Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Россия мы или уже не Россия?

Россия мы или уже не Россия?

Своих «Братьев Карамазовых» Достоевский пишет как «историю одной семейки». В главных персонажах, связанных кровными узами, должна уместиться Россия с точки зрения психологических типов. Идея грандиозная и простая одновременно.

Четырьмя первоэлементами древние определяли все относящееся к видимому миру. Огонь – вода, земля – железо. Так же и классифицированные еще в античности флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики охватывают все человеческие темпераменты. С оговорками, конечно, но охватывают. Есть к тому же и промежуточные состояния. Так, между севером и востоком есть северо-восток, между югом и западом – юго-запад (сторон света ведь тоже четыре). Следовательно, и между сангвиником и холериком может быть нечто среднее, и четырьмя ярко очерченными типами, допуская нечто промежуточное, можно описать основные характеры народа.

Митя, Ваня, Алеша и Смердяков. Из этих стихий состояла Россия Достоевского перед тремя революциями, одной гражданской войной и двумя мировыми войнами. Такой она стояла перед его умным взором до коллективизации, культа личности, оттепели, освоения космоса, горбачевского предательства и ельцинского броневика. Интересно, найдем ли мы эти типы сегодня? Если да, то Россия сохранила себя с точки зрения человеческих характеристик. А вдруг нет? Тогда мы уже другие, или те же, но радикально изменившиеся. То есть какая-то уже совсем другая Россия, которую нужно изучать по другим книгам. Приглашаю вас к размышлению на тему, зная, что исчерпывающего ответа не будет. Но все же…

Митя. Это сильный и неуемный человек. Он страстный, страшный в гневе или хмелю, но честный. Деньгам цены не знает. Для него они всегда средство. Красть, плести интриги – не его стиль. Чужую вину на себя взять он способен. В бой пойти может. Слабого если обидит, то раскается. В правду верит, в любовь тоже верит. Большое дитя с тяжелыми кулаками. Вы таких видели? Лично я видел.

Иван. Далеко зашедший теоретик. Сердце в нем холодное, эгоистичное, а умная голова все время придумывает себе и своему своеволию оправдания. Благо силлогизмы составлять западная наука научила. Иван ведь западник и умник. Он холодный, как змей, и любую теорию выдумать способен. Или из баловства, или из бунта против Бога. Потом эти теории заживут самостоятельной жизнью, хоть бы автор в них и раскаялся.

Алёша – это душа семьи после смерти матери, загнанной в гроб отцом-изувером. Только мать была почти бессловесная, а Алеша умный и говорить может. Он близ старца, за всю семью молитвенник. Ему жалко всех. Всех понять хочется. От грехов человеческих он не отворачивается, но стремиться к евангельской любви ему это не мешает. И в монастырь он идет не оттого, что перед барышнями робеет или фантазировать о духовности любит. Он узнал, сердцем узнал, что во Христе правда, и размениваться не хочет.

Ну, и Смердяков. Его-то вы точно видели. Этот говорит: «Лучше бы Россия Наполеону сдалась, тогда бы мы сегодня в цивилизации жили». Смените в этой фразе Наполеона на Гитлера, и вы сразу поймете, как часто с этим типом встречались, хоть в жизни, хоть в прессе, хоть в телевизоре.

Вот они четверо. Как четыре стороны света и как четыре начальных элемента китайской натурфилософии. Видели мы их или нет? Конечно, не в том виде, в котором их образы экранизировал Пырьев, и не так, как их покойный Илья Глазунов в иллюстрациях к роману изобразил. От внешности нужно отвлечься. Алешу, к примеру, не стоит только по рясе отыскивать. В рясе может и Смердяков ходить. Никого не любящий Иван тоже может в сан облечься. Дело в душевном типе. В направлении жизненных сил.

Митю можно определить как русскую натуру, не обработанную Евангельской благодатью. Это природный русский человек, где слово «природа» противостоит словам «культура», «цивилизация», а если не противостоит, то перекрывает их собою. Даже странно, отчего он в башмаках и камзоле, а не в лаптях и рубахе. По-моему, множество русских людей именно таковы. С ошибкой скроены, но крепко сшиты.

Вот уже Иван – это русский человек, прошедший школу любви к западным ценностям. Обработка своеобразная тут была. «Русского буйства» он сторонится; «русское хамство» ему претит; на «русскую грязь» он по-заграничному морщится. Он русский по языку и крещению, но внутри у него холодно, как в погребе, несмотря на слова о «слезинке одного ребенка». Да и ум его весь какой-то не созидательный, ядовитый. Таких русских людей, думаю, тоже очень много.

Алёша – это русский человек, ставший на путь Евангельской жизни. Это обрабатываемая природа. Еще не готовый святой, но лишь возможность святости. Как юный Сергий, только вынашивающий мечту о жизни монашеской. Это оправдание всей семейки. Таких людей, к счастью, немало. Может ли быть их много? – вопрос. Да и какими цифрами измеряется здесь понятие «много»? Они есть. Никогда не исчезали пока. И это тип связующий, потому что Мите с Иваном говорить не о чем. Иван со Смердяковым, если и поговорят, то договорятся до отцеубийства. А Алеша, он со всеми близок, и общение с ним никому не вредит. Даже отца своего, все почти человеческое растерявшего, он не презирает и не осуждает.

Смердяков же – это и не природный человек в необработанном виде; и не человек, ставший на Евангельский путь; и не человек западного ума и воспитания. Это нравственно сгнивший русский человек. Поговорить ему приятно про западную культуру и про то, что чудеса – это глупости, но собственно культуры у него нет, и сердце его не там. У него уже почти нет сердца. Делось куда-то или отсутствовало изначала. Все же вспомним, от какого отца он зачался. Этот персонаж тоже в нашей жизни присутствует.

И вот я спрашиваю сам себя после всего сказанного, Россия мы или уже не Россия?

Думаю, что мы все та же Россия. Кому любовь до смерти, кому в тюрьму без вины. Разговоры о Боге в трактире, святость по соседству с полным неверием. Все есть.
Да, конный экипаж сменился автомобилем, штиблеты – туфлями, и бреемся мы (кто бреется) не у цирюльника, а дома перед зеркалом. Количество подобных перемен огромно, оно застит глаз, и кажется, что все поменялось в корне. Но вот корень-то и цел. Одни ветки пообломало. И в некоем старике вдруг без ошибки узнаешь масляные глазки Карамазова-старшего, хотящего «в чине мужчины подольше пожить». А в другом философе разглядишь Ивана, с которым в эту самую ночь бес разговаривал. Про тех, что «всю Россию ненавидят» и говорить не приходится. Они сами хотят, чтоб их услышали и узнали. Конечно же, есть и Алеша. А если рядом его нет, то есть те, кто с ним лично знаком или о нем слышал.

Протоиерей Андрей Ткачёв
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
15 мнений. Оставьте своё
№1 Глюкин 11 октября 2017 18:39
+18
А что? Протоиерей Андрей в целом прав.
Вопрос лишь в процентном соотношении представленных типов личности.
Боюсь, что смердяковых сейчас многовато... Среди чиновников, депутатов так точно многовато.
№2 Annelise 11 октября 2017 19:24
+7
Гнилые люди - это как муха в супе.
Одна единственная муха на всю тарелку. но уже весь суп кажется не к чёрту....
№3 SergDCB 11 октября 2017 22:35
+4
Да уж это как закон органической химии
"Если соединить 1 кг меда и 1 кг г.вна, получится 2кг г.вна"
№4 irina tervakangas 11 октября 2017 19:42
+11
Сильно сказал о.Андрей!
№5 Langepasovec 11 октября 2017 19:48
+7
Интересно и правдоверно написано. Но, не надо сомневаться, что мы все, в том числе, Смердяковы - Россия. Мы-Россия! Мы -верим!
№6 Плацебо 11 октября 2017 19:52
+2
Удивительно , что здесь появилась эта статья. О.Андрей , по моему мнению , это современный апостол Павел ...
№7 Tatiana N. 11 октября 2017 19:53
+11
А ведь и правда, все мы такие разные, но Россия - наша общая Родина!
Сейчас на кону стоит целостность нашего государства, которое враги внешние и их холуи внутри страны изо всех сил пытаются расшатать, расчленить, уничтожить русский народ и завладеть территорией и её богатствами.
Особенно им мешает Путин, спутавший им все карты. Поэтому сейчас их задача - напрячь народ по всем статьям, чтобы продоху не было, чтобы терпение лопнуло, чтобы люди поддержали так необходимый врагам переворот - а уж подстрекателей здесь полным полно - поведут куда надо хозяину похлеще попа Гапона. И важно им, чтобы народ был как можно больше разобщен по всяким религиям, партиям, течениям, мировозрениям. Тогда и управлять толпой легче.

Нам надо сейчас забыть все наши различия, споры, недовольства и объединиться для общего отпора врагам, для сохранения России целостной и суверенной.
№8 Дуняша 11 октября 2017 20:12
+13
Нам надо сейчас забыть все наши различия, споры, недовольства и объединиться для общего отпора врагам, для сохранения России целостной и суверенной.


Нам необходимо вспомнить, что РОССИЯ - СОБОРНАЯ СТРАНА!

А это настенное послание из Питера
№9 PlamenVarna 11 октября 2017 21:36
0
Пока у вас есть такие люди,
https://www.youtube.com/watch?v=NeyV_QHEtHE
все будет хорошо.
№10 -kornet- 11 октября 2017 21:53
+2
у Достоевского есть вопросы, а ответы нужно выбрать самому.
а у Куприна все на поверхности, только определись, кто ты
№11 Athwart 11 октября 2017 22:11
+7
Статья дельная м познавательная.
Но Достоевский не бил тупо обухом по черепушке. Прямо, так и уместилась Россия в трёх братьев и слугу семейства, по слухам, их незаконнорожденного единокровного братца. А Грушенька? А старец Зосима? А папаша Фёдор Палыч Карамазов? А Ракитин? Госпожа Хохлакова? Как раз, почти все обозначены на коллаже. Это тоже русские типажи. Так что Достоевский глубже. Потому и Достоевский.
p.s. Роман прочитал, когда почти месяц лежал на реабилитации в Мариинской больничке. Так бы меня фиг кто заставил. В школе-то читал по кривой диагонали, чтоб только сочинением отписаться. А больничка - самое место читать и познавать размышляя такой тяжеловесный роман.
№12 Фрол 11 октября 2017 22:30
-7
«Лучше бы Россия Наполеону сдалась, тогда бы мы сегодня в цивилизации жили».

Вы хоть в курсах, что Россия 19 века - рабовладельческая кастовая страна?
Если брать свободную наполеоновскую Францию - прогресс с Россией налицо.
№13 Dys Vinciys 11 октября 2017 22:47
-8
Образцово зловонная статейка. Попик он и есть попик. Дармоед и паразит.
№14 ДОБРЫЙ ТАНКИСТ 12 октября 2017 00:01
+3
Цитата: Athwart
Статья дельная м познавательная.
Но Достоевский не бил тупо обухом по черепушке. Прямо, так и уместилась Россия в трёх братьев и слугу семейства, по слухам, их незаконнорожденного единокровного братца. А Грушенька? А старец Зосима? А папаша Фёдор Палыч Карамазов? А Ракитин? Госпожа Хохлакова? Как раз, почти все обозначены на коллаже. Это тоже русские типажи. Так что Достоевский глубже. Потому и Достоевский.
p.s. Роман прочитал, когда почти месяц лежал на реабилитации в Мариинской больничке. Так бы меня фиг кто заставил. В школе-то читал по кривой диагонали, чтоб только сочинением отписаться. А больничка - самое место читать и познавать размышляя такой тяжеловесный роман.

Ну насчёт тяжеловесный - это вы неправы. Как раз читается на одном дыхании, как и "Идиот". А по сути согласен - персонажи Достоевского удивительно многогранны. Жаль, что в школе проходят " Преступление и наказание" - вот это тяжеловесно и не по возрасту, отбивает желание дальше знакомиться с Достоевским.
А в фильме Прудкин и Никулин фантастически великолепны, одни из лучших ролей в истории кино.
№15 Xorek 14 октября 2017 15:17
+3
Низкий поклон Вам за статью, отец Андрей! Поражает, что на неё всего полтора десятка отзывов. Жаль! Это красноречиво говорит о духовном и образовательном состоянии нашего общества. Ёмко и искрометно! Спасибо Вам!