Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16179 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео
Лайфхак 23-04-2024 Лайфхак

Без шансов на спасение: как американские лётчики способствовали военным преступлениям нацистов

Без шансов на спасение: как американские лётчики способствовали военным преступлениям нацистов

75 лет назад, 12 сентября 1942 года, гитлеровские подводники потопили британский пароход «Лакония», который, помимо гражданских лиц, перевозил итальянских военнопленных. Командующий немецким подводным флотом Карл Дёниц отдал приказ о спасении утопающих вне зависимости от их национальной принадлежности. Но подлодки, которые взяли на борт терпящих бедствие людей, были атакованы американскими лётчиками. Результатом стал окончательный отказ нацистской Германии от соблюдения формальных правил ведения морских сражений. О том, как действия США фактически привели к новым военным преступлениям, — в материале RT.

В 1946 году перед Нюрнбергским трибуналом предстали руководители нацистского государства и его вооружённых сил. Среди них были и те, кто командовал германским флотом, в том числе его последний главком гросс-адмирал Карл Дёниц.

Можно сказать, что Дёниц, которого осудили на десять лет, ещё сравнительно легко отделался: он дожил до своего освобождения и написал несколько книг. Причина относительно мягкого приговора заключается в том, что немецкие адмиралы были непричастны к зверствам фашистов на оккупированных территориях и не были связаны с таким страшным порождением гитлеровского рейха, как создание концлагерей.

Дёница признали виновным в военных преступлениях. Безусловным преступлением германского флота считается, в частности, неограниченная подводная война. Инцидент с британским пароходом «Лакония» и действия Дёница в этой ситуации стали не только наглядной иллюстрацией того, как воевали нацистские адмиралы, но и объяснением причин, по которым они зачастую не несли ответственности за свои решения — в том числе и на Нюрнбергском трибунале.

Гибель «Лаконии»

В 1942 году Дёниц ещё не был командующим всем германским флотом, в его ведении находились лишь подводники. На них и лежала вся тяжесть войны на море: немецкий надводный флот в ходе Второй мировой войны проявил себя слабо.

12 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U-156, которая занималась боевым патрулированием в южной Атлантике, неподалёку от Кейптауна, обнаружила британский транспорт — пассажирский пароход «Лакония». Капитан Вернер Гартенштейн дал приказ атаковать.

На борту «Лаконии» находились 2789 человек, включая женщин и детей. В это число входили также 1800 итальянских военнопленных. После попадания первой торпеды судно начало крениться, пассажиры и экипаж бросились к шлюпкам. После второго удара погас свет. Торпеды попали в трюм, где находились военнопленные. Началась паника. Итальянцы выламывали железные решётки и пытались вырваться, чтобы спастись от заполняющей судно воды. На палубе тоже был переполох: шлюпок на всех не хватало.

На этот хаос со своего капитанского мостика смотрел Гартенштейн — его подлодка атаковала британское судно из надводного положения.

Спасать капитан никого не собирался. Адмирал Дёниц ещё в 1939 году, в самом начале войны, издал приказ №154, который запрещал оказывать помощь экипажам затопленных кораблей, если при этом возникала опасность для немецкого судна.
Обычно этот приказ имел расширительную трактовку (ведь опасность может появиться в любой момент), так что спасение людей зависело исключительно от доброй воли капитана.

Однако когда Гартенштейн услышал крики тонущих людей, он понял, что на «Лаконии» находились итальянцы, союзники немцев. Не зная, что в такой ситуации делать, он направил радиограмму Дёницу.

Гросс-адмирал принял решение спасать пассажиров тонущего парохода. Но одна подводная лодка не могла вместить такое большое число людей, и к месту торпедной атаки начали подтягиваться другие немецкие и итальянские подводные суда. Среди спасённых были не только итальянцы, но и множество англичан и поляков. Командирам подводных лодок удалось связаться с французскими транспортными судами (Франция на тот момент уже была оккупирована Германией, и французский флот немецкие подводники не трогали), и они отправились на помощь.

Привет от союзников

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, немцы вывесили на судах флаги с изображением Красного креста. Но они не помогли. Дальнейшие события подробно описывает журнал боевых действий U-156:

«11.25. Перед самым подходом двух остальных лодок над нами курсом 70 градусов пролетает четырёхмоторный самолёт с американскими опознавательными знаками. Показывая свои мирные намерения, укрепляем на мостике наклонно большой флаг (2 на 2 метра) Красного Креста. Самолёт пролетает над нами, затем долгое время кружит в стороне. Пытаемся выяснить у него, откуда он и нет ли поблизости каких-либо судов. Ответа не получаем. Самолёт разворачивается и уходит на юго-запад. Через полчаса он внезапно снова появляется над нами».

«12.32. Над нами самолёт того же типа, что и первый. Пролетает на высоте 80 метров прямо по носу лодки. С интервалом в три секунды сбрасывает две бомбы. У нас обрывается кормовой буксирный трос с четырьмя шлюпками. В этот момент на шлюпки падает новая бомба. Одна из шлюпок переворачивается. Самолёт некоторое время кружит неподалёку, а затем бросает четвёртую бомбу в 2 000 — 3 000 метрах от нас. Новый заход — ещё две бомбы. Одна из них разрывается прямо под центральным постом лодки. Рубку закрывает тёмный водяной столб. Центральный пост и носовой отсек докладывают о появлении течи. Приказываю надеть спасательные пояса и всех англичан посадить в шлюпки. Затем распоряжаюсь высадить и итальянцев».

Споры о причинах такого поведения американских лётчиков не утихают до сих пор. Они не могли не видеть знаков Красного креста и, скорее всего, знали, что в лодках находятся союзники американцев — британцы.

Результатом действий лётчиков США стал приказ Дёница о полном запрете на оказание помощи гибнущим экипажам судов (исключения делались только для тех, кто представлял военный интерес).

Этот приказ, известный как «Тритон Ноль», привёл к ужесточению войны на море. Теперь люди, которые находились на кораблях, ставших объектом атаки, не могли рассчитывать на спасение — даже в виде особой милости командиров немецких судов.
Жестокость всегда порождает жестокость. С немецкими транспортами тоже перестали церемониться. В дальнейшем, уже в ходе Нюрнбергского трибунала, Дёницу пытались вменить в вину его приказ «Тритон Ноль», однако адвокаты гросс-адмирала смогли доказать, что британцы и американцы вели себя аналогичным образом и что в инциденте с «Лаконией» виновниками гибели уже спасённых из воды людей стали военные лётчики США.

И в этом эпизоде Нюрнбергский трибунал, который не отличался мягкостью к подсудимым, признал Дёница невиновным — гибель «Лаконии» так и осталась безнаказанной.

Дмитрий Фёдоров
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
15 мнений. Оставьте своё
№1 Romires 16 сентября 2017 09:31
+11
англичанка гадит... всегда и повсюду
№2 Glass 16 сентября 2017 09:35
+13
Пиндосы - главные фашисты.
№3 Историк 2.0 16 сентября 2017 10:24
+12
Главные фашисты, это иудеи-сионисты! У них даже под это теоритическая база подведена- см. "Тору", "Талмуд" и "Старый Завет" - Пиндосы, это всего лишь орудие в руках мирового сионизма. Иногда это орудие понимает, что его интересы и интересы евреев-иудеев ,и Израиля отличаются. Но большей частью, увы, пиндосы делают то, что надо Жадным ИндивиДуалистАМ особой "национальности".
№4 Koshak 16 сентября 2017 12:51
+7
И пиндocы и гитлеровцы мало чем отличаются друг от друга.
№5 Историк 2.0 16 сентября 2017 10:15
+12
Спасибо! Не знал этого эпизода. Очень характерный штрих к портрету "властелинов Мира". Естественно им нужно было уничтожить немецкие подводные лодки, и пофиг на спасение утопающих. Ну и заодно,- ожесточить немцев, чтоб потом подставить на будущем суде.
№6 Kanados 16 сентября 2017 10:19
+12
Ангосаксы всегда отличались сволочизмом. Они уничтожили неимоверное количество людей. Подготовили и спровоцировали первую и вторую мировую и кучу других войн.
№7 Карг 16 сентября 2017 10:27
+5
Неудачный пример, Маринеску тоже фашист? Если быть объективными то Британия первая объявила войну, которую перед этим тщательно готовила. А если говорить о правилах войны то это лицемерие говорящего и шизофрения соглашающегося. Тому кто не собирается нападать на других правила не нужны, он не собирается воевать, правила нужны только и исключительно агрессору для уменьшения затрат и других выгод. Само понятие "правил" как бы легализирует войну. Тот кто говорит о правилах - сам фашист.

Это из той же оперы как исторические передачи по дискавери, там 20-30 тысяч погибших от бомбардировок Лондона - зверское преступление против человечества (в принципе согласен), зато более 300 тысяч погибших за одну ночь в Дрездене стариков , женщин и детей(мужиков не было, уже гитлерюгент во всю формировали) это "удачное сокращение мобилизационного потенциала", все аплодируют. Лицемерие и шизофрения.
№8 pegosya 16 сентября 2017 12:15
+2
Как всегда- двойные стандарты.
№9 iprpa0 16 сентября 2017 10:42
+1
Вернер Герберт. Стальные гробы. Немецкие подводные лодки: секретные операции 1941-1945.
В мемуарах командира немецкой подводной лодки достаточно хорошо описаны ужасы подводной войны.
№10 Весталка 16 сентября 2017 11:01
+4
Вспомнила "Караван PQ 17" Пикуля, как спасали экипаж с тонущих кораблей, на скорости рядом с тонущим судном проходило другое, кто успевал перепрыгнуть, тот выживал, вода была ледяная, а между борами людей перемалывало, как в мясорубке. Мой детский мозг был потрясен.
№11 Роман_Романов 16 сентября 2017 11:05
+2
Лётчики сами ни чего не решают,есть конкретный чел,который отдавал им приказы,просто надо залесть в пиндоские архивы,делов то,Нашему Главному Разведчику это как два пальца об асфальт...
№12 Serega62 16 сентября 2017 13:56
+3
У англичан в войну была "шутка".
"Когда бомбят англичане, прячутся немцы,
бомбят немцы прячемся мы, но когда прилетают
бомбить янки, прячутся ВСЕ!"
№13 Бийчанин 16 сентября 2017 15:21
0
Ничего удивительного, всё в духе пинлостана.
№14 sgv-51 16 сентября 2017 16:14
+2
Фашистами янки были всегда:
прибыв на чужой континент, их суда
индейцев изгнали, жилища спалив.
Масло в огонь подливать, - кредо их,
военный очаг раздувать, где он стих...
Нажать бы "делит", их с Земли удалив.
№15 Emfirion 16 сентября 2017 21:28
+1
Еще помню в мемуарах нашего летчика истребителя был такой эпизод. Когда амерского бомбардировщика подбили, он с трудом протянул за линию фронта и спрыгнул с парашютом на территорию, контролируемую советскими войсками. Дело было в конце войны на территории Германии. Наши амера подобрали, обогрели. Посмотрели карты, которые были при нем. Так вот на картах некоторые промышленные объекты фашистов были помечены особым образом. На вопросы наших амер ответил, что эти "особые" объекты бомбить нельзя. Почему? Потому что в эти объекты вложен американский капитал.