Кущевская атака: как казаки фашистов рубали

20-02-2016, 16:12 • Опубл.: Цыренсу • Просм.: 12132 • Комм.: 44Статьи
Кущевская атака: как казаки фашистов рубали

Кущевская атака стала последним в истории примером кавалерийского наступления лавой. В начале августа 1942 года казачьи дивизии смогли задержать наступление немцев на Кавказ. Под казачьими шашками фашисты дрогнули.К концу лета 1942 года ситуация на Южном фронте была почти критической. Немецкие войска, почти не встречая сопротивления, продвигались вглубь Кубани.

Войска расформированного 28 июля Южного фронта перешли к Северо-Кавказскому фронту. Наступление на Кавказ, преследовавшее стратегические для немцев цели, шло полным ходом, но 30 июля немцы подошли к реке Ея. Здесь и развернулись исторические события, во многом определившие ход и итог войны. Заняв оборону на берегу реки в районе станиц Кущевская, Шкуринекая, Канеловская, две донские и две кубанские дивизии преградили путь катившейся к Кавказу фашистской лавине. 17-й кавалерийский корпус генерала Н.Я.Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий задержал наступление немцев на три дня.

Выжженная, плоская как стол кубанская степь представляла собой идеальный плацдарм для стремительно кавалерийской атаки лавой. Участник тех событий казак Ефим Иванович Мостовой вспоминал: "Николай Яковлевич Кириченко прошлым днем объехал, обошел весь наш корпус. Он был тоже немногословный с нами, но речь короткую его я запомнил навсегда. — Перед нами отборные вояки Гитлера. Горно-стрелковая дивизия "Эдельвейс" с приданными частями "СС". Красиво, гады, назвали себя, да только в их поганых, кровавых руках любой цветок умирает. Остановить их не могут. От безнаказанности обнаглели, своей кровью еще ни разу не умывались. Вот мы их и умоем. Кроме нас — некому. На фронте паника. Но а мы же казаки." Встав в лесопосадках недалеко от станицы Кущевская, казаки были готовы к атаке и ждали приказа. Наконец, приказ был дан. Треть пути до позиций противника казаки прошли шагом, молча, только степной воздух шипел от взмахов шашек. После казаки пустили своих коней рысью, когда же немцы стали видны невооруженным взглядом, пустили лошадей в галоп. Это была настоящая психическая атака. Немцы опешили. Они и до этого были наслышаны про казаков, но под Кущевской увидели их во всей красе. Вот только два мнения о казаках. Одно — итальянского офицера, второе — немецкого солдата, для которого бой под Кущевской стал последним. "Перед нами встали какие-то казаки. Это черти, а не солдаты. И кони у них стальные. Живыми нам отсюда не выбраться" "Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки — это вихрь, который сметает на своем пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия всевышнего". Несмотря на явное преимущество в оружии, немцы дрогнули. Станица Кущевская трижды переходила из рук в руки. По воспоминаниям Мостового, в бою участвовала и немецкая авиация, но из-за сутолоки, в которой уже шла ожесточенная борьба в рукопашную, она оказалась фактически бесполезной — бомбить своих люфтваффе не хотел. Самолеты кружили над полем боя на бреющем полете, очевидно желая напугать казачьих коней, только и это было бесполезно — казачьи лошади были приучены к реву моторов. К сожалению, одно живой силой удержать занятые казаками позиции было нельзя, а артиллерия молчала. В своих мемуарах маршал Гречко так писал об итогах Кущевской атаки: "216-я дивизия и на этот раз не оказала поддержки казакам. В итоге кавалерийский корпус отошел на исходные позиции. В этих ночных атаках на Кущевскую казаки 13-й кавалерийской дивизии уничтожили более 1 тыс. гитлеровцев и около 300 взяли в плен".

Кущевская атака: как казаки фашистов рубали

В Кущевской атаке отличились многие. Особый почет стяжал полный Георгиевский кавалер, казак Константин Недорубов. Ко времени событий ему было 52 года, однако старый рубака вместе с сыном "положил" 70 фашистов. В его наградном листе указано: "Попав в окружение под станицей Кущёвской, огнём из автоматов и ручными гранатами, вместе со своим сыном уничтожил до 70 фашистских солдат и офицеров". За бои в районе станицы Кущевская казак был удостоен звания Героя Советского Союза. Вести о Кущевской атаке разнеслись по всем фронтам. О ней писали газеты, Левитан прославлял подвиг казаков в сводках Совинфорбюро, Сталин издал директиву, в которой приказывал учиться побеждать на примере казаков Кириченко. Так кубанцы стали эталоном советского солдата.

По поводу Кущевской атаки до сих пор ведутся пересуды. Спорят о количестве дивизий, о том, были ли у немцев танки, оспаривается даже значимость тех событий. Как бы то ни было, не принимать в расчет того, что события под Кущевской стали примером для советских солдат нельзя. Потери, понесенные в те дни — больше 2000 человек не могут быть напрасными. Закончить хотелось бы ещё одной цитатой из воспоминаний санинструктора кавалерийского эскадрона Зинаиды Корж (по книге С. Алексиевич "У войны не женское лицо"): "После Кущёвской битвы — это была знаменитая конная атака кубанских казаков — корпусу присвоили звание гвардейского. Бой был страшный. А для нас с Олей самый страшный, потому что мы еще очень боялись. Я, хотя уже воевала, знала, что это такое, но вот когда кавалеристы пошли лавиной — черкески развеваются, сабли вынуты, кони храпят, а конь, когда летит, он такую силу имеет; и вся вот эта лавина пошла на танки, на артиллерию, на фашистов — это было как в страшном сне. А фашистов было много, их было больше, они шли с автоматами, наперевес, рядом с танками шли — и они не выдержали, понимаете, они не выдержали этой лавины. Они бросали пушки и бежали".

Алексей Рудевич
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
Внимание! Мнение авторов и комментаторов может не совпадать с мнением Администрации сайта.

Комментировать публикацию через:

  • Политикус (44)
  • Вконтакте
  • Facebook
  • @Politikus_ru
Гражданин
Нет на сайте
+10
№1 нирбок 20 февраля 2016 16:24
В 1939 году польские уланы с саблями наголо тоже шли на немецкие танки,но кишка тонка-немцы их не боялись а спокойно расстреливали.Наших не победить!
Гражданин
Нет на сайте
+5
№2 Злой Дух 20 февраля 2016 16:39
Не нужно повторять геббельсовский тезис касаемо атаки польской кавалерии на немецкие танки. Атакованы были пехотные части вермахта, расположившиеся в поле. А в таком положении пехота перед кавалерией теряет позиции.
----------
Скоро приидет бо час, егда живые позавидуют мертвым
Гражданин
Нет на сайте
+1
№3 нирбок 20 февраля 2016 16:42
При чём тут Геббельс? Это было и это был акт отчаяния и шляхтецкой бравады.
Турист
Нет на сайте
+5
№4 scia8g 20 февраля 2016 17:49
Польские уланы атаковали немецкий сапёрный батальон на привале. Фрицы кто дремал, кто купался, винтовки стоят в козлах(составить ружья вместе, установив на приклад, штыками вверх крест-накрест). Уланы ударили в сабли, но немцам подошла подмога в виде броневиков, те открыли огонь по всадникам. Поляки быстренько скрылись в лесу. А уже потом доктор Гебельс рассказал как фсё было.
Гражданин
Нет на сайте
0
№5 Старичок_Боровичок 20 февраля 2016 18:11
Это один эпизод. А немецко-польский фронт составлял несколько сотен километров! И что, и где, и как происходило - теперь покрыто мраком истории. Или вы считаете, что атаки польской кавалерии на танки - только вымысел Геббельса?
Гражданин
Нет на сайте
+3
№6 Себастьян Перейра 20 февраля 2016 18:53
Да, атаки польской кавалерии на танки - вымысел. А атаки немецких танков на польскую кавалерию - факт.
Гражданин
Нет на сайте
-2
№7 Старичок_Боровичок 20 февраля 2016 19:26
Так может и Кущевская атака - вымысел?
Гражданин
Нет на сайте
+2
№8 ZapSib 20 февраля 2016 18:25
атака была на немецкие танки.Экипажи отдыхали когда на них налетела польская кавалерия выходившая из полукольца.Кого успели - порубили, пока танкисты не очухались и не открыли огонь из пулеметов.Потом оставшиеся недоумевали - почему не забросали танки гранатами?
Гражданин
Нет на сайте
+2
№9 Conn 20 февраля 2016 16:40
Брехня! Не было такой атаки!
Гражданин
Нет на сайте
0
№10 cergovan 20 февраля 2016 17:40
То же не верю в эту атаку, и какой сумашедший на лошади на автоматы поедет.
Лошадь то не танк без брони bomb
----------
Мужик
Гражданин
Нет на сайте
+3
№11 Villina 20 февраля 2016 18:01
а Я ВЕРЮ. Шли они большую часть времени скрытно. И только потом, вблизи противника, пустили лошадей в полный опор. Когда на тебя несется ошалелый кентавр с железной штукой в руке, маму родную по имени забудешь. Особенно, если такого в жизни не видел..
Гражданин
Нет на сайте
+3
№12 ZapSib 20 февраля 2016 18:37
Основным оружием пехоты вермахта был карабин.Казаки контратаковали в конном строю из под солнца да с кукурузного поля.Дистанция разрывалась в секунды так что не много постреляешь.Да и строевой конь тогда еще не потерял своих бойцовских качеств- в атаке был не менее опасен чем всадник.Да и всадники все в основном непризывного возраста, прошедшие не одну войну.
Гражданин
Нет на сайте
+1
№13 kirilim 20 февраля 2016 21:37
Ребята въ что? Историю не знаете. А дивизия Доваторцев? Тоже конная дивизия. Полегло их много-да. Но бъли!!
Гражданин
Нет на сайте
+2
№14 Nikky 20 февраля 2016 23:22
Это реально было, здесь об этом помнят жители нашей станицы.
Станица Кущевская трижды переходила из рук в руки.


Моя родная земля.
А хохлы пусть и думать забудут за Кубань.
----------
Кончается время, отпущенное для ответа.
Вот-вот мне губу обожжет, догорев, сигарета.
Но кажется мне, что я вижу тоннель в конце света.
Тоннель в конце света, тоннель в конце света ...(С)
Гражданин
Нет на сайте
+2
№15 Патриот России 22 февраля 2016 00:05
Мой дед ходил в атаку. Сам рассказывал. Кавалерист Клименко П.Т.
Гражданин
Нет на сайте
0
№16 KyM 20 февраля 2016 19:33
Эрих фон Манштейн, книга Утерянные победы. Информация о атаке польских улан на танки. Второй кто подтверждает инцидент - Гейнц Гудериан, книга Воспоминания солдата.
Гражданин
Нет на сайте
+22
№17 ignore101 20 февраля 2016 16:28
Вечная СЛАВА!!! нашим дедам soldier
----------
Гражданин
Нет на сайте
+6
№18 крестьянин 20 февраля 2016 17:57
Казачество всегда было щитом и мечом Российским! Казаков за их верность отечеству всегда боялись наши враги.Поэтому вражина троцкий и компания фанатично уничтожали казаков и казачество в целом. Но казаки есть составляющая России и её гордость!
----------
Не в силе Бог, а в Правде.
Гражданин
Нет на сайте
+12
№19 Villina 20 февраля 2016 16:43
НЕдавно ТИХИЙ ДОН переслушала в формате аудио.. КАзаки все таки были солью земли русской. Деды мои со стороны мамы - сибирские казаки.
Гражданин
Нет на сайте
+3
№20 Коля-Кан 20 февраля 2016 17:50
Предлагаю в Вооруженных Силах России вновь создать казачьи
полки и дивизии. Пусть их будет немного, но они станут элитой армии как ВДВ, ВКС
и другие, вместе с пограничниками будут защищать рубежи нашей страны.
Казачьи соединения- хорошая школа мужества и отваги для молодежи, преданности своей Отчизне.
Кроме того, это подстегнет развитие конно-спортивных клубов, верховой езды, племенного коневодства и воспитание у детей огромной любви к лошадям, повсеместному изготовлению упряжи, саней и повозок для сельских поселков и деревень России.
Гражданин
Нет на сайте
0
№21 Otoshi 21 февраля 2016 01:06
Казак - свободный ЧЕЛОВЕК и ещё. Казацкому роду нет переводу.
Гражданин
На сайте
+24
№22 Евпатий 20 февраля 2016 16:45
Чтобы скакать на пулеметы, надо иметь стальные нервы. У наших отцов и дедов они были. Постараемся и мы. Вечная слава героям, сложившим головы за нашу Родину!
----------
"Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует." Х. Миних.
"Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути" У.Черчилль.
Гражданин
Нет на сайте
+17
№23 Ларборгор 20 февраля 2016 16:47
По поводу Кущевской атаки до сих пор ведутся пересуды. Спорят о количестве дивизий, о том, были ли у немцев танки, оспаривается даже значимость тех событий

Источник: http://politikus.ru/articles/70455-kuschevskaya-ataka-kak-kazaki-fashistov-rubali.html
Politikus.ru

Нечего оспаривать, победа была за нашими дедами! Досталась она им очень тяжело. Значит каждая атака, бой битва была важна и значима! Спасибо автору, т.к ничего об этом не знала.
Гражданин
На сайте
0
№24 ЮВосток 20 февраля 2016 16:58
----------
Фашизм это единственная европейская ценность которую утвердила кровавая хунта на Руине.
Гражданин
Нет на сайте
+9
Прекрасная статья, вдвойне интересна была для меня, так как я не слышал об этой битве!
Вечная память нашим павшим войнам и долгих лет жизни ныне живущим!!! soldier
----------
Жизнь хорошая штука, как её не крути!!!

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Сергей Есенин
Гражданин
Нет на сайте
+3
№26 User_3456 20 февраля 2016 17:00
Недорубов Константин Иосифович
Звание: гв. лейтенант
Место службы: 41 гв. кп 11 гв. кд

http://www.podvignaroda.ru/?n=12058456
Гражданин
Нет на сайте
+12
№27 Дикий Прапор 20 февраля 2016 19:32
Матерущий и лютый был дед.
недорубов
----------
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее.
Гражданин
Нет на сайте
+1
№28 Себастьян Перейра 20 февраля 2016 21:22
Какой же он недорубов? Оболгали его. Шикарнорубов.
Турист
Нет на сайте
+3
№29 Tiras 20 февраля 2016 17:35
А мне кажется, в нашей крови есть что-то, что у скандинавов называлось Берсерк, а у русских 'планка упала". Это я так это состояние называю. Перед тобой враг... его надо уничтожить, а что будет со мной?.... А нас рать!!!
Гражданин
На сайте
+8
№30 огневушка 20 февраля 2016 17:41
Вот эта атака и есть то самое,чего никогда не понять прагматичному западному скудоумию.
----------
"Трава права,а вы-увы."Ю.Левитанский
Гражданин
Нет на сайте
+11
№31 simeon241 20 февраля 2016 17:52
Явственно так представил мнение либераста типа Гозмана:с шашками на танки,какая глупость,надо было сдаться и потерь не было бы.Для них неведома тема защиты Родины до последней капли крови!
Гражданин
Нет на сайте
0
№32 Ekoume 20 февраля 2016 22:08
и жили бы как в европе
Гражданин
Нет на сайте
+1
№33 Bizones 21 февраля 2016 11:32
А откуда у "гозманов" Родина? Кочевые они "гозманы" эти!
Гражданин
Нет на сайте
+4
№34 Ekoume 20 февраля 2016 19:39
молодцы ребята !! вот что надо показывать по телеку.
Гражданин
Нет на сайте
+1
№35 Dubrowskiy 20 февраля 2016 21:24
Расстрел проворовавшихся чиновников и депутатов на Красной площади - вот что надо показывать по телеку. Тогда и герои будут. А сейчас битый небитого везёт.
Гражданин
Нет на сайте
0
№36 norman 21 февраля 2016 01:34
Этого в СССР не делали. Расстрел на показуху - это уровень запада.
Гражданин
Нет на сайте
+2
№37 Bizones 21 февраля 2016 11:33
Это уровень Китая, если сегодня! А если раньше, то публичные порки и казни были на
Руси делом привычным и правильным!
Гражданин
Нет на сайте
0
№38 norman 21 февраля 2016 12:16
Ну да, по телевиденью) Порки были публичные для крепостных - привычным делом. А для бояр - только если под руку горячую попадёшь. Не путайте тёплое с мягким. Тогда не для народа делалось, большая часть народу на в царской России были безправными. А времена когда была Русь, куча княжеств, вспоминать не уместно применительно к нынешнему времени.

Вот за государственное имущество была высшая мера наказания в СССР, на законодательном уровне. Но часто все происходило из-за того что государство не рассчитывало на нахальство и не охраняло должным образом
Гражданин
Нет на сайте
0
№39 Dubrowskiy 21 февраля 2016 13:45
В СССР прилюдно казнили, наверное, только военных преступников - тут вы правы. Но ворьё высокопоставленное тоже казнили, и тайны из этого не делали, в центральной прессе публиковали приговоры.

В Китае оптовые базы на простой замок закрывают, как на ящиках почтовых у нас.
Гражданин
Нет на сайте
0
№40 norman 21 февраля 2016 14:07
Да, но только они все-таки под охраной и оптовые базы просто так не ограбишь.
Выдали... оптовые склады будет грабить только откровенный дебил. А как на счет банков и хранилищ драгоценностей? smile
Гражданин
Нет на сайте
+4
№41 Nikky 20 февраля 2016 23:28
[/URL][/img]

Вот она, наша Кущевка.
----------
Кончается время, отпущенное для ответа.
Вот-вот мне губу обожжет, догорев, сигарета.
Но кажется мне, что я вижу тоннель в конце света.
Тоннель в конце света, тоннель в конце света ...(С)
Гражданин
Нет на сайте
0
№42 servaskra 21 февраля 2016 00:36
Пропиарили Алексиевич. Рудевич красавчик! Никто даже не заметил
Гражданин
Нет на сайте
+1
№43 Цыренсу 21 февраля 2016 09:37
Статья написана не сегодня. Алексиевич тогда еще была адекватна. Статью Рудкевича править не имею права. Он автор.
Гражданин
Нет на сайте
+2
№44 Egesihora28 21 февраля 2016 15:52
Прадед у меня там погиб 16.08.1942 sad
Донской казак.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться или восстановить пароль от аккаунта, если Вы его забыли.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.