Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16423 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

7 неизвестных фактов об Илье Муромце

7 неизвестных фактов об Илье Муромце
«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Палехская иллюстрация, русский лубок, XVIII в.

Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

1. Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

2. Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что все свое детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Ученые, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

3. Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьезнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды обороняться от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:

«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет —
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет —
дак переулочек.


4. Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

5. Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.

Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в свое время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.

Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

6. Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) на Украине.

«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.

Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

7. На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы — Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Екатерина Оаро
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
Тэги: # история
68 мнений. Оставьте своё
№1 Амурский Тигр 25 июня 2016 02:02
+5
good
----------
Славься Отечество !
№2 Партизан Иванович 25 июня 2016 09:48
+9
В статье много ошибок! Взять хотя бы географию - город Карачев никогда не был в Чергниговской области. Он был центром Карачевского удельного княжества, находился в Орловской губернии, сейчас в Брянской области, но не в Черниговской. Действительно, неподалеку от него есть речкаСмородинка (по утверждению местных жителей ранее именовавшаяся Смердинкой) и на ней - село Девять Дубов (но не Девятидубье!)
№3 Ахриман 25 июня 2016 10:33
+2
Подтверждаю.
Вместо исправления имеющихся ошибок, неверных толкований и передёргиваний автор добавила новые. Весьма поверхностное знание предмета.
Статье заслуженный минус.
№4 Vlad_Stalin 25 июня 2016 14:12
+2
Слово "богатырь" ассоциируется у нас с недюжинной силой и смелостью, но если всмотреться в него, мы легко увидим там кое-что еще - слова "Бог" или "богатый".

А "богатырь", не от слова "бог", это слово восточное (багатур, батыр)
№5 rick69 25 июня 2016 14:19
0
роговорите с каклами они вам расскажут почему считают карачев украинским городом окупированным москалями...и ещё автор взял эту статью из сайта русская семёрка...прекрассный сайт...это не научный труд так что маленькие неточности позволительны так что твёрдый плюс
№6 Партизан Иванович 25 июня 2016 17:07
0
С каких пор должно интересовать мнение укров? Они и Воронеж считают своим, и что?
№7 Г.Егоров 25 июня 2016 14:45
+1
Ошибок в статье действительно много... но статья полезная, потому ставлю +!
№8 Сибиряк- 25 июня 2016 02:14
+8
Настоящий русский. долго запрягают, но быстро едут.
Увы не в футболе. Вообще не едут и даже не запрягают.
№9 Седой 25 июня 2016 02:14
+8
"Малютка Илья Муромец понял себя не сразу:
Бывало, кого тронет - тот сразу инвалид;
И вот они собрались, кто без носу, кто без глазу,
Свели его в милицию, а он и говорит:

- Я - Муромец Илья,
Недавно из пеленок.
Не трогайте меня -
Ведь я еще ребенок,
Я маленький ребеночек,
Не мучайте меня!

Милиция заплакала, и мальчика простили;
И он тогда на радостях крепко всех обнял, -
И тотчас всю милицию в больницу уложили:
Ах, бедная малюточка, опять не рассчитал!"
(Ю. Ким)

smile
№10 Alex_Kent 25 июня 2016 04:09
+2
Мне только показалось, что палехский образ XVIII века Ильи Муромца срисован с Петра Великого?
№11 Timych 25 июня 2016 04:41
+4
Богатырь , вряд ли , от бог. Наверное от персидского бахадыр, т. е. силач.
№12 Kutukita 25 июня 2016 07:57
+4
Цитата: Timych
Богатырь вряд ли от бог. Наверное от персидского бахадыр, т. е. силач.

"Бог" на авестийском (др. персидский) – бага (причем "г" с придыханием, как на Украйне). Так что и в "бахадыре" прослеживается та же самая этимология.
----------
Боги – суть предки наши
№13 S-E-R-G 25 июня 2016 10:47
+8
Богатырь - из двух слов - бог и тырить ( торить -прокладывать путь).
№14 Timych 25 июня 2016 04:42
0
Богатырь , вряд ли , от бог. Наверное от персидского бахадыр, т. е. силач.
№15 ВЕНЕД 25 июня 2016 05:29
+6
БРЕД, да, всё таки тяжело изжить русофобию.
----------
Я - Рус ...
№16 хан_уман 25 июня 2016 05:52
+4
Цитата: Timych
Богатырь , вряд ли , от бог. Наверное от персидского бахадыр, т. е. силач.


Муромец видимо был перс!
№17 Один такой 25 июня 2016 06:40
+2
Ну, какой ещё, на фиг, перс?! Укр он, у-к-р! )))
№18 off_scope 25 июня 2016 09:21
+1
Не, хохол учившийся борьбе в персии lols
№19 Ахриман 25 июня 2016 10:39
0
Есть версия, что его звали Илья Моравец. Но эта версия не более правдоподобная чем каноническая хотя бы потому, что в этом случае он не мог ехать в Киев через Брянск, где повстречался с Соловьём Разбойником.
№20 gall22 25 июня 2016 06:08
+3
Блин, люди хоть Википедию бы открывали, прежде чем что либо написать:


В алтайских значениях слов: богадырь, багырь, богатырь — удалой наездник, храбрец, смельчак. А также почётное прозвище багатур за особые военные заслуги в армии со времён Чингисхана и Тамерлана.

Согласно современным данным впервые богатырями в русских летописях названы воеводы (темники) ордынского царя Чингиза Субудай и Джэбе в Ипатьевской летописи.

Само слово «богатырь» появляется в первый раз в книге Серницкого, изданной без обозначения места в 1585 году «Descriptio veteris et novae Poloniae cum divisione ejusdem veteri et nova», где говорится: «Rossi… de heroibus suis, quos Bohatiros id est semideos vocant, aliis persuadere conantur».
№21 НВП 25 июня 2016 08:13
+8
"Блин, люди хоть Википедию бы открывали..."

Блин, gall22, хоть калькулятор использовал бы! Когда Чингисхан жил? А тем более Тамерлан... А когда Владимир Красно Солнышко (креститель)? А Муромец современник Владимира.
№22 off_scope 25 июня 2016 09:24
+4
Не мешай ему по викам мир познавать.
№23 gall22 26 июня 2016 10:06
-1
Вот только не надо изображать из себя утомленного интеллектуала! Я как раз для таких как ты писал,что бы ХОТЯ БЫ Википедию открывали,но ты даже прочитанный коммент не в силах понять,а туда же... Гавкаться с тобой не буду,с лимитом в 3 поста в сутки,мне как то не с руки! Да и пачкаться не хочется!
№24 gall22 26 июня 2016 10:00
0
Мозг используй вначале! Темников Чингисхана так впервые назвали в русских летописях, что совершенно не означает,что в персидских или тюркских языках слово "баатур", "бахадур","батыр" появилось в то же время! Скорее наоборот! Если же хочешь доказать,что это слово в русском языке имеет более древние корни,то пожалуйста,соверши научное открытие и докажи это,утерев нос всей исторической науке! Да и лингвистам заодно,кои говорят,что слово "богатырь" из всех славянских языков есть только,в русском и польском(в польском заимствовано из русского)и считают,что это слово не присуще славянским языкам!
№25 vuko 25 июня 2016 06:19
+2
Когда просвещён советской пропагандой о сказочном Муромце - и видишь в наличии череп и мощи Ильи опечатанные и источающие елей и экскурсовод: и как монахи масло подливают?....

~ а были может ба-тыр = копьё-охранник и бога-тырь(монах). Монголы вполне могли представляться батырами - чтобы сразу и на колени (ну какие пейсатые друг-друга не представят патриархами?? - и потому только полное обрезание) - схоронщики стали тыряльщиками
Гайдару (заготовителю гпу) у приуралья и дали кликуху "быстрый воришка" а он прикинул что это кавказкий орёл?
№26 Otoshi 25 июня 2016 06:23
+4
О да вики это полная правда biggrin applodisment
№27 gall22 25 июня 2016 06:36
+2
Для идиотов трудно представить,что в википедии информация тоже берется не из головы,а из каких то источников! В этом случае можно посоветовать словарь Даля,но боюсь вопроса-А хто эта? biggrin applodisment
№28 Line 25 июня 2016 06:54
+4
а в чем проблема? в Средней Азии мужчины чуть ли не через одного Баха(о)дыры. очень распространенное имя и означает как раз силач.
----------
Ulceris East
№29 off_scope 25 июня 2016 09:27
+3
Тогда открой свои вики и посмотри что такое гены и как они передаются по мужской линии.Вопросов про монголо-татар у тебя появится очень много и вики не дадут ответ.
№30 vuko 25 июня 2016 06:48
+1
\gall22 Сегодня, В этом случае можно посоветовать словарь Даля,но боюсь вопроса-А хто эта?\

Пейсатый шахтёр прикинутый датчанином, и прикинувший что составлять для одноколенников словари мудрее, стырил у Пушкина кольцо на умершем. Голда Меир слизала, школьницей обучала "новых" американцев языку, получала в несколько раз больше старшей сестры в онкологической.
№31 gall22 25 июня 2016 07:07
0
Ну вот тут несколько версий!

Проверить можно самостоятельно!
№32 Orthodox 25 июня 2016 07:48
0
Почему Вы решили, что Русские переняли это слово у ордынцев, по всему выходит как раз наоборот, ордынцы как захватчики, присвоили себе это слово. Пример подобной прихватизации мы можем наблюдать даже на сайте, когда язычники с пеной у рта доказывают, что слово Православие (Ортодоксия) на самом деле пошло от славьправь.
№33 Line 25 июня 2016 08:12
+4
ну да, ну да... чисто тюркское слово может станет исконно иудейским? че еще куда натянешь? biggrin тебе сколько сребренников платют за попытки переписывания истории?
----------
Ulceris East
№34 Миха 25 июня 2016 09:30
-1
Цитата: Orthodox
Почему Вы решили, что Русские переняли это слово у ордынцев, по всему выходит как раз наоборот, ордынцы как захватчики, присвоили себе это слово. Пример подобной прихватизации мы можем наблюдать даже на сайте, когда язычники с пеной у рта доказывают, что слово Православие (Ортодоксия) на самом деле пошло от славьправь.

Ортодокс, не серчай smile . Ортодоксия - правоверие. А в русском языке укоренилась масса разных иностранных слов smile .
№35 Негоро 25 июня 2016 07:14
+2
а с хрена-ли Карачев в Черниговской обл.?...У нас он ,на Брянщине...и урочище "девять дубов"соловьиное рядышком...и река Смородина там-же
№36 Orthodox 25 июня 2016 07:36
+10
ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛИЯ МУРОМЕЦ, ПЕЧЕРСКИЙ


ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛИЯ МУРОМЕЦ, ПЕЧЕРСКИЙ
Преподобный Илия Муромец
Преподобный Илия Муромец
Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, –

«Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться* за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую», –

Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

…Илья Муромец
Нанял хитроумных плотников.
Построил он церковь соборную
Святителю Николе Можайскому
Во славном во городе во Киеве.
Сам заехал во пещеры во глубокие,
Тут Илья уж преставился.
Поныне его мощи нетленные!»

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

№37 evsol 25 июня 2016 08:55
+1
Вот-вот!
И причем здесь ордынцы?!!...
№38 Line 25 июня 2016 10:02
+2
угу... ну во-первых выражение "гой еси" не относится к христианству ну вообще никоим местом, а как раз совсем, совсем наоборот... теперь далее, разбираемся, кто такие калики: калика - лат. сапог, проще обувь. итого по логике имеем, бродячие христианские пастыри, тем более типа совершившие чудо своими молитвами.... отсюда вывод, очередная пиар-акция по внедрению христианства да еще с персонажем с чисто иудейскими именем Илия... у князя Владимира значит сей богатырь служил?
----------
Ulceris East
№39 Line 25 июня 2016 10:02
+1
угу... ну во-первых выражение "гой еси" не относится к христианству ну вообще никоим местом, а как раз совсем, совсем наоборот... теперь далее, разбираемся, кто такие калики: калика - лат. сапог, проще обувь. итого по логике имеем, бродячие христианские пастыри, тем более типа совершившие чудо своими молитвами.... отсюда вывод, очередная пиар-акция по внедрению христианства да еще с персонажем с чисто иудейскими именем Илия... у князя Владимира значит сей богатырь служил?
----------
Ulceris East
№40 крамольник 27 июня 2016 11:53
+1
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ В ССОРЕ С КНЯЗЕМ ВЛАДИМИРОМ

Славныя Владимир стольне-киевской
Собирал-то он славный почестен пир,
На многих князей он и бояров,
Славных сильныих могучиих богатырей,
А на пир ли-то он не? позвал
Старого казака Ильи Муромца.
Старому казаку Илье Муромцу
За досаду показалось то великую,
Й он не знает, что ведь сделати
Супротив тому князю Владимиру.
И он берет-то как свой тугой лук разрывчатой,
А он стрелочки берет каленые,
Выходил Илья он да на Киев-град,
И по граду Киеву стал он похаживать
И на матушки божьи церкви погуливать,
На церквах-то он кресты вси да повыломал,
Маковки он золочены все повыстрелял,

Да кричал Илья он во всю голову,
Во всю голову кричал он громким голосом:
«Ай же пьяницы вы, голюшки кабацкие!
Да и выходите с кабаков, домов питейныих,
И обирайте-тко вы маковки да золоченые,
То несите в кабаки, в домы питейные,
Да вы пейте-тко да вина досыта».
Там доносят-то ведь князю да Владимиру:
«Ай Владимир-князь да стольнё-киевской!
А ты ешь да пьешь да на честном пиру,
А как старой-от казак да Илья Муромец
Ён по городу по Киеву похаживат,
Ён на матушки божьи церкви погуливат,


На божьих церквах кресты повыломил,
А все маковки он золоченые повыстрелял.
А й кричит-то ведь Илья он во всю голову,
Во всю голову кричит он громким голосом:
„Ай же пьяницы вы, голюшки кабацкие!
И выходите с кабаков, домов питейныих,
И обирайте-тко вы маковки да золоченые,
Да и несите в кабаки, в домы питейные,
Да вы пейте-тко да вина досыта“».
Тут Владимир-князь да стольнё-киевской
И он стал, Владимир, дума думати,
Ёму как-то надобно с Ильей помиритися,
И завел Владимир-князь да стольнё-киевской,
Он завел почестен пир да и на дру?гой день.
Тут Владимир-князь да стольнё-киевской
Да ’ще он стал да и дума думати:
«Мне кого послать будет на пир позвать
Того старого казака Илью Муромца?
Самому пойти мне-то, Владимиру, не хочется,
А Опраксия послать — то не к лицу идет».
Ён как шел-то по столовой своей горенке,
Шел-то он о столики дубовые,
Становился супротив моло?дого Добрынюшки,
Говорил Добрыне таковы слова:
«Ты молоденький Добрынюшка!
Сходи-тко ты к старому каза?ке к Ильи Муромцу.
Да зайди в палаты белокаменны,
Да пройди-тко во столовую во горенку,
На пяту-то дверь ты поразмахивай,
Еще крест клади да й по-писаному,
Да и поклон веди-тко по-ученому,
А й ты бей челом да низко кланяйся
А й до тых полов и до кирпичныих,
А й до самой матушки сырой земли
Старому казаке Ильи Муромцу,
Говори-тко Ильи ты да таковы слова:
„Ай ты старыя казак да Илья Муромец!
Я пришел к тобе от князя от Владимира,
И от Опраксии от королевичной,
Да пришел тобе позвать я на почестен пир“».
Молодой-то Добрынюшка Микитинец
Ён скорешенько-то стал да на резвы ноги,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
Да он шапочку соболью на одно ушко,

Выходил он со столовою со горенки,
Да й прошел палатой белокаменной,
Выходил Добрыня он на Киев-град,
Ён пошел-то как по городу по Киеву,
Пришел к старому казаке к Илье Муромцу
Да в его палаты белокаменны,
Ён пришел как в столовую во горенку,
На пяту-то он дверь да поразмахивал,
Да он крест-от клал да по-писаному,
Да й поклоны вел да по-ученому,
А ’ще бил-то он челом, да низко кланялся
А й до тых полов и до кирпичныих,
Да и до самой матушки сырой земли,
Говорил-то ён Илье да таковы слова:
«Ай же братец ты мой да крестовыи,
Старыя казак да Илья Муромец!
Я к тоби посла?н от князя от Владимира,
От Опраксы-королевичной
А й позвать тобя да й на почестен пир».
Еще старый-от казак да Илья Муромец
Скорешенько ставал он на резвы ножки,
Кунью шубоньку накинул на одно плечко,
Да он шапоньку соболью на одно ушко.
Выходили со столовыи со горенки,
Да прошли они палатой белокаменной,
Выходили-то они на стольний Киев-град,
Пошли они ко князю к Владимиру
Да й на славный-то почестен пир.
Там Владимир-князь да стольнё-киевской
Он во горенки да ведь похаживал,
Да в окошечко он, князь, посматривал,
Говорит-то со Опраксой-королевичной:
«Подойдут ли ко мне как два русскиих бога?тыря
Да на мой-от славный на почестен пир?»
И прошли они в палату в белокаменну,
И взошли они в столовую во горенку,
Тут Владимир-князь да стольнё-киевской
Со Опраксией со королевичной
Подошли-то они к старому казаке к Илье Муромцу;
Они брали-то за ручушки за белые,
Говорили-то они да таковы слова:
«Ай же старыя казак ты Илья Муромец!

Твое местечко было да ведь пониже всих,
То?перь местечко за столиком повыше всих!
Ты садись-ка да за столик за дубовыи».
Тут кормили его ествушкой сахарнею,
А й поили питьицем медвяныим.

Они тут с Ильей и помирилися.
----------
«…Все люди делятся на три части: народ, который никогда не узнает правды и руководители, которые знают правду, но она такая ужасная и далёкая от действительности, что это главная их забота, чтобы кроме них её больше никто не узнал. И есть небольшое количество людей, которые пытаются узнать правду…» Лазарь Каганович
№41 Просто Луганчанин 25 июня 2016 07:40
+1
Пострел везде поспел
№42 Kutukita 25 июня 2016 07:48
+3
«Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя», - заключает автор свою статью. Вот только родился Илья ЧЕРЕЗ 8 ЛЕТ после смерти последнего из великих князей по имени Владимир (см. выше пост Orthodox'а под №18). Так что о кровном их братстве вряд ли можно говорить, поскольку отец Мономаха к моменту рождения Ильи уже полвека покоился в земле сырой.
----------
Боги – суть предки наши
№43 Савин Виктор 25 июня 2016 10:11
+4
В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Источник: https://politikus.ru/articles/79315-7-neizvestnyh-faktov-ob-ile-muromce.html
Politikus.ru
А что тогда про это говорить! Изолгались христиане, уже не знают что куда притянуть.
№44 Феникс77 25 июня 2016 11:02
+3
Ну так а чё там, христос ихний воскрес ещё один раз, чё ему жалко чтоли? biggrin
№45 Romires 25 июня 2016 08:05
+1
а украм мало, что наш Илюша покоится в Киеве, им еще и на родину богатыря претендовать хочется... feel
№46 uaoff 25 июня 2016 08:12
+4
Кто верит в то, что человек до 30 лет был парализован, пусть даже не полность..., допускаю, что-исцелен..., но то, что после этого он "тягал дубы"..., да еще был хорошим рубакой, чему надо было еще обучиться...,! Сказка это..., либо история о разных людях!
№47 Ремезов 1701 25 июня 2016 08:39
+4
Странная палехская миниатюра. По виду изображен "древнеримский" воин. Вот такие картинки и возбудили Носовского и Фоменко к занятиям историй. У нас дома где-то в 70-х появилась книга "Большая иллюстрированнная энциклопедия древностей", издательство Венгрия. Там присутствует фото средневекового гобелена, на котором изображена знаменитая сцена "Поклонение Волхвов", но вот что странно:
1). Один из Волхвов - негр (на что неоднократно обращали внимание Носовкий и Фоменко);
2). Действие происходит в хлеву. Причем в хлеву стоит царский трон, на котором и восседает Иисус Христос в царском обличье и со всеми царскими регалиями. Волхвы судя по одеждам тоже больше похожи на посланников-дипломатов, чем на бедных странников - волхвов.
3). В окне видна Вифлиемская звезда и контуры средневекового города.
По моим ощущениям у создателя гобеллена произошло что-то типа раздвоение сознания, так как с одной стороны создавая гобелен в средние века он еще помнил настоящую историю, согласно которой Иисус Христос всемогущий царь, а с другой стороны он не мог отступить от новых (для его времени) идеологических установок Ватикана (?) о том, что Иисус Христос имел простолюдинское происхождение, плотник, пастух и тд.
Полистайте книжку, там много интересного, иногда она встречается в букинистических магазинах.
№48 СОА 25 июня 2016 08:49
+3
Бога-тырь, это прячущий Бога. Или имеющий в себе Бога, Его силу, Его познание, Его мудрость. То есть обладал СИЛОЙ ДУХА.
№49 Денис 25 июня 2016 09:28
+4
забыли добавить, что делал Илья с теми кто не захотел принимать христианско иудейскую веру
№50 Хим 25 июня 2016 09:30
+3
Христос и два апостола,это здорово. Вот подлые красноперые вымарали факт...Вот только как Христос дошел до Руси не понятно. В Святом писании хождения Христа по Руси тоже как то отсутствуют... видимо коммунисты постарались.
№51 Heymdall 25 июня 2016 10:18
+3
В статье всё в кучу намешали, особенно ссылка на запад доставила. Ну тогда давайте Иисуса и Моисея изучать по Корану, о них там тоже написано. а Вторую мировую войну изучать можно по комиксам Marvel. а что ? до скандинавского Тора они уже добрались, там и до Ильи Муромца недалеко.

рекомендую:
Лев Прозоров : Богатырская Русь. Русские титаны и полубоги

Лев Прозоров: Богатырская Русь (labirint)

из оттуда:

Кроме «сходств» есть и отличия в образе Ильи в былинах и западном эпосе.
Илья в былинах крестьянин, а в западных преданиях он kunek Ilias (король Илья), kunek vоn Riuzen (король Руси), kunek vоn wilden Riuzen (король дикой Руси).

В поэме «Ортнит» Илья руководит войском в 5000 бойцов, а в былинах всегда совершает подвиги в одиночку. Западный Илья женат и имеет детей, тогда как Илья былин одинок, в крайнем случае говорится о его случайной связи с какой-нибудь
«поляницей» или «честной вдовой», причем дети от этих браков настроены к отцу враждебно и пытаются его погубить.

Однако крестьянское происхождение Ильи, считается многими исследователями эпоса привнесением ХV -ХVII веков. В былинах же существует и целый ряд намеков
на высокое происхождение Ильи: освобожденным от осаждавшей Чернигов «силы поганой» горожанам он представляется «королевичем», В ряде былин королевичем
назван его сын, в одной из сказок по мотивам былин Илья «стал царствовать».
В ряде былин Илья выступает не только как одинокий воитель, но и как полководец, руководящий действиями богатырской «дружины хороброй».

Жизнь этого «святого», главного богатыря русских былин обредшего вдруг прозвище Муромец, под которым он сейчас и известен, а также место в сонме почитаемых православной церковью святых, чьи «мощи» недавно были с помпой перевезены
«на родину», В Муром, церковь относит к двенадцатому веку. Однако жития его, что показательно и что признают даже церковные авторы, не существует. В «Киево-Печерском патерике», подробно описывающем жизнь обители в том самом двенадцатом столетии, нет и намека на пребывание там муромского богатыря - хотя жизнеописания гораздо менее примечательных иноков дотошно пересказываются на десятках страниц.

Сам культ «святого Ильи Муромца» расцветает к концу того же семнадцатого столетия. Во время Никонова Раскола в русской церкви многочисленные паломники в Киево- Печерскую лавру устремлялись к мощам святого богатыря. И тут возникает очень занятное недоразумение - старообрядцы, возвращаясь, уверяли, что рука святого сложена в «древлем двуперстном знамении». Никониане, в свой черед, видели пальцы святого, «в посрамление раскольничьему суемудрию», сложенные троеперстно. Наконец, когда страсти Раскола схлынули, рука «Ильи Муромца» оказалась покойно лежащей поверх облачений с распрямленными пальцами.

Простое объяснение состоит в том, что в конце XVII века печерские иноки еще не решили твердо, какие из мощей принадлежат Илье Муромцу.
Пока шел Раскол, а власть российского государства и московского патриарха над Киевом еще была не тверда, печерские чернецы, кто из личных убеждений, а кто-то и из корысти - водили староверов к мощам с двуперстно сложенной десницей, а сторонников реформ Никона - к тем, что сложили пальцы «щепотью». Впоследствии же, чтобы не разжигать страстей, были подобраны на роль «святого Ильи Муромца» мощи с распрямленными пальцами - так сказать, ни вашим ни нашим.

Остается воистину лишь молить Бога, чтоб хозяин «святых» останков при жизни имел хоть какое-то касательство к Мурому. Впрочем, ему, думается, это уже безразлично, зато муромцы получили «наглядное доказательство» того, что главный богатырь русских былин был их земляком, а муромские власти, светские и духовные, - неплохой источник дохода, как от паломников, так и от обычных туристов. В конце
то концов, если уж объявляют у нас Великий Устюг «родиной Деда Мороза», а село Кукобой Первомайского района Ярославской области - «родиной Бабы Яги» - чем «Илья Муромец» хуже?
№52 Феникс77 25 июня 2016 11:12
+1
Да уж конечно, разве может быть этот задохлик былинным богатырём? Где косая сажень в плечах, где рост в три метра? Байкоплёты долбанные эти церковники, разогнать всех к чёртовой матери!
№53 vuko 25 июня 2016 11:56
+2
Когда слышите что-то про тюрское и только тюрко как от Line - следует заодно вспоминать когда появилась узбекская писменность (в 20в. 3 раза), ей же бедной приходится толковать Бахадырка с чего то где нет Ы.
Кем был Муромец - можно 100% говорить: был боярским детинцем = вооружённый, от одиночки крестьянина с лошадью или далее ~ десятник. Про пейсатые усы или хохолок точно даже украманы не додумались
№54 Line 25 июня 2016 12:08
0
дорогуша, городам Узбекистана только официально под три тысячи лет... какой еще поток сознания выдашь?
----------
Ulceris East
№55 Klim Podkova 25 июня 2016 12:18
+3
30 лет и три года сидел Илья Муромец на печи, потому как ходить не мог. Но однажды пришли к нему калики перехожие, старший из них посмотрел на Илью и сказал: "Годен". fellow
№56 vuko 25 июня 2016 12:37
+2
\ Line
дорогуша, городам Узбекистана только официально под три тысячи лет... какой еще поток сознания выдашь?\

Мне ли не знать про моих предков-создателей по пути в персию. И что имеем от пастухов? - пустыню. Только-только появились пастухи в Калмыкии и = запустынивание
№57 Line 25 июня 2016 12:49
-1
а какое отношение Калмыкия имеет к Великому Шелковому Пути? сколько там тысяч километров от территории бывшей Согдианы до Калмыкии?
----------
Ulceris East
№58 aleksey.sazonov.56 25 июня 2016 12:40
+1


Так он выглядит на реконструкции Герасимова
№59 vuko 25 июня 2016 13:05
+2
\Line\
К запустыниванию Калмыкии имеют отношение бедуинские гастербайтеры и овцы
№60 Иван Эпштейн 25 июня 2016 13:11
-5
А сайт,оказывается, язычниками полон. Да,не скудеет земля русская дураками.
№61 Савин Виктор 25 июня 2016 13:29
+4
Иуд иудеев тут не меньше.
№62 yanicharrr 25 июня 2016 14:45
+2
Кстати сказать, что сапожок Илья надевал и это его обувь на каждый день. Значит сей богатырь был и очень богатой семьи. Поэтому и на печи мог сидеть 30 лет. Да и доспехи, и меч,а боевой конь, это вам не водовозная кляча, это тоже мощное оружие атаки, не мало на Руси стоили.
№63 ТатьянаБ 25 июня 2016 15:46
-3
Бесы тут-как-тут...шипят..коробит даже упоминание о святых и праведниках.
№64 ТатьянаБ 25 июня 2016 15:52
+1
Русское воинство считает святого Илью Муромца своим небесным покровителем. Преподобному Илье Муромцу молятся воины Пограничной службы.
№65 Феникс77 25 июня 2016 17:10
+2
Цитата: Klim Podkova
30 лет и три года сидел Илья Муромец на печи, потому как ходить не мог. Но однажды пришли к нему калики перехожие, старший из них посмотрел на Илью и сказал: "Годен". fellow

Видать и в те времена военкоматы испытывали некоторый недобор, вот и приходилось им выездные комиссии устраивать по призыву уклоняющихся. biggrin
№66 Феникс77 25 июня 2016 17:11
+1
Цитата: Klim Podkova
30 лет и три года сидел Илья Муромец на печи, потому как ходить не мог. Но однажды пришли к нему калики перехожие, старший из них посмотрел на Илью и сказал: "Годен". fellow

Видать и в те времена военкоматы испытывали некоторый недобор, вот и приходилось им выездные комиссии устраивать по призыву уклоняющихся. biggrin
№67 Александр Требунцев 25 июня 2016 17:23
0
Совсем недавно на канале "История" говорили о Илье Муромце. Упоминали исследования мощей его. Но говорили, что рост его не 177, а больше 180 см. У него были больные ступни, это видно по скелету. И самое интересное, у него были монголоидные черты лица. То есть, кто-то из его родителей был азиатского происхождения. Погиб он от удара в грудную клетку острым предметом, предположительно копьём.
----------
Я не всегда понимаю, что я говорю, но я точно знаю, что всегда прав
№68 Heymdall 25 июня 2016 22:26
0
Погиб он от удара в грудную клетку острым предметом, предположительно копьём.
ересь,
церковники сами не знают источники, хоть бы былины читали, а не разводили мракобесие.
Илью Муромца таким образом убить нельзя, что показано в былине "Илья и Сокольник" или "Илья Муромец и сын"
https://www.byliny.ru/biblio/propp/ilya-i-syn

П. В. Киреевский - Собранные песни
18 страница

Сын пытается убить Илью спящего в шатре

из оттуда:
Метал вострым копьем в белый шатер
Прилетело копьё Илье во белы груди
У Ильи был оберег(смайлик) полтора пуда
Полтора пуда было с четвертью
Прянул Илья из бела шатра...

https://storage3.static.itmages.ru/i/16/0625/h_1466882764_9540330_dbad8f2fda.jpg