Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Будет весело просм. 16153 Будет весело
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Вертолёты России будут управляться с помощью джойстика

Вертолёты России будут управляться с помощью джойстика

Еще один шаг навстречу к совершенству. И важно, что не где-то за бугром, а у нас – в России. На наши вертолеты нынче будут устанавливать не традиционные штурвалы, а джойстики и трекболы. И это не какая-то фантастика, всего лишь «маленькая» модернизация.

Объединенная приборостроительная корпорация на выставке HeliRussia 2016 представила новую универсальную кабину вертолета, уникальной чертой в которой является управление с помощью джойстика и трекбола. В ней расположены четыре ЖК-дисплея, а всё непосредственное управление процессом можно сравнить с игрой в симулятор.

Главное достоинство системы Fly-by-wire («пилотируемые по проводам») – это снятие с пилота многих функций во время полета. Так, например, если человек, управляющий вертолетом, ввел неправильную задачу, он впоследствии останется в живых, так как программа не позволит выполнить опасный маневр или вовсе свалить вертолет в штопор. Сначала компьютер анализирует поручение, и только потом команда передается на саму «машину».

Новинку уже оценили в Минобороны РФ. Джойстики собираются установить на новых Ми-38, производством которых займется компания «Вертолеты России». Как предполагается, поставки в армию России начнутся в 2018 году. Первыми «полетать» за джойстиком удастся ВКС РФ.

Также стоит отметить, что аналогов подобной техники не существует в мире, что в очередной раз подчеркивает уникальность разработки. Сходства есть лишь у итальянского универсального вертолёта AgustaWestland, там установлен трекбол, но вот джойстик вместо штурвала расположен только в российских вертолетах.

В перспективе мы получим безопасные вертолеты, где многие функции будут проверяться компьютером. Применение уникальной разработки в гражданской и военной авиации поможет сохранить большое количество жизней. К тому же, стоит отметить, что полностью от управления «машины» пилотом у нас не отказываются. Просто перестраховываются от ошибок, связанных с человеческим фактором.

Антон Орловский,
специально для Politikus.ru
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
61 мнение. Оставьте своё
№1 paveltt 20 мая 2016 15:16
+9
хрень какая-то... при пилотировании боевых летатаппар маневры и нагрузки - запредельные и не нормальные - иначе - не победить ... а здесь какая-то программа тормозит...
----------
Павел Тукабаев
№2 duvaleri 20 мая 2016 15:21
+1
Полностью согласен с вами. Кстати,вертолеты в штопор.... Так бывает?
№3 Suxar78 20 мая 2016 15:40
+2
Цитата: duvaleri
Кстати,вертолеты в штопор.... Так бывает?

В учебниках есть
Внимание! У вас нет прав для просмотра скрытого контента.
№4 zampoteh 20 мая 2016 20:05
0
Может я совсем дурак... Тридцать лет технической эксплуатации вертолетов. Были катастрофы на памяти. Но штопор...?
№5 Suxar78 20 мая 2016 20:10
+1
Ну это вам сюда, инфа от них.
Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Телефон в г. Сызрани 8 (8464) 99-00-86, 8(8464) 37-38-10, ДП. 2-28
№6 ПацифистАСВК 20 мая 2016 15:23
+4
Цитата: paveltt
хрень какая-то... при пилотировании боевых летатаппар маневры и нагрузки - запредельные и не нормальные - иначе - не победить ... а здесь какая-то программа тормозит...

Не думаю что не будет возможности отключать коррекцию которую предлагает комп. Особенно что касается боевых машин.
Основная суть в том что уходят от механики и гидравлики в пользу электрики в качестве трансмиссии рука-орган управления. Именно это и есть прорыв.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№7 Suxar78 20 мая 2016 15:36
+2
Цитата: ПацифистАСВК
Именно это и есть прорыв.

Тоесть прорыв в том, что противнику не надо будет иметь ПВО? Хватит РЭБ?
№8 ПацифистАСВК 20 мая 2016 16:14
0
Цитата: Suxar78
Цитата: ПацифистАСВК
Именно это и есть прорыв.

Тоесть прорыв в том, что противнику не надо будет иметь ПВО? Хватит РЭБ?

Ну в чем-то вы конечно правы, но тем не менее технически это прорыв. Думаю что защита от РЭБ стоит одним из высших приоритетов в этом вопросе. Да и сейчас в вертолетах столько электроники что добавление еще одного компонента не многое изменит в плане РЭБ.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№9 Suxar78 20 мая 2016 16:21
+1
Многое. Сейчас им можно управлять и при полностью отключенной электронике, а вот с такой приблудой уже всё, здравствуй земля.
№10 ПацифистАСВК 20 мая 2016 20:03
0
Цитата: Suxar78
Многое. Сейчас им можно управлять и при полностью отключенной электронике...

Ну попробуйте. Интересно посмотреть на результат.
Простите но у вас немного средневековое понимание современных ЛА.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№11 paveltt 20 мая 2016 16:25
+2
рука должна чувствовать перегрузки чтобы адекватно реагировать - а джойстик - только для пасажирских судов ... джойстик не даёт ощущения пространства
----------
Павел Тукабаев
№12 ПацифистАСВК 20 мая 2016 20:13
+1
Цитата: paveltt
рука должна чувствовать перегрузки чтобы адекватно реагировать - а джойстик - только для пасажирских судов ... джойстик не даёт ощущения пространства

Есть такое понятие как обратная реакция по управлению. Это легко симулируется.
Ну а если говорить о перегрузках, повернуть хвостовое оперение современного самолета без помощи гидравлики человек повернуть не в силах. ФИЗИЧЕСКИ. там усилия исчисляются тоннами.
У вас понимание джойстика странное. Примерно такое как бывает от китайской поделки за 1000 рублей. Болтушка с четырьмя кнопками. Попробуйте купить приличный ИГРОВОЙ руль за 1500-2500 баксов. И попробуйте поиграть на нем хотя-бы в NFS. Ощущения совсем другие. В повороте руль вырывает из рук. Почти как на реальной машине. А это всего-лишь игрушка...

P.S. Гарантирую что Вы не сможете отличить штурвал которые работает на механике, на гидравлике и на электрике находясь в реальном самолете.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№13 forex 21 мая 2016 02:08
0
Вы что - нибудь про аэродинамическую компенсацию , про триммера слышали??? Они позволяют снимать усилия с управления. Джойстик на вертолете и посредник в виде компьютера позволят избежать катастрофических последствий при отказе гидравлики в управление втулки НВ. Ну и повысить комфорт управления. На вертолетах Ми-8, при отказе гидравлики бустерного управления,усилия со втулки НВ начинают напрямую передаваться на ручку управления, и ,как шутят пилоты, наматываются яй...ца на ручку.
№14 kurtuaz 20 мая 2016 16:24
0
Херня все эти джойстики. Только в компьютере играть.
№15 danil.vas2010 20 мая 2016 22:56
0
Совершенно с Вами согласен. Джойстики ставят такие-же как автор статьи. Во первых на вертолётах никогда не было штурвала, а стоит ручка, или управление циклическим шагом. Вторая ручка, шаг-газ, иногда используется нестандартно. Конечно РЦШ уже давно управляет клапанами гидросистемы, а не напрямую автоматом перекоса, хотя прямая связь и есть, но сил не хватит управлять, но ещё в эту цепь и комп включать, безопасности явно не добавит. Сейчас автопилот вертолёта отрабатывает обычно до 20% и его легко перебороть, а что будет при 100%? А иногда бывает, особенно с подвеской на переходных режимах автопилот начинает трясти всю машину и его приходится срочно отключать. А джойстик не отключишь.

Да, вертолёт в штопоре, это полный бред.
№16 yurapok 20 мая 2016 15:16
+1
А что у нас вертолеты штурвалами управляются?
№17 ПацифистАСВК 20 мая 2016 15:21
+1
Цитата: yurapok
А что у нас вертолеты штурвалами управляются?

Имеется ввиду что между органами управления и рукой пилота теперь есть посредник в виде компа. Ну и полагаю что так-же сделают функции дистанционного управления. Что в некоторых ситуациях есть серьезный плюс.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№18 duvaleri 20 мая 2016 15:21
+1
Ручка.. шаг-газ..)
№19 сапер121 20 мая 2016 15:21
+2
на гражданские вертолеты я понимаю ,но на военные вертолеты вводить ограничения на риск считаю глупо ,советы или подсказки, максимум предупреждения
№20 ПацифистАСВК 20 мая 2016 16:16
+1
Цитата: сапер121
на гражданские вертолеты я понимаю ,но на военные вертолеты вводить ограничения на риск считаю глупо ,советы или подсказки, максимум предупреждения

Даже военный вертолет большую часть времени просто летает. Или как вариант, пилот ранен. Такая корректирующая система может спасти ему жизнь.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№21 сапер121 20 мая 2016 16:33
+2
автопилот это другое,есть кроме этого штурман ,а из под обстрела надо выйти под критическими нагрузками и вам на компьютере рисуется фигвам типа опасно ! тогда этих конструкторов таким словом благодарным вспомнят что мама не горюй !
№22 ПацифистАСВК 20 мая 2016 20:18
+1
Цитата: сапер121
автопилот это другое,есть кроме этого штурман ,а из под обстрела надо выйти под критическими нагрузками и вам на компьютере рисуется фигвам типа опасно ! тогда этих конструкторов таким словом благодарным вспомнят что мама не горюй !

Ну неужели Вы считаете что наши РОССИЙСКИЕ конструкторы и пилоты-испытатели такие ДЯТЛЫ? Не ну реально?
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№23 danil.vas2010 20 мая 2016 23:08
0
Каких только дятлов у нас не бывает. За 25 лет работы дважды было, что испытатель после капремонта все бумаги подписал и всё вроде-бы испытал, а в результате вертолёт не авторотировал, а ещё раньше у Ан-2, на ЛИСе плоскости неправильно были выставлены.

К сожалению, все люди в чём-то зависят друг от друга и идут на уступки, когда этого делать нельзя. Ну и при испытательных полётах не создашь искусственно любую ситуацию, которая может возникнуть на практике. Чем плохо теперешнее управление просто не представляю.
№24 сапер121 20 мая 2016 23:16
+1
нет , на них вся надежда от дятлов , и от хитрых"доброжелателей "
№25 С.С.С.Р. 20 мая 2016 15:24
0
А у пиндосов с помощью тупых зомби
№26 Sonik 20 мая 2016 15:25
+1
Сначала компьютер анализирует поручение, и только потом команда передается на саму «машину»

Источник: https://politikus.ru/v-rossii/76752-vertolety-rossii-budut-upravlyatsya-s-pomoschyu-dzhoystika.html
Politikus.ru

Бред какой то. Для военных это не допустимо. Чем больше электроники, тем больше вероятность перехвата управления. Машины это уже доказали. По крайней мере это должно, при необходимости отключаться.
----------
таити-таити нас и здесь не плохо кормят
№27 Антон Орловский 20 мая 2016 17:56
+1
Не спорю, отключаться система просто обязана. Кстати, в военной индустрии такие вертолеты тоже нужны. Не как атакующее звено, а как гуманитарной или медицинской "ячейки".
----------
«Война всех против всех». Томас Гоббс
№28 Arni 20 мая 2016 15:30
+3
На наши вертолеты нынче будут устанавливать не традиционные штурвалы


Всю жизнь наши вертолеты летают без штурвалов, ручка управления - тот же джойстик, только длинный smile

Просто перестраховываются от ошибок, связанных с человеческим фактором

Человеческий фактор, особенно в бою - штука страшная. А тут на панельке заботливо"Маневр отменен ввиду возможности ухудшения самочувствия пилота". Только вот читать это уже будет некому.
№29 Suxar78 20 мая 2016 15:38
+5
Бомболюк выполнил недопустимую операцию и будет закрыт (с)
№30 ПацифистАСВК 20 мая 2016 20:24
+1
Цитата: Suxar78
Бомболюк выполнил недопустимую операцию и будет закрыт (с)

Я понимаю что ваша фраза просто шутка.
Тем не менее в этом топике столько людей которые мне напоминают луддитов. Луддиты протестовали против внедрения станков на производстве.
Те кто кричат что использовать электронику в управлении ЛА нельзя, уподобляются тем кто протестует против электростеклоподъемников в автомобилях. biggrin
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№31 Scodr 21 мая 2016 00:46
0
многие считают что процесс обработки информации компом и последующей передачи дале займёт длительное время))))забывая что скорость вычисления на нынешний момент такова что человек просто не заметит что его манипуляции уже оценены и или одобрены или он почувствует сопротивление в управлении...если его шаг приведёт к необратимым последствиям... хм своеобразный принцип кольчуги (которая не позволяла сделать неправильное движение рукой дабы не получить вывих))))))
№32 Sergkor 20 мая 2016 15:39
+1
Цитата: сапер121
на гражданские вертолеты я понимаю ,но на военные вертолеты вводить ограничения на риск считаю глупо ,советы или подсказки, максимум предупреждения

Подобные системы уже применяются на современных боевых самолетах РФ. Причем при ранении пилота, система самостоятельно может выполнить посадку аппарата. Конечно она включается и выключается при необходимости, ка авто пилот. Видимо нечто приспособили и на вертолеты. Это очень нужная штука!
№33 сапер121 20 мая 2016 16:43
+3
прям представляю - зависает вертушка,забрать группу одним колесом на уступе в горах, при ветре , и в самый момент врубается система ухода на базу ?самолет и вертолет предназначены для решения разных задач ,высота работы разная ,условия , слишком многое надо предусмотреть , хотя если включается пилотом с заранее заложенная программа тогда ладно еще
№34 Sergkor 20 мая 2016 15:39
0
Цитата: сапер121
на гражданские вертолеты я понимаю ,но на военные вертолеты вводить ограничения на риск считаю глупо ,советы или подсказки, максимум предупреждения

Подобные системы уже применяются на современных боевых самолетах РФ. Причем при ранении пилота, система самостоятельно может выполнить посадку аппарата. Конечно она включается и выключается при необходимости, как авто пилот. Видимо нечто приспособили и на вертолеты. Это очень нужная штука!
№35 Соломбалец 20 мая 2016 15:41
0
Хорошо это или плохо? Не знаю не лётчик, им решать. По живём увидим приживется или нет.
№36 Лена.А 20 мая 2016 15:43
+4
а провод от джойстика длинный? а то за вертолетом не набегаешься winked
№37 хант1 20 мая 2016 15:45
0
80% всех аварий - ошибка пилота или т.н. человеч. фактор думаю именно на уменьшения этой цифры направлена эта система а что касается Героев я вас уверяю они придумают как ее(его компьютер) обойти !
№38 Лена.А 20 мая 2016 15:55
+5
разбавим статистику зависанием компьютера и вирусами)))))))

Вот представьте,летите вы ,наслаждаетесь а там раз и
вот так:
55
№39 ПацифистАСВК 20 мая 2016 16:19
0
Цитата: Лена.А
разбавим статистику зависанием компьютера и вирусами)))))))

Вот представьте,летите вы ,наслаждаетесь а там раз и
вот так:

А не фиг поганую винду пользовать.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№40 Лена.А 20 мая 2016 16:24
+4
тогда так)))
555
"Отправить разработчику отчёт об ошибке в работе программы?"
№42 ПацифистАСВК 20 мая 2016 20:28
+1
Цитата: Лена.А
тогда так)))

Круто Лена. Я прям Вас зауважал! Только то что Вы опубликовали не фатальная ошибка. :)
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№43 Лена.А 20 мая 2016 21:59
0
не фатальная,но обделаться во время полета хватит)))
№44 Лена.А 20 мая 2016 22:04
0
в принципе винда без лишней обвязки тоже нормально себя ведет, на прмышленное оборудование ставят,там иногда опасность не меньше.
№45 Scodr 21 мая 2016 00:53
0
с вертолётом скорее всего такого не получится... так как скорее всего там будет принцип БИУСа а не операционки
№46 sliva 20 мая 2016 15:52
0
По поводу ограничений на военных машинах. Это же компьютер. Какой режим задашь, такой и будет. Если в повседневной эксплуатации можно вводить ограничения то во время боевых вылетов эти ограничения убираются . Т.е. как бы отключают ABS и машина уже совсем другая. На Як-130 вон автоматика моделирует условия полёта истребителей.
№47 danil.vas2010 20 мая 2016 23:26
+1
Режим задашь, но джойстик на ручку уже не заменишь, да и получится, что слева джойстик под левую руку, а справа под правую, а вертолёт, это не самолёт. Говорю точно, как имеющий большой опыт и там и там. Самолёт легко посадить управляя штурвалом, или даже джойстиком, хоть левой, хоть правой рукой, а вертолёт, извините, так не получится. На обеих сиденьях, шаг слева, а РЦШ под правую руку.

Управление вертолёта сродни поглаживания одной рукой живота с одновременным похлопыванием другой рукой по макушке. Когда навык наработан смена рук ведёт к ошибке, а на висении, это очень чревато. Особенно на монтажных работах, когда оператор просит сместить груз на 30 см, а длина тросов метров 50. Кого-то внизу и задавишь.
№48 von_Schlosser 20 мая 2016 15:55
0
надеюсь, специалисты знают что делают.
потому как мне, не-специалисту, сдается что управлять настоящей машиной нужно по-настоящему, а не как флайт-симулятором.
----------
...имхо, конешно
№49 ПацифистАСВК 20 мая 2016 16:27
0
Цитата: von_Schlosser
надеюсь, специалисты знают что делают.
потому как мне, не-специалисту, сдается что управлять настоящей машиной нужно по-настоящему, а не как флайт-симулятором.

Попробовали бы Вы сами штурвал потягать думаю мнение бы несколько поменялось. Может быть еще и от гидроусилителей руля в автомобилях откажемся чтобы все чувствовать по настоящему?
А вам не приходило в голову что сейчас тоже по настоящему ничего не управляется? Тоже есть гидравлика, пневматика и даже электрика. В современном самолете, если его обесточить и снять давление в гидравлике штурвал будет болтаться как попало.
----------
Со временем узнаешь всё больше правильных ответов и всё меньше правильных вопросов.
№50 Suxar78 20 мая 2016 16:35
0
Гидравлика и без электричества работает, это жидкость вобщето. Отключение электроусилителя все го лишь увеличит нагрузку на штурвал, ну какой нибудь Геракл его и после этого вытянет.
№51 von_Schlosser 20 мая 2016 16:44
0
ну, мерси хотя бы за то, что не обвинили меня в призыве на конной тяге ездить и отказаться от электричества и жечь лучину.
----------
...имхо, конешно
№52 Лена.А 20 мая 2016 16:31
0
4554
№53 AlexSouth 20 мая 2016 16:00
+1
Все делается, чтобы человек меньше думал, меньше напрягался, меньше двигался. Когда уже придумают, чтобы меньше гадил. :-(.
№54 Brownbear 20 мая 2016 16:10
0
Немного не по теме, но тут я вижу есть разбирающиеся в вертолетах люди, поэтому хочу спросить.

Вот намедни тут читал о технических ограничениях по скорости вертолета и подумалось. Почему нельзя сделать, чтобы задний винт после набора высоты отворачивался назад и немного вбок для компенсации момента от вращения главного винта. Получится что задний винт будет подталкивать вертолет вперед и одновременно удерживать корпус от вращения в противоположную сторону от направления вращения главного винта. Конечно наверное понадобится внедрение регулировки лопастей и заднего винта, но эта технология уже отработана. Такая переделка полностью укладывается в концепцию авиастроителей "новизны не более 40%". Хотя демается над этим работают люди поумнее меня, и этот вариант рассматривали.
№55 Лена.А 20 мая 2016 16:16
+1
задний винт для компенсации вращения основного винта,лучше его не трогать. регулировка поворота лопастей есть и на основном и на заднем.
да и зачем очень быстрый вертолет? тогда уж самолет с вертикальным взлетом
№56 Suxar78 20 мая 2016 16:23
0
Были варианты с нормальным толкающим винтом. Проблема не в этом, а в несущем винте, он начинает работать в очень неприятном режиме. У тех же автожиров, те же самые проблемы.
№57 Лена.А 20 мая 2016 22:07
0
аэродинамическое сопротивление винта большое, в идеале должен быть минимальный угол наклона несущего винта,но при таком наклоне вертолет даже не взлетит.
№58 Александр797 20 мая 2016 18:22
+1
Переход на беспилотное управление неминуем.Не из за того что обучить пилота стоит дороже в 10 раз чем техника которой он управляет,при этом ошибки пилотирования всё равно бывают часто.Дело в том что для полноценного контроля за техникой,её ресурса и безопасности в случае отказов узлов.Правильнее передать управление "программно-аппаратному модулю",который мгновенно примет комплекс мер для максимально безопасного решения ЧС.На малых высотах всё решают первые 2-3 секунды для выбора правильных действий,из за ошибки погибло много даже профессиональных пилотов.
№59 Лена.А 20 мая 2016 22:32
0
конечно<.автомобиль с коробкой-автомат тоже ездит...
№60 danil.vas2010 20 мая 2016 23:37
0
Только сейчас заметил, что хвостовой опять толкающий. На Ми-8 лётчики бились лет 25, пока его сделали тянущим. Снова начнётся срыв потока на хвостовом винте и неуправляемое вращение вертолёта.
№61 forex 21 мая 2016 01:50
0
Цитата: ПацифистАСВК
Ну а если говорить о перегрузках, повернуть хвостовое оперение современного самолета без помощи гидравлики человек повернуть не в силах. ФИЗИЧЕСКИ. там усилия исчисляются тоннами.

А вы что -нибудь об аэродинамической компенсации слышали, об триммерах??? И , кстати, вертолёт Ми-8 прекрасно управляется даже полностью обесточенный, а вот при отказе гидравлики ручка управления полностью передаёт усилия со втулки НВ, и как шутят пилоты- наматывает яй....ца на ручку. Джойстик, и посредник в виде компьютера , решают эту проблему-яйцекрутки.