МБР РС-26 – первая ласточка

МБР РС-26 – первая ласточка

В канун 55-й годовщины создания в Ракетных войсках стратегического назначения (РВСН) полным ходом идет перевооружение. Нынешние темпы, конечно, не сравнимы с советскими второй половины 70-х и начала 80-х, когда войска получали более 200 ракет в год – межконтинентальные SS-17, SS-18, SS-19, средней дальности SS-20. Но это уже не крохи 90-х, когда в строй вступало по четыре «Тополь-М» в год.

По состоянию на январь 2014 года РВСН имели на вооружении 311 пусковых установок (ПУ) межконтинентальных баллистических ракет (МБР). В состав вида входят три ракетные армии: 27-я гвардейская (штаб во Владимире), 31-я (в Оренбурге), 33-я гвардейская (в Омске). Наиболее современными комплексами оснащена 27-я гвардейская – 96 новейших РК «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования, а также РС-24 «Ярс». В состав армии входят пять дивизий, самая мощная и многочисленная – 60-я ракетная, которая имеет на вооружении 100 ПУ МБР и 300 ядерных боеголовок.

МБР РС-26 – первая ласточка нового, пятого поколения. Отмечу сразу: все оценки относительно конструкции и тактико-технических характеристик новой ракеты являются предположительными и основаны на достаточно скудной информации, просачивающейся в печать от представителей Минобороны, правительства или президента. Расчеты несложные, теоретические направления развития ракетного оружия, которое мы сейчас наблюдаем, давно известны как в США, так и в СССР, они создавались с 60-х годов.

«Автобус» и «Голубые Ангелы»

В ноябре 1962 года департамент специальных разработок ВМС США (SPO – Special Project Office) совместно с ВВС начал концептуальную подготовку нового боевого оснащения для МБР и баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ). В планах двух ведомств было создание единой боевой части (БЧ) нового типа для МБР «Минитмен» и БРПЛ «Поларис» В-3. Рассматривались два варианта, отличающихся методом разведения боеголовок. Первый получил условное наименование Mailman и предполагал создание так называемого Автобуса (Bus) – платформы с системой наведения и двигательной установкой, от которой в расчетных точках траектории последовательно отделялись боеголовки и далее совершали неуправляемый полет к цели.

Второй метод назвали Blue Angels, в нем было предусмотрено оснащение каждой боеголовки собственной двигательной установкой и системой наведения. Первый вариант впоследствии стал классической конструкцией разделяющейся головной части индивидуального наведения (РГЧ ИН) MIRV, второй благополучно забыт. Конечно, у варианта Blue Angels свои недостатки, один из них – невозможность деления ГЧ, как у варианта Bus, до 10–14, а теоретически – до 30 боеголовок.

В середине 80-х американцы вполне серьезно предполагали, что существует вариант советской ракеты SS-18 с тридцатью боеголовками малой мощности (150 кт). Технически у варианта Blue Angels возможна конструкция не более чем с четырьмя боеголовками индивидуального наведения. Главным достоинством такой ракеты и метода разведения боеголовок являлась способность активного маневрирования на всем протяжении полета, включая внеатмосферный и атмосферный участки. Кроме того, появились возможности для атаки целей по низковысотным настильным траекториям (НТ).

Еще в 1988 году компания «Локхид» по заказу ВМС провела теоретические расчеты настильных траекторий пуска БРПЛ «Трайдент-2» на короткие расстояния – две-три тысячи километров по «мягким» целям. Расчеты делались по типам траекторий от НТ-60 до НТ-180 на дальность 2000 километров и от НТ-95 до НТ-370 на 3000 (индекс означает высоту апогея траектории). Результаты исследований были частично опубликованы и сделан соответствующий вывод: стрельба ракетой D-5 по НТ на короткие дистанции возможна даже с сокращением подлетного времени на 40%. Но за такую возможность придется дорого заплатить.

Поскольку большая часть полета ракеты по НТ будет проходить в плотных слоях атмосферы, необходимо увеличить скорость разгона платформы с 6,5 до 8,7, а в некоторых случаях даже до 9,2 км/с. А это можно сделать только сокращенным составом боеголовок, то есть от одной до трех. При этом значительно ухудшается точность стрельбы, КВО увеличивается на порядки – до 6400 метров при стрельбе на 2000 километров и 7700 метров – на 3000.

С точки зрения рационального или оптимального использования забрасываемого веса схема Bus выглядит лучше, чем Blue Angels. В последней требуется оснастить каждую боеголовку индивидуальной системой наведения, собственной ДУ, баками горючего и окислителя. В условиях отсутствия у противника активных средств обороны в надатмосферном пространстве схема Blue Angels была не то чтобы технически сложной или нереализуемой, но излишней для того времени. Собственно, только поэтому конструкторы полвека назад положили ее в стол. Благодаря физическим принципам, на которых построена верхняя ступень новой ракеты, она лишена недостатков, присущих современным МБР и БРПЛ с классическими РГЧ ИН.

МБР по технологии БРПЛ

Отечественная ракета получила собственное формальное для международных соглашений наименование РС-26 «Рубеж». На Западе согласно сложившейся десятилетиями традиции ей присвоен индекс SS-X-29. Такое наименование передано «Рубежу» по наследству от РС-24, после того как «Ярс» в НАТО назвали SS-27 Mod 2.

Эскизный проект по новой ракете готовился Московским институтом теплотехники (МИТ). В период с 2006 по 2009 год ведется полномасштабная разработка. В 2008-м между МИТом и Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ) заключен контракт на подготовку транспортера МЗКТ 79291 под мобильную ПУ нового комплекса. Этот колесный транспортер значительно меньше по габаритам прежнего МЗКТ 79221, созданного специально под «Тополь-М» и «Ярс», и обладает несколько меньшей грузоподъемностью – 50 тонн против 80. Нетрудно вычислить стартовый вес новой ракеты: он не должен превышать 32 тонн.

Что касается габаритов транспортно-пускового контейнера: если особых ограничений по диаметру нет, то длина его не должна превышать 13 метров. Видимо, именно габариты новой ракеты, а не дальность тестовых пусков послужили причиной беспокойства американской стороны по поводу соблюдения Россией договора по ракетам средней и малой дальности (РСМД). Некоторые эксперты высказывали предположения, что в РФ разрабатывается новая малогабаритная МБР на базе закрытого в 1991 году проекта «Скорость». Именно на дальность тестовых пусков обратили внимание зарубежные СМИ.

Всего с начала испытаний ракета прошла четыре полетных теста. Первые два – со старта на космодроме Плесецк по цели на полигоне Кура. Вторая пара – 24 октября 2012-го и 6 июня 2013-го – со старта на полигоне Капустин Яр по цели на полигоне Сары-Шаган. В первом случае дальность пуска – 5800 км, во втором – чуть более 2000 км. Возможно, как раз это и были тестовые пуски по настильной траектории с целью проверки характеристик ракеты. Нет никакой необходимости специально создавать БРСД и тем самым в одностороннем порядке выходить из договора по РСМД, если любую задачу, поставленную БРСД, способна выполнить и МБР. Напомним: минимальная дальность пуска РСД-10 (SS-20) – 600 км, «Тополя» (SS-25) – 1000 км.

В баллистических ракетах используются твердые сорта топлива двух классов – 1.1 и 1.3. Энергетическое содержание топлива типа 1.1 выше, чем 1.3, так что при заданном стартовом и забрасываемом весе дальность пуска ракеты в первом случае будет больше. Топливо класса 1.1 обладает также лучшими технологическими свойствами, повышенной механической прочностью, устойчивостью к растрескиванию и образованию зерен. Таким образом, оно менее восприимчиво к случайному воспламенению. В то же время топливо 1.1 более подвержено детонации и по чувствительности близко к обычному ВВ. Поскольку требования по безопасности в техническом задании к МБР гораздо жестче, чем к БРПЛ, в первых применяется топливо класса 1.3 («Минитмен» и «Тополь»). В БРПЛ – 1.1 («Трайдент-2» и «Булава»).

Вероятнее всего, МИТ выполнил новую МБР по технологиям БРПЛ. Ракета не предназначена для установки в шахте (ШПУ), разрабатывался только мобильный вариант. Как следствие в техническом задании к ней не предъявлялись требования на повышенную ударостойкость, поскольку нет необходимости выдерживать ударную нагрузку на ШПУ с ракетой при близких ядерных взрывах, как у ракет MX, «Минитмен» или SS-24, которая разрабатывалась в двух вариантах – мобильном (БЖРК) и шахтном. Излишний вес «Тополя» тоже последствия двухвариантности базирования.

Это та самая, обещанная несколько лет назад унифицированная ракета МБР и БРПЛ на базе «Булавы». От нее первые две ступени, третья состоит из трех отдельных ступеней меньшего диаметра (до 0,8 м), связанных в пакет, укладывающийся в общий мидель «Булавы» длиной два метра. Более 3,6 метра быть не должно, чтобы усовершенствованная МБР уместилась в стандартный транспортно-пусковой контейнер. Возможно, они упакованы в один углепластиковый обтекатель, хотя это совсем не обязательно. Достаточно вспомнить ракету SS-20. Даже для БРПЛ это необязательное условие (посмотрим на Р-27У). Вероятно, каждая ступень оснащена жидкостным двигателем ЖРД 3Д39 на высококипящих компонентах топлива. Горючее – диметилгидразин (гептил, НДМГ), окислитель – азотный тетроксид.

Ранее этот двигатель применялся в качестве ДУ блока разведения БРПЛ Р-29 РМ, хорошо зарекомендовав себя. Именно он обладает всеми необходимыми характеристиками и впишется в мидель 0,8 метра. Вообще надо отметить, что ЖРД имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с твердотопливным (РДТТ). Это, прежде всего, возможность многократного включения, изменения величины тяги в широком диапазоне, управления по крену.

Самые известные БРПЛ – «Трайдент-1» и «Трайдент-2» на участке работы первой и второй ступеней вообще не управляются по крену. Управление происходит только в двух плоскостях по тангажу и рысканию. Исправлением ошибок, накопившихся по крену за первые 120 секунд полета, занимается уже третья ступень, которая и производит доворот на необходимый угол.

Активный участок ракеты должен быть удлинен вплоть до входа в плотные слои атмосферы до 25–27 минут. Но это не значит, что все время работает маршевый двигатель третьей боевой ступени. Только на короткое время будут включаться двигатели ориентации для придания импульса, необходимого для маневра уклонения от противоракет класса GBI и SM-3 на участке высот от 300 до 100 км. Эволюции боеголовки в плоскости, перпендикулярной вектору скорости, в любом случае даже при очень малых величинах приведут к срыву наведения противоракеты.

При входе в плотные слои атмосферы примерно с высоты 80 км и ниже боевая ступень управляется уже не маневровыми ЖРД, а аэродинамическими поверхностями – стабилизаторами. Именно с этой высоты происходит активное торможение ГЧ БР с большими значениями отрицательных ускорений. За короткое время – меньше минуты – скорость головной части падает с семи до менее трех километров в секунду. Поэтому неплохо бы кратковременно включать ДУ на доразгон для того, чтобы выйти за предельные режимы работы ЗРК второго эшелона THAAD.

Новый комплекс с конца этого года начнет поступать в войска только в мобильном варианте. Его точно получат 7-я гвардейская из Выползова и 29-я гвардейская Иркутская дивизии взамен старых «Тополей». С 2020-го начнется перевооружение 13-й Домбаровской и 62-й Ужурской дивизий на новый РК РС-28 «Сармат» (SS-X-30). Всего планируется развернуть не менее 50 новых МБР.

По оценкам западных экспертов, российская группировка будет состоять из чуть менее 250 ПУ МБР, из которых только 78 ПУ с моноблочными ракетами. Остальные ПУ получат МБР трех новых типов – РС-24, РС-26 и РС-28, оснащенные РГЧ ИН. Старые советские межконтинентальные ракеты к тому времени уйдут в историю. В свою очередь США планируют до 2040 года оставить в строю 400 ПУ МБР «Минитмен» пенсионного возраста с моноблочными боеголовками.

Сергей Кетонов
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта
41 комментарий. Оставьте свой
№1 Семён Семёныч Пользователя нет 9 августа 2014 22:08
+8
Вот такая она - Ласточка!!!
Молитесь утырки пиндосовские, скоро она может прилететь к ВАМ!!! biggrin
----------
Чтобы не каяться потом, не говори гадостей сейчас!
№2 Дмитрий К. Пользователя нет 9 августа 2014 22:55
+4
К чему такая кровожадность?
Когда же доживём до времени, когда Земля единым домом ощущаться будет?
О чём это я?! У меня соседи общий холл мыть не желают facepalm
----------
Конечно, я смотрю новости, но иногда хочется узнать, что же случилось на самом деле
№3 Caramba Пользователя нет 9 августа 2014 22:14
+7
Не, не ласточка - голубь мира.
----------
Добро должно быть с зубами.
№4 alex1 Пользователя нет 9 августа 2014 22:47
+11
Такой вот симпатичный голубок. Обеспечит мир и здравый подход к геополитике.

№5 Доктор Пользователя нет 9 августа 2014 22:15
+19
Травка зеленеет, солнышко блестит. Ласточка к пиндосам скоро прилетит....
----------
"Всякое разумное дело имеет своё завершение, и только ерундой можно заниматься бесконечно."
№6 Арина_Симонова Пользователя нет 9 августа 2014 22:15
+17
Читаю с гордостью, как перевооружается наша Армия и на душе как-то спокойнее. С Богом!
№7 m.panov Пользователя нет 9 августа 2014 22:15
+8
Ого. Не знал, что у меня в городе (Омск) есть штаб РВСН. Не слышно и не видно их, как и ракету в полете
№8 inanna.vinogradova Пользователя нет 9 августа 2014 22:18
+6
Россия - родина слонов... в том числе и в области создания межконтинентальных баллистических ракет! applodisment
№9 Kant Пользователя нет 9 августа 2014 22:20
0
В свою очередь США планируют до 2040 года оставить в строю 400 ПУ МБР «Минитмен» пенсионного возраста с моноблочными боеголовками.
Да не будет в 2040 году никакого США, а будет порядка 30 стран третьего мира.
№10 Дмитрий Ко Пользователя нет 9 августа 2014 22:36
+2
Тогда уж порядка 50 (по количеству штатов)
№11 skoba Пользователя нет 9 августа 2014 23:29
-1
так не выйдет - некоторые штаты другие приберут себе )
№12 zel62 Пользователя нет 9 августа 2014 23:49
+2
а некоторые мммм... ну скажем так: опустятся ниже уровня моря... winked
№13 skoba Пользователя нет 9 августа 2014 23:50
0
я только за) fellow
№14 zel62 Пользователя нет 9 августа 2014 23:55
0
biggrin
№15 Вятич Пользователя нет 9 августа 2014 22:25
+10
"Новый комплекс с конца этого года начнет поступать в войска только в мобильном варианте. Его точно получат 7-я гвардейская из Выползова и 29-я гвардейская Иркутская дивизии взамен старых «Тополей»."

Старые тополя отправить в Америку своим ходом...
№16 bondanty Пользователя нет 9 августа 2014 22:58
+2
на утилизацию...
№17 kursk-444 Пользователя нет 10 августа 2014 19:33
0
Пиндосы как-то предлагали России учебные пуски для своих противоракет делать.
Пусть заплатят и попробуют сбить. Но чтобы по-настоящему, с ядрёной боеголовкой. Кто не спрятался Шойгу не виноват!
bomb
№18 saxar55 Пользователя нет 9 августа 2014 22:26
+1
My Webpage Видео ролик с ютюб . Переведите кто может. Я только понял что то про матушку Россию.
№19 viktori Пользователя нет 9 августа 2014 22:30
+1
ПРЕКРАСНО!!! КРЕПНИ, РОССИЯ!!! applodisment
№20 dm98900 Пользователя нет 9 августа 2014 22:33
+4
Старые тополя можно отправить чуть ближе в Англию Швейцарию и Израиль там все эти авторы революций и мировых войн проживают! popcorm
№21 fortuas Пользователя нет 9 августа 2014 22:36
+1
ПОБОЛЬШЕ ХОРОШИХ ДЛЯ РОССИЯН НОВОСТЕЙ!!! applodisment
А ПИНДОСЫ ДРОЖИТЕ, ВАМ СКОРО КРАНТЫ!!!! hang
№22 Alterego Пользователя нет 9 августа 2014 22:40
+13
Автор тонко намекает между строк, но не говорит прямо. Перевожу. Это ракета для Европы, ракета на высокоэнергетическом топливе с очень быстрым разгоном и только для мобильной ПУ. Ракета для Европы, не боящаяся ЕВРОПРО никаким боком. Спокойно можно пускать из средней полосы, противоракеты даже из-под Киева ее "не поймают". Далее, это та ракета, что встанет на новый БЖРК. Поскольку испытания успешны, ждем железнодорожный комплекс довольно скоро, хотя, я думаю, анонсов не будет - введут тихо. С учетом реконструкции БАМа и ТРАНССИБа будет, где разгуляться спецсоставам. И последнее, испытания Рубежа - это почти что испытания Булавы, успех одного изделия, подтверждает надежность общих узлов обоих.
№23 волжанин Пользователя нет 9 августа 2014 22:44
+3
Наверно будет универсальный пусковой контейнер, и для ЖД и автотранспорта и водного транспорта. Просчитать и отследить такое количество перемещений наверно нереально.
№24 Alterego Пользователя нет 9 августа 2014 22:55
+3
Ну водный транспорт - это слишком экзотично. Еще для неядерных ракет Калибр - это приемлемый вариант. Чтобы поставить контейнер с ядерной ракетой на грузовой корабль, надо этот корабль гонять по рекам с полным военным экипажем и вообще гражданского груза. Это скорее китайский вариант - от бедности в иных возможностях. Нам будет предостаточно поездов, множества мобильных комплесов на лесных дорогах, сдобренных для спутников раза в 3-4 большем надувных макетов с полной тепловой имитацией и насыщенного стратегического флота. Еще и авиация есть, причем американская авиация с ядерными носителями может что-то только из Европы, а наша и со своей территории. Кстати, новые ракеты воздушного базирования испытаны и поставляются тоже. Вообще-то американци так раздухарились именно потому, что бодро у нас все пошло, боятся не догнать потом.
№25 волжанин Пользователя нет 9 августа 2014 23:05
+7
Будем поглядеть))) Работы как я понял ведутся и над гиперзвуковой тактической ракетой управляемой на всей траектории, точнее над ракетным комплексом. Посмотрим как по времени получится. Время очень тревожное, работать надо быстро.
№26 v53993 Пользователя нет 9 августа 2014 23:00
+3
Приходится работать с европейцами. Смотрю на их проекты и плачу, а над расчетами рыдаю. Россию по образованию они не догонят никогда.
№27 волжанин Пользователя нет 9 августа 2014 23:11
+4
Даже немцы "упали" подтверждаю. Инженеров немецких уважаю, но события в мире и на рынке высоких технологий так ускорились что просто не успевают. Документация просто отстает, оборудование приходит а документацию суют от станков трехлетней давности. Да нас таким не удивишь))) мы и без бумажек разбирались.
№28 alex1 Пользователя нет 9 августа 2014 23:15
+6

Американцы очень нервничают по поводу наших тестов на среднюю дальность. В конце июля обвинили нас в нарушении INF. На что наши сказали, а не хрен свой Иджис везде запихивать, его тоже можно использовать для запуска крылатых на среднюю.
№29 волжанин Пользователя нет 9 августа 2014 23:22
+3
Где то проскакивало с использованием плазмы стекающей по обтекателю можно достигнуть скоростей 7-8 маха, управлять таким полетом уже труднее но и сбить можно только каким нибудь лучевым ПРО.
№30 Наталия Кацапка Пользователя нет 9 августа 2014 23:25
+3
БЖРК вернулись, очень было жаль терять smile
----------
№31 alex1 Пользователя нет 10 августа 2014 00:47
+2
Да уж. Ну, зато теперь рс26 туда и поставят. Да и ярсы тоже. Когда наши снова заговорили о жд, американцев чуть не стошнило в прессе от ярости, а потом пришла глубокая такая грусть и задумчивость. Очень любопытно наблюдать, как меняется тон в серьезных изданиях.
№32 TAPAKAH Пользователя нет 9 августа 2014 23:03
+1
Спасибо автору за статью. Масса полезной информации.
А главное гордость за наших инженеров. Молодцы.
"За дело мира, будь готов! Всегда готов" (С)
----------
Мало родиться русским; русским еще надо стать.
-----------------------
В любом споре рождаются враги.
№33 SeaDragon Пользователя нет 9 августа 2014 23:11
+2
У амерских ушлепков даже ангелы - ГОЛУБЫЕ! Прости, Господи, неразумных... facepalm
----------
Земля на горизонте такая красивая! А вблизи...
№34 SeaDragon Пользователя нет 9 августа 2014 23:13
+5
*Зато мы делаем РАКЕТЫ и перекрыли Енисей!
А что касается балета - мы впереди планеты всей!(с) applodisment
Простите, не помню, кто автор, но как же обнадеживающе, черт побери, звучит! yahoo
----------
Земля на горизонте такая красивая! А вблизи...
№35 colabeldi Пользователя нет 10 августа 2014 00:02
+3
Цитата: SeaDragon
*Зато мы делаем РАКЕТЫ и перекрыли Енисей!
А что касается балета - мы впереди планеты всей!(с) applodisment
Простите, не помню, кто автор, но как же обнадеживающе, черт побери, звучит! yahoo

Высоцкий В.С. автор. Слышали про такого? smile
№36 sgepeter Пользователя нет 10 августа 2014 00:26
+5
Юрий Визбор, текст песни "Зато мы делаем ракеты"


Сижу я, братцы, как-то с африканцем,
А он, представьте, мне и говорит:
"У вас в россии холодно купаться,
И потому здесь неприглядный вид".

Зато, я говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли енисей,
А также в области балета
Мы впереди, говорю, планеты всей.

Потом мы с ним ударили по триста,
А он, представьте, мне и говорит:
"В российских селах не танцуют твиста,
И потому здесь неприглядный вид".

Зато, я говорю, мы делаем ракеты
................................

...
№37 Tony_River Пользователя нет 9 августа 2014 23:19
0
Мдааа....Впечатлила статья. Так и хочется побежать на кухню,налить в кастрюльку диметилгидразин и азотный тетроксид,да каааак прицелиться.Ух)))Гордость за Родину распирает!
№38 tau73 Пользователя нет 10 августа 2014 05:59
+2
По мне так лучше бы что бы во всем мире не было никаких ракет и все конфликты решались бы за столом переговоров в дружеском споре. Не надо войны у нас есть дети у всех и я думаю что ни кто не хочет их смерти.

Мира Вам.
№39 kursk-444 Пользователя нет 10 августа 2014 19:38
0
Просто народ за своих гордится, что не всё потеряли.
Конечно все хотят мира, но именно такиое оружие его пока и обеспечивает.
Увы...
№40 avissbp Пользователя нет 10 августа 2014 07:01
0
wink
№41 engenius Пользователя нет 10 августа 2014 10:42
0
Не зря пиндосы беспокоятся, эта платформа МБР способна наделать много брешей в амероПРО. Высокая мобильность скорость и настильность позволит успешно нейтрализовать не только наземные комплексы ПРО, но и использовать против одиночных кораблей ПРО и целых АУГ. Даже если КВО при стрельбе на 2000 км окажется в районе 1 км, за счёт управляемых разделяющихся БЧ, то площадь поражения не даст шансов ни одной морской цели, даже возможно ПЛ патрулирующих у поверхности воды. Так что тема интересная - фактически это может быть вид тактического ядерного оружия.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.