Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16398 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

«Кто такой советский человек?»

«Кто такой советский человек?»

Самые важные черты характера определяются общественными условиями, в которых живёт человек, и его мировоззрением, его убеждениями. Поэтому можно говорить о типичных характерах, являющихся продуктами определённых общественно-исторических условий.
В образах Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых («Отцы и дети» Тургенева), Обломова, Рудина мы видим типичные черты характера русских помещиков середины XIX в. В пьесах А. Н. Островского и во многих произведениях Горького ярко показаны типичные характеры русского купечества. Типичные черты характера передового рабочего-революционера с большой силой даны Горьким в образе Павла Власова («Мать»).

В классовом обществе нельзя говорить о характерах, типичных для всего народа. Черты психического склада, характерные для данной нации, отступают на задний план по сравнению с различиями, определяющимися классовой принадлежностью человека. Как нельзя говорить о мировоззрении, общем для помещика и крестьянина, для капиталиста и рабочего, так нельзя говорить и об общности их характеров. Тщательным анализом можно выделить черты, характеризующие психический склад данной нации; но не эти черты определяют характер человека в классовом обществе, не они являются центральными, решающими чертами характера.

У нас в Советском Союзе, в стране победившего социализма, нет антагонистических классов. Все эксплуататорские классы — класс помещиков, класс капиталистов — ликвидированы у нас полностью. У нас остался рабочий класс, остался класс крестьян, осталась интеллигенция. Но между этими социальными группами нет антагонистических противоречий: интересы их не только не враждебны, а, наоборот, дружественны. Самое различие между ними постепенно стирается; «...расстояние между этими социальными группами всё более и более сокращается» (Сталин).

Общие жизненные интересы, объединяющие всех трудящихся Советского государства, неизмеримо важнее, значительнее, чем интересы отдельных социальных групп. Борьба за прочный мир во всём мире, строительство коммунизма в нашей стране составляют смысл жизни всех советских людей. Единое мировоззрение — коммунистическое мировоззрение, мировоззрение великой партии Ленина — Сталина — объединяет весь советский народ. Великая Отечественная война показала монолитное единство всего советского народа, руководимого коммунистической партией и великим вождём народов товарищем Сталиным. Это же единство лежит в основе тех трудовых подвигов, которые совершают советские люди на всех участках работы в годы послевоенной сталинской пятилетки.

На основе единства жизненных интересов и мировоззрения в характере советских людей выделяются общие черты, типичные для всякого передового советского человека, как человека социалистического общества, как борца за коммунизм. Новый духовный облик, отличающий советских людей наших дней, сказывается и в новых чертах характера. Важнейшей задачей, стоящей в настоящее время перед психологической наукой, является изучение типичных черт характера советского человека.

Не следует, однако, упускать из вида, что в характере человека наряду с чертами общими, типичными для всех представителей общественно-исторической группы, имеются и черты индивидуальные, отличающие каждого данного человека от других представителей той же группы. Это особенно важно подчеркнуть, изучая характеры советских людей. При социалистическом строе впервые в истории человечества создаются условия для подлинно всестороннего развития личности. А это значит, что при социалистическом строе создаются наиболее благоприятные условия и для развёртывания всего бесконечного многообразия индивидуальных характеров людей.

Единство мировоззрения не исключает разнообразия характеров. Оно исключает лишь определённые черты характера, стоящие в противоречии с принципами этого мировоззрения. Так, например, трусость, лень, безответственность стоят в противоречии с нашим мировоззрением и поэтому несовместимы с обликом передового советского человека. Итак, при изучении характеров советских людей следует руководствоваться следующими двумя положениями: 1) Имеются черты характера, общие для всех передовых советских людей и отражающие общность их жизненных интересов и мировоззрения. 2) Наличие этих общих черт характера не исключает бесконечного разнообразия индивидуальных характеров.

Яркую иллюстрацию сказанному можно видеть, например, в романе Фадеева «Молодая гвардия». Всех героев-молодогвардейцев объединяют общие черты, характеризующие их психический облик как лучших представителей передовой советской молодёжи. Но в то же время их индивидуальные характеры резко различны. Индивидуальные черты характера Ули Громовой и Любы Шевцовой, Серёжи Тюленина и Вани Земнухова во многом противоположны.

Остановимся на некоторых важнейших чертах характера, типичных для передового советского человека.

1) Идейная направленность и целеустремлённость. Нет ничего более чуждого психологии советского человека, как безидейность и сознание бесцельности своего существования, своей деятельности.

Мы знаем, что в прошлом «трагедией жизни» многих умных и даровитых людей, не удовлетворённых общественными условиями, в которых они жили, было отсутствие руководящей жизненной идеи, отсутствие цели, ради которой стоило бы жить и бороться. Такие люди сознавали себя, по меткому выражению Герцена, «умными ненужностями». Вспомним запись в дневнике Печорина, сделанную им в ночь перед дуэлью: «Пробегаю в памяти все моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?» Полная бесцельность жизни и отсутствие всякой руководящей идеи, приводящие к постепенному духовному умиранию человека, к разрушению всех его лучших сторон, с большой силой показаны Чеховым в рассказе «Ионыч».

В советской действительности невозможны «лишние люди» или «умные ненужности». Великая цель, стоящая перед всем советским народом,— построение коммунизма, борьба за коммунизм — выдвигает необозримое количество подчинённых целей и более частных задач, определяющих деятельность каждого советского гражданина. Нельзя представить себе советского человека — рабочего, крестьянина, интеллигента, — который бы страдал от бесцельности своей деятельности. Речь может идти лишь о том, насколько ясно сознаёт человек цель своей деятельности и насколько он подчиняет этой цели все свои силы и способности. Вот эта готовность отдать все свои силы и способности на достижение поставленной цели и называется целеустремлённостью, характерной для передового советского человека.

Идейность же советских людей заключается в осознании связи между теми частными целями и задачами, которые стоят перед каждым человеком в его работе, и великой конечной целью — построением коммунизма, к которой ведёт советский народ партия, руководимая гением Сталина. Уменье видеть в каждом маленьком деле необходимую ступень для достижения конечной цели — лучший показатель идейности человека. Замечательная жизнь Николая Островского была возможна только потому, что вся она была служением великой идее коммунизма. На вопрос одного иностранного корреспондента: «Скажите, если бы не коммунизм, вы могли бы так же переносить своё положение?», Островский ответил: «Никогда!»

2) Советский патриотизм. «Патриотизм,— говорил Ленин,— одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». И в прошлом народы СССР выдвинули немало замечательных патриотов, отдававших свои силы интересам родины, боровшихся со всякого рода угнетателями и поработителями своего народа.

Советский патриотизм — патриотизм нового, высшего типа. «Для советских патриотов Родина и коммунизм соединены в одно нераздельное целое» (Молотов). Советские люди видят в своей родине страну победившего социализма, страну, осуществляющую переход к коммунизму, страну, являющуюся маяком для всего прогрессивного человечества. Борьба за коммунизм неотделима для советских людей от борьбы за интересы своей социалистической родины.

В основе советского патриотизма лежат не расовые или национальные предрассудки, а любовь к Советской родине, представляющей собой братское содружество трудящихся всех наций нашей страны. «Советский патриотизм не разъединяет, а, наоборот, сплачивает все нации и народности нашей страны в единую братскую семью» (Сталин).

Любовь к родине у советских людей имеет активный, действенный характер. Это горячая, страстная любовь, не останавливающаяся ни перед какими жертвами, если они требуются интересами родины. Это любовь, неразрывно связанная со столь же страстной ненавистью ко всем врагам родины, любовь, не знающая пощады к врагам.

Советский патриотизм включает в себя беззаветную преданность коммунистической партии, ведущей народы нашей страны к коммунизму, руководящей всей грандиозной работой по строительству нового, социалистического общества. Советский патриотизм неотделим от безграничной любви, уважения и преданности к великому вождю народов товарищу Сталину, которые живут в сердцах всех советских граждан. «За родину, за Сталина!» — с этими словами шли в бой сотни тысяч героев, покрывших себя бессмертной славой в годы Великой Отечественной войны. И теперь, в годы послевоенного мирного строительства, имя Сталина вдохновляет советских патриотов, работающих на заводах и фабриках, на колхозных полях, в научных лабораториях, в школах, в больницах, в дальних экспедициях.

Замечательным проявлением советского патриотизма является всенародная забота о великих стройках коммунизма. Строительство грандиозных каналов и гидроэлектростанций, лесонасаждения, преобразующие природу нашей родины,— стали кровным делом миллионов советских людей. Советский патриотизм является великой движущей силой развития советского общества на пути к коммунизму.

3) Коллективизм. В советском обществе не может быть личности вне коллектива. Советский человек не может ставить перед собой жизненно важные цели, которые противопоставлялись бы целям коллектива, советский человек не рассматривает свою личную судьбу, свой личный успех оторванно от судьбы коллектива, от успеха общего, коллективного дела. Сознание своей неразрывной связи с тем коллективом, членом которого данный человек является, а в конечном счёте и со всем советским народом, сознание того, что общие интересы, интересы коллектива, стоят выше узко личных интересов,— составляет основу коллективизма советских людей.

В классовом обществе, основанном на принципе частной собственности, господствует мораль индивидуализма. «Старое общество,— говорил Ленин в речи на III съезде комсомола,— было основано на таком принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя, либо ты рабовладелец, либо ты раб». И понятно, что воспитанные в этом обществе люди «с молоком матери» воспринимают психологию человека, «который заботится только о том, чтобы иметь свое, а до другого ему дела нет».
Уничтожение частной собственности на средства производства, переход к новому, социалистическому строю разрушили материальную основу индивидуалистической психологии и создали основы новой, коллективистической психологии. Психология индивидуализма очень ярко выражена, например, в образе Печорина. Рассказ «Тамань», представляющий собой отрывок из записок Печорина, кончается следующими словами:. «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»

Отношение к людям, отразившееся в этих словах, совершенно невозможно для передового советского человека. Характерной чертой психологии советского человека является уничтожение разрыва между личными и общественными интересами, между своими личными «радостями и бедствиями» и «радостями и бедствиями» других людей. Подлинный коллективизм выражается в том, что общие интересы, интересы коллектива, становятся личными интересами, что человек «живёт» коллективными интересами, переживает их так же остро, как свои личные интересы.

Чувство коллективизма советского человека ярко показано в романе Павленко «Счастье», в образе Воропаева. Полковник в отставке, четыре раза раненный, лишившийся ноги, больной туберкулёзом, Воропаев после демобилизации приезжает в Крым с мечтой найти счастье в спокойной жизни вдвоём с маленьким сыном. Действительность опрокидывает эти мечты и показывает, что для Воропаева, коммуниста, подлинно передового советского человека, не этот путь ведёт к счастью. Своё счастье он находит в работе с людьми, с народом, сначала в качестве районного пропагандиста, а затем — секретаря райкома партии. В этой работе он нашёл то «возбуждение, довольство и уверенность, которые делают человека счастливым». «Двадцать лет я в партии,— говорит Воропаев,— старик, огромную жизнь прожил, и, веришь ли, омолодила меня работа у вас. Не сознаньем, а плечом, телом своим, дыханьем своим чувствую, что я — народ, в народе, с народом, что я — его голос». В образе Воропаева показан тип передового советского руководителя, для которого характерны связь с народом, забота о людях, органическая потребность помогать людям. «Приятно, когда есть ка свете люди, которым хочется помочь»,— говорит Воропаев. Самая существенная черта характера Воропаева выражена в следующих словах, сказанных о нём одним из действующих лиц романа: "Воропаев — человек для всех".

4) Социалистический гуманизм. Коллективизм советских людей неразрывно связан с гуманистическим, человечным отношением к людям, заботой о людях, любовью к детям, что и составляет сущность социалистического гуманизма.

В одном из своих выступлений М. И. Калинин, отвечая на вопрос о том, какие лучшие человеческие качества надо воспитывать у советской молодёжи, на первом месте поставил «любовь, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам». «Человек,— говорил М. И. Калинин,— должен любить людей. Если он людей будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живёт так худо в мире, как мизантроп — человеконенавистник».

Идеал гуманного отношения к человеку советские люди видят в товарище Сталине. «Сталинской заботой о людях» мы называем чуткое, бережное, заботливое отношение к каждому человеку, строителю социалистического общества.

В романе «Счастье» наряду с Воропаевым, характерной чертой которого является забота о людях, замечательное уменье выращивать кадры, показан другой руководитель, Корытов, который, несмотря на его несомненную преданность партии и горячую любовь к своему району, не может быть признан настоящим руководителем-коммунистом. Слабой стороной Корытова является прежде всего отсутствие подлинного внимания и интереса к человеку, отсутствие сталинской заботы о людях, а поэтому и неуменье ни находить, ни выращивать кадры. «Меня, брат, твой отдельный человек не интересует,— говорит Корытов Воропаеву.— Меня интересуют люди. Я люблю обобщать». Результатом этого является отрыв Корытова от масс, от народа, превращение его в «руководителя-единоличника» (так характеризует его Воропаев).

Черты подлинно социалистического гуманизма ярко показаны в образе комиссара Воробьёва из «Повести о настоящем человеке» Полевого. Его внимательность к людям, к их мыслям, заботам, интересам так велика, что он,— по выражению его соседа по госпитальной палате Героя Советского Союза, сибирского колхозника Степана Ивановича,— словно «колдун» «чужие мысли угадывает», умеет к «каждому подобрать свой особый ключик».

Будучи сам смертельно больным, он с редкой чуткостью заботится о том, чтобы Мересьеву легче было пережить самое большое для него несчастье — ампутацию ног. «Предвидя события, комиссар прятал часть его писем, чтобы в страшный для Мересьева день, передав лётчику дружеские приветы и новости с родного аэродрома, смягчить для него тяжёлый удар». Он сумел подготовить решающий поворот в настроении Мересьева, думавшего о самоубийстве после ампутации, показав ему заметку в газете о русском лётчике, научившемся летать с ампутированной ступнёй.

Социалистический гуманизм не имеет ничего общего с сентиментальной любовью ко всем людям без разбора. Он не только допускает, но и требует наряду с большой любовью и большую ненависть. Из действенной любви к людям, к народу, ко всем трудящимся необходимо рождается непримиримая ненависть к врагам трудящихся, к тем, кто борется против интересов народа, кто преграждает путь к счастливому будущему.

5) Коммунистическое отношение к труду. Одной из самых важных черт характера советского человека является новое отношение к труду. Для советских людей труд является главным делом их жизни, основной формой проявления личности, центром важнейших интересов, источником величайших радостей. Для советских людей нет разрыва между трудовой деятельностью и личной жизнью; наоборот, трудовая деятельность и составляет основное содержание личной жизни человека.

В то же время для советского человека характерно «сознательное отношение к своему труду, как к делу общественной важности и как к святой обязанности перед Советским государством» (Молотов). «При капитализме труд имеет частный, личный характер. Выработал больше, получай больше и живи себе, как знаешь» (Сталин). У нас труд каждого человека имеет общественное значение. Трудовые достижения всякого работника рассматриваются как дело общественного, государственного значения. Поэтому труд у нас становится делом чести и славы.

В отношении к труду ярко сказывается важнейшая особенность психологии советского человека — слияние личного и общественного: по мере того как возрастает сознание общественного значения труда, увеличивается и место, занимаемое трудовой деятельностью в личной жизни человека. Социалистическое соревнование, представляющее собой основную форму социалистической организации труда, коренным образом отличается от капиталистической конкуренции.

В капиталистической конкуренции личный успех достигается за счёт поражения других. В социалистическом соревновании каждый отдельный работник стремится достичь наилучших результатов в интересах общего дела. «Принцип социалистического соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых, с тем, чтобы добиться общего подъёма» (Сталин). Зависть к чужому успеху, стремление выдвинуться вперёд за счёт отставания других — чужды психологии передового советского человека.

Характерная черта советского работника — творческое отношение к труду, лежащее в основе тех замечательных трудовых достижений, которые дают наши рабочие, колхозники, представители советской интеллигенции. В нашей советской действительности всякий труд становится творческим трудом.

6) Сознание долга и ответственности. Высокая идейность и принципиальность, отличающие передового советского человека, предполагают и высоко развитое сознание долга, чувство долга. А сознание своего гражданского долга, долга перед родиной, перед партией, перед коллективом лежит в основе ответственного отношения человека к порученному ему делу, к своим обязанностям, ко всем своим действиям и поступкам. Советскому человеку свойственно чувство ответственности не только за свою личную работу и за свои поступки, но и за работу других, за их поведение. Отсюда вытекает большая требовательность к себе и к другим.

Эта черта ярко выступает у всех лучших, передовых представителей советского народа, образы которых даны в нашей художественной литературе. Вспомним Павла Корчагина («Как закалялась сталь» Н. Островского), комиссара Воробьёва («Повесть о настоящем человеке» Полевого), полковника Воропаева («Счастье» Павленко). Обострённое чувство ответственности за успех всей героической деятельности «Молодой гвардия» составляет неотъемлемую черту характера Олега Кошевого. «Он всё более сознавал,— читаем мы в романе Фадеева,— что успех или неуспех их деятельности во многом зависит от того, насколько он, Олег, среди всех своих товарищей сможет всё предусмотреть или ошибётся». Отсюда его замечательная собранность, внутренняя «подтянутость», неуклонная требовательность к себе и другим.

7) Готовность к преодолению трудностей. Важнейшее значение в характере имеют волевые качества личности, а воля, как мы знаем, выражается в преодолении трудностей. Нередко волю называют «хребтом характера». «Хребтом характера» можно, следовательно, назвать и способность к преодолению трудностей.

В отношении к трудностям больше всего обнаруживается сила характера, его твёрдость, стойкость, а без этих качеств нельзя представить себе духовный облик советского человека. Советский человек — это прежде всего борец за коммунизм и строитель коммунизма. Для борца же и строителя твёрдость характера, готовность преодолеть любые трудности, сломить любые препятствия — одно из самых необходимых психических качеств.

Товарищ Сталин учит советских людей не бояться трудностей, не закрывать глаза на них, а смело идти навстречу трудностям, бороться с ними и преодолевать их. «Видали ли вы рыбаков перед бурей на большой реке, вроде Енисея?— говорил товарищ Сталин в одном из своих выступлений.— Я их видал не раз. Бывает, что одна группа рыбаков перед лицом наступившей бури мобилизует все свои силы, воодушевляет своих людей и смело ведёт лодку навстречу буре: «Держись, ребята, крепче за руль, режь волны, наша возьмет!» Но бывает и другой сорт рыбаков, которые, чуя бурю, падают духом, начинают хныкать и деморализуют свои же собственные ряды: «Вот беда, буря наступает, ложись, ребята, на дно лодки, закрой глаза, авось как-нибудь вынесет на берег». Малодушное стремление укрыться от бури, отступить перед трудностями — недостойно советского человека. «Трудности для того и существуют, чтобы побороться с ними и преодолеть их» (Сталин).

8) Мужество. Мужество — сложная черта характера, включающая в себя храбрость, отвагу при непосредственном столкновении с опасностью, готовность, не останавливаясь ни перед чем, вести борьбу за великую идею коммунизма, стойкость, выдержку, самообладание.

В своём выступлении по радио 3 июля 1941 года товарищ Сталин сказал: «Великий Ленин, создавший наше Государство, говорил, что основным качеством советских людей должно быть храбрость, отвага, незнание страха в борьбе, готовность биться вместе с народом против врагов нашей Родины».

Советские люди ответили на эти слова вождя воинскими подвигами на полях сражений, самоотверженной борьбой в тылу врага, героическими делами на трудовом фронте. Образцы беспримерного в истории мужества показала советская молодёжь — Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, комсомольцы Краснодона. Мужество советского человека вытекает из до конца осознанного чувства долга, до конца осознанной ответственности.

Мужественный человек отличается не тем, что он никогда не испытывает чувства страха, а тем, что он, невзирая на страх, поступает так, как должно. Разные люди по-разному переживают опасность, но всякий человек, достойный названия советского гражданина, должен вести себя мужественно при любой опасности. Не тот трус, кто испытывает страх, а тот, кто из-за страха может изменить своему делу. «Трус,— справедливо сказал Николай Островский,— почти предатель сегодня и, безусловно, изменник в борьбе». Поэтому-то «трус в нашей стране — это презренное существо». Иллюстрацией к этим словам может служить страшная история Стаховича, предавшего героев-молодогвардейцев.

9) Инициативность. Творческое отношение к труду, готовность к преодолению трудностей требуют в качестве необходимого условия инициативности. Инициативный человек не ждёт «подсказки» со стороны; он способен к личному почину, не боится творческого риска.

Инициативность советских людей неразрывно связана с творческой энергией, способностью дерзать, с тем «чувством нового», без которого невозможен передовой деятель социалистического общества. Новаторство наших рабочих-стахановцев, передовых колхозников, наших деятелей науки, техники и искусства говорит о том, что инициативность является отличительной чертой духовного облика советского человека.

Инициативность — важнейшее качество советской молодёжи. Обращаясь к комсомольским работникам, М. И. Калинин говорил: «В ваших выступлениях должны бить ключом творческая мысль и инициатива... Энергия у вас должна кипеть, а если она не кипит, то какая же вы молодёжь, какие же вы советские патриоты?» Примером в этом отношении могут служить руководители героического комсомола Краснодона и, в первую очередь, Олег Кошевой и Сергей Тюленин. Характеризуя Олега Кошевого, Фадеев отмечает, что «основу его натуры» составляла «исключительная жажда деятельности, желание проявить всего себя, желание вмешаться в жизнь людей, в их деятельность, с тем, чтобы внести в неё что-то своё, более совершенное, быстрее оборачивающееся и наполненное новым содержанием».

Вспомним первую встречу Олега с Тюлениным, ещё до организации «Молодой гвардии», и их разговор, в котором Олег наметил свой план подпольной работы, план, в котором отразилась замечательная инициативность этого шестнадцатилетнего юноши: «Олег развивал перед товарищем свой план действий: присматриваться к молодёжи, брать на примету наиболее верных, стойких, годных к делу; узнать, кто арестован в городе и в районе, где сидят, найти возможность помощи им и непрерывно разведывать среди немецких солдат о всех военных и гражданских мероприятиях командования».

Исключительная инициативность Сергея Тюленина проявилась уже в том, что он тотчас после занятия немцами Краснодона, один, по собственной инициативе и без чьей бы то ни было помощи, осуществил поджог сначала здания треста, где разместился немецкий штаб, а затем бани, оборудованной немцами под казарму. По его же инициативе накануне занятия немцами Краснодона часть раненых, оставшихся в госпитале, была размешена по частным квартирам и тем самым спасена от гибели.

10) Скромность. Такие черты характера советских людей, как идейность, коллективизм, высокая требовательность к себе, стоят в противоречии с чрезмерно высокой оценкой своей личности, стремлением выдвигать на первый план свои личные заслуги, со всякого рода самомнением и заносчивостью. Скромность — одна из типичных черт характера советского человека.

«Скромность украшает бойца,— говорил Николай Островский,— кичливость, зазнайство — это капиталистическое старое, это от индивидуализма. Чем скромнее боец, тем он прекраснее». Характеризуя одного из лучших командиров Красной Армии, героя гражданской войны, т. Котовского, товарищ Сталин выдвинул на первый план две черты его характера: храбрость и скромность. «Храбрейший среди скромных наших командиров и скромнейший среди храбрых — таким помню я т. Котовского».

Очень поучительна с этой точки зрения параллель между двумя руководящими работниками молодёжной подпольной организации Симферополя: секретарём комсомольской организации и комиссаром — Борисом Хохловым, впоследствии арестованным немцами и замученным в гестапо, и командиром организации — Анатолием («В крымском подполье» И. Козлова)

Описывая свои встречи с Борисом Хохловым, руководитель симферопольского подполья И. Козлов говорит: «С первой же встречи этот юноша произвёл на меня необычайно светлое, обаятельное впечатление. Он был... в отличие от Толи, если можно так выразиться... органически скромен. Он искренне смутился, даже покраснел, когда однажды, говоря об их деятельности в немецком тылу, я произнёс слово «героическая». Всё, что они делали казалось ему совершенно естественным, само собой разумевшимся. Радостно и странно было мне слышать, как этот молоденький юноша, вчерашний школьник, просто и естественно называет «работой» героические, без преувеличения, подвиги комсомольцев».

Прямо противоположную характеристику даёт И. Козлов Анатолию: «Костя» (партизанская кличка Анатолия.— Б. Т.) был.смелый, инициативный парень, но он болел чрезмерным честолюбием и самонадеянностью, которые меня очень тревожили. Неприятно было слышать, когда в разговорах со мной он всячески старался умалить роль и заслуги Бориса Хохлова в создании комсомольской организации». Этот, на первый взгляд, несущественный недостаток повлёк за собой очень серьёзные последствия. После ареста Бориса, когда Анатолий фактически оказался во главе комсомольской организации, он стал проявлять крайнее легкомыслие и недисциплинированность. Стремясь лично выдвинуться, он предпринимал без согласования с партийным руководством симферопольского подполья рискованные и в сущности бесполезные операции, грозившие погубить всё дело. В конце концов пришлось отстранить его от работы.

11) Бодрость, уверенность в своих силах, оптимизм. Духовный облик советских людей пронизан бодростью и оптимизмом. Источником их являются грандиозные успехи нашей родины на всех участках социалистического строительства и глубокая уверенность в победе коммунизма. А уверенность в правоте идеи, в правоте своего дела рождает и уверенность в своих силах.

Современная буржуазная культура насквозь пронизана упадочничеством и пессимизмом. «Чувство обречённости — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы» (Жданов). В противоположность этому в советской культуре торжествует радость жизни, оптимизм. Нет такого тяжёлого положения, нет такого несчастья, которое могло бы победить великую любовь к жизни, отличающую борцов за лучшее будущее человечества, строителей новой жизни.

Один из лучших сыновей великой партии Ленина — Сталина, Николай Островский, разбитый параличом, ослепший, испытывавший тяжёлые физические страдания, до последнего дня не терял радости жизни. Его письма к родным и друзьям неизменно пронизаны любовью к жизни и чувством счастья: «Я никогда не думал, что жизнь принесёт мне такое огромное счастье... Вся жизнь заполнена всего беждающей радостью творчества. И кто знает когда я был счастливее — юношей с цветущим здоровьем или сейчас?..» «Жизнь за моё упорство вернула мне счастье безмерное, изумительное, прекрасное...»

«Радостно жить и бороться в стране, где великая мудрость партии и железная воля её вождя Иосифа Сталина навсегда освобождает человека от проклятых навыков и предрассудков прошлого»,— писал М. Горький. Советским людям выпало великое счастье — первым в истории человечества осуществлять строительство коммунистического общества.

Б. М. Теплов. "Психология" Учпедгиз, Москва, 1953 г.
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
36 мнений. Оставьте своё
№1 Седой 3 марта 2016 03:13
+13
Потрясающее историческое извлечение! Но если серьезно, то без этой официозной помпезности и словоблудия, многие из перечисленных черт действительно присутствовали. По моим личным жизненным наблюдениям
№2 mamafa 3 марта 2016 12:53
+1
Был таки антагонистический класс в СССР, и назывался он "партноменклатура".
----------
Да хранят нас Духи Предков
№3 Ekoume 3 марта 2016 23:51
+1
" сытые "
№5 alekstus.75 3 марта 2016 03:21
+2
Накануне визита во Францию Президент России Д. Медведев дал большое интервью французскому журналу "Пари-матч". Отвечая на вопрос "Как Вы воспринимаете времена Советского Союза?", он, в частности, сказал: "Ностальгия, строго говоря, в целом тоска по Родине. А если говорить о моих эмоциях, я родился в Советском Союзе, тогда так называлось наше государство. Но, понимаете, здесь нужно разделять эмоциональную и рациональную составляющие. Я родился и вырос в Советском Союзе, получил образование в тот период. Но, то общество, которое у нас тогда существовало, его идеология, его принципы мне абсолютно не близки. И поэтому эмоционально многие воспоминания того периода мне близки и приятны, а если оценивать, скажем, общественные устои того периода, тем более экономику, то мне бы очень не хотелось даже в какой-то момент оказаться снова в таких условиях".
№6 Yevgeny777 3 марта 2016 05:13
+6
А почему этот Медведев еще у руля?
№7 Савин Виктор 3 марта 2016 07:38
+2
Я бы выделил три этапа в истории СССР.
1) 1917-1937 гг. - в это время страна находилась под фактическим контролем троцкистов-ленинцев. Это и коллективизация, и голодомор и пр.
2) 1938-1958 гг. - Сталинский период. Отличается стремительным развитием экономики, науки, с/хозяйства. Даже после смерти Сталина страна ещё какоето время двигалась по нарастающей.
3) 1960-1991 гг. - период стагнации, начатый Хрущом. Развал промышленности ,с/х, армии. Переход страны на роль сырьевого придатка. Брежнев был ни рыба, ни мясои просто поддерживал статус кво.
Всё то хорошее, что вспоминает Медведев можно отнести ко 2 периоду, но не к 3.
№8 Прометей 3 марта 2016 08:32
+2
Цитата: Савин Виктор
1917-1937 гг. - в это время страна находилась под фактическим контролем троцкистов-ленинцев.


Вот так поступают либерасты, власовцы и прочая мразота.

Взял и одним росчерком измарал одних другими.

Троцкисты никогда не были "ленинцами" наоборот.
А кстати это что такое за течение ленинцы?

Сталин кстати всегда считал себя последователем Ленина и избавлялся от троцкистов.

Но либерастам ведь нужно основы изговнять да народ задурить.

П.С

ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И всё это привязывалось к планам развития территорий. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный завод. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район. Советское правительство поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и кредиты от государства.

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10–15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую (1926), Днепровскую, две станции на реке Свирь и др. В рамках проекта было проведено экономическое районирование, выделен транспортно-энергетический каркас территории страны. Проект охватывал восемь основных экономических районов (Северный, Центрально-промышленный, Южный, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Кавказский и Туркестанский). Параллельно велось развитие транспортной системы страны (магистрализация старых и строительство новых железнодорожных линий, сооружение Волго-Донского канала).

Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт·ч.


Вот ведь "ленинцы" гады, ещё не Сталинский период, а они уже.
№9 Савин Виктор 3 марта 2016 12:06
+2
Плохо учите историю. За хозяйство отвечал Сталин. И ГОЭЛРО было под его контролем, а вот общее направление внутренней и внешней политики было вне его контроля. Его указы ИГНОРИРОВАЛИСЬ! Что же касается троцкого-ленина - то это два сапота пара, один левый другой правый. Другой вопрос, что ленин был раскрученным символом революции и раскрытие его истинного обличья отрицательно отразился бы на авторитете партии и государства.
№10 Прометей 3 марта 2016 12:37
+1
Цитата: Савин Виктор
Плохо учите историю. За хозяйство отвечал Сталин.


Т.е. за все успехи Путинского правления респект Медведеву?

Ну а ваши домыслы, выдаваемые за "истинное обличье" и два сапога даже комментировать смысла не имеет ибо информационный мем и не более того.
№11 Савин Виктор 3 марта 2016 15:06
+1
Учите историю, больше ничего не могу добавить. И про Медведева с Путиным я ничего не говорил. Хотя это тактика либерастов и ура-патриотов - передергивать и додумывать.
№12 scroller 3 марта 2016 08:36
+1
Во втором периоде Медведев не жил.
№13 Савин Виктор 3 марта 2016 12:09
+1
Социальные стандарты были заложены именно во втором. Там вообще шла речь о переходе на 6-ти часовой рабочий день. Но не успели.
№14 Ekoume 3 марта 2016 23:56
+2
а то что наши люди строили коммунизм при сталине по настоящему я это знаю по моему папе. хрущёв со своим докладом выбил почву из под ног.
№15 alekstus.75 3 марта 2016 03:25
+18
СССР был лучшим проектом человечества. Мы достигли такой высоты, что не удержались... Жаль. Хорошее - часто не умеет себя защищать... Врагов было слишком много и они оказались изобретательнее... Мы в области духовности, искусства достигли невероятной высоты и САМИ этого не поняли... Позволили убедить себя, что Запад ушел вперед... Это было правдой, поэтому мы поверили... Но это была только часть правды... Запад шел вперед... А мы шли вверх, перескакивая через несколько витков исторической спирали... Мы взлетали!?
№16 Седой 3 марта 2016 03:45
+9
Я согласен. Все нынешние "идеи" деньгоделанья тупы и бесперспективны. Союз "сгорел" в очень рискованном, но вдохновенном социалистическом эксперименте. И Запад не может и не сможет этого простить России, на самом деле
№17 Миха 3 марта 2016 09:04
+4
Не мы не удержались. А нас, как всегда, предали наши же правители в угоду своих амбиций.
№18 AEF 3 марта 2016 22:26
+2
" alekstus.75 .... СССР был лучшим проектом человечества. Мы достигли такой высоты, что не удержались... Жаль. Хорошее - часто не умеет себя защищать... Врагов было слишком много и они оказались изобретательнее... Мы в области духовности, искусства достигли невероятной высоты и САМИ этого не поняли... Позволили убедить себя, что Запад ушел вперед... Это было правдой, поэтому мы поверили......"

Да, это правда, что врагов у нас тогда, да и сейчас - были и есть "много". Но во время ВОВ их было не меньше, и была война. Но народ, сплотившись под знаменем с именем Сталина, разгромил фашизм и разрушил планы англосаксов по уничтожению СССР. Тогда был враг ЯВНЫЙ, и народ и партия были единым целым, и страна наша разгромила фашизм.
А Хрущ разрушил это единство народа и партии, внес в душу народа сомнение в моральной чистоте партии, в её непогрешимость, правильности и правдивости идеалов. Он втоптал в грязь все предыдущие победы и самих победителей. При Хруще, как поганки, полезли во власть карьеристы и демагоги, которые впоследствии извратили сам смысл коммунистической идеологии, оставив от неё только внешнюю оболочку и тезисы, прикрывая ими свои номенклатурные и меркантильные интересы. Это оказалось в итоге страшнее и разрушительнее внешнего врага - фашизма.
№19 alekstus.75 3 марта 2016 03:28
+16
Прежде всего надо сказать народу всю правду (какой бы она горькой ни была) о том, что сотворили с Россией пособники Запада начиная со времени перестройки Горбачёва и либеральных реформ Ельцина. Нужно сказать всю правду о том, в каком, мягко говоря, незавидном положении мы сейчас находимся. Это необходимо для того, чтобы люди поняли и приняли мобилизационные меры, неизбежные в данном случае. Следует покончить с либеральной распущенностью, ставящей индивидуальные интересы выше интересов коллективных, общественных. Права личности – вещь, конечно, хорошая. Но нельзя их ставить во главу угла, как это сейчас делается. Эти права должны быть соотнесены с правами общества таким образом, чтобы между теми и другими не было бы глубокого расхождения, наблюдаемого ныне. Внешнее выражение данный разрыв находит в поляризации российского социума на малочисленную кучку богатых, добывших нередко своё богатство криминальным способом, и массу бедных, обездоленных людей, едва сводящих концы с концами от зарплаты до зарплаты, от пенсии до пенсии. Надо кончать с такой позорной действительностью, усиливая при этом социальную политику. Иначе народ не поднять на решение неотложных задач, стоящих перед страной, поскольку ничто так угнетающе не действует на народное сознание. Ничто так не порождает социальную апатию, граничащую с отвращением к созиданию, как вызывающие контрасты богатства и бедности. И тут возникает потребность усиления роли государства, возвращение ему полноты права управления обществом, каковым оно обладало во все сложные и опасные времена русской истории. В окружении грозящих нам бед мы должны достигнуть такой слаженности государства и народа, которая позволила бы нам сказать: «Государство – это мы». Не секрет, что во властных структурах Российской Федерации присутствует достаточно сильная либеральная прослойка, доставшаяся по наследству от ельцинских времён и пополняемая нынешними либералами, находящимися во власти. До сих пор они определяют если не полностью, то преимущественно экономическую политику российского правительства. Но мы знаем, что либералы – это граждане мира, глобалисты, сторонники глобальной экономики, несовместимой с экономикой национальной. Благодаря либеральным прожектёрам, советская экономика, во многом самодостаточная, разрушена, а новая приведена в состояние сырьевой. Под вопросом продовольственная безопасность России!.. Принятые Западом против нас санкции наглядно демонстрируют нашу уязвимость перед враждебным миром. Необходима новая политика. Но для её реализации нужны национально ориентированные кадры. В противном случае власть не сможет отстаивать интересы России.
№20 Yevgeny777 3 марта 2016 05:16
+4
!!!! Все правильно.
№21 Савин Виктор 3 марта 2016 07:43
+8
Но проблема ещё в том, что либерасты взяли под контроль систему образования. Пока не вернём советское образование в школы - проблемы с национально ориентированными кадрами никуда не денутся.
№22 Прометей 3 марта 2016 08:37
+1
Это да. Судя по вашему комментарию выше Вы или либераст или жертва.

№5 Савин Виктор Сегодня, 07:38
№23 Савин Виктор 3 марта 2016 12:13
+1
Ну по Вашим комментариям Вы точно жертва. А самому подумать слабо? Или только чужие догмы повторять гаразды?
№24 Прометей 3 марта 2016 12:39
0
горазды
№25 alekstus.75 3 марта 2016 03:30
+13
«По прошествии многих лет, имея в голове этот самый вирус, советские люди как гуси из-за забора тянули шеи на Запад и яркие обертки (это то, что им было доступно), рисовали радостные картины совершенной и легкой жизни. Так или иначе, но свою великую страну советские люди потеряли. Когда все рухнуло, многие смогли ездить на Запад и даже приторговывали там весьма успешно, кто торговал товарами из России, кто сырьем, а кто и просто Родиной. Однако в процессе мыканья по Европам очень многое стало приобретать совсем другой окрас и даже форму. Стали понятны истинные усилия, которые необходимо приложить для этой самой красивой жизни. Вот только ТОГДА стало понятно, что давала советская власть и чего невозможно получить при красивой жизни на Западе — покоя! Пришло осмысление того, что встраиваясь в успешную жизнь на Западе, ты практически заходишь в беличье колесо и далее ты просто обязан бежать как белка или скакать как цирковая лошадь по арене. Тех, кто выбивался из сил и падал, утаскивали с арены за ноги, и на это место с удовольствием заскакивал новый потенциальный «падун». Это было далеко от прошлой спокойной жизни, когда работа с 9-ти до 5-ти и летом дети в пионерском лагере. При вечной гонке на детей нет времени, и они очень часто в богатых семьях становятся наркоманами. Спрашивается, для чего тогда все это?»
№26 Sir-james 3 марта 2016 04:54
0
Тимошенко на рисунке- перемога!)
№27 alekstus.75 3 марта 2016 05:16
+2
У Валентины Толкуновой есть вот такая песня:
Как-то на вокзале долго мы стояли,
Мы попали в сказку будто или в сон,
С нами по-соседству, в зале ожиданья
Кто-то пел чудесно под аккордеон.
А когда затихла сказочная песня,
Я спросил: «Кто этот бравый молодец?»
Мне ответил сзади голос неизвестный:
«Пел вот этот парень, молодой боец.»

Припев:
Обыкновенный русский человек,
Каких у нас в Союзе миллионы.
Обыкновенный русский человек,
На нём простые, гладкие погоны,
Любитель петь, шутник неугомонный,
Обыкновенный русский человек.

Боевых сражений отгремели грозы
И тогда в Россию хлынули рекой
Отовсюду письма, письма и вопросы,
Главным из которых был вопрос такой:
«Кто он это первый, что в бою суровом
Над самим рейхстагом поднял красный флаг?»
И от генерала до рядового
На вопрос на этот отвечали так:

Припев:
Обыкновенный вроде человек,
Каких у нас в Союзе миллионы.
Обыкновенный с виду человек,
Простой в быту, в боях непревзойдённый,
В свою страну по-рыцарски влюблённый,
Обыкновенный советский человек.

Был Парад Победы славою прекрасен:
Каждый полк прославлен, каждый батальон,
У стены кремлёвской брошенные наземь
Сотни побежденных вражеских знамён.
Спит спокойно Вена, сонно глядя в воду,
Мирно спят София, Прага и Белград.
Кто помог народам обрести свободу,
Кто достоин самой высшей из наград?

Обыкновенный Советский человек!
№28 Злой Дух 3 марта 2016 07:26
0
Все это верно, только поздно!
----------
Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым
№29 Sabog 3 марта 2016 07:28
+7
СССР была страна рабочих и крестьян!!
Россия страна юристов и экономистов.
№30 SerGM 3 марта 2016 07:45
+2
Все гораздо хуже
№31 ЛомTV 3 марта 2016 11:29
+2
Поколение, выигравшее войну, и в значительной степени дети этого поколения, действительно были такими, как описано в статье. Но с тех пор как Хрущёв главной целью советских людей провозгласил построение коммунизма в чётко очерченные сроки, а идеалом поставил Америку, которую надо было "догнать и перегнать", идеология дала сбой. Коммунизм описывался как общество, в котором , "от каждого по способностям, каждому по потребностям". То есть перед обществом была поставлена заведомо недостижимая цель, причём лежавщая исключительно в плоскости удовлетворения материально-физиологических потребностей. Мало того, с достижением "коммунизма" какие-либо цели вообще должны были пропасть, ведь каждый по потребностям получил бы всё, что хотел. И советское общество начало этот "личный коммунизм" строить, каждый для себя. Горбачёв лишь добил советский социализм физически. Идейно советский социализм умер с началом хрущёвской контрреволюции.
№32 OkO55 3 марта 2016 11:42
+1
Не надо пинать прошлое...
№33 mamafa 3 марта 2016 12:58
+1
Правильно. Прошлое прошло, надо учиться не делать ошибок.
----------
Да хранят нас Духи Предков
№34 AEF 3 марта 2016 22:40
+1
Для начала нужно хотя-бы знать где и в чём были "ошибки", обозначить их и выбрать правильный путь. Для этого нужно перетрясти всю историю.
№35 ЛомTV 3 марта 2016 15:27
+1
Излишне хвалить прошлое тоже не надо. Не нужно идеализировать советское общество 70-х-80-х - оно было аполитичным и формально относилось к любым лозунгам. Идеи для нынешнего национального подъёма нужно искать в сталинской эпохе.
№36 Сталкер 3 марта 2016 15:30
+1
Спасибо за эту статью!