Обсуждаемое
Опрос
Популярное
Едина краина просм. 16237 Едина краина
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Рейтинг
Видео

Очередь в русский мир

Очередь в русский мир

Публицист Егор Холмогоров — о том, что культура являет собой смысл существования России.

Столичная либеральная интеллигенция никак не может отойти от шока: толпы москвичей и москвичек на лабутенах и без стоят в длинной очереди в ЦДХ на Крымском Валу… на выставку Серова. И даже снесли на пути к прекрасному какую-то дверь.

Впрочем, двери в ЦДХ на снос давно напрашивались: привычка тамошней охраны держать людей на морозе не имеет оправданий; это знает каждый посетитель книжной ярмарки Non/fiction. Как видим, любители русского искусства оказались «конкретнее» любителей иностранных книг.

Но не эта воинственность поклонников Серова так возмущает либералов, а сам факт любви к русскому искусству. Ненависть, истерика и отвращение у наших потенциальных «освободителей» зашкаливают. Кто-то из прогрессивных людей шутит шуточки, кто-то отпускает презрительные комментарии, кто-то постит издевательские «анимированные гифки», где специальный кран выкидывает людей из очереди, кто-то наполняет всё рассуждениями про «в серой стране, где серое небо, серые дома, серый народ и серый президент, художник тоже серый».

А кто-то, как журналистка Ксения Ларина, обвинил граждан в том, что вообще недопустимо стоять в очереди. Очередь — это зло. Очередь — это совок. За одним, впрочем, исключением. «Я стояла в очереди в «Макдональдс», в той самой, в первой очереди, зимой 90-го года! И поверьте, дети, это была не давка за гамбургерами, не очередь за американской хавкой — это была очередь за свободой. Открытие «Макдональдса» в мрачной, холодной, голодной Москве — это была акция не столько гуманитарная, сколько гуманистическая, нас включали в свободный цивилизованный мир». Тут остается беспомощно развести руками. За свободой в «Макдональдс» — это сродни анекдоту про человека, который в магазине «Березка» прыгнул за прилавок и попросил политического убежища.

Наиболее глубокомысленные аналитики договорились до того, что Серов — художник имперский, а потому массы «ватников» и ломятся на него, аж снося двери, чтобы приобщиться к ностальгии по былому русскому миру — тому самому, под который потом подложил бомбу Ленин. Порядочный же человек должен презирать имперство, русский мир, «ватников».

Серов действительно художник русского мира и художник империи. Он в числе лучших представителей русской классической реалистической традиции — одного из самых недооцененных явлений в истории мирового искусства.

Укрепилось интеллигентски-обывательское мнение, будто при первостепенных литературе и музыке, русская живопись второстепенна. «Русское» в истории мировой живописи — это либо доклассическое (иконопись), либо постклассическое (авангард, соц-арт). Икона «Троица» и антиикона «Черный квадрат». Русской живописи между условными 1700 и 1900 годами как бы не существует. Реалистическая традиция, традиция «похищения Европы», традиция освоения русским глазом европейской прямой перспективы и масляной краски якобы второстепенна. Этот подход к русскому искусству сформировался на Западе и навязан нам по понятной причине — тем самым Европа уходила от сравнения с Россией, вычеркнув два столетия из истории нашего искусства.

Между тем асинхронность русского живописного расцвета напрасно путают с отсталостью. Реалистическая традиция передвижников и в самом деле была асинхронна миру Эдуарда Мане и импрессионистов, «реализм» которых ограничивался борделями и кабаками Монмартра да выездом в деревню на реабилитацию. Но ничего «отсталого» в ней не было. В отличие от «академистов» передвижники не воспроизводили прежние, уже отмершие традиции европейской парадной живописи, а двигали изобразительное искусство вперед — туда, где оно еще не бывало и куда не пошли ни импрессионисты, ни прерафаэлиты, в социологизм и психологизм, рифмующиеся с традицией русского реалистического романа той же эпохи.

В результате наше искусство гораздо менее глянцево, гораздо в большей степени говорит о недостатках и бедах, чем современное ему западное, у которого и проститутки выглядят как богини. Но в величии русскому искусству отказать нельзя. И не случайно оно, начавшись с товарищества художников-нонконформистов, превратилось в официальное искусство империи, что было засвидетельствовано «Заседанием государственного совета» Репина — картиной-апофеозом имперского духа. Кстати, отличная была бы идея — привезти это полотно в Москву и устроить выставку одной картины.

С некоторой натяжкой назвать Серова «имперским» художником можно. Ему не раз и не два поступали заказы от императорской фамилии. Ему принадлежат великолепные парадные портреты Александра III и удивительно мягкий и лиричный портрет Николая II, в котором можно увидеть душу и грядущую трагедию императора. Но эта имперскость ни в коем случае не была идеологической — напротив, в 1905 году Серов, не боясь потерять госзаказы, рисует язвительные карикатуры на разгоны казаками антиправительственных демонстраций.

По сути, Серов — очень камерный художник. Его интересует человек и ничего больше. Там, где Суриков или Репин создают многофигурное эпическое полотно, У Серова пара почти акварельных черточек, достигающих эффекта за счет невероятного проникновения в человека. Современники этот прием зачастую называли пророческим.

«Имперскость» же в творчестве Серова связана с особенностью госзаказа. Живопись — это искусство, которое не может развиваться «вольно». Расцвет живописи в любую эпоху в любой стране связан с появлением платежеспособного имеющего вкус заказчика. Так было и в России: причиной расцвета русской живописи, частью которого было творчество Серова, стала увлеченная конкуренция частных галеристов и меценатов — Третьякова, Мамонтова и галериста венценосного — Александра III, традиции которого продолжал его наследник. Одно время царь и Третьяков с настоящим азартом «перехватывали» художников друг у друга, и поэтому золотой фонд русской живописи так выразительно разбит между Третьяковской галереей и Русским музеем императора Александра III.

Не так давно, когда Нобелевский комитет вручил премию Алексиевич, те же самые персонажи, что сегодня изгаляются насчет выставки, рассуждали о «подлинном русском мире — мире не оружия и агрессии, а высокого искусства и культуры». И вдруг такое самораскрытие — русский мир искусства их не устраивает.

А «Девочка с персиками» и в самом деле — образ русского мира. Место действия — Абрамцево. Сакральное место для русского мира от Аксаковых, Гоголя и Хомякова до Мамонтовых, Серова и Васнецова. Героиня — Вера Мамонтова — в 1903 году выйдет замуж за Александра Самарина, племянника великого славянофила, и родит ему троих детей. В 1907 году внезапно умрет от пневмонии. Зато ее мужу предстоит пережить все испытания революционной эпохи: как «активный церковник» и бывший обер-прокурор Синода он неоднократно арестовывается и умирает в ссылке. Так что эта мирная залитая солнцем картина — окно в Россию, которая еще не знает, что ее скоро не станет.

Так же как портрет Николая II, это взгляд грустных глаз, которые понимают, что России не станет, и не могущих ничего предотвратить. Глаза эти шокировали современников. Революционерам они показались настолько невыносимыми, что в октябре 1917 при разгроме Зимнего дворца солдатня их просто выколола. Хорошо, что до нас дошла авторская копия портрета.

Сегодня мы можем, кажется, смотреть на Россию с несколько большим оптимизмом, нежели сто лет назад. Тогда страна была охвачена неостановимым исканием великих потрясений. Сегодня «потрясатели» отчуждены от России и не чувствуют ее. Пока они сочиняли себе мир, в котором голодная и озлобленная Россия выстраивается в очереди к обменникам, Россия выстраивалась в очереди к картинам Серова.

Это и доставляет дискомфорт либеральным аналитикам. Александр Архангельский заклинает: «Нас ничто на самом деле не объединяет: ни в настоящем, ни в прошлом. Это жестокая и крайне неприятная правда, от которой хочется спрятаться. Вместо того чтобы дать себе принципиальный ответ: если нас ничто не объединяет ни в настоящем, ни в прошлом, то давайте работать над тем, что сможет нас и наших детей объединить в будущем, мы начинаем искать иллюзорные замены. Такой иллюзорной заменой оказался Серов».

Александр Николаевич, выразимся мягко, говорит неправду. Русская культура действительно является важнейшим фактором из тех, что нас объединяют в единую нацию. Нацию, способную отстаивать свое достоинство и воссоединять себя. Русская культура — это одно из высших достижений человеческой способности быть. Мало того — самопревосхождение этой способности.

Россия странная, холодная, мало пригодная для жизни и творчества страна при полярном круге. Вы слышали что-то о великой канадской литературе, великой норвежской живописи или шведской музыке? Ведь в этих странах гораздо теплее и всё более обустроено, чем в России? И только Россия с ее несовершенной социальной организацией и многострадальной экономикой ухитряется в одиночку поддерживать великую культуру во всех значимых областях творческой деятельности человека. Эта культура являет собой суть и смысл существования России.

Отношения либеральной тусовки с русской культурой прошли два этапа. Сперва она пыталась выдать за эту культуру себя, а глумливое безумие галеризма — за продолжение великой традиции. Не вышло. Сейчас, похоже, начался второй этап. Полубоги, приобщенные к Энди Уорхолу и яйцам Павленского, начинают третировать культуру туземцев и дикарей, к которой относится Серов. Строго говоря, на месте Серова мог оказаться Брюллов, Репин или Дейнека. Им бы так же досталось на орехи, потому что куда бы ни целили, попасть в любом случае хотят в Россию.

Однако подобное третирование русских как туземцев имеет смысл лишь тогда, когда третирующий превосходит их военно-технологически. Имея пушки за спиной, легко было объяснять инкам и индусам, что их культура ничтожна. Но звездных космолетов с планеты Нибиру я за спинами наших либеральных рептилий не наблюдаю.

А угроза Соединенными Штатами как-то не выглядит страшной и несколько обветшала. На нее наш народ уже нашел отличный ответ: при долларе 80 иди на выставку Серова.


Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
41 мнение. Оставьте своё
№1 defender_III 25 января 2016 18:33
+14
Радует тяга людей к ПРЕКРАСНОМУ!
№2 Cheburashka 25 января 2016 18:39
+11
Я вас умоляю, в детстве и до сих пор, куда бы не приехал, в первую очередь история и достопремечательности. Всё остальное, на вечер. Свой город знаю от и до, могу сам гидом быть.
№3 defender_III 25 января 2016 18:42
+2
О чём ваша мольба?
№4 Читатель 25 января 2016 18:46
+33
Вот мольба либерала



а человек все правильно написал - хамон и пармезан сгинут в унитаз (в среднем часов через 12)
----------
Сталин - патриот, говорят патриоты.
Сталин – русский националист, говорят русские националисты.
Сталин – коммунист, говорят коммунисты.
Сталин – мразь и негодяй, говорят мрази и негодяи.
№5 Белый Кит 25 января 2016 19:13
-2
Хамон и пармезан даже через 12 часов после употребления прекраснее и благороднее, чем ватный корм.
[чур в меня не кидаться, это я макаревичу идею подкидываю, или кто там у них главный]
№6 luksus 25 января 2016 21:01
+7
хамон и пармезан... фигня ж полная и то, и другое... либерастам просто названия заграничные нравятся... biggrin
№7 alexlar4ik 25 января 2016 19:31
+19
Зачем Серов либерасту,
Когда он Улицкой начитан?
И Быкова бредни прекрасны,
И верх совершенства-Кончита!
№8 Виктория.М 25 января 2016 19:36
+7
№9 ЯгморТ 25 января 2016 20:23
+5
А вы, друзья, заметили? Как за последний год увеличилась в разы реклама "Макдональдса"!!! Причём типа "мы работаем для вас каждый день - до завтра!". Как только пошли разговоры о ликвидации этого фаст-фуда реакция не замедлила себя ждать!
№10 kofesan 25 января 2016 18:46
+14
С российской спецификой!... biggrin Только у нас, наверное, могут "вынести двери", в очереди к прекрасному, хоть и не специально. "Ну просто так получилось"!
А вообще-потрясающе всё это на телеке смотрелось!
№11 петр вотинов 25 января 2016 18:34
+17
Сами не могут ничего создать, какие нибудь заблеванные унитазы, да пара чувырл на полотнах, вот и изгаляются от бессилия.
----------
Сколько шакалов и псов скалятся с разных сторон, на золото наших хлебов, на золото наших икон.
№12 Eneus 25 января 2016 20:13
+21
Корёжит бесов!!! Русская КУЛЬТУРА как Экзорцизм.
Западная же культура в основном - ловкий бизнес, эпатаж им необходим - цветастая заплатка на голом заду.
№13 Торпедо 25 января 2016 18:36
+5
Ооо... а если еще выставку Серебряковой сделать!
№14 im59 25 января 2016 18:57
+17
Ее *делали* в прошлом году. Там же, в Выставочном зале Третьяковки на Крымском валу, где сейчас экспозиция Серова. Но она нам в наследие оставила меньше картин, чем Серов. А с большим успехом в прошлом году там же была выставка Коровина. Тоже я в очереди 2 часа стояла. На Серова стояла дважды - 1.5 часа в октябре и повторно с сыном пошла в ноябре. Стояли уже 2 часа. А еще ВЕЛИКОЛЕПНУЮ выставку сделали в январе в худ. галерее Храма Христа спасителя. *Художественные сокровища России: от иконы до живописи модерна.* Люди тоже толпились. Выставка уникальная. Даже иконы 16 века. Из Киево-Печерской Лавры были несколько.А Айвазовский и Брюллов с Нестеровым . Майков, Рерих, Куинджи...ООО!!!!
№15 Евпатий 25 января 2016 19:36
+8
В 2014 году был на выставке в Русском музее, посвящённой столетию Первой мировой войны. Живопись, плакат, лубок, скульптура. Петров - Водкин, Рерих, Малевич, Маяковский, Пастернак и много-много других! Я ТАКИМИ их никогда не видел. Это было как килограмм шоколадных конфет на праздник в детстве!
----------
"Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует." Х. Миних.
"Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути" У.Черчилль.
№16 Белый Кит 25 января 2016 18:43
+1
По радио прикольно об этом сказали - любители прекрасного выломали дверь в картинную галерею.
Ещё как-то слышал по телевизору, кажись, в передаче "Следствие вели". Вспыльчивый учёный схватился за нож.
№17 КузьмаЗлодеев 25 января 2016 18:50
+15
Думали пиндосы-вот порвём российскую экономику,а голодный народ порвёт Путина.Экономику не порвали,а народ сплотился вокруг своего Президента и валом повалил за духовной пищей.Вот такая она душа русская,непонятная супостатам.
№18 Александр.Г 25 января 2016 18:51
+9
В очереди на выставку Серова замечен Джон Траволта
№19 Arny11 25 января 2016 19:22
+10
Неужто сам Джон Траволта пожаловал??? biggrin (сорри за оффтоп). А по делу: очень радует такое отношение русских к культуре!!! Видать ничего у либерастов не выходит, вот и воют шакалы продажные!!!
№20 Александр.Г 25 января 2016 18:54
+18
Госдеп вводит санкции против первой сотни людей, которые стоят в очереди на Серова

Программа "Жди меня" начинает поиск родственников в очереди на Серова

Звонила сестра. Стояла четыре часа на морозе, а этот Серов даже и не вышел

ООН планирует направить международных наблюдателей для контроля ситуации с очередью на выставку Серова
№21 Sovushka 25 января 2016 18:59
+7
Молодцы либералы, хорошую рекламу сделали.
----------
№22 ЛиКа 25 января 2016 19:15
+7
Когда была в Москве видела что будет выставка, но после моего отъезда домой. Поэтому-посмотрела на рекламу, вытерла слюни с подбородка, вытерла слёзы с глаз и поехала домой sad
№23 alexlar4ik 25 января 2016 19:45
+8
Не переживайте,все ,что было на выставке,за исключением девяти работ,есть в Третьяковке!
№24 ЛиКа 25 января 2016 20:43
+4
А как же мне не плакать в Москве только раз была и когда ещё приеду не известно. В Третьяковке до Серова не дошли. Впрочем надеюсь что выберусь в Москву. Город не показался мне чужим, значит ещё приеду.
№25 МарияНива 25 января 2016 19:16
+10
Эх, ребятки. Обратно бы Ивана Ефремова и Алексея Николаевича Толстого в широкую публикацию... Так и либерастни даже блоги читать не будут. Ну, как можно читать вышеприведенные вирши после Толстовского "...матерным московским говорком...". Великий роман "Петр Первый". Сочувствую молодежи.
ПыСы. В "Макдональдс" оне за свободой стояли... А в сортир потом зачеи стояли - вернуть "свободу"?
Суслики вы. Это мы свободны, а не вы.
А насчет замечания о социальной организации и экономике... Все слабо и плохо, однако почему то все держится. Несмотря на дичайшее давление. Другое дело, что тут надо работать и работать. А кому сейчас не надо???
№26 Виктория.М 25 января 2016 19:39
+12


Вот что укропитеки постят facepalm
№27 МарияНива 25 января 2016 19:58
+2
А Рембранд с Рубенсом тогда что?
№28 Heliantus tuberosus 26 января 2016 11:17
0
"...Вот что укропитеки постят..."

нет, это бесподобно! второе, конечно, юмор;)
№29 Antalex 25 января 2016 19:54
+3
Молодые американцы в восторге от русской анимации



На медиаплатформе BuzzFeed состоялся эксперимент, в ходе которого молодым американцам показали советские и российские мультфильмы, записав их реакцию на видео.

Показ открыла анимационная картина «Чебурашка и крокодил Гена» и сразу вызвала бурю эмоций. Правда, Гену приняли за динозавра, но зато Чебурашка покорил многих своим обаянием:

«Господи, только посмотрите на этого симпатичного парнишку! Он такой милый при свете дня, а вот ночью был бы чертовски пугающим».

Последним американской молодёжи показали современный российский мультсериал «Маша и Медведь». Практически все зрители отметили, насколько профессионально и качественно он сделан.

«Хотел бы я, чтобы наши мультфильмы были такими же, это так круто», — признался один из молодых людей по итогам просмотра. А другой зритель отметил: «Меня впечатлило, как сделаны эти мультфильмы, их анимация». По словам ещё одной девушки, наши мультфильмы «куда круче, чем американские».
----------
№30 Tulius 25 января 2016 19:59
+14
Нет, реально за свободой в "Макдональдс"?! biggrin
В эту тошниловку?!
Это не фейк? Реально кто-то такое сказал?! facepalm

Какая-то Ксения Ларина?!

Неужто ей не объяснили, что слово "свободный" в предложении "Свободная касса!" означает отнюдь не приверженность либеральным ценностям. ))))

А тогда, когда народ в конце 80-х и правда стоял, я думала, что это просто любопытство и интерес к диковинке.... А тут, оказывается, идейные соображения...
facepalm
№31 edgarcacey4 25 января 2016 20:03
+3
Странно такое отношение к Серову этих московских в основном иудейских кровей космополитов, ненавидящих русское быдло, по идее он должен быть для них святым и вне критики и ничто, связанное с ним не должно ими быть поругано, поскольку:

Великий русский художник Валентин (Тоша) Серов, этот угрюмый и печальный человек, который больше всего любил русские неброские пейзажи сельской России, несмотря на еврейские корни по линии матери в отличие от Коровина и Шаляпина, к примеру, "нуждался частенько, собственно почти всегда", хоть и написал множество парадных портретов царской семьи и богатейших людей России.

"Серову было органически чуждо накопительство. Один эпизод,.... рассказан его дочерью. Шаляпин и Коровин пригласили Серова в ресторан "Метрополь".
"Шаляпин и Коровин ...рассуждали о том, куда лучше в какой банк перевести за границу деньги.
"А я, - сказал Серов, - уже перевел"
"Как, куда?"
"Прожил"

"Не имея никаких запасов, - пишет его дочь, - расходуя все, что он зарабатывал на жизнь, он ужасался при мысли о положении, в котором осталась бы его семья в случае его смерти"
(М.Копшицер. "Валентин Серов" Москва, 1972)

Приходится сделать единственно возможный вывод, что для этих наших космополитов ничего святого даже в своих великих соплеменниках нет, если Госдеп США дал этой своре команду облить Россию грязью
№32 King um 25 января 2016 20:13
+1
Выставка идет с осени,но не так давно её посетил Владимир Владимирович,что было освещено журналистами.Почти все картины в экспозиции,это картины третьяковки.Ажиотаж появился после выше описанного события,которое стало своего рода рекламой.Эффект Вятского кваса.Пропускной режим в третьяковке стандартный,как и в других музеях (музей Пушкина,музей ВОВ,исторический музей,музей А.Рублёва и др.)Музей им.Андрея Рублева уникальное место,на территории расположено самое старое здание Москвы оно же является действующим храмом,экспозиция музея состоит из уникальных образов с многовековой историей.На территории захоронены Лопухины и основатель русского театра Волков.Музей уникален в своём роде,летом особенно красиво.Не буду расписывать,кто захочет тот найдет время посетить.Дело в том,что вход на террирорию свободный,а посещение выставки 100 рублей и не смотря на это желающих я бы сказал очень очень мало,даже православные к старейшим образам не так тянуться,а выстави эти иконы в храме Христа Спасителя или в Третьяковке,да если и президент посетит,то давка обеспечена.Мода нынче на нашего президента и это хорошо,но давайте без его толчков тоже проявлять интерес к культуре и истории.
№33 Taci_T 25 января 2016 23:16
0
Нифига подобного. Все новогодние каникулы были такие же очереди.
№34 King um 25 января 2016 20:25
+6
В музее Рублёва иконы от 15 века до 19 есть образа плачущие и чудотворные.Посетите кто не был,не пожалеете.
№35 alexlar4ik 25 января 2016 20:25
+6
Баллада о ватнике.
-------------------
Ватник-справная одежда,
Скольких он от смерти спас!
Партизан в просторах снежных,
Шоферов в военный час

Банька,валенки и ватник,
Да под громкое "Ур-р-ра!"
Удирал фашист проклятый,
До Берлина на парах...

Как ты мог,ничтожный суслик,
Взяться ватник оболгать,
И в каком ты месте русский?
Либерал,едрена мать!
№36 Sanandy 25 января 2016 20:36
+4
Век бы читал такие новости !!! Неужели просыпаемся ..... ? tongue
№37 нирбок 25 января 2016 20:40
+1
. Вы слышали что-то о великой канадской литературе, великой норвежской живописи или шведской музыке?
Автор что,АББА не слышал,или это не музыка?!
№38 МарияНива 25 января 2016 20:50
+3
А Вы попытайтесь сравнить значение АББЫ и, например, Чайковского...
№39 нирбок 25 января 2016 20:54
0
Чайковскому бы АББА понравилась.
№40 VEXILLUM 25 января 2016 22:39
+1
Интересна история картины в "Вики" - https://ru.wikipedia.org/wiki/Девочка_с_персиками
№41 aha74 26 января 2016 04:56
+1
Цитата: Arny11
Неужто сам Джон Траволта пожаловал??? biggrin (сорри за оффтоп). А по делу: очень радует такое отношение русских к культуре!!! Видать ничего у либерастов не выходит, вот и воют шакалы продажные!!!

Он думал-это макдональдс