Ту-16 или история о долгожителе советского и мирового авиапрома

Ту-16 или история о долгожителе советского и мирового авиапрома

Ту-16. Фото сделано в начале 80-х фотослужбой гарнизона Монгохто ВВС ТОФ/wikipedia.org

27 апреля 1952 года экипажем летчика-испытателя Николая Рыбко поднял в небо первый советский дальний реактивный бомбардировщик.

Ту-16 — двухмоторный многоцелевой самолет-моноплан со стреловидным среднерасположенным крылом. Дальний тяжелый бомбардировщик-ракетоносец, по классификации НАТО — Badger («Барсук»). Разработан в КБ Туполева под руководством главного конструктора этого бюро Д.С. Маркова. В Советском Союзе серийно выпускался тремя авиазаводами: в Куйбышеве, Казани и Воронеже с 1953 по 1963 годы. Всего с момента запуска в производство в СССР было выпущено свыше полутора тысяч подобных машин. На основе Ту-16 были созданы многочисленные модификации: ракетоносец, самолет-заправщик, самолет радиоэлектронной борьбы, самолет борьбы с грозовыми облаками (активно применялся на Олимпиаде-80 в Москве) и др. Ту-16 стоял на вооружении СССР, а после его распада — России и ряда стран СНГ до середины 90-х гг. прошлого века. Активно использовался Советским Союзом в ходе Афганской войны против моджахедов: в частности, в Паджшерской операции 1984 г. Ту-16 вместе с другими советскими бомбардировщиками создал беспрецедентную в истории плотность фронтовой авиации над одноименной долиной.

Предтечей будущего бомбардировщика-долгожителя явилась созданная к середине 1949 г. модель под кодовым номером «86»: воздушное судно способно было пролететь до 4000 км с 2 тоннами бомб при максимальной скорости в 980 км/ч на высоте порядка 6000 м. Вскоре после проведенного в СССР летом того же года успешного испытания ядерной бомбы прототип будущего самолета был переделал с учетом новых требований: способности к несению ядерного боезаряда.

В середине 1951 г. эскиз будущего Ту-16 под кодовым номером «88» был окончательно утвержден, самолет получил при этом свой запоминающийся внешний вид с характерными для модели значительной стреловидностью хвостового оперения и «утопленными» в фюзеляж гондолами двигателей. В последующие два года в проект самолета были внесены технические доработки, связанные с облегчением общего веса воздушного судна и защитой его от поражающих последствий ядерного взрыва. Спустя год после успешного тестирования 27 апреля 1952 г. Ту-16 в небе известным летчиком-испытателем Н.С. Рыбко, самолет был запущен в серийное производство. Два года спустя новая боевая машина была продемонстрирована широкой общественности в ходе первомайского парада на Красной площади. Через 5 лет после полета, давшего путевку в жизнь советскому реактивному бомбардировщику, Рыбко за проявленные при испытании новых образцов военной техники мужество и героизм был удостоен почетного звания Героя Советского Союза.

В годы холодной войны грозная боевая машина являлась главной среди советских воздушных сил стратегического сдерживания потенциального противника. В значительной степени именно появление советского реактивного бомбардировщика, способного нести ядерный боезаряд, не дало человечеству погрузился в пучину смертоубийственной термоядерной войны, остудив воинственных пыл заокеанских военных стратегов. Так, например, в морской авиации Ту-16 во всем северном полушарии Земли выполнял функции слежения и сопровождения авианосных ударных групп главного геополитического конкурента советского государства — Соединенных Штатов Америки. Экипаж воздушной машины насчитывал обычно 6 человек: командир, второй пилот, штурман, второй штурман или штурман-оператор, стрелок-радист и оператор радиоэлектронной борьбы или командир огневых установок.

Помимо страны Советов, самолет находился на боевом дежурстве ряда стран ближневосточного региона: Ирака, Сирии, Египта, а также Индонезии. В Китае в 1967 г. с этой модели была сброшена первая теромоядерная бомба Поднебесной. Кстати, именно в КНР воздушная машина до сих пор эксплуатируется в ВВС: версия Xian H-6, очередная техническая модернизация которой была произведена в 2011 г.

История оказалась благосклонна к Ту-16. Благодаря своей высокой динамике и отличным тактико-техническим характеристикам, разработанный в СССР воздушный корабль стал одним из самых долгоживущих самолетов в истории мировой авиации.

Дмитрий Зелов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
6 комментариев. Оставьте свой
№1 MrAva Пользователя нет 27 апреля 2019 22:20
+15
В годы холодной войны грозная боевая машина являлась главной среди советских воздушных сил стратегического сдерживания потенциального противника.

Реально классная машина!... Потом ещё добавили Ту-22.
Служил в аэродромной обслуге - КГГ. Видел их взлёты - однажды какой-то крутой летак-генерал был у нас на учениях, так он Ту-22 поднял в отрыв под 70 градусов. Зрелище, я вам скажу... это надо было видеть....
Слава нашим советским ВВС и российским ВКС! rus

p.s. ZMAI - респект!))
№2 Nikolo56 Пользователя нет 28 апреля 2019 00:17
+3
В конце семидесятых в районе Монгохто довелось мне видеть как несколько десятков (может и меньше) Ту- 16 прошли ранним утром над морем. Это было грандиозное зрелище! Потом говорили, что все самолеты с аэродрома Монгохто, подняли из-за угрозы нападения США. Вроде как у них в следствии неисправности оборудования прошла информация о нападении со стороны СССР и была объявлена самая высокая готовность. Сгоревшая деталька стоила около 400 долларов.
№3 GoodwinOz Пользователя нет 28 апреля 2019 03:25
+5
Классная машина!
даже в кино снялся, можно сказать в главной роли Ту-16З(Ю) заправщика( крыло в крыло), и две роли второго плана: разведчик и спасатель. )))))))))))))))))))))))))))))) applodisment

Кстати, потом был создан Ту-16Н(Д) заправщик (конус-штанга) для Ту-22. Жаль только эту систему дозаправки на Ту-22, по требованию пиндосов убрали в 90-е. Вернуть бы на Ту-22 3М.

Да, при создании Ту-16, уже задумались гражданской версии, и потом появился Ту-104 со своими плюсами и минусами. Но это уже совсем другая история...
№4 comandаnte Пользователя нет 29 апреля 2019 23:52
0
горби скотина срезал штанги в угоду пендосам
№5 Владимир 1 Пользователя нет 29 апреля 2019 21:56
-3
Американские тролли,пораженцы,паникеры и перебежчики,идейные наследники белогвардейцев и кулачества , власовцы и бандеровцы врут на Федорова.

Товарищи десантники проявите бдительность.
Федоров откликнулся на инициативу Шаманова и организовал всероссийский опрос о привлечении к уголовной ответственности Горбачева за развал СССР,чтобы восстановить единое государство в границах 1945 года.
Товарищи десантники поддержите своего командующего и проголосуйте во всероссийском опросе о привлечении к уголовной ответственности Горбачева за развал СССР.

Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева надо судить за сознательные действия, приведшие к ослаблению армии и распаду Советского Союза.

Об этом, стало известно 7 марта в беседе помощнику первого зампреда правления ФЦК Курманова РФ по обороне генерала Евгения Василевского, заявил бывший командующий Воздушно-десантными войсками, действующий Председатель комитета Госдумы по обороне, герой России, генерал-полковник Владимир Шаманов.

Официальное письмо-предложение о рассмотрении от имени Госдумы в Правление ФЦК Курманова РФ (Единая Россия) придет к 15 марта, заявили в выходной день в прошедшую субботу в секретариате журналистам.

- "Обращаясь к истории, напомню, что ослабление нашей армии началось с того момента, когда так называемые «партнёры» обманули [генсекретаря ЦК КПСС Михаила] Горбачева и его окружение, которые обязаны были документально оформить условия вывода Советской Армии из Германии, Польши, Чехословакии и всего социалистического блока. Четко зафиксировать, что блок НАТО тоже должен быть ликвидирован как военная организация, созданная в противовес Советскому Союзу», – отметил Шаманов.

- "Как это можно расценить, когда победители позорно покидали свои обустроенные гарнизоны, имея самые лучшие вооружения? В прямом смысле их размещали в поле под открытым небом. Семьи были не устроены и многое другое", – напомнил глава комитета Государственной думы по обороне.

Шаманов убеждён, что Горбачев должен предстать перед судом: «Горбачева надо судить. И суд определит степень его деяний и его окружения», – подчеркнул военачальник.

Как отметили журналисты, ранее в интервью СМИ Шаманов неоднократно призывал дать оценку действиям советского руководства, обвиняя его в сотрудничестве со спецслужбами США.
№6 comandаnte Пользователя нет 29 апреля 2019 23:52
-1
болеешь?
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.