Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16038 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Российские порты вышли на рекорд

Российские порты вышли на рекорд

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

Грузооборот морских портов России впервые в истории перевалил за отметку 700 млн тонн в год, но это далеко не предел. Новая инфраструктура, новые суда, а также общая ситуация на мировых рынках гарантируют, что рост данного показателя продолжится даже несмотря на то, что Россия взяла на себя обязательства по сокращению добычи нефти.

По данным Ассоциации морских портов России, совокупный грузооборот отрасли за 2016 год составил 721,9 млн тонн, увеличившись на 6,7%. Падение стоимости внешнеторгового оборота (по последним данным, в январе-ноябре 2016 года он сократился на 13,4% - до 422,8 млрд долларов) никак не сказалось на объемах товаров, которые переваливают российские порты. За последнее десятилетие еще не было ни одного случая, когда их грузооборот оказался бы меньше, чем за предыдущий год, а в целом с 2006-го по 2016-й он увеличился на 77,4%.

Удвоение арктической нефти

Наиболее значительный рост грузооборота в 2016 году – сразу на 40,6% - показали порты Арктического бассейна, остановившись в шаге от уровня в 50 млн тонн. Ключевым фактором столь высокой динамики стало увеличение перевалки наливных грузов в 2,2 раза – до 23,1 млн тонн, что сопоставимо с прошлогодними объемами перевалки сухих грузов в российской Арктике (26,6 млн тонн).

Такой прирост оказался возможен, прежде всего, благодаря вводу в эксплуатацию рейдового перевалочного комплекса «Норд» на базе плавучего нефтехранилища «Умба» в порту Мурманска. Через этот танкер-накопитель можно переваливать около 12 млн тонн нефти в год, а сырье поступает с двух месторождений «Газпром нефти» - Новопортовского на Ямале и Приразломного на шельфе Печерского моря. В январе прошлого года «Умба», построенная на японской верфи Hitachi Zosen, пришла на смену прежнему плавучему нефтехранилищу – «Белокаменке», которое проработало в течение 15 лет.

Запуск нового перевалочного комплекса позволил нарастить грузооборот Мурманского порта сразу в полтора раза - до 33,4 млн тонн, при этом сам «Норд» за 11 месяцев принял порядка 7,42 млн тонн нефти, за счет чего Мурманск вошел в первую десятку российских портов по перевалке наливных грузов. Это не предел. Перспективы дальнейшего увеличения перевалки нефти связаны с планами компании «Совкомфлот», которая заказала шесть танкеров ледового класса для доставки в Мурманск «черного золота» с Обской губы и платформы «Приразломная». Эти суда способны круглогодично работать в Арктике при температурах до минус 45 градусов. Головное судно серии, «Штурман Альбанов», было спущено на воду в прошлом марте, его грузовместимость - около 38 тысяч тонн нефти - вдвое больше, чем у давно работающих в Арктике танкеров класса Arc5.

Помимо нефти, в Мурманске заметно выросла перевалка минеральных грузов через местный балкерный терминал, который в начале прошлого года приобрел российский холдинг «ЕвроХим» - один из мировых лидеров на рынке удобрений. Уже по итогам семи месяцев 2016 года терминал обработал 3 млн тонн грузов, показав более чем двукратный прирост в сравнении с тем же периодом предыдущего года. Новый собственник продолжил модернизацию мощностей терминала - в середине прошлого года была введена в эксплуатацию новая судопогрузочная машина «Нева-1500» - первая в своем классе, причем, спроектированная и изготовленная в России.

Двузначные темпы прироста (21,6%) показал в прошлом году и арктический нефтепорт Варандей в Ненецком автономном округе, переваливший 8 млн тонн. Еще в 2014-м «ЛУКойл», которому принадлежит этот терминал, сообщил о планах нарастить его грузооборот до 10 млн тонн, прежде всего за счет увеличения добычи на расположенных поблизости месторождениях имени Требса и Титова, которое холдинг Вагита Алекперова разрабатывает совместно с «Башнефтью». В результате за два года прирост объемов нефти, переваленной через Варандей, увеличился почти на 3 млн тонн.

Расширение угольного «окна»

Второй по значимости вклад внес Дальний Восток, где общий грузооборот морских гаваней вырос на 8,3% – до 185,5 млн тонн. Здесь также был зафиксирован определенный прирост перевалки наливных грузов (плюс 2,1%, до 74,5 млн тонн), но объем сухих грузов вырос значительно больше – на 13%, до 111 млн тонн.

В качестве важнейшего экспортного продукта дальневосточных портов в 2016 году утвердился уголь. Например, порт Ванино в Хабаровском крае уже по итогам девяти месяцев сообщал о том, что наибольший рост – почти в полтора раза – показала именно перевалка угля на экспорт. Угольный порт Посьет в Приморском крае, входящий в структуру холдинга «Мечел», в прошлом году увеличил перевалку на 26,6% - до 8,2 млн тонн.

Одним из факторов увеличения грузопотока стало открытие доступа к мощностям порта сторонним экспортерам угля в конце 2015-го. В результате Дальний Восток смог внести заметный вклад в увеличение экспорта российского угля – по итогам 11 месяцев 2016 года он увеличился на 13,2% к январю-ноябрю 2015-го (до 149,5 млн тонн), что связано прежде всего с восстановлением цен на мировом рынке.

После того, как будет завершено строительство ряда новых угольных терминалов, объемы отгрузки российского угля через дальневосточные порты вырастут еще более значительно. 2016 год оказался весьма урожайным на подобные проекты. Так, в Приморском крае о планах развития угольного терминала «Север» в порту Восточном сообщила группа «Сумма» Зиявудина Магомедова. О готовности достроить третью очередь своего терминала уже в 2017-м заявил другой оператор Восточного – Управляющая портовая компания. В Хабаровском крае строящиеся в бухте Мучке порта Ванино угольные терминалы компаний «Дальтрансуголь» и «Сахатранс» смогут направлять на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 24 млн тонн угля в год.

Кстати, в октябре АО «Дальтрансуголь», входящее в холдинг СУЭК, отгрузило на флот 100-миллионную тонну угля, установив рекорд дальневосточных портов за последние восемь лет. В общей сложности грузооборот порта Ванино, по данным Ассоциации морских портов России, в прошлом году вырос на 11,6%, перешагнув рубеж в 30 млн тонн.

Экспорт подстегивает рост

По мнению руководителя исследовательского агентства InfraNews Алексея Безбородова, основным источником роста грузооборота российских портом станет дальнейшее наращивание экспорта. Потребность в этом формирует упавший курс рубля – увеличение объемов экспорта позволяет поддерживать его стоимость.

Хорошие перспективы Безбородов видит прежде всего в угольном сегменте и в перевалке контейнеров, которая в 2016 году почти достигла уровня 4 млн TEU (условных контейнерных единиц), что превышает показатель 2015 года на 1,4%. Однако в весе контейнерный оборот вырос сразу на 2,5 млн тонн, причем, груженый оборот рос, а порожний падал.

При этом в экспорте наливных грузов ожидается определенная стабилизация в связи с обязательствами России по сокращению добычи нефти, однако может произойти и перераспределение потоков в направлении Китая, от чего, опять же, выиграют порты Дальнего Востока. Такая тенденция наблюдалась уже в 2016 году, когда значительно (на 32,3%) упала перевалка нефтепродуктов в порту Санкт-Петербурга, в связи с чем его общий грузооборот сократился на 5,6% - до 48,6 млн тонн. В то же время значительно выросла перевалка нефти в порту Де-Кастри в Хабаровском крае, грузооборот которого прибавил 10,4%, составив 11,5 млн тонн (по итогам 11 месяцев прошлого года этот порт занял восьмое место в России по перевалке наливных грузов).

Наконец, четвертый год подряд российский портовый рынок может рассчитывать такой важный драйвер, как паромная переправа через Керченский пролив, также показавшая в прошлом году приличный прирост. Грузооборот порта Кавказ, откуда отправляются паромы в Крым, в 2016 году увеличился на 8,8% (до 33,2 млн тонн), а порта Керчи – на 22,4% (до 9,6 млн тонн). Однако уже через пару лет, с открытием моста в Крым, столь высокая динамика в этих портах исчезнет естественным образом, напоминает Безбородов.

Текст: Николай Проценко
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
12 мнений. Оставьте своё
№1 lokonst 20 января 2017 09:07
+9
+ 1 % Российского грузооборота приравнен к -10% прибалтийского
№2 Duremar2222 20 января 2017 09:08
+17
Если кто-то теряет,то кто-то находит.Проебалты потеряли и будут теперь терять всё больше и больше.За русофобию нужно платить.Наличными.
№3 Анна Пономарева 20 января 2017 09:20
+7
не плохо, для разорванной в клочья российской экономики))
№4 VasenevVladimir 20 января 2017 09:30
0
Сахалинские порты отгружают уголь и газ в Китай и при этом не являются рентабельными по причине заниженной стоимости сырья для Китая. Людям зарплату практически на полгода задерживают. Так что уймите свой телячий восторг.
№5 nina.ermakova 20 января 2017 10:01
0
Да ладно)))
№6 alexkras 20 января 2017 09:27
+5
Всё это прекрасно, но вспоминается кое что от советского времени: мы продадим больше нефти и газа, купим ещё больше труб и будем продавать ещё больше нефти и газа и купим..... и так далее. Мы не можем развиваться в целях повышения благосостояния народа пока на законодательном уровне не будет поставлен ориентир - целеполагание развития - ст.13 конституции РФ прямо это запрещает.
№7 alexkras 20 января 2017 10:00
+4
Цитата: VasenevVladimir
Сахалинские порты отгружают уголь и газ в Китай и при этом не являются рентабельными по причине заниженной стоимости сырья для Китая.

Заниженной стоимости для кого? Помнится имел отношение к сведениям по экспорту угля из Кемеровской области. Там "Кузбасразрезуголь" покупал у своих шахт уголь по стоимости 4 доллара за тонну (не удивляйтесь, ценовой порядок конца 90-х и начала 2000-х) и продавал уголь за эту же цену уже иностранной фирме CRU Trade, не трудно догадаться, "кузбасразрезуголь" и CRU одно и тоже, да и располагалась эта фирма в Москве (не знаю как сейчас), так вот уже далее CRU Tradе
продавала уголь (без учёта транспортировки) за 25-30 долларов за тонну оставляя в оффшорах от 21 до 26 долларов за тонну. При этом шахтёры голодали и могли взять с собой в шахту разве что краюху хлеба, на большее денег не хватало. Что-то мне подсказывает, что ничего не изменилось и положение в сахалинских портах тому подтверждение. Присоединяюсь к необходимости унять восторги - какая радость от того, что какой то олигарх ещё стал богаче?
№8 nina.ermakova 20 января 2017 10:03
+3
Подддерживаю, слишком много схем)) Помню, ещё работая на шахте, прежде чем уголь приходил к получателю,он, в этом отрезке,проходил несколько подставных фирм, и уголь, в итоге приходил к получателю по баснословной цене, по пути подкормив несуществующие фирмы, которые вмиг исчезали))))!
№9 Vladimirovna 20 января 2017 11:54
+12
У нас в Ванино из-за этого угля с экологией полный "абзац"... Бухта при перегрузке - сплошная чернота, ужас!!! А когда ветер, весь поселок в черной пылище. Вот такие перспективы...
№10 Zlyuka 20 января 2017 11:54
+1
Грузооборот порта Кавказ, откуда отправляются паромы в Крым, в 2016 году увеличился на 8,8% (до 33,2 млн тонн), а порта Керчи – на 22,4% (до 9,6 млн тонн). Однако уже через пару лет, с открытием моста в Крым, столь высокая динамика в этих портах исчезнет естественным образом, напоминает


Чего бы ему не переориентироваться на другие страны? Если уже есть инфраструктура, её просто необходимо использовать! Есть Турция, Кипр, страны причерноморья, средиземноморья. Почему всякие экономисты мыслят без размаха? Боятся, что там рынки заняты? Они везде заняты, пришла пора начинать отвоёвывать их.
№11 Навигатор 20 января 2017 14:24
+2
А потому уважаемая Zlyuka, что нет в правительстве экономистов, там сплошь счетоводы.
№12 Левая Рука Путина 20 января 2017 13:11
0
Грузооборот морских портов России впервые в истории перевалил за отметку 700 млн тонн в год


Россия ставит рекорд по вывозу ископаемых для остального мира...а порты все принадлежат олигархам и зачастую налогов не платят ибо оформлены на офшор...