Обсуждаемое
Опрос
Популярное
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг
Видео

Как мозг понимает грамматику

Как мозг понимает грамматику

Выдающийся современный лингвист Ноам Хомский в конце 50-х годов прошлого века предположил, что способность говорить на каком-либо языке является у нас врождённой. Согласно этой гипотезе, последовательности слов в грамматически верных фразах соответствуют неким абстрактным структурам, существующим в нашем сознании, так что мы можем распознать языковое выражение, даже если оно будет совершенно бессмысленным по содержанию, например: «Бесцветные зелёные мысли яростно спят». Но есть и противоположное объяснение, состоящее в том, что язык формируется из постоянного сравнения звучащих слов с их местом во фразе – так осознаются грамматические структуры. Предполагается, что в таком случае наши представления о том, как строить фразу, берутся из опыта.

Нейробиологи из Нью-Йоркского университета, Пекинского университета и Общества Макса Планка решили опытным путём выяснить, что происходит в мозге при усвоении лингвистических единиц. Участники эксперимента слушали предложения на английском и севернокитайском языках (то есть знающие английский слушали английский, а знающие китайский – китайский), причём слова, словосочетания и предложения им произносили без интонационных подсказок (без повышения и понижения тона и т. д.) и в произвольном порядке. То есть, например, человек вразброс слушал обычные фразы, вроде «Кофе прогоняет сон», какие-нибудь странные высказывания, вроде «Розовая кукла обижает девочку», и просто набор слов, как бы организованный в предложение, например «яйца желе розовый будить». Кроме того, в каждом случае слова произносил через равные промежутки времени.

Целью исследователей было увидеть, как мозг различает разные уровни организации языка (то есть как он отличает последовательности слов от словосочетаний, а то и другое – от предложения) без интонационных и прочих подсказок. За активностью мозга наблюдали с помощью магнитной энцефалографии, когда регистрируются изменения в магнитных полях, генерируемых нейронными структурами, и электрокортикографии, когда электрическая активность фиксируется прямо на коре полушарий (такая процедура, разумеется, возможна только с пациентами, которым и так предстоит операция на мозге). В статье в Nature Neuroscience авторы пишут, что им удалось выделить активности, связанные со словами, их сочетаниями и предложениями, причём все три уровня языковой организации нервная система анализировала одновременно. И всё это происходило, подчеркнём ещё раз, без подсказок в виде интонации или неравномерного произнесения слов во времени, что могло бы выдать между ними некую связь.

Полученные результаты подтверждают гипотезу Хомского – язык, который мы слышим, укладывается в предуготовленные для него грамматические ячейки, что в равной степени верно для таких далёких друг от друга языков, как китайский и английский. (Заметим, что речь идёт не о смысле слов, не о том, что какое-то конкретное сочетание звуков соответствует какому-то предмету или явлению, а о грамматической составляющей языка.) Хотя, скорее всего, новые данные будут ещё не раз проверять и перепроверять – гипотеза «врождённой грамматики», несмотря на свою известность, до сих пор многими считается «слишком оригинальной».

Кирилл Стасевич
Постоянный адрес публикации на нашем сайте:
QR-код адреса страницы:
(Наведите смартфон, сосканируйте код, читайте сайт на смартфоне)
36 мнений. Оставьте своё
№1 Zoom 26 декабря 2015 03:06
+9
Гипотеза "врожденной грамматики" подтверждается поведением детей , которые только только учатся говорить. Ребенок никогда не выдаст фразу -типа "Мой твоя не принимать " Понаблюдайте , как дети когда учатся говорить пробуют произнести новую для себя фразу . Они несколько раз пробуют ее произнести и когда она зазвучит "правильно" , т.е. не "режет слух" они ее произносят уже уверенно . При этом их никто не "правит" - все это они делают самостоятельно.
№2 schula-mif 26 декабря 2015 03:24
+14
Некоторые-отстающие-упорно молчат, чтобы в два года начать говорить готовыми фразами, без предварительной их "обкатки" по речевому аппарату.
№3 Zoom 26 декабря 2015 06:18
+6
Молчат - это не значит что не пробуют . Скорее всего не хотят , что бы над ними смеялись за неправильно построенную фразу ( видимо был прецедент )
№4 Animala5 26 декабря 2015 12:09
+3
точно! старший внук в 1 год и 10 месяцев рассказывал наизусть уйму детских стихов -Федорино горе, Доктор Айболит и пр., любую книгу открой, прочитай строчку- он сразу продолжит, внучка в год и 3 месяца болтала вовсю...а младший упорно не хочет говорит, в 1 год и 5 месяцев говорит слов 20, различает все цвета, всё может объяснить, но не говорит и я явно вижу - стесняется)
уверена, в 2 будет такое выдавать, что ой-ёй-ёй!)))
№5 Slava21 26 декабря 2015 05:36
+12
Я первый раз слышу про эту гипотезу, но я смотрю на своего младшенького.
Фразами типа:
- Да нет, наверное...
Он ставил в тупик своих сверстников ещё в детском саду.
А если ему давали выучить стихотворение на утренник на украинской мове, то это было гарантированное шоу, по сравнению с которым комик Азаров Н.Я., нервно курит в стороне.
Вот как то так, на русском языке он применяет такие выражения, что иной раз задумываешься: "Кто тебя этому научил?", а на украинском он так каверкал стихотворение, что родители смеялись, утирая слёзы, а он их добивал вопросом, заданным с детской непосредственностью:
- Чего вы все смеётесь? Тут нет ничего смешного!
Как то так...
№6 Zoom 26 декабря 2015 06:35
+5
biggrin Для его подсознания украинский язык воспринимается как ошибка и подсознательно пытается "прочитать" их как русские слова взамен "ошибочных" . Если бы это была "вольная" , свободная фраза , его подсознание подобрало бы правильно звучащие русские слова , а так ему задан определенный набор слов ( это же стих или текст для "зазубривания"), которые нужно озвучить .
"Кто тебя этому научил? " - посмотрите свое генеалогическое древо. Учителя там . winked
№7 Мир-Труд-Май 26 декабря 2015 08:00
+8
В самом деле, для русского мозга, украинский язык это просто издевательство, честное слово. Во всяком случае, если бы мне пришлось учить украинский, то я бы его точно не выучила, но и по-русски стала бы писать с ошибками.
У нас в классе девочка украинка по русскому больше тройки не получала (а училась оч. хорошо по остальным предметам). Почему? Я поняла это, только повзрослев (потому-что в детстве только отдельные украинские слова слышала и понимала их, конечно), а когда услышала украинскую речь, я поняла в чём её проблема. Совместить русский и украинский без ущерба для психики сложно (ну, для моей — это точно).
Предвижу возражения людей, живущих на Украине, которые знают хорошо оба языка и прекрасно себя ошущают. Вот вам я говорю — я вами просто восхищаюсь, поскольку сама точно сошла бы с ума. feel
№8 Koloty E. 26 декабря 2015 11:46
+4
Мой полтавский украинский язык - не ошибка для мозга, не надо говорить о том, чего не понимаете. Я, благодаря моей прабабушке, неграмотной крестьянке из Полтавской губернии, люблю украинский язык (в моем детстве он назывался именно украинским). Читаю, пишу, но теперешний разговорный не воспринимаю,хотя и понимаю. Ненавижу тех, кто убил мой язык, кто сделал из него галичанскую гвару. С 17 лет живу в России, акцент и обороты суржика исчезли, но всплывали каждый раз, когда ездила на Украину к родителям. Теперь не езжу, уже 3 года не была. sad
При том, что знаю украинский, у меня врожденная грамотность. По-русски пишу практически без ошибок, чего и всем желаю.
№9 gres_berillij 26 декабря 2015 12:10
+2
Я убежден, что близкие языки детям следует учить последовательно - сначала усвоить один, потом давать слушать другой - это почти гарантирует, что в голове не возниает путаницы.
№10 Uralochka 26 декабря 2015 13:46
-1
Говорят, что "чистый" украинский язык сейчас остался только в Полтавской области.
№11 Slava21 27 декабря 2015 03:11
0
Цитата: Uralochka
Говорят, что "чистый" украинский язык сейчас остался только в Полтавской области.

Корни моей жены, а она украинка, идут из Полтавской области.
Но всё равно младший очень явно выражается на русском. У него просто не получается говорить на украинском. Вы поищите выступления Азарова, где он пытается говорить на мове. Уверяю Вас - цирк не нужен. Точно так же рассказывал стихи на утренниках и мой младший. Старший же свободно применяет и русский и украинский языки, но разговаривает на русском.
№12 Паргелий 26 декабря 2015 08:11
+1
Наблюдали за детьми.
Тут есть одна тонкость, не строят они такие фразы (хотя строят они очень много, читаем "от двух до пяти")потому то они таких опытов вокруг себя не слышат.
НО!
Это никак не может свидетельствовать о том то они (или мы когда были маленькими)не могут подобный бред сформировать в принципе. Потому то любое что мы говорим должно нести полезную инфу. Смысловую нагрузку.
Поэтому это не лежит в плоскости приоритета мозга. Я имею ввиду тупые до бессмысленности словосчетания. Верно ли исследователь интерпретировал сигналы мозга, ибо это были сигналы, а что они сигнализировали?.. Нам всего лишь предложили одну из версий. Но не факт.
Признаться не могу конкретно формульнуть, но чуйка кажет что что то тут не верно. Как и два "что" в одном предложении.
№13 cergovan 26 декабря 2015 14:26
0
Все Вы правильно говорите, но почему то забываете одно народное определение ДАНО- и как не крути, а одному человеку что то дано, петь там, водить машину, рисовать,а другому хоть заучи его до смерти, ну лезет в него это и все тут. Переберите в памяти знакомых и порассуждайте - получится забавно ! ng2
----------
Мужик
№14 Daryana 26 декабря 2015 03:09
+5
гипотеза «врождённой грамматики», несмотря на свою известность, до сих пор многими считается «слишком оригинальной».

Мне тоже кажется эта гипотеза слишком оригинальной. Сразу на ум приходят известные истории о детях маугли, которых вырастили животные. Попав в дальнейшем в общество людей эти дети так никогда и не смогли научиться разговаривать. А это говорит только об одном - навыки речи формируются в раннем детстве, дети именно учатся говорить. И не научившись этому в раннем детстве - уже никогда не могут этому научиться. Значит речь не является врожденным свойством человека, тем более грамматика.
№15 SV_Guss 26 декабря 2015 06:19
+2
Вовсе не обязательно. Если есть определенный возраст, после которого учить говорить, т.е. формировать навыки речи, бесполезно, то почему бы не быть определенному возрасту, после которого врожденная речь/грамматика не поддается развитию, угасает?
Обе возможности логически равноправны, ну, а как оно на самом деле, даже Хомский не знает :)
№16 Daryana 26 декабря 2015 15:42
0
В школе и института я учила немецкий язык, затем мне понадобился шведский, а потом английский. Последний в весьма серьезном возрасте изучался мной. Но я тем не менее отлично слышу безграмотно построенные фразы и ошибки в речи. А у самой меня фразы строятся автоматически, при этом я использую всё множество английских времен глаголов на задумываясь. Сначала разумеется я изучала правила, а потом практика, практика, практика....правил уже многих и на помню. Так же как многох правил русского языка не помню. Но неправильности речи режут мне слух.
№17 SV_Guss 26 декабря 2015 16:27
0
Ну так это скорее говорит в пользу того, что грамматические конструкции уже "вшиты" структурно в мозги, безотносительно содержания, то бишь смысла произносимого. Вроде музыкального ритма, что ли... Я сам никогда не имел проблем с языками, думаю, любой европейский сносно выучу месяца за три. Даже купил, не скачал (чтоб жалко было не использовать) учебник корейского (люблю бывать в Корее, больше за рубеж вообще никуда не тянет) - да лень.
На ютюбе много лекций Хомского по языку, но поскольку он сам заявляет, что речь это и для него тайна, то какой смысл их слушать? :) Это то же самое, что и сознание, или происхождение первичной органической жизни - мнений много, но никто ничего не знает. Я много дебатов на эту тему слушал на том же ютюбе, теперь уже почти перестал. Оно вроде как интересно, но.... "никто не знает настоящей правды" как сказал Чехов.
С наступающим!
№18 Zoom 26 декабря 2015 06:46
+1
Мозг не может быть все время быть "открытым" для обучения . Человеку дается определенное время для освоения того или иного навыка . Для речи он ( мозг ) доступен до 5 лет . Дальше идет уже накапливание словарного запаса . Если к этому времени не был "запущен" языковый механизм , то в дальнейшем уже будет сложно освоить язык - нет базы ( грамматики )
№19 Daryana 26 декабря 2015 15:49
0
Согласна. Интересно каки дети в двуязычных семьях начинают говорить. Они очень быстро начинают различать два языка один от другого. И с легкостью начинают исрользовать оба, без труда переходя с одного на другой. Оба языка для них становятся родными. Это просто поразительно. Когда такого ребенка спрашиваешь на каком языке он думает и на каком ему снятся сны, он отвечает что не может сказать определенно, наверное на обоих.

Взрослые уже по другому изучают иностранные языки. Приходится именно учить. И изученный язык уже не становится родеым. Сны на нем не снятся.
№20 Zoom 26 декабря 2015 19:38
0
Мы , все взрослые свободно говорим на двух языках ( русский, украинский ) Между собой общаемся исключительно на русском . Т.е. внучка не слышит дома украинский язык- только на улице . Изучение в школе украинского без проблем . Она правильно читает и говорит на обоих языках .
Насчет думать . Я то же не могу сказать , на каком думаю. Иногда читаем книги или смотрим фильм да же не обращая внимания на язык .
Скорее всего многоязыковые люди сразу и не определят на каком языке с ними разговаривают . Все происходит на уровне подсознания .
№21 Антон Орловский 26 декабря 2015 09:46
+3
Знаю о врожденной грамотности. Похоже, что это что-то вроде абсолютного слуха грамматического. Для меня почти запредельное качество.
Но вопрос сложный и серьезный, еще не на один десяток лет. Про Маугли читал любопытные вещи: Что выучить удалось такого ребенка из Туркмении. Оказался очень умен, даже в шахматы играл.
Остальные да, говорят после пяти лет уже не научишь. Тут кроме мозга еще и речевой аппарат, он формируется до 5 лет. Помните, что все наши знаменитые разведчики в тылу врага, если говорили, что они немцы. В реальности были двуязыкими, то есть говорили на немецком с детства. Иначе их тут же кололи, что это не родной язык.
----------
«Война всех против всех». Томас Гоббс
№22 Ergon73 26 декабря 2015 03:21
+6
Мне вот очень не нравиться, что сейчас английский детям вдалбливают по школьной программе со второго класса, причем в объемах, которые сильно круче чем в советские времена. Ну зачем это надо? Имхо только для того, чтоб одаренных потом заманить заграницу... Ну ведь явно не для того же чтоб потом сэкономить на переводе неких текстов!
№23 Daryana 26 декабря 2015 15:53
0
А надо бы два иностранных языка "вдалбливать" со второго класса. Изучение иностранного языка тренирует мозг. Таеже как изучение математики. Пожилым людям рекомендую начать изучать иностранные языки. Это продлевает жизнь. Тренировка мозга сказывается положительно на физической активности и здоровье. Мой отец в 75 лет сдал экзамен по английскому на военного переводчика и работал до 78 редактором переведенных морских лоций.
№24 belkin 26 декабря 2015 03:36
+2
Замудрили что-то, сознание есть свойство отражения реальности, речь это тоже отражённая реальность в понятиях (на рациональном уровне), поэтому когда второе накладывается на первое, возникает иллюзия врождённых идей и каких-то структур. А мозг обслуживает сознание, значит его структура соответствует деятельности сознания. Чем мудрёнее информация, тем дальше она от истины. На тонких планах сознания в нашем понимании и речи нет, душа имеет другие структуры для отражения и общения.
№25 Prov 26 декабря 2015 04:14
+6
Мне эксперимент не кажется корректным. Китайский язык вообще интонационный. Впочем и у англичан тоже есть этот грешок. Если не с тем ударением слово пропел или не там звук растянул - не поймет и будет смотреть как баран на новые ворота. Вообще английски язык слабый до невозможности. В двух соседних деревнях одно и то же слово могут петь по разному и друг друга не понимать. До смешного доходит, был свидетелем как японец с плохим английским, для которого нет разницы в звуках Б и В, выступал переводчиком в разговоре двух новозеландцев, разделенных сотней километров, говорящих по английски.
№26 SV_Guss 26 декабря 2015 06:13
+2
А еще Ноам Хомский всю свою долгую жизнь обличает американский империализм и израильский сионизм.
PS Это был оффтоп :) Просто люблю послушать старичка на ютюбе.
№27 Война 26 декабря 2015 07:39
+2
Лично знаком с семьей , выходцы из Латвии, В Израиле родили сына семья исключительно русско говорящая. Малец вырос и пошел в школу в Израиле, но когда он начинал говорить сразу было понятно , что он латыш. Причем сильный акцент, проявлялся как на русском так и на иврите.
----------
Мы любить Россию не просили,
Ваша нелюбовь к нам - не беда.
Если вам не нравится Россия,
То дорога нах.. - воон туда!
№28 Исаак Мендель 26 декабря 2015 08:30
+1
© Язык ,изначально это система "Свой - Чужой".В разных комбинациях.
Этим и пользуются мошенники,лавочники,политологи,телеведущие и прочая рекламная муть.
Включая Акунина и других рядовых граждан.Хотят быть "Своими".
Несомненно, пальма первенства принадлежит жидомутантам.
Опасайтесь этих сирен сладкоголосых.
Как только идентифицировал,что перед тобой замаскированный
мутант-залей уши воском.
№29 Паргелий 26 декабря 2015 08:39
+2
Чудак человек. Откуда взяться реакции при отсутствии смысла? Мозг просто игнорирует подобное вбрасывание по факту отсутствия смысла для реакции. Формулировка и постановка экспериментов убыточна по факту невозможности утвердительно интерпретировать полученные данные. Ну хотябы старался.
№30 oyko2009 26 декабря 2015 09:09
-1
Цитата: Prov
Вообще английски язык слабый до невозможности.

Вы это серьезно? Делить языки на слабые и сильные, хорошие и плохие не стоит в принципе, не буду развивать мысль по причине ее очевидности.
Кстати, помимо того, что Хомский выдающийся лингвист и психолог, он известен как яростный критик американской политики. Читать статьи, в которых он костерит идеологов теории американского превосходства, одно удовольствие.
№31 Inlex 26 декабря 2015 11:29
+3
У меня жена обладает "врожденной грамотностью". Знает где ставить запятые и как правильно писать и произносить ставить ударение. На уроках русского языка в школе никогда ничего не учила, но была под риском так как нужно было правила рассказывать на уроках, а она ленилась так как уже знала как правильно писать. Но тут обратно проблема. Ей непросто было излагать мысли, например написать на работе красивую служебную записку. И делал за нее это я, у меня это получается на "ура", так как был опыт на государевой службе. А у меня проблема с грамматикой. Вообщем мы друг друга отлично дополняем.

Про языки. Все очень просто. Схема проста. У каждого человека перед фразой формируется МЫСЛЬ, которая появляется в сознании по ситуации. Так вот, сама мысль имеет свой язык, это образ - и он у всех людей возникает одинаково в силу единства устройства человеческого мозга человека.

Дальше мысль проявляется через речь - то есть слова, которые произносятся с помощью звуков и правильной тренировки мышц языка в соответствии с правилами грамматики. То есть если предположить что в мозг человеку загрузить всю грамматику языка, то он навряд ли сразу заговорит поскольку мышцы языка не тренированы в нужном русле. Условно - как правильно сделать подъем переворот. Выучив правило поэтапно будешь знать - подтянуться немного, напрячь пресс, закинуть ноги, снова подтянуться, перемещая корпус к центру перекладины. А попробуй сделать? Не получится сразу никогда ибо нет мышечной тренировки. Или как трогаться с места за рулем. Тоже самое - не получится правильно почти никогда. Тоже самое. Всю теорию знают - а мышцы и их координация и усилия не натренированы.

Так вот. Как инопланетяне понимают нас? Им не нужен язык. Они считывают с мозга МЫСЛЬ, а она универсальна. Поэтому у них нет речевого аппарата, он им не нужен и общаются они телепатически - передачей мысли. А если есть язык - то сама мысль входит в грамматические рамки. Например фраза: Пошли домой. Это мысль "пошли домой" оформленная словарный запас и грамматику.

По грамматике. Почему дети легче усваивают иностранные языки. А потому что находятся в среде.А заставь их учить грамматику без языковой среды и они, поверьте, будут испытывать трудности наравне со взрослыми.

Сама мысль имеет, если очень грубо сказать, имеет свой язык, который представлен в голове образами. Например китаец без проблем может общаться с русским на уровне мыслей. Фраза "Пошли домой, на улице уже холодно" имеет аналог на языке мыслей -образов, которые предаются мысленно образом другому человеку, а приняв этот образ другой человек понимает эту мысль когда она пройдет в мозгу через свой личный языковой словарный запас и грамматику что станет понятным для этого человека.

Именно поэтому лекторы говорят что "надеюсь мне удалось донести до вас мою мысль". То есть мысль, оформленную через слова. НО сначала была мысль!

Мои мысли, так сказать на эту тему.
№32 myshonok74 28 декабря 2015 17:45
0
У меня грамотность врожденная (?), хотя, думаю, все от количества прочтенных с 3,5 лет книг. Читала все подряд, что находила - начиная от магазинных вывесок и заканчивая БСЭ. В результате в школе ситуация была, как и у Вашей жены - правил не знала, но знала, как писать. Правда, с выражением своих мыслей, особенно в письменном виде, никогда проблем не было. Похоже, все дело в свойствах памяти - у одних она зрительная, увидев написание слова один раз, запоминаешь навсегда; а другим легче выучить правило и применить его. Хотя, у сына, например, как раз обратная ситуация - правила выучивает, а применять не может. Но это, КМК, издержки современного образования.
№33 снусмумрик 26 декабря 2015 13:01
0
Цитата: Inlex
У меня жена обладает "врожденной грамотностью". Знает где ставить запятые и как правильно писать и произносить ставить ударение. На уроках русского языка в школе никогда ничего не учила, но была под риском так как нужно было правила рассказывать на уроках, а она ленилась так как уже знала как правильно писать. Но тут обратно проблема. Ей непросто было излагать мысли, например написать на работе красивую служебную записку.

Вот и у меня то же самое. Разве что с пунктуацией не идеально. И, межу прочим, это реально проблема - мысли есть, а правильно выразить их не можешь, аж бесит. Синдром Кличко, блин. Сочинения - страх и ужас всей школьной жизни.
№34 Piter_only 26 декабря 2015 13:04
+3
Цитата: schula-mif
Некоторые-отстающие-упорно молчат, чтобы в два года начать говорить готовыми фразами, без предварительной их "обкатки" по речевому аппарату.

Я так делал.
Молчал до 2 и одного месяца. А потом заговорил чисто и без дефектов. А родители уже били тревогу, т.к. кроме трудно прлизносимых "ма", "па", "на", "дай" я ничего не говорил.
Но отстающим я никогда не был. У меня 2 инженерных образования с красными дипломами и медаль в школе...
----------
А зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь?
Нет. Никто.
Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю... выйдут пышные всходы... задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет.
Никто.
©М.А. Булгаков, "Белая гвардия"
№35 netbug 26 декабря 2015 13:36
+3
Анекдот-баян.
За столом ужинает семья: отец, мать, сын 15 лет. Сын с детства не разговаривает и тут он говорит: "Что-то сегодня пирожки подгорели". Родители в шоке. Мать, едва прожевав пирожок, спрашивает: "Сынок, ты разговариваешь? Что же ты молчал до этого времени?" Он - ей: "Ну, до этого вроде всё нормально было".
№36 orgonit7 26 декабря 2015 23:39
0
Эксперимент был поставлен ранее в Англии. Показывали картинки и говорили слово люди были разных рас и народов. Фиксировалась мозговая активность в речевом участке мозга. Так вот все без исключения на фото собаки реагировали на слово "ПЁС". Образы идут на русском, а уже размышление может идти на любом другом.