Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

20-02-2016, 17:39 • Опубл.: ZMAI • Просм.: 15203 • Комм.: 16Статьи
Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Имя военного штурмана Константина Демьяненко мало кому известно. Даже в музее Иркутского авиапредприятия, в котором он работал после войны, ему даже не посвящена отдельная экспозиция. Есть лишь краткое упоминание: кавалер ордена Красной Звезды Константин Петрович Демьяненко с 1948 года трудился в Иркутске старшим штурманом летных отрядов, был награжден медалями и почетными знаками «За безаварийный налет 5 000 часов» и «За безаварийный налет 1 000 000 километров».

Коллеги даже не подозревали, что их Петрович был не просто фронтовиком, летчиком, который участвовал в перегоне самолетов по лэнд-лизу по трассе Алсиба из США в СССР, но и побывал в такой переделке, которая могла бы стать либо сценарием к приключенческому фильму, либо к художественной повести. Он никогда особо не распространялся о своем прошлом, особенно о периоде службы в составе 1-й перегоночной авиадивизии. Во-первых, потому, что дал письменное заявление военной контрразведке о неразглашении, во-вторых, из-за личной скромности.

Да и в истории 1-го перегоночного полка, который дислоцировался на Аляске, упоминание о нем достаточно скромное. Вот дословно. «Демьяненко Константин Петрович (старший лейтенант) – штурман звена, 27.06.43г. при перелете по маршруту Лэдд-Филд – Ном выпал из открытого люка А-20 во время пикирования. Благополучно приземлился на парашюте. Целый месяц провел в лесистых горах Аляски, пока не был обнаружен с воздуха полковником Михаилом Мачиным и вывезен экипажем капитана Бессела Блэксмита на гидросамолете».

История, конечно, несопоставима с той, что произошла с летчиком Алексеем Маресьевым, который, будучи сбитым над захваченной фашистами территорией, несколько недель выбирался с поврежденными ногами к своим через линию фронта. Но и то, что случилось с Константином Демьяненко на Аляске, достойно отдельного описания. И узнай его историю тот же писатель Борис Полевой, написавший «Повесть о настоящем человеке» по подвигу Маресьева, мы бы сейчас знали гораздо больше о том, как летчик Демьяненко больше месяца выживал в безлюдных горах Аляски и стремился лишь к одной цели – добраться до своих, чтобы снова летать и воевать.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Наверно нужно пусть и кратко рассказать, что же это была за трасса Алсиб – Аляска-Сибирь, на разглашение информации о которой долгие годы был наложен гриф секретности. Действовать она начала в 1942 году, и являлась советской частью авиатрассы по перегонке американских самолетов, которые США поставляли в СССР по договору ленд-лиза. Согласно отчету дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7 908 одномоторных и двухмоторных самолетов.

Если взглянуть на статистику, то среди них было бомбардировщиков Б-25 – 729 штук, А-20 – 1355 (в перегоне которых участвовал штурман Константин Демьяненко). Истребителей П-40 – 4, П-39 – 2616, П-63 – 2396, П-47 – 3, транспортных СИ-47 – 707, СИ-46 – 1 и 54 учебно-тренировочных АТ-6.

По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, почту, в том числе 187 тонн – дипломатической почты. И даже такие невоенные товары как инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов, канцтовары и многое другое.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Свою работу трасса прекратила в октябре 1945 года. За это время на советском участке произошло 279 летных происшествий, из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 115 человек. Причины потерь – сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты, неполная подготовка к вылету матчасти.

Историю Константина Демьяненко, который мог пополнить список безвозвратных потерь советских летчиков, но вырвавшегося из «белого безмолвия», описанного Джеком Лондоном в своих рассказах о золотоискателях на Аляске, хорошо знает иркутский журналист Михаил Денискин. Впрочем, даже в своей книге «По следам пропавшего «Бостона» (легкий бомбардировщик Douglas А-20), посвященной советским летчикам, участвовавшим в перегоне самолетов по лэнд-лизу из Америки, он описывает историю Демьяненко без особой лирики.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

«Все события связанные с трассой Алсиба достойны исторических исследований, но реальная достоверность тех событий все равно будет покрыта тайной, – говорит Михаил Денискин. – Гриф секретности снят далеко не полностью, непосредственных участников тех событий, которые могли бы рассказать подробности, уже нет в живых. Но история, которая произошла с Константином Демьяненко на Аляске – это реальный пример мужества человека, который сумел пройти тяжелейшие испытания, выжил наперекор всем обстоятельствам. Еще сложнее ему было пройти все проверки и опровергнуть обвинения в предательстве, а потом добиться права летать и воевать – он успел поучаствовать в воздушных боях в небе Венгрии и Германии. Правда, его героизм на территории Америки так и остался "белым пятном" в его биографии. Я считаю, что незаслуженно».

Михаил Иннокентьевич Денискин сумел собрать сведения о летчике Константине Демьяненко уже спустя годы после его смерти в 1961 году – по обрывочным сведениям, рассказам ветеранов Алсиба, архивным материалам.

Константин Демьяненко в 1937 году закончил Чкаловское училище штурманов. При отборе на секретную перегоночную трассу Алсиб преимуществом пользовались летчики с боевым опытом. Демьяненко такой опыт получил в финской кампании 1939-40 годов, и потому был зачислен на самый ответственный участок – в 1-й полк, базировавшийся на Аляске. Он неоднократно пересек пролив Беринга между США и СССР, пока не попал в весьма неприятную передрягу.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

…27 июня 1943 года группа А-20 «Бостон» с лидером Б-25 поднялась с бетона авиабазы Лэдд-Филд. Самолеты уже подходили к аэродрому Ном, однако по метеоусловиям аэродром самолеты принять отказался – пришлось садиться на запасном аэродроме Галена. Там-то и выяснилось, что штурмана старшего лейтенанта Демьяненко нет в кабине. Он исчез во время полета!

Как потом выяснилось, в плохих условиях видимости штурман открыл колпак стрелка, в кабине которого он находился, чтобы визуально «привязаться» к местности. Ничего не подозревавший пилот совершил маневр, чтобы обойти грозовые облака, самолет заложил вираж, в результате которого Демьяненко выбросило из кабины. Ударившийся ногой о хвостовое оперение самолета старший лейтенант потерял лишь ботинок, но не сознание и сумел открыть парашют.

Поиски пропавшего штурмана возглавил командир авиаполка Михаил Мачин. Но вначале несколько дней лили дожди, и самолеты не могли подняться в небо. Последующие поисковые облеты трассы результатов не дали. Тогда полковник Мачин попросил помощи у начальника базы – американского генерала Гаффни.

Лишь через две недели американский пилот доложил, что в горах на дереве видел нехарактерное белое пятно. Предположили, что это мог быть парашют. Но советские летчики, вылетевшие в указанный район на следующий день, ничего не нашли.

Минули еще две недели безрезультатных поисков. Однажды полковник Мачин сверху заметил слабую струйку дыма. Он направил самолет на снижение, сделал круг и на берегу реки увидел человека, машущего курткой. Это был Демьяненко.

В следующий заход ему сбросили груз: спальный мешок, продукты, пистолет и записку: «Много не ешь. Будь на месте!» Убедившись, что груз принят, Мачин увидел сверху озеро, которое могло быть пригодным для посадки гидросамолета. Для спасения советского летчика американцы послали капитана Бэссила Блэксмита. Вскоре обессиленного и искусанного мошкой Демьяненко доставили в госпиталь Фэрбенкса.

Позже Константин рассказал о своих злоключениях. После приземления он потерял второй ботинок. Ракетницы, чтобы подать сигнал, не было. Спички отсырели. Питался ягодами, кореньями и птицами, которых удавалось подстрелить – патронов в ТТ было всего две обоймы. Часть из них ушла, чтобы отпугивать медведей гризли, которыми так богаты те места. Потом сумел соорудить из сухостоя плотик, на котором по горной речке спустился в долину. Каким-то чудом сумел зажечь последнюю спичку и поджечь сухую траву, дым от которой и разглядел сверху полковник Мачин.

Выживший: невероятная история советского летчика, выпавшего из самолета над Аляской

Вроде бы и незамысловатая история – без видимого героизма. Константин Демьяненко и не стремился к какому-то подвигу. В сложившейся ситуации он просто верил, что его не бросят, найдут, выручат. С этой мыслью и шел вперед на исходе сил. Потому и сумел выжить, а потом дойти, вернее, долететь до Победы. Это подвиг? Скорее всего – да.

«Подобных историй, когда наши летчики во время войны оказывались на земле в непростой ситуации – немало, – говорит Михаил Денискин. – Из тех, что случились на Алсибе, можно вспомнить и летчика старшину Владимира Дьякова, который после аварии два месяца находился в тундре, но сумел выжить, дождаться, когда ему на помощь придут оленеводы. И потом опять поднялся в небо, а уже после войны в Липецке руководил клубом «Юных летчиков».

…В пригороде Иркутска, в деревне Пивовариха, есть кладбище. Там традиционно хоронят летчиков. Именно над ним зачастую и взлетают самолеты – взмах крылом над теми, кто отдал авиации годы жизни. Среди могил есть и та, где значится фамилия Константина Демьяненко – человека, который совершил свой скромный подвиг на службе Родине.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Журнал «Огонёк»
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта.

Комментировать публикацию через:

  • Политикус (16)
  • Вконтакте
  • Facebook
  • @Politikus_ru
Гражданин
На сайте
+28
№1 KOPA_RA 20 февраля 2016 17:47
Такие люди приближали Победу!
Гражданин
Нет на сайте
+15
№2 Виктор Зорин 20 февраля 2016 18:45
Жаль, что иногда забывают наших героев-летчиков. Вот и ещё одна история:
Красный дьявол - Иван Фёдоров
----------
Рождённый в СССР
Гражданин
Нет на сайте
+17
№3 Лэйн 20 февраля 2016 17:51
Вечная память несгибаемым и несломленным!
Гражданин
Нет на сайте
-3
№4 Дочь Бориса 20 февраля 2016 17:57
Причины потерь – сложные метеоусловия, плохое метеообеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты, неполная подготовка к вылету матчасти - а ведь за это всё уплачено золотом.
Гражданин
Нет на сайте
+4
№5 пиджак 20 февраля 2016 20:17
А Вы представляете себе степень сложности обеспечения логистики трассы в то время? Время когда наличие радиостанции с радиусом действия в 30-40 км. было супер-пупер гаджетом. Ведь ГОНАСов и GPS-ов не существовало. Платили за эти самолеты не золотом а жизнями, потому что понимали, что каждый самолет это сотни если не тысячи сохраненных жизней солдат пехоты. Хотя для Вас, не носивших погоны, и не отдававших тяжелые приказы, возможно, золото важнее.
Гражданин
Нет на сайте
+12
№6 Штирлиц 20 февраля 2016 18:07
Меня всегда умиляют Холливудские режисёры , на наших примерах снимаю фильмы , со "своими" примерами героизма , явно кризис жанра...Даю рубь за сто , что ихний военный " выживший " хрен бы выжил, как наш.... soldier
Гражданин
Нет на сайте
+7
№7 Анна_И 21 февраля 2016 00:08
А выживший во Вьетнаме Маккейн? )) Даже часы папенькины спас! biggrin
Гражданин
Нет на сайте
+1
№8 Пиллигрим 22 февраля 2016 18:58
И где ведь прятал!!! biggrin
А сколько мужества надо, нырять в сортир после его посещения!!! lols
----------
Я понял, в чем ваша беда — вы слишком серьёзны. Умное лицо — ещё не признак ума, господа! Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица… Улыбайтесь, господа… Улыбайтесь…
Гражданин
Нет на сайте
+13
№9 Калкин 20 февраля 2016 18:11
Рассказ о Настоящем Человеке!
Гражданин
Нет на сайте
+14
№10 Миха 20 февраля 2016 18:17
Простой советский человек. Даже не считал это подвигом, зато верил что свои его не бросят.
Гражданин
На сайте
+10
№11 Mitrich 20 февраля 2016 18:25
Ни чего себе - "маленький скромный подвиг"! Это Подвиг с большой буквы!
Гражданин
Нет на сайте
+15
№12 Ирина У 20 февраля 2016 18:39
Даже слеза прошибла, когда читала. Эх вы, убогие наши режиссеры и сценаристы, снимающие "Родину" - кальку с чужих идей,тихо так обгадившие Родину, откройте глаза! Чем не сюжет? Не смотрела "Выжившего" с Ди Каприо (представляю супермена, но что-то не мое), но наш выживший мог быть и жизненнее, и не хуже, думаю. Спасибо автору за интересный рассказ.
Гражданин
Нет на сайте
+1
№13 Antidill 20 февраля 2016 19:22
Теперь снимут фильм....
Гражданин
Нет на сайте
+1
№14 Ekoume 20 февраля 2016 20:05
слава герою !
Гражданин
Нет на сайте
+3
№15 огневушка 20 февраля 2016 21:16
Пиндосы и этот сюжет сопрут и присвоят.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
Гражданин
Нет на сайте
+1
№16 Таксистка 21 февраля 2016 02:42
Подвигу народа - жить в веках! applodisment applodisment applodisment
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.