Разновидности ислама: Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов

Разновидности ислама: Чем правоверные мусульмане отличаются от исламистов

В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама, который я буду сравнивать с христианскими течениями. Так, будут более понятны процессы, происходящие в исламском мире.

Сунниты

Это самая распространенная ветвь ислама - 85-90% (более миллиарда приверженцев) от всех мусульман. Суннитов можно считать традиционными мусульманами. Они чтят Писание (Коран) и Предание (Сборники хасидов, написанных праведными людьми). Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов (что-то вроде апостолов в христианстве) — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Прислушиваются сунниты и ко мнению ученых-богословов, если их позиция не противоречит Писанию .

Видят идеал управления мусульманскими общинами в теократической разновидности монархии с правоверным халифом во главе, которого соборно выбирают члены общины. Если сравнивать с Христианством, то, на мой взгляд, сунниты образно соответствуют православным.

Шииты

Вторая по величине ветвь ислама - 10-15%. Они отличаются суннитов тем, что признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам - духовенству.

Догматически шииты Здесь мне видится уместным образное сравнение шиизма в исламе с католицизмом в христианстве.

Суфизм

Это классическое мистико-аскетическое течение в исламе. Его могут разделять как сунниты, так и шииты. Это что-то вроде философии монашеских орденов в католицизме и последователей исихазма в православии. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Критики нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими влияниями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Салафиты, ваххабиты

Это религиозно-политическое протестное движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Сторонники его идей сами называют себя салафитами. Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне.

Они отрицают необходимость духовенства, противники паломничества к могилам исламских праведников, не приемлют суфизм и призывают очищать ислам от нововведений. Другими словами, ваххабиты (салафиты) - это прототип протестантов в христианстве. Радикальные формы ваххабизма выражаются в объявлении джихада неверным, шахидство, совершение терактов.

География распространения

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов (богословских школ). К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.

В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.

Ваххабизм импортируется в России преимущественно из Саудовской Аравии, где ваххабизм является господствующей исламской доктриной.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
8 комментариев. Оставьте свой
№1 патриот Пользователя нет 30 декабря 2013 20:10
+3
разделяй и властвуй!
что и происходит!
№2 Ви Кур Пользователя нет 30 декабря 2013 20:44
0
Тот самый случай ,когда соглашусь с Лениным: "религия-опиум для народа".Заигрались власти с этим вопросом,у нас религия отделена от государства или уже нет.Нужно "отделить"- по настоящему.С такой "идеологией", у нас нет будущего.
№3 Константин Пользователя нет 30 декабря 2013 21:47
+3
Цитата: Ви Кур
Тот самый случай ,когда соглашусь с Лениным: "религия-опиум для народа"

Ленин извратил это выражение. Поинтересуйтесь о настоящем смысле этих слов. fellow
№4 Павел Шушаков Пользователя нет 30 декабря 2013 22:23
0
исламисты такие исламисты!
№5 Букинист Пользователя нет 30 декабря 2013 23:44
+6
Попытка рационализировать то - что рационализации не поддается. Никакое течение ислама ни по какой шкале не соответствует течениям христианства. Есть более схожие понятие и менее схожие. К примеру иранский аятолла заявил, что шииты и православные - это "практически" - единоверцы. Если вы спросите большинство "советских" мусульман о "структуре" и "системном анализе" их вероисповедания, то ответы их будут такие же, как и у православных, то есть невнятными и расплывчатыми. На уровне "коллективного бессознательного" - русский православный народ максимально сблизился с русским исламским, буддийским и т.д. народами. Радикальные же исламисты соответствуют нашим нацикам, фашикам и прочим "неуспокоенным" дебилам(т.е. никакого отношения к религии не имеют).
Резюме: без знания вопроса воздержитесь от таких публикаций - либо представляйте как одну из множества версий. Извините - если обидел.
№6 nemchinov_andrey Пользователя нет 31 декабря 2013 08:09
+1
Согласен с Букинистом. есть люди верующие, духовные, а есть фанатики, религиозные. И как правило религиозные фанатики, прикрываясь выдернутыми из контекста и извращенными цитатами Священных Писаний, творят беззаконие, просто несопоставимое с текстами тех самых Писаний и с их духом. Например, Ирландия. Противостояние между католиками и протестантами - это же полнейшее богохульство и беззаконие. Это ли воля Божья? Никак. Так же и в исламе. Если человек - религиозный фанатик, то неважно кто он: шиит, суннит или еще кто-то. Он будет творить беззаконие.
№7 Iron Felix Пользователя нет 31 декабря 2013 09:21
-3
Не верю я в терроризм,основанный на какой-то религии.Религия-только ширма.Деньги - вот двигатель террора.
№8 Fray Пользователя нет 31 декабря 2013 11:35
0
Цитата: Ви Кур
Тот самый случай ,когда соглашусь с Лениным: "религия-опиум для народа".Заигрались власти с этим вопросом,у нас религия отделена от государства или уже нет.Нужно "отделить"- по настоящему.С такой "идеологией", у нас нет будущего.


отделились бы вы сами
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.