Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Выбор следующей цели для сирийской армии нельзя назвать легким

Выбор следующей цели для сирийской армии нельзя назвать легким


Главным направлением ударов сирийской армии после установления контроля над Алеппо станут провинции Дейр-эз-Зор, Ракка или Идлиб, заявили в Дамаске. Все три цели одновременно являются и весьма перспективными, и крайне рискованными. И пока союзники домалывают джихадистов в Алеппо, стоит проанализировать каждое из них.

Как уточняют в САР, Идлиб попал в список первоочередных целей из-за базирования в провинции группировки «Джебхат ан-Нусра», а также из-за близости к турецкой границе. Ракка – неофициальная столица ИГИЛ*. Что до Дейр-эз-Зора, это «важнейший город в восточном регионе, особенно учитывая близкое местонахождение к районам, богатым нефтяными полями». «ДАИШ (арабское название ИГИЛ – прим. ВЗГЛЯД) извлекает пользу из их эксплуатации и направляет средства для финансирования и материального сопровождения террористической деятельности», – сказал офицер сирийской армии.

Дважды два, конечно, четыре. Даже в исполнении источников в сирийской армии. Все уже смирились с гамлетовскими терзаниями сирийского Генштаба, происходящими всякий раз, когда он начинает «определять направление главного удара». Сейчас никто уже не сомневается в исходе битвы за Алеппо, следовательно, приближается и очередная фаза «быть или не быть». На сей раз терзания особенно суровы, раз уж потребовалось озвучивать их через российское информационное агентство (никакой другой причины наговаривать этот список банальностей не просматривается). Вовлеченным в сирийский конфликт людям и так понятно, что только эти три направления остались в качестве потенциальных целей. В других провинциях Сирии серьезного сопротивления никто уже не оказывает, а оставшиеся там очаги джихадистов нельзя записать в «стратегические направления главного удара».

Но действительно: Идлиб, Дейр-эз-Зор или Ракка?

Широко известная притча французского философа Жана Буридана о придурковатом ослике, который никак не мог выбрать, с какого из двух стогов сена начать трапезу, а в итоге умер с голоду, посвящена природе свободы воли – «модной» и очень актуальной в XIV веке теме. Буридан был номиналистом и учеником Оккама, а потому считал, что проблему свободы воли нельзя решить логически, так что его ослик был обречен на голодную смерть. Но проблема ослика (помимо непонимания тупым животным неконкретно выраженной воли Бога) была еще и в том, что оба стога сена были симметричны и одинаковы. Если бы один из них стоял к нему ближе, был бы украшен бантиком или снабжен табличкой-указателем, непарнокопытное сделало бы правильный, логически мотивированный выбор, который философы типа Буридана выдали бы за осознание божественного промысла. Маркетинг подвел, а мерчандайзер плохо поработал.

У сирийского Генштаба такой детерминирующей симметрии нет. У всех трех возможных направлений есть свои ярко выраженные положительные и отрицательные черты. Но тем более странно выглядят его терзания.

Так, наступление на Дейр-эз-Зор можно было начать еще полгода назад, но тогда «разумный и обоснованный выбор» был сделан в пользу Алеппо. Помимо ссылки на нефтяные поля вокруг этого города, снятие блокады с Дейр-эз-Зора окончательно прервет возможности снабжения ИГИЛ и прочих джихадистов в Восточной Сирии, поставив эти группировки на грань выживания. При этом поддерживать сложную логистику снабжения отдаленного и окруженного гарнизона уже будет не нужно, а российской авиации не нужно будет вылетать на предельную дистанцию, держась на больших высотах. Также будет снята потенциальная угроза для Пальмиры. Огромная территория пустыни до иракской и иорданской границ и плодородные земли с садами вдоль Евфрата вернутся под контроль правительства.

Дальнейшая блокада занятых террористами территорий – долгая история. Джихадисты накопили огромные арсеналы, а когда они закончатся, начнут изобретать самоделки или вымогать у западных союзников дальнобойные минометы и ПЗРК. Появление в Восточном Алеппо американских минометов и обстрел российского вертолета чем-то похожим на «Стингер» – симптом существования «оружейного закулисья». Иногда это бывает так: к какому-нибудь успешному прокурору какого-нибудь нью-йоркского округа (милому человеку, республиканцу с политическими амбициями) приходит его университетский друг – шейх. И за воспоминаниями о жизни в кампусе вдруг говорит: «Знаешь, мой дядя в Эр-Рияде, увлекавшийся соколиной охотой, предполагает, что террористы (нет, мы их осуждаем, но ему тут недавно подарили редкую птицу) планируют организовать побоище сразу в пяти или десяти городах США. Возможно, даже в школах, но я точно не знаю – это все дядя. Говорят, люди уже выехали. И не надо так волноваться. Просто скажи, что я заинтересован в десяти двухдюймовых минометах. По одному за город. Я лично заинтересован только в этих трубах, но мой дядя – тот, который с соколами – поговорит с кем надо. У вас ведь выборы, да?» Неделя на согласование, и формально устаревшие «устройства L9A1» начинают накрывать весь Алеппо с востока на запад. Все довольны и все – ни при чем. Так играют в эту игру со времен Ясира Арафата и «соглашений в Осло».

Другое дело – Ракка. На Ракку однажды уже наступать пытались. Единственным положительным моментом был политический: все мировые СМИ вдруг начали называть Ракку «столицей ИГИЛ», с тех пор эта кличка к городу и приклеилась. На деле у ИГИЛ нет столицы. Ее просто быть не может, учитывая саму систему религиозно-политической организации этого общества. Управление осуществляется дистанционно, а на земле существуют только местные органы власти, часто безличные и неодушевленные, которые в большинстве своем возглавляют бывшие иракские кадровые офицеры и египетские «братья-мусульмане», скрывающиеся за звучными кличками, образованными от географических названий (аль-Масри, аль-Багдади, аль-Йамани). Они, конечно, могут быть стратегическими целями, но говорить о каких-то столицах в данном случае непрофессионально. Это привычные для европейского мышления попытки перенести на чуждую почву представления о том, как устроено общество. Но в ИГИЛ оно устроено не так. Там даже нет системы единоначалия – ни в религии, ни в армии. Лидерство, харизматичность, махдизм – есть, а единоначалия нет. И нет столиц.

Само наступление было бездарно организовано и примерно так же реализовано. Сирийские войска не дошли даже до Евфрата, а отступая, едва не потеряли Пальмиру. Спасло ситуацию только героическое вмешательство российской группировки. А если дошли бы до Евфрата, то на чем собирались переправляться? На плотах? В сирийской армии в ее нынешнем виде отсутствуют инженерные части как род войск. А расстреливать Ракку с другого берега, надеясь на активность курдов на северо-восточном фланге, – глупость. Курды тогда традиционно показали свое нежелание выходить за пределы естественной среды обитания, чего им ни обещай и как ни уговаривай. Так что в случае с Раккой потенциальная пропагандистская выгода от предприятия не видна за грудой сложностей и проблем.

Если серьезно, то наступление на Ракку возможно только после деблокады Дейр-эз-Зора. Тогда можно будет в спокойной обстановке переправить достаточно сил и средств на левый берег Евфрата и медленно продвигаться по плодородной местности на север. А дальше все как мы любим: подойти, осмотреться, поманить каким-нибудь новым пряником курдов, вызвать русских братьев на железных птицах и решить вопрос, спровоцировав очередной кризис в Совбезе ООН, который примется соболезновать «мирному населению», которому нравится жить в рабовладельческом строе. Куда его, кстати, потом девать? В Евфрат? Тем более мамка (то есть мировое сообщество) заругает.

Идлиб – вот главная проблема. Это не только место основной концентрации пресловутой «Ан-Нусры», но также самый укрепленный и хорошо снабжаемый район. Несмотря на все ритуальные позы, которые принимает в последние месяцы Анкара, основная поддержка Идлибу идет все-таки с турецкой территории. Там нет проблемы с едой, питьем, патронами и деньгами. Там концентрируются самые разные оппозиционные Дамаску группировки, что, кстати, сам Дамаск отчасти и спровоцировал. Именно в сторону Идлиба тянулись колонны автобусов с боевиками из числа тех, кто предпочел пойти на соглашение о перемещении из котлов под Дамаском, Хамой, Хомсом и даже Дераа. Как эти люди сожительствуют друг с другом в Идлибе, нас волновать не должно, но там действительно довольно много тех, кого можно записать в те самые «умеренные» (moderate), если понимать под этим термином не религиозных фанатиков, а сторонников светских политических партий и групп, выступающих за изменение государственного строя в Сирии на условно европейско-демократический.

Идлиб как провинция, а не как город вполне может превратиться в новый Алеппо из-за высокой вероятности того, что весь западный мир грудью встанет на его защиту. Именно на этом направлении больше, чем в каком-либо другом районе, требуется отделение «чистых» от «нечистых». И именно там США категорически отказываются это делать, а по сути – просто не могут. А неспособность повлиять на собственную клиентуру – куда больший удар по авторитету и самолюбию сверхдержавы, чем достижения российского оружия. Собственно, это и есть глубинная первопричина истерик наших западных партнеров, а не конкретные события войны.

За год правительственные войска пусть медленно, но все-таки преодолели массированную систему обороны джихадистов на двух горных хребтах в провинциях Латакия и Идлиб. Сделано это было во многом за счет поддержки российских ВКС. Сейчас перед ними лежит сплошная долина вплоть до турецкой границы. И довольно сложно оценить, какие риски (помимо политических) несет за собой возможное наступление на север. Сразу понятно, что оно должно быть обеспечено стабильностью фронта в провинции Хомс. А там джихадисты в последний месяц постоянно пытаются контратаковать довольно крупными по местным меркам силами. Туда уже переброшены наиболее мобильные и боеспособные части «союзников», например, ЧВК «Тигры», что настораживает. Оттуда же и попытки прорваться в сторону Алеппо. Прежде правительственные войска наступали на север весьма вяло даже на открытой местности, а присутствие в Идлибе крупных сил противника тем более сдерживает позывы к фронтальному наступлению. Те же «Тигры» используют тактику hit-and-run, а не пытаются прорвать фронт.

Генеральный штаб в Дамаске, конечно, самостоятельно сделает свой выбор, и подсказывать ему никто не собирается. Тем более что каждый из описанных вариантов обрастает на земле массой локальных обстоятельств, которые порой перевешивают логическое мышление. Нет и гарантии, что в самом Дамаске есть единое мнение насчет политических приоритетов, от которых, к сожалению, отталкиваются при выработке военных решений. Да, в такой войне не бывает чисто военного выбора. Политика – и местная, и международная – так же важна, как и тактические цели на фронте. Но сейчас правительственная армия действительно может выбирать, поскольку после завершения битвы за Алеппо будет располагать достаточными силами для проведения любой наступательной операции. Как это будет – не возьмется предсказать никто. Жану Буридану такое многообразие даже не снилось.

Евгений Крутиков
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
29 мнений. Оставьте своё
№1 barbaris 12 октября 2016 14:48
+17
Давайте закончим с освобождением Аллепо , а после подумаем где дальше мочить бородачей.
№2 розмысл 12 октября 2016 14:52
+30
я думаю компетентные советники аль москови и аль шойгини помогут сирийскому генштабу с трудным решением.
№3 Дочь Бориса 12 октября 2016 15:01
+3
Я тоже так думаю.
№4 Волчара Питерский 12 октября 2016 15:37
+9
А я думаю всё уже решено.Просто пытаются запутать снабженцев боевиков,в смысле куда им в первую очередь всякие ништяки отправлять.По мне,так я бы выбрал Идлиб.Это главный путь снабжения,пока не закроют эту лавочку,всё будет швах.А Ракку я оставил бы на десерт. spiteful
№5 Михаил Сергеевич С. 12 октября 2016 20:07
0
к сожалению пока не завалят США и шайтан - акбарчиков в Ираке, то в Сирии спокойно не будет, основное снабжение и поставка войск все равно будет из Ирака
№6 AndreHR-V 12 октября 2016 20:53
0
Согласен, "с околицы или с площади ..." пусть сами решают! (с) biggrin

----------
«Сначала они вас игнорируют. Затем они смеются над вами. Потом они борются с вами. А потом вы побеждаете». Махатма Ганди
№7 ОбкуриленныйСахалинец 13 октября 2016 06:18
0
Цитата: розмысл
аль москови и аль шойгини помогут сирийскому генштабу с трудным решением.

А легко ли заставить ослов тронуться с места в нужном направлении?...
№8 Соратник 12 октября 2016 14:54
+4
Для того, чтобы сделать верное управленческое действие, нужно обладать всей полнотой информации об объекте управлении и о среде, в которой происходит управление. Думаю, что у сирийской армии этой информации гораздо больше, чем у любого из нас. По этому им и карты в руки.
№9 Indi 12 октября 2016 14:59
+4
Сейчас идут бои за восточный Алеппо.
Освобождение Алеппо- перелом в войне.
Именно поэтому идет сейчас такой вой со стороны" западных партнеров" т.к освобожденный Алеппо является символом освобождения всей Сирии.
Дальше идет отсчет на окончательную победу.
№10 вездеход 12 октября 2016 17:06
+1
Западные партнёры. Враги отпетые.
№11 alexsieg 12 октября 2016 15:02
+10
Сначала им надо достичь своей первой главной цели - полностью занять Алеппо.
№12 Кузьмич Кузьмичёв 12 октября 2016 15:11
+10
Прошу прощения, что не по теме:(,но...
https://vz.ru/opinions/2016/10/12/837493.html
Статья Кондратьевой о реакции прессы и -главное- французов на действия Олланда.
"Комментарии читателей саркастичны, безапелляционны и абсолютно однозначны: среди более сотни не находится ни одного-одинешенького в пользу президента Олланда.
Сплошное удовольствие констатировать целые абзацы развернутой уничижительной критики, самые короткие и щадящие из которых навскидку:

«Господин Путин, не сердитесь на французов, нaш президент слишком занят приближающимися выборами и готов на все, лишь бы игрушку не отобрали»;

«Жалкая личность, Олланд, дурной клоун, не отдает себе отчета, насколько он смешон, но что важно, так это то, что вместе с ним вся Франция в позоре»;

«Ecли бы существовал трибунал по некомпетентности, Олланд стал бы первым президентом, приговоренным к пожизненному заключению, без смягчающих обстоятельств».

Штудировать читательские отклики в крупнейших СМИ и цитировать приятное можно практически бесконечно, поскольку других откликов нет вовсе."....
№13 nepindos 12 октября 2016 15:24
0
Шо за гонд@н написал всю эту хрень? Там война,а этот осуждает.... Сирийские войска сами разберутся какой город брать,а какой на потом оставить... На крайняк у наших спросят.
----------
Владимир Владимирович,дайте приказ!
Мы ждём не дождёмся вашего ФАС!
____________________________________
Я Советский Человек!

Не стоит недооценивать всю предсказуемость тупизны.
Думать надо меньше,а соображать больше!
Украинец это Русский,живущий у края! а за ним одни "уроды"!
Русскоговорящие! Используйте букву "Ё" !!!
Je suis Mohammed
Уважайте старших,помните предков,знайте ИСТОРИЮ,ибо в ней ПРАВДА. А ПРАВДА ОДНА!
№14 alexkras 12 октября 2016 16:35
+6
Цитата: nepindos
Сирийские войска сами разберутся какой город брать,а какой на потом оставить..

А мне кажется, что сделан хороший анализ военной ситуации и дана объективная оценка боеспособности основной массы сирийских войск начиная от рядового, которые лупят из всего, что есть в белый свет, кончая никуда не годным сирийским военным командованием, к сожалению.
Надо на Хмейниме и Тартусе организовать ускоренное обучение нижнего командного состава сирийских войск и взять концептуальное руководство операциями на себя, вплоть до выбора объектов атаки, которые определяются высшим руководством САР. Сами сирийцы со времён шестидневной войны мало чему научились, они конечно не трусы, но одно дело прилавком заведовать, а другое воевать.
№15 passant 12 октября 2016 18:27
0
А против кого они воюют? Против таких же арабов. Что иракцев в свое время обучали, что сирийцев.
№16 Лигван 12 октября 2016 23:47
-1
Боевой дух ИГИЛа (не путать с американцами) гораздо сильнее, чем у сирийской армии, и если бы не помощь русской авиации, давно был бы полный здец.
№17 Ботвинник 12 октября 2016 15:38
+2
Генеральный штаб в Дамаске, конечно, самостоятельно сделает свой выбор, и подсказывать ему никто не собирается.


И чего же хотел хотел добиться автор этой статьёй? - Возбудить диванных стратегов! Что то подзаснули! За работу!
----------
Сам по себе любой высокий сан
Величия не придает словам,
И потому всегда внимайте смыслу,
А кто сказал — какое дело вам.
№18 Бусыпсаки 12 октября 2016 16:09
+8
Вообще, войнушка эта очень мутная. То ли не всю информацию доносят нам СМИ и журналисты, подобные автору, то ли реально ситуация достаточно туманная. Ну навскидку:
1. Джихадисты, по информации СМИ состоят из десятков, чуть ли не сотен, разнокалиберных группировок, которые зачастую воюют друг с другом. А этим группировкам противостоит и армия Ирака и закаленные в боях отряды шиитов Хесболла и стражи ИР.
2. По инфе СМИ- джихадистов постоянно подпитывают оружием, в основном со стороны Турции. Но, опять таки. по инфо- в Алеппо они стреляют из самодельных пушек и снарядов, а этот "hand made" уж поверьте- не от хорошей жизни. К тому же, вроде с Эрдоганом нашли общий язык?
3. Наша авиация не имеет "оппонентов" и даже ПЗРК нет у джихадистов, но преимущество в авиации не оказывает перелома в ход боев.
4. В СМИ часто проскальзывает, что беженцы в Европе часто оказываются бывшими моджахедами. А дезертирами сирийской армии они не оказываются?
5. По информации СМИ сотни населенных пунктов подписали соглашение о перемирии. А что на самом деле это означает?
а)Они раньше воевали на стороне джихадистов, а теперь нет?
б)Они раньше оказывали содействие джихадистам, а теперь нет?
в) Они раньше воевали и с теми и с другими, а теперь?
6. Коалиция проамериканских стран существует. Но я не видел какой либо информации по их действиям, кроме того, что они накрыли КП сирийской армии и обстреляли гум.конвой. Но, что-то же они там делают? Либо ничего, либо помогают игиловцам, либо...либо что?
Чем дальше идёт эта компания. тем лично у меня больше вопросов. Хотя вроде слежу внимательно, но яснее не становится. И местные писатели-аналитики особой ясности не вносят.
№19 mab3162 12 октября 2016 16:56
+2
1. Все вопросы по делу, поддерживаю
2. Этуш на аватарке был лучше, ИМХО
№20 Jack_BZ 12 октября 2016 16:59
+1
Всё, что происходит в Сирии, - это классический европейский подход.
Его же использовали во времена крестовых походов.
Были отдельно войска крестоносцев, благославленных и направленных Папой Римским.
Были войска отдельных королевств, так же благославленных, но королевскими епископами.
Были войска христианских орденов (тамплиеры, госпитальеры, и пр.)
Были местные жители разных государств и вероисповеданий.
Был мусульманский Египет под управлением мамелюков (страна Миср, возглавляемая в тот период сначала султаном Кавузом, потом султаном Бейбарсом).
Были татаро-монголы, предположительно - христиане несторианского толка, то есть для католиков - еретики.
У католиков есть свои "недопонимания" на межгосударственном уровне, на междуорденском уровне, и на уровне "Ватикан - государство"...
У христиан разборки по поводу "еретик - не еретик"...
У мусульман свои разборки, у местных свои разборки...
С монголами разборки у всех...
Примерный состав каши вспомнили?
Сегодня каша та же, но понятийный состав немного другой...
А каша эта нужна Западу для того, чтобы:
1. Отвлекать электорат;
2. Выбивать деньги из бюджетов;
3. Выгодно выторговывать себе преференции на всякую всячину;
4. Использовать в качестве рычага давления на несговорчивых.
Можно еще много чего по целям добавить, но факт налицо: если во времена крестовых походов приперлись татаро-монголы и освободили таки Иерусалим от мусульман, то сейчас пришла Россия и освобождает Сирию от ИГИЛ (запрещен во всех нормальных странах).
----------
Планирую жить вечно...
Пока все идет нормально...
№21 passant 12 октября 2016 19:28
0
" Границы расселения алавитов в Сирии- это прибрежные районы страны, провинции Тартус и Латакия. Алавитов в Сирии процентов 15. Президент Асад - алавит. Исламисты объясняют мусульманам-суннитам, что борьба с режимом президента Асада - это «джихад» и против неверующих-алавитов, и против правителя, который не является мусульманином. Основные противники Асада в этой войне в большинстве своем - не простые мусульмане-сунниты, а фундаменталисты-радикалы, которые мечтают ввести в Сирии Шариат. Если нынешнему правительству все же удастся воссоединить разорванную на части страну, ему придется столкнуться с проблемой подвергшихся радикализации суннитов, которые по факту станут пороховой бочкой, готовой взорваться в любой момент".
Теперь объясните, какой смысл алавитам, составляющим костяк армии Асада, воевать в районах, населенных радикальными исламистами - суннитами, их врагами по вере, ради единой Сирии?
№22 LX7 12 октября 2016 18:03
0
Коалиция проамериканских стран существует. Но я не видел какой либо информации по их действиям

Коалиция проамериканских стран действует:
По словам источника, президент США Барак Обама уже принял решение о проведении операции по освобождению Мосула в октябре.

«В ходе подготовки к проведению операции в Мосуле между спецслужбами США и Саудовской Аравии достигнута договорённость, что до начала штурма всем боевикам предложат безопасный маршрут для выхода из города вместе с семьями. А во время самого штурма авиация коалиции будет наносить удары только по заранее согласованным с боевиками отдельно стоящим зданиям в городской черте, которые пустуют», — заявил собеседник.

По его данным, план Вашингтона и Эр-Рияда также предусматривает, что боевики из Мосула переместятся в Сирию.

«Более девяти тысяч боевиков ИГИЛ из Мосула будут переброшены в восточные районы Сирии для последующего проведения крупной наступательной операции, которая предусматривает захват Дейр эз-Зора и Пальмиры»
№23 Бусыпсаки 12 октября 2016 17:09
+1
Вот нефига яснее не стало! biggrin
№24 Eliseevich 12 октября 2016 17:26
+1
Если пользоваться конспирологией, то Алеппо-это Сталинград. Затем была Курская дуга с битвой под Прохоровкой. Затем-форсирование Днепра. А затем 10 Сталинских ударов. Но все это было потом.
№25 jueves 12 октября 2016 18:24
+1
вопщим, порадовал афтор. Военные в САР остались на уровне времен 1967 года, без пинков советников дело слабо движется.
№26 Игорь И 12 октября 2016 20:01
+1
Ну, тут ещё и всячески мешают эту войну остановить, Штаты недаром все масти смешали и не разберешь теперь кто террорист, а кто нет, хотя, по сути, все они головорезы.
№27 антисемит 12 октября 2016 20:44
+1
тот кто будет штурмовать Ракку умоется кровью , можно говорить про халифат все что угодно но надо признать они реально идейные упертые и не бояться смерти эти черти будут биться за каждый сантиметр они вон "свободную армию" вместе с турками гоняют как хотят , так что оптимальный вариант предоставить это сомнительное удовольствие по штурму Ракки америкосам с турками и тогда они либо обгадятся и огребут либо понесут такие тяжелые потери что заткнуться и будут зализывать раны , в любом случае если твои враги хотят вцепиться друг другу в глотки не надо им мешать
№28 Лигван 12 октября 2016 22:59
0
Шкура не убитого медведя.
Штаты из-под Мосула (в Ираке) перебрасывают в Алеппо
8 000 боевиков.
Так что не всё однозначно.

Сначала надо взять Алеппо, а потом уже решать,
что нам освобождать, Дейр-Зор или Идлиб.
№29 Vlad74ru 16 октября 2016 00:03
0
Ну да, ну да... Перед наступлением на Алеппо, уже слышали от Мусина (anna-news), что первым делом надо спасать Дейр-эз-Зор, а то все пропало. Типа Алеппо не приоритетен. Теперь та-же разводка, но вид сбоку. Все идет в нужном направлении, пока тенденция и вектор движения понятны. Без объяснений хитро-сделанных "петлял", как автор сего опуса.