Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Свиней корёжит просм. 17792 Свиней корёжит
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Рейтинг
Видео

Рождение нации. Ретро-рецензия на фильм «Чапаев»

Рождение нации. Ретро-рецензия на фильм «Чапаев»

Уважаемые читатели!

Вы можете вспомнить фильм 90-х о Гражданской войне, в котором показывается отвага красных и трусость белых? В котором белогвардейский офицер расстреливает без суда уставшего от войны солдата? В котором белые грабят крестьян? Где с весёлым юморком показано, что белые зачастую понятия не имеют, за что сражаются, и так далее?

Нет, не можете. Не было таких фильмов. Не нашлось в творцах 90-х ни грамма благородства по отношению к только что утонувшей красной империи.

Почему так вышло – поговорим позже. А сейчас — о кинокартине, в которой всё это есть. В зеркальном отражении.

***

Я о художественном фильме 1934 года «Чапаев». Снятом, на всякий случай, спустя всего 12 лет после окончания Гражданской войны. На десятом году сталинской эры.

Это он открывается сценой, в которой комдив Василий Иванович Чапаев заставляет своих солдат, накануне струсивших и утопивших оружие, нырять за ним в речку.

Это в нём Чапаев без каких-либо сантиментов расстреливает пацифиста, собравшегося более не воевать.

Это в нём красные чуть что разбегаются, а белые красиво идут в атаку, держа строй под огнём.

Это в нём Чапаеву задаётся из народа сакраментальный вопрос, ответа на который он толком сам не знает: «Василий Иванович, ты за большевиков али за коммунистов?».

***

…Вообще об эффекте, произведённом «Чапаевым», можно писать километрами. Это был первый настоящий суперхит отечественного проката, на который ходили по десять раз. Это был первый фильм, удостоившийся персонального римейка спустя семь лет (агитационная короткометражка «Чапаев с нами» — о том, как при вторжении фашистов Василий Иванович выныривает из реки Урал и, снова живой, бросается на врага). Этот фильм, в конце концов, даже выиграл приз за лучший иностранный фильм от Национального совета кинокритиков США (тогда это было не слишком важно для наших граждан).

Этот фильм приводили в пример Ильф и Петров:

«Когда режиссер изготовлял дрянной фильм, где обсосанные двадцатью консультантами благонамеренные герои бездарно достигали своего хрестоматийного счастья, а зритель на этот фильм упорно не ходил, тогда и режиссер, и его директор поднимали ужасный крик:
- Вот видите, не ходят на идеологические фильмы! А почему? Потому что зритель у нас невыдержанный, чуждый, ни черта не понимает в искусстве…
А вот у "Чапаева" почему-то оказались замечательные зрители. Миллионы зрителей».

Цитатами из этого фильма разговаривают по сей день те, кто его в жизни не видел: «Митька, брат, помирает, ухи просит»; «кто такой, почему не знаю?», «могу, Петька, могу», «в мировом масштабе», «белые придут – грабють, красные придут – тоже грабють».

Неслучайно с этим фильмом ещё долго пытались расправиться позднесоветские антисоветские авторы, то описывая Чапая в качестве невнятного демона (Аксёнов), то в качестве неудачного гомункула, то ещё как-нибудь помрачнее.

Почему именно Чапаев (сравниться с ним мог разве что Штирлиц) не давал им всем покоя?

***

У меня есть версия.

Потому что «Чапаев» — это был фильм-эпос о создании нации. Вернее, о её воссоздании из осколков прежней формы. Фильм о том, как чистое желание выжить и жить — собирало заново из этих осколков новый народ, нанизывая его как бусины на новую сверхидею.

«Дядь, а за что люди насмерть бьются?» – «За что?... За жизнь!»

В начале фильма сам Чапаев — такой же осколок. И в голове у него каша, и какие-то смешные обиды, и дикие представления о равенстве («коновала на доктора экзаменовать и выдать документ!»), и Фурманов его постоянно увещевает: «Ты теперь командир регулярной Красной Армии, а ходишь как босяк». Но именно потому, что он осколок и потерянная бусина — куда более молодой комиссар заново встраивает его в мир и даёт понимание, зачем немолодому уже (за тридцать, по тем временам вполне состоявшаяся личность) экс-фельдфебелю заново кому-то подчиняться и учиться дисциплине.

И во имя чего гибнуть.

Этот эпос, конечно, был эпосом пополам и страшным, и весёлым. Потому что в нём были изображены совершенно живые, как и положено в настоящем эпосе, и далеко не идеальные люди.

Или, вернее, так: наиболее близким к тому, что лет через 50 стало считаться идеалом, был полковник Бороздин – белый. Умный, милосердный, образованный. Единственный в фильме, кстати, точно цитирующий Ленина. Но — представляющий старую, разрушившуюся и потому проигрывающую систему.

…И поскольку это был эпос о создании нации, которую позднесоветские антисоветские авторы считали чудищем франкенштейна и уродом — он у них так зудел.

***

А ещё этот фильм объясняет, почему до его высот популярности ни один фильм 90-х не дорос, включая даже знаменитую сказку о Брате.

Потому что 90-е никакую нацию не собирали, а совсем наоборот. Поэтому места для исторического справедливого великодушия (да и вообще чего-нибудь великого) в фильмах тех лет не было и не могло быть.

Начался ли процесс сборки народа из осколков прежнего заново сегодня — на Донбассе, в Крыму и в Москве — вопрос, как и положено, дискуссионный. Лет через пятнадцать это станет ясно. И если нам сильно повезёт, о нашем времени снимут своего «Чапаева».

Виктор Мараховский
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
100 мнений. Оставьте своё
№1 угрюм 11 марта 2016 17:01
+45
сейчас какую тока мразь не показывают..
жрите пипл-проплачено...за державу обидно((
№2 orlan0012 11 марта 2016 18:22
+2
Да никто это барахло не хочет смотреть!
№3 orlan0012 13 марта 2016 08:54
0
Современный мусор на экранах. Процент стоящих фильмов - мизер. А подавляющее большинство Советских фильмов- классика, без всякого сомнения!
№4 startche 11 марта 2016 19:10
+3
Вычитал у В. Кожинова:

Был такой "Союз русского народа" в канун революций, и проявивший себя в ходе Гражданской войны. Пересказывать Кожинова не буду, просто - перечислю фамилии главных деятелей "Союза". Итак: Пуришкевич, Грингмут, Бутми де Кацман, Крушеван, генерал Каульбарс, Левендаль, Энгельгардт, Плеве, Пеликан, генерал Ранд, Рихтер Шванебах и другие.

Цитирую Мараховского: "Потому что в 90-е никакую нацию не собирали, а совсем наоборот". Некому нацию тогда было собирать. Всё повторялось как в Гражданскую...
№5 Василий Алибабаевич 11 марта 2016 19:22
+33
Просто раньше работали за Идею, а сейчас за бабло. Точно такая же история и в современной музыке. Раньше писали: музыка такого-то, стихи такого-то. В итоге рождались Песни, которые любило большинство и они нравились людям. Современные исполнители предпочитают термины "трек" и "текст". Вот и имеем на выходе соответствующую субстанцию. В современном синематографе такая же фигня. Оборудования на стотыщ миллионов, а фильмов "на века" нет. А всё потому, что своё дело надо Любить. А уже потом все "пряники", которое дело приносит. В современном искусстве всё наоборот. Первый вопрос - а что я с этого поимею? А всё, что создано без Любви обречено на провал... Даже артисты "старой закалки" не могут "поднять" своим присутствием ни одну современную кинокартину. Потому что нет Любви.
----------
Нам песня строить и жить помогает!
№6 vikkor10 11 марта 2016 20:39
+12
Старший брат моего деда ( Герасим Королёв ), тоже как Чепаев - фельдфебель и георгиевский кавалер, организовал в Сибири партизанский отряд и освободил часть Томской губернии. И погиб зимой 20-ого года от рук капелевцев. Задремал в санях а кучер заблудился и заехал прямо в село через которое прорывались отрезанные от колчаковцев капелевцы. Про него даже книга была написана, но нигде не найду.
№7 скептик 11 марта 2016 21:55
+2
Цитата: угрюм
сейчас какую тока мразь не показывают..
жрите пипл-проплачено...за державу обидно((


Не расстраивайтесь. Сейчас идёт прививка ослабленным вирусом дерьмократии и буржуинства. Да мы болеем, но есть шанс, что приобретём иммунитет или...
№8 Лена.А 11 марта 2016 17:03
+17
Хорошая вещь - Пулемет!!! как швейная машинка , строчи и строчи,с хорошей позиции можно хоть целый полк выкосить
№9 Пров Фомич 11 марта 2016 17:26
+1
для "максима" - 16 задержек , каждая из которых имеет 3-4 причины и 3-4 способа устранения. а так, да , стреляй - не хочу...
№10 Дикий Прапор 11 марта 2016 18:15
+27
Да уж, это вам не Калашников... Да и в руках его не потаскаешь.

Впрочем, всему своё время. В те годы этажерка из говна и палок с мотоциклетным мотором считалась боевым самолётом. Один такой висит в Царском Селе, в музее Первой Мировой. Я на него поглядел - дааа, на таком летать, да ещё и воевать - яйца нужны не железные - вольфрамовые.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№11 юганец 11 марта 2016 18:30
+5
А еще его, гада, пока разберешь, пока соберешь. Было дело как то - очень хотелось Хайрема Максима того ... головой об ствольную коробку уронить.
№12 ЧеП 11 марта 2016 20:34
+1
Ствольная коробка ни в чём не виновата!
№13 Максим Осинцев 11 марта 2016 17:43
-1
Хорошая вещь - Пулемет!!! как швейная машинка , строчи и строчи,с хорошей позиции можно хоть целый полк выкосить

Источник: https://politikus.ru/articles/71972-rozhdenie-nacii-retro-recenziya-na-hudozhestvennyy-film-chapaev.html
Politikus.ru

Дико слышать подобные рассуждения от женщины. Завидуете "славе" Розалии Землячки?
№14 юганец 11 марта 2016 18:32
0
Это если полк дебилы
№15 Колян 11 марта 2016 17:03
-45
Какая же мерзкая статейка... Типично в укрожопском стиле и менталтете
№16 Лена.А 11 марта 2016 17:15
+3
а есть такой стиль?
№17 sovarm 11 марта 2016 18:08
+6
Колян про другую статью так пишет, менталитет такой, читать одно а оценивать другое!
Бывает, но такое лечиться, на лесоповале под охраной.
№18 Дикий Прапор 11 марта 2016 18:17
+2
Аргументируй!
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№19 Lesser 11 марта 2016 19:22
+4
Колян, у тебя за неполный ГОД ( 11 месяцев с хвостиком) - 5356 комментариев! До чего же ты плодовит, однако! 16 комментариев в день!
№20 vikkor10 11 марта 2016 20:10
-2
Колян Сегодня, 17:03 Какая же мерзкая статейка... Типично в укрожопском стиле и менталтете

Источник: https://politikus.ru/articles/71972-rozhdenie-nacii-retro-recenziya-na-hudozhestvennyy-film-chapaev.html
Politikus.ru
Колян, ты не прав!
Хотя в других вопросах с тобой согласен.
№21 Коля-Кан 11 марта 2016 20:48
+7
За проявленную храбрость в Первую мировую войну В.И. Чапаев был награждён Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней.
Чапаев, как и другие георгиевские кавалеры: Г. Жуков, С. Буденный, К. Рокоссовский, В. Блюхер и другие, мог также стать маршалом Советского Союза.

Василий Иванович в сентябре 1917 года вступил в РСДРП(б). Был избран командиром 138-го пехотного запасного полка, стоявшего в Николаевске. 18 декабря был избран военным комиссаром Николаевского уезда. Организовал уездную Красную гвардию из 14 отрядов. Чапаев участвовал в походе против генерала Каледина (под Царицыном), затем (весной 1918 года) в походе Особой армии на Уральск. По его инициативе было принято решение о реорганизации отрядов Красной гвардии в два полка Красной армии. В дальнейшем он участвовал в боях с чехословаками и Народной армией, у которых отбил Николаевск, переименованный в честь бригады в Пугачев. 19 сентября 1918 года назначен командиром 2-й Николаевской дивизии.

С ноября 1918 по февраль 1919 учился в академии Генерального штаба.
Мирная студенческая жизнь тяготила Чапаева. Уже через два месяца он подал рапорт с просьбой отпустить его на фронт.
Назначен комиссаром внутренних дел Николаевского уезда, с мая 1919 года В.И.Чапаев — комбриг Особой Александрово-Гайской бригады. С июня — начальник 25-й стрелковой дивизии, участвовавшей в Бугульминской и Белебеевской операциях против армии Колчака. Под руководством Чапаева эта дивизия 9 июня 1919 года заняла Уфу, а 11 июля — Уральск.

Так что образование легендарного начдива, вопреки всеобщему мнению, не ограничилось двумя годами приходской школы.
№22 tucha1959 11 марта 2016 17:03
+37
ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ,СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК!
№23 мамазоя 11 марта 2016 17:05
+35
Самый верный показатель популярности- количество анекдотов.
№24 Дикий Прапор 11 марта 2016 18:18
+3
Согласен.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№25 natali4020 11 марта 2016 18:46
+11
Хотя не совсем так. "Офицеров" и "В бой идут одни старики" на фразы и без анекдотов разобрали.
№26 natali4020 11 марта 2016 18:44
+4
Точно! Про кого больше всего анекдотов? Про Чапаева и про Штирлица...
№27 Дикий Прапор 11 марта 2016 22:40
+1
Про поручика Ржевского. Тоже, кстати, русский офицер.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№28 walle-e 11 марта 2016 17:05
+5
Какое может быть рождение нации когда одна половина нации мочит другую?
№29 Игорь Кузьмин 11 марта 2016 18:21
+10
Но именно в горниле Гражданской войны и рождалась новая нация, Советский народ. Кстати истории не известно, когда нация родилась в мирном труде, среди овечек на альпийском лугу. Так, что и мы не исключение.
№30 FarEast 11 марта 2016 18:57
+5
Вы не поверите но, вот так родилась нация американцев.
№31 i_o_v_i_s_s 11 марта 2016 19:11
+15
А как на счет войны американцев против англичан на территории США и гражданской войны Севера против Юга? Потом, в конце 19 века, САСШ воевали против Испании, оттяпали у нее Кубу. Войну начали с провокации-в порту Гаваны взорвали собственный крейсер "Мэн", перед этим отправив всех офицеров в увольнение на берег. На предложение Испании создать совместную комиссию и расследовать взрыв последовал отказ и начало боевых действий. Типичная провокация.
№32 Эрдо Гад 11 марта 2016 19:24
+5
Та шо вы???
Америкосы, как нация, родились типа "в мирных трудах", вначале смертным боем воюя за свою независимость с британской короной, затем промеж собою в их куда как более кровавой, чем наша, гражданской войне и в перерывах между боями неустанно и зверски истребляя коренное население оккупированного ими континента???

Вы, батенька, не из живодеров ли, случаем, будете?
№33 Умный или 11 марта 2016 17:05
+5
Согласен с автором почти во всем кроме тезиса о "Брате".
Фильмы Брат, Брат-2, Жмурки это шедевры эпохи. И так-же как и Чапаев растасканы на фразы.
№34 Посторонним В 11 марта 2016 18:15
+13
Какая эпоха - такие и шедевры.
№35 Игорь Кузьмин 11 марта 2016 18:26
+9
Но о "братьях и жмурках" судить рановато, пожалуй. Подождём лет двадцать, уж очень не симпатичны герои этих фильмов, одни убийцы, бандиты... Для 90-х это действительно были нравственные ориентиры, но сегодня следует освобождаться от этого. Кстати я лично эти фильмы посмотрел лишь лет пять назад, - не в восторге...
№36 ЯгморТ 11 марта 2016 20:19
+7
Или умному. Статья не или...В ней достаточно особенных мыслей для раздумий! Согласен с Вами про "Братьев". За исключением одного - это не шедевры. Это удивительное и снайперское попадание в наши ощущения, страхи, в наши чувства! Но оно ничего общего не имеет с моим отношением к жизни. Эти фильмы об одиночке, неординарном человеке, способном перевернуть свой собственный мир, но не изменяющем весь остальной мир. Чапаев - фильм, где миллионы стали Багровыми. И вот они все вместе меняют мир, мировоззрение, мировосприятие!!! Вот в чём дело.
№37 saxar55 12 марта 2016 09:26
+1
Жмурки это говно полное.ЖМУРКИ против ЧАПАЕВА . Upssss....да вы с ума сошли что ли.
№38 Caramba 11 марта 2016 17:06
+19
Чапаева пацаненком раз 10 точно посмотрел. Отличный фильм. Пожалуй вечерком пересмотрю.
----------
Добро должно быть с зубами.
№39 Колян 11 марта 2016 17:06
+23
Я вот не могу припомнить ни одного современного фильма, в котором бы наши героические предки, защитившие и отстроившие страну, не были бы показаны тупыми и дебильными алкашами, к тому же еще и непременно истеричными
Не либерастне, не монархистам, показавшими себя не способными ни к чему благородному, кроме как истового служения туго набитому кошельку и подлой антинародной власти, гавкать на великий фильм, воспитовавший подлинных беззаветных героев
№40 Лена.А 11 марта 2016 17:17
+18
вот тут не могу не согласится, нет примеров для подражания в современном кино. 90% негатив и тупость
№41 Ябывдул 11 марта 2016 17:28
+7
Посмотрите Брестскую крепость. Как исключение.
№42 Книга 11 марта 2016 19:45
-1
А вот тут, господа, не совсем согласен... Есть фильмы и сериалы, снятые после 1991 г. которые вполне достойны советской школы. "Сын за отца", "В августе 44-го", "Свои", "Брат" 1 и 2, "Война", "Блокпост", "Географ глобус пропил". Это полнометражное кино, первое, что вспомнилось... Сериалы: "Ликвидация", "Оттепель", "Кураж" и совсем недавний "Семейный альбом", снятый Леонидом ( Леоном ) Прудовским ( слежу за его творчеством после снятого в Израиле фильма "В пяти часах от Парижа", есть русский перевод. Далее был мини-сериал "Тройка" с Джигарханяном. )
№43 Коля-Кан 11 марта 2016 21:24
+2
Мне понравились фильмы: «Война на западном направлении», «Брестская крепость»,
" Я — русский солдат ", " Диверсант ", " Грозовые ворота ",
" Бандитский Петербург ".

Следовательно, и в наше время есть замечательные актеры и режиссеры,
которые продолжают знаменитое советское киноискусство.
№44 Анахорет 12 марта 2016 14:43
+3
"Диверсант" дерьмо конченное. Герои только и делают, как в тюрьме сидят, после заданий. Типичный поклеп в стиле Сволочи и Штрафбата.
№45 Dubox 11 марта 2016 20:40
0
Посмотри фильм "Дружина"
№46 Книга 11 марта 2016 23:02
0
Согласен, согласен, господа! Раз уж речь о "Бандитском Петербурге", добавлю сериал "Русский перевод" о приключениях Обнорского в Ливии и Йемене. До основных событий в Петербурге.
№47 Коля-Кан 12 марта 2016 00:08
0
" Анкор, ещё анкор! " ( 1992 )

Когда то довелось пожить в военном городке в провинции, поэтому посмотрел этот фильм с огромным удовольствием.

Отличный кинофильм " Вор ". ( 1998 )
№48 доктор Ливси 11 марта 2016 17:12
+12
Статье 100500+ Этот фильм сейчас крутить,в самый раз.
----------
№49 нирбок 11 марта 2016 17:17
+17
Нового Чапаева снимут,когда на руинах Руины возникнет новая республика в союзе с Россией.А прототипов много - Моторола,напрмер,чтоб он жил!
№50 Spheroid 11 марта 2016 19:34
+13
Алексей Мозговой- легендарный народный командир Новороссии, очень подошел бы на роль современного Чапая. Надеюсь, и о нем снимут когда нибудь фильм.
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№51 Александр3 11 марта 2016 17:20
+1
Что-то, как-то неубедительно и про "эпос о создании нации" и "процесс сборки народа из осколков прежнего" и непонятно что же хотел в итоге сказать автор на примере данного несомненно хорошего фильма (а мне и новый фильм про Чапаева очень понравился, который уж точно более исторически точный чем старый). Насколько я понял, суть то не о фильме. А главное, зачем и для чего?
№52 Коля-Кан 11 марта 2016 21:41
0
Легендарный полководец Чапаев терпел постоянные проигрыши на личном фронте. Первая его жена – мещанка Пелагея Метлина, которую так не одобряли родители Чапаева, называя "городской белоручкой", родила ему троих детей, но ждать мужа с фронта не стала – ушла к соседу.

Вторую жену Чапаева, правда уже гражданскую тоже звали Пелагея. Она была вдовой боевого товарища Василия – Петра Камишкерцева, которому комдив пообещал позаботиться о его семье. Сначала он отсылал ей пособия, а затем они решили съехаться. Но история повторилась – во время отсутствия мужа, Пелагея закрутила роман с неким Георгием Живоложиновым.

Однажды Чапаев застал их вместе и чуть не отправил неудачливого любовника на тот свет. Когда страсти поутихли, Камишкерцева решила пойти на мировую, взяла детей и отправилась к мужу в штаб. Детей к Чапаеву пустили, а ее нет. Говорят, после этого она отомстила Василию Ивановичу, выдав белым местонахождение красноармейских войск и данные об их численности.
№53 Бусыпсаки 11 марта 2016 17:22
+20
Великий фильм. И между прочим, отнюдь не пронизанный коммунистической идеологией. Как образец того, что настоящее искусство не нуждалось в жесткой привязке к идеологии. И тот же Сталин этому потворствовал, поддерживая Булгакова, с его совсем не политкорректными Днями Турбиных и не поддерживая исписавшегося "пролетарского трибуна" Демьяна Бедного. По силе и такой же неполиткорретности еще вспоминаю фильм начала семидесятых БЕГ, по тому же Булгакову.
№54 Максим Осинцев 11 марта 2016 17:48
+17
Сталин прекрасно понимал, что гражданская война не рождение нации, а трагедия народа, всего народа.
№55 нирбок 11 марта 2016 19:43
+3
Ещё запрещённый Комиссар с Нонной Мордюковой.Раскрыта тема местечкового еврейства и шароварников-погромщиков.Пришёл свидомый постричься.Потом отрезал парикмахеру ножницами голову.Надо Раде и Кабмину устроить просмотр ленты,может поймут чего...
№56 Книга 11 марта 2016 17:23
0
Дикий Прапор, есть один фильм, снятый Николаем Стамбулой в 1995 году. Называется "Волчья кровь". Не могу назвать его абсолютно ура-патриотическим, он скорее правдив, как например "Разгром" Фадеева.

С 14 февраля на Первом кАнале анонсирован сериал "Красная королева", совместное производство Украина - Россия. О первых советских манекенщицах. Типичный представитель десоветизации или декоммунизации.

Руководители культуры, как и простые граждане - быдло и алкащи. Отец ГГ, инвалид войны - алкаш, которого следует убить лапой, для подбивания сапог, затем отказаться от матери, взявшую вину на себя, а самой блистать на подиуме... Знатно обосрали Зайцева, кстати...
№57 Spheroid 11 марта 2016 22:20
0
Волчья Кровь -шикарнейший фильм о гражданской войне! Один из моих любимых.
Молодой Гармаш в красной рубашонке-красава..и его знаментое "А долгонько за лабазом
обойма стучала!". avtomat good
----------
Убедит судью любого,
даже полк отборных судей,
ослепительно сурова,
правда башенных орудий.
№58 i_o_v_i_s_s 11 марта 2016 17:23
+12
Все правильно. И сколько тогда было Чапаевых -Пархоменко, Щорс, Сиверс, Буденный, Ворошилов,Примаков, Котовский,Блюхер, Фрунзе, Думенко, Щаденко, Востриков...Самородки.И тогда же начинали свой боевой путь будущие маршалы-Жуков, Рокоссовский, Малиновский, Конев.
№59 Ябывдул 11 марта 2016 17:25
+8
Надеемся на 28 панфиловцев.
№60 Максим Осинцев 11 марта 2016 17:52
+9
Мой сын воспитывался на "Прорыве", "Грозовых воротах". "Три дня лейтенанта Кравцова" замечательный фильм. Есть хорошие фильмы, и, не сомневаюсь, будут.
№61 iprpa0 11 марта 2016 17:30
+6
Цитатами из этого фильма разговаривают по сей день те, кто его в жизни не видел: «Митька, брат, помирает, ухи просит»; «кто такой, почему не знаю?», «могу, Петька, могу», «в мировом масштабе», «белые придут – грабють, красные придут – тоже грабють».

И ещё, "Учи, дьявол, пулемёту!"
№62 VVK_T 11 марта 2016 17:46
+9
"Василий Иванович, там маршал Голубо.уев приехал!"
"Эх, Петька, сколько раз тебе говорить-Блюхер на русский язык не переводиться!" lols
№63 Максим Осинцев 11 марта 2016 18:13
-2
Ну,да. Брат на брата, сын на отца....вот так по В. Мураховскому нация рождается. Фильм замечательный, а автор статейки последователь Лёвы Троцкого. Вот такие мураховские и есть главные враги России. Иосиф Виссарионович их, шакалов, к стенке ставил.
№64 Эрдо Гад 11 марта 2016 19:27
+1
Собственно, по другому еще не рождалась ни одна нация...
Вы бы точно так же брезгливо и процесс рождения каждого человека охарактеризовали - боль, кровь, крики, мука, никакой эстетики!
№65 Максим Осинцев 11 марта 2016 19:32
+7
Нация? А в России всегда был народ, один народ, многонациональный. Бандерлоги тоже нацию строят. Фашисты о нации заботились.
№66 Лют 11 марта 2016 18:13
+3
Дедушка мой родился в 1904 году, на момент выхода фильма на экраны был уже взрослым и понятливым. И всякий раз, когда была оказия, объяснял глубинную ссуть сакраментального вопроса " Василь Иваныч, а ты за большевиков или за коммунистов?" , так как она было понятна жившим в то время и отражала накал борьбы между ними. Увы, коммунисты, партийные функционеры, практически уничтожили большевиков, изменив историю страны. Всегда удивлялся тому, каким образом вообще эта фраза осталась в фильме..?? Неужели Сталин тоже был большевиком?
№67 vitgrey 11 марта 2016 18:18
+1
Раньше и фильмов-то было мало - из 300 снимавшихся в течение года, в прокат шло только 6 и при личном одобрении Сталина. Поэтому крутили одно и то же - народ естественно выучивал все реплики из фильмов наизусть. Если бы сейчас так же безальтернативно крутили по 6 фильмов, то и фразы бы тоже у людей были в памяти, а если ещё и красиво сказаны, то тем-более. А сейчас кроме дешёвых сериалов повторно фильмы мало показывают, да и завален весь кинорынок массовой продукцией. Конечно - где уж тут из какой-то картины культ делать! С кинорынком в России тоже нужно порядок наводить - больше показывать качественных отечественных фильмов и меньше импортного дерьма. И конечно не популяризировать такие фильмы, как например " Левиафан", где выпячивается одно дерьмо из российской глубинки. Где вы видели, чтоб при Сталине так выпячивали коррупцию, пьянство и разруху страны? Стремились наоборот показывать лучшее, как пример для подражания. А грязи и по новостным передачам телевидения хватает.. тут тоже нужно корректировать.
----------
vitgrey
№68 liftrem 11 марта 2016 21:20
0
Извините, нечаянно минус поставила. Согласна с тем, что российская киноиндустрия довольно долго была нацелена на создание у зрителя чувства неполноценности, ущербности, стыда за нацию. Заказ такой был (и есть). Но сейчас, наконец-то, стали выходить неплохие фильмы. Мне, например, понравился фильм "Битва за Севастополь".
№69 ы ы ы 11 марта 2016 18:22
+4
Отделение «Бинбанка» в Нижнем Новгороде заблокировало счет российского гражданина Максима Голубева собирающего гуманитарную помощь Донбассу, за то, что информация о нем появилась на украинском сайте «Миротворец». ГРАЖДАНЕ РФ! УДАРИМ ПО БИНБАНКУ РУБЛЕМ! ВЫВОДИТЕ СВОИ СРЕДСТВА ИЗ БАНКА! УХОДИТЕ В ЛЮБОЙ ДРУГОЙ БАНК РОССИИ. ПРИСПЕШНИКАМ ФАШИСТОВ УКРАИНЫ, НЕЧЕГО ВЕСТИ БИЗНЕС В РФ! ВСЕ В БАНКОМАТЫ И КАССЫ БИНБАНКА! ЗАКРЫВАЙТЕ СЧЕТА В ЭТОМ БАНКЕ! ТИРАЖИРУЙТЕ ВЕЗДЕ МОЙ ПРИЗЫВ! РЭПОСТ ВО ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ!
№70 nester_58 11 марта 2016 18:22
+4
Гражданская война. Петька и Петькин беляк. Русский ... и русский. Фильм реально приближен к тем событиям потому, что один из братьев Васильевых (они не братья, однофамильцы) в реальной жизни был офицером царской армии. И в фильме сыграл белогвардейского офицера. Помните психическую атаку и капелевца с сигарой. Как нам сейчас всем важно не потерять себя, что бы не метаться как метались в разные стороны русские души Григория Мелехова и Вадима Рощина. Это страшно- воевать с собою. Но боюсь воевать придется.
№71 Харон-8 11 марта 2016 19:43
+2
Интересная ситуация - 1500 км. за 40 дней и с боями. Кто нибудь объясните - это как может быть? Ведь это же Урал,а не асфальт Москва-Симферополь. Каждый день продвигаться на 37,5км? А воевать когда? А снабжение десятитысячной армии(вернее двух полков)?
№72 ramta 13 марта 2016 08:06
+1
Не, ну тут просто надо понимать правильно:
1.Наградили как раз за то, что в нужное время эти два полка привёл, когда они представляли реальную силу.
2. Привёл издалека, по тылам противника, когда кругом послереволюционный кавардак, разброд и шатание + упомянутые Вами, бездорожье и снабжение(те самые "невозможные условия").
3.Приукрасили наверняка. Ибо надо ж поднимать боевой дух своих войск. desantura )))
№73 Таксистка 11 марта 2016 18:38
+2
Все мы знаем, что сейчас нас окучивают "8 свиданиями" ))

Так вот, самым важным для российского общества оказался факт того, что несмотря на Мин.культуры, которое дало "добро" на прокат, на "поддержку" "звездами" ...Этот фильмец провалился в прокате потому, что общество консолидировалось.

Даже один - который вышел с плакатом - В ПОЛЕ ВОИН!! Так что будем ценить себя как силу, способную сделать страну успешной, сильной и честной!
№74 Алексей_Федорчук 11 марта 2016 18:39
+2
С удовольствием пересмотрел фильм и понял, ведь на самом деле фильм о желании мирной жизни и месте каждого из нас в этом мире
----------
Вашингтон должен быть разрушен!
№75 петр вотинов 11 марта 2016 18:54
+1
А я в 78 получил клюкой от солдата 25 дивизии. Решил деда подколоть, типа это ты последний Чапая видел, когда стрелял в него плывущего? Получил крепко, но ни грамма не обиделся. Потом извинялся и растолковывал анекдот. Дед поматерился и, выпили и успокоились.
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№76 Белый Кит 11 марта 2016 20:10
+1
Ни хренасе у вас дед. Вам 78 было на тот момент, а ему сколько? 130?
№77 ЧеП 11 марта 2016 21:23
+1
в 1978 году
№78 Стародубская_Наталья 11 марта 2016 19:01
+1
Как интересно, слушайте... и философично! winked Придется кино по-пере-смотреть.
№79 vuko 11 марта 2016 19:57
+1
У пристраивающегося к чему-нибудь от "Брат" пейсы без паяльника завиваются
№80 Белый Кит 11 марта 2016 20:01
+1
Не узнаю старого антисоветчика Дикого Прапора. Шо случилось, товарищ Дикий, поменяли убеждения?
№81 Дикий Прапор 12 марта 2016 07:46
+2
Я никогда не был антисоветчиком - впрочем, адептом совка я тоже никогда не был. Я не отделяю историю СССР от истории России и считаю эти 73 года дерзким, небесспорным и не вполне удачным социальным экспериментом. Ломать Империю было совершенно не нужно, впрочем, ломать СССР - тоже, ибо каждый подобный катаклизм лишь отбрасывет страну на 50 лет назад.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№82 dm98900 11 марта 2016 20:18
-10
Что то типа фильма брат - братки тоже теперь все отдыхают вместе с Чапаевым кто где. Фильм этот о тех людях которых Сталин в 1936-1941 уничтожил - ну Будённый отделался лёгким испугом, а как потом драпал из киевского котла бросив армию...а вот Дзержинский Фрунзе Ягода Блюхер Каганович Тухачевский Ежов Щорс Троцкий Уборевич Пархоменко, Щорс, Примаков и Котовский понесли справедливое наказание - беспощадная месть - кара всего советского народа - это прежде всего заслуга органов госбезопасности СССР и лично товарища Сталина applodisment applodisment applodisment
№83 i_o_v_i_s_s 11 марта 2016 21:11
+11
Дзержинский умер от туберкулеза, истощения нервной системы и перенапряжения в перерыве заседаний ЦК 20 июля 1925 года, Фрунзе умер на операционном столе-пытались лечить язву желудка операционным путем, но тогда еще не было понятия, что организм может плохо реагировать на наркоз, 31 октября 1925 года, Щорс погиб в бою с петлюровцами 30 августа 1919 года, Пархоменко-в бою с махновцами 30 января 1921 года, Котовского убил подонок-Майорчик-Зайдер, никакого отношения в ВЧК не имевший, 6 августа 1925 года, Л М Каганович, отстраненный Хрущевым от должности умер своей смертью 25 июля 1991 ( одна тысяча девятьсот девяносто первого) года.
№84 orgonit7 11 марта 2016 23:49
+5
Давайте котлеты отдельно, а мух отдельно. Потому, что за клевету нужно отвечать готовы?! Далеко ходить не будем Дзержинский произнёс двухчасовой доклад, во время которого выглядел больным. В нём он подверг резкой критике Г. Л. Пятакова, которого он назвал «самым крупным дезорганизатором промышленности», и Льва Каменева, которого обвинил в том, что тот не работает, а занимается политиканством. Из-за нервного срыва ему стало плохо. В тот же день он скончался от сердечного приступа. Он критиковал противников Сталина, который то и у власти тогда не был.
Ага, СТАЛИН виноват.
Фрунзе
Умер после операции язвы желудка от общего заражения крови (официальное заключение)31 октября 1925г
Тоже СТАЛИН виноват.
Щорс
30 августа 1919 года, в бою с 7-й бригадой 2-го корпуса Галицкой армии около села Белошица (ныне село Щорсовка Коростенского района Житомирской области, Украина), находясь в передовых цепях Богунского полка, Щорс был убит пулей в затылок при невыясненных обстоятельствах.
Ясно - СТАЛИН виноват.
Ягода Енох Гершевич Иегуда (истинно гусский патгиот) По сведениям американского историка Ричарда Спенса, Ягода сумел наладить нелегальные поставки леса из ГУЛАГа в Канаду, прибыль от которых поступала на его швейцарский счет, который остается невостребованным по настоящее время (2014 год. «Постановлением Президиума ЦИК СССР от 3 апреля 1937 г. ввиду обнаруженных должностных преступлений уголовного характера.
1. Отрешить от должности народного комиссара связи Г. Г. Ягода.
2. Передать дело Г.Г. Ягода следственным органам»
После ОТКРЫТОГО суда Расстрелян 15 марта 1938 года в Лубянской тюрьме НКВД

Поздравляю Вас: 1) Соврамши 2) Вы - гнусный безграмотный провокатор!
№85 ramta 13 марта 2016 09:39
+1
Про Щорса цитата неполная:
Его застрелили в затылок с близкого расстояния, предположительно с 5—10 шагов.

Вероятным исполнителем убийства красного командира называется Павел Самуилович Танхиль-Танхилевич. Ему было двадцать шесть лет, родился он в Одессе, закончил гимназию, разговаривал по-французски и по-немецки. Летом 1919 года стал политическим инспектором Реввоенсовета 12-й армии. Через два месяца после гибели Щорса он уехал с Украины и прибыл на Южный фронт в качестве старшего цензора-контролёра Военно-цензурного отдела Реввоенсовета 10-й армии.
№86 ramta 13 марта 2016 11:37
+1
Ещё добавлю:
Известно, что к Щорсу этого господина отправил именно Семен Аралов после своего возвращения из инспекционной поездки на фронт. Аралов был подручным Лейбы Давидовича Троцкого и имел широкие полномочия. Именно эти полномочия закончились печально для комполка А. Богунского, которого расстреляли в июле 1919 года без решения трибунала, но по личному приказу Троцкого и Аралова. «Методы Троцкого» хорошо известны всем, кто даже слегка касался истории гражданской войны — убийство командующего советскими войсками на Северном Кавказе Ивана Сорокина, расстрел без суда командира сводного конного корпуса Бориса Думенко, «случайная смерть» командующего 2-й конной армией Филиппа Миронова — все они напоминают историю с Щорсом.

С крутым на характер Щорсом у Аралова сразу не сложились отношения, скорее они были отвратительными. Комдив был слишком независим во взглядах. Аралов нашел повод к смещению — «партизанщину» Щорса. При этом нарком по военным и морским делам Н. Подвойский в своей записке на имя Ленина от 15 июня 1919 года подчеркивает, что, как показала его личная инспекция частей 1-ой армии, он находит единственно боевой дивизию Щорса, «куда входят наиболее сложенные полки».

Что же могли инкриминировать Щорсу Троцкий и Аралов? Прежде всего, склонность к самостоятельности действий и независимость взглядов. Сегодня уже говорят даже о том, что Щорс, якобы, «проникся идеями незалежности и думал перекинуться к Петлюре». Говорят и то, что он противился реорганизации частей в катастрофический период деникинской угрозы. Так или иначе, но Аралов, уцелевший в годы репрессий, даже после XX съезда продолжал разоблачать Щорса как антисоветчика, указывал на его неуправляемость и амбициозность.

Вполне вероятно, что, опасаясь растущего авторитета Щорса, «вождь мирового пролетариата № 2», товарищ Троцкий, и его коллега по «чисткам» Семен Аралов и отправили Танхиль-Танхилевича «с проверкой»...
№87 Рыжий кот 11 марта 2016 20:20
0
нет здесь буфета в кинотеатре политикуса,
- растроенно сказали Афоня с Рыжим котом,
дикий прапор третьим будеш????!!! biggrin
№88 Дикий Прапор 12 марта 2016 07:47
+1
Охотно! Вот только, чтобы цены были не такие, как, скажем, в Мариинке.
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
№89 dynamik1980 11 марта 2016 20:24
+1
Всегда готов пересмотреть "Чапаев"а,потому,что как говарил Станиславский "верю".Вот именно этого "верю" очень не хватает фатальному большинству наших и не только экранных "поделок"."Где правда жизни?" вопрошал герой Басова из отличного фильма (в котором,кстати,с ней - правдой жизни - всё в порядке)"Я шагаю по Москве".
№90 dm98900 11 марта 2016 20:47
0
Василий Иванович Чапаев погиб 5 сентября 1919 года в результате глубокого рейда казачьего отряда полковника Н. Н. Бородина (1192 бойца при 9 пулеметах и 2 орудиях), увенчавшегося неожиданным нападением на хорошо охраняемый (около 1000 штыков) и находившийся в глубоком тылу г. Лбищенск (ныне село Чапаев Западно-Казахстанской области Казахстана), где находился штаб 25-й дивизии
№91 orgonit7 11 марта 2016 23:55
0
Это лишь одна из версий. Нет тела - нет дела.
№92 dm98900 11 марта 2016 20:48
0
Лбищенский рейд отряда полковника Бородина начался вечером 31 августа. 4 сентября отряд Бородина скрытно подошёл к городу и спрятался в камышах в заводи Урала. Авиаразведка (4 аэроплана) не доложила об этом Чапаеву, видимо в связи с тем, что лётчики сочувствовали белым (после гибели Чапаева они все перелетели на сторону белых). На рассвете 5 сентября казаки атаковали Лбищенск. Начались паника и хаос, часть красноармейцев столпилась на Соборной площади, была там окружена и взята в плен; другие были взяты в плен или убиты при зачистке города; лишь небольшой части удалось прорваться к реке Урал. Все пленные были казнены — их расстреливали партиями по 100—200 человек на берегу Урала. Среди захваченных после боя и расстрелянных был и дивизионный комиссар П. С. Батурин, пытавшийся укрыться в печи одного из домов.
№93 dm98900 11 марта 2016 20:50
+2
Как свидетельствуют документы, для поимки Чапаева Бородиным был выделен специальный взвод под командованием подхорунжего Белоножкина, который, ведомый пленным красноармейцем, напал на дом, где квартировал Чапаев, но упустил его: казаки набросились на показавшегося из дома красноармейца, приняв его за самого Чапаева, в то время как Чапаев выскочил в окно и сумел бежать. Во время бегства он был ранен в руку выстрелом Белоножкина. Собрав и организовав красноармейцев, в панике бежавших к реке, Чапаев организовал отряд примерно в сто человек с пулемётом и смог с ним отбросить Белоножкина, пулемётов не имевшего. Однако при этом он был ранен в живот. По рассказу старшего сына Чапаева, Александра, два красноармейца-венгра положили раненого Чапаева на плот, сделанный из половинки ворот, и переправили через Урал. Но на том берегу оказалось, что Чапаев умер от потери крови. Венгры закопали его тело руками в прибрежном песке и закидали камышами, чтобы могилу не нашли казаки. Этот рассказ впоследствии был подтверждён одним из участников событий, который в 1962 году прислал из Венгрии письмо дочери Чапаева с подробным описанием смерти комдива
№94 dm98900 11 марта 2016 20:51
0
Василий Иванович Чапаев погиб 5 сентября 1919 года в результате глубокого рейда казачьего отряда полковника Н. Н. Бородина (1192 бойца при 9 пулеметах и 2 орудиях), увенчавшегося неожиданным нападением на хорошо охраняемый (около 1000 штыков) и находившийся в глубоком тылу г. Лбищенск (ныне село Чапаев Западно-Казахстанской области Казахстана), где находился штаб 25-й дивизии
№95 Азаат 11 марта 2016 20:56
+2
Никто не вспомнил, что фильм снят по книге Фурманова. Так как читал её, не сказал бы что похоже на фильм, но настрой книги и та волна подъёма национального духа одно и тоже. Кстати в то время знали, что борятся не меж собой, а с интернациональным имперализмом.
№96 Кирик 11 марта 2016 21:42
-10
Цитата: Игорь Кузьмин
Но именно в горниле Гражданской войны и рождалась новая нация, Советский народ. Кстати истории не известно, когда нация родилась в мирном труде, среди овечек на альпийском лугу. Так, что и мы не исключение.

в этой жидовской горниле пытались выплавить из русской православной нации нацию шабес-гоев - рабов и лизоблюдов всемирного жидовского кагала. судя по таким, как ты у жидобесов что-то там корявое выплавилось, но не много и совсем не долговечное. через три поколения русский народ начинает избавляться от власти и корявых потомков жыдвы.
№97 orgonit7 12 марта 2016 00:10
+1
Пытались, только не нацию, а стадо. Христианское православие часть библейской концепции управления миром где гои внизу пирамиды, а наверху иудеи и наследственная знать.
№98 lenger 11 марта 2016 22:39
+2
Вырос на фильмах о Чапаеве ,Маресьеве ,Отец Солдата , Государственная граница и тд ,Этак в году 82 -3 на правом берегу Урала мой дед мне показал траншею на склоне горы и рассказал что в те революционные годы здесь держали оборону Чапаевцы , мы с двоюродным братом очень часто там бывали , я с Азии он с Крыма .гордился , друганам рассказывал небылицы , о найденых пулях и снарядах.
№99 orgonit7 11 марта 2016 23:33
-1
Советский человек не нация. И народ СССР никогда нацией не был.
№100 Пушинка 12 марта 2016 16:24
+1
Не смотря на разницу в 82 года, этот фильм до сих пор вызывает интерес. Это показатель гениальности, 100% попадания в точку. Значит он отражает менталитет народа. Жаль, что такие шедевры снимаются очень редко.
----------
За отмену п.4 ст15 и п.2 ст13 Конституции! За новую конституцию!