Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Латвийские порты рискуют остаться без транзита нефти

Латвийские порты рискуют остаться без транзита нефти

Фото: Mikali / pixabay

Читая заголовки новостных лент по грузообороту в Латвии, можно поймать оптимистическую волну; прямо хочется поддаться соблазну и перепостить: «Грузооборот порта Рига за 7 месяцев 2018 года вырос на 4,4%». А где же упадок, где прогнозы экономистов о кризисе транзитной отрасли, а как же истерики политиков о «вероломной России», переориентирующей потоки грузов на свои порты?

Между тем все так и есть. Коллапс грянул. Сегодня им, латвийским политикам, впору прилюдно биться головой об стену: только на их совести доведение отрасли до края пропасти, это в их головы могла прийти идея спасения — заменить географического соседа Россию на близкий по «капиталистическому духу» Китай, это они с пеной у рта доказывали, что Европа всегда компенсирует любые потери.

Но никто не бьется головой. А проблески вменяемости можно видеть только перед сменой власти, в преддверии осенних выборов в Сейм. Только сейчас, например, для бывшего министра сообщения, а ныне депутата парламента Латвийской Республики Анрийса Матисса стала очевидной связь кризиса национальной экономики (если в общем) в сфере транспорта (в частности) с ухудшением отношений с восточным соседом. Почему они все молчат, будучи министрами?

Но вернемся к деталям. Нюанс в том, что, говоря о грузооборотах в портах Латвии, мы не имеем общей картины. Львиную долю составляют железнодорожные перевозки. Но и рассматривая положительную статистику грузооборота порта Риги за 7 месяцев 2018 года, мы не учитываем, например, перевалку нефтепродуктов.

Администрация порта в лице Эдгара Суна дала RuBaltic.Ru следующие цифры: объем перевалки угля вырос на 12,3% (до 8,269 млн тонн), объем перевалки древесных гранул — на 33,6% (до 508,1 тыс. тонн). На 7,8% вырос и контейнерооборот. А вот перевалка нефтепродуктов сократилась аж на 30% (до 2,555 млн тонн).

Та же картина и с портом Лиепая. Грузооборот за январь-июль 2018 года вырос на 20% в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года — до 4,411 млн тонн. В том числе объем перевалки зерновых вырос на 51,8% — до 1,863 тыс. тонн, объем перевалки стройматериалов вырос на 16% — до 395,8 тыс. тонн, а объем перевалки нефтепродуктов сократился на 12,2% — всего до 210,1 тыс. тонн.

И вот картина в целом. Лидирует по грузообороту Рижский порт, далее следуют Вентспилсский и Лиепайский. В малых же портах Латвии за семь месяцев перевалено всего 1,099 млн тонн грузов.

Итого в латвийских портах за семь месяцев 2018 года перевалено 37,836 млн тонн грузов. Это меньше, чем за тот же период 2017 года (данные Министерства сообщения). В 2017 году общий грузооборот латвийских портов составил 61,877 млн тонн — на 2% меньше, чем в 2016 году.

Именно к этому весь разговор — к тенденции. Рассматривать транзитную отрасль Латвии можно и уже нужно исключительно в тенденции. И этот год для маленькой страны будет еще тяжелее прежнего. Если не обманывать себя в том, к чему призывает опять же бывший член правления Рижского свободного порта Вадим Ерошенко, то объем перевозки грузов по железной дороге может упасть на треть! Причиной тому ориентация на Россию и единственный вид груза — уголь. И если раньше уголь обеспечивал оборот и железной дороге, и портам, то сейчас наметилась тенденция к отказу потребителей от угля.

Именно с точки зрения тенденции на своей странице в Facebook прокомментировал ситуацию в сфере транзита кандидат в депутаты Сейма от партии «Согласие» Алексей Медведев. На фоне отношений с Россией, по словам Медведева, обострение латвийско-российских отношений «буквально уничтожает» одну из главных доходных частей государственного бюджета.

Г-н Медведев знает, что говорит. «Я как человек, который родился и всю жизнь прожил в Вентспилсе — городе, в котором главным источником доходов является порт, — не могу молчать о катастрофической ситуации, которая сложилась в нашей стране в сфере транзита». И уточняет, что в 2016 году морской и железнодорожный транспорт принесли Латвии 700 млн евро, а в 2018 году из-за проводимой властями страны внешней политики доходы государства просто рухнут.

И тенденция не может быть другой. Ну не станет Евросоюз «непременно» компенсировать латышам издержки «экономической войны с Россией».

Если Европа хочет, но не может сейчас иметь нормальные экономические отношения с Россией, то Прибалтика их не хочет. Ей в радость эта санкционная война. Не о своей корове голова болит, главное, чтобы у соседа хворала.

Латвийская элита втемяшила себе в голову, что благодаря географическому положению транзитная отрасль будет развиваться всегда! В принципе, так и было — во все кризисы транзитная отрасль вытаскивала экономику. Латвийская железная дорога настроена на то, чтобы перевозить транзит на 90%. Красота, когда рядом находится такой сосед, как Россия, для которой 50–80 миллионов тонн грузов — это мелочь.

Казалось бы, сейчас, видя, что Россия сумела найти деньги и технические возможности для развития своей портовой инфраструктуры и начинает перенаправлять грузы, ранее ходившие через латвийские и литовские порты, Латвия должна начать кормить свою отощавшую корову. Но с упорством, достойным лучшего применения, она продолжает ругать соседскую, потягивая за соски европейскую телушку.

Мир безвозвратно изменился. Прежней важности для России Прибалтика больше не представляет. Основные объемы транспортировки грузов переориентированы на прямые маршруты из российских портов сразу в Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. Вентспилс и Клайпеда свое значение на Балтике утратили окончательно.

Латвия же вместо того, чтобы улучшать бизнес-среду, строит экономику на незаработанные ею деньги Евросоюза. Такого же мнения придерживается и глава совета Латвийской торгово-промышленной палаты Айгар Ростовскис.

Европейское финансирование помогает Латвии, поэтому экономические показатели страны пока выглядят не так плохо. Сегодня порядка 15–20% развития экономики обеспечивается поступлениями из Брюсселя. «Экономика Балтийской страны встанет на свои "естественные рельсы", когда еврофонды сократятся или иссякнут вовсе. Тогда не останется ничего другого, как улучшать бизнес-среду, привлекать иностранцев, инвестиции и так далее», — говорит Ростовскис.

Все верно. Только между «инвестициями» и «и так далее» уже стоят возникшие из «ниоткуда» тенденции. Например, уже не поедешь в Москву, чтобы «в бане договориться об обороте железнодорожных грузов на весь год», как сказал упомянутый выше Вадим Ерошенко, бывший член правления Рижского свободного порта.

И отсутствие русской бани — совсем плохая для латышей тенденция.

Роман Самарин
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
32 мнения. Оставьте своё
№1 Просто_Прохожий 16 августа 2018 08:47
+8
Аминь ?
№2 comandаnte 16 августа 2018 08:54
+11
Не аминь, а долгие конвульсии.
Собственно терять транзит Латвия начала еще в далеком 89м. Процессы там проходившие, во многом напоминают нинешний дурдом в уркаине, только растянутый по времени и немного сглаженный неким налетом "культурности"
----------
Alejandro Castro Ruz
№3 Варяг Варяг 16 августа 2018 20:14
+1
вечная память
№4 Николай Петрович 16 августа 2018 08:50
+17
Да почему же рискуют? Останутся без транзита. В Ленобласти построен прекрасный терминал по розливу нефти в Приморске. В порт проведены пара ниток трубопроводов и сплошным потоком идут ж/д составы. Я так думаю, что значительная часть этих составов идет взамен портов Прибалтийских "партнёров".
----------
Одним Бог дал крылья, а другим - хорошего пенделя... И вроде бы все летят, но какие разные ощущения и перспективы!!!
№5 Михаил1962 16 августа 2018 16:51
+4
А что будет когда достроят зерновой терминал в Усть-Луге? А он уже строится и быстрыми темпами
№6 Shaduro 16 августа 2018 08:54
+5
Тенденцию конечно нужно учитывать, но уменьшение грузооборота на 2% еще долго будет приводить Латвию к краху. Ежу понятно, что разрыв экономических связей с Россией только усугубляет тенденцию на снижение перевалки грузов в латвийских портах. Ежу понятно, а латвийским властям нет. Ну не дебилы?
№7 lokonst 16 августа 2018 09:55
+3
Падение на 2% это между 2016 и 2017. В период 2017-2018 падение с 67 до 38 млн. тонн, а это немногим более
№8 sakh60 16 августа 2018 14:19
+5
№9 Alex Ross 16 августа 2018 08:57
+5
Справедливости ради надо добавить, что экспорт угля из России тоже растёт в объемном количестве. Развитие портовый российской инфраструктуры, а именно терминалов навальных грузов (уголь и руда), значительно отстает. Из тех проектов, которые сейчас строятся, этот Тамань и Усть-луга (ДВ пока не берем в расчёт). Это 25 млн тонн в совокупности, а российский экспорт угля увеличивается ежегодно на 10-15 тонн. Так что не всё так радужно как это представляется в статье. Например транзитный экспорт российского угля через Украину в этом году даже увеличился.
№10 Михаил1962 16 августа 2018 17:02
+3
В целом вы все правильно написали. Только один нюанс, который в статье, как раз, и подчеркивается - мы, в отличие от три-балтов, все стараемся делать так, чтобы было лучше нам, а не хуже другим. В этом весь смысл.
То, что растет экспорт угля это хорошо НАМ (лучше бы, конечно рос экспорт машин и оборудования, но это другой вопрос), а как там транзитным странам - это вопрос двадцатый.
Хорошо три-балтам - ну и ладно, плохо - нам плевать.
Правда с б/у все несколько иначе. Она не просто враг, а враг активный. С такими странами нужно иногда поступать и во вред себе ради их разгрома и дезорганизации их экономики.
Я так думаю (цитата из фильма "Мимино")
№11 knar.ljudmila 16 августа 2018 08:59
+17
А им Лайма споёт колыбельную.
№12 Просто_Прохожий 16 августа 2018 09:01
+2
Цитата: berchik
Не аминь, а долгие конвульсии.
Собственно терять транзит Латвия начала еще в далеком 89м

Ну так там с севера эсстония , влияет на скорость процессов. biggrin
№13 comandаnte 16 августа 2018 10:41
0
Вполне возможно!
----------
Alejandro Castro Ruz
№14 Barry 12 16 августа 2018 09:01
+5
лаПтия очень независимое государство. В стремлении к независимости они достигли предела! Теперь от неё ничего не зависит! Даже транзит!!!:
----------
Правду не преподносят и не употребляют! Правда существует сама по себе и мы в ней! Сиречь есть Мера и закон Бога нашего Мира! Можешь воспринять её - благо тебе! Не можешь - не удивляйся чего так плохо!
№15 Barry 12 16 августа 2018 09:05
0
лаПтия очень независимое государство! В стремлении к независимости они достигли предела! Теперь от них вообще ничего не зависит. Даже транзит!!!
----------
Правду не преподносят и не употребляют! Правда существует сама по себе и мы в ней! Сиречь есть Мера и закон Бога нашего Мира! Можешь воспринять её - благо тебе! Не можешь - не удивляйся чего так плохо!
№16 Лекса 16 августа 2018 09:06
+7
Эти идиоты не понимают, что спохватившись и даже улучшив отношения с Россией, они не получат транзитных денег. Ибо у нас уже будут построены и порты и вся инфраструктура к ним.
Возврата к старому как не крутись и как не парься в бане, не будет.
Раньше надо было думать и строить отношения с великим соседом.
№17 Михаил1962 16 августа 2018 17:28
+2
Все возвращается на крУги своя - прибалтийские "страны" всегда были задворками Европы. Этаким захудалым хутором, "медвежьим углом" неинтересным никому.
И вдруг, во времена Хрущева случилось чудо-чудное, было принято решение (не самое, на мой взгляд, умное) - сделать из Советской Прибалтики этакую витрину СССР. На это были брошены огромные ресурсы огромной страны. Задача была решена. Я помню как воспринимали советские люди Прибалтику - почти как олицетворение мечты о зарубежном рае. Одежда, бытовая техника, продукты питания и даже духи из Прибалтики воспринимались как ЗАГРАНИЧНЫЕ (какие мы были наивные, но это факт). Поездку в Юрмалу можно было сравнить только с сегодняшней поездкой в Канны, на Ибицу или на Сейшелы.
Но вот пришел 1991 год и все - сказка закончилась. СССР нет. И естественный порядок вещей постепенно возвращается. Не сразу, не за год и даже не за десятилетие (все-таки наследство оставленное "тоталитарным режимом" огромное и не только заводы и фабрики, но и транспортные пути, личные связи, привычки и т.д.).
Процесс пошел и его не остановить.
Будущее Прибалтики - недорогой дом пристарелых для жителей Европы средней руки
№18 Леший 16 августа 2018 09:11
+9
И отсутствие русской бани — совсем плохая для латышей тенденция


Завшивеет хутор !
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№19 mindful 16 августа 2018 09:20
+5
Наша проблема, что мы не злопамятны и быстро забываем все "хорошее". А главное, что государевым людишкам за державу ну совершенно не обидно. А потом либерасты удивляются, почему челядь их не жалует? Очень даже жалует, терпеливы очень просто, но это проходящее. Придет время и на молекулы разберут...
№20 sliva 16 августа 2018 10:06
+1
Но есть проблема с нашими портами. Строить их конечно строят но не успевают. Как было замечено растет экспорт угля быстрееичем возможности по перевалке. Плюс очень важно то что ЖД инфраструктура к портам не сильно развита. Просто ветки тупо забиваются и проходимость падает. Весь оборот на Северо-Запад не возможно отправить. Октябрьская дорога просто не справится. Новоросийск уже на пределе. Может хорошие объемы Крым возьмет на себя после строительства моста.? Нужны варианты подхода. Чтобы заменить Прибалтику полностью. А ведь еще и Китайские транзиты идут активно
№21 shax 16 августа 2018 12:03
+4
В Мурманске полным ходом идёт строительство
нового глубоководного порта,запуск в 2020 году.
Уголь,нефть,металлы,руда,зерно,удобрения и т.д.
№22 Цыган 16 августа 2018 10:48
+8
Да забудьте вы уж о Прибалтике, они выбрали свой путь, пусть и дальше разваливается экономика этих стран. Хватит уже на что то ещё надеяться, что они нас полюбят. Да снова начнут когда нибудь с Россией налаживать отношения, когда уже совсем будет невмоготу, но их нужно просто послать и как можно дальше.
№23 TolicSKLW 16 августа 2018 11:08
+4
Согласен. Выбор сделан. Тема едва-ли нуждается в обсуждениях.
Использовать в случае необходимости по остаточному принципу.
№24 Alex7381 16 августа 2018 13:48
+3
А может при "оккупантах" было не так уж и плохо? Настала свобода и чего-то очень многие латышские патриоты рванули из своей независимой родины. Настала свобода и латыши своими руками стали уничтожать промышленность и сельское хозяйство.
№25 TolicSKLW 16 августа 2018 21:19
0
Миф об оккупантах был нужен исключительно для промывки мозгов и сокрытия несостоятельности собственной государственности.
Своей свободы у Латвии и Эстонии было с гулькин пенис - 1918~1940.
Литва чуть иное.
За те-же менее менее чем четверть века было спущено в унитаз наследство Российской Империи и разогнаны по заграницам собственные граждане...
Был-ли шанс? Был!
Внимательно смотрим на Финляндию. Одинаковые стартовые условия, даже хуже чем Эстонские, похожий язык, всего семьдесят километров,
но какой разительный итог.
№26 sakh60 16 августа 2018 14:17
0
№27 sociopat 16 августа 2018 14:29
-2
Цитата: Просто_Прохожий
Аминь ?

Всё это домыслы автора. В Прибалтике всё хорошо, как бы этого не хотелось писаке
№28 Михаил1962 16 августа 2018 17:35
+1
Если им хорошо - это их проблема.
В том и смысл статьи - вести себя нужно так, чтобы тебе было хорошо, а не другому плохо
№29 Alex7381 17 августа 2018 02:39
0
В Прибалтике всё хорошо, как бы этого не хотелось писаке

Т.е. население не уменьшается? Промышленность и с-х не стагнируют? Ваши шоузвезды не ездят по бывшему СССР, т.к. у вас им не заработать? Пенсионеры живут без финансовых проблем? ...
№30 Просто_Прохожий 16 августа 2018 14:37
+3
Цитата: sociopat
Цитата: Просто_Прохожий
Аминь ?

Всё это домыслы автора. В Прибалтике всё хорошо, как бы этого не хотелось писаке

Да ладно... Что серьёзно ?
Ну тогда аллилуйя !
Аллилуйя , аллилуйя !!! Возрадуемся граждане всему происходящему в прибалтике !
№31 ВВЖ 16 августа 2018 17:10
+1
Все "рискует" и "рискует"... из года в год. У янки надо учиться за пару дней санкции вводить!
Учиться надо! А не мямлить!
№32 Oldi 17 августа 2018 10:53
+1
Так они уже давно и стабильно "рискуют остаться без транзита нефти"...так что ничего не изменилось, рискуют по прежнему fellow