Миф о немытой России

Миф о немытой России

19 ноября человечество отпраздновало Всемирный день туалета. В связи с этим хочется разгромить мифы и о «немытой России», и уж тем более, о «сраной Рашке»...

Для носителей русской ментальности чистое, хорошо натопленное и ярко освещённое жилище наряду со свежей, здоровой, горячей и высококалорийной пищей являются нормой, а совсем не излишеством, как на Западе. А традиции гигиены – неотъемлемая часть русского быта.

Европомойка

Почему-то мы верим в миф о «просвещённой Европе». Хотя двести лет назад наш соотечественник, оказавшийся в ней, подумал бы, что оказался в выгребной яме. И уж никак не в средоточии высоких идей.

Вот как описывает Париж эпохи Великой Французской революции Патрик Зюскинд в своём романе «Парфюмер»:

«В городах того времени стояла вонь, почти невообразимая для нас, современных людей. Улицы воняли навозом, дворы воняли мочой, лестницы воняли гнилым деревом и крысиным пометом, кухни – скверным углем и бараньим салом; непроветренные гостиные воняли слежавшейся пылью, спальни – грязными простынями, влажными перинами и остро-сладкими испарениями ночных горшков. Из каминов несло верой, из дубилен – едкими щелочами, со скотобоен – выпущенной кровью. Люди воняли потом и не стиранным платьем; изо рта у них пахло сгнившими зубами, из животов – луковым соком, а из тела, когда они старели, начинали пахнуть старым сыром, и кислым молоком, и болезненными опухолями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Воняли крестьяне и священники, подмастерья и жены мастеров, воняло все дворянское сословие, вонял даже сам король – он вонял, как хищный зверь, а королева – как старая коза, зимой и летом. Ибо в восемнадцатом столетии еще не была поставлена преграда разлагающей активности бактерий, а потому всякая человеческая деятельность, как созидательная, так и разрушительная, всякое проявление зарождающейся или погибающей жизни сопровождалось вонью».

Вонища в Европе стояла потому, что за полтора тысячелетия, прошедших со времён падения Римской Империи, местное население успело растратить навыки гигиены, считавшейся пережитком язычества. Со времён Раннего Средневековья там была распространена практика, на латинском языке носящая название alousia и представлявшая собой сознательный отказ от жизненных удовольствий и наказании грешного тела посредством лишения его самого необходимого, частью из которого представлялось мытьё.

Так, киевская княжна Анна Ярославна, став королевой Франции, чуть было не угодила в лапы инквизиции за то, что не только привезла с собой в качестве приданого... частицу геенны огненной, но и любила проводить в ней время. Увы, но пользу русской бани европейцы оценили много веков спустя.

Санитарное состояние европейских городов было просто ужасающим. Узкие улицы захламлялись мусором, который выбрасывали на мостовую прямо из домов. Когда он начинал мешать движению, король или местный сеньор приказывал его убрать, чистота поддерживалась несколько дней, после чего всё начиналось снова. Помои и содержимое «ночных ваз» выливались зачастую прямо из окон в прорытую вдоль улицы канаву, причём статуты некоторых городов специально обязывали хозяев трижды предупреждать об этом прохожих криком «Поберегись!». Всё это затем оказывалось в ближайшей реке, из которой брали воду для питья и приготовления пищи. Из колодцев очень часто доставали дохлых крыс, собак и кошек.

Понятно, что вся эта евроклоака была просто раем для всевозможных болезнетворных микробов. По её просторам неоднократно проносились эпидемии чумы, холеры, тифа и других хворей.

Что интересно, даже в самые чёрные чумные годы эти эпидемии если и касались «отсталой и нецивилизованной» России, то очень поверхностно. Дело в высокой традиционной санитарной культуре людей.

Если европеец стригся почти «под Котовского» и вынужден был прятать столь неприглядную причёску под париком, то для русских длинные волосы были нормой. Ну, а борода – вообще главным мужским украшением: не зря Петру I пришлось прилагать немало усилий для насаждения бритья. А всё потому, что пару раз в неделю наш человек капитально мылся. На севере – в бане, на юге – в остывающей печи или просто ванне. Это не считая мытья рук перед едой и умывания по утрам. А явится в храм к воскресной службе немытым и в грязной одежде – вообще было позором.

Если цивилизованный европеец выливал помои и «ночное золото» прямо на улицу, откуда все эти отбросы попадали в питьевые источники, то русский никогда так не поступал. В самом дальнем углу двора строился нужник, а по соседству с ним – помойная яма.

Колодец, или другой источник питьевой воды в России обычно находился на удалении от жилья и обносился защитным каптажным сооружением, препятствовавшим попадание мусора в воду. Да и селился русский человек всегда поближе к воде, чтобы никогда не испытывать в ней недостатка.

Даже в наши дни понятие роскоши для «нас» и для «них» совершенно разные: иностранцы, например, очень экономно расходуют горячую воду во время гигиенических процедур, а столь привычная нам наполненная до краёв ванна «там» давно уже считается атрибутом фильмов о красивой жизни миллионеров.

В каморке папы Карло...

Перевернув многотомные массивы русской литературы от древнейших былин до наших дней, мы не найдём ни слова о том, чтобы отсутствие либо низкое качество отопления в доме воспринималось нашими соотечественниками как норма.

Не топленная хата на страницах книги – всегда признак крайне бедственного положения героя. Тепло в доме не могут себе позволить разве что многодетная вдова-батрачка, которой даже хлеба не на что купить, или же весьма скверный хозяин, чья леность и нерадивость нередко сочетаются с пристрастием к увеселительным напиткам. Либо действие романа разворачивается в военном лихолетье.

Зато примеров обратного плана – множество: возьмём, хотя бы известную с детства сказку про Ивана-царевича, который шёл выручать свою невесту из рук Кащея Бессмертного. Так вот, там есть строки о том, как Баба Яга добру молодцу не только баню истопила, но и на печи постелила: обогреть гостя, стоптавшего «семь пар сапог железных да изгрызших семь хлебов каменных», – дело чести.

Отопление для русского человека не было роскошью даже в бескрайних степях, где вместо дров использовался кизяк. Зато в странах Западной Европы в старые времена сидеть у нарисованного очага приходилось не только героям знаменитой сказки про золотой ключик, но и большинству жителей, не исключая августейших особ: даже короли не всегда могли себе позволить тёплые покои.

Иначе вряд ли таким стратегическим товаром и весомым инструментом дипломатии была бы пушнина: в одной из древнерусских летописей сказано, как князь советует своему послу запастись перед отъездом рысьей шубой, которая в стране назначения стоит очень дорого.

Впрочем, холодрыга в западноевропейских домах дала возможность развить целый ряд отраслей экономики.

Например, парфюмерную промышленность: известно, что в холодной воде нельзя как следует ни помыться, ни постираться, да и находиться в нетопленном помещении после купели – весьма вредно для здоровья. Вот и оставалось «просвещённым» европейцам маскировать смрад немытого тела всевозможными благовониями.

Зато на Руси рынок галантерейных товаров оставался весьма чахлым вплоть до середины XVIII века: даже мыло не считалось первостепенным предметом гигиены, и использовалось обычно для стирки белья, так как пар и берёзовый веник справляются с загрязнённостью тела получше любой химии.

Не остался в убытке и гостинично-ресторанный бизнес: известно, что парижская богема питала недюжинную любовь ко всевозможным кафешантанам, в них работали над полотнами Ван Гог и Тулуз-Лотрек, писали свои книги Дюма и Мопассан. Всё объясняется просто: незачем тратиться на отопление своего кабинета в квартире, если можно заказать бокал вина и сидеть за столиком кафе, хоть весь день.

По этой же причине многие западные звёзды кино и эстрады предпочитают проживание в отелях обзаведению собственным либо съёмным жильём, а среди состоятельных людей большой популярностью пользуется «зимовка» на курортах в жарких странах: таким образом резко снижаются затраты на «коммуналку».

Три свечи на столе? В Бастилию!

Почти два столетия назад, победители наполеоновской армии принесли в Россию одну крылатую фразу и одно суеверие.

Русских офицеров поначалу сильно удивляло, почему хозяин, к которому их определили на постой, не разрешал играть в карты, если ставка оказывалась слишком низкой: свечи оплачивались из суммы, находящейся на кону.

А суеверие гласит, что три свечи в подсвечнике – к беде. Отметим, что до Великой Французской революции это действительно соответствовало истине: по высочайшему повелению король и члены его семьи имели право на две свечи на столе, подданным разрешалась только одна. Понятно, что среди буржуазии находились недовольные этим указом, однако, попытки опротестовать его вышеуказанным способом чаще всего оканчивались заточением в Бастилию.

Понятно, почему русские восприняли такие порядки как дикость: для них предметом роскоши не являлось и освещение. О его высокой доступности освещения и развитость вечерних форм времяпровождения среди молодёжи в традиционной крестьянской культуре восточных славян, например, посиделки. Причём привередливость наших людей в этом вопросе достойна того, чтобы о ней было сказано.

Самым доступным осветительным прибором на Руси с древнейших времён была лучина. В безлесных местностях её заменял каганец – плошка с жиром, в который погружён фитиль.

По причине тусклого света лучина в фольклоре неразрывно ассоциируется с печалью и горем. Кроме того, у неё крайне низкий КПД, поэтому при малейшем улучшении материального положения в семье ей на смену приходили свечи: сальные – в дома победнее, восковые – побогаче.

С середины XIX века ведущие позиции в России завоёвывает керосиновая лампа, а спустя полвека начинается победное шествие электричества.

В Европе сколько-нибудь доступным для простого человека освещение стало лет сто назад. В Средние Века городские магистраты неусыпно следили за тем, чтобы ремесленники во избежание перепроизводства товаров не работали в тёмное время суток, поэтому свет в окне мог навлечь на хозяина дома гнев властей.

Особенно сильно пережитки этого явления заметны в странах, некогда входивших в состав Австро-Венгрии: «жаворонку» там во много раз легче, чем «сове», так как вся жизнь начинается и заканчивается рано. Так, в Будапеште городской транспорт начинает движение в пять утра, зато после девяти вечера в большинство районов города можно добраться разве что на такси.

Введение подобного режима дня жители бывших австро-венгерских территорий любят приписывать императору Францу-Иосифу, который был патологическим «жаворонком»: вставал с рассветом и отправлялся ко сну на закате. Но, причина здесь куда более утилитарная: дороговизна освещения. Известно, что Зигмунду Фрейду в бытность его школьной юности за особые успехи в учёбе родители купили керосиновую лампу, чтобы мог подольше позаниматься. А остальные дети в этом семействе, как и прочие венские школьники тех лет, делали уроки при дневном свете: не успел выполнить домашнее задание – твои проблемы.

Эрзац третьей свежести

Миф о сытой Европе родился в СССР в «эпоху застоя», когда главным впечатлением побывавших за «железным занавесом» становилось изобилие на прилавках. На самом же деле, сравнительно сытой жизнью в плане питания европейцы могут похвастаться примерно с начала 60-х годов ХХ века, до этого их стол был намного более скудным, чем наш.

Взять ту же Германию, одарившую наш лексикон термином «эрзац»: именно эта страна в конце XIX века стала родиной таких ныне популярных продуктов, как маргарин, соевые молоко, мясо и конфеты, а также кофе из желудей, ячменя и цикория. Об уровне немецкого достатка в былые времена говорит и то, что стандартный завтрак в Германии состоит из хлеба, маргарина и мармелада!

Ах, да, мармелад... 17 июня 1953 года в Берлине произошёл печально Мармеладный бунт: немецкие рабочие устроили забастовку из-за повышения цены на... искусственный мёд и мармелад из агар-агара (даже не из желатина, как у нас!), являвшиеся для них стратегическими товарами. К сожалению, никто не провёл разъяснительной работы среди советских солдат Западной группы войск, в результате командирам пришлось сдерживать наступательный порыв подчинённых, возмутившихся столь недостойным, по их мнению, поводом для забастовки: для нашего человека, в отличие от немца, мармелад – далеко не самое первостепенное лакомство.

Ещё можно вспомнить такой немецкий подарок к нашему столу, как традиционный новогодний салат «Селёдка под «шубой»: изначально таким вот образом прусские и саксонские бедняки «маскировали» то, что герой «Мастера и Маргариты» назвал «второй свежестью» рыбы. Если продолжить разговор на эту тему, то продукты «с душком» занимают немаловажное место в традиционной кухне скандинавов и исландцев, и, надо думать, что появились они не от хорошей жизни.

Что касается французской кухни, то здесь некачественная еда обрела ещё и романтический ореол: на то же шампанское изначально шёл прокисающий виноматериал, неприятный привкус которого сглаживал углекислый газ.

Взять заплесневевшие рокфоры и кишащие червями камамберы: эти ныне популярные сорта сыра изначально являлись производственным браком. Про лягушек сказано немало, зато многие удивятся тому, что к числу изысканных деликатесов во Франции относятся снегири и дрозды, некогда считавшиеся пищей бедных.

Лично меня стошнило во время чтения книги «Парижские тайны» Эжена Сю от рецептов тех блюд, которые подавались в общепите французской столицы 30-х годов XIX века: там «бульонка», представлявшая собой смесь объедков с барского стола была вполне обыденным кушаньем не только для деклассированных, но и вполне приличных горожан.

Сейчас основу питания в Европе составляют всевозможные полуфабрикаты: купил в магазине, бросил в микроволновку – и на стол. Что-либо готовить по серьёзному, как это делаем мы, при их цене на газ – большая роскошь.

Но европейцам и этого мало: несколько лет назад по странам ЕС прокатилась кампания по борьбе с высококалорийными продуктами, когда под предлогом трогательной заботы о здоровье населения повышенными налогами облагались сахар и жиры. Несколько дней назад на аналогичный шаг пошло и правительство Мексики. Похоже, что всё возвращается на круги своя.

Идолопоклонство перед заграничным во все времена является характерной чертой отечественной элиты, причём, заимствованию и пересаживанию на нашу почву, как правило, подвергается далеко не самое лучшее из того, что имелось в заморских странах.

Однажды услышал мудрую мысль: «Оптимисты говорят, что мы живём в лучшем из миров, пессимисты с горечью констатируют, что так оно и есть...»

Увы, но с каждым годом всё больше предпочитаю находиться в числе последних.
Александр Дмитриевский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
11 комментариев. Оставьте свой
№1 Эхо не Москвы Пользователя нет 20 ноября 2013 12:45
+12
Ну как говориться , европейцы придумали духи, а русские баню.
№2 avissbp Пользователя нет 20 ноября 2013 13:22
+4
народ!прочитайте письмо Анны, дочери Ярослава, королевы франции,там классная фраза на счет ... запаха.
№3 Черный ворон Пользователя нет 20 ноября 2013 13:33
+3
Цитата: avissbp
народ!прочитайте письмо Анны, дочери Ярослава, королевы франции,там классная фраза на счет ... запаха.


так процитировал бы...
№4 avissbp Пользователя нет 20 ноября 2013 13:35
+5
И куда ж ты метя тятенька заслал, в вонючий париж городок..
№5 avissbp Пользователя нет 20 ноября 2013 13:45
+16
«Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка, Анна Ярославна Рюрикович, а ныне французская королева. И куды ж ты меня, грешную, заслал? В дырищу вонючую, во Францию, в Париж-городок, будь он неладен!

Ты говорил: французы — умный народ, а они даже печки не знают. Как начнется зима, так давай камин топить. От него копоть на весь дворец, дым на весь зал, а тепла нет ни капельки. Только русскими бобрами да соболями здесь и спасаюсь. Вызвала однажды ихних каменщиков, стала объяснять, что такое печка. Чертила, чертила им чертежи — неймут науку, и все тут. «Мадам, — говорят, — это невозможно». Я отвечаю: «Не поленитесь, поезжайте на Русь, у нас в каждой деревянной избе печка есть, не то что в каменных палатах». А они мне: «Мадам, мы не верим. Чтобы в доме была каморка с огнем, и пожара не было? О, нон-нон!» Я им поклялась. Они говорят: «Вы, рюссы, — варвары, скифы, азиаты, это у вас колдовство такое. Смотрите, мадам, никому, кроме нас, не говорите, а то нас с вами на костре сожгут!»

А едят они, тятенька, знаешь что? Ты не поверишь — лягушек! У нас даже простой народ такое в рот взять постыдится, а у них герцоги с герцогинями едят, да при этом нахваливают. А еще едят котлеты. Возьмут кусок мяса, отлупят его молотком, зажарят и съедят.

У них ложки византийские еще в новость, а вилок венецейских они и не видывали. Я своему супругу королю Генриху однажды взяла да приготовила курник. Он прямо руки облизал. «Анкор! — кричит. — Еще!» Я ему приготовила еще. Он снова как закричит: «Анкор!» Я ему: «Желудок заболит!» Он: «Кес-кё-сэ? — Что это такое?» Я ему растолковала по Клавдию Галену. Он говорит: «Ты чернокнижница! Смотри, никому не скажи, а то папа римский нас на костре сжечь велит».

В другой раз я Генриху говорю: «Давай научу твоих шутов «Александрию» ставить». Он: «А что это такое?» Я говорю: «История войн Александра Македонского». — «А кто он такой?» Ну, я ему объяснила по Антисфену Младшему. Он мне: «О, нон-нон! Это невероятно! Один человек столько стран завоевать не может!» Тогда я ему книжку показала. Он поморщился брезгливо и говорит: «Я не священник, чтобы столько читать! У нас в Европе ни один король читать не умеет. Смотри, кому не покажи, а то мои герцоги с графами быстро тебя кинжалами заколют!» Вот такая жизнь тут, тятенька.
№6 Юриус Пользователя нет 20 ноября 2013 13:58
+6
улыбнуло письмо несчастной Ярославны(реально несчастной)из золотой клетки да в дерьмо!!!статья отличная!!!!по каналу "россия2"начнётся скоро показ серии документальных фильмов про МИФЫ о России,и о Русских государях!!!вот ещё бы про гейропу такие передачи делать!!!! applodisment
№7 Черный ворон Пользователя нет 20 ноября 2013 14:17
+3
Цитата: avissbp
«Здравствуй, разлюбезный мой тятенька! Пишет тебе, князю всея Руси, верная дочь твоя Анечка,
...

спасибо.
№8 Ратник Пользователя нет 20 ноября 2013 14:47
+1
Вот дибилы!...Это наших западников тоже касается.
№9 dm98900 Пользователя нет 20 ноября 2013 16:27
-3
Вот хорошая статья на этот счёт с ссылками на реальные источники https://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html - называется "Грязная тема" - вопрос кто мылся а кто нет - элементарная провокация людей которые в этом вопросе особенно не разбирались..по всех крупных городах Европы существовало множество общественных и частных бань и они платили налоги в казну документы подтверждающие это сохранились. Существовали даже уголовные статьи за кражу в банях! Письмо Анны, дочери Ярослава - это из современой книжки?? Зачем было такую чушь писать - не стыдно?? diablo
№10 avissbp Пользователя нет 20 ноября 2013 19:07
+1
https://runa.pro/doc/metki/frantsiya
для желающих.
№11 Марат 20 ноября 2013 19:52
-2
Ребят, начинают надоедать ура-патриотические басни. В российской торговой сети, не только на базарах, процветает торговля просроченными продуктами и нарушения ГОСТов. В противном случае откуда бы взяться такому похвальному движению, как Хрюшки против недобросовестных продавцов. В России полно работы и тех, кто уехал, вы не сможете сгатировать обратно, они предатели. А те, кто остался, сталкиваются с реальными проблемами и они хотят порядка, а не очернения Европы. Нам не нужна Гейропа, нам нужна Россия, но под законом.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.