Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Портовое хозяйство России вызывает зависть у соседей

Портовое хозяйство России вызывает зависть у соседей

Фото: Gribov Andrei Aleksandrovich / shutterstock.com

Российские морские порты продолжают наращивать обороты грузов почти по всем направлениям. Арктика ставит рекорды благодаря нефти и СПГ, а черноморским портам помогает высокий урожай зерна. Еще два года, и российская Балтика оставит прибалтийских конкурентов без российских грузов. Однако есть в этой бочке мёда и ложка дегтя.

Морские порты России продолжают показывать рост грузооборота. В 2017 году он вырос на 9% до 786,97 млн тонн, сообщило Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). В 2016 году рост был около 7%, но в целом с 2006 года российские морские порты нарастили грузоперевозки почти на 90% благодаря грамотной политике по развитию Балтийских портов, а также освоению арктических богатств страны и Северного морского пути.

Наилучшую динамику показывают в последние годы именно порты Арктического бассейна. В 2017 году их грузооборот снова вырос почти на 59% - до 74 млн тонн. Такой успех обеспечили в первую очередь наливные грузы (то есть нефть и другое жидкое сырье), объемы которых почти удвоились за год. Объемы перевалки сухих грузов (то есть руда, уголь, металл) выросли почти на 10% до 29,1 млн тонн.

«Рост происходит в основном за счет добычи и транспортировки полезных ископаемых из Арктики по Северному морскому пути. Перевалка углеводородов – это одна из основных функций пути, которая Россией сегодня успешно реализуется», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Планируется, что Севморпуть будет загружен вплоть до 2030 года именно благодаря вывозу минерального сырья, добытого в акватории моря. Имеется как минимум десять инвестиционные проектов, половина которых связана с добычей углеводородов, а остальная часть – с углем, рудой и металлом.

Подрос на 10% и объем грузового транзита через порты в Арктике, поскольку число транзитных рейсов по Севморпути выросло в 1,5 раза в 2017 году, добавляет Андриевский.

Кроме того, налаживается регулярная арктическая контейнерная линия, включающей два порта-хаба в Петропавловске-Камчатском и Мурманске. Предполагается, что благодаря этому при транзите грузов из Северо-Восточной Азии в Северную Европу можно экономить до 9 суток при почти одинаковой стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы. Дальневосточные морские порты, кстати, также нарастили грузооборот на 2,2% до 192 млн тонн.

Крупнейший в Арктическом бассейне порт Мурманск перевалил больше половины грузооборота (51,7 млн тонн), что на 54,5% больше, чем годом ранее. К 2020 году, как ожидается, порт Мурманска нарастит грузооборот до 71 млн тонн. Но уже сейчас портовая инфраструктура Мурманска работает сверх возможностей, поэтому уже сегодня требуется расширение мощностей.

В 2018 году можно ждать повторения успеха в Арктике благодаря нефти, нефтепродуктам и СПГ, который начал добывать и транспортировать «Новатэк» с Ямал-СПГ.

Самый молодой морской порт России – ямальский порт Сабетта – стал лидером по темпам роста грузооборота среди всех российских портов. Перевалка выросла почти в три раза - с 2,8 млн в 2016-м до почти 8 млн тонн в 2017-м. И порт продолжит наращивать обороты благодаря росту экспортных поставок СПГ с завода «Ямал-СПГ». Арктический порт Кандалакша нарастила грузооборот в два раза, хотя объемы пока невелики.

В пятерку по росту грузооборота также вошли небольшой дальневосточный порт Зарубино (рост на 172%) плюс сахалинские порты Невельск и Шахтерск (рост на 164%и 156%).

Не перестает расти грузооборот морских портов Балтийского бассейна на фоне падения перевалки грузов в портах Прибалтики. Так, грузооборот портов Балтики увеличился почти на 4,6% до 248 млн тонн. Еще недавно эти порты были не сильно заметны, теперь же они переваливают морским путем более трети всех грузов России.

Основной рост в портах Балтийского бассейна обеспечен перевалкой сухих грузов (рост на 17%) за счет угля, минудобрений и черных металлов. Хотя больше половины грузов по-прежнему составляют наливные грузы (57%), которые слега просели (минус 3%).

Здесь находятся одни из крупнейших портов России – Усть-Луга, порт Приморск и Большой порт Санкт-Петербург, которые прибавили каждый по 10-11% (перевалили 103 млн, 58 млн и 54 млн тонн, соответственно).

«В последние два года идет переориентация транзита на отечественные порты, для чего разработана соответствующая стратегия, и мы видим результаты ее реализации. В этом году объем еще больше вырастет», - говорит Андриевский.

В 2016 году в портах Прибалтики перевалили 42,5 млн тонн российских грузов, из которых 33,5 млн тонн переваливается в портах Латвии. Однако через несколько лет там почти не останется российских грузов. В Росморречфлоте ожидают, что до 2020 года морские порты на Балтике прирастут еще на 60 млн тонн. И половина этого объема будет обеспечена именно за счет переориентации российских грузов из портов Прибалтики на отечественные порты. Для этого продолжается расширение мощностей в портах России.

В 2018-м году перейти на российские порты должна и Белоруссия. Москва поставила Минску условие о перевалке нефтепродуктов (переработанных из российской нефти) именно через российские порты в обход Прибалтики. Ведь эту нефть сосед получает беспошлинно и по очень низкой цене. При этом, РЖД выделил скидку на перевозки белорусских нефтепродуктов в российские порты. «Минску уже давно даны максимальные скидки, они могут везти нефтепродукты через Усть-Лугу дешевле, чем через Прибалтику. Но белорусы пока ломаются», - говорит генеральный директор отраслевого агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Однако в конце прошлого года глава «Белнефтехима» Игорь Ляшенко не исключил, что в 2018 году Белоруссия все же поставит через российские порты до 1 млн тонн нефтепродуктов. По его словам, один контракт на поставку партии нефтепродуктов с доставкой через российский порт уже заключен. Белорусы традиционно торгуются до последнего, но в конце концов от выгодных сделок не отказываются.

Более чем на 10% вырос грузооборот и морских портов Азово-Черноморского бассейна – до 270 млн тонн. Перевалка сухих грузов выросла на 12% в первую очередь благодаря росту экспорта зерна на фоне рекордного урожая и высоких поставок на экспорт. Зерно поставляется в 52 страны мира, в том числе в страны Северной и Центральной Африки, Ближнего Востока, Индию, Вьетнам, Южную Корею, а также европейские страны – Италию, Нидерланды, Грецию и Болгарию. Лучше всех растут порт Новороссийска и порт Азова. Так, крупнейший в России порт - черноморский Новороссийск - перевалил за год почти 148 млн тонн, что на 12% больше, чем годом ранее.

Единственное проблемное пятно – это порты Каспийского бассейна, грузооборот которых продолжает падать. Причем, если в 2016 году грузооборот сократился на 9,6%, то в 2017 году – уже на 34% - до около 4 млн тонн. Наибольшее падение отмечается в основном за счет наливных грузов (обвал в 1,6 раз до 1,1 млн тонн). «Нефтяники уходят в порт Баку, который в последнее время увеличивает свои мощности, сегодня он лидер на Каспии и главный конкурент России. Но в правительстве уже разработаны планы по развитию портов Каспийского бассейна до 2030 года, поэтому ситуация постепенно должна исправиться», - говорит Иван Андриевский. Перевалка сухих грузов упала на 10% до около 3 млн тонн.

«В Каспийских портах масса проблем, которые не решить маркетингом, здесь скорее нужна политическая воля руководителей. Почему падает грузооборот? Потому что Махачкалинский порт ведет себя отвратительно, все остальные порты - тоже. Баку такой же вялый порт. Просто протянули железную дорогу через Азербайджан аж до Ирана, поэтому никаких проблем с доставкой угля одним махом нет», - считает Алексей Безбородов.

«В целом если в 2017-м году выросли контейнерные перевозки, объемы перевалки зерна и угля, а в 2018 году уголь расти не будет, но контейнеры и зерно продолжат рост. В 2018 году у всех кроме Каспия будет все нормально. Рост, который наблюдается уже несколько лет, снова повторится», - уверен Безбородов. А это значит, что в этом году морские порты впервые могут перевалить за 800 млн тонн грузов.

Текст: Ольга Самофалова
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
24 мнения. Оставьте своё
№1 gravitonus2000 12 января 2018 20:45
+11
Проебалты скоро последние волосы на собственной заднице вырвут от злости...
----------
DEBES, ERGO POTES
№2 Србин 12 января 2018 20:55
+9
По жизни ответка всегда приходит. Аксиома, однако, но проебалты это игнорировали.
№3 Universum 12 января 2018 21:27
+29
https://cdn.fishki.net/upload/post/2018/01/12/2481418/6-10.jpg
----------
Наше дело правое, Победа будет за нами! (С)
№4 Тутошний 12 января 2018 20:58
+24
Однако есть в этой бочке мёда и ложка дегтя.

Источник: https://politikus.ru/articles/103652-portovoe-hozyaystvo-rossii-vyzyvaet-zavist-u-sosedey.html
Politikus.ru

Осилен весь текст, а "ложка дёгтя" так и не найдена...
№5 Пупкин Вася 12 января 2018 23:05
+3
"Единственное проблемное пятно – это порты Каспийского бассейна, грузооборот которых продолжает падать"
----------
Мелочей нет
№6 Образ 12 января 2018 23:33
0
Осилен весь текст, а "ложка дёгтя" так и не найдена...
Ложка дегтя, это потеря портов шпротобалтов.
№7 Kanados 13 января 2018 06:30
+11
Бочка, а не ложка дёгтя в том, что гонят сырьё, а не продукты переработки. И это называется разграблением страны. Не формируются новые рабочие места. Где те 25 миллионов новых рабочих мест, которые обещал ВВП. Любое миреральное сырьё не бесконечно. Подумайте о своих детях и внуках. Нужно строить заводы, а не гнать деньги за бугор и продавать готовые издельяили полуфабрикаты.
№8 Образ 13 января 2018 20:27
+1
Нужно строить заводы, а не гнать деньги за бугор и продавать готовые издельяили полуфабрикаты.
А на что их строить, на какие шиши? Сталин строил, продавая зерно и золото. Его, также как вы, критиковали.
№9 KOPA_RA 12 января 2018 21:01
+4
Это точно!
№10 Миролюбивый 12 января 2018 21:01
+8
Будущие "бывшебратья" из Белоруссии ведут себя сейчас так же, как, лет десять назад, вели себя нонешние бывшебратья из Муйдании. Не верю я никаким этим "братушкам", они только копейку урвать у нас из рук желают.
----------
Хочешь мира, готовься к войне
№11 Вован-с 12 января 2018 21:21
+8
Значит нужны СУПЕР-ПАРОМЫ для фур, в обход польши и братьев.
+ Сев поток-2

Самый большой и дорогой 0.5 лярда зеленых..
На 12 лярдов можно организовать круглосуточный трафик Питер-Гамбург...
Каждые два часа.

Думаю это намного меньше, чем батька у нас выманил.
№12 Кижинга 13 января 2018 02:00
+2
И зачем тебе Гамбург? За Кильский канал немцам приплачивать?
Если уж на то пошло, то проще в Киль грузы возить или в Росток
№13 Вован-с 14 января 2018 18:27
+1
Мне все равно куда, - главное мимо Польши и батьки
№14 Alexandr020857 12 января 2018 22:14
+7
Если не признают Крым Российским, повысить цену на нефть.
№15 Ростовчанин 12 января 2018 21:27
+13
Прибалтийских"тигров" нужно конкретно придушить.
----------
Умереть за Родину-легко.Служить Родине- непросто.
(канцлер А.П. Бестужев-Рюмин)
№16 Тимоха 12 января 2018 21:42
+4
А где ложка дёгтя?Растворилась чоли?
№17 Пупкин Вася 12 января 2018 23:08
+4
Читающий - да прочтёт!

"Единственное проблемное пятно – это порты Каспийского бассейна, грузооборот которых продолжает падать"
----------
Мелочей нет
№18 Балаба 12 января 2018 23:26
+3
biggrin
№19 Athwart 12 января 2018 21:52
+21
Вот за это я ратовал ещё лет двадцать пять назад. Славо, Господу! это происходит!
Лишить всю русофобскую мразь, и прибалтов, и украинцев, и молдаван, и прочих грузин, всех гешефтов от трансферов и привилегий от торговли с Россией.
№20 Виктор Грин 12 января 2018 23:11
+6
морской транспорт самый дешевый. кому, как не России быть самой большой морской державой мира
№21 Alex Ross 13 января 2018 00:21
+4
Автор, приводя статистику 2016 года "В 2016 году в портах Прибалтики перевалили 42,5 млн тонн российских грузов", говорит только об экспортных грузах России. Однако существуют ещё и импортные грузы, идущие в Россию через Прибалтику. Кстати, российский транзит через Украину, в 2017 году даже увеличился на 1,5 млн тонн по сравнению с 2016 годом до 11,7 млн тонн. Основная причина - по прежнему нехватка портовых мощностей, особенно по перевалке навальных грузов: угля и железной руды. Правда в первом квартале этого года в Тамани запускают новые терминалы по перевалке угля и ЖРС общей мощностью до 30 млн тонн. Это будет окончательный приговор украинскому транзиту и частично латвийскому. И если с внешнеэкспортными грузами перспектива ясная, то перенаправление импорта по прежнему сложная задача. И пример тому - порт Бронка, который построен именно для перехвата импорта, но который пока, при мощности 1,5 млн TEU, не перевалил в 2017 году и 100 тысяч. Так что до смерти прибалтийского транзита ещё пока далеко, хотя это и произойдёт в ближайшие 5-7 лет. Но то, что это произойдёт, уже никто не сомневается.
№22 Stardust63 13 января 2018 00:25
+2
ВСЯ РОССИЯ ВЫЗЫВАЕТ ЗАВИСТЬ У СОСЕДЕЙ!И НЕ ТОЛЬКО У НИХ!
А ЗАВИСТЬ-СМЕРТНЫЙ ГРЕХ! diablo "Соседи"НЕ ЗАБЫЛИ? fellow
№23 Кижинга 13 января 2018 02:04
+3
А про Владик, Находку, Сов.Гавань - ни слова.
А ведь только эти порты имеют ж/д сообщение с Транссибом. Автор о них забыл или сознательно умолчал?
№24 Весталка 13 января 2018 13:30
+2
Так интенсивно всё вывозится, что страшно делается-руда, уголь, нефть, кругляк и др., не остаться бы нам в конце на дне ямки. Шутка.