 августа 2018 15:31
+4
Я думаю, то же, что и Эстония с Латвией.
----------
Одним Бог дал крылья, а другим - хорошего пенделя... И вроде бы все летят, но какие разные ощущения и перспективы!!!
№9 1080 mxmx 22 августа 2018 10:46
-2
«максимилизировать энергетическую независимость, снизить расходы на природный газ для населения» и так далее.

Короче -"максимилизировать минимализацию и минимлизировать максимилизацию"- что можно ждать от человека с фамилией Сквернялис?
Чисто во вчерашней статье про "помощь Америки Украине"- "МАКСИмально МИНИмизировать" эту самую помощь.Но Сквернялись первым в изобретении странных оборотов речи был не первым- первым был Трамп.И тут Сквернялис опоздал.
Другой вопрос- а деньги-то у Литвы для выкупа этого судна найдутся в 2024 году?Или будут просить у норвегов "максимизировать усилия по минимизации" продажной цены? biggrin
№10 DrRusuas 22 августа 2018 10:47
+4
"...право выкупа у Литвы возникнет только в 2024 году..."

Хотят перекрыть России возможность через эту трубу похищать "их европейские ценности".
Как говорится - имею "право", но не имею возможности...
Доживите сначала, "покупатели", чтобы было кому деньги с остатков населения собрать для покупки! saakashvili
№11 comandаnte 22 августа 2018 10:51
+2
Сама-то доживет до двадцатьчетвертого?
----------
Alejandro Castro Ruz
№12 сми 22 августа 2018 11:03
-1
Поражаюсь, как Газпрому удалось все население страны радоваться его успехам и переживать за его неудачи. А всего то он 50% от реализации в государстве оставляет. Шоу закрутил - разрешат СП-2 или не разрешат. Кто запретит?
№13 digitus 22 августа 2018 11:12
-1
А ещё этот Independence может внезапно утонуть. Корыто - есть корыто
№14 Stardust63 22 августа 2018 11:54
+2
Тогда обвинят Дважды Краснознамённый Балтийский Флот...
То ли торпеда с какой-либо"Щуки"выпущенной с 1941-по 1945-й года,то ли мина сорвавшаяся с минрепа...Куда ни кинь-всюду... fellow biggrin
№15 Николай Петрович 22 августа 2018 15:29
+3
Да флаг им в руки и барабан на шею! Заодно и Молдавии, которая тоже мечтает избавиться от российского газа.
----------
Одним Бог дал крылья, а другим - хорошего пенделя... И вроде бы все летят, но какие разные ощущения и перспективы!!!
№16 aramzon 22 августа 2018 16:54
0
860 млн евро из государственного бюджета — вот цена литовской СПГ-авантюры
На самом деле, цена куда выше, если конечно учесть, что население теперь переплачивает за газ почти втрое ...
hang
----------
Зри в корень !
№17 кирил 22 августа 2018 20:44
0
Как купит Литва параход лет через 6 (если не сгниет к тому времени) да как начнет возить газ из Америки (если продадут и пароход доплывет и не потонет)-и будет им щастье. biggrin
№18 Акаша 23 августа 2018 13:09
0
Мечты и только лишь мечты. Литва финансово не потянет такой проект. Она и так существует на дотации ЕС и вряд ли Европа захочет оплачивать столь дорогие прихоти своего маленького вассала.