Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16329 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

«Транснефть» – лишь шаг на пути полного ухода российского транзита из Прибалтики

«Транснефть» – лишь шаг на пути полного ухода российского транзита из Прибалтики


Транзитная отрасль Литвы, Латвии и Эстонии – на пороге серьёзных перемен. Заявление главы «Транснефти» Николая Токарева о полном отказе России от транзита нефтепродуктов через порты Прибалтики – это лишь один из этапов переориентации российского транзита на внутренние транзитные мощности. Чем Прибалтика может удержать свои транзитные позиции? Сможет ли Латвия найти альтернативу России в китайском экспорте? Усилится ли при этом конкуренция прибалтийских портов между собой? Все эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с профессором Института транспорта и связи (TSI, Латвия), специалистом по вопросам транспорта Игорем КАБАШКИНЫМ.

– Игорь Владимирович, транзит исторически является одной из главных отраслей экономики Латвии. Как Вы оцениваете современное состояние этой отрасли?

– Основой транзитной отрасли в Латвии является железная дорога, и все три латвийских порта обеспечиваются грузами, идущими преимущественно по ней, а не по автомобильным дорогам. В то же время те, кто следит за развитием данной отрасли, знают, что в силу разных факторов транзит сегодня падает, а обороты уменьшаются как в абсолютном выражении – в тоннаже грузов, – так и в денежных средствах. Поэтому я могу сказать, что на данный момент для экономики Латвии данная отрасль становится всё более проблемной.

«Транснефть» – лишь шаг на пути полного ухода российского транзита из Прибалтики

Порты Прибалтики. Курс на сокращение транзита.

На сокращение транзита влияют многие факторы. Главный из них, на мой взгляд, геополитическая ситуация, связанная с мировой экономической конкуренцией между Китаем и Америкой, а также «санкционными войнами» между Россией и Западом, граница которых как раз проходит через наш регион. Они оказывают очень большое влияние на экономику Латвии, и это связано не только с самими санкциями как таковыми, но и с тем, что они стимулируют Россию к развитию собственных портов для перевалки грузов. Притом те, кто работают в отрасли и следят за политическими веяниями, помнят, что ещё четыре года назад было выступление президента России и были опубликованы данные с динамикой по годам, с прогнозом довести транзит через все балтийские страны до нуля, то есть полностью переориентировать его на собственные порты. Развитие этого прогноза мы сейчас и наблюдаем.

– Однако у латвийских портов есть преимущество: они не замерзают…

– Да, вы правы, это наш плюс, но давайте вспомним, когда на Балтике были такие холода, чтобы снег лежал неделями? И я уже не говорю про лёд. Так что, во-первых, климат работает против стран Балтии. Во-вторых, если проследить за трендами и развитием транспортных инициатив России, то можно заметить, что много внимания уделяется Арктике. Россия, встав на путь развития арктических северных морских коридоров, сейчас фактически восстановила тот потенциал, который был в своё время у Советского Союза.

Так что для России лёд не является проблемой, и на данный момент я прогнозирую для наших портов ещё большее сокращение российского транзита, чем есть сейчас.

– Насколько это экономически выгодно России, или здесь политическая составляющая?

– В нынешних условиях это действительно экономически выгодно. Один из факторов – это соотношение курса рубля к доллару и евро. Сейчас для России платить в евро довольно дорого. Платить в рублях и своим же людям, развивая тем самым собственную отрасль, гораздо эффективнее. Кроме того, внутренние цены в России особо не поменялись – тарифы остались те же самые. То есть для бизнеса, при планировании в долгосрочной перспективе, лучше пользоваться стабильными условиями.

В плане изменения геополитической ситуации: многие грузы сегодня уходят на восток, в Китай, и здесь российские дальневосточные порты также становятся более предпочтительными. В России идёт перераспределение транспортных потоков, и она в первую очередь будет стараться использовать свои порты – Латвии следует это иметь в виду.

– Да, в Латвии сейчас много говорят о возможной замене России, и как альтернативу ей упоминают Китай. Как Вы считаете, насколько реален данный сценарий?

– Действительно, такие проекты существуют. Но меня удивляет, что, говоря о китайском транзите, не упоминают Россию и Казахстан – государства, находящиеся между Китаем и Латвией. Так что в этом плане я не был бы оптимистичным, ведь если китайские грузы будут идти по России, то почему они обязательно пойдут в порты Латвии, а не в тот же большой Санкт-Петербург или в другое место?

Поэтому, если Латвия хочет работать с Китаем, параллельно ей нужно налаживать отношения и с Россией.
Другого варианта я не вижу, географию ещё никто не отменял.

Кроме этого, в сотрудничестве Латвии с Китаем каждую из сторон заботят разные вещи. Для Латвии важен транзит – китайские товары, которые можно переваливать в портах. В то же время Китай, на мой взгляд, больше заинтересован в инвестициях, во вложении средств в экономику и развитие своего производства на территории Евросоюза. Не случайно во всех своих проектах Китай говорит не о транспортных, а об экономических коридорах. И здесь возникает вопрос: а что же Китай хочет видеть в итоге и заинтересует ли его предложение Латвии?

К сожалению, восточные люди зачастую прямо не говорят о своих целях. Мне кажется, что Белоруссия в этом плане оказалась более понятливой, когда разрешила Китаю построить на своей территории индустриальный парк «Великий камень». Интересно, что на днях в Риге прошла встреча латвийских и белорусских предпринимателей, и представители Белоруссии прямо говорили, что им нужен выход к морю, который Латвия вполне может предоставить. Так что для Латвии сейчас открываются новые возможности, и лишь от неё самой зависит, воспользуется она ими или нет.

– Но Белоруссия же достаточно плодотворно сотрудничает с Литвой, у которой тоже есть выход к морю. Не вступит ли Латвия таким образом в конфликт с литовцами?

– Если говорить о Литве, то она многое делает для того, чтобы жёстко отстаивать свои национальные интересы, – от разборки железнодорожной ветки на пути Бугяняй – Ренге, в результате чего латвийским и польским перевозчикам приходится делать громадный крюк в доставке грузов, и до нынешних проблем с постройкой Rail Baltica. Литва уже построила колею европейского образца до Каунаса, и теперь в её интересах затягивание дальнейшего продвижения этого проекта, так как у неё появилась монополия в регионе на использование этой колеи.

Конечно, я не сторонник ссор с соседями, но если они ведут себя довольно агрессивно и не соблюдают определённые правила приличия, то я не вижу причин, почему мы не можем, соблюдая эти правила, предлагать другим нашим соседям дружбу и сотрудничество.

Кроме того, я также не исключаю какого-нибудь совместного партнёрства. Наши страны настолько маленькие, что, говоря о том же Китае, наверняка было бы выгодно объединять возможности для создания дополнительного эффекта.

– Говоря о магистрали Rail Baltica: насколько участие в этом проекте выгодно Латвии?

«Транснефть» – лишь шаг на пути полного ухода российского транзита из Прибалтики

Rail Baltica – проект железной дороги с использованием стандартной европейской колеи, которая должна соединить Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу.

– Когда упоминают такие проекты, чаще всего не говорят о выгоде. Если посмотреть на строящиеся сегодня в Европе скоростные магистрали, то по разным исследованиям из около десятка подобных проектов лишь один будет экономически рентабелен, а остальные – это политические проекты. Однако не следует забывать, что железные дороги относятся к такому виду инфраструктуры, который окупается в течение столетий. И те же дороги, построенные в России или в США, поначалу не были экономически рентабельными. Поэтому, на мой взгляд, нужно видеть перспективу и новые возможности, которые открываются при долгосрочном планировании.

– Какое будущее транзитной сферы Латвии Вы видите? Судя по Вашим словам, складывается не самая лучшая ситуация…

– Все процессы будут происходить постепенно. Нельзя сказать, что Россия уже завтра покинет латвийские порты. Время для переориентации транзитных потоков или для налаживания отношений с Россией у Латвии ещё есть.

Однако печально, что наши политики больше увлекаются сиюминутной выгодой и не думают о том, что достанется следующему поколению.

Ведь все возможности для развития транзитной отрасли в Латвии есть, правда, нужно уметь их использовать. И лишь от этого будет зависеть, останется ли транзит той сферой экономики, которая приносит стране прибыль, или сокращение продолжится.

Автор: Андрей Солопенко
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
40 мнений. Оставьте своё
№1 AlexanderB 26 сентября 2016 20:55
+11
Разбитое корыто...
----------
Медицинские случаи я не комментирую.
Нечего сказать? Не лезь к микрофону! С. Лавров.
№2 Шиштакович 26 сентября 2016 21:03
+9
проебалты, пусть, склепают шпротную банку по-больше, и катают ее из Риги в Таллин, и обратно...

-...Мойша, а шо ты работаешь?
- да, мой боже, весь день как колесо без белки...
-?
- покупаю яйца по рупь двадцать, варю и продаю по рупь двадцать...
- рупь двадцать.... снова рупь двадцать..., цимус то в чем?
- цимуса - как кругозору у моей Цили.... Во первых, бульон, а во вторых - весь день при деле...
№3 vadbor1990 26 сентября 2016 21:22
+3
Довыёживались..
№4 Вован-с 26 сентября 2016 22:06
+8
Путин сказал свести транзит до нуля, - значит до нуля !!

Есть куча способов свести на нет китайский транзит, через страны Балтии:

Проверять каждый контейнер 24 часа...
Ремонт (лет-5) дороги к границе .
Карантин - свиной,птичий грипп .

Да много ещё чего winked
№5 ДИВАНЫЧ 26 сентября 2016 21:06
+24
Маленькие блохастые шавки решили нагадить мишке, подкладывая какашки на дорогу. Мишка вляпывался, злился и терпел. Потом терпелка закончилась и он нагадил свою кучку на шавок. Захлёбываются. Вывод:- мишка терпелив, но насрать может много.
№6 Космонавт 26 сентября 2016 21:11
+2
Дураки они, сделали бы безвизовый режим, решили бы кучу проблем.
№7 matador 26 сентября 2016 23:11
+1
А как они его могут сделать если "повязаны" правилами Евросоюза ?
№8 Снежана 27 сентября 2016 01:06
+1
А как безвизовый режими для туристов (для российских туристов, надо понимать) может решить кучу [все] проблем Прибалтики?
№9 тавета 27 сентября 2016 09:29
-1
Шо,опять Россия "агрессивно" выводит транзит из троебалтов? А ведь всё так красиво шло - гавкать на Россию за её же деньги! И вот ЧТО здесь в этом раскладе могло не устраивать Россию?!!! Вроде всё как всегда ,десятилетиями???! shok
№10 shax 26 сентября 2016 21:15
+7
Догавкались.
№11 bodler 26 сентября 2016 21:17
+17
Однако не следует забывать, что железные дороги относятся к такому виду инфраструктуры, который окупается в течение столетий. И те же дороги, построенные в России или в США, поначалу не были экономически рентабельными.

Какие чудные оптимисты. С чего они решили, что у них есть эти "столетия"?
Как кто-то там брякнул, что Россия в параллельной реальности живёт.
У меня же такое впечатление, что мы одни в реале остались, а они все в "Симс" переселились, ну или ещё куда
№12 metelica 26 сентября 2016 21:26
+10
-Я так понимаю вам надо продавать всё подчистую!Продукты,к примеру,я себе возьму.
№13 Tired Cat 26 сентября 2016 21:40
+17
Русофобия - дорогое удовольствие.
№14 огневушка 26 сентября 2016 21:55
+3
Спонсор требует продолжения банкета.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
№15 Образ 26 сентября 2016 22:11
+2
Латыши, пора начинать операцию "Рельсовая война" в Литве.
№16 Galinbond 26 сентября 2016 22:21
-28
Средняя зарплата в Эстонии 1045 евро, в Латвии 811, в Литве 735. В России 400. Так что вы за них не переживайте. Странно, что в России, с нашими сырьевыми богатствами, такая ситуёвина.
№17 Хотябыч 26 сентября 2016 23:03
+32
Если указываются средние зарплаты, то тогда нужно указать и уровень цен, к примеру поездка в маршрутке в той же Эстонии стоит 2 евро против наших 0,3-0,4 евро, квартплата за трешку у нас порядка 70 евро, там около 300. И самое главное - Россия живет на свои, а троебалты на подачки от ЕС.
№18 matador 26 сентября 2016 23:07
+8
Хорошо считать среднюю зарплату тем у кого есть работа. Был я в Латвии этим летом. Видел её изнутри. Немного работает пищевая промышленность. Туристы подкидывают деньжат. А в остальном тишь да гладь да... В общем понимаете.
№19 николай в 26 сентября 2016 23:17
+13
Это не средние зарплаты, а эротические фантазии прибалтийских царьков. Такими дутыми цифрами они отчитываются перед ЕС якобы развитием, получают дотации. А население валит за бугор в поисках лучшей доли.
№20 газпопредоплате 26 сентября 2016 23:39
+16
Как же вы достали со своими средними зарплатами! Уже пережевано все, сглотано, срыгнуто и выплюнуто. Нет, находятся желающие поднять с пола. Средняя зарплата, как и ВВП стали предметом манипуляции и начетничества. Вопрос только в том, какой результат желает получить заказчик. Прибалты в частности, и ЕС в целом всеми силами пытаются нарисовать благополучие. Например, плюсуете к ВВП кредиты и финансовую поддержку по разным программам и - вуаля: экономика Латвии или Эстонии показывает рост! Или другой фокус: использовать показатель брутто-зарплаты, до уплаты налогов и отчислений в различные фонды. В России же используется в статистике нетто-зарплата, т.к. большинство упомянутых вычетов производит работодатель в качестве налогового агента. Так что, если прибавить эти вычеты к нашей зарплате, то прибалтийское чудо окажется мыльным пузырем. А если сопоставить масштаб цен, то это будет пятно от мыльного пузыря. Право слово, почему при таком счастье прибалтийские граждане косяками улетают на Запад? Случайность? Не думаю))

А транзит? Нет синонимов к этому слову в словарном запасе титлов. А нет слова, нет и самого предмета или действия, которое оно обозначает. Пережиток оккупации))))
№21 Н.Ч. 27 сентября 2016 00:23
+16
Galinbond
Средняя зарплата в Эстонии 1045 евро, в Латвии 811, в Литве 735.

Да Вы лжец, однако. Вот недавно, после брексита, был опрос среди дублинских сантехников и поломоек (все как один- эмигранты из Прибалтики)- вернётесь на родину? Практически все ответили- если будет зарплата штука евро- вернёмся. А теперь вопрос- почему не возвращаются, если по Вашим словам зарплата и так около этого? Почему жители Литвы при первом удобном случае гоняют в польские Сувалки на перекладных за дрянной и дешёвой соевой колбасой, вместо того чтобы покупать дома настоящий финский сервелат? Почему в Таллине молодёжь по ночам дербанит уличные пепельницы возле кафе в поисках окурков, а взрослые потрошат мусорные баки возле супермакетов в поисках просрочки???
Ответ прост--- нет таких СРЕДНИХ зарплат в Прибалтике, никогда не было, и не будет.
№22 Снежана 27 сентября 2016 01:13
+7
Абсолютная величина денежного дохода в разных странах не сравнивается между собой. Это не имеет никакого смысла. Значение имеет только покупательская способность собственной валюты на собственном товарном рынке. Т.е. соотношение зарплаты (дохода) и цены. Только это соотношение (пропорции или коэффициенты) и имеет смысл сравнивать.
№23 Brewney 26 сентября 2016 22:30
+8
во-первых, климат работает против стран Балтии

Зашибиззь, мозгов нет, виноват климат.
biggrin
№24 HuSKY 26 сентября 2016 22:53
+5
Друзья, почему я не могу поставить + статье? Получаю вот такое "Вы не можете изменять рейтинг"?
№25 matador 26 сентября 2016 23:09
0
Потому что Вы пока имеете статус "Турист". Получите "Гражданина" и все права соответственно winked
№26 HuSKY 27 сентября 2016 01:26
+4
Спасибо smile
№27 тавета 27 сентября 2016 09:20
-1
Чуть-чуть помогу плюсиками girl_smile
№28 Brewney 28 сентября 2016 00:01
0
Ага, ща поможем ветерану.
Дата регистрации: 1 марта 2015 16:14

shok
№29 АннаИ 26 сентября 2016 22:57
+3
Цитата: Tired Cat
Русофобия - дорогое удовольствие.


Плавно переходящее в геморрой,который не лечится.
№30 Brewney 28 сентября 2016 00:08
0
Плавно переходящий...

Муж вернулся от проктолога и говорит жене:
- Доктор прописал мне свечи а что с ними делать не сказал.
- Так пойди спроси.
Пошел на прием еще раз.
- Доктор Вы мне выписали свечи, а что делать не сказали.
- Вставляйте их в анус.
Пришел домой:
- Велел вставлять в анус.
- А где это? Не знаешь? Так пойди и спроси опять.
- Больной пошел опять:
- Доктор а куда это в анус вставлять?
- Ну, в прямую кишку.
Дома жена спрашивает: Ну, узнал? Куда?
- В прямую кишку.
- А куда это? Не знаешь Ну иди еще раз.
Опять пошел.
Не знаете опять куда? - спросил доктор. В жопу! В жопу !!!
- Ну что? - спрашивает жена дома - Спросил?
- Спросил, а он рассердился...
№31 Седой 26 сентября 2016 23:12
0
Правильный ход мысли. Лакейские нации должны сапоги чистить до блеска швабам, пусть хоть и за 1000 евров в месяц. Ху кеерз?
№32 politpilot 26 сентября 2016 23:31
+4
Помнится за земли эти Петр Первый по-честному заплатил Шведскому королю.
А не так давно эти земли незаконно вышли (были отпущены Горбачевым) из состава СССР.
Ну и сегодняшние события дают основания полагать, что скоро сегодняшняя власть прибалтики будет искать пятый угол.
№33 вездеход 26 сентября 2016 23:58
-1
Скоро все в прибалтике встанет.
№34 voviks 27 сентября 2016 04:51
+7
Меня больше всего умиляет, когда все эти пиндосовские шавки, начиная с Грузии и кончая Украной с Прибалтикой, говорят о том, что заменят экономические отношения с Россией на экономические отношения с Китаем. Какими дебилами надо быть, чтоб верить, что Китаю интересны их сранное вино, шпроты и молочка. Весь ЦК КПК не спит ночами и думает, как облагодетельствовать этих подпиндосников. Вот же тупые идиоты.
----------
У человеческого поведения есть два мотива: один настоящий и второй, который красиво звучит.
Генри Форд
№35 Таптыгин 27 сентября 2016 06:40
0
Надеюсь все эти расходы учтут на комиссии по оккупации.
№36 DUDE 27 сентября 2016 08:31
+3
Насколько я помню страны Балтии - независимые государства, члены Евросоюза. А вот российский транзит - пережиток проклятого совка и Русской оккупации.
Так что в том что никакого транзита быть не должно все честно и закономерно. Я не понимаю всего этого нытья и рассуждений "об упущенных возможностях". Все что там происходит - нормально, так и должно быть. fellow
№37 Anaxit 27 сентября 2016 08:44
0
Прибалтика: "Наше географическое положение лучше, чем экономическое, финансовое и социальное вместе взятые".
№38 Димоновец 27 сентября 2016 11:05
+2
Цитата: Galinbond
Средняя зарплата в Эстонии 1045 евро, в Латвии 811, в Литве 735. В России 400. Так что вы за них не переживайте. Странно, что в России, с нашими сырьевыми богатствами, такая ситуёвина.

Не звездите пожалуйста. НЕТ таких зарплат у нас, в эстонии средняя 400-600€, пенсия 270€, с учётом, что коммуналка забирает 60% з.п. и всё гораздо дороже, чем в России, считайте. Это если жильё своё , арендное начинается с 200 за однушку.
----------
Можно-ли простить врага?
Бог - судья, он простит.
Наше дело - организовать их встречу.
№39 Димоновец 27 сентября 2016 11:47
+1
Цитата: politpilot
Помнится за земли эти Петр Первый по-честному заплатил Шведскому королю.
А не так давно эти земли незаконно вышли (были отпущены Горбачевым) из состава СССР.
Ну и сегодняшние события дают основания полагать, что скоро сегодняшняя власть прибалтики будет искать пятый угол.

Эти дебилы уже третью неделю презика назначить немогут, никто не хочет брать на себя ответственность.
Д.Б.(С.Лавров)
----------
Можно-ли простить врага?
Бог - судья, он простит.
Наше дело - организовать их встречу.
№40 пипл 27 сентября 2016 13:22
0
не смешно, Латвии крышка. особенно простому народу