В споре за тарифы на транзит Украина роет яму сама себе

В споре за тарифы на транзит Украина роет яму сама себе

Фото: Valentyn Ogirenko/Reuters

Стокгольмский арбитраж начинает слушания по делу о транзитном контракте между Нафтогазом и Газпромом. Киев не мог не воспользоваться этим поводом, чтобы вновь высказать свои аргументы в данном споре – и лишний раз продемонстрировать, насколько они беспомощны. А главное – повышение тарифов на украинский транзит только добавит интереса к реализации «Северного потока – 2».

В понедельник в Стокгольмском арбитраже должны начаться слушания по контракту на транзит, подписанному в 2009 году между Нафтогазом и Газпромом. На фоне этого Украина напомнила о своих оптимистичных ожиданиях по данному поводу.

Позиция Украины в данном вопросе «не из легких», признал в своем блоге коммерческий директор Нафтогаза Юрий Витренко, однако Киев уверен в ней. «Мы понимаем, что это очень сложная и ответственная юридическая битва, которую нам жизненно необходимо выиграть», – написал он.

Слабость позиции Украины проста – она оспаривает контракт, который был подписан руководством Украины и Нафтогаза не под дулом пистолета, а по собственному желанию. И чтобы Стокгольмский арбитраж пошел на изменение коммерческого договора, Киев должен предоставить неоспоримые доказательства его нарушения. А с этим дела обстоят сложней.

«Проблема в том (в случае решения арбитража в пользу Нафтогаза), что Газпрому придется выплатить нам десятки миллиардов долларов компенсации, продавать газ по гораздо более низкой цене, каждый год платить на 4 млрд долларов больше за транзит и не препятствовать нашей интеграции в европейский рынок», – грозит Витренко. При этом требования Нафтогаза заключаются в том, чтобы тариф на транзит «был приведен в соответствие с европейскими правилами установления тарифов», добавляет он.

Нафтогаз считает, что Газпром должен платить за услугу транспортировки газа по украинской территории больше, чем платит сейчас. И кивает при этом на тарифы в Европе. Между тем сравнивать тарифы на транзит газа в разных странах некорректно, ситуация везде разная и единого ценообразования транзитных тарифов нет. Даже внутри Европы тарифы за транзит газа очень сильно варьируются.

Методики расчета тарифов разнятся и зависят от разных факторов, например, от технических параметров трубопровода (диаметра и давления), от географических и экономических условий, даже курс валют порой важен, и то, в каком состоянии находится труба. Тариф для Украины обоснован, так как прописан в контракте от 2009 года, причем этот тариф плавающий и зависит от стоимости топлива и инфляции в Европе. Транзитная ставка зависит от цены на газ, которая складывается из другого договора – на поставки газа, подписанного с Газпромом в том же 2009 году. Чем выше цена на газ, тем выше ставка транзита, и наоборот.

Транзитный договор – это коммерческий договор, благодаря которому как раз появилась внятная схема оплаты услуг за транзит российского газа, которой до 2009 года действительно не было. И этот контракт позволил зарабатывать Украине больше, чем ранее. Например, в 2010 году исходя из контракта транзитный тариф вырос на 60%. В какие-то годы он снижался, но это было связано с зависимостью от стоимости импортного топлива. Но доходы Киева все равно росли: в 2009 году на транзите Украине заработала 1,7 млрд долларов, в 2013-м – уже 3,6 млрд долларов. В 2015 году доход составил 2 млрд долларов.

Однако Киев стал меньше получать, потому что Газпром начал сокращать объемы прокачки газа через украинскую территорию, и наращивать их при передаче газа напрямую в Европу через «Северный поток». Зачем Газпром переплачивать за транспортировку газа через Украину, если это дешевле сделать другим путем? Киеву, конечно, это не нравится. Но почему российская компания должна беспокоиться об интересах соседнего государства?

Тем более что в рамках транзитного контракта Газпром ничего не нарушает – требования к обязательному объему прокачки газа через территорию Украины не прописано, и штрафных санкций тоже. Киев считает это, конечно, несправедливым, но юридически с этим ничего не может сделать. Ровно как и в одностороннем порядке поднимать тарифы на транзит газа. Показателен случай конца 2015 – начала 2016 года, когда Нафтогаз заявил, что в разы поднимает тариф на прокачку газа для Газпрома. Но еще в начале этого года вынужден был признать, что не имеет право идти на такой шаг.

Именно поэтому Витренко и говорит о том, что эту битву в Стокгольме «нам жизненно необходимо выиграть». Доходы от транзита – в числе тех немногих доходов, на которые сейчас может рассчитывать страна, учитывая разрушительные для многих других отраслей экономики действия собственных властей.

Нафтогаз в своем желании взять с Газпрома как можно больше денег за транзит забывает об обратной стороне медали. Более высокие тарифы на транзит сделают «Северный поток – 2» еще более привлекательным и для Газпрома, и для европейских потребителей. В Европе понимают, что рост транзитных тарифов через Украину будет означать и рост цен на газ для них.

Еще одно требование Украины. По словам коммерческого директора Нафтогаза, контракт между двумя компаниями должен быть приведен в соответствие с законодательством Украины. По его мнению, поскольку предоставление услуг по транспортировке газа осуществляется по территории Украины, то должно применяться украинское законодательство. Речь идет об антимонопольном законодательстве Украины, которое она пытается применить против Газпрома, однако российская компания не признает эти претензии.

Иными словами, Украина хочет получить право менять условия коммерческого контракта с Газпромом на свое усмотрение – какой закон примет, так правила игры и изменяться. И вряд ли он будут учитывать хоть какие-то интересы второй стороны. Это, конечно, противоречит международной практике заключения коммерческих контрактов между двумя госкомпаниями, подкрепленные международным соглашением. Тогда Москва должна иметь право переписывать контракт в соответствии с российским законодательством.

Транзитный контракт был подписан в соответствии с международным правом, поэтому арбитражное разбирательство и приходит не в Киеве, а в Стокгольме. И именно поэтому Газпром не признает антимонопольные претензии самой Украины. Тем более что Газпром как субъект не ведет хозяйственной деятельности на территории Украины, транспортирует газ украинская компания. Как к компании, которая не работает на территории страны, можно применять законы этой страны?

Требования украинской компании к Газпрому касаются не только тарифов на транзит, но и перевода транзитного контракта с Нафтогаза на выделенного оператора газотранспортной системы «Укртрансгаз», а также предоставления российской компанией данных к оформлению приемки-передачи газа. По мнению Юрия Витренко, последнее необходимо для того, чтобы ликвидировать контроль Газпрома над соединениями между украинской ГТС и газотранспортными системами Румынии, Словакии, Венгрии и Польши, в том числе с целью организации виртуального реверса.

Собственно, в самой смене Нафтогаза на Укртрансгаз нет ничего страшного, но только в случае, если на новую компанию переносится и вся ответственность Украины по контракту. Однако Киев хочет таким образом заполучить контроль над газотранспортной системой за пределами своей страны и лишить Газпром контроля над потоками на украинско-европейской границе. Газпром логично не разрешает прокачивать газ по подконтрольным ему трубам с запада на восток, только с востока на запад. Причем европейские потребители в этом тоже заинтересованы, так как реализация украинского сценария создает новую угрозу поставкам российского газа для них же через Украину.

«Когда мы подписывали транзитный договор, претензий никаких не было. Зато они появились после смены власти и соответствующих разногласий с Россией. РФ же действует в рамках контрактах», – говорит доцент высшей школы РАНХиГС, старший научный сотрудник сектора энергетической политики ИЭ РАН Иван Капитонов.

«Неслучайно они считают свою позицию сложнодоказуемой. С точки зрения здравомыслия это такой пиар-ход Украины, выступление против России», – добавляет он. «Они требуют дополнительных реверансов в сторону их законодательства. Ну, давайте, они еще раз десять поменяют свое законодательство, мы будем пересматривать все договоры? Подгонять под их законы никто не будет», – уверен Капитонов.

Текст: Ольга Самофалова
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
10 комментариев. Оставьте свой
№1 Тимоха Пользователя нет 21 ноября 2016 20:07
+4
Ну мы то поглядим чо там это суд решит...апосля решим кого опускать-каклов или скандинавов!
№2 v53993 Пользователя нет 21 ноября 2016 20:08
+3
Позиция Украины в данном вопросе «не из легких», признал в своем блоге коммерческий директор Нафтогаза Юрий Витренко, однако Киев уверен в ней. «Мы понимаем, что это очень сложная и ответственная юридическая битва, которую нам жизненно необходимо выиграть», – написал он.


Кто преподавал философию этим ...., этим.. Молчу. Про юридическое искусство вообще без комментариев. Намекаю. Иногда чтобы победить надо поддаться
№3 seether Пользователя нет 21 ноября 2016 20:10
+2
Классика жанра. У Украины просто нету своей экономики.
№4 Рубель Пользователя нет 21 ноября 2016 20:11
+3
Роет яму сама себе? Так это же название национального укруинского проекта,которому уже 3 года.
----------
"Не мытьём,а катаньем".
Рубель
№5 Добрый я Пользователя нет 21 ноября 2016 20:12
+4
Где-то сегодня мелькало, хохлов уже послали из арбитража.
№6 Uralsib Пользователя нет 21 ноября 2016 20:13
+10
А чего, собственно, они суетятся?? До конца 2019 года и прекращения нашего транзита сталось - всего ничего!
Если в 2020 году Украину ожидает гибель её заработков на газовом транзите, то, всё описанное выглядит попыткой надышаться перед смертью feel
----------
Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете часто её повторять, то люди в итоге в неё поверят. ( Й. Геббельс)

Шерше ля нефть. ( Н. Стариков)
№7 Вован-с Пользователя нет 21 ноября 2016 20:38
+8
А разве не до 1 января 2019 ????

Очень надеюсь, что с прекращением транзита, будет введен визовый режим !!
И желательно строгий визовый !
Только краткосрочное посещение родственников, без всякой возможности на заработки.

Как с Грузией !
Очень хороший вариант !
№8 газпопредоплате Пользователя нет 21 ноября 2016 20:33
+4
В свете затянувшихся раздумий МВФ о выделении Украине очередного транша, отжать у Газпрома лишние миллиарды за транзит, действительно, - вопрос жизни и смерти для бандеровской хунты. Решение Стокгольмского арбитража в пользу смехотворных требований Нафтогаза может быть обусловлено исключительно политической мотивацией. Если он на это пойдет, по его репутации будет нанесен серьезный удар. Так что, у хохлов не так много шансов на успех.

А после сегодняшних слов потроха о России им не только газ, но и кислород перекрыть необходимо.
№9 SergAnt36 Пользователя нет 21 ноября 2016 20:34
+2
...Незалежная похожа на дитя малое... Так и хочет присосаться к газовой соске... Пора уже отвыкать...)))
----------
..."Мы попадаем в рай, а остальные все сдохнут..." ( ВВП )
№10 Образ Пользователя нет 21 ноября 2016 21:25
+2
Транзит это единственное что у них осталось. Крым ушел, промышленность встала. Вот и хотят продолжать воровать на оставшемся. Так и труба только до 2019 года, а дальше?
Да, Париж в незалежной это петля.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.