Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Литва похоронила мечты о «морской державе»

Литва похоронила мечты о «морской державе»

Фото: Vytautas Kielaitis / Shutterstock.com

Сегодня в Литве идут активные работы по расширению Клайпедского порта, главной и единственной морской гавани страны. Вопреки общим тенденциям спада объема перевалки грузов в портах стран Балтии, Клайпеда демонстрирует успехи: грузооборот растет. Власти заявляют о том, что страна по-прежнему является морской державой, однако опускают неудобные факты.

Основная проблема заключается в том, что Клайпедский порт, ставший абсолютным рекордсменом по грузообороту в странах Восточной Балтики, по сути, является лишь перевалочным пунктом и местом осуществления деятельности крупных стивидорных компаний, получающих весь куш. Люди же, которые годами работали на рыболовных и торговых судах Литовской ССР, а впоследствии постсоветской Литовской Республики, остались за бортом.

Ключевой вопрос в том, правомерно ли считать Литву морской страной при фактическом отсутствии флота? Управляемое государством АО «Литовское морское пароходство» (ЛМП) окончательно банкротировало в 2016 году, ознаменовав этим фактом потерю литовской торговой флотилии. Оставшиеся же рыболовецкие суда можно пересчитать по пальцам.

Суда на слом

На сегодняшний день в Литве насчитывается 15 рыболовецких предприятий, работающих в Балтийском море. 13 из этих компаний в августе этого года заявили о планах по утилизации судов, которых осталось всего 22: 18 из них хотят отправить на слом.

Главным образом это обусловлено тем, что возможности рыбной ловли ежегодно сокращаются, а цены на продукцию на рынке остаются невысокими. Однако более всего ситуацию усугубляет политика государства и ЕС по отношению к рыбакам Литвы. Официальный Брюссель ежегодно сокращает количество квот на вылов рыбы в Балтийском море. Если раньше на одно судно полагалось, например, по 120 тонн трески, то сегодня лишь 57 тонн.

В следующем году Еврокомиссия планирует снизить квоты еще на 28%, что обернется полным финансовым крахом для литовских рыболовов.

Литовские рыболовы обвиняют руководство ЕС в том, что оно отказывается компенсировать потери от экономической войны с Россией и сознательно дискриминирует рыбаков Литвы. На протяжении последних лет Еврокомиссия последовательно снижает квоты на вылов шпрот, селедки, лосося, трески и других видов рыб, но всё это затрагивает лишь Восточную Балтику. В западной части квоты остались теми же.

Свое решение еврочиновники мотивируют желанием восстановить «богатство Балтийского моря» — увеличить популяцию рыбы на Балтике. Но сделать это они решили за счет литовских рыбаков, в то время как датчан, немцев и поляков решение Еврокомиссии не затрагивает, утверждают литовские рыболовы.

Помимо этого, рыбаки обвиняют госведомства в некомпетентной работе. По мнению представителей рыболовецких компаний, литовские чиновники отказываются конфликтовать с Еврокомиссией и доносить реальное положение дел до брюссельских функционеров. Отчеты Минсельхоза о ситуации с рыболовецким промыслом не отвечают действительности.

При этом государство отказывается выделить рыбакам деньги на распил части судов, которые приносят убытки.

Остатки флота

В этом вопросе важно знать о том, что проблемы литовской рыбной отрасли начались не сегодня и не вчера, а 25 лет назад. После выхода Литвы из состава СССР некомпетентное управление сектором привело к серьезным потерям для экономики. Страна лишилась крупнейшего в Европе рыболовного флота, состоящего из 500 судов, который достался в наследство от Советского Союза. За последние десятилетия ситуация не улучшилась — в этом году государство распродало остатки торгового флота.

Де-юре Литва пока сохраняет статус морской державы благодаря ряду судов, на которых еще развевается литовский флаг.

По данным Литовской администрации безопасного судоходства, львиную долю судов под литовским флагом составляют датские паромы компании DFDS. Всего же в 2017 году в регистр морских кораблей Литвы было внесено 98 торговых судов, рыбацких и специализированных судов. Между тем, в прошлом году их было 105. В этом году этот список сократился на 3 небольших специализированных портовых корабля.

Председатель Союза моряков Литвы Пятрас Бякежа констатирует, что за постсоветские годы страна лишилась того наследия, которое осталось от СССР. По его словам, это большое упущение со стороны государства.

«Литовский рыболовецкий флот был одним из самых крупных в Европе. На заре независимости мы располагали 160 судами. В их числе 46 больших траулеров. Но в период с 1993‑го по 1995 год рыболовецкие суда разрезали и распродали на металлолом, а 10 тысяч человек остались без работы. Если добавить к этому списку ремонтные предприятия, можно говорить, что всего работало 20 тысяч человек, то есть сам по себе рыболовный флот давал 20 тысяч рабочих мест — все трудящиеся были связаны с рыбным хозяйством, абсолютное большинство лишилось работы. Сегодня этот процесс продолжается и отрасль умирает», — говорит Пятрас Бякежа.

Глава Союза моряков Литвы также подчеркивает, что в Литве сейчас не продают морскую рыбу. Вопреки всеобщему заблуждению о том, что город-порт Клайпеда — рыбный рай, это не так. Почти всю морскую рыбу Литва сейчас получает из Норвегии.

Мнение экспертов

По мнению литовских историков и философов, Литва изначально отказалась стать «морским государством» или же банально не смогла реализовать такую идею и осознать себя в этом качестве. Мышление земледельцев возобладало над мышлением государственников.

В частности, литовский историк Чесловас Лауринавичюс в книге «Путь государства» пишет о том, что еще во времена Первой Литовской Республики (1918–1940 годы — прим. RuBaltic.Ru) хуторское мышление одержало верх над мышлением строителей-реформаторов.

«Литве очень тяжело удавалось управлять этим краем. Нужно было провести железную дорогу, шоссе, но самое главное — человеческую мысль, нужно было научить людей осознавать то, что Клайпеда — это часть Литвы, что у Литвы есть порт, что необходимо думать о своем флоте и дальних плаваниях. Это был тяжелейший вопрос, который Литве решить не удалось», — пишет Лауринавичюс.

В подтверждение своих слов он приводит выдержку из репортажа «Что будет с нашим морем?» газеты Kauno naujienos («Вести Каунаса») за 1926 год, в котором пресса довольно резко критикует власти за неправильную политику в морской отрасли.

«На глаза наворачиваются слезы, когда смотришь на то, что творится с нашим морем и теми вопросами, которые связаны с морем, флотом, судоходством... Клайпеду превратили в простую Каунасскую или Вербальскую железнодорожную станцию с таможней. И всё. Вопросы военного и торгового флотов ни на ноготь не продвинулись вперед. Изначально наши капитаны изо всех сил старались продвинуть вопрос о флоте — писали, работали, но ни в правительстве, ни в народе не нашли никакой поддержки.

Если мы посмотрим на бюллетени Клайпедского порта, увидим, что из порта заходят и выходят тысячи судов, но литовских из них — не больше двух шхун... Со стороны государства не видно никаких усилий приобрести хотя бы парусные суда для того, чтобы воспитывать будущих моряков. Страна, погрязшая в перепалках различных партий, совсем забыла о Балтийском море... Государство совсем не хочет рассказывать гражданам о море и о морском деле, что ставит крест на возможности в будущем иметь собственный национальный флот», — писал журналист Стасис Миляускас в 1926 году.

Парадокс заключается в том, что все печальные события, связанные с морем, которые происходили в Первой Литовской Республике, как две капли воды похожи на то, что происходит в Литве сегодня.
Власти страны не способны осознать все выгоды своего местоположения. Все «морские успехи» современной Литвы, как и межвоенной, упираются в то, что они смогли превратить Клайпедский порт в перевалочный пункт, но на большее государство не способно.

Как пишет культовый литовский драматург Арвидас Юозайтис в своей книге «Клайпеда — секрет Мемеля», приходится признать, что осознание возможности для Литвы обрести статус «морской державы», понимание того, что Клайпеда является воротами в большой мир, пришло к литовцам лишь в советские годы.

Денис Лепский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
43 мнения. Оставьте своё
№1 Kristina.Iv 23 ноября 2017 09:54
+9
А я думала, все ее мечты вертятся только вокруг получения материальной поддержки от ЕС.
№2 Старичок_Боровичок 23 ноября 2017 10:36
+12
Правильно думаете. А у меня закралась крамольная мысль, что ЕС вводит и поддерживает санкции против России только внешне. А внутренне стремится избавиться от бедных едоков (а это вся восточная Европа), которых понабрала нахаляву. И куда им, бедным, потом податься? Да только к России прилепляться! Так что лет через 20-30, смотришь, и Варшавский договор восстановится.
№3 Ассасин Кридман 23 ноября 2017 11:09
+14
А нужны ли нам эти бедные, но гордые независимые прибалты? Согласны принять обратно, но на правах губернии без национальной автономии! А то мы им за "оккупацию" ещё не заплатили!
№4 Старичок_Боровичок 23 ноября 2017 13:13
+3
К тому времени у них от гордости и независимости ничего не останется. И войти в состав России они согласятся на любых условиях. Они просто еще не поняли, что территория с населением в 2-3 миллиона человек никогда не сможет стать самостоятельным государством (впрочем, как и другие, которые сегодня рвутся к независимости).
№5 Побратим Гошан 23 ноября 2017 15:24
+4
А вы пробовали зубную пасту обратно запихать? Это дело не стоит усилий, проще всё население выселить в европу с минимумом вещей, чтоб не слыать снова как эти приболты будут через губу говорить нам. По русски не понимай.
----------
Поживём- Увидим; Доживём- Узнаем; Упрёмся- Разберёмся; Выживу- УЧТУ!!
Кто понял жизнь- тот не спешит, он знает что будет день и будут и черт в ступе и лягушка в супе.
№6 Старичок_Боровичок 23 ноября 2017 17:57
+1
Очень образно, ха-ха... Но... К тому времени в тюбик уже никого не надо будет запихивать - все несогласные уйдут (кто сможет) в Европу. Оставшимся - будет все равно, лишь бы нормально жить. И тюбик можно будет спокойно заполнить чистой водой: если на ДВ мало кто едет, то в Прибалтику - ломанутся!
№7 Леший 23 ноября 2017 23:46
0
На глаза наворачиваются слезы, когда смотришь на то, что творится с нашим морем и теми вопросами, которые связаны с морем, флотом, судоходством... Клайпеду превратили в

Источник: https://politikus.


Манкурты Ушатые ! Какое это ваше море ,идиоты, клайпедский Мемельский край ! Вся его история это Пруссия и Германия ! ,
Благодаря переворотам в России и Ленину нарисовалась страна (тьфу) (падлы все памятники отцу основателю Ленину ,порушили ,)литва.и прочии недоумки про$$болтские тигры с хохлокакелами.
В результате раздеребанивания германии после первой мировой поделили Пруссию и Мемель (строчат пулемёты ?) отдали Ушатым .
Манкурты с промытыми мозгами и продажными идиотами во власти.
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№8 Kristina.Iv 23 ноября 2017 11:40
+3
Вполне реально. Недавно читала, что по прогнозам Минобороны ФРГ, Евросоюз может перестать существовать к 2040 году.
№9 comandаnte 23 ноября 2017 09:55
+14
Да не морская она держава, а транзитная!
----------
Alejandro Castro Ruz
№10 _Мангуст 23 ноября 2017 10:07
+12
Когда всё задуманное будет реализовано в Ленинградской области , то это станет началом конца Литвы как морского транзитёра !!!
№11 comandаnte 23 ноября 2017 10:09
+11
Латвия тоже мечтала жить транзитом. Где сейчас Рижский порт?
----------
Alejandro Castro Ruz
№12 Бывший оптимист 23 ноября 2017 12:33
+2
А какой заповедник может быть?
№13 ol523ln 23 ноября 2017 12:46
+2
Да не морская она держава.Морская морская-баркасная,для ловоли салаки.
№14 dvu 23 ноября 2017 14:24
+4
Паразитная. Основной национальный продукт - русофобия. Впрочем, звучит похоже.
№15 Агрегат 23 ноября 2017 14:24
+5
Да никакая это не держава, так территории транзитные.
№16 Сигизмунд. 23 ноября 2017 09:55
+6
Все,почти,как в той песне."То ли еще будет...".
№17 Тутошний 23 ноября 2017 10:31
+12
Или как шепчет их любимая Вайкуле: Ишчо не вечер!..
№18 cadabra 23 ноября 2017 10:03
+18
Клайпеда(Мемель) это город, который подарил Ельцин(сколько зла и гадостей сделал этот человек), поэтому писать о нем как о принадлежащем Литве юридически не правильно. Ельцин пришел к власти не легитимно, потому что Россия ушла из Союза не лигитимно, поэтому все что он сделал не имеет юридической силы, да здесь право силы, но нет самого права.
Да и вообще выход из Союза возможен только референдумом всего Союза и все что сделано просто явочным порядком юридически ничтожно, как говорят юристы.
№19 DUDE 23 ноября 2017 10:21
+18
За 25 лет "независимости" Литвы население этой страны сократилось на треть официально, неофициально - вполовину. И это в довольно спокойные, сытые времена распила советского наследства и огромного потока европейского бабла.
Но теперь мир изменился, спокойной жизни у них уже не будет никогда. Их проблема в том, что сами прибалты не изменились, и не способны меняться. А впрочем им это уже не поможет.
России даже делать ничего с ними ненужно, как впрочем и с другими подобными соседями, нужно просто ждать. Они все сделают сами.
№20 Харон-8 23 ноября 2017 10:31
+6
Пусть теперь лижут икону Святейшей Дали. От разжижения мозга это действие не поможет,но морально должно полегчать. На Западной Урке лизали якобы изображение Богородицы, которое местные мужики изобразили на цоколе клуба, обоссав стенку.Местным малохольным помогало,правда не только лишь всем. Но Даля-то поавторитетней будет.
№21 А.В. 23 ноября 2017 10:38
+7
Что то, не жалко ни фига.
№22 Сяоми 23 ноября 2017 10:43
+9
Хуторяне - они и есть хуторяне.
Что в Литве, что на той же Украине. Что одни свой флот распилили и распродали, что другие.
Как говорится, всё возвращается на круги своя. Ихний удел сметанку делать да картопЭльку выращивать.
№23 дикий кайтер 23 ноября 2017 11:41
+4
И правильно, ибо не@уй...
№24 акула 23 ноября 2017 11:42
+6
Литовские рыболовы обвиняют руководство ЕС в том, что оно отказывается компенсировать потери от экономической войны с Россией

Источник: https://politikus.ru/articles/101867-litva-pohoronila-mechty-o-morskoy-derzhave.html
Politikus.ru
Это же как нужно прибалтийским недоумкам отморозить голову,чтобы надеяться на что-то в войне с Россией.?
№25 скептик183 23 ноября 2017 11:43
+8
Да ладно Вам всем ёрничать. У Литвы есть ВМФ (три кораблика) и даже командующий - адмирал. Бывшее среднее клайпедское мореходное училище - теперь Морская Академия Литвы с теми же преподавателями и программой обучения. На абсолютно ненужных причалах судостроительного завода теперь масса гостиниц и пивнушек. Так что в Литве перемога за перемогой. lols
P.S. Кстати, на фото абсолютно пустые причалы торгового порта. 90% грузов Клайпедского порта - белорусские.
№26 Starik 23 ноября 2017 14:11
+2
Цитата: скептик183
P.S. Кстати, на фото абсолютно пустые причалы торгового порта. 90% грузов Клайпедского порта - белорусские.


biggrin Во, идея: когда время придет (а оно придет... в смысле писец к Литуваям придет), надо Клайпеду Батьке и отдать... а то за Псаку как то не удобно: она же обещала 6-й флот к "берегам Белорусии" оправить, пусть теперь ждет и надеется! lols
№27 Shanovich1943 23 ноября 2017 11:48
+5
Разве только флот уничтожили, атомку похерили, а это строил весь Союз, за Латвию вообще говорить не хочется, там «умники» уничтожили начиная от ВЭФа и кончая сахарным заводом.
----------
Шанович
№28 shax 23 ноября 2017 13:21
+1
Три сахарных завода.
№29 Alex7381 23 ноября 2017 13:32
+4
Развалинами литовской промышленности доволен!
То ли это ДЕкоммунизация, то ли это ДЕбилизация?
№30 горизонт 23 ноября 2017 12:06
+3
Написано в таком жалостливом ключе, что посочувствовать лабусам хочется. Может нам снять последние портки и отдать литовским русофобам, что бы им было сподручнее хаять нашу историю и нам на голову сра-ь?
№31 Бывший оптимист 23 ноября 2017 12:31
+2
"Страна лишилась крупнейшего в Европе рыболовного флота, состоящего из 500 судов, который достался в наследство от Советского Союза." Тормоза, что тянули?
№32 Тарос 23 ноября 2017 13:17
+5
Сам клайпедчанин. В статье описана голая правда. Флота нет, но моряков много и профессия эта очень пользуется спросом и прибыльна. Мореходка забита под завязку. Поступить не трудно, но заканчивают далеко не все. Литовские моряки ценятся на всех флотах мира именно из за во многом ещё советской системы профессионального обучения. Город худо бедно живёт только за счёт денег, зарабатываемых моряками на контрактах. Порт и перевалка грузов создают только проблемы горожанам. Всё доходы от порта уходят в столицу и там пилятся.
№33 С Урала 23 ноября 2017 13:26
+3
На протяжении последних лет Еврокомиссия последовательно снижает квоты на вылов шпрот, селедки, лосося, трески и других видов рыб, но всё это затрагивает лишь Восточную Балтику. В западной части квоты остались теми же.
Стесняюсь спросить, что за рыба-шпроты????
№34 П. Владимир 23 ноября 2017 14:46
+4
Когда то в Балтийском море , действительно была такая рыба , шпротой называлась , потом всю , или почти всю выловили , и таперь в консервах её заменяют в лучшем случае килькой , а в другом , мелкой салакой.
№35 П. Владимир 23 ноября 2017 14:46
+2
Когда то в Балтийском море , действительно была такая рыба , шпротой называлась , потом всю , или почти всю выловили , и таперь в консервах её заменяют в лучшем случае килькой , а в другом , мелкой салакой.
№36 Снежана 23 ноября 2017 14:47
+3
Из википедии:
Шпро?ты (лат. Sprattus) — род лучепёрых рыб из семейства сельдевых (Clupeidae). Длина тела до 13—18 см, масса — 10—12 г. Половой зрелости достигают в возрасте 1—2 года, живут до 5—6 лет ...
№37 Снежана 23 ноября 2017 14:47
+1
Из википедии:
Шпроты (лат. Sprattus) — род лучепёрых рыб из семейства сельдевых (Clupeidae). Длина тела до 13—18 см, масса — 10—12 г. Половой зрелости достигают в возрасте 1—2 года, живут до 5—6 лет ...
№38 С Урала 23 ноября 2017 13:34
+3
Вот же.... написал не проверив... столько лет прожил, столько шпрот съел, а не знал что это рыбка такая! Приношу извинения автору!Считал это блюдом, а не породой.
№39 Major 23 ноября 2017 13:55
+3
От того, что будет написано шпротная килька, легче никому не станет. Суть одна - протабанили и флот и промышленность...
№40 Юрий_Михайловский 23 ноября 2017 13:59
0
А нам это зачем????
№41 leftpers 23 ноября 2017 15:16
+3
Так и надо приебалтам, хотели независимости от России, пусть хавают полной ложкой. Когда читаю про то, как к этим недоношенным относятся в евросоюзе, всегда радуюсь. Сколько грязи в наш адрес вылили, а теперь мы купим попкорна, и будем наблюдать, как эти любители ссовцев дохнут от голода.
№42 Цэдэнбал 23 ноября 2017 17:27
+3
...цитата:«Литовский рыболовецкий флот был одним из самых крупных в Европе. На заре независимости мы располагали 160 судами. В их числе 46 больших траулеров."

Располагали они...из серии "мы пахали"...откуда у вас флот взялся?...не от СССР ли?...
№43 Цэдэнбал 23 ноября 2017 17:28
+2
...цитата:"Литовский рыболовецкий флот был одним из самых крупных в Европе. На заре независимости мы располагали 160 судами. В их числе 46 больших траулеров."

Располагали они...из серии "мы пахали"...откуда у вас флот взялся?...не от СССР ли?...