Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16311 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Тяжкое прощание с Харьковским авиазаводом

Тяжкое прощание с Харьковским авиазаводом

Фото: кадр из видео Во второй декаде мая СМИ облетела новость: Харьковский авиазавод (ХАЗ) распродают по частям, чтобы рассчитаться за долги по зарплате с сотрудниками предприятия. Хотя совсем недавно говорили о стабилизации и реанимации производства.

Напомним: в марте прошлого года в правительстве заявили, что на завод пришла антикризисная команда, способная вытащить предприятие из финансовой трясины. Осенью 2017 г. «Укроборонпром» раструбил о «большом» контракте, который подписали американцы с ХАЗ. Но вышло так, как мы и предполагали, анализируя тогдашние заявления чиновников и топ-менеджеров добиваемой авиастроительной отрасли: вся эта афера с антикризисными мерами закончится печально для ХАЗ.

Сейчас Харьковский авиазавод находится в процедуре банкротства. По решению суда исполнительная служба изъяла у предприятия пять грузовых автомобилей и Skoda Oktavia Еlegans, которые будут выставлены на торги через специализированное госпредприятие «Сетам».

Но это далеко не самая убийственная новость для авиазавода. Здесь больше позора для государства, нежели реальных убытков предприятию. К этому присоединился настоящий международный скандал, в который попал завод благодаря новоявленным «антикризисным» менеджерам. 24 апреля Хозяйственный суд Харьковской области обязал ХАЗ вернуть $15 млн. Казахстану за непоставленный в сроки самолет и оплатить 490 тыс. грн. судебного сбора.

В эту скандальную историю сумел попасть премьер В. Гройсман, который в августе прошлого года с пафосом разразился новостью: «Украинский Ан-74, сделанный в Харькове, отправится в Казахстан! За самолет заказчик уже выплатил 15 млн. долларов». Но в итоге Казахстану теперь нужно возвращать деньги, а не самолет.

27 октября 2017 года казахская сторона (войсковая часть 3656 Национальной гвардии республики) в адрес Харьковского авиазавода и одновременно «Укроборонпрома» и «Укрспецэкспорта» направила уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке и потребовала возврата денег. В ответ на это на авиазаводе заявили, что расторжение договора не приведет к положительному результату: ждите вечно достройки самолета, а денег вам не видать. Но суд решил иначе.

Договор этот, к слову, был заключен в фатальном для Украины феврале 2014 г. ХАЗ должен был изготовить самолет и поставить его заказчику в октябре 2015 года. Стоимость контракта почти $30 млн., из которых на заводе успешно освоили в качестве предоплаты половину, но самолет так и не сделали. Причем новые сроки сдачи судна постоянно срывали, в результате чего казахи и решили обратиться в суд. Характерно и то, что ещё 13 марта 2015 г. готовность самолета по сборке составляла 80%. Но не хватало для достройки самого главного – российских комплектующих, которых так и не смогли ничем заменить. Это прямые результаты антироссийской политики киевского режима, за которые завод ещё дорого заплатит.

Ещё в начале 2018 г. «Укроборонпром», в структуру которого входит завод, назвал успешной «реанимацию» предприятия. Тогда в концерне заявили, что по результатам прошедшего года на авиазаводе якобы смогли восстановить базовые производственные активы и погасили 300 тысяч гривен долга за коммунальные услуги и даже …начали выплачивать зарплату.

На деле эти заявления не стоили и ломаного гроша. Последняя разработка авиастроителей – мини-самолет ХАЗ-30, сконструированный в 2011-2012 годах для обучения пилотов. Их собрали около десятка. Но дело так и не пошло, хотя заводчане и шутили, что, мол, делать его можно «на коленках после работы». После этого о таких вещах, как Ан-74, можно просто вспоминать.

Кредиторская задолженность на заводе более 3 млрд. грн. За последние пять лет не выпущено ни одного самолета. Единственное, чего смогли в 2017 году – провести техобслуживание 7 самолётов разных моделей «Антонова», за что получили примерно 57 млн. грн. Но это капля в море заводских долгов! К слову, за коммунальные услуги завод задолжал почти 35 млн. грн., из-за чего ещё в 2016 г. был отключен от электро-, газо- и водоснабжения. Сейчас смогли подключить только свет и холодную воду, но громадную задолженность за услуги так и не погасили.

По данным министра юстиции Украины П. Петренко, на сегодня Харьковский авиазавод имеет самые крупные долги по выплате зарплаты на Украине – 74 млн. гривен. На предприятии их планируют полностью погасить только к 2023 году. При этом задолженность по единому социальному взносу закроют в 2024 г., а с Пенсионным фондом рассчитаются в 2025 г. Причем деньги на это дело они планируют получить не за счет производственной деятельности, а в результате сдачи объектов непроизводственного назначения в аренду и распродажи остатков советского соцкультбыта.

Кстати, на 1 апреля Харьковская область оказалась в том числе и благодаря авиазаводу на третьем месте на Украине по общей сумме невыплаченных зарплат с показателем 232,44 млн. гривен. И эта сумма с начала года выросла на 3,5%.

В ноябре прошлого года украинские СМИ распространили новость от «Укроборонпрома»: некая американская компания Oriole Capital Group заключила договор с авиазаводом на сумму в $150 млн. для якобы организации серийного производства Ан-74 на мощностях завода. Как мы и предполагали, распиаренный контракт оказался, как любят теперь говорить украинские СМИ, фейковым. А компания – американским офшором в юрисдикции штата Делавер. Бывший гендиректор «Укроборонпрома» Р. Романов, тихо ушедший со своего поста за выявленную коррупцию в концерне, даже назвал тогда это «сверхважным событием для Украины». Но ситуация, как видим, так и не сдвинулась с мёртвой точки.

Предыдущий гендиректор ХАЗ А. Кривоконь ещё весной прошлого года пообещал новую супер «стратегию выведения предприятия из кризиса и восстановления его работоспособности». Но суть её была нацелена на консервацию авиастроения на площадках ХАЗ. После того как стало понятно, что процесс этот на заводе успешно пошел, в августе 2017 г. его назначили руководителем ГП «Антонов». А заводом стал управлять его зам - С. Санагурский, также как и он не связанный до этого с авиастроением.

Сейчас на заводе хотят организовать изготовление траков для боевых бронированных гусеничных машин, наладить в пустующих цехах сервисные услуги по ремонту техники и запустить линию по производству пластиковых окон. Параллельно с этим будут по возможности ремонтировать самолеты. Вот и всё, что останется от былой авиастроительной славы. Кстати, на заводе и раньше в штатном режиме их ремонтировали, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Но никогда этому не придавали такого значения, как сейчас, выдавая это за «реанимацию» предприятия.

Но если по тракам всё понятно, надо хоть чем-то занять простаивающий завод, «Укроборонпром» посодействовал «выигрышу» тендера на поставку комплектующих Житомирскому бронетанковому заводу, то с пластиковыми окнами получается вообще какой-то треш.

Впервые об идее производства пластиковых окон заговорил в марте 2017 г. тогдашний директор завода А. Кривоконь. Он предложил загрузить предприятие любыми неавиационными заказами, считая это самым рациональным решением, исходя из сложившейся ситуации. «Конечно, хотелось бы осуществлять серийный выпуск самолетов. Но пока мы будем его ждать, обстоятельства могут заставить взяться за "болгарки"», - пояснил он тогда свою позицию.

К слову, ХАЗ и в советские времена выпускал товары народного потребления. Это были детские коляски, санки, посуда и много чего другого. Но это было, так сказать, мимоходом. Завод строил самолеты, а товары народного потребления составляли мизерную долю в его производстве. В годы незалежности это уже было вынужденное средство выживания для завода. Даже пытались организовать серийный выпуск бытовых газовых плит и детских игровых площадок. Но эти все «реформаторские» попытки реанимировать советский авиастроительный гигант были, что называется, как мертвому припарки.

Аналогично можно сказать и об идее производства пластиковых окон на заводе. Её авторы даже не удосужились просчитать возможные варианты этого, с позволения сказать, бизнес-плана. А ведь рынок предприятий и фирм, занимающихся окнами в Харькове, сейчас просто перенасыщен. Плюс к этому заводу теперь понадобятся дополнительно установщики и замерщики окон. Но всё встаёт на свои места, если мы предположим, что у «антикризисных» менеджеров давно уже есть своя фирма, которая будет просто использовать заводские площадки под свои нужды. К авиастроению это не будет иметь никакого отношения. Наоборот, латание дыр за счет такого способа – хороший повод отказаться вообще от основной деятельности. Что, собственно, постепенно и происходит.

Харьковский авиазавод размещен в прекрасном месте с точки зрения строительства здесь различного рода торгово-развлекательных центров. Придет время, и эту идею, видимо, озвучат как способ «реанимации» предприятия.

ХАЗ не входит вообще в любые правительственные планы относительно отрасли. Об этом красноречиво говорит принятая Кабмином 10 мая пресловутая стратегия возрождения украинского авиапрома на период до 2022 года. Среди основных мероприятий стратегии много воды, но есть и конкретика. Это в первую очередь «обеспечение программы импортозамещения проектов самолетов Ан-140, Ан-74 и Ан-32 (т. е. это дело растянется до 2022 года), «организация для нужд армии и силовых структур, а также на экспорт углубленной модернизации и производства вертолетов Ми-2МСБ и Ми-8МСБ», превращение ГП «Антонов» в холдинговую компанию. А вот о Харьковском авиазаводе ничего конкретного в стратегии не пишется.

Символическим актом к печальному итогу его деятельности стало следующее событие: на последнем звонке 25 мая студенты Национального аэрокосмического университета им. Жуковского «ХАИ» провели самый массовый в Харькове запуск бумажных самолетиков. О настоящих самолётах харьковчанам теперь остаётся только мечтать…

Сергей Вяземский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
47 мнений. Оставьте своё
№1 Несогласная 28 мая 2018 09:25
+2
Почти как АТЗ.......
№2 вохаизкрыма 28 мая 2018 09:32
+26
№3 vs451 28 мая 2018 10:47
+4
Налог на имущество - не более 2% от стоимости
Другие налоги - это НДС 18% , на прибыль 20% , НДФЛ 13 % (с зарплат сотрудников)
В фонды платят откаты и уводы денег.

Так вот, если налога на имущество было уплачено действительно 59 млн рублей, то кадастровая стоимость фабрики составляет 2,95 млрд рублей.

Так, для справки.
5 миллионов "других" налогов в год - это фирмочка на 10 человек.
№4 anykin 28 мая 2018 11:49
+2
Цитата: vs451
5 миллионов "других" налогов в год - это фирмочка на 10 человек.

Например?
№5 vs451 28 мая 2018 14:55
+3
10 человек с окладом 50 тыс, предположим.
В год НДФЛ будет 780 000 рублей
Остается добрать 4,22 млн, это налог на прибыль и НДС (18+20% = 38%)
Это означает, что фирмочка должен был создать товаров на 11,1 млн рублей.
Грубо говоря, фирмочка, продающая импортного китайского барахла на 20 млн рублей в год (1,6 млн в месяц). Это пшик.
№6 Buonasera 28 мая 2018 13:36
+2
Другие налоги - это ... НДФЛ 13 % (с зарплат сотрудников)

Что-то меня напрягла эта цифра... Да и друзья говорили, что подоходный налог у них выше, чем в России. Плюс к этому ещё и налог на войну выплачивают все граждане Украины, 1.5 процента между прочим...
Полезла в налоговый кодекс Украины и вот что он сообщает в IV разделе, в пункте п.167.1:
"Доходы, полученные в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, выплачиваемые плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам, облагаются налогом по ставке 18%."
№7 матроскин 28 мая 2018 09:29
+11
И так будет со всей страной при этой власти
№8 Kapanyz 28 мая 2018 19:57
0
А зачем аграрной супердержаве самолёты. Если вдруг захотят опрыскать рапс с воздуха всегда можно заказать боинг.
И населения вполне достаточно не более десяти млн.
----------
Вы не ошибётесь , если поступите правильно .
№9 Тимоха 28 мая 2018 09:30
0
Каклогастеров прибавится у нас.Новость худая.
№10 Александр.Г 28 мая 2018 11:33
+20
Прибавятся квалифицированные кадры. Или нам не нужны авиастроители!?
PS В стародавние времена СССР очень много ребят распределялось на Украину. И из моего института много распределилось на хохляцкие АЭС. Так что же теперь их записать в свидомые хохлы и забыть? Я считаю что надо возвращать наших специалистов..., если это возможно и есть необходимость.
№11 anykin 28 мая 2018 11:53
+5
Цитата: Александр.Г
Или нам не нужны авиастроители!?

Принять на авиазавод можно, но только через СМЕРШ.
№12 1080 mxmx 28 мая 2018 13:48
-1
Квалифицированные кадры- это те, которым к 50 и за 50 сейчас.Вы представляете себе суть этого "явления"- "квалифицированные кадры" - своих к этому возрасту стараются быстрее "уйти"- а хохлов "квалифицированных" будут на их место брать, так что-ли?За-ме-ча-тель-но! Я в восторге от Вашего "восторга" и "бизнес-плана".
№13 Бывший оптимист 28 мая 2018 21:18
+2
Тем более, что авиазаводы у нас пашут... Ужас как.
№14 Buonasera 28 мая 2018 14:12
+5
Кстати, о кадрах.
Как сообщил мой давний друг, закончивший Харьковский Авиационный Институт (ныне в Незалэжней его переименовали в "НАКУ", упомянут в статье) в этом году впервые встреча выпускников ХАИ проходила в двух разных местах. На Украине это мероприятие традиционно прошло в Харькове на базе института. А вот выпускники ХАИ, проживающие в России, в этом году встречались в городе Обнинск Калужской области, на базе Государственного научного центра РФ АО "Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" им. А.Г. Ромашина". На мой недоуменный вопрос "Как такое стало возможным?", друг ответил, что в прошлом году у многих выпускников института, живущих в России, возникли сложности при въезде на Украину. Надо ещё учесть, что многие выпускники работают на оборонных и стратегических предприятиях России, в различных КБ и НИИ, связанных с оборонной тематикой, поэтому со стороны СБУ к ним был "повышенный интерес". В этом году решили не рисковать людьми и провели встречу на территории России. Само мероприятие прошло 25-26 мая.
№15 Solex 28 мая 2018 09:35
+60
№16 Торманс 28 мая 2018 10:59
-16
да да, тупые хохлы губят собственную оборонку, то ли дело мы! мы ее оптимизируем!
люди там сейчас получают нищенскую зарплату, чтоб содержать семью, приходится подрабатывать, откуда я и знаю эту информацию.
Как стало известно «КС», на Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова могут сократить сотни сотрудников. Такие меры связаны с уменьшением объемов гособоронзаказа и активно обсуждаются на предприятии.

Как рассказал «КС» один из источников, знакомых с деятельностью НАЗ им. В. П. Чкалова (филиал ПАО «Компания «Сухой», входит в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация»), на предприятии в краткосрочной перспективе может быть сокращено до 10% работников. Отметим, что в настоящее время коллектив предприятия насчитывает немногим менее 7 тысяч человек. Сотрудник завода в разговоре с «КС» уточнил, что сейчас «все находится в подвешенном состоянии», и пока конкретных «решений не принято». Не стали опровергать информацию о возможном сокращении штата и в пресс-службе предприятия, однако от официальных комментариев отказались.

Отметим, что в официальном сообщении НАЗ им. В. П. Чкалова от 18 августа говорится, что Новосибирский авиационный завод сегодня работает «с максимальной загрузкой».

«Государственный контракт с Министерством обороны РФ на поставку Су-34 в войска ВКС России успешно выполняется, — говорится в материале. — Самолеты Су-34 активно используются в ВКС и демонстрируют высокие эксплуатационные качества. Помимо выполнения государственного оборонного заказа, предприятие принимает участие в проекте Sukhoi Superjet 100 — российского регионального самолета. На заводе осуществляется сборка отсеков фюзеляжа, горизонтального и вертикального оперения этого воздушного судна».

Министр промышленности торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Николай Симонов комментировать ситуацию отказался.

Начальник департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии города Новосибирска Александр Люлько сообщил «КС», что, по его данным, на заводе ожидают поступления крупного гособоронзаказа, не связанного с выпуском Су-34.

Директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин обратил внимание на тот факт, что Россия еще не вышла из экономического кризиса, вследствие чего сохраняется бюджетный дефицит. «Мы немного перенапряглись в предыдущие годы с гособоронзаказом, — считает эксперт. — Он в этом году несколько снизился, и такая тенденция продолжится. В целом расходы на оборонку будут несколько уменьшены», — полагает Подберезкин.

Вместе с тем собеседник «КС» уверен, что новые системы оружия, в особенности авиационные, сокращаться не будут. «По большому счету, Россия только начала программу по производству Су-34, их немного, к тому же они доказали в Сирии свою высокую эффективность, — говорит эксперт. — Будут, скорее всего, требовать увеличения доли выпуска гражданской продукции, и за счет этого может быть несколько сокращено военное финансирование. Я абсолютно убежден, что сокращения программ производства Су-34 не будет», — подчеркивает он.

По мнению Алексея Подберезкина, при сокращении численности работников предприятий ОПК нужно учитывать их стремление повышать, как требует президент Владимир Путин, производительность труда. «Ее можно повышать двумя способами, можно увеличить количество выпускаемой продукции, а можно сократить количество людей. В целом по оборонке темпы роста производительности труда составляют 8-10%», — приводит цифры эксперт.

Отметим, что по данным «КС», вероятность сокращения сотрудников существует и на новосибирском ПО «Север» (входит в Госкорпорацию «Росатом»).
№17 Старый хрен 28 мая 2018 11:19
+16
Ты только в мой Новосибирск свои поганые лапы не суй, отрублю..
№18 Игирис 28 мая 2018 12:00
+2
Кто-то казахов по балде клюнул,не иначе! lols
№19 Харон-8 28 мая 2018 09:37
+19
"""...на последнем звонке 25 мая студенты Национального аэрокосмического университета им. Жуковского «ХАИ» провели самый массовый в Харькове запуск бумажных самолетиков."""

Источник: https://politikus.ru

От души порадовался за студиозусов - такое могут сделать только высокообразованные выпускники детского сада. Видать уровень образования в ХАИ не сильно отличается от уровня ДС "Ромашка". Следующим этапом будет изготовление "литакив" "на коленке". Вот пусть и думают теперь- пока были самолёты-они летали,а стали "литакы"-всё прахом пошло. А где же СРУГС животворящий?
№20 Лекса 28 мая 2018 09:56
+7
А ведь, совсем недавно на весь мир гремели три столпа ХАИ, КАИ, МАИ.
Готовили лучших специалистов самолетостроения.
В этот ХАИ идет еще молодежь?
№21 NickLon 28 мая 2018 15:55
+3
Когда я в 90-м поступал в ХИИТ с конкурсом 4,7 человек на место, в ХАИ конкурс был ~ 17 чел/место. Вот така вот зрада потом случилась, малята.
№22 valandr 28 мая 2018 13:13
+11
"Лiтаками" вы напомнили мне, как я удивлялась, что в новой версии украинского языка аэродром вдруг стал называться "лiтовищем" (место, где летают). Правильнее было бы назвать его "сiдалищем" (там, где садятся, приземляются).
biggrin
№23 S-E-R-G 28 мая 2018 13:45
+9
Проще говоря "ДУПА", причём полная и безоговорочная.
№24 Lambruska 29 мая 2018 03:21
+2
Тут уже и до "влягалища" не далеко с такими переводами несчастного слова "аэродром". biggrin biggrin biggrin
№25 Один такой 28 мая 2018 13:25
+2
Тоже самое произошло и с подводными лодками - підводний човен.
А всё она - погана голова.
№26 Chuv_007 28 мая 2018 15:02
+5
Молодежь Харькова работать хочет .Но только не за копейки а по крупноиу. У них пока не получается. У молодежи очень сильные амбиции. Они хотят все и сразу.Молодежь Харькова уезжает кто куда.
№27 al891891 28 мая 2018 09:40
+8
Постепенно американская компания за копейки все выкупит, а оборудование выкинет на улицу. В Сестрорецке так поступили с инструментальным заводом.
№28 shax 28 мая 2018 10:32
+12
Можно сделать самолёт на гусеничном шасси и с пластиковыми окнами,вот это будет круто.
№29 not_x 28 мая 2018 15:31
+1
Ага размером 10х10 ... сантиметров и продавать в детском мире!!!
№30 himera 28 мая 2018 10:34
+2
у каждой проблемы есть фамилия,имя и отчество.это я про Сестрорецк.
№31 Alex7381 28 мая 2018 10:35
0
Ще уже вмерла ХАЗ
№32 москворус 28 мая 2018 12:00
+3
Весело ребята живут и развлекаются. Поделом. Заслужили.
№33 москворус 28 мая 2018 12:00
0
Весело ребята живут и развлекаются. Поделом. Заслужили.
№34 москворус 28 мая 2018 12:00
0
Весело ребята живут и развлекаются. Поделом. Заслужили.
№35 Starый Йухан 28 мая 2018 12:10
+9
Не окна пластиковые надо выпускать, а кастрюли. Спрос, судя по тенденции, будет точно.
№36 Бывший оптимист 28 мая 2018 21:25
+1
Безразмерные, универсальные кастрюли. biggrin
№37 Папандопуло 28 мая 2018 13:24
+7
Было бы удивительно, если бы пришедших к власти рогулей интересовала авиация. Мыть престарелым европейцам жопы. А при случае и свои подставлять (так требуют "европейские ценности") - вот это да. А спецов надо вытаскивать. Конечно, обеспечив им карантин. Хохлодурь - штука вредная. Хотя Харьков вна Украине оказался по недоразумения, как и Крым и прочие территории.
№38 Stefania Rudetska 28 мая 2018 13:35
+10
Потому и по недоразумению, что также инфицирован, как и вся украина.
В настоящее время Харьков довольно свидомитский.
№39 Харон-8 28 мая 2018 16:26
+7
Я бы даже сказал - жидобандеровский. Там где руководят жиды,там будет как в Харькове.
№40 Бывший оптимист 28 мая 2018 21:26
+1
К сожалению, свои спецы на Боинг пашут.
№41 Ставр Годинович 28 мая 2018 13:34
+6
Украинская промышленность никому не нужна, даже самой укрАине.
России она не нужна, своя есть.
У европы тоже есть своя промышленность.
А сама укрАина того, ей в европу надо, а европе не нужна развитая украинская промышленность...
№42 Папандопуло 28 мая 2018 13:49
+1
Да, Европе нужны "белые негры" и всё, на чём возможно "навариться". Вот и чернозёмчик хорошо пошёл. Шведы рады, пока. Только кому они это чернозём вывозят, если их самих могут в скорости поистебить пришельцы с юга.
№43 not_x 28 мая 2018 15:35
+3
Нет, негры - это люди: им положен соц. пакет. Животным с бывшей УССР положено пахать от зари до зари, работать подопытными кроликами и донорами органов. В ЕС как-то так. Це Эуропа!!!
А это случайно не те харьковчане, которые раньше Донецка и Луганска восстали супротив бандерья, но опосля "сладких" речей Паскуды Кернеса решили сидеть на жопе ровно ,подлизывая задницы рагулью? Дык тогда все претензии к вашему всехарьковско-любимому Кернесу...Полижите его в зад, может вам копейку даст...
№45 Bootmen 28 мая 2018 16:56
+2
В подвале стоит велик ХВЗ. Брал в 1985 году. Каретка барахлит. А так в приличном состоянии.
Спортивно-туристический. Намного круче сегодняшних убого-тяжелых китайских драндулетов. ХВЗ не родственник ХАЗу cлучайно?
Даже паспорт как то его нашел. ХВЗ им. Петровского.
----------
Чем толще наши морды
тем теснее наши ряды.
№46 Villina 28 мая 2018 17:54
0
И зачем теперь Руине аэрокос? ГРустно... Добивают советский авиапром. Ташкентский авиазавод давно умер.. Теперь ХАЗ.
№47 Д.Андрей 28 мая 2018 19:05
0
Про что грусть?Зачем нам конкуренты?