Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16309 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Подарок из глубины – у берегов Западного Крыма нашли легендарный пароход «Веста»

Подарок из глубины – у берегов Западного Крыма нашли легендарный пароход «Веста»

В канун второй годовщины воссоединения Крыма с Россией дайверы государственного бюджетного учреждения РК «Черноморский центр подводных исследований» сделали сенсационную находку. Неподалеку от мыса Тарханкут был обнаружен знаменитый русский пароход «Веста», принявший бой с турецким бронированным корветом в июле 1877 года.

- Судно находится в 16 километрах (8 милях) юго-западнее Тарханкута. Глубина до грунта 52 метра, до самой верхней точки судна – 45-46 метров, – сообщил заведующий техническим отделом центра Михаил Шевчук.

Корпус судна сотрудники центра роазыскали при помощи специального дистанционно управляемого подводного аппарата, после чего совершили погружение к объекту. «Дальнейшие планы – подаем пакет документов в министерство культуры для получения разрешения, т.н. открытого листа для проведения исследования. «Веста» стала нашим дополнительным объектом, омимо прочих экспедиций, которых в этом году много», – говорит замдиректора Черноморского центра подводных исследований по научной работе Виктор Вахонеев.

Это легендарное судно увековечил на своем полотне Иван Айвазовский. Картина называется «Бой парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Буленд» и хранится в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.

Сам пароход водоизмещением 1 800 тонн был построен во второй половине XIX века как торговое судно и принадлежал Русскому обществу пароходства и торговли. С началом Русско-турецкой войны на мирном «купце» установили несколько мортир и орудий, скорострельные пушки и приборы автоматической стрельбы.

Всероссийскую известность экипаж «Весты» приобрела после того, как сразился с гораздо более мощным турецким броненосным корветом «Фехти-Буленд». В результате многочасового морского сражения русские заставили неприятеля отступить, однако потеряли многих своих товарищей.

Командовал пароходом Николай Баранов, впоследствии ставший сенатором Правительствующего сената Российской Империи. В 1880 году в Севастополе на братской могиле моряков «Весты», погибших в бою с турецким кораблем, был установлен памятник. Через десять лет «Веста» потерпела крушение и затонула. До сих пор ее точные подводные координаты считались неизвестными.

Подарок из глубины – у берегов Западного Крыма нашли легендарный пароход «Веста»

Зато осталось подробное описание черноморского боя:

«Вечером 10 июля 1877 года русский пароход «Веста» вышел в плавание. 11 июля в 7 часов утра пароход дошёл до Констанцы (Кюстенджи). На рассвете дозорные заметили появившийся в море дым. Экипаж посчитал, что это плывёт либо колёсный грузовой пароход либо пассажирский. Дав полный ход, «Веста» стала сближаться с кораблём, пытаясь отрезать его от берега. Около 8 часов утра они приблизились к судну и опознали его – это оказался турецкий броненосец «Фетхи-Буленд».

Ровно в восемь утра на «Весте» была объявлена боевая тревога. Почти сразу же прозвучал залп с турецкого броненосца. Капитан-лейтенант Баранов отметил, что враг пытается обойти их судно с севера и отрезать пути отхода к Одессе. На полном ходу «Веста» начала отходить от берега, пытаясь удержать неприятеля за кормой. Перестрелка продолжалась целых два часа. Благодаря успешному маневрированию в «Весту» попали лишь два снаряда противника. Один пробил пробоину в левом борту, ниже ватерлинии, другой попал в правый борт, немного выше ватерлинии.

К десяти утра расстояние между судами сократилось до пяти кабельтов. «Веста», отстреливаясь, как и раньше, удерживала турецкий корабль в корме. Потери и разрушения на «Весте» уже принимали угрожающие размеры: была выведена из строя одна кормовая мортира, раздроблен вельбот, разбита оптика автоприбора стрельбы. Над кормовой крюйт-камерой, на жилой палубе произошёл пожар, который был, однако, быстро потушен гардемарином Казнаковым, мичманом Петровым и старшим офицером Владимиром Перелешиным.

Турецкое судно било не только орудийным огнём, но и ружейным, при помощи картечи и шрапнели пыталось поразить русских моряков. Были убиты прапорщик Яковлев и подполковник морской артиллерии Чернов. Были ранены лейтенант Кротков и вся прислуга двух шканечных мортир.

Корабль неприятеля выстрелил в упор по корме русского корабля. Осколком перебило штуртрос, и «Веста», на время потеряв управляемость, оказалась бортом к противнику. Вражеский огонь усилился. Был контужен мичман Петров, ранения получили брат прапорщика Яковлева юнкер Яковлев и лейтенант Владимир Перелешин. Был контужен в голову командир. Возле пушек были поставлены лейтенанты Рожественский и Кротков. Жестокие ранения получил Кротков – семнадцать ран усеяли его тело, но он продолжал сражаться. Князь Голицын-Головкин закрывал Баранова от картечи и осколков собственным телом. Штурманский офицер, штабс-капитан Корольков, несмотря на огонь, продолжал вести бой. Не сводя глаз с компаса он отдавал команды рулевым.

Наконец, выпущенная «Вестой» бомба снесла передний орудийный каземат вражеского корабля. Судно неприятеля окутал дымный туман, оно вышло из боя и начало отступать».


Подарок из глубины – у берегов Западного Крыма нашли легендарный пароход «Веста»

Капитан-лейтенант Баранов, лейтенанты Перелешин и Рожественский получили за бой орден Святого Георгия 4-й степени, другие офицеры – ордена святого Владимира. Всем офицерам за отличие присвоили следующий чин. Государь Император соизволил пожаловать знаки отличия Военного ордена для гардемаринов Барковского, Казнакова и юнкера Яковлева. Десять знаков для награждения были вручены особенно отличившимся матросам..

Впоследствии всем офицерам и нижним чинам «Весты» был Высочайше пожалован пожизненны пенсион. Гражданским механикам и кочегарам выдали двойные оклады, а волонтерам и наемной прислуге — единовременные денежные суммы. Всех нижних чинов наградили Георгиевскими крестами.

Илья Сергеев
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
27 мнений. Оставьте своё
№1 Андрей Север 19 марта 2016 08:55
+15
А не пора ли вам вспомнить про ЭПРОН? В 20-е, 30-е годы сколько судов и ценностей подняли, сколько пользы для России принесли.
№2 Maker 19 марта 2016 09:32
+1
Кто же, если не наш Эпрончик! Уверен, что вернувшись домой, он обязательно примет в этом мероприятии главенствующую роль.
№3 riddick 19 марта 2016 09:00
+6
Рожественский - тот самый?
№4 DerSturm 19 марта 2016 09:34
+4
В смысле "тот самый"? Ежели вы про создателя болгарского ВМФ и командующего 2-Тихоокеанской эскадрой, то это он.
№5 Иосиф Виссарионович 19 марта 2016 11:46
+3
Новиков-Прибой далеко не в лучшем свете представил его в "Цусиме".
№6 Кравченко_Алексей 19 марта 2016 18:56
0
Новиков-Прибой за время сражения на палубе Орла показался раз,для книги собирал свидетельства в основном матросов.
У Рожественского был приказ : на Владивосток, что он и выполнял.
№7 vad26 19 марта 2016 13:27
0
Тот самый. И он впоследствии даже написал доклад о бое "Весты". Совсем ДРУГОЙ бой у неё (по Рожественскому). Она БЕЖАЛА от турка, отстреливаясь.На корабле была чуть ли не паника и "разные" мысли.....
Правда, написал он эту статью много позднее после получения награды за тот бой......
№8 KVS 19 марта 2016 09:01
+4
Не числом, а умением! applodisment
№9 Vfhecz 19 марта 2016 09:25
+23
...Заслуженный пароход! Предлагаю создать в Крыму Исторический морской музей славы Российского флота с отреставрированными кораблями разных периодов, стоящими на рейде или в крытых ангарах. Имеющийся в Севастополе Морской музей сделать его базой, так как там работают опытнейшие специалисты по истории Российского флота.
В Стокгольме в музее стоит древний отреставрированный шведский корабль, так туда со всего мира возят туристов нескончаемым потоком, собирая кучу денег на этом и демонстрируя "величие шведских морских традиций". А Российская морская история в тысячу раз интереснее и величественнее, чем любая иностранная, не говоря о величии российского духа!!!
№10 Vfhecz 19 марта 2016 09:34
+11
...кстати, это стал бы отличный инвестиционный проект для бизнеса или для спонсорства в Крыму curtsey
№11 vad26 19 марта 2016 13:30
0
Увы, от "Весты" остались 1000% (!!!) только рожки да ножки. Если вы представляете себе её на дне почти в первозданном виде - забудьте скорей это. В лучшем случае проржавевшие куски паровой машины и кусочки гнилого дерева... Морская вода, знаете ли-с.....
№12 Vfhecz 19 марта 2016 15:20
+1
...кроме этого судна, есть другие, которые имеют героическую историю...
№13 Москаляка Ватникова 2 апреля 2016 03:45
+1
Зря вы так. Шведская "Васа", затонувшая в 1628 г. была поднята в 1961 г, многое сохранилось, в том числе вещи матросов, фрагменты одежды,интерьера, посуда, да и сам кораблю был не в таком уж скотском виде, хотя подгнил, конечно. Фотографии имеются в музее, как его поднимали. Сам музей находится в Стокгольме, где это все можно посмотреть. После реставрации просто конфетка получилась. Очень рекомендую, если случайно окажетесь в тех краях. А "Веста" пролежала на дне на 200 лет меньше
№14 politpilot 19 марта 2016 09:04
+3
Так было и так будет
№15 slex2000 19 марта 2016 09:06
+7
В описании про бой одни русские фамилии.
№16 Одинокий Волк 19 марта 2016 09:27
+8
Хорошая статья, на пять баллов. А главное, уместная.
№17 Gentille 19 марта 2016 09:32
+12
Слава русскому флоту, слава русским морякам!
Сколько еще тайн скрывает Черное море, учитывая, что видимо мало кто занимался таким благородным делом... Как хорошо, что Крым наш, теперь сможем прикоснуться к своей истории своими руками.
№18 Lang_Olier 19 марта 2016 10:18
+2
Корпус судна сотрудники центра роазыскали при помощи специального дистанционно управляемого подводного аппарата, после чего совершили погружение к объекту. «Дальнейшие планы – подаем пакет документов в министерство культуры для получения разрешения, т.н. открытого листа для проведения исследования. «Веста» стала нашим дополнительным объектом, омимо прочих экспедиций, которых в этом году много», – говорит замдиректора Черноморского центра подводных исследований по научной работе Виктор Вахонеев.
==============================================================
Господа, ну сколько можно?! Статья интересная, НО ... rtfm
----------
Не бойтесь когда я ругаюсь, кричу и выражаю свои эмоции, бойтесь когда я молчу…
Langolier Spiteful
№19 Lang_Olier 19 марта 2016 10:21
+3
Может меня корректором на добровольных началах возьмут? winked
----------
Не бойтесь когда я ругаюсь, кричу и выражаю свои эмоции, бойтесь когда я молчу…
Langolier Spiteful
№20 Nemo.m.d. 19 марта 2016 11:15
+1
Ох, боюсь, у вас времени для работы и личной жизни не останется(
№21 Krasnov.A 19 марта 2016 10:23
+1
Автору надо быть точнее (если уж приводит цифры) 1 морская миля 1852 метра. И никак не получится 16км 8миль.
№22 Влада33 19 марта 2016 12:35
+4
Вечная ПАМЯТЬ Героям!

Как сражались! Не жалея себя ...

"Князь Голицын-Головкин закрывал Баранова от картечи и осколков собственным телом." - не смотря на титулы и чины.

№23 Игорь.С 19 марта 2016 14:40
+2
На "ВЕСТЕ" был установлен и опробован в действии, и проверен практически в этом бою, прибор управления огнём корабельной артиллерии. В 1870 г. отставной артиллерийский офицер А. П. Давыдов предложил морскому министерству испытать на боевых кораблях изобретенные им приборы централизованного управления залповым огнем. Первые же результаты испытаний, проведенных под руководством выдающегося деятеля русского флота вице-адмирала Г. И Бутакова, показали огромные преимущества новой системы артиллерийской стрельбы.

А. П. Давыдову удалось создать оригинальный и для своего времени совершенный комплекс электромеханических приборов, обеспечивавших управление стрельбой при залповом огне. Этот комплекс приборов, входивший в «систему аппаратов автоматической стрельбы», позволял решать задачу быстрой горизонтальной наводки орудий в цель методом поворота корпуса корабля. При этом рулевой мог непрерывно следить за положением цели относительно избранного направления залпа. Приборы обеспечивали автоматическое производство залпа при помощи замыкателя, находившегося в центральном посту, точно в тот момент, когда орудиям придавались нужные горизонтальные и вертикальные направления. Для повышения точности наводки залп производился только тогда, когда угол бортовой качки становился равным заранее установленной величине. Питание приборов осуществлялось от гальванических батарей. «Система аппаратов» Давыдова была первой системой приборов управления артиллерийским огнем как в России, так и на Западе. Она создала новую отрасль артиллерийской техники и положила начало применению электрического тока в морской артиллерии. Эти приборы явились прообразом современных ПУС и ПУАЗО.
№24 Вячеслав.С 19 марта 2016 16:21
0
Да- неоскудела Родина наша людьми пронецательными....
№25 Ludovic 19 марта 2016 16:27
+1
Какой подарок к празднику Воссоединения! Спасибо за статью и каменты.
№26 Рыжий кот 19 марта 2016 20:04
0
так будут поднимать с судна что нибудь так и не сказали
№27 Донбасс 777 19 марта 2016 21:25
0
Хорошая новость. Благодарю.