Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

Ударные вертолеты в современных армиях - машина незаменимая и по-настоящему универсальная. Необходимо разведать скопление сил врага - пожалуйста! Скоординировать боевые части с воздуха - нет проблем. А уж подбить пару-тройку танков и БТР - легче легкого. Как всегда, когда речь заходит о заочном соперничестве в вооружении, представляются ведущие армии - России и США. Поэтому в этом материале мы рассмотрим все плюсы и минусы российского Ка-52 "Аллигатор" и его заокеанского коллеги - AH-64 "Апач".

Немного истории

Базой для создания Ка-52 послужил широко известный вертолет Ка-50 или "Черная акула", тот самый, о котором в 1990-е был снят художественный фильм. "Акула" очень неплохо зарекомендовала себя, две машины даже участвовали в боях против боевиков в Чечне, но по неизвестным причинам производство машин было очень скоро остановлено.

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

В 1994 году, несмотря на безденежье и пока еще востребованный Ка-50, ОАО "Камов" берется за проектирование его существенно доработанной двухместной модификации. Уже в 1995 году на выставке МАКС-1995 публике был представлен макет будущего вертолета, а в ноябре 1997 года в небо поднялся полноценный прототип "Аллигатора", произведя настоящий фурор среди военных специалистов и журналистов разных стран. На данный момент создано и находится на вооружении России 68 штук Ка-52, а к 2017 году планируется увеличить это количество вчетверо.

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

Ударный вертолет, как самостоятельный класс военной техники появился в США несколько раньше, чем в СССР, поэтому уже в середине 70-х годов прошлого века Пентагон озаботился созданием перспективного вертолета огневой поддержки. В конкурсе принимали участие все ведущие американские авиационные компании тех лет - от "Боинга" до "Хьюза". Проект конструкторов последнего одержал победу, но "сырой" прототип приходилось постоянно дорабатывать и вместо запланированного поступления на вооружения в конце 80-х, "Апач" появляется у военных почти через 10 лет. Но и такой существенный временной промежуток не избавил АН-64 от инцидентов: только с 1983 по 1984 года случилось три небоевых потери "шестьдесят четвертого" - из строя выходили и рулевые винты, и лопасти, без жертв не обошлось.

В чем сила, брат?

Для начала стоит сказать, в чем состоит ключевое отличие ударного вертолета от всех прочих. Во-первых, он должен нести в себе функцию штурмовика, то есть непосредственно поддерживать сухопутные войска, уничтожая живую небронированную силу противника. Во-вторых, поражать укрепленные объекты, танки и корабли. Соответственно и вооружение у таких вертолетов особенное. Например, Ка-52 имеет противотанковые управляемые ракеты, способные поражать 900-миллиметровую броню. Также на такие машины устанавливают ракеты класса "воздух-земля", "воздух-воздух" и целый арсенал малокалиберных пушек и пулеметов.

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

На российский "Аллигатор" установлены два мощных двигателя ВК-2500 производства ОАО "Климов". Точно такие же стоят на целой линейке вертолетов семейства Ми. Максимальная мощность, выдаваемая этими силачами, 2х2700 лошадиных сил.

Силовая установка американца слабее: два турбовинтовых двигателя General Electric в зависимости от модификации выдают до 2х1890 лошадиных сил. Максимальная скорость у аппаратов сопоставима - 350 километров в час у "Аллигатора" против 365 у "АН-64". В графе "дальность полета" опять минимальное преимущество у американца - 480 километров, против 400 у Ка-52.

Перейдем к вооружению винтокрылых машин. "Апач" обладает 30-миллиметровой пушкой, которая позволяет производить более 10 выстрелов в секунду. Ракетное вооружение состоит из 16 снарядов типа "воздух-земля", 16 ракет класса НУР (крылатые противокорабельные ракеты) или неуправляемых авиационных ракет, и иногда - из 4 ракет класса "воздух-воздух", которые, как правило, используются только для самообороны.

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

"Аллигатор" также имеет 30-миллиметровую пушку, а вот набор ракет другой: 24 противотанковые 9К121 "Вихрь" с лазерной системой наведения и системой захвата нескольких целей. Точно такие же ракетные системы стоят на самолетах-штурмовиках Су-39 и Су-25М. "Вихрь" настоящая беда для танкистов, ведь его снаряд пробивает броню в 900 миллиметров с дальности в 9 километров. Для защиты от возможной воздушной атаки есть 4 ракеты "Игла-В", которые практически идентичны своим наземным переносным зенитным ракетным комплексам (ПЗРК) и позволяет поражать цели на расстоянии до 7 километров. Кроме того на Ка-52 установлены настоящие гиганты - 122-миллиметровые неуправляемые авиационные ракеты С-13. Такие снаряды предназначены для "крепких орешков" - бетонных огневых точек, техники и кораблей.

На Ка-52 применена новейшая отечественная радиолокационная система "Арбалет". Она позволяет совершать целый спектр действий:

- обеспечение атаки наземных, надводных и воздушных целей с применением управляемого и неуправляемого вооружения

- обнаружение самолетов, вертолетов и наземной техники противника

- обнаружение пуска ракет противника в сторону вертолета

- коррекция и контроль над маловысотным полетом

- определение степени угрозы обнаруженных воздушных целей

- обеспечение круговой групповой и индивидуальной обороны

С такой системой вертолет становится если не неуязвимым, то, как минимум, всегда готовым к опасности.

Броня крепка

Бронирование геликоптеров различается. У АН-64 кабина окружена полиакриловыми и кевларовыми бронеплитами, которые теоретически способны выдержать попадания крупнокалиберных пулеметов с небольшого расстояния. На практике все куда трагичнее. Широко известна история, когда в 2003 году, во время вторжения армии США в Ирак, обычный крестьянин сбил "Апач" из простой охотничьей винтовки.

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

Позднее американские военные и журналисты настойчиво твердили о том, что все это было пропагандистским ходом иракской армии. Тайна остается тайной, но АН-64, в отличие от Ка-52, и вправду менее живуч даже под огнем автоматического оружия. Например, в Ираке и в Афганистане случаи поражения вертолета из автоматов Калашникова были задокументированы и под сомнение не ставятся. Слабая защищенность экипажа обусловлена малой заметностью вертолета и его повышенной маневренностью, но военные эксперты разных стран сходятся во мнении, что в последнее десятилетие сильные бронированные вертолеты показывают себя в столкновениях с лучшей стороны, чем их легкие "собратья".

Воздушные бои: Ка-52 "Аллигатор" против AH-64 "Апач"

Ка-52 также защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек. Если еще говорить про уникальные элементы "Аллигатора", то обойти стороной катапультируемые кресла точно нельзя. Устройства К-37-800М были разработаны специально для данного вертолета, а механика их срабатывания очень проста. В случае необходимости экипаж нажимает на кнопку катапультирования и кресла буквально выстреливают через остекленную кабину, одновременно с этим лопасти "вертушки" складываются и отбрасываются в сторону, чтобы не ранить пилотов. Вообще "Аллигатор" обладает повышенной живучестью: выход одного из двух двигателей - не причина для паники, машина останется управляемой и спокойно сможет выйти из боя. Если же потеряны обе силовых установки, то на помощь придет авторотация - вертолет будет способен планировать и экипаж не пострадает при посадке.

Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии. Бесшумная и незаметная машина, способная с расстояния в несколько километров обнаружить и уничтожить танк или огневую точку и невредимой вернуться домой - чем ни идеальное оружие? Если 15 лет назад у АН-64 не было достойного конкурента, то теперь "Аллигатор" вместе с великолепным Ми-28 должны потеснить устаревшего "американца".

Илья Щеголев
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
34 мнения. Оставьте своё
№1 batman 30 июня 2014 14:17
+6
Наша броня крепка и танки наши быстры!!! avtomat
№2 Хвост-Чешуя 30 июня 2014 16:27
+3
и наши люди мужества полны! good
№3 vassa 30 июня 2014 14:29
+5
Долгожданное принятие на вооружение Ка-52 значительно повышает потенциал российской армии.

Верю! Хотя ничего не понимаю в технике, тем более военной curtsey
№4 Vintorezz 30 июня 2014 14:31
+4
Статья написана в ура-патриотическом духе. Выпячиваются достоинства у Ка-52 и недостатки у "Апача", хотя в умелых руках и тот и этот достойные машины. И если на счету "Апача" куча вооружённых столкновений и неплохая статистика, то Ка-52 пока что похвастать, кроме как на бумаге, нечем. Я ни в коем случае не являюсь приверженцем западных технологий и т.д., но я за объективность суждений. Да и вообще немного чести сравнивать боевые вертолёты разных поколений. Ещё Т-34 с Абрамсом сравните.
P.S. А так-то 52, да - КРАСАВЕЦ.
№5 zdm77 30 июня 2014 14:50
+9
А с чем позвольте спросить сравнить? Что на вооружение, с тем и сравнение. С прототипами что ли? Как и Абрамс, хоть и выпущен в 80-ые, так и сравнивают обычно с Т-90, ну раз он до сих пор на вооружение США, с чем еще сравнивать?
№6 scuckoff 30 июня 2014 15:11
+4
Цитата: Vintorezz
Да и вообще немного чести сравнивать боевые вертолёты разных поколений.

Ну вроде как сравнивают то, что стоит на вооружении. Или у пендосов появилось что-то новое из вертолетов?
А так соглашусь, статья слишком "на ура", хотя че там "Аллигатор" - красавчег. feel
№7 grigoroid 30 июня 2014 15:23
+3
Сравнивать нужно то, что стоит на вооружении одновременно. А "Апач" пока еще нечем не заменен и замены ему не предвидится.
----------
Туп, жаден, болтлив...
№8 DR._FREEMAN 6 июля 2014 09:06
0
аллигатор может лететь, при полной! потери масла в системе, вы можете представить машину, пусть и неубиваемого немца, без масла в двигле проехавшего еще полчаса? аллигатор может. а еще дубляж всего, что только возможно, два независимых автономных маслонасоса, просто там многое на гидроприводы завязано, две независимые энергосистемы, и еще много чего. где такое видано? а, хотя знаю пример. на олимпиаде в москве на наших москвичах ставили чуть ли не по два двигла, для безотказности. про зилы, что парад принимает,тоже.
----------
С русскими невозможно играть в шахматы: они не только заканчивают партию матом, но и начинают и продолжают тоже матом.
№9 Fugazz 30 июня 2014 14:35
+3
Дас ист гуд! Очередная отвёртка амерам в зад, плашмя, до характерного щелчка. А ещё есть у России Ми-28.
№10 Михаил48 30 июня 2014 14:40
0
"Акула" очень неплохо зарекомендовала себя, две машины даже участвовали в боях против боевиков в Чечне, но по неизвестным причинам производство машин было очень скоро остановлено." (С)

Ну почему же по неизвестным...
№11 danil.vas2010 30 июня 2014 15:40
0
Я хоть и не генерал, но абсолютно того-же мнения. Основное отличие вертолёта от самолёта, это отсутствие устойчивости. Только демпфирующие моменты. Управление вертолётом без автопилота требует бОльшего внимания, чем самолётом, даже в горизонтальном полёте. В режиме висения, а особенно по приборам доплеровской системы, одновременно производить прицеливание и пуск, или стрельбу, крайне затруднительно. Второй пилот просто необходим.
№12 Чилавег 4 июля 2014 22:40
+1
"по неизвестным" для автора сего опуса fellow
№13 Байкал 30 июня 2014 14:46
+1
Откровенно говоря упоминание о том что какой-то крестьянин из винтовки biggrin завалил амера считаю художественным свистом (отлично помню эту историю и ее "героя" браво позирующего перед камерой - откровенная деза над ней тогда уже смеялись грамотные люди).А что касается камовского Аллигатора - так Русская боевая техника традиционно всегда славилась своими боевыми качествами и ужасающей эффективностью в грамотных и профессиональных руках good !А уж эксплуатацинные качества нашей техники вообще ни в какое сравнение с западной не идут applodisment .Тут уж западная техника точно плетется в хвосте несмотря на все ее прибамбасы...
№14 Хвост-Чешуя 30 июня 2014 16:29
+2
А мне эта история так нравилась: амеры так истерили забавно и с надрывом)))
№15 Fktrc 30 июня 2014 14:51
+3
68 это не 8 штук, а через 2,5 года обещают 272 штуки, хренасе rus
№16 avissbp 30 июня 2014 15:06
0
shok good
№17 grigoroid 30 июня 2014 15:13
+1
Это кто это и каким образом разгонит "Апач" до 365 км/ч??? Ведь у него даже шасси не убираются!!! 300 км/ч для "Апача" и ни километром больше....
----------
Туп, жаден, болтлив...
№18 Sanches197 30 июня 2014 15:18
0
Изначально, на сколько я слышал, "Аллигатор" задумывался как командирская машина для звена "Акул". Но из за снятия "Акул" с производства, "Аллигатор" модифицировали в самостоятельный штурмовик, хотя есть вариант "Аллигатор" плюс звено МИ-28.Говоря проще - по назначению "Аллигатор" ближе к легендарному МИ-24, тоесть его основная задача огневая поддержка на поле боя. Вообще "Аппач" создавался еще во времена холодной войны и проектировался как сугубо противотанковая машина, в то время как"Аллигатор" есть машина-штурмовик. Более прямой аналог "Аппача" есть МИ-28, создававшийся как ответ "индейцу"."
----------
Фразы экономистов "-Правительство продолжает стимулировать экономику..." воспринимаются как краткое описание порнофильма.
№19 zdm77 30 июня 2014 15:30
0
Ждем статьи с заголовками "сравнительный обзор МИ-28 vs Аппач" Или заголовок "ведущий Аллигатор со звеном МИ-28 - огневая, тактическая мощь ВВС РФ!"
Так еще лучше, у нас 2 класса вертух реально-боевых и современных, а у них? (не принижая достоинств Аппача, вертуха конечно то же зачетная)
№20 Невежливый 30 июня 2014 15:33
+2
Не должны потеснить АН-64, а потеснят и непременно. smile
----------
Рожденный в СССР - 1970
№21 Sanches197 30 июня 2014 15:35
0
МИ-28 это летающий танк, у него и броня потолще, и оружие нехилое. МИ-28Н прямой аналог и соперник "Аппачу Лонгбоу". Корректней сравнивать именно их.
----------
Фразы экономистов "-Правительство продолжает стимулировать экономику..." воспринимаются как краткое описание порнофильма.
№22 Sanches197 30 июня 2014 15:43
0
Конечно таких мощных ударных вертолетов как у нас у американцев нет. Наносить БШУ по укреплениям и районам сосредоточения противника "Аппачами" это своего рода забивание гвоздей микроскопами. "Индеец" хорош для точечных ударов по бронетехнике, но для полноценной штурмовки он не очень подходит. Тот же МИ-24 по огневой мощи индейца за пояс затыкает, но больше призван действовать по площадям.
----------
Фразы экономистов "-Правительство продолжает стимулировать экономику..." воспринимаются как краткое описание порнофильма.
№23 Sanches197 30 июня 2014 15:50
+2
Из личных впечатлений: вид заходящего на вас МИ-24 это штука посильнее "Фауста" Гёте. И это при том, что знаешь, что он свой. Чувствуется в нем что-то хищное и неумолимое. Не зря же его в войсках прозвали "Крокодилом". Мощная машина и грозная. И в боевой работе их видел. Ангелы ада для врага.
----------
Фразы экономистов "-Правительство продолжает стимулировать экономику..." воспринимаются как краткое описание порнофильма.
№24 Домовой 30 июня 2014 15:51
+1
Бессмысленная статья. Зачем сравнивать какой из вертолетов быстрей друг друга убьет, если автор сам пишет, что оба вертолета - ударные, то есть предназначены для борьбы прежде всего с наземными целями. Они не заточены на войну друг с другом.
Это все равно что у меня будет мухобойка, которая как понятно предназначена для битья мух, и у врага будет мухобойка. Конечно, если мы будет против друг друга мухобойками махать - какая-то быстрей сломается, но мы же умные лди, должны понимать, что против чего должно применяться.
Для борьбы с Апачами - Аллигатор не обязателен, сейчас на вооружении стоят управляемые ракеты, выстреливаемые танком, как раз для борьбы с вертолетами противника. Плюс общевойсковые ПВО.
Да и не будет Аллигатор за Апачем охотиться, поскольку по сути своей - это командная машина для звена из КА-50, и ее задача наведение и прикрытие. Автор ТТХ машин из гугла скопировал - и начал "анализ" размазывать.
№25 hombre_de_mar 30 июня 2014 16:23
+2
А говорят крокодили не летают! Хороший вертолет.
№26 Михаил48 2 июля 2014 14:09
-1
Летают. Только низэнько...
№27 Арцыбашев.Ю 30 июня 2014 16:32
0
В наше время главная ценность боевых вертолётов - патруль и отстрел бродячих террористов, которые обычно на танках не катаются. Общевойсковой бой и уничтожение бронетехники - как бы в резерве, на случай маловероятного развития событий. Апач справляется с талибами весьма эффектно (https://www.youtube.com/watch?v=7TZOxlTwAvA). О расстоянии, с которого применяется оружие можно судить по тому, что талибы очевидно не слышат Апача, пока он их разглядывает и готовится к применению оружия. Видео с оптики Ми-28 или Ка-52 показать сложнее - в Ираке несколько Ми-28-ых действуют, но выкладываемые видео, им приписываемые сомнительны - т.к. разметка на экране слишком уж на Апача похожа... Надеюсь, что оптика на наших машинах не хуже, хорошо если лучше. Оптика в этом деле очень важна, т.к. часто позволяет отличить гражданских от "целевых" по оружию в руках, которое видно в хорошую оптику.
№28 Hanters 30 июня 2014 16:40
-1
Как то все забыли что, вроде как Аллигатор исполняет "мёртвую петлю", что не доступно "индейцу".
№29 Sanches197 30 июня 2014 19:55
0
Мертвую петлю исполняют и старичок МИ-2, и еще какой-то американский вертолет. Для винтокрылых машин высший пилотаж не актуален. Это не истребители.
----------
Фразы экономистов "-Правительство продолжает стимулировать экономику..." воспринимаются как краткое описание порнофильма.
№30 Альфонсо Габриэль 30 июня 2014 19:58
0
Причина, по которой не было развернуто производство Ка-50 лежит в сфере политики. Идет борьба за перетягивание одеялагосзаказа. Битвы "сухой-микоян", миль-камов", "панцирь-тор", и другие. Каждая сторона имеет своих лоббистов, и не всегда побеждает лучший образец. Капитализм однако.
№31 Казак Ли Хой 1 июля 2014 11:28
0
Бессмысленная статья: между двумя ВОПами 10 лет разницы, т.е. 10 лет технологий, сравнивать командирскую машину управления, выдрав ее из звена т-50-глупость, да и задачи у них разные.
№32 hombre_de_mar 2 июля 2014 15:49
0
Цитата: Hanters
Как то все забыли что, вроде как Аллигатор исполняет "мёртвую петлю", что не доступно "индейцу".

Нет не забыли. Хотел на писать, но потом передумал.
№33 hombre_de_mar 2 июля 2014 16:08
0
А знаете в чем наша беда. Мы по честному обсуждаем недостатки нашей техники. Надеясь что противник сделает так же, ан нет они просто тупо гордяться. И так во всем. Есть тех.данные и есть фактор пилота как он будет использовать эти тех.возможности

Не в тему. Смотришь вокруг люди носят на себе символики вражеских нам стран и даже не задумываться. И не только на одежде. Достало везде флаги пиндосии и наглии, они утопают в крови, а люди их носят. Реклама однако.
№34 SpacePRedator 16 сентября 2014 23:19
0
Странное сравнение если честно, понимаю я ещё Ми-35 или Ми-28 с Апачем, НО не Ка-52, машины разные и выполняют совсем разные задачи, если Ка-52 это обычно командирский вертолёт (то есть командующий звеном из 3-ёх Ми-28, то Апач это Штурмовой вертолёт созданый для оказания содействия пехоте и бронетехнике и в составе звена насколько я помню летают 2-3 машины, корректо было бы сравнивать Ми-28 и Апач, НО не Ка-52, Ми-28 почти схожь во всём с Апачем, а Ка-52 вообще другая машина, да и куда маневрнее, одна только возможность лететь боком чего стоит или например трюк Смерч или как там его, так что автор лучше исправь статью.
----------
Россия — это континент, который притворяется страной. Русские — это цивилизация, которая притворяется нацией.