Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Порты Прибалтики продолжают терять российские грузы

Порты Прибалтики продолжают терять российские грузы

Фото: crainsnewyork.com

Грузооборот прибалтийских портов продолжает снижаться. Лишь Клайпедскую гавань за последние полгода миновало падение транзита. Такие тенденции связаны c российской стратегией переориентации грузопотоков на собственные порты. В будущем Прибалтике придётся забыть о былых объёмах грузоперевалок.

Грузооборот Рижского свободного порта за январь-июнь 2016 года упал на 11,5% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, оборот Вентспилсской гавани – на 25%, Лиепаи – на 0,4%. Объём перевалок порта Таллина за полгода просел на 15,5%. Праздник на «литовской улице»: Клайпедский порт оказался единственной гаванью в странах Балтии, масштабы перевалки в которой увеличились, а не сократились. В первые 6 месяцев 2016 года грузооборот порта вырос на 5,7%. Причина – украинский кризис. Москве и Минску более не доступны Одесский и Ильичёвский порты. Следовательно, растёт значение Клайпедской гавани. Пенку снимает и Латвия: в противном случае падение грузоперевалок было бы куда драматичнее. Вот она, конкретная экономическая выгода стран Балтии от кризиса на Украине.

Сами литовцы склонны объяснять позитивные показатели обслуживанием военных грузов НАТО, что, бесспорно, вносит свой вклад. Не последнюю роль сыграла тарифная политика официального Вильнюса. И всё-таки транзитные перспективы для Литвы, и уж тем более для её прибалтийских соседок, остаются безрадостными.

Покинув советскую «тюрьму народов», независимые страны Балтии взяли курс на построение «экономики услуг».

Вняв рецептам Чикагской неолиберальной школы, новые элиты последовательно уничтожали «неэффективное» наследие «совка»: машиностроение, металлургию, химическую и лёгкую промышленность.

Повисшим в воздухе оставался вопрос о судьбе транзита. Одни политики отстаивали концепцию Прибалтики как моста между Востоком и Западом, другие – национально мыслящие функционеры – требовали отказаться от этой «неразумной» идеи. В итоге победили последние.

На рубеже веков – в конце 90-х и в начале 2000-х – транзит вместе с сопряжёнными сферами находился на пике своего успеха: отрасль генерировала до 20% ВВП Прибалтийских республик. После прихода Путина Россия постепенно начинает наращивать мощность собственных морских гаваней на Балтике. Ещё в 1997 году будущий президент писал в своей диссертации о необходимости строить торговые порты в Ленинградской области. С 2000 года возведение отечественной инфраструктуры и отказ от логистики конфликтных постсоветских республик становятся официальным стратегическим курсом России. Начинается постепенное ослабление «подкормки» недружественных Кремлю режимов. Продолжая перевалку через прибалтийские порты, Москва строит свои, повышает их пропускные способности.

Постоянную поддержку крайне непростому процессу переориентации грузопотоков оказывали действия прибалтийских столиц. Политический климат – важная составляющая торговли и транзита.

Наивно полагать, что агрессивная антироссийская риторика не имела разрушающего воздействия на двусторонние отношения стран Балтии с их восточным соседом.

Кроме того, говоря о транзите, прибалтийские политики всегда впадали в серьёзный когнитивный диссонанс, ведь развитие транзитных путей по определению связано с Россией и как-то не очень соотносится со стратегиями сдерживания Москвы. Отсюда пассивность руководства стран Балтии в этой сфере.

Переориентация российских грузов из прибалтийских гаваней на отечественные терминалы между тем продолжается. В 2014 году российские порты – Усть-Луга, Санкт-Петербург и Приморск – занимают сразу три лидирующих позиции среди гаваней на восточном побережье Балтийского моря. В 2015 году «Транснефть» начинает постепенный разворот своих объёмов из латвийских портов на отечественные. По данным латвийской газеты Dienas bizness за десять лет с 2005-го по 2015 год, доля грузооборота российских портов Восточной Балтики увеличилась с 52% до 62%. Москва забрала из Прибалтийских республик нефть, осталось забрать контейнеры.

Помимо прямых потерь транзитных доходов, российская стратегия грузовытеснения наносит экономикам стран Балтии серьёзный косвенный ущерб.

Более 90% мировой торговли сегодня осуществляется через порты. Масштабные инфраструктурные проекты, связанные с морскими гаванями, – это тысячи рабочих мест. Причём одно место в сфере транспорта создаёт как минимум два места в сфере обслуживания. В общем, ущерб от потери транзита немаленький.

Выживание недружественных Москве прибалтийских режимов сегодня подпитывается из двух внешних источников: европейских дотаций и остатков внешнеэкономических связей с Россией. Очевидно, что политические и экономические причины будут и дальше способствовать переориентации транзитных потоков. В одночасье лишить Прибалтику всех грузов, конечно, невозможно: объём российского транзита через балтийские гавани всё ещё слишком велик. Москва между тем продолжает поддержку развития своей стратегической инфраструктуры на Балтике, а значит, у латвийских, литовских и эстонских гаваней в недалёком будущем станет значительно меньше работы.

Это ещё не значит, что порты и железные дороги Прибалтики придётся разбирать на металлолом. Морские гавани Балтийского региона продолжат конкурировать между собой за китайские и казахстанские грузы, а также за остатки российских. Просто былых объёмов больше не будет.

Автор: Андрей Стариков
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # политика
34 мнения. Оставьте своё
№1 Леший 22 июля 2016 11:41
+4
Беларуськалий ,метал из Беларусии ,зерно из латвии.
Ушатые заманили председателя или это игра такая .
Пентагон вложился в строительство новой переправы ,старая возможно уйдёт под натовские потребности . Твари не оставляют планов развязать войну.
----------
Качество градуса тупизны населения , в псако-пикселях ,зависит от % скидок, которыми торгаши-барыги заманивают лохов на распродажу .
№2 kemerunec 22 июля 2016 12:29
+5
Жаль что это не произошло лет 15 назад.Давно бы уж стояли раком вдоль границы.Хотя русофобия,товар для Запада-первой необходимости.Главное поливать Россию помоями.Денег на это дадут.Ну а порты и коровы со шпротами не главное.
№3 Тимоха 22 июля 2016 13:08
+1
Езжал недавно на моря-станции забиты цистернами с нефтью,чего не видал даже год назад! rus
№4 asteroid75 22 июля 2016 11:41
+4
Ради политики ежут курицу,которая несёт золотые яйца!
№5 kengosharik 22 июля 2016 11:43
+11
Были витриной, а стали задворками (правда делают вид,что сильно этим гордятся)
№6 asteroid75 22 июля 2016 11:44
+7
Россия приспособиться и перестроиться, а вот что потом прибалтийские
страны будут делать с своими портами?
№7 asteroid75 22 июля 2016 11:44
+1
Россия приспособиться и перестроиться, а вот что потом прибалтийские
страны будут делать с своими портами?
№8 asteroid75 22 июля 2016 11:44
+1
Россия приспособиться и перестроиться, а вот что потом прибалтийские
страны будут делать с своими портами?
№9 ddvojnik 22 июля 2016 12:26
+5
Это че за хари кришна повторялки? кончай свое нейролингвистическое программирование!
№10 All 1 22 июля 2016 13:11
0
Это не его вина, иногда сайт так бывает на этом ресурсе.
№11 КСЕРН 22 июля 2016 11:45
+19
Как сообщили все ведущие информационные агентства,
до прибалтийцев вчера дошло, что СССР больше нет,
что Прибалтика теперь независима и пора работать самим.
Население в панике! smile
№12 Лесугор78 22 июля 2016 11:57
+5
Правильной дорогой идёте, проебалты!
----------
Делай, что должно, и будь, что будет.
№13 Любитель механики 22 июля 2016 12:10
+15
А тем временем, Всемирный банк подсчитал бабки, почесал тыковку и вывел Россию на 4 место в мире по экономике
!
№14 Акела 22 июля 2016 12:16
+2
Хорошая новость)))))))
№15 Акела 22 июля 2016 12:12
+2
Я зимой езжу на рыбалку в Клайпеду. На Куршскую косу. Так уж я привык делать еще со времен СССР. И чтобы из Клайпеды добраться до косы, пользуюсь паромом. Не знаю что там ходит, откуда, Российские грузы или другие. Но парому частенько приходится ждать входящие и выходящие суда. Скорей даже подольше, чем раньше. Патриотические статьи это очень хорошо!!! Но желательно точней, корректней. Сейчас среди лжи многие хотят узнать правду. И каждая неточная деталь может негативно сказываться на общей идее, которую хочет донести автор.
№16 veter311 22 июля 2016 21:16
0
начни с себя...на Волгу.
№17 shmv7070 22 июля 2016 12:15
+6
Работая на ж.д в Белоруссии, скажу, что это больно ударило по ж.д отрасли у нас, так как весь этот транзит шел через нас. Сокращают машинистов, путейцев, режут зарплаты, денег на запчасти катострофически не хватает. Очень обидно от всего этого. Хочу назад, в СССР!
№18 Осветник 24 июля 2016 19:46
0
Подтверждаю, коллега (правда бывший (ТЧ-1, Минск)) !!!
И тоже хочу обратно в СССР, хотя может быть потому что раньше небо было голубее, девушки красивее и трава забористей smile , но тем не менее....
№19 Парафин Озокеритович 22 июля 2016 12:18
+18
Чего-то теряет, теряет и никак не потеряет. Лично мне интереснее читать где у НАС растёт, а не где у НИХ падает. А то на укропитеков, которые радуются любой нашей неудаче, пальцем все показывают, а у себя такой грешок не замечается. Мне глубоко пофиг на прибалтов, они живут в своей стране и свой выбор сделали. От их неудач, у меня на лестничной клетке не станет чище, пока сам не уберу. russian
№20 Дима.З 22 июля 2016 12:43
+3
Будет им-прибалтам-и ванна, и кофе, и какао с чаем.
№21 yodva 22 июля 2016 13:52
+3
Прибалты часами могут наблюдать, как резвятся на деревьях ленивцы.....
№22 kriten 22 июля 2016 14:53
+4
Прибалтийские порты должны вымирать. А российские кампании ,которые помогают им выживать надо наказывать. Например ввести пошлину или налог на торговлю со странами культивирующими фашизм.
№23 Димоновец 22 июля 2016 15:17
+1
Тут автор ещё забыл упомянуть, что почти половина портовой инфраструктуры и так принадлежит России. Т.Е. Например, эстонцы тут радовались, что возобновился транзит угля через порт Мууга в Таллине. Прыгали-радовались, но забыли народу упомянуть, что угольный терминал, пусть и не на прямую, но принадлежит российской фирме. И так во многих сферах.
----------
Можно-ли простить врага?
Бог - судья, он простит.
Наше дело - организовать их встречу.
№24 николай в 22 июля 2016 15:32
0
Эстонцы свою независимость представляли как сидение в европейском кинотеатре, естественно с кукурузой в руках, на премьере фильма о агонии России. С кино у них не срослось, да и оказались они в котле, который скоро закипит. Отсюда и истошные крики. Надеются, что за ругань в сторону России эстонцам будет послабление. Ну-ну.
№25 Skuter 22 июля 2016 15:35
+4
Когда уже прочитаю статью, что полностью прекращён переток грузов через Чухонию? А так по проценту - долго.. biggrin
№26 kolobok3.62 22 июля 2016 15:44
0
1
№27 kolobok3.62 22 июля 2016 15:47
0
Я конечно не специалист и могу ошибаться, но мне кажется, что не всё так просто.
Первое это то , что в портовом хозяйстве и на ЖД в Прибалтике в основном работают русские(так сложилось исторически). Так называемые "не граждане". Которым и так в Прибалтике живётся мягко говоря "не сладко". Т.е. сокращая грузоперевозки через Прибалтийские порты , Россия лишает работы этнических русских проживающих в Прибалтике.
№28 kolobok3.62 22 июля 2016 15:48
0
Второе это то , что в Прибалтике порты не замерзают зимой , а в России в Финском заливе замерзают. Это опасно особенно для линейных судов-контейнеровозов, которые так же как и пассажирские поезда обязаны работать по "жёсткому" расписанию. А из-за тяжёлой ледовой обстановки, зимой в Финском заливе, контейнеровозы вынуждены выбиваться из графика . А это вовремя не поставленные комплектующие для российских сборочных заводов. Решить проблему только при помощи ледоколов вряд ли удастся. Т.к. эта проблема комплексная.
№29 kolobok3.62 22 июля 2016 15:49
0
Построить большой незамерзающий порт в Калининграде и решить проблему тоже не удастся т.к. Литва сразу же поднимет плату за провоз груза через свою территорию. И перевозки из Калининграда в большую Россию сразу же станут дорогими. Поэтому мне кажется, что к решению проблемы с портами нужно привлекать российских учёных и особенно гидрологов. К стати сказать, я где то читал в интернете , что в своё время в СССР уже была разработана технология разрыхления льда, которая позволяет плавать через толстый лёд даже обычным пароходам без помощи буксиров.
№30 kolobok3.62 22 июля 2016 15:49
-3
Ещё одна проблема заключается в том, что что бы соседская собака на вас не гавкала, нужно или кидать в неё кирпичами или понемногу её подкармливать. Мне кажется лучше прикармливать. Т.е. чтобы прибалтийская политическая элита не гавкала на Россию её нужно немного прикармливать в том числе и через портовый и ЖД бизнес .
№31 николай в 22 июля 2016 17:06
+1
Цель соседа завладеть твоим имуществом. Собаку на тебя натравливает для ускорения процесса. Не обращай внимание пока в штанину не вцепилась, а там другие методы пойдут вход, но корма среди них не будет.
№32 pondogor 22 июля 2016 17:08
+3
Уже кормили, не подкармливали а от пуза их кормили, что в результате? Просто не надо обращать на них внимания, они сами или от голода издохнут или желчью захлебнутся...
№33 mitrihh 22 июля 2016 18:00
0
Цитата: All 1
Это не его вина, иногда сайт так бывает на этом ресурсе.

Бывает. Так возьми и удали лишнее. Делов то...
№34 Доброгор 22 июля 2016 20:51
0
Статья короткая, читал бы и читал)))
----------
Слава Роду, Богам и Предкам Нашим!